Доу как система может быть классифицирована как динамическая система

Обновлено: 05.07.2024

- педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).

Пространство развития ребенка:

- дополнительное образовательное пространство;

- социальная ситуация развития;

Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.

На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.

Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:

- структурной организации социального заказа в области дошкольного образования (уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);

-смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация;

- эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационное программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);

- смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.

1.3 ДОУ в режиме развития

Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.

Режим функционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

В таблице 1.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ

Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режиме развития.:

1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.

2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности.

3. Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.

4. Присутствуют показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

Обновление состояния ДОУ связывается с основными аспектами изменения его системных качеств. К ним можно отнести указанные пространства развития, а также уровни их сформированности и согласованности в жизнедеятельности учреждения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тест оценка освоения теоретического курса профессионального модуля №1

Задание. Выберите правильный ответ.

1.На современном этапе развития общества управление рассматривается как:

А. сознательное, целенаправленное воздействие на организацию с целью приведения направления и темпов ее развития в соответствие с действием объективных общественных законов на микро- и макро-уровне

Б. деятельность, способствующую получению максимальной прибыли организации

деятельность по достижению определенных целей, в основе которой находится взаимодействие людей, согласование их действий

В. процесс воздействия организации на окружение

А.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Б. Временные требования к стандарту

В. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

3. Степень удовлетворенности родителей результатами сотрудничества с детским садом выявляется в результате анализа ….

А. мнения потребителей и представителей окружения ДОУ

Б. показателей продаж

В. объема рыночной доли

Г. эффективности маркетинговой деятельности

4. Руководитель инициативного типа ….

А. руководствуется принципами деятельности, выработанными другими.

Б. стремится сосредоточить все рычаги управления в своих руках.

В. вырабатывает принципы деятельности для своих подчиненных и для всего учреждения.

Г. стремится управлять шаблонно даже в критических ситуациях.

5. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры…..

А. могут содержать условия, снижающие уровень прав работников, установленных трудовым законодательством;

Б. не могут содержать условия, снижающие уровень прав работников, установленных трудовым законодательством.

6.Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый между работниками и работодателем называется (убрать лишнее):

А. трудовым договором;

Б. коллективным договором;

В. двусторонним договором;

Г. трудовым соглашением.

7.Договор, заключаемый с работником при приеме на работу:

В. трудовой

8.Современная организация ДОУ определяется как:

А. изолированная система, деятельность которой направлена на достижение конкретных целей в результате отсутствия взаимоотношений с окружением

Б. система, основывающаяся на определенной структуре отношений между людьми, сознательно установленных на базе интегративных ценностей, которые выполняют координирующую функцию при достижении организационных целей

В. хаотичное объединение людей, создающееся только лишь для удовлетворения личных целей ее членов

9. Выбор форм планирования обусловлен (укажите лишнее):

А. содержанием, которое планируется

Б. предпочтением руководителя, насколько она ему удобна в работе

В. временным периодом, на который осуществляется планирование

Г. жесткими регламентациями вышестоящих организаций

10. Предварительная подготовка к выступлению включает (уберите лишнее):

А. подготовка слушателей к выступлению;

Б. продумывание и выбор темы;

В. сбор необходимого материала;

Г. написание текста и репетиция выступления.

11.Деловое совещание – это:

А. такой вид управленческой деятельности, когда определенное количество участников собирается в заранее оговоренном месте в обусловленное время для обсуждения и принятия решений по заранее поставленным вопросам

Б. один из высокоэффективных, трудоемких методов управления, проводится для рассмотрения самых актуальных вопросов, требующих выработки коллективных решений

В. метод расширения управленческих возможностей руководителя путем передачи части прав и обязанностей подчиненным

А. тренированность нервной системы

Б. повышение работоспособности

В. соблюдение распорядка жизнедеятельности

Г. создание собственного имиджа

13.Основополагающий законодательный документ, определяющий сферу компетенции и ответственности образовательного учреждения -

А. Трудовой кодекс Российской Федерации;

В. Гражданский кодекс Российской Федерации;

Г. Все ответы верны.

14.Документ в обязательном порядке определяющий компетенции учредителя образовательного учреждения:

А. Устав образовательного учреждения;

Б. Типовое положение об образовательном учреждении;

Г. Приказ, изданный по этому поводу собственником или органом, уполномоченным им.

15.Максимальный испытательный срок при приеме на работу предусмотренный законодательством для педагогических работников:

А. Не более 3 месяцев для всех категорий;

Б. Не более 6 месяцев для всех категорий;

В. Для рядовых работников – не более 3 месяцев, для руководителей и их заместителей, главных бухгалтеров – не более 6 месяцев;

Г. Продолжительность испытаний законодательством не регламентируется

16.Срок хранения личного дела работника после его увольнения:

Г. постоянное хранение.

17.К группе документов по личному составу относится:

А. должностная инструкция;

Б. штатное расписание;

18.Документ, содержащий сведения о результатах деятельности за определённый период – это….

19.Штатное расписание – это …

А. документ, определяющий должностные обязанности;

Б. документ, определяющий структуру, численность и должностной состав работников организации с указанием должностных окладов;

В. документ, определяющий структуру, численность и должностной состав работников с описанием их рабочих мест;

Г. список сотрудников, отражающий должностной состав работников и их личные данные.

20. Документ, содержащий указание должностных окладов:

А. штатное расписание;

Б. должностная инструкция;

В. положение об организации;

Г. устав организации.

21.Трудовая книжка на лиц, впервые поступивших на работу заводится

А. в первый день работы;

Б. не позднее недельного срока после начала работы;

В. не позднее месяца с начала работы.

22.В текст должностной инструкции не включаются

А. должностные обязанности;

Б. права работника;

В. ответственность работника;

Г. размер должностного оклада.

23.Инструкция – это….

А. документ, содержащий правила, регламентирующие организационные, научно-технические, финансовые и иные специальные стороны деятельности предприятия;

Б. документ, содержащий правила, определяющие правовое положение организации, её права и обязанности;

В. документ, определяющий структуру и численность должностного состава предприятия;

Г. документ, определяющий структуру, функции и права предприятия.

24.Должностная инструкция – это…

А. документ, издаваемый Правительством Российской Федерации в целях регламентации организационно-правового положения работника;

Б. документ, издаваемый организацией в целях регламентации организационно-правового положения работника;

В. документ, издаваемый организацией, в котором регламентируются условия труда работника;

Г. документ, издаваемый организацией, в котором регламентируется размер должностного оклада.

25.Акт — это….

А. документ, подтверждающий факты, события, действия

Б. документ информационного характера, содержащий описание производственной деятельности организации

В. документ, адресованный руководителю организации и информирующий его о сложившейся ситуации, имевшем место факте

26.Текст приказа по личному составу обязательно заканчивают……

А. указанием сроков действия приказа

Б. назначением ответственного за исполнение приказа

В. ссылкой на документ, послуживший основанием для издания приказа

27.Интерактивная форма методической работы:

Б. деловая игра

28.Содержание образования в дошкольном образовательном учреждении определяется:

А. Уставом учреждения;

Б. Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

В. Основной общеобразовательной программой дошкольного образования;

29.Стратегическое направление развития дошкольного учреждения определяет:

А. орган управления образование

Б. Совет педагогов

В. местное сообщество

Г. попечительский совет

30.Законодательство устанавливает для педагогических работников:

А. полную 40-часовую рабочую неделю;

Б. сокращенную 39-часовую рабочую неделю;

В. сокращенную 36-часовую рабочую неделю;

Г. сокращенную 32-часовую рабочую неделю.

31.По определению К.Ю. Белой, методическая работа - это

А. часть системы непрерывного образования

Б. специальный комплекс практических мероприятий, базирующихся на научной основе, оказание своевременной помощи учителю, воспитателю

В. деятельность по созданию такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива

32.Один из важнейших факторов, влияющий на выбор видов и форм методической работы в дошкольном образовательном учреждении:

А. высокопрофессиональная творческая работа старшего воспитателя

Б. уровень профессиональной компетентности воспитателей

В. желание и устремление воспитателей к инновационной деятельности

Г. развивающая среда ДОУ

33.Система исследовательских операций, направленных на выявление причин определяющих результаты педагогического процесса:

Б. педагогический анализ

В. выявление и формулировка проблемы

34.Результативность проведенного педсовета оценивается…

А. актуальностью темы

Б. содержанием выступлений

В. отношением воспитателей к обсуждению проблем

Г. конкретностью принятых решений

А. за пределами утвержденных основных образовательных программ

Б. с разрешения учредителя

В. если это установлено уставом дошкольного образовательного учреждения

36.Конфликт – это ..

А. установление отношений между людьми

Б. способность сопереживать друг другу

В. крайняя форма обострения противоречий

37.Универсальные причины конфликта:

А. неудовлетворенность потребностей

Б. несовпадение интересов

В. различие в ценностных ориентациях

Г. все ответы верны

38.К информационным технологиям разрешения конфликтов принадлежит..

А. устранение слухов

Б. обеспечение ровного психологического климата

В. снижение социальной напряженности

39.Под управлением конфликтом понимается…

А. целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее

Социально – значимых задач

Б. постоянное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее его разрешение

В. воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение его задач

40. Объективные причины конфликта связаны с…

А. нехваткой ресурсов

Б. духовным обнищанием

В. крахом идеологии

41. Под предметом конфликта понимается….

А. объективно существующие противоречия по поводу использования тех или иных ресурсов

Б. объективно существующая или мыслимая проблема, служащая причиной разногласия между сторонами

В. объективно существующие разногласия и проблемы по поводу разделения власти между сторонами

Вставить пропущенное слово

1.ФГОС – это совокупность трёх групп Требований: к основной образовательной программе, к условиям реализации основной образовательной программы, к РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ………

2.Ориентация в педагогическом процессе на личность как на цель, субъект, результат является сущностью ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО… подхода

3. Воспитание детей является обязанностью …РОДИТЕЛЕЙ…….

4.Основой для разработки и реализации основной образовательной программы ДОУ является ……..ФГОС ДО

5.Содержание образования в детском саду определяется …ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ………

6. …КОНТРОЛЬ………..система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов

8.Педагогические советы подразделяются на установочные, ТЕМАТИЧЕСКИЕ……. итоговые.

9. Повседневный контроль за соблюдением требований санитарных правил осуществляет …МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ…….дошкольных образовательных организаций

10.Образовательное учреждение вправе вести образовательную деятельность с момента …ПОЛУЧЕНИЯ ЛИЦЕНЗИИ……..

- педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).

Пространство развития ребенка:

- дополнительное образовательное пространство;

- социальная ситуация развития;

ВложениеРазмер
Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы Пространство развития ДОУ: - кадровое, инфо 31.34 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД КАК ОТКРЫТАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

ДОУ как система – сложное социопсихопедагогическое образование, состоящее из совокупности системообразующих факторов, структурных и функциональных компонентов, условий функционирования.

Системообразующие факторы представлены целью, концепцией и программой развития, парциальными программами, фиксирующими совокупность ведущих идей, цель и результаты деятельности ДОУ.

Структурными компонентами являются управляющая и управляемая системы, их состав (воспитатели, родители, дети), а также технологии деятельности субъектов всех уровней управления для реализации программного содержания в ДОУ.

Условия функционирования определяются существующими пространствами деятельности ДОУ – медико-валеологическим, социальным, психологической и педагогической средами, временными рамками и психофизиологическими особенностями участников воспитательно-образовательного процесса.

Открытость ДОУ как системы определяется по пространствам развития, которые существуют в учреждении, а также по динамике их изменений. Характеристиками открытости ДОУ могут выступать: степень соответствия его состояния, механизм саморегуляции и реакции на изменения окружающей среды (приспособление или сверхадаптивная активность), тип и степень регламентированности системы управления (традиционная или инновационная, преобладание вертикальных или горизонтальных связей) и др.

Основным результатом функционирования открытой системы становится успешное взаимодействие с социумом, осваивая который, ДОУ само становится мощным средством социализации личности.

Выделенные пространства необходимы и на сегодняшний день, как правило, достаточны для обеспечения высоких результатов воспитательной деятельности в ДОУ.

Пространство развития ДОУ состоит их трех взаимосвязанных пространств его субъектов: воспитателей, родителей и детей. Основной структурной единицей в нем является взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.

Рассматривая специфику функционирования системы, можно увидеть направленность и назначение выделенных пространств развития всех субъектов: родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности, воспитатели реализуют образовательные услуги на уровне государства, дети становятся потребителями оказываемых ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.

Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как открытой развивающейся системы

Пространство развития ДОУ:

- кадровое, информационное обеспечение;

- материально-техническая база, ресурсы;

Пространство развития родителей:

- включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности);

- преемственность и единство требований ДОУ и семьи;

- взаимоотношение родителей в семье;

- стиль воспитания в семье;

Пространство развития педагогов:

- система стимулирования и мотивации;

- мастерство и профессионализм;

- педагогическое сообщество (социально-психологический климат в коллективе, сплоченность).

Пространство развития ребенка:

- дополнительное образовательное пространство;

- социальная ситуация развития;

Логика развертывания процессов развития в каждом из пространств заключается в смене этапов и уровней развития: адаптация, интеграция, индивидуализация. Эти этапы, с одной стороны, свидетельствуют о непрерывности и количестве трансформации изменения того или иного пространства развития дошкольного учреждения.

На этапе адаптации обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития педагогов, родителей, детей, создаются условия для перевода их с позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности.

На этапе индивидуализации осуществляется анализ степени обособленности личности педагога, родителя, ребенка в соответствующем интегрированном сообществе и определение потенциала развития в процессе максимального раскрытия индивидуальной сущности субъектов.

Интегрирование названных пространств позволяет разработать механизм комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития каждого субъекта, реализуемый в логике:

- структурной организации социального заказа в области дошкольного образования (уровни: федеральный, национально-региональный, внутриконституционный);

-смены этапов и уровней развертывания сущностных сил субъекта: адаптация, интеграция, индивидуализация;

- эволюции ведущих видов управления в ДОУ (традиционное, мотивационное программно-целевое, соуправление, рефлексивное, самоуправление);

- смены ведущих форм взаимосвязанной деятельности субъектов процесса развития ДОУ: воздействие, взаимодействие, самовоздействие.

ДОУ в режиме развития

Режим развития – целенаправленный, закономерный, непрерывный, необратимый процесс перехода учреждения в качественно новое состояние, характеризующийся разноуровневой организацией, культуротворческой направленностью и постоянно расширяющимся потенциалом роста.

Режим функционирования – процесс жизнедеятельности ДОУ, направленный на стабилизацию какого-либо состояния, характеризующийся цикличным повторением, воспроизводством накопленного опыта и использованием наработанного потенциала.

Многими исследователями развитие ДОУ связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

В таблице 1.1. представлены сравнительные характеристики режимов жизнедеятельности учреждений, которые служат ориентирами в управлении инновационными процессами, позволяющими перевести учреждение из традиционного режима в инновационный.

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ

Цели и задачи управления

Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала

Обновление компонентов воспитательно-образовательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности

Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью

Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение и инициативы.

Научные концепции управления, подходы

Эмпирический, основанный на личном опыте

Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития

Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы

Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов

Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях

Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях

Использование традиционных идей, учебных предметных планов и программ

Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств

Обеспечивают стабильные результаты

Личностно-ориентированное воспитание и образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов

Организация воспитательно-образовательного процесса

Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения

Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ –школа - ВУЗ

Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу

Типовые документы становятся основой для разработки собственных

Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов воспитания и обучения

Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов

Традиционные учебные программы и планы

Инновационные, авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов

Бюджетное и внебюджетное

Организация базового процесса на имеющихся материалах

Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития

Существует несколько признаков, по которым можно определить, находится ли ДОУ в режиме развития.:

1. Актуальность (значимость и своевременность) проводимой работы, направленной на выработку практических мер для решения серьезной проблемы.

2. Включенность в поисковую деятельность большинства педагогов; инновационный потенциал и климат в коллективе, а так же баланс интересов всех участников инновационной деятельности.

3. Характеристика результатов: эффективность, продуктивность, оптимальность.

4. Присутствуют показатели инновационного развития: устойчивость, воспроизводимость, качественная трансформация системы управления, всех компонентов целостного педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ.

Обновление состояния ДОУ связывается с основными аспектами изменения его системных качеств. К ним можно отнести указанные пространства развития, а также уровни их сформированности и согласованности в жизнедеятельности учреждения.

Современные тенденции развития дошкольного образования

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании учреждения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ – основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования (табл.1.2.).

Современные тенденции в развитии дошкольного образования.

Сопровождение и обеспечение

Рефлексивное. Соуправление. Самоуправление.

Личностно-ориентированный, личностно-деятельностный подходы.

Расширение комплекса услуг для удовлетворения потребностей и интересов личности.

Расширение состава коллективного субъекта управления. Расширение горизонтальных связей.

Новые отношения и позиции:

-возможность гибкой смены позиции объекта и субъекта каждым участником.

Расширение полномочий и состава субъектов воспитательно-образовательного процесса

Расширение типов и уровней управления.

Индивидуализация и дифференциация. Вариативность в реализации образовательных услуг.

Расширение структур сопровождения:

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства ДОУ в режим поиска, что является переходным этапом на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития.

Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации соответствуют насущным потребностям и возможностям в ДОУ. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии дошкольных учреждений становится наиболее важным.

По мнению В.Т.Кудрявцева, положение, которое в настоящее время сложилось в дошкольном образовании, можно назвать умеренно-критическим в силу отсутствия вразумительных стратегий и доктрины развития дошкольного образования как отчетливой, жестко выраженной системы связанных воедино социальных, организационных, экономико-финансовых, психолого-педагогических и прочих приоритетов. Эти приоритеты должны определять реалистическую программу действий на исторически обозримый срок. Многолетние блуждения, связанные с разработкой государственного стандарта дошкольного образования, свидетельствуют о значимости этой проблемы.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет выделить ряд базовых тенденций в развитии системы.

Ведущим направлением гуманизации образования считается самоопределение личности в культуре, её приобщение к национально-культурным традициям, обогащенным современными идеями. Гуманизация проявляется в усилении внимания к личности каждого ребенка как высшей ценности общества, в формировании гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами (табл.1.2.).

Демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а так же широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием.

Диверсификация предполагает необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция данных оснований на воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по-новому представляет все его подсистемы. В связи с этим выделяется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

- человекосообразности (единство культуро- и природосообразности);

- целостности педагогического процесса и комплексности целей;

- активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления ДОУ предполагает многообразие видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов к соуправлению, рефлексивному управлению и самоуправлению.

Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

- демократизации и гуманизации;

- системности и целостности управления;

- взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);

- единоначалия и коллегиальности;

- объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности:

- совмещение инновационных программ с уже существующими;

- сосуществование представителей различных педагогических концепций;

- раскол педагогического сообщества;

- несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

- потребность в новом научно-методическом обеспечении;

- потребность в новых педагогических кадрах;

- приспособление новшеств к конкретным условиям;

- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

- проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

По В.Т.Кудрявцевой существует четыре ведущих направления инноваций ДОУ .

1. Рассмотрение дошкольного образования в качестве не подготовительной к школе ступени, а относительно самостоятельной, ценной, развивающейся и развивающей системы, направленной на амплификацию (обогащение) детского развития за счет возможностей, которые присущи дошкольным видам деятельности (творческий характер игры, активное восприятие сказок, различная продуктивная деятельность и т.д.). Культивируя творчество на занятиях и вне их, мы тем самым способствуем не только общему психологическому созреванию ребенка, но и созданию фундамента полноценной школьной готовности на основе развития творческих возможностей, интеллектуальных сил воспитанников. Достаточно просто внимательно относится к главной психологической особенности дошкольного возраста – продуктивному или творческому воображению, которое должно развиваться во всем многообразии детской деятельности. Развитие воображения связано с обретением человечности в самом широком смысле этого слова путем приобщения ребенка к культуре. Поэтому нужны образовательные программы, направленные на развитие воображения дошкольников.

2. Утверждение гуманных субъект-субъектных отношений в процессе равнопартнерского взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых посредством диалога в педагогическом процессе.

3. Развитие связи между практиками и теоретиками в области инноватики.

4. Широкая поисковая и экспериментальная деятельность, организуемая с позиции исследовательского подхода .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к.


"Детский сад как открытая система" проект

Данный материал поможет педагогам ДОУ в создании единого пространства "семья - детский сад".

Описание системы работы "ДОУ как открытая социальная система"

Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом, как одного из главного акцентного направления дошкольного образования. Идея социального пар.


В статье описывается какие современные требования к организации деятельности ДОО необходимо соблюдать, чтобы она являлась открытой системой.


Духовно-нравственное воспитание ребенка занимает особое место в работе детского сада. Материал статьи содержит опыт дошкольного учреждения по организации деятельности по приобщению дошкольников.


Роль детско - родительского клуба дошкольной организации в формировании открытой образовательной системы.

Роль детско - родительского клуба дошкольной организации в формировании открытой образовательной системы.


Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одноврем.

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – социально-педагогическая, открытая, динамическая и самоуправляемая система, основой целью которой является процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Понятие и компоненты ДОУ как образовательной системы

Образование – это целенаправленный и непрерывный процесс воспитания и обучения, состоящий из ряда последовательных ступеней, на каждой из которых осуществляют свою деятельность различные виды и типы образовательных учреждений.

Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование. Система дошкольного образования, в основном представлена государственными и частными дошкольными образовательными учреждениями.

ДОУ как система – это сложное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов.

К элементам образовательной системы ДОУ относятся:

Задачи и функции ДОУ

Основными задачами, стоящими перед ДОУ как образовательной системой являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • осуществление подготовки детей к обучению в школе;
  • сохранение и укрепление физического здоровья ребенка, формирование у него положительного отношения к занятиям физической культуры и ЗОЖ;
  • сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников;
  • создание условий, необходимых для комфортного пребывания детей в детском саду, их эмоционального благополучия;
  • создание условий, необходимых для полноценного развития личности ребенка, его творческого потенциала, удовлетворения потребностей в знаниях, согласно возрастным и психологическим особенностям;
  • организация работы, направленной на формирование у воспитанников навыков, необходимых для успешной социализации;
  • осуществление взаимодействия с семьями воспитанников, по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Образовательное пространство ДОУ должно способствовать свободному, полноценному и всестороннему развитию личности ребенка.

Функции ДОУ, направленные на реализацию поставленных задач:

  1. Материально-техническое обеспечение педагогического процесса необходимым оборудованием и материалами, согласно установленным нормам и требованиям.
  2. Рациональное построение режима дня. Режим дня должен быть гибким, учитывать возрастные особенности детей, время года и т.д., то есть создавать благоприятные и комфортные условия для пребывания детей в детском саду и для их развития.
  3. Осуществление подбора кадров, и расстановка их в соответствии с уровнем квалификации.
  4. Использование эффективных и актуальных методик и технологий реализации педагогического процесса.
  5. Построение воспитательно-образовательного процесса согласно учебным программам, которые разрабатываются непосредственно в рамках ДОУ, исходя из особенностей и потребностей воспитанников, а также возможностей детского сада.
  6. Осуществление эффективного управления деятельностью ДОУ (распределение должностных обязанностей, установление структуры управления, установление размера оплаты труда, доплат, надбавок, разработка Устава и иных локальных актов ДОУ и т.д.).
  7. Организация и реализация педагогического процесса в соответствии с законодательством, Уставом и лицензией ДОУ.
  8. Создание необходимых условий для медицинского обслуживания детей и организации питания детей в ДОУ.
  9. Осуществление внутреннего мониторинга качества реализуемых программ обучения, то есть качества предоставляемых образовательных услуг.
  10. Осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной Уставом ДОУ.

ФГОС дошкольного образования

Основная цель ФГОС: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования.

Стандарт решает задачи:

  • обеспечение разнообразия и вариативности образовательных программ, реализуемых детскими садами;
  • возможность разработки и внедрения авторских программ воспитания и обучения детей в рамках конкретного ДОУ;
  • формирование оптимальной социокультурной среды, направленной на воспитание и обучение детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Предметом ФГОС является регулирование взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

Во время разработки стандарта были учтены образовательные потребности детей дошкольного возраста, а также детей, имеющих различные отклонения в психическом и физическом развитии.

Читайте также: