Какие религии исповедовали в хазарском каганате кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Религии Хазарского каганата

Первоначально хазары были язычниками. В верованиях хазар прослеживаются всевозможные формы религии.

Древние тотемические верования сохранились в легендах о происхождении хазар. Со времени вступления хазар в Гуннскую конфедерацию у них появилась легенда о божестве в виде оленя, который очаровал охотников и привел племя в новые земли.

Другая легенда - происхождение турок. Когда враги уничтожили целое племя, в живых остался только десятилетний мальчик. От голодной смерти его спас волк. Когда мальчик подрос, волк родил от него 10 сыновей, которые взяли себе жен из Турфана.

Одним из них был турецкий род Ашина (благородный волк). На знаменах турецких ханов также была изображена золотая волчья голова. Они позаимствовали этот культ у индоевропейских кочевников.

Савиры приносили жертвы огню и воде, поклонялись некоторым богам путей, луне и всем тварям.

Ритуальные схватки обнаженных мужчин во время погребальных ритуалов.

Главное место в язычестве населения Хазарии занимал культ огня. Характерен он был для ираноязычных кочевников и турок. Самый яркий огненный культ проявляется в погребальном обряде, где есть угольная добавка или полноценный обряд трупного жертвоприношения. Верховным слугой огня был Каган (маг). Огонь также выполнял очистительную функцию.

Верховным божеством язычников хазар был Нон-Тенгри (Голубое небо), или Тенгри-хан, олицетворявший солнечный свет, небесную божественную энергию. Земля тоже была обожествлена. Служителей языческого культа чаще всего называют колдунами, они выполняли функцию вызывателей дождя.

В Хазарию вторгается христианство. Это связано с тесными политическими контактами с Византией и отношениями с Закавказьем, где эта форма религии утвердилась в Армении и Грузии. Христианские миссионеры успешно овладели Азербайджаном в 7 веке и вторглись в пределы хазар.

Однако христианство не смогло утвердиться в Хазарии из-за оппозиции правящей верхушки, опасавшейся усиления византийского влияния.

Из-за Дербента и через Среднюю Азию в Каганат вместе с мусульманскими купцами вторгается ислам. Из-за поражения хазар арабами в 737 году хазары были вынуждены принять ислам.

И все же не христианство и не ислам становятся идеологией, которую приняла верхушка каганата.

Из монотеистических религий был иудаизм, обеспечивший идеологическую и политическую независимость Константинополя и Багдада.

Иудаизм исповедовали Каган, царь, окружение царя и его семья. Царь и Каган обязательно должны быть евреями по религии.

Новая религия не приняла многих представителей знати, что привело к бунту, принесению в жертву королей – и О, Е и М. На международной арене такой шаг не мог победить ничего, кроме вражды соседей. Новая религия не смогла решить проблему консолидации полиэтнической власти Хазар, что привело к внутренней слабости власти и ее гибели под ударами извне.


Помним отблеск лезвий ржавый,
Лязг колчанов, высвист стрел,
В стягах шум победной славы,
Вражьи трупы на костре.

И в обветренных закатах,
В окровавленных снегах
Видим тенью вороватой
Отступавшего врага.

Хазары — неотвратимый рок русской истории — оставили по себе особую память. Почему?

Нельзя сказать, что эти соседи-кочевники были более жестоки, чем остальные. В отношении непокорной Руси все были одинаково безжалостными и ненасытными в грабеже — и авары (обры), и угры, и печенеги, и половцы, и татаро-монголы. Однако никто из них не пытался навязать свою идеологию и чуждую русскому народу религию. Одни хазары, исповедовавшие иудаизм, проявили не нужную в таких случаях активность. Себе же на голову, ибо получили такой решительный отпор, после которого уже никогда не смогли опомниться. Между прочим, хребет Хазарскому каганату сломала языческая дружина князя Святослава (рис. 70). Это они — безвестные русичи, веровавшие в Перуна, Дажь-бога, Хорса да Мокошь, не приняли предложенный им иудаизм и сделали все, чтобы впредь такие попытки более не предпринимались.


Еще что же за богатырь ехал?
Из этой земли из Жидовския
Проехал Жидовин могуч богатырь
На эти степи Цицарския…
(Записано в Архангельской губернии)

Следовательно, еврейский идиш вполне мог возникнуть в Хазарии на германской языковой основе, если под таковой понимать готский язык. В современном своем выражении идиш представляет собой смесь различных лексических субстратов — семитских, германских, славянских, романских и других слов, совмещенных с древнееврейским алфавитом. Но для того, чтобы возникла языковая смесь, смешаться для начала должны были их носители — конкретные народы в лице живых мужчин и женщин. Так оно и произошло. В результате многовековых гонений часть еврейской диаспоры оказалась на юге нынешней России и Украины, где вступила в непосредственный контакт с германскими (готскими), славянскими, тюркскими и прочими племенами. Так было положено начало будущей народности и языку.

* * *
Посмотрим более внимательно, как же все это происходило на Русской Земле. Впервые о хазарах повсеместно заговорили в начале VI века н. э., когда они в царствование персидского шаха Кавада I захватили Грузию, Армению и Кавказскую Албанию (древнее государство на берегах Каспия). Они сразу же сделались грозными и несговорчивыми соседями иранских Сасанидов, и те вынуждены были построить для защиты от них мощное каменное сооружение — знаменитую Дербентскую стену, один конец которой уходил далеко в море, а другой упирался в неприступную горную крепость. Казалось бы, грабительским амбициям кочевников должен был наступить конец. Но не тут-то было.


Сами хазары представляли свою начальную историю и предысторию довольно-таки смутно. Сохранился важный документ X века, написанный на древнееврейском языке (некоторые ученые-медиевисты, впрочем, склонны считать его позднейшей подделкой). Это ответ хазарского кагана Иосифа на письмо высокого еврейского сановника, служившего в Испании при дворе Кордовского халифа. В своем послании (существующем в двух редакциях — краткой и пространной) хазарский каган продиктовал писцу следующее:



Письмо хазарского кагана написано на иврите, но на каком языке говорили сами хазары? Была ли первооснова хазарского языка тюркской? Можно предположить, что была. Но уже тогда среди народа, называвшего себя хазарами, ключевую роль играли евреи, подвергшиеся жесточайшим гонениям и погромам в сасанидском Иране и вынужденные искать в целях самосохранения новое жизненное пространство. Евреи с самого начала не только привили хазарскому этносу иудаистическую идеологию и религию, но также, вне всякого сомнения, повлияли и на становление и развитие хазарского языка.

Так или иначе, обитали тюркоязычные кочевники-протоболгары первоначально в придонских, приазовских и причерноморских степях, примыкавших к Северному Кавказу. Здесь они основали государство Великая Болгария со столицей в ранее разграбленной и сожженной Фанагорией (современная Тамань). Здесь же они были разбиты наголову хазарами и вытеснены из степной отчины в придунайские степи. Вскоре беглая орда во главе с вождем-пассионарием Аспарухом форсировала Дунай, вторглась на Балканы и, слившись с семью автохтонными славянскими племенами, дала начало болгарской нации и Болгарскому государству.

Все это хрестоматийные факты. Вопрос же совершенно в другом: как случилось, что тюркоязычные булгары, дав свое имя безвестным балканским славянам, стали говорить на славянском языке? Ведь язык вовсе не тот феномен, с которым можно обращаться как вздумается и менять по прихоти как перчатки. Смерть языка означает смерть народа. В Болгарии, однако, ничего подобного не произошло. Почему? Все очень просто: потому что славянский язык, с коим столкнулась орда хана Аспаруха, не был ей абсолютно чуждым. Потому что в составе орды, не скованной никакими религиозными ограничениями и запретами, было множество (если не большинство) славян. Потому что гаремы тюрко-булгар состояли из славянских пленниц, а их дети, естественно, говорили на славянском языке, который в силу чисто географических причин был проторусским.[10] Потому-то, кстати, язык болгар, отделенных от России и Украины неславяноязычными Румынией и Молдавией, оказался более близким русскому и украинскому, чем язык, скажем, граничащих с ними поляков или словаков.


Ну а что же происходило с детьми русских матерей и хазарских отцов — неизбежными плодами страстных гаремных утех? Естественно, они становились полноправными членами хазарского общества: юноша превращался в отважного джигита (рис. 75), девушка выходила замуж за хазарина. А на каком языке говорили такие бастарды? Разумеется, в первую очередь на том, какому их научила мать и на каком пела она своим чадам колыбельные песни! Стоит ли после этого удивляться, что хазары также постепенно русели, как перед тем булгары, а еще раньше — гунны, готы, сарматы и прочие соседи проторусских племен.

Первоначально хазары придерживались традиционных тюркских верований. То есть все хазары поклонялись небесным божествам и верили в то, что существует иной мир, который может судить жизнь простых людей. Изначально религия хазар не претерпивала ни каких значительных изменений и была язычной. Главное место в пантеоне занимал бог неба Тенгри. Каган считался воплощением покровительства этого бога. Он обладал кутом — особой жизненной силой, которая обеспечивала счастье народа. Языческий культ правителя в конечном итоге превратил кагана в бездействующего сверхсакрализованного полубога.

Хронологически первым в пределы Хазарии пришло христианство. Этому способствовала как близость Византии, так и знакомство хазар с христианскими государствами Закавказья. Уже в VII в. в Дагестане фиксируется появление христианских церквей. В 682 году один из вассалов хазар князь дагестанских гуннов Алп-Илитвер крестился и принял армянского каталикоса Виро, который уничтожил языческую святыню — священный дуб. В традиционно христианском Крыму во время владычества хазар продолжалось строительство храмов. Византия придавала серьёзное значение миссионерской деятельности, что подвигло её на учреждение в кон. VIII века особой митрополии, центр которой находился в крымском городе Дорос (совр. Мангуп), а территория охватывала владения хазар. Большая христианская община существовала в Семендере. Из хазарских вассалов крупнейшей новообращённой территорией стала Кавказская Алания, хотя в среде её верхушки была и иудейская партия, и аланский царь под давлением хазар на время перешёл из христианства в иудаизм.

Миграции в Хазарию евреев шли из двух источников: с Ближнего Востока и Византии. В пределах Дагестана иудейские общины оказались в VI в в результате Маздакитского восстания в Иране. Источники сохранили легенду о религиозном диспуте, который был устроен по желанию хазарского царя между проповедниками трёх религий. Иудаизм был выбран по той причине, что его положения признали как ислам, так и христианство. Уникальность ситуации заключается в том, что иудаизм не предполагает обращение неевреев. Современные учёные среди причин хазарского выбора называют желание сохранить независимость как от Византии, так и от Халифата или указывают на связи иудеев с частью хазарской знати.

Из всего вышесказанного можно сделать четкий вывод: согласно сохранившимся данным, процесс иудаизации был длительным и, по-видимому, иудаизм не сразу стал правящей религией. Установление ортодоксального (раввинистического) иудаизма связано с деятельностью царя Обадии, который выстроил синагоги и ввёл Мишну и Талмуд. В Хазарию начали переселяться евреи из других стран. Особенно массовой была миграция в правление Иосифа, когда в Византии начались еврейские гонения. Хазарский царь в ответ начал преследование христиан. В научной литературе принятие иудаизма часто безосновательно связывают с упадком каганата (на самом деле кризис начался примерно на 100 лет позже), и эта тема нередко является предметом недобросовестных спекуляций. Что касается степени распространённости этой религии в Хазарии, то взгляды исследователей весьма рознятся. Более взвешенные оценки, называющие только высший слой правящего класса, опираются на археологические источники, где следы иудейского культа ничтожно малы. По-видимому, для более глубокого проникновения хазарскому иудаизму просто не хватило времени. Религия хазар менялась в течении определенного времени.


Хаза́ры (ивр. ‏כוזרים‏‎ (кузарим), араб. الخزر‎ (ал-хазар), перс. خزر‎ (хазар), греч. Χαζαροι (хазари), арм. խազիր (хазир), др.-рус. козаре, лат. chazari, caziri, gazari) — тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия.

Этноним

Имя хазары является самоназванием, его этимология до конца не ясна. По одной из версий, происходит от тюркской основы kaz — обозначающей кочевание. Также высказаны предположения, что оно восходит:

1. Где находился Хазарский каганат?

Вопрос фундаментальный. Ведь если Хазария находилась в районе Китая, это одно, а если прилегала к территории славянских племен — совсем другое. О соседях узнавать всегда интереснее. Да, хазары были соседями русичей. Более того, и во времена княжеских междоусобиц, и во время существования Киевской Руси между славянами и хазарами были достаточно крепкие экономические связи. Также связи у государства Хазария были и с Византией, и с арабским халифатом, и с Волжской Булгарией.

Однако, сказать определенно, какую территорию занимал Хазарский каганат, нельзя. Связано это с тем, что границы ее не были чем-то незыблемым, и по периметру обозначены не были. Если примерно, то на юг каганат простирался до Дербента, на юго-западе — включал Крым, на северо-западе продолжался до реки Дон, а на востоке – до реки Яик (Урал).


Карта хазарского каганата. Ярко-оранжевым обозначены пределы страны в 650-м году н.э., светло-оранжевым — в 750-м, желто-оранжевым — в 850-м. Желтый цвет — территории, платившие дань каганату.

История каганата

Территория Хазарского каганата на карте обозначена на междуречье среднего и нижнего течения Днепра и Волги. На пике своего развития это государство включало в себя также Западный Казахстан, Северный Кавказ, Крым. Многие сопредельные племена облагались хазарами данью. Но стабильных, чётко обозначенных границ эта страна, основанная кочевым народом, никогда не имела.

Возникновение страны, местоположение столицы

Хотя хазары упоминаются в письменных источниках ещё с 555 г., но образование раннефеодального Хазарского государства состоялось только в середине VII века на обломках Западно-Тюркского каганата. Родиной хазар считается равнинная область Северного Кавказа, где сейчас находится Дагестан. Здесь и возникло первое объединение хазарских племён, власть в котором сохранили тюрки из династии Ашина.


Хазарское государство управлялось в разные периоды своей истории из двух столиц. Сначала это был город Семендер, расположенный на территории их исторической родины. Позже столица Хазарии была перенесена в Итиль, город на Нижней Волге. Он был разрушен в 965 г., во время завоевания страны киевским князем Святославом.

Экспансия на юг, войны с арабами

Наивысшего развития Хазария достигла в VII — VIII вв. Разделив с Волжской Булгарией территорию Западно-Тюркского каганата, хазары со временем подчинили булгар себе. Таким образом, возникло государство, ставшее на несколько столетий заслоном на пути неконтролируемой экспансии кочевых народов Азии в Восточную и Центральную Европу, до самого разрушения его русами.


В этот период внешняя политика Хазарии, ставшей каганатом (царством), состоит в проведении завоевательных походов на богатые земледельческие государства Закавказья. Эту экспансию остановил лишь не менее могущественный Арабский Халифат.

В первой половине VIII ст. между Халифатом и Каганатом шла почти беспрерывная война, которая окончилась отказом арабов от притязаний на Северный Кавказ. Каганат сохранил независимость, заслонив собой Европу от арабов и оттянув их силы от Византии. В дальнейшем отношения Каганата с Византией переросли в союзнические и были в 732 году скреплены династическим браком дочери кагана с будущим императором Константином V.

Принятие иудаизма, падение государства

За время своего существования этот народ не был приверженцем одной и той же религии. Вначале религией хазар было тангрианство — традиционное языческое верование кочевников-азиатов, земным воплощением которого считался каган. Создание государства привело к модернизации религиозных воззрений, более подходящих к усложнившейся общественной структуре.

Хазарское царство образовалось на стыке нескольких религиозных миров:


  • христианства;
  • ислама;
  • иудаизма.

Все три конфессии сосуществовали здесь мирно, без религиозных конфликтов. Проникновение новых верований на территорию каганата не было одновременным. Сначала — ещё в VII в. — это было христианство. Знакомству с исламом способствовали арабо-хазарские войны. Намного позже, уже во времена Золотой Орды, эта религия стала доминирующей на территории исчезнувшей к тому времени Хазарии.

Иудаизм проник в Хазарский каганат последним и в результате постепенной иудаизации общества стал на заключительных этапах существования государства его основной религией. Стать по-настоящему господствующей она не успела из-за падения каганата в X в.

К этому времени рядом с Хазарией уже динамично развивались другие государства: Волжская Булгария, государство Саманидов, по-прежнему была сильна Византия. Все они представляли реальную угрозу для существования страны. Но решающую роль в уничтожении Хазарского каганата сыграли русы. В 964−969 гг. князь Святослав совершил несколько походов в Хазарию, во время последнего из них уничтожив обе — старую и действующую (Семендер и Итиль) — её столицы. Последняя дата считается конечной в существовании независимой Хазарии.

Государственное устройство

Хазария, изначально являвшаяся кочевым ханством, структуру управления позаимствовала от Тюркского каганата. Главой государства был каган, который не имел в своём распоряжении аппарата принуждения и должен был полагаться лишь на сакральный смысл своего титула и умение распределять военную добычу. Бюрократическую структуру хазары переняли у своих более развитых соседей.


Отдельные зависимые территории имели самоуправление и были обязаны лишь исправно выплачивать Хазарии дань и принимать участие в военных походах. В начале IX в. в Хазарии была установлена система двойного правления.

За спиной языческой династии каганов встал исповедующий иудаизм клан Буланидов, который сосредоточил в своих руках реальную власть, оставив царю формальные ритуалы.

Социальный строй

Экономическая структура


Основой доходов простого народа Хазарии было кочевое скотоводство. На поздних этапах существования каганата много бывших кочевников в приморских областях и низовьях рек перешли к оседлому земледелию.

Доход знати состоял из военной добычи, но с развитием торговли произошла постепенная переориентация на другие источники дохода. Этому способствовало наличие проходящих через территорию страны больших торговых путей. Но сами хазары торговлей не занимались, ведя традиционный кочевой образ жизни. Это было делом иудейской и мусульманской общин. Хазарский каганат чеканил собственные деньги, но это не было регулярным процессом. Большинство хазарских монет являлись подражанием арабской чеканки.

3. Население Хазарского каганата


Дочь бека в Хазарском каганате

Несмотря на то, что религия у хазар была иудейская, а говорили они на славянском диалекте, их племенной союз изначально относился к тюркской языковой ветви. Ведь племя осознало себя после распада Западно-Тюркского каганата. Сами хазары основателем своего племени считали Тогараму, библейского прародителя тюрков. Вместе с тем, Хазарский каганат языковые семьи включал не только тюркские, были там представители гуннских, иранских и угорских племен.

  • азовские и волжские булгары
  • буртасы
  • крымские готы
  • иранцы
  • мадьяры-венгры
  • русы
  • донские аланы
  • кавказские горцы
    и др.


Военная организация

История армии каганата разделена на два периода. Отличаются они способом комплектации боевых отрядов, которые состояли из:


Арабо-хазарские войны велись каганатом с помощью ополчения, которое были обязаны выставлять все зависимые племена. Численность армии могла достигать несколько сот тысяч человек, ядром её была конница. При штурме городов применялись осадные машины. Методом ополчения хазарская армия формировалась до IX столетия.

Хазарская армия позднего периода существования каганата формировалась по другому принципу. Основу его стали составлять тяжеловооружённые конники-гвардейцы, размещавшиеся в Итиле. Воинов в гвардию набирали из мусульман хорезмийского происхождения — ларисиев. Переход к профессиональной армии позволил устоять стране в войнах с намного превосходящими силами врагов ещё не менее полутораста лет.

Кроме тяжёлой конницы, армия состояла из наёмных отрядов русов и славян, всадников, которых должны были выставлять вельможи, классического ополчения, которое выставляли зависимые племена.

Многие исследователи считают, что хазары как народ не исчезли полностью. Их потомками могут быть караимы — небольшой тюркоязычный народ, до недавнего времени проживавший в Крыму, который итальянские средневековые источники ещё в XVI ст. именовали Хазарией.

Формы поселения

Для 8–9 вв. характерно обрастание аристократических замков торгово-ремесленными поселениями; именно таким путем образовалось большинство городов того времени. Итиль возник вокруг дворца-крепости кагана ал-Байды, расположенной на одном из волжских островов, и соединялся с ней плавучими мостами. Саркел первоначально был четырехугольной крепостью, построенной в 830-х византийским инженером Петроной Каматиром на искусственном острове в русле Дона; но вскоре из-за постоянно увеличивавшегося разноплеменного населения (хазары, болгары, славяне, гузы) часть стен была разобрана, и город выплеснулся за свои пределы. Города того времени отличались многолюдьем и большими размерами: так, Итиль тянулся на 6 км вдоль правого берега Волги, и в нем проживало ок. 10 тыс. чел. Города застраивались без всякого плана и представляли собой хаотичную череду общественных зданий (бани, торговые и культовые постройки) и частных жилищ, расположенных на значительном расстоянии друг от друга и окруженных садами.

4. Религия Хазарского каганата

Здесь, как вы уже поняли, все просто. Многонациональный состав обеспечил множество конфессий. То есть, поклонники различной веры чувствовали себя в каганате неплохо. Изредка только мусульмане подвергались гонениям, но это было связано с непрекращающимися арабо-хазарскими стычками и войнами.
Религией правящей верхушки и основного слоя хазарского общества был иудаизм. Откуда же он пришел?

Напомним, мусульманство появилось в 613-ом году, и хазары, хоть и тяготели к Востоку, о нем просто не знали. Зато с юга начали в 450-х годах прибывать этнические иудеи. Да, прямо оттуда, откуда их согнали злые ассирийцы, насильно насаждавшие зороастризм. Есть мнение, что это было одно из десяти исчезнувших колен израилевых, ведущее своей род от Шим’она (сын Иакова). Так или иначе, хазары принимали евреев и смешивались с ними.

Может быть, это и стало основной причиной принятия иудаизма в одной отдельно взятой загадочной восточной стране.


А, может, были иные причины. Политические, например. В пику соперникам арабам и византийцам следовало что-то сделать. Или экономические. Ведь евреи — это капитал, приток капитала в Хазарию, измученную завоеваниями и погромами.

Иехуда ха-Леви, иудей-философ 12-го века, пересказывает историю принятия иудаизма Хазарским царем Кузари. Будто бы пригласил этот царь правоверного иудея, караима, мусульманина, философа аристотелевской школы и христианина. И вел с ними диалоги о религии. Конечно же, в труде ха-Леви утверждается превосходство иудаизма.

Исчезновение, возможные потомки

После падения Хазарского каганата во второй половине X века хазары растворились в среде тюркоязычных кочевых народов, вошедших впоследствии в состав Золотой Орды.

Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм, по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин. Потомками хазар считают себя некоторые представители тюркоязычных еврейских народностей — караимов и крымчаков, а также ираноязычные горские евреи.

Некоторые учёные считают хазар важным этническим компонентом в формировании кумыков.

Проблема потомков хазар является предметом разнообразных теорий и спекуляций в популярной литературе.

5. Развитие и достижения Хазарского каганата

Государственный строй


Изначально, где-то в 7-ом веке, главой каганата был каган. Но позже он превратился в знаковую, сакральную фигуру — символ Хазарии.

И бека, и кагана избирали на определенный срок.

Как назначали кагана

Экономика и основные занятия населения

Занятия Хазарского каганата были не слишком затейливыми. Как обычно, хазары разводили скот — в основном, быков и баранов в силу религии. Его же и продавали. Еще продавали рабов, избыток которых постоянно ощущался после набегов и войн. На экспорт уходила и дань с завоеванных народов — меха соболей, горностаев, лис, бобров.


Воин Хазарского каганата

Среди земледельческих занятий преобладало виноградарство, и хазарские вина были в цене.
Интересно, что еще одной статье доходов государства был экспорт рыбного клея. Хазария, как могла, использовала свое приморское положение.

Наследство Хазарского каганата

Если разложить всё по полочкам, получится вот что.


Галерея археологических находок (салтово-маяцкая культура)

6. Клады Хазарского каганата

Деньги в Хазарии были. Была и немыслимая роскошь, и наверняка рачительные иудеи прятали свое серебро и золото, ведь времена всегда в каганате были неспокойными — то набег, то война. А значит, должны были остаться клады.


Золотые изделия в каганате делать умели.

Поискать хазарское золото и серебро можно на Кубани, в Донецкой области Украины, а также в устье реки Волги. Скорее всего, придется подготовиться к подводному поиску: место столицы каганата так и не выяснено, но есть предположение, что она опустилась на дно Каспия. В Прикавказье можно попробовать отыскать Семендеру, а на дне Цимлянского водохранилища в Ростовской области РФ — крепость Саркел.


Поисковую технику лучше выбирать солидную — глубинные высокочастотные металлоискатели, георадары.

Удачи. Может быть, вам повезет и вы сделаете археологическое открытие на сотни миллионов долларов.

Кол-во блоков: 25 | Общее кол-во символов: 26884
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Читайте также: