Как по серии отличить грузовой пассажирский и маневровый тепловозы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первым тепловозам, построенным в 1924 году и последующим серийным локомотивам присвоены серии Щэл, Эмх, Оэл и Ьмх, означавшие, что тепловозы по мощности эквивалентны паровозам с теми же обозначениями; индексы ЭЛ и МХ соответствовали электрической или механической передаче. Нумерация как для опытных и серийных тепловозов тепловозов Ээл была общая. Все указанные тепловозы обозначались по системе нумерации 1912 года. Выпущенный примерно в это же время тепловоз ВМ20 получил обозначение по системе 1931 года. Буквы ВМ означают Вячеслав Молотов.

Для тепловозов, построенных после 1945 года, применено буквенно-цифровое обозначение серий, которое отличается от существовавших в то время обозначений серий электровозов и паровозов.

Буквенная часть серии тепловоза состоит из двух или трёх заглавных букв русского алфавита и цифр. Буквы серии тепловоза обозначают: первая Т — тепловоз; вторая Э — с электрической передачей, Г — с гидравлической или гидромеханической передачей; У - узкоколейный. Третья буква обозначает: П — пассажирский, М — маневровый, у грузовых тепловозов третья буква в обозначении серии отсутствует.

Таким образом серии тепловозов ТЭ1, ТЭ2, ТЭЗ, ТЭ4, ТЭ5, ТЭ7, ТЭ10, ТЭЗО, ТЭ40 построены на Харьковском заводе; ТЭ50, ТЭП60, ТЭП70, ТЭП75, ТЭП80 — на Коломенском; ТГ100, ТГ102, ТГ105, ТГ106, ТЭЮ9, ТЭ114, ТЭ116, ТЭ130 — на Луганском заводе.

Для импортных тепловозов обозначение серии начинается с буквы, указывающей страну завода-поставщика. Буква В указывает, что тепловоз строился в Венгрии (например, ВМЭ1), буква Ч — в Чехословакии (например, ЧМЭ3).

Для отдельных конструктивных изменений введены дополнительные буквы после цифровой части обозначения серии. Так тепловозы серии ТЭ10 имеют следующие основные разновидности: ТЭ10Л (вариант Луганского завода), более поздней постройки — ТЭ10В (с изменениями, произведёнными на том же заводе, когда он стал наз. Ворошиловградским), ТЭ10М (модернизированные). Первоначально в серии не указывалось, сколько секций составляют тепловоз. Двухсекционные тепловозы обозначались без отличий от односекционных. Например: двухсекционные: ТЭ2, ТЭЗ, ТЭ7, односекционные: ТЭ1, ТЭ10. В дальнейшем перед буквенной частью стали вводить цифры 2, 3, 4, которые показывают число секций тепловоза. Двухсекционные тепловозы: 2ТЭ10, 2ТЭ10Л, 2ТЭ10М, 2ТЭ10П, 2ТЭ116; трехсекционные: ЗТЭ10М; четырехсекционные: 4ТЭ10С.

В отдельных секциях тепловозов с одинаковыми номерами для их различия вводили дополнительные обозначения, например, буквы А, Б (так же поступали и с двухсекционными электровозами).

Исключением из описанной системы обозначений магистральных тепловозов являются тепловозы серий М62 и 2М62. Обозначение серии М62 дано по требованию первого заказчика этих тепловозов - Венгерской Народной Республики; в дальнейшем при поступлении этих локомотивов на железные дороги Советского Союза обозначение серии было сохранено.

Маневровые тепловозы с электрической передачей имеют в обозначении серии буквы ЭМ. Далее используются цифры, отведённые для магистральных тепловозов Харьковского завода, которые ми характеризуют его тип: ТЭМ1, ТЭМ2, ТЭМ5, ТЭМ6, ТЭМ7. Эксплуатируемым на железных дорогах зарубежным маневровым тепловозам присвоены серии ВМЭ1, ВМЭ2, ВМЭЗ, ЧМЭ2 и др., где буква В означает, что тепловоз построен на венгерских заводах, а Ч — на чехословацких заводах.

Как правило, обозначение серии начинается с буквы Т (тепловоз). Вторая буква указывает на тип передачи (Э — электрическая, Г — гидравлическая). Третья буква обычно говорит о назначении тепловоза (П — пассажирский, М-маневровый). Цифры указывают номер серии тепловоза.

На каком топливе работают тепловозы?

Дизельный двигатель тепловоза преобразует химическую энергию сгорания жидкого топлива или горючего газа (ТЭ4) в механическую энергию вращения коленчатого вала, от которого момент вращения, преобразуясь тяговой передачей, передаётся ведущим колёсным парам.

Чем тепловоз отличается от паровоза?

паровозы — локомотивы с поршневой паровой машиной; электровозы — с тяговыми электродвигателями, получающими энергию из контактной сети; тепловозы — с двигателем внутреннего сгорания, обычно дизельным, мощностью более 150 л.

Какие тепловозы относятся к маневровым?

  • Новейший маневровый тепловоз ТЭМ28.
  • Маневровый тепловоз ЧМЭ3-2908.
  • Маневровый тепловоз ТГМ4А-1993.
  • Мотовоз М К/2 15.
  • Контактно-аккумуляторный маневровый электровоз ВЛ26—005.
  • Маневровый электровоз ВЛ41—073.

Что такое магистральный локомотив?

Электровоз – это железнодорожное самоходное средство, силовая установка которого включает в себя тяговые электродвигатели высокой мощности, электропитание которых осуществляется от магистральной контактной сети через токоприемник, расположенный на крыше кузова.

Какой крутящий момент у тепловоза?

На режиме максимальной скорости крутящий момент равен 170 кГм при 2510 об/мин. Тяговый двигатель вместе с картером передачи имеет вес 2900 кг. Расход воздуха на охлаждение тягового двигателя составляет 120 м3/мин при противодавлении 150 мм вод.

Сколько лошадиных сил у тепловоза?

Современный грузовой магистральный тепловоз 2ТЭ70 состоит из двух секций мощностью 2х3000 кВт (2х4080 л. с.), с конструкционной скоростью 110 км/ч.

В чем разница между паровозом и поездом?

Паровоз — это железнодорожная рельсовая машина, или локомотив, а поезд — это локомотив (паровоз, тепловоз, электровоз, теплоэлектровоз, газотурбовоз) вместе с вагонами. Еще можно добавить: паровоз отличается от поезда отсутствием специальных сигнальных знаков. Поезд же имеет установленные звуковые и видимые знаки.

Что мощнее тепловоз или электровоз?

Как видно из приведенного сравнения мощность электровозов больше мощности тепловозов! Причем электровозы переменного тока имеют практически кратно большую мощность чем тепловозы.

Как работают тепловозы?

Тепловоз — автономный локомотив, первичным двигателем которого является двигатель внутреннего сгорания, обычно дизель. Дизель тепловоза преобразует энергию жидкого топлива в механическую работу вращения коленчатого вала, от которого вращение через передачу получают движущие колёса.

Что такое вывозной локомотив?

назначается для подачи и уборки по промежуточным станциям больших групп вагонов. имеет большое производственное значение и вызывается необходимостью точного и своевременного подвода вагонов на пункты погрузки-выгрузки по условиям технолог. …

Чем оборудуются маневровые локомотивы?

Локомотивы, занятые в маневровом движении, должны быть оборудованы устройством наружной сигнализации местонахождения машиниста. Дополнительно они могут оборудоваться маневровой автоматической локомотивной сигнализацией.

Что значит маневровый?

МАНЕВРО́ВЫЙ, -ая, -ое. Ж. -д. Предназначенный, служащий для маневров (см.

Чем отличается локомотив от поезда?

Технически поезд – это набор из определенного количества сцепленных между собой вагонов, приводящийся в движение локомотивом. В свою очередь, локомотив – это тяговое средство, самоходный экипаж, который тянет за собой все вагоны. … Объединяет локомотивы одна черта: в них нельзя перевозить груз и пассажиров.

Какие бывают электровозы?

ВЛ8, ВЛ10, ВЛ11, ВЛ15, ВЛ19, ВЛ22, ВЛ23, ВЛ60, ВЛ80, ВЛ82, ВЛ85, ВЛ65, ЭП1, ЭП2К, ЭП10, ЭП20, Э5К, 2ЭС4К, 2ЭС5, 2ЭС5К, 2ЭС6, 2ЭС7, 2ЭС10, 2ЭС20, 3ЭС5К, ЧС1, ЧС2, ЧС3, ЧС4, ЧС6, ЧС7, ЧС8, ЧС200.

Что значит слово локомотив?

по числу осей - восьмиосные, шестиосные, четырехосные, трехосные, двухосные.

В свою очередь тепловозы классифицируются:

по роду службы (грузовые, пассажирские, маневровые и маневрово-вывозные; а также промышленного транспорта);

по типу передачи (с электрической постоянного, постоянно-переменного или переменно-постоянного тока и гидромеханической).

Электровозы разделяются на грузовые и пассажирские электровозы постоянного, переменного или двойного питания.

Тип экипажа локомотива определяет его осевая характеристика, отражающая число, расположение и назначение осей (колесных пар). Для локомотивов тележечного типа осевая характеристика представляет собой сочетание цифр, число которых указывает на число тележек в экипаже, а каждая цифра - число осей в тележке.


В осевых характеристиках (рисунок 1.1) индексы "0" указывают на обмоторенные оси, знаки "-" и "+" показывают, что в первом случае тележки не спарены (несочленены) между собой между собой, а втором - сочленены.

Рисунок 1.1. Осевые характеристики локомотивов

Для локомотивов, работающих на отечественных, а также зарубежных дорогах, установлены определенные габаритные ограничения, определяемые габаритами Т, 1Т (для локомотивов СНГ) и 02Т (для локомотивов, предназначенных на экспорт). Наиболее распространенный габарит 1Т имеет наибольшую предельную ширину 3400 мм и высоту 5300 мм. Действительные выпускаемые предельные значения высоты и ширины кузова имеют меньшие значения, учитывающие возможные смещения тепловоза в эксплуатации.

Серии тепловозов, т.е. группы тепловозов, построенных по одним и тем же проектам, принято обозначать сочетанием заглавных букв и цифр. Как правило, обозначение серии начинается с буквы Т (тепловоз). Вторая буква указывает на тип передачи (Э - электрическая, Г - гидравлическая). Третья буква обычно говорит о назначении тепловоза (П - пассажирский, М- маневровый.

Цифры указывают номер серии тепловоза. По ним можно определить также и завод-изготовитель. Например, номера серий от 1 до49 отведены магистральным тепловозам, спроектированным Харьковским заводом транспортного машиностроения им. Малышева, номера от 50 до 99 присваиваются тепловозам ПО "Коломенский завод", а номера свыше 100 - тепловозам ПО "Ворошиловград тепловоз".

Цифра перед буквенным обозначением указывает на число секций многосекционного тепловоза. Буква после номера серии указывает либо на модернизированный вариант (3ТЭ10М), либо на завод-изготовитель, если первоначальный экземпляр тепловоза был изготовлен другим заводом (2ТЭ10Л, 2ТЭ10В - Луганск, Ворошиловград).

Серии электровозов обозначаются сочетанием букв ВЛ с двузначными цифрами. Для электровозов постоянного тока присвоены номера серий от 1 до 59 , для электровозов переменного тока - от 60 и выше. Буквы после цифр обозначают, что в конструкцию данной серии были внесены изменения.

В республике Казахстан эксплуатируются локомотивы чешского производства. Серия ЧМЭ3 - это тепловоз с электрической передачей, маневровый. Электровозы чешского производства обозначаются буквами ЧС.

Локомотивы имеют следующую классификацию:

по типу - электровозы, тепловозы, газотурбовозы, паровозы;

по числу секций - одно-, двух-, трехсекционные;

по типу экипажной части - тележечные и с жесткой рамой;

по ширине колеи - широкой и узкой;

по числу осей - восьмиосные, шестиосные, четырехосные, трехосные, двухосные.

В свою очередь тепловозы классифицируются:

по роду службы (грузовые, пассажирские, маневровые и маневрово-вывозные; а также промышленного транспорта);

по типу передачи (с электрической постоянного, постоянно-переменного или переменно-постоянного тока и гидромеханической).

Электровозы разделяются на грузовые и пассажирские электровозы постоянного, переменного или двойного питания.

Тип экипажа локомотива определяет его осевая характеристика, отражающая число, расположение и назначение осей (колесных пар). Для локомотивов тележечного типа осевая характеристика представляет собой сочетание цифр, число которых указывает на число тележек в экипаже, а каждая цифра - число осей в тележке.





В осевых характеристиках (рисунок 1.1) индексы "0" указывают на обмоторенные оси, знаки "-" и "+" показывают, что в первом случае тележки не спарены (несочленены) между собой между собой, а втором - сочленены.

Рисунок 1.1. Осевые характеристики локомотивов

Для локомотивов, работающих на отечественных, а также зарубежных дорогах, установлены определенные габаритные ограничения, определяемые габаритами Т, 1Т (для локомотивов СНГ) и 02Т (для локомотивов, предназначенных на экспорт). Наиболее распространенный габарит 1Т имеет наибольшую предельную ширину 3400 мм и высоту 5300 мм. Действительные выпускаемые предельные значения высоты и ширины кузова имеют меньшие значения, учитывающие возможные смещения тепловоза в эксплуатации.

Серии тепловозов, т.е. группы тепловозов, построенных по одним и тем же проектам, принято обозначать сочетанием заглавных букв и цифр. Как правило, обозначение серии начинается с буквы Т (тепловоз). Вторая буква указывает на тип передачи (Э - электрическая, Г - гидравлическая). Третья буква обычно говорит о назначении тепловоза (П - пассажирский, М- маневровый.

Цифры указывают номер серии тепловоза. По ним можно определить также и завод-изготовитель. Например, номера серий от 1 до49 отведены магистральным тепловозам, спроектированным Харьковским заводом транспортного машиностроения им. Малышева, номера от 50 до 99 присваиваются тепловозам ПО "Коломенский завод", а номера свыше 100 - тепловозам ПО "Ворошиловград тепловоз".

Цифра перед буквенным обозначением указывает на число секций многосекционного тепловоза. Буква после номера серии указывает либо на модернизированный вариант (3ТЭ10М), либо на завод-изготовитель, если первоначальный экземпляр тепловоза был изготовлен другим заводом (2ТЭ10Л, 2ТЭ10В - Луганск, Ворошиловград).

Серии электровозов обозначаются сочетанием букв ВЛ с двузначными цифрами. Для электровозов постоянного тока присвоены номера серий от 1 до 59 , для электровозов переменного тока - от 60 и выше. Буквы после цифр обозначают, что в конструкцию данной серии были внесены изменения.

В республике Казахстан эксплуатируются локомотивы чешского производства. Серия ЧМЭ3 - это тепловоз с электрической передачей, маневровый. Электровозы чешского производства обозначаются буквами ЧС.


Серия - это группа локомотивов, однотипных по своей конструкции или построенные по одним и тем же проектам.

Буквенная часть серии тепловоза состоит из двух или трёх заглавных букв русского алфавита и цифр. Буквы серии тепловоза обозначают:

Э — с электрической передачей,

Г — с гидравлической или гидромеханической передачей;

П — пассажирский, М — маневровый, у грузовых тепловозов третья буква в обозначении серии отсутствует.

Грузовые тепловозы: ТЭ и ТГ , Пассажирские ТЭП и ТГП, Маневровые - ТЭМ и ТГМ , Узкоколейные - ТУ . Для тепловозов постройки отечественных заводов цифра после букв обозначает номер проекта.

грузовые, пассажирские – магистральные, маневровые, универсальные (грузопассажирские, маневрово-вывозные), и промышленные.

По числу секций:

Односекционные, двухсекционные, трехсекционные и четырех.

По типу передачи:

С электрической постоянного тока, переменно-постоянного тока, гидромеханической.

По ширине колеи:

Нормальной 1520 мм и 1435 зарубежных стран, узкоколейные от 610 до 1067 мм.

Двухосные, трехосные, четырехосные, шести и восьмиосные.

Колесная характеристика тепловозов:

Обозначение схемы колёсных пар локомотива принято называть его осевой характеристикой.

Осевая формула характеризует число, расположение и назначение осей.

Для локомотивов нетележечного типа (паровозов) в осевой формуле перечисляется число бегунковых, ведущих и поддерживающих осей.

0-4-1 (0 – ноль бегунковых осей, 4 – четыре ведущих оси, 1 – одна поддерживающая ось).

Для локомотивов тележечного типа (тепловозов и электровозов) цифра указывает число осей в тележке, наличие нуля означает, что каждая ось ведущая, а количество цифр – число тележек. В осевой формуле тепловозов с гидропередачей нет нуля возле цифры.

Знак “–” или “+” указывает на отсутствие или наличие жесткой связи между тележками.

2 0 – 2 0 (локомотив имеет две двухосные тележки, каждая ось – ведущая; 3(3 0 – 3 0 ) (трехсекционный локомотив имеет в каждой секции две трехосные тележки, каждая ось – ведущая);


2 0 + 2 0 – 2 0 + 2 0 (локомотив имеет четыре двухосные тележки, каждая ось – ведущая, каждая пара тележек имеет жесткую связь);

2(2–2) (локомотив с гидропередачей, двухсекционный, двухосная тележка, тележки в секции не имеют жесткой связи).

ТЭП70 – шестиосный имеет осевую формулу 3 0 – 3 0 показывая, что две тележки трехосные, тире ( - ), что тележки несочлененные между собой, индекс «0, что каждая ось имеет индивидуальный привод.

2ТЭ10М – двухсекционный имеет осевую формулу 3 0 – 3 0 + 3 0 – 3 0 или 2(3 0 – 3 0 ) .

Тяговая или паспортная характеристика показывает зависимость силы тяги от скорости.

Конструкционный вес – сухой вес локомотива (кН).

Служебный вес – конструкционный вес плюс вес л/бр, 2/3 запаса песка и топлива, вес воды и масла.

Сцепной вес – служебный вес локомотива, приходящийся на движущие оси, участвующие в создании силы тяги.

Масса локомотива, передающаяся на рельсы через движущие колёсные пары, называется сцепным весом.

Осевая нагрузка – нагрузка, передаваемая одной К.П. на рельсы. Делим служебный вес на число осей.

Общее устройство тепловозов и расположение агрегатов.

Локомотив на котором установлен дизель для получения тяговых сил называется тепловозом.

Независимость от стационарной установки делает тепловоз автономным.


Экипажная часть – это узлы и конструкции, служащие для размещения силовой установки.

Предназначена для создания во взаимодействии с рельсами силы тяги, передачи горизонтальных сил (тяговых и тормозных) к составу и передачи вертикальных сил на верхнее строение пути.

Конструкция экипажа значительно влияет на тяговые и экономические показатели тепловоза.

К экипажной части тепловозов относится:

главная рама с кузовом, ударно-тяговые устройства и ходовые части.

Ходовые части – это тележки с опорно-возвращающими устройствами, шкворневым узлом, колесные пары, буксовый узел, рессорное подвешивание и тяговый привод колесных пар.

Унифицированная тележка тепловозов 2ТЭ10М,Мк,У, 2М62У, ТЭМ2, ТЭМ18

Тележка ходовая часть тепловоза улучшает условия прохождения кривых участков пути. Передает вертикальные нагрузки от веса кузова и рамы с ее оборудованием на рельсы и создает во взаимодействии с рельсами тяговые и тормозные силы, направляет движение тепловоза в колее, передавая на раму поперечные усилия от рельсового пути.


Концевая поперечная балка усилена т.к. на эту балку передается часть массы ТЭД, реактивное усилие развиваемое при передачи тягового момента.

Передняя балка служит для придания жесткости конструкции и имеет изгиб в средней части для стяжного ящика.

На поперечные средние балки опирается шкворневая балка.

Для опоры ТЭД через пружинную подвеску к поперечным балкам приваривают кронштейны. К продольным балкам приваривают кронштейны для буксовых поводков.

Шкворневой узел тележки

Служит для передачи силы тяги с тележки на кузов, который имеет устройство с поперечной свободной-упругой подвижностью (+)(-) 40 мм улучшая вписывание и горизонтальную динамику при движении.

Уменьшает рамные силы на путь и обратного воздействия массы тележки на кузов.

Гнездо шкворня заполняют осевым маслом и сверху закрывают неподвижной и подвижной крышками. Для пополнения масла в процессе эксплуатации к гнезду подведена трубка с масленкой.

из прямоугольного ползуна, двух стаканов с возвращающими пружинами и упоров.


Устройства связи главной рамы с тележками тепловоза обеспечивают передачу нагрузки от массы кузова на тележки и возвращения их в первоначальное положение при выходе тепловоза из кривых участков пути.

  1. Для передачи вертикальной нагрузки от массы кузова на тележки.
  2. Обеспечения устойчивого движения при движении в прямых участках и возвращения ее в первоначальное положение при выходе из кривых участков пути.
  3. Разделяет массу кузова на тележки, тем самым гасит колебания и снижает боковые воздействия тележки на кузов при колебаниях вилянии и относа.

Опоры расположены несимметрично относительно шкворня для равенства нагрузок от КП тележек на рельсы

Читайте также: