Какое значение имеют морские пути для развития страны кратко

Обновлено: 05.07.2024

Речной транспорт является важным звеном единой транспортной системы страны. Под Единой транспортной системой понимается совокупность различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки грузов и пассажиров и действующих как комплекс, в который входят: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный.

В Единой транспортной системе страны водный транспорт играет важную роль – он должен обеспечивать перевозки грузов в районах, непосредственно тяготеющих к внутренним водным путям, а также смешанные перевозки внешнеторговых грузов. Использование смешанных перевозок во многих случаях позволяет экономить валютные средства при внешнеторговых перевозках.

Особенно велико значение водного транспорта для Северных и Восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, густота сети внутренних водных путей в 2 раза больше, чем в среднем по РФ. Кроме транспортного обслуживания районов Сибири, Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах.

Место и роль водного транспорта в Единой транспортной системе страны во многом определяется его технико-экономическими особенностями:

· высокая провозная способность глубоководных путей;

· сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30 % дешевле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевозка нефти в 3 раза дешевле, леса — в 5 раз дешевле);

· удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, и в 15 — 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;

· меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт (в 10 раз);

· меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.

Относительные недостатки речного транспорта:

· сезонность работы (на юге — примерно 240 дней из-за обмеления рек, на севере —120—150 дней из-за ледостава). В США, Германии удельный вес речного транспорта выше, так как в странах навигация длится 10—11 мес. в году;

· невысокая скорость судов и доставки грузов;

· разобщенность речных бассейнов, расположенных, в основном, в меридиональном направлении;

· использование рек в естественном состоянии (неравномерность глубин, извилистость пути и др.).

Воднотранспортные соединения Европейской части России (Беломорско-Балтийский канал, Канал имени Москвы, Волго-Донской судоходный канал, Волго-Балтийский водный путь, глубоководный водный путь по Волге и Каме).

Включает вопросы: 4,5

Беломорско-Балтийский канал. Беломорско-Балтийском канал был построен за 20 месяцев и сдан в 1933 году. Беломорско-Балтийский канал соединяет Онежское озеро с Белым морем. Благодаря его сооружению судам не нужно огибать Скандинавский полуостров по северным морям чтобы попасть из Финского залива в Белое море. Построен силами заключённых ГУЛАГа.

Беломорско-Балтийский канал является частью Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России.

· Длина канала оставляет 227 км;

· Перепад уровней воды – 70 м;

· Включает 19 шлюзов;

· Средний напор 5-6 м;

· Размеры камер шлюзов: L(к.ш)×B(к.ш)×S(к.ш)= 135м×14,5м×4м.;


Волго-Донской судоходный канал. Сдан в эксплуатацию в 1952 году. Имеет только транспортное назначение. Соединяет Волжско-Камский бассейн с Озово-Донским. Берёт начало из Цимлянского водохранилища, из него и берется вода для функционирования (перекачивается насосами). Соединяется с Волгой ниже Волгоградского гидроузла на 10-12 км. Самый загруженный канал.

· Длина канала оставляет 101 км;

· Перепад уровней воды – 90 м;

· Включает 13 шлюзов;

· Средний напор 6-11 м;

· Размеры камер шлюзов: L(к.ш)×B(к.ш)×S(к.ш)= 145м×18м×4м.;


Волго-Балтийский водный путь (Мариинская система). Имеет только транспортное назначение. Соединяет Каспийское и Балтийское море. Есть один 2-х ниточный шлюз – Шекснинский. Особенность Волго-Балта состоит в том, что все шлюзы Балтийского склона, кроме Пахомовского, имеют одинаковую высоту - 13,5 метров, что позволило при строительстве использовать стандартные конструкции. Чёрным указан Волго-Балтийский водный путь.

· Длина канала оставляет 1100 км;

· Перепад уровней воды – 80 м;

· Включает 7 шлюзов;

· Средний напор 10-17 м;

· Размеры камер шлюзов: L(к.ш)×B(к.ш)×S(к.ш)= 280м×18м×4м.;



4. Канал имени Москвы и его комплексное назначение.

Канал имени Москвы (1937 г.) является звеном Единой глубоководной системы Европейской части России. Он соединяет Москву-реку с Волжско-Камским бассейном (Волгой, а по Волге и другим каналам можно попасть в Балтийское, Белое и Каспийское, Азовское и Черное моря).

Характеристики:

· Длина канала оставляет 128км;

· Перепад уровней воды – 50м;

· Включает 11 шлюзов;

· Средний напор 5-6м;


· Размеры камер шлюзов: ;

Канал имеет комплексное назначение:

3) санитарное обводнение реки Москвы и ее притоков (р. Яуза, р. Клязьма);

4) рекреация (создание условий отдыха).

Водохранилища: 1 - Хиимкинское; 2 – Клязьминское; 3 – Пяловское; 4 – Пестовское; 5 – Икшинское.

Шлюз №1 в составе Иваньковкого гидроузла, шлюзы №7 и 8 являются двухкамерными (для преодоления большого напора). : - водоснабжение, - санитарное обводнение.

Толчком для развития системы стал план ГОЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России), принятый в 1921 году.

Проект решал три основные проблемы:

1. Транспортную. Ежегодное обмеление Волги было замечено уже в конце XIX века, а судоходство из года в год росло. Комплекс гидроузлов позволял увеличить судоходные глубины до 3,5 м на всем протяжении водного пути, включая глубоководные выходы к Москве и Балтийскому морю. Это позволяло применять более экономичные крупнотоннажные суда. Дополнительную экономию давало спрямление фарватера на изгибах и уменьшение скорости течения.

2. Энергетическую. Набирающая обороты индустриализация в СССР, требовала все большее количество дешевой и удобной электроэнергии, которую могли дать волжские ГЭС.

3. Ирригационную. Обширные хлебородные районы степного Поволжья, периодически страдали от опустошительных засух (30 — 40 лет в столетие). Подъём уровня Волги и наличие электроэнергии, позволяли сделать ирригацию этих районов, избавиться от засух и поднять урожайность в 2 раза.


Требования, предъявляемые к водным путям.

Габариты судовых ходов, судопропускных и других сооружений на водном пути, а также глубины на нем должны соответствовать размерам, осадке и составам наибольших плавающих по нему судов и плотов. Судовым ходом называется непрерывная полоса водного пространства на входящих в состав водного пути реках, озерах, каналах, подпертых бьефах и водохранилищах, в пределах которой обеспечены заданные габаритная ширина и глубина.

У судопропускных сооружений на искусственных водных путях-судоходных шлюзов и транспортных судоподъемников-основными габаритными размерами являются длина и ширина их камер; глубина на порогах их должна соответствовать глубинам на судовых ходах. При пересечении водного пути сооружениями (мостами, линиями передач и др.) должны быть обеспечены достаточные пролеты и надводные габариты.

Для безопасного движения судов необходимо иметь достаточный слой воды между днищем судна и поверхностью грунта, а также на порогах судоходных сооружений.

Ширина судового хода на водном пути должна обеспечивать безопасные и достаточно удобные условия движения и расхождения наибольших судов, судовых и плотовых составов с полной грузовой осадкой при минимальном навигационном уровне воды.

Должны быть обеспечены оптимальные радиусы закруглений и уширения судового хода на кривых.

Главнейшей характеристикой водного пути является судоходная глубина hс, определяющая осадку судов Sc. Другие габариты водных путей, необходимые для пропуска по ним наибольших судов с этой осадкой, при современных рациональных отношениях длины и ширины их к наибольшей осадке судов обеспечиваются и на естественных, и на искусственных водных путях, как правило значительно легче, чем судоходные глубины.

Выправление русел рек.

Выправление участков русел рек – это использование размывающей и руслоформирующей способности речного потока.

Выправление русел связано с выполнением прорезей:

1) эксплуатационные прорези (90%)

· восстановительные – после прохождения половодья из-за наносов

· ремонтные – выполняются в период межени

2) капитальные прорези – организуются при обстоятельствах, мешающих судовому ходу (большая заносимость наносами, скорость и ее направление)

1) перекат – перевал


2) перекат с затонской частью.


3) перекат – россыпь


4) сложные перекаты – комбинация из первых трех

1) Верхняя плёсовая лощина

2) Нижняя плёсовая лощина

3) Нижний побочень (песчаная отмель (коса))

4) Верхний побочень

6) Затонская часть

Шлюзование рек.

Шлюзованием реки называется увеличение судоходных глубин возведением на ней ряда гидроузлов, повышающих уровни воды в реке. Преодоление судами сосредоточенных перепадов уровней воды осуществляется через входящие в состав гидроузлов судопропускные сооружения — судоходные шлюзы или судоподъемники.

В судоходных шлюзах суда переходят из верхнего бьефа в нижний и обратно через камеры, уровни воды в которых выравнивают в соответствующей последовательности с уровнями верхнего и нижнего бьефов. В судоподъемниках камеры вместе с находящимися в них судами перемещают между уровнями воды в бьефах по наклонным путям или по вертикальным направляющим


В состав гидроузла также может входить судоходная плотины перекрытая различными затворами (тканевая, ферма Пуаре, крышевидная и т.д.)


Гидравлические расчеты.

Целью гидравлического расчета является установление основных размеров элементов водопроводной системы шлюза, при которых будут обеспечены наполнение и опорожнение камер в течение определенного времени, отвечающего пропуску через шлюз заданного грузооборота, при удовлетворительных условиях отстоя и маневрирования шлюзующихся судов, а также надежной работе конструкций и оборудования.

· Средняя площадь камеры:

= 1,1 ∙ ∙


· находится по таблице допускаемых значений продольных гидродинамических усилий от величины водоизмещениея судна D

D = ∙ δ ∙ ∙ ∙ S ,

где – удельный вес воды, δ– коэф. полноты водоизмещения, – длина судна, - ширина судна, S – максимальная осадка судна

· Определение скорости подъема водопроводных затворов при равномерном их поднятии (из условия допустимой величины продольной гидродинамической силы)

≤ ∙ ,

где – площадь живого сечения камеры шлюза при минимальном уровне бьефа, – площадь смоченного миделя судна, – наибольший напор на верхние ворота, μ – коэффициент расхода водопроводной системы

= ∙

= β ∙ ∙ S,

где β = 0,99…1,0 – коэффициент миделевого сечения


= ∇НПУ - ∇пор ВГ

· Площадь отверстия при заполнении камеры из-под щита:

= ∙

= t ∙ = α ∙ ∙


– коэффициент, определяющий время наполнения камеры относительно общего времени шлюзования, t – время наполнения / опорожнения

· Определение времени наполнения камеры

Заканчивать открывание водопроводных затворов возможно

– время открывания затворов, – время затопления отверстия

а) =

б)


· Расчет опорожнения шлюза.

Площадь сечения водопроводных галерей по формуле:

,

где , – коэффициенты


По условиям маневрирования судов, в подходных каналах наибольшие скорости не должны превышать :


, где

- площадь миделевого сечения двух составов; - площадь канала на его прямолинейном участке:




Требования к расположению судопропускных сооружений в гидроузле.

При решении вопроса о плановом расположении судопропускных сооружений в напорном речном гидроузле большое значение оказывают местные природные условия, а также состав прочих сооружений. Судоходные шлюзы могут располагаться в узле различным способом.

Шлюз в речном русле применяется в узких долинах рек, не обладающих развитой поймой. Если створ гидроузла размещен на извилистом участке реки, то судоходный шлюз располагают в спрямляющем канале.

При пойменной компоновке гидроузлов оказывается возможным однобережное расположение, иногда за общей перемычкой всех бетонных сооружений, включая и судоходные шлюзы (например, Чебоксарский гидроузел). Такое решение экономично и выгодно в производственном отношении, так как требует при возведении сооружений лишь одной строительной площадки.

В отдельных случаях оказывается выгодным примыкать судоходные шлюзы к зданиям гидроэлектростанций (без промежуточной земляной вставки). Но при этом между ними должны быть раздельные бетонные стенки, которые ограждают подходные каналы шлюза в верхнем бьефе от волнения, а в нижнем бьефе - от больших скоростей течения.

В створе гидроузла по оси плотин может находиться верхняя или нижняя голова (рис. 1).

Лучшим расположением шлюза, исходя из статических условий его работы, считается такое, когда камера его находится в нижнем бьефе (рис. 1, а), однако в этом случае усложняются транспортные пересечения плотины и шлюза, которые приводят или к устройству мостового перехода через верхнюю голову с повышенными отметками проезжей части или же разводного моста.

Для решения вопроса о транспортных пересечениях судоходный шлюз выдвигают в верхний бьеф, что позволяет судам проходить под мостом при уровнях нижнего бьефа, а дорога для наземного движения более удобно проходит через весь гидроузел (рис. 1, б).


Рис. 1. Схема пропуска дорог через нижнюю голову судоходного

шлюза: а - камера шлюза в нижнем бьефе; б - камера шлюза в верхнем бьефе;1 - земляная плотина; 2 - здание ГЭС; 3 - водосливная плотина; 4 - судоходный шлюз; 5 - дорога; 6 - мост через шлюз.

Роль и значение водного транспорта в транспортной системе России.

Речной транспорт является важным звеном единой транспортной системы страны. Под Единой транспортной системой понимается совокупность различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки грузов и пассажиров и действующих как комплекс, в который входят: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный.

В Единой транспортной системе страны водный транспорт играет важную роль – он должен обеспечивать перевозки грузов в районах, непосредственно тяготеющих к внутренним водным путям, а также смешанные перевозки внешнеторговых грузов. Использование смешанных перевозок во многих случаях позволяет экономить валютные средства при внешнеторговых перевозках.

Особенно велико значение водного транспорта для Северных и Восточных районов страны, где сеть железных дорог недостаточна, густота сети внутренних водных путей в 2 раза больше, чем в среднем по РФ. Кроме транспортного обслуживания районов Сибири, Дальнего Востока, включая Арктику, речной транспорт выполняет сложные дорогостоящие перевозки по малым рекам в труднодоступных районах.

Место и роль водного транспорта в Единой транспортной системе страны во многом определяется его технико-экономическими особенностями:

· высокая провозная способность глубоководных путей;

· сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30 % дешевле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевозка нефти в 3 раза дешевле, леса — в 5 раз дешевле);

· удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на автомобильном транспорте, и в 15 — 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте;

· меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт (в 10 раз);

· меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности.

Относительные недостатки речного транспорта:

· сезонность работы (на юге — примерно 240 дней из-за обмеления рек, на севере —120—150 дней из-за ледостава). В США, Германии удельный вес речного транспорта выше, так как в странах навигация длится 10—11 мес. в году;

· невысокая скорость судов и доставки грузов;

· разобщенность речных бассейнов, расположенных, в основном, в меридиональном направлении;

· использование рек в естественном состоянии (неравномерность глубин, извилистость пути и др.).

Расположите перечисленные ниже гор в порядке увеличения абсолютной высоты их высочайших 2) большой водораздельный хребет 3) гималаи вершин начиная с гор наименьшей высоты 1) кордильеры

В школе "Олимпис" Илья выполнял тест. Мальчику нужно установить соответствие между материком и рекой, протекающей по нему.

Посчитайте, какой будет длина шоссе между двумя городами на карте с масштабом 1:20 000 000, если на карте с масштабом 1:5 000 000 она составляет 9 см: А-22,5 см Б-45 см В-4,5 см Г-2,25 см

Оцените значение морского транспорта для развития нашей страны.

Еще Петром І положено начало морскому флоту, первый император, как никто понимал его значение для развития державы. Рассмотрим его плюсы:

  • не высокая себестоимость перевозок;
  • не ограниченная пропускная способность морских путей (это вам не трасса);
  • возможность увеличения грузоподъемности при минимальных затратах.

Глядя на географическое положение России, напрашивается вывод, что морские пути незаменимы:

Северный морской путь называют Северным морским коридором, соединяющим европейскую часть России с российским Дальним Востоком. Кроме того – это кратчайший путь из Европы в Азию. Проходит он вдоль побережья Сибири и соединяет российские порты Дальнего Востока и устья северных рек в единую судоходную транспортную систему.

На востоке Северный морской путь ограничивает Берингов пролив, на западе – меридиан, расположенный севернее мыса Желания.

Протяженность этого пути составляет 5600 км. Основными портами являются:

  • Диксон,
  • Дудинка,
  • Игарка,
  • Бухта Провидения,
  • Тикси,
  • Певек.

Рисунок 1. Северный морской путь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Все порты Северного морского пути активно реконструируются, что позволяет значительно увеличить транспортный поток проходящих кораблей через эту Северную магистраль.

Шельфовая зона морей не более 200 м. Лед на морях присутствует на всем пути следования, а ледовая обстановка отличается межгодовой изменчивостью.

В зимний период здесь действуют антициклональные воздушные массы, а летняя атмосферная циркуляция противоположна зимнему периоду.

Англичане ещё в XVI веке предпринимали попытки пройти этим путем, но дальше Новой Земли пройти не смогли. Возобновление попыток произошло только в конце XIX века – шведский геолог и географ в 1878 г в одну навигацию сумел добраться до берегов Чукотки, где остановился на зиму.

Позже подобные проходы совершили норвежец Ф. Нансен в 1893 г и русский исследователь Э. Толль в 1901 г.

Готовые работы на аналогичную тему

Успешные проходы позволили тогдашним властям оценить потенциал этого пути и перспективы развития северных регионов страны.

Экспедиция ледокола Челюскин, предпринятая в 1933 г была не совсем удачной, ледокол был зажат льдами, а первая транспортная поставка осуществилась только в 1935 г из Ленинграда во Владивосток.

Использовался Северный морской путь в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, хозяйственной и военной провизии в Баренцево море из Тихого океана.

За годы войны по этому маршруту перевезли более 4-х млн. тонн грузов, прошли сотни кораблей.

Доступным для международного судоходства СМП стал доступным с 1991 г, но зарубежные компании начали его освоение спустя 15 лет.

Перспективы развития Северного морского пути

Развитие инфраструктуры СМП требует увеличения объема грузоперевозок на первом этапе до 2024 г. Их осуществление в основном будет происходить в западном направлении – в этом ключе работают российские и западные компании.

Увеличение объема грузопотоков требует модернизации и расширения производственных мощностей некоторых портов и строительства новых.

По плану намечено развитие порта Мурманск, модернизация которого увеличит его мощность на 18 млн. тонн. Идет модернизация Архангельского порта и планируется реконструкция Архангельского подходного канала.

Проект глубоководного района морского порта Архангельск включает два специализированных и 4 универсальных морских терминала. Их общая мощность составляет 38 млн тонн, подъездную железную и автомобильную дороги.

Идет освоение на территории Чукотки крупнейшего медно-порфирового месторождения, где одним из инвесторов выступает Казахстан.

Переработка руды в год составит общей мощностью 60 млн. тонн. Производство должно быть запущено в 2022 г.

Построенный ещё в 50-е годы порт Певек модернизируется – идет реконструкция двух причалов, а источником финансирования является федеральный бюджет.

Это далеко не все российские проекты по дальнейшему развитию Крайнего Севера страны и Северного морского пути.

Чтобы потенциал Северного морского пути был полностью реализован, требуются нестандартные технологические решения и, прежде всего, постройка ледоколов и портовой инфраструктуры в районе с очень низкими температурами – Россия в этом является беспрецедентным лидером.

Значение Северного морского пути для России

Россия в этом регионе стремится продвинуть свои экономические интересы.

Арктика – это место крупнейших доказанных, но не освоенных запасов углеводородов, большая часть которых находится в России.

Северный морской путь решает многие задачи и главной из них является задача обеспечения местного населения необходимыми ресурсами для построек и эксплуатации, особенно горнодобывающих комбинатов. Вторая задача связана с освоением природных богатств северных территорий.

Кроме этого Северный морской путь является одним из ключевых моментов развития взаимоотношений со странами, которые заинтересованы в разработке полезных ископаемых и в быстрой доставке грузов.

В развитии Северного морского пути Россия сотрудничает и с Республикой Корея.

Северный морской путь является альтернативой Суэцкому каналу, а глобальное потепление – это положительный природный фактор, считают эксперты, привлекающий внимание к Северному морскому пути как транспортной магистрали.

Привлекательными факторами Северного морского пути являются и такие как срок доставки грузов, который сокращается до 35 дней вместо 48 суток, что значительно экономит топливо и сокращает транспортные издержки, а плата за проход судов отсутствует, кроме ледокольного сбора.

Важным для России является и военно-стратегическое значение Северного морского пути. Угроза для России с севера никуда не исчезла, она просто усложнилась и трансформировалась.

Что касается США, то руководство страны рассматривает Арктику в целом и Северный морской путь в частности, как один из плацдармов глобальной системы противоракетной обороны.

США стремится взять под свой контроль воздушную, надводную, подводную обстановку в Арктическом секторе и в Северном морском пути.

Несмотря на то, что стратегическая обстановка в этом районе относительно стабильна, но потенциальная военная опасность существует.

Ее обусловливают следующие факторы:

  • Вопросы континентального шельфа и экономических зон в Арктике ещё не урегулированы;
  • Стремление руководства Норвегии сократить присутствие русских на острове Шпицберген и в перспективе полностью вытеснить Россию с архипелага, изменив статус острова как демилитаризованной зоны;
  • Стремление, прежде всего, США, а также Норвегии, Японии, Канады, превратить Северный морской путь в международную транспортную магистраль;
  • Наращивание присутствия США в Арктическом регионе;
  • Подготовка НАТО присутствовать постоянно в Арктическом регионе и на трассе Северного морского пути.

Полностью и надежно прикрыть Арктическое направление от возможных военных угроз, России пока сложно с практической точки зрения – нет достаточных средств, сил и необходимой для этого оборонной инфраструктуры.

Читайте также: