Что входит в учебное оборудование для школы

Обновлено: 05.07.2024

В 2010 году Министерством образования и науки Российской Федерации был утвержден Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС). Цель – единая общенациональная стандартизация среднего и дошкольного образования для повышения его качества и модернизации. ФГОС разработали с учетом новых педагогических методик и санитарно-гигиенических норм.

До осени прошлого года основным документом, которым руководствовались учебные заведения при комплектации школьных аудиторий и залов, – Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 №336. Сейчас же этот документ потерял свою актуальность, и учебные заведения комплектуются согласно Приказу Министерства просвещения РФ №465 от 3 сентября 2019 г.

Общие требования

Учебные кабинеты и другие школьные помещения должны соответствовать санитарно-гигиеническим нормам и правилам (СанПиН).

  • Отделочные материалы, мебель и оборудование должны быть экологически безопасными без эмиссии токсичных летучих соединений фенольной, формальдегидной и других групп.
  • Полная пожарная безопасность отделки, меблировки и прочего оснащения классов.
  • Незатрудненная уборка.
  • Достаточная освещенность учебных мест.
  • Соблюдение правил техники безопасности.

Предметы меблировки проходят обязательную сертификацию в соответствии с таможенным регламентов ТР ТС 025/2012. Интерактивное оборудование учебных аудиторий и залов не сертифицируется, однако электронная аудио- и видеотехника должна иметь документ от производителя, гарантирующий качество.

Комплектующая учебное заведение компания проводит тщательную проверку качества поставляемого оборудования и мебели, а также соответствие их нормам ФГОС и другим требованиям Минпросвещения РФ.

Оснащение преподавательского места

  • Рабочее место педагога – это не просто письменный стол и стул. В соответствии с новыми стандартами это должно быть только функциональное, но и комфортное безопасное рабочее место. Стол должен быть оборудован необходимыми выдвижными ящиками и полками, а вместо неудобного стула ортопедические кресла в различных вариантах.
  • Интерактивное программно-аппаратное обеспечение для демонстрации учебных материалов и взаимодействия с учениками.
  • Системы хранения учебных и демонстрационных материалов.
  • Экспозиционные устройства.
  • Наглядные пособия, наборы инструментов и лабораторного оборудования в соответствии со специализацией классной аудитории.
  • Антибликовая доска для письма на ней мелом.

Лишь последнего пункта не коснулись нововведения и требования современного стандарта ФГОС. Остальные изменения призваны не только повысить качество образовательного процесса, но и усилить заинтересованность в нем самих учеников, а также сделать работу преподавателя более комфортной и безопасной.

Однако и последний пункт рекомендовано по возможности учебного заведения заменять интерактивными досками при условии их соответствия правилам пожарной, электротехнической и гигиенической безопасности.

Оснащение ученических мест

Места для школьников должны быть оборудованы ученическими партами в соответствии с возрастными характеристиками учеников. ФГОС рекомендует при наличии возможности заменять морально устаревшие классические парты на более прогрессивную школьную мебель повышенного комфорта. Такая меблировка создается с учетом анатомии школьников, последних рекомендаций ортопедов и педагогов. Это могут быть столы с дополнительными ящиками и системами хранения, мягкие кресла с регулировкой высоты сидения и угла наклона спинка.

Комфортные кресла с мягкой обивкой, откидной спинкой и опорой на крестовине с колесиками – это не просто удобно. Это ортопедическая безопасность и минимизация усталости школьников, которым трудно усидеть весь учебный день на жестком стуле.

При наличии в классе парт разного размера, меньшие столы ставят вперед с соблюдением необходимых для свободного перемещения учеников проходов. Также необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности, в т.ч. и пожарной, при проведении лабораторных работ на практических занятиях. Все это подробно расписано в СанПиН.

Оснащение классов специальной техникой

ФГОС предопределяет комплекс технологического оснащения школьных аудиторий с целью усовершенствования учебного процесса.

  • Мультимедийная техника (магнитофоны, плееры, телевизоры, мониторы, проекторы, аудиотехника и т.п.).
  • Интерактивные доски.
  • Компьютеры (в т.ч. ноутбуки и планшеты).
  • Вспомогательное оснащение (экраны для проекционного оборудования, штативы для камер и т.п.).

Согласно Приказу Минпросвещения РФ для каждого конкретного специализированного школьного кабинета может быть подобран индивидуальный набор мультимедийной, интерактивной, научно-исследовательской и лабораторной техники в соответствии со специализацией класса.

Инновации и модернизация

Обстановка в классах непосредственно влияет на заинтересованность школьников в учебном процессе. Сложившаяся десятилетиями в российских школах традиция выкрашивать стены в унылые неброские цвета и меблировать аудитории невзрачной неудобной тусклой мебелью часто становится причиной безразличия учеников к образовательному процессу. Им попросту скучно и тоскливо в школе.

Яркие цвета, современный дизайн, хай-тек и практически космические формы – вот, что способно увлечь детей и подростков в общеобразовательных школах, сделав учебный процесс и каждый урок не просто обязанностью, а долгожданным радостным событием.

Специалисты нашей компании помогут вам в создании и реализации прогрессивных интересных дизайнерских проектов школьных классов в полном соответствии с ФГОС. Такие аудитории будут радовать школьников много лет, оставаясь в тренде времени и увлекая детей в образовательный процесс.

Компьютеризация школ

Информатика стала таким же обязательным и привычным предметом, как и любые другие традиционные науки, преподаваемые в школе. Это требует создания специализированных школьных кабинетов, которые будут оснащены современной компьютерной техникой и полностью соответствовать требованиям ФГОС. В кабинете информатики нужно:

  • оборудовать учебные места для учеников и рабочий стол учителя;
  • установить периферийное цифровое оборудование;
  • проложить локальную сеть и подключить к ней все компьютеры.

В соответствии со стандартом количество компьютеров не должно быть меньше, чем половина от количества учеников в классе. При этом плотность размещения отдельных рабочих мест с компьютерами – около 10 шт. на 70 м² площади школьной аудитории.

Кроме самой компьютерной техники, в соответствии с ФГОС и Приказом Минпросвещения классы информатики должны оснащаться лицензионным программным обеспечением, методическими и наглядными материалами.

Не менее важным является правильное размещение рабочих мест для учеников и преподавателя. Они могут располагаться по периметру класса, при этом ученики сидят лицом к стенам, а преподаватель традиционно у доски вначале аудитории. Второй способ – рядный. При такой расстановке компьютеров, рабочее место учителя должно быть за всеми рядами, чтобы видеть мониторы учеников.

Большое количество электроники в школьной аудитории требует строгого соблюдения техники безопасности, в т.ч. и пожаробезопасности. Для этого проводятся регулярные инструктажи и ведутся соответствующие журналы с отметками об их проведении.

В своих проектах мы учитываем все требования образовательного стандарта, нормы СанПиН, правила охраны труда и пожарной безопасности, а также мировые прогрессивные педагогические методики. Поставка оборудования выполняется в полном соответствии с требованиями законодательства о госзакупках. Работаем со всеми регионами России.

Есть заявка? Хотите скомплектовать класс?
Подберем всё оборудование и мебель, подготовим документы и поставим.

материальные средства обучения, используемые в учебном процессе (См. Учебный процесс) для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной деятельностью, общего развития и воспитания.

Различают 3 основные группы У. о.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира знаками, словами и фразами естественных и искусственных языков.

В состав первой группы (натуральные объекты) входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты производства, препараты растений и животных и т.д.); натуральные предметы и технические средства для воспроизведения явлений и последующего демонстрационного и лабораторного изучения их (реактивы, приборы и пр.); материальные и технические средства для трудовой, изобразительной и экскурсионно-туристской деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т.п.; измерительные, контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки и технические устройства; экскурсионное, туристское и экспедиционное оборудование).

Вторая группа У. о. (изображения и отображения предметов и явлений действительности) объединяет: объёмные пособия – макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т.д.; плоскостные пособия – таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; аудиовизуальные средства – кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, кино, радио и телевидение позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутренние движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.

Третья группа (письменные описания) включает: научную, справочную, методическую и др. литературу для учителя; учебники, сборники задач и упражнений, руководства для наблюдений, лабораторных и трудовых занятий, программированные и др. печатные материалы (см. Учебная литература).

Особую группу У. о. составляют Технические средства обучения, информационные (используемые для передачи и восприятия информации, зафиксированной на киноплёнке, грампластинке и т.д.) – киноаппараты, магнитофоны, электропроигрыватели, телевизоры и др.; контролирующие – перфокарты, перфопластинки, различного типа автоматы и т.д.; обучающие – лингафонные устройства, обучающие машины (См. Обучающая машина), закрытые телевизионные установки, электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и т.д.

К У. о. предъявляются разносторонние функционально-педагогические, эргономические, эстетические, экономические требования, а также требования техники безопасности и гигиены.

Наибольшая эффективность использования У. о. достигается при кабинетной системе организации учебных занятий.

Теоретическим обоснованием и разработкой различных видов У. о., созданием научно обоснованного оптимального комплекса У. о. для средней школы занимается НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР (основан в 1965 в Москве).

Лит.: Перечни типовых учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, М., 1977; Соловьева Е. Е., Экранные пособия на уроках биологии, М., 1971; Оборудование начальных классов, под ред. Н. П. Конобеевского, М., 1971; Технические средства обучения в средней школе, под ред. Л. П. Прессмана, М,, 1972; Учебное оборудование по физике в средней школе, под ред. А. А. Покровского, М., 1973; Шахмаев Н. М., Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе, М., 1973; Грабецкий А. А., Назарова Т. С., Кабинет химии, М., 1974; Зельманова Л. М., Кабинет русского языка в средней школе, М., 1974; Прессман Л. П., Кабинет литературы в школе, М., 1975; Оборудование кабинета математики, М., 1975; Самойлов И. И., Учебно-наглядные пособия по географии, М., 1975; Использование средств звукозаписи в учебном процессе, М., 1975; Материалы международной научной конференции социалистических стран по проблемам школьного оборудования, М., 1975.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

от 3 сентября 2019 года N 465

____________________________________________________________________
Утратил силу с 7 ноября 2021 года на основании
приказа Минпросвещения России от 23 августа 2021 года N 590
____________________________________________________________________

В целях предоставления субсидий из федерального бюджета, включая предоставление субсидий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, на решение приоритетных задач по ликвидации сменности обучения, переводу обучающихся в общеобразовательных организациях (далее - обучающийся) из зданий, находящихся в аварийном состоянии, и зданий, требующих капитального ремонта, в рамках реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", приведенных в приложении N 3 к государственной программе Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 1, ст.375; 2019, N 5, ст.372),

перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях (приложение N 1);

критерии формирования перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, и требования к функциональному оснащению (приложение N 2).

2. Определить норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ в соответствии с уровнем общего образования, соответствующими современным условиям обучения, в размере 198 тыс. рублей.

в Министерстве юстиции

25 декабря 2019 года,

регистрационный N 56982

Приложение N 1

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 3 сентября 2019 года N 465

Перечень средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях

ПЕРЕЧЕНЬ
средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимый при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях

Раздел 1. Комплекс оснащения общешкольных помещений

Основное оборудование

Специализированная мебель и системы хранения*

* Количество посадочных мест определяется мощностью школы, в первую очередь количеством учащихся начальных классов.

Места для сидения, отдыха и ожидания во входной зоне (диван модульный, кресло модульное/пуф, банкетка)

Стойка модульная ресепшн/охрана

Кресло администратора/службы охраны

Технические средства*

ЖК-панель с медиаплеером

Интерактивная стойка со встроенным планшетом

Дополнительное вариативное оборудование

Стойка для зарядки мобильных устройств

Источник бесперебойного питания

Система охраны здания и оповещения*

Основное оборудование

Видеокамера внутреннего наблюдения

Электронное табло (бегущая строка)

Электронная проходная через турникет

Преграждающие планки и стойки

АРМ оператора системы охраны и видеонаблюдения, лицензионное программное обеспечение

Дополнительное вариативное оборудование

Пособия наглядной экспозиции по охране зданий и оповещения

Подраздел 2. Гардероб

Специализированная мебель и системы хранения

Основное оборудование

Секция вешалок/крючков для одежды

Ячейки для хранения обуви

Скамейка для переодевания

Зеркало большое травмобезопасное

Подраздел 3. Библиотечно-информационный центр (с возможностью проведения онлайн-трансляций)

Основное оборудование

Специализированная мебель и системы хранения

Стол библиотекаря с ящиками для хранения/тумбой

Шкаф закрытый для хранения учебного оборудования

Шкаф для газет и журналов

Стол для выдачи пособий

Шкаф для читательских формуляров

Стол ученический для читального зала с регулируемой высотой

Стол ученический модульный регулируемый по высоте для коворкинга

Стул ученический поворотный регулируемый по высоте

Кресло для чтения/места для сидения в зоне релаксирующего чтения

Технические средства

Основное оборудование

Мобильная электронная библиотека

Компьютер библиотекаря с периферией (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации, автоматизированная информационно-библиотечная система (АИБС)

Дополнительное вариативное оборудование

Стойка для зарядки мобильных устройств

Оборудование для проведения онлайн-трансляций

Основное оборудование

Интерактивный программно-аппаратный комплекс мобильный или стационарный (интерактивная доска, проектор, крепление) с возможностью проведения онлайн-трансляций

Тележка-хранилище ноутбуков/планшетов с системой подзарядки в комплекте с ноутбуками/планшетами (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации) / Компьютер ученика (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации)

Наушники для прослушивания аудио и видеоматериалов

Дополнительное вариативное оборудование

Планшетный компьютер (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент, система защиты от вредоносной информации) для коворкинга

В соответствии с современными образовательными стандартами школа должна способствовать всестороннему развитию учащихся и обеспечивать им безопасную и комфортную среду. Какое оснащение и оборудование понадобится учебному заведению, чтобы полноценно выполнять эти задачи?

Для входной группы и коридоров

Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 каждая школа должна быть оборудована устройствами для предотвращения терактов. А значит, сразу за входной дверью необходимо расположить контрольно-пропускной пункт с тревожной кнопкой и металлодетектором. Там же находится охранник, и для него понадобится стул и стойка или стол.

Также в вестибюле размещают гардероб для верхней одежды или шкафчики, запирающиеся на ключ.

  • перилами вдоль стен,
  • мнемосхемами у дверей классов,
  • звуковыми маяками и тактильными знаками возле выходов на лестницы.

Для кабинетов

Данные помещения можно разделить на три типа: для учебы, для руководства, для специалистов, ведущих прием школьников с теми или иными проблемами.

Что понадобится для учебных кабинетов

  • Мебель: столы для школьников (в том числе особые для иностранного языка, рисования, химии), офисные столы для педагогов, стулья, шкафы и стеллажи для учебных материалов и наглядных пособий.
  • Доска – традиционная меловая или интерактивная.
  • Техника: ноутбук для учителя, проектор для интерактивной панели, компьютеры для учеников, DVD-проигрыватель для демонстрации учебных фильмов.
  • Наглядные пособия: образовательные стенды, плакаты, модели, демонстрационные приборы, картинки, фотографии, гербарии и пр.
  • Материалы для практикумов: химические реактивы, наборы для измерения физических величин, лабораторные приборы и т. п.

При обустройстве каждого помещения надо учесть тысячу мелочей

Чем оснастить кабинеты администрации

Это офисные помещения, для них не надо чего-то специфического – достаточно письменного стола, крутящегося стула, шкафов и тумбочек для документации, мягкого уголка для отдыха и, конечно, компьютера. Директору еще нужен сейф – для хранения печати и особо важных бумаг.

Необходимое для кабинета медика, психолога, логопеда

В помещениях, отведенных этим специалистам, должна быть зона для приема посетителей – с офисным столом, стульями, шкафами для документов, компьютером.

  • кушетка для осмотра и отгораживающая ее ширма;
  • столы для инструментов и для проведения манипуляций;
  • шкафы для лекарств, запирающиеся на ключ;
  • холодильник для медикаментов с замком и двумя термометрами;
  • устройство для бактерицидной очистки поверхностей и воздуха;
  • емкости для дезинфекции инструментов;
  • емкости для мусора – отдельно для медицинского и бумажного.

Также должно быть разнообразное оснащение для профосмотров и оказания первой помощи.

В кабинете психолога необходимы материалы для диагностики, пособия для развития мелкой моторики и двигательной активности, игрушки для сюжетно-ролевых игр, наборы картинок. У логопеда – практически то же, что у психолога, плюс еще логопедические зонды и зеркала с отверстием.

Для спортзала

В оснащение школы под ключ входит также обустройство спортивного зала, а именно:

  • приспособления для игр – баскетбольные стойки, волейбольные сетки и пр.;
  • мячи для разных видов спорта;
  • инвентарь для эстафет;
  • спортивные снаряды (гимнастический конь, канаты, шведская стенка);
  • маты на пол и мягкая защита стен.

Разнообразие инвентаря и снарядов делает уроки физкультуры интереснее

Что надо приобрести для пищеблока

  • Тепловое оборудование: плиты, конвекционные печи, жарочные шкафы.
  • Устройства для подготовки продуктов: овощерезку, картофелеочистительную машину, электромясорубку, тестомес и др.
  • Посуду для приготовления пищи: кастрюли, сковородки, половники, противни и т. п.
  • Посуду для столовой: тарелки, чашки, ложки, вилки.
  • Холодильники и морозильники.
  • Разделочные столы.
  • Весы.

2007-2022 © ООО "Центр Ректор"
111394, Москва, ул. Перовская, д.65.

Тел/факс: (495) 789-46-84
Режим работы: пн-пт: с 9.30-18.00

111394, Москва, ул. Перовская, д.65
Режим работы: пн-пт: с 9.00-18.00

2007-2022 © ООО "Ректор"

ОГРН: 1197746122111

ИНН: 7720453705

КПП: 772001001

Юридический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Фактический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Генеральный директор: Родзевич Андрей Викторович, действующий на основании Устава

Читайте также: