Какие типы графических объектов могут использоваться в текстовом процессоре кратко

Обновлено: 02.07.2024

Сайт учителя информатики. Технологические карты уроков, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 4.4. Визуализация информации в текстовых документах

Информатика. 7 класса. Босова Л.Л. Оглавление

4.4.1. Списки

Ключевые слова:

Известно, что текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована — организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями (фотографиями, рисунками, схемами).

Современные текстовые процессоры предоставляют пользователям широкие возможности визуализации информации в создаваемых документах.

Всевозможные перечни в документах оформляются с помощью списков. При этом все пункты перечня рассматриваются как абзацы, оформленные по единому образцу.

По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки.

Элементы (пункты) нумерованного списка обозначаются с помощью последовательных чисел, для записи которых могут использоваться арабские и римские цифры. Элементы списка могут быть пронумерованы и буквами — русскими или латинскими (рис. 4.14).


Нумерованный список принято использовать в тех случаях, когда имеет значение порядок следования пунктов. Особенно часто такие списки используют для описания последовательности действий.

Нумерованные списки вы регулярно создаёте, заполняя в дневнике расписание уроков на каждый учебный день.

При создании новых, удалении или перемещении существующих элементов нумерованного списка в текстовом процессоре вся нумерация списка меняется автоматически.

Элементы маркированного списка обозначаются с помощью значков-маркеров. Пользователь может выбрать в качестве маркера любой символ компьютерного алфавита и даже небольшое графическое изображение (рис. 4.15). С помощью маркированного списка оформлены ключевые слова в начале каждого параграфа вашего учебника.


Маркированный список используют в тех случаях, когда порядок следования элементов в нём не важен. Например, в виде маркированного списка можно оформить перечень предметов, изучаемых вами в 7 классе.

По структуре различают одноуровневые и многоуровневые списки.

Списки в рассмотренных выше примерах имеют одноуровневую структуру.

Список, элемент которого сам является списком, называется многоуровневым. Так, оглавление вашего учебника информатики является многоуровневым (трёхуровневым) списком.

Списки создаются в текстовом процессоре с помощью команды строки меню или кнопок панели форматирования (рис. 4.16).


4.4.2. Таблицы

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов (граф) и строк. Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легкообозрима.

Правильно оформленная таблица имеет структуру, показанную на рис. 4.17.


Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц:

1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
2. Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовке соответствующей строки или столбца.
4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:

В ячейках таблиц могут быть размещены тексты, числа, изображения. Пример такой таблицы показан на рис. 4.18.


Созданную таблицу можно редактировать, изменяя ширину столбцов и высоту строк, добавляя и удаляя столбцы и строки, объединяя и разбивая ячейки. Вводить информацию в ячейки можно так: с помощью клавиатуры; копировать и вставлять заранее подготовленные фрагменты. В текстовых процессорах есть возможность автоматически преобразовать имеющийся текст в таблицу.

Внешний вид таблицы можно оформить самостоятельно, подобрав тип, ширину и цвет границ ячеек, цвет фона ячеек, отформатировав содержимое ячеек. Кроме того, отформатировать таблицу можно автоматически.

4.4.3. Графические изображения

Современные текстовые процессоры позволяют включать в документы различные графические изображения, созданные пользователем в других программах или найденные им в сети Интернет. Готовые графические изображения можно редактировать, изменяя их размеры, основные цвета, яркость и контрастность, поворачивая, накладывая друг на друга и т. д.

Во многих текстовых процессорах имеется возможность непосредственного создания графических изображений из наборов автофигур (графических примитивов). Также есть возможность создания красочных надписей с использованием встроенных текстовых эффектов.

Визуализировать числовую информацию, содержащуюся в таблице, можно с помощью диаграмм, средства создания которых также включены в текстовые процессоры.

Наиболее мощные текстовые процессоры позволяют строить разные виды графических схем (рис. 4.19), обеспечивающих визуализацию текстовой информации.


САМОЕ ГЛАВНОЕ

Текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована — организована в виде списков, таблиц, диаграмм, снабжена иллюстрациями (фотографиями, рисунками, схемами).

Всевозможные перечни в документах оформляются с помощью списков. По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки. Нумерованный список принято использовать в тех случаях, когда имеет значение порядок следования пунктов; маркированный — когда порядок следования пунктов в нём не важен. По структуре различают одноуровневые и многоуровневые списки.

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк. Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легкообозрима.

В современных текстовых процессорах предусмотрены возможности включения, обработки и создания графических объектов.

Вопросы и задания

1. Ознакомьтесь с материалами презентации к параграфу, содержащейся в электронном приложении к учебнику.’ Дополняет ли презентация информацию, содержащуюся в тексте параграфа?

2. С какой целью разработчики включают в текстовые документы списки, таблицы, графические изображения?

3. Для чего используются списки? Приведите примеры.

4. Сравните нумерованные и маркированные списки. Что у них общего? В чём различие?

5. Какой список называется многоуровневым? Приведите пример такого списка?

6. Какая информация может быть организована в табличной форме? Какие преимущества обеспечивает табличное представление информации? Приведите примеры информации, представленной в табличной форме.

7. Каких правил следует придерживаться при оформлении таблиц?

8. Какие графические объекты могут быть включены в текстовый документ?

9. Перечислите основные возможности текстовых процессоров по работе с графическими объектами.

Перечислите основные возможности текстовых процессоров по работе с графическими объектами.

вставка, удаление, масштабирование, размещение в тексте, привязка к тексту и к другим объектам текстового процессора. типа того. ))

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

В этой теме обсудим другие информационные объекты текстового документа: таблицы, графические изображения, формулы, фигурный текст. Эти объекты могут быть созданы непосредственно в среде текстового процессора или в других средах, а затем внедрены в документ.

Оглавление

3.4.1. Виды графики

Будем называть графикой рисунки, схемы, чертежи, цифровые фотографии, сканированные изображения, художественные надписи, полученные самыми различными способами.

Примечание.

В текстовый документ можно также вставить формулы, созданные при помощи специальной программы Microsoft Equation. Действия с формулой как объектом текстового документа такие же, как и с любым графическим объектом. Поэтому в данной теме формулу будем считать одним из видов графических объектов.

Несмотря на такое разнообразие типов графических изображений и способов их создания, существует два принципиально различных подхода к созданию компьютерной графики и соответственно два вида графики: растровая и векторная.

Изображение растровой графики представляет собой совокупность пикселей – маленьких цветных точек. Растровое изображение можно самостоятельно построить с помощью редактора растровой графики, путем сканирования бумажного изображения или с помощью цифрового фотоаппарата.

В растровом изображении можно получить очень точное отражение оригинала, за счет чередования точек различных оттенков. Это очень напоминает приемы художника по смешиванию красок для получения нужного оттенка. Особенно хорошо это можно разглядеть на цифровой фотографии, если рассмотреть ее под сильным увеличением.

Векторная или объектная графика представляет собой изображение, полученное из простейших геометрических фигур: отрезков, дуг, кругов, прямоугольников и пр., которые называются графическими примитивами. В Таблице 1 приведена сравнительная характеристика двух видов графики.

Таблица 1. Сравнительная характеристика видов графики

Растровая

Векторная

Построение

Из пикселей (точек).

Есть инструменты для рисования простейших геометрических фигур. Но каждая фигура после прорисовки становится простой совокупностью пикселей.

Из графических примитивов (объектов). Каждый примитив описывается формулами, запрограммированными в среде.

Технология построения

  • Выбрать инструмент.
  • Установить значения параметров
  • Нарисовать фигуру из пикселей
  • Выбрать инструмент
  • Нарисовать объект
  • Установить значения параметров

Редактирование

Можно изменить каждый пиксель в отдельности или некоторую совокупность пикселей. Например, если вы рисуете линию поверх уже нарисованного изображения, то меняются те пиксели, которые закрашивает линия.

Каждый объект в отдельности

Качество изображения

Возможны полутоновые переходы, что дает возможность построить изображение, близкое к художественному (реальному)

Всегда существует четкая граница объекта, что придает ему и изображению искусственный вид

Масштабирование

При сжатии фрагмента пиксели пропадают. При увеличении фрагмента пиксели появляются. Качество изображения портится.

При изменении масштаба каждый объект прорисовывается заново без потери качества

Объем занимаемой памяти

Кодируется каждый пиксель 1-3-мя байтами. Рисунок занимает много памяти.

Кодируется вид объекта и значения его параметров. Поэтому изображение занимает существенно меньше памяти.

Форматы файлов

BMP, TIFF, GIF, JPEG, PICT

Применение

Деловая графика: чертежи, схемы, эмблемы

Среда Word предоставляет возможность создать изображение векторной графики непосредственно в документе, используя инструменты панели Рисование.

Кроме этого можно вставить изображения, созданные заранее и сохраненных в виде файлов. Это точечные и векторные рисунки, созданные в различных графических редакторах, сканированные изображения, цифровые фотографии, а также картинки из коллекции клипов, поставляемой с пакетом Microsoft Office.

Для работы с готовым изображением предназначены инструменты панели Настройка изображения.

3.4.2. Положение графического изображения в тексте

Рис. 1. Рисунок как символ в тексте

Высота строки, в которой расположен рисунок, увеличивается на размер рисунка. Поэтому, как правило, в строке располагаются небольшие рисунки. Если надо вставить большой рисунок как символ в тексте, то лучше его поместить на отдельной строке. Рисунок, вставленный в текст, перемещается вместе с текстом при вставке перед ним других символов. Если рисунок расположен в отдельном абзаце, то чтобы расположить его по центру, надо задать соответствующее выравнивание этому абзацу.

Таблица 1. Виды обтекания рисунка текстом

3.4.3. Правила размещения иллюстраций в текстовом документе

При оформлении страницы с иллюстрациями следует придерживаться следующих правил:

Создание векторного изображения с помощью панели Рисование

Рис. 2. Меню Автофигуры

Среда текстового процессора Word имеет встроенную панель инструментов Рисование, которая позволяет создавать изображения векторной графики (Рис. 2). Чтобы включить панель Рисование надо щелкнуть на кнопку , расположенную на панели Стандартная или выбрать в меню Вид/Панели инструментов.

На этой панели расположены кнопки с основными графическими примитивами: Линия, Стрелка, Прямоугольник, Овал, Надпись, а также меню Автофигуры, которое содержит несколько групп дополнительных графических объектов (Рис. 2). Если захватить границу панели элементов автофигур и переместить, то это меню останется на экране в виде самостоятельной панели (Рис. 3).

Рис. 3. Панели элементов автофигур

Вы можете создавать рисунок внутри полотна. По умолчанию граница и фон полотна не отображены, однако к полотну можно применять форматирование, как к любому графическому объекту. Для работы с полотном можно также включить панель инструментов Полотно (выбрать в контекстном меню).

Полотно с рисунком может занимать положение в тексте и вне текста.

Чтобы завершить работу над рисунком надо щелкнуть вне полотна, чтобы продолжить – внутри полотна. После завершения работы полотно вместе с расположенными на нем объектами представляет единое изображение. Размеры полотна можно изменить по размеру рисунка, так чтобы не оставалось много пустого пространства.

Для каждой автофигуры существует набор параметров, которые можно изменить. Практически все автофигуры имеют границу и внутреннюю область (кроме линии и стрелки). Граница может быть замкнутая (для большинства автофигур) или незамкнутая (отрезки, дуги, кривые и некоторые другие). Для незамкнутых линий можно задать стрелки на концах. Для внутренней области можно установить цвет заливки и тип и цвет узора, а также добавить текстовую надпись.

Для многих автофигур можно изменить форму. Для этого на выделенном объекте появляется специальный маркер (небольшой желтый ромб) (Рис.5).

Рис. 5. Работа с автофигурой

На панели Рисование расположены кнопки изменения параметров: заливка, граница, тип линии, тип штриха, тип стрелки, тень, объем. Каждая кнопка является скрытым меню, в котором представлены все возможности изменения параметра.

В Таблице 2 представлены действия с графическим объектом.

Таблица 2. Действия с графическим объектом

Действие

Технология выполнения действия

Щелкнуть на объект

Удерживая клавишу Shift щелкать на объекты

Меню Правка, команда Выделить все

Для выполнения всех действий необходимо выделить один или несколько объектов

Выбрать значение в соответствующем меню

Создать копию объекта

  1. Выполнить команду Правка/Копировать
  2. Выполнить команду Правка/Вставить
  1. Поместить курсор внутри объекта, при этом он примет вид четырехсторонней стрелки
  2. Двигать мышь с нажатой клавишей

Изменить размеры объекта пропорционально по ширине и высоте

Переместить угловой маркер границы объекта

Изменить размеры объекта непропорционально

Переместить внутренний маркер границы объекта

  1. Щелкнуть правой кнопкой внутри объекта
  2. В контекстном меню выбрать команду Добавить текст

3.4.4. Команды меню Рисование

На панели Рисование расположено также меню Рисование . В нем содержатся действия, которые также можно выполнить с графическим объектом. Поясним назначение некоторых из них.

При создании рисунка из графических объектов они располагаются на полотне в виде слоев. Каждый новый объект появляется на переднем плане перед всеми остальными объектами.

Порядок расположения объектов особенно хорошо заметен при наложении одной фигуры на другую (Рис. 6). Пока объекты не заслоняют друг друга, порядок не важен. Однако, если необходимо частично закрыть одну фигуру другой, то можно изменить порядок расположения объектов командой Рисование/Порядок, так чтобы нужная фигура находилась на переднем плане.

Чтобы можно было графические объекты свободно перемещать по рабочему листу, рекомендуется отключить привязку к сетке (Рисование/Сетка/снять флажок/Привязать к сетке). Если привязка к сетке включена, то объекты перемещаются через определенные интервалы, и в этом случае бывает сложно согласовать положение двух объектов. В ранних версиях Word это меню называлось Действия.

Рис. 6. Наложение объекта

Предположим, вы нарисовали фигуру, а потом решили, что вместо нее лучше выбрать другую. Не стоит удалять эту фигуру и рисовать новую. Лучше воспользоваться командой Рисование/Изменить автофигуру.

Фигуры, части рисунка и рисунок в целом можно повернуть или сделать зеркальное отражение командами меню Рисование/ Повернуть/отразить.

Во время работы над рисунком рекомендуется группировать объекты. Группировка преобразует несколько объектов в единое целостное изображение. Оно становится новым объектом. Так можно создавать свои графические объекты, чтобы использовать их в дальнейшем. Объекты, составляющие это изображение уже невозможно сдвинуть друг относительно друга. Изменения параметров применяются одновременно ко всем составным элементам. Для группировки надо выделить несколько объектов и выполнить команду Рисование/Группировать. При необходимости сделать изменения отдельных элементов группы надо выполнить команду Рисование/Разгруппировать.

Создание и вставка в документ копии экрана

Существует еще один способ создания графических изображений. Операционная система Windows позволяет создать копию экрана монитора. Иначе говоря, все, что вы в данный момент видите перед собой на экране монитора можно поместить в буфер обмена в виде растрового изображения, а затем сохранить в графическом файле.

Для помещения копии экрана в буфер обмена надо нажать на клавиатуре клавишу Print Screen.

Чтобы сохранить рисунок в файле, откройте любой графический редактор растрового типа и вставьте в новый документ копию из буфера обмена. Сохраните файл.

Вы можете также вставить копию экрана непосредственно в текстовый документ, не сохраняя ее в файле.

Изображение видимой части экрана можно скопировать и создать на основе его рисунок, который затем использовать при оформлении пояснительной записки.

Создание копии экрана в виде рисунка

Нажмите клавишу PrintScreen (PrintScrn) на клавиатуре. Копия экрана помещается в буфер обмена.

Если нажать одновременно Alt + PrintScrn, то в буфер обмена помещается копия активного окна. Не всегда компьютер под активным окном понимает то, что хочется пользователю. Особенно в случаях, если в одной среде открыто несколько окон различного назначения.

Обработка копии экрана в графическом редакторе

Для того чтобы на основании копии создать и сохранить рисунок, надо открыть графический редактор и вставить туда копию из буфера обмена.

Рис. 7. Маркеры границ

Работая в графическом редакторе, вы можете обработать полученное изображение, например, удалить ненужные части рисунка, дорисовать и пр. Иногда из всей копии экрана требуется сохранить лишь небольшую часть, например, изображение панели инструментов среды. При подготовке рисунка следите, чтобы на рабочем поле не оставалось пустого пространства, не занятого изображением.

Вставка готового изображения в текст

В текстовый документ можно вставить готовое изображение, сохраненное в виде отдельного файла или из коллекции клипов, которая входит в состав пакета Microsoft Office.

Вставить созданный рисунок в текстовый документ можно двумя способами:

  • через буфер обмена из среды графического редактора;
  • из файла.

Вставка изображения через буфер обмена

  1. В среде графического редактора выделите рисунок полностью или какой-либо его фрагмент.
  2. Скопируйте в буфер обмена.
  3. Перейдите в документ текстового процессора (он должен быть открыт).
  4. Вставьте копию (Правка/Вставить).

Вставка рисунка из файла

  1. Откройте текстовый документ.
  2. Выполните команду Вставка/Рисунок/Из файла.
  3. Используя кнопку Обзор выберите нужный файл с рисунком. ОК.

В среде Word 2003 можно организовать свои коллекции клипов. Клипами называются файлы мультимедиа: рисунки различных форматов, фотографии, фильмы, звуки. Рассмотрим возможности вставки изображений.

Технология вставки клипа из коллекции в составе пакета Microsoft Office

  1. Выбрать команду Вставка/Рисунок/Картинки или щелкните по кнопке Добавить картинку на панели инструментов Рисование. Откроется Область задач и на ней панель Коллекция клипов. Откроется окно программы Коллекция картинок. В левой части окна представлен список всех коллекций клипов, установленных средой и созданных пользователем.
  2. Раскрыть коллекцию картинок Microsoft Office и просмотрите категории картинок.
  3. Выбрать нужный клип. Его изображение появится в правой части окна.
  4. Перетащить клип в открытый документ.
  5. Закрыть окно Коллекция картинок.

После вставки рисунка надо установить ему наиболее удобное положение по отношению к тексту (обтекание текстом).

Технология изменения положения рисунка (вида обтекания текстом)

Создание и вставка фигурного текста

3.4.5. Технология создания фигурного текста

  1. Щелкнуть на кнопке . Откроется окно Коллекция WordArt (Рис. 8).

Рис. 8. Коллекция Word Art

Рис. 9. Окно ввода и изменения текста

Рис. 10. Панель WordArt

В Таблица 3 описано назначение этих инструментов.

Таблица 3. Назначение инструментов WordArt

Окно Коллекция WordArt (Рис. 8) позволяет создать новый фигурный текст.

Открыть окно ввода и изменения текста (Рис. 9) и отредактировать текст, разбить его на части, изменить тип шрифта, размер и начертание.

Окно Коллекция WordArt (Рис. 8) позволяет выбрать другой стиль для данного объекта.

Окно Формат объекта WordArt позволяет изменить параметры границы (цвет, тип, толщина) и внутренней заливки (цвет, способы заливки) букв, установить положение объекта в текстовом документе.

Выровнять буквы по вертикали.

Установить вертикальное расположение текста в надписи.

Создание рисунка из графических объектов; Создание схемы из автофигур; Для самостоятельной работы; Создание и обработка копии экрана

Графические объекты: это любой нарисованный или вставленный объект, который можно редактировать и форматировать с помощью панели инструментов рисования (встроенным редактором графических объектов). Эти объекты являются частью текстового документа.

Автофигуры являются векторными рисунками. Векторные рисунки создаются из линий, кривых, прямоугольников и других объектов. Векторные рисунки сохраняются в формате приложения, в которых они создавались.

  • Автофигуры
  • Объекты Надпись
  • Объекты WordArt.

Рисунки в Word

Рисунки в Word являются изображениями, созданными из другого файла. Рисунки можно вставлять в документы Word, применив следующие методы: копирование, внедрение или связывание.

К рисункам в Word относятся: точечные рисунки, сканированные изображения, фотографии и картинки. Для изменения рисунков служат панель инструментов Настройка изображения и некоторые инструменты панели инструментов Рисование.

Точечные рисунки (растровые рисунки) – это рисунки, образованные набором точек. Точечные рисунки создаются в таких графических редакторах, как Microsoft Paint. К точечным рисункам относятся все сканированные изображения и фотографии. Точечные рисунки часто сохраняются с расширением BMP, PNG, JPG или GIF

Microsoft WordArt служит для создания фигурного текста. Существует возможность добавлять к тексту тень, наклонять, вращать и растягивать его, а также вписать его в одну из стан­дартных форм и тем самым придать ему вертикальную ориента­цию, волнообразный изгиб и т. д.

Для создания фигурного текста предназначена кнопка До­бавить объект WordArt на панели инструментов Рисование.

Стандартная схема построения рисунка WordArt такова. После нажатия кнопки Добавить объект WordArt появляется окно Кол­лекция WordArt , где необходимо выбрать один из стилей надписи.


Сразу после выбора стиля появляется окно для ввода текста надписи.

Кроме ввода текста в окне можно выполнить и простейшее форматирование: задать тип и размер шрифта, а также полужир­ное или курсивное начертание.

После закрытия окна изменения текста надпись, которую Вы ввели, переносится на экран, и становится доступным весь арсе­нал средств WordArt.

При изменении объекта WordArt очень важную роль играет окно форматирования, которое вызывается по нажатию кнопки Формат объекта WordArt .

Как и любой рисунок в документе Microsoft Word, объект WordArt может находиться внутри текста в различных состояни­ях. В окне Формат объекта WordArt отношение объекта к ос­тальному тексту определяется параметрами на вкладке Положе­ние .


В Microsoft Word имеется множество стан­дартных изображений, включающих геометрические фигуры, стрелки и др. Эти изображения получили название автофигур.

Читайте также: