Какие произведения называют классическими кратко

Обновлено: 08.07.2024

Классическое музыкальное произведение — это произведение, написанное в прежние времена, но продолжающее жить и сегодня. Такая музыка — образец для подражания и сравнения. Другими словами: то, что выдержало испытание временем и до сих пор нравится людям, — классика. А станет ли что-нибудь из сегодняшней музыки классическим, то есть, останется ли жить в будущем, — это еще вопрос, об этом можно только догадываться.

Венскими классиками принято считать трех великих композиторов, живших в городе Вене почти одновременно: в конце XVIII — начале XIX веков. Вот их имена: Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Их гениальная музыка звучит сегодня и, наверное, будет звучать до тех пор, пока на нашей планете существует жизнь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Кто первый написал музыку?

Кто первый написал музыку? По всей видимости, у всех первобытных людей уже была музыка. Но звуки, которые они извлекали, сильно отличались от современных мелодий. Первобытная музыка часто представляла собой сочетание долгих и громких восклицаний, вздохов, стонов и воплей.

Какую музыку называют камерной?

Какую музыку называют камерной? В старину, когда еще не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись в домах почитателей музыки, самих музыкантов. Выглядело это примерно так: собирались вместе несколько

Какую страну называют раем орнитологов?

Какую рыбу называют кот-рыбой?

Какую рыбу называют кот-рыбой? В реках и морях обитают рыбы, которые какими-то признаками похожи на привычных нам животных, вот люди и придумали называть их так, как им больше нравится. Одной из таких рыб является зубатка, которую многие называют кот-рыбой, хотя внешним

Концерт классической музыки

Лилии Фонтенбло – символ классической монархии

Композиторы классической музыки

Композиторы классической музыки Адан, Адольф Шарль (1803–1856, Франция)Алябьев, Александр Александрович (1787–1851, Россия)Аренский, Антон Степанович (1861–1906, Россия)Балакирев, Милий Алексеевич (1837–1910, Россия)Барток, Бела (1881–1945, Венгрия)Бах, Иоганн Себастьян (1685–1750,

КОНЦЕРТ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

КОНЦЕРТ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ АплодисментыКогда дирижер и солист появляются на сцене, их всегда приветствуют аплодисментами. Рукоплескания смолкают, как только дирижер становится за пульт и поднимает дирижерскую палочку. Аплодисменты после исполнения музыкальных

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ КЛАССИЧЕСКОЙ И ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКОЙ

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ КЛАССИЧЕСКОЙ И ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКОЙ Но вернёмся к вопросу молодого человека. Если даже попытка разделить композиторов по временному признаку возможна лишь с оговорками, то уж свести всю музыку к одному понятию и говорить о периоде между

Кто музыку заказывает

Кто музыку заказывает Представители индустрии правы, говоря о том, что научные исследования обладают множеством данных, подтверждающих отсутствие значительного влияния средств связи на здоровье потребителей. И когда речь заходит об исследованиях, которые смогли

Казалось бы, такое обычное дело - понимать, какое произведение классическое, а какое нет, - на самом деле далеко не так уж однозначно. Есть общепризнанные имена - Пушкин, Достоевский, Булгаков - но и они далеко не всегда были в пантеоне классиков. Есть такие имена, которые многие сразу и не вспомнят, но они тоже в этом пантеоне. А есть, наоборот, те кто на слуху у всего мира, те, кем зачитываются люди самых разных стран и возрастов, но вряд ли они будут приглашены в тусовку каноничных и самых-самых.

Что за слово такое - классика?

Но нам же нужно разобраться, что такое классика в литературе.

Как классика соотносится с эпохой?

Понятное дело, что при жизни никого классиками не называют, за очень редким исключением. Так вот, те три грека сами себя никаким литературным каноном не объявляли, так сложилось исторически. Афины расцветали, потом из-за Пелопоннесской войны утратили своё влияние, потом и вовсе были захвачены Александром Македонским, а позже и римлянами. И именно римляне начали в своих школах изучать греческую литературу, хотя тот самый греческий мир на тот момент уже был утрачен.

Вот и появилось мнение, что литературный канон - это образцы, которые могут пережить даже крах мира, в котором они были написаны. То есть если произведение способно пережить сотни лет и оставаться всё таким же актуальным, то вероятнее всего это и есть классика. Поэтому, когда говорят о ком-то, что он при жизни уже стал классиком, то время, вполне возможно, ещё это опровергнет.

Скорее всего, у вас нет в запасе пары-тройки сотен лет, чтобы уж наверняка сказать, кто тут классик. Поэтому люди и пытаются научиться определять литературные каноны каким-нибудь другим способом. Так что попробуем рассмотреть подходы к литературным канонам с разных сторон и понять, как эти каноны возникают.

Классика как что-то популярное

Вы согласитесь, что степень классичности писателя очень редко как-то зависит от популярности?

То, что продаётся миллионными тиражами сегодня совершенно не обязательно пополнит список на обязательное чтение будущего школьника. Например, в своё время был очень популярным поэт Евгений Баратынский, живший в одно время с Пушкиным. Но сейчас его знают разве что филологи, многие его фамилию и не вспомнят. Писатель Пётр Боборыкин при жизни издал множество книг и заработал на них немало денег, но вы вообще хоть раз слышали его фамилию?

Может быть, связь обратная? Есть расхожее мнение, что, чтобы быть классиком, нужно чтобы при жизни тебя не оценили. Например, работы Эмили Дикинсон увидели свет только после её смерти. Франц Кафка был бы богатейшим человеком, если бы сегодня имел процент с продаж своих книг, но умер безвестным - если бы не его друг, который не выполнил последнюю просьбу Кафки сжечь его работы, мир бы вряд ли о нём узнал. Джон Китс тоже не был признан при жизни. Эдгару Алану По денег едва хватало на существование, но кто сейчас не знает его имя?

В противовес всем этим писателям и поэтам можно вспомнить хотя бы Толстого, который был чуть ли не самым влиятельным человеком в России в своё время, и даже спустя сотню лет актуальности не потерял. Более того, он один из тех, кого высоко ценят по всему миру, и его место среди канонических литераторов не подвергается сомнению.

Но что объединяет всех их сейчас? Сегодня их произведения популярны, продаются по всему миру, переводятся на десятки языков и, скорее всего, так будет и дальше. Все классические произведения сегодня, по факту, бестселлеры.

Так что нужно сделать оговорку в первоначальном утверждении: степень классичности писателя очень редко зависит от прижизненной популярности.

Классическая литература (русская) – это широкое понятие, и каждый вкладывает в него свой смысл. Если спросить читателей, какие ассоциации она у них вызывает, то ответы будут разными. Для кого-то это основа библиотечного фонда, кто-то скажет, что произведения классической русской литературы – это некий образец, обладающий высоким художественным достоинством. Для школьников это все то, что изучают в школе. И все они будут по-своему абсолютно правы. Так что же это такое - классическая литература? Русская литература, сегодня речь пойдет только о ней. О зарубежных классиках мы поговорим в другой статье.

классическая литература русская

Периодизация истории русской литературы

Существует общепринятая периодизация становления и развития отечественной литературы. Ее история делится на следующие временные отрезки:

  1. Долитературный период. В это время, до XI века, еще не было письменных текстов, и произведения передавались в устной форме.
  2. С XI века по XIV существовала древнерусская литература. Большое влияние на ее развитие оказало принятие на Руси христианства. Появляются переводные греческие книги, развиваются новые жанры: жития святых, летописи, хождения, евангелия.
  3. Следующий период – средневековая литература. Она существовала с XV по XVII век.

произведения классической русской литературы

Какие произведения называют классическими?

И нужно уметь различать понятия классической и популярной литературы. Классика – это то, что проверено временем, а о популярном произведении могут достаточно быстро забыть. Если же актуальность его будет сохраняться не один десяток лет, возможно, оно со временем тоже перейдет в разряд классики.

Истоки русской классической литературы

В конце XVIII века только сложившееся дворянство России раскололась на два противоборствующих лагеря: консерваторов и реформаторов. Такой раскол был обусловлен разным отношением к тем переменам, которые происходили в жизни: Петровские реформы, понимание задач Просвещения, наболевший крестьянский вопрос, отношение к власти. Эта борьба крайностей привела к тому взлету духовности, самосознания, которые и породили русскую классику. Можно сказать, что она была выкована в ходе драматических процессов в стране.

Классическая литература (русская), родившись в сложном и противоречивом XVIII веке, окончательно сформировалась в XIX столетии. Ее основные черты: национальная самобытность, зрелость, самосознание.

Русская классическая литература 19 века

Большую роль в развитии культуры того времени сыграл рост национального сознания. Открывается все больше учебных заведений, усиливается общественное значение литературы, писатели много внимания начинают уделять родному языку. Восстание декабристов еще больше заставило задуматься о происходящем в стране.

Влияние Карамзина на развитие литературы 19-го века

список классической русской литературы

Русская классическая литература: список лучших произведений

Список лучших творений русской классики, согласно версиям литературных журналов и интернет-порталов, выглядит так:

лучшая русская классическая литература

русская классическая литература 19 века

Ни в коем случае не стоит считать данный список эталонным. В некоторых рейтингах и опросах на первом месте может стоять не Булгаков, а Лев Толстой или Александр Пушкин, а кого-то из перечисленных писателей может и вообще не быть. Рейтинги – вещь крайне субъективная. Лучше самому составить для себя список любимых классиков и ориентироваться на него.

русская классическая литература список лучших

Значение русской классической литературы


Классика и современность

Что такое классика? Сайт Ирины Горячевой "Школьникам о музыке"

"Классика и современность"

Классикой (от лат. classicus - совершенный, образцовый, первоклассный) называют такие произведения искусства, которые независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей.Они получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы.

Классическим называют античное искусство (искусство Древней Греции и Древнего Рима), а также искусство эпохи Возрождения и классицизма.

Кроме того, понятие классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира. Классическими могут быть названы произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.

Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве, достижения которых еще не прошли проверку временем. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. То, что вчера воспринималось как дерзкий вызов классическому искусству, сегодня может быть причислено к классике. Примером тому служит творчество с.Прокофьева, Р.Щедрина, А.Шнитке и др.

Есть и понятие классика жанра. В этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок-музыки. Однако

век многих сочинений, получивших в какой-то период широкую популярность, может оказаться недолгим, если они не обладают высокими художественными достоинствами.

Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определеному стилю, художественному направлению.

Слово стиль (от греч. stylos, буквально - палочка для письма) означает почерк, в том числе и авторский, совокупность характерных черт, приемов, способов, особенностей творчества. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль - стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Появляются ее новые версии, интерпретации, обработки, которые привлекают к ней современных слушателей. Благодаря знакомству с музыкой разных стилей у нас возникает возможность вступать в диалог и со своими сверстниками, и с людьми далекого прошлого - как бы побывать в разных временах.

В музыкальном театре.

Опера.

Драматургия, драматический - эти слова образованы от слова драма. Но их употребляют и при характеристике музыки, в которой обобщенно передаются переживания человека: страдание, смятение, тревога, протест, возмущение и т.п. Эти чувства чаще всего проявляются у людей в столкновениях, спорах, конфликтах. Именно на этом основана драматургия и музыкального спектакля.

Драматургия музыкальная - система выразит. средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценич. жанра (опере, балете, оперетте). В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка) и т. д.

Опера (от итал. opera - труд, сочинение) возникла в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Опера, по определению А. Н. Серова, это "сценическое представление, в котором происходящее на сцене действие выражается музыкою, т.е. пением действующих лиц (отдельно каждого, или вместе, или хором) и силами оркестра в бесконечно разнообразном применении этих сил, начиная с простой поддержки голоса и кончая самыми сложными симфоническими сочетаниями". Музыка является главным обобщающим средством, носителем сквозного действия, она не только комментирует отд. ситуации, но и связывает все элементы драмы воедино, выявляет скрытые пружины поведения действ. лиц, их сложные внутр. взаимоотношения, часто непосредственно выражает главную идею произв.

Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.

Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых интересное либретто и выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев

По законам театра опера делится на действия (акты), действия - на картины, а картины - на сцены.

Обычно опера открывается вступлением, или увертюрой, в котором выражена идея спектакля. основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях. "Полупение-полуречь" называется речитативом.

Одна из особенностей оперы состоит в том, что ее герои иногда поют одновременно каждый свою партию. Так композитор раскрывает мысли и чувства своих героев в ансамбле - стройном совместном звучании. В массовых сценах звучит хор, который нередко выступает одним из главных

действующих лиц оперы или комментирует происходящее на сцене. в зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.

Исключительно велика в опере роль оркестра. Он аккомпанирует певцам и хору, выступает как равноправный партнер действующих лиц оперы, а иногда и как самостоятельное действующее лицо. Оркестровые эпизоды (номера) оперы помогают слушателям понять основные линии развития действия.


Опера М.И. Глинки (1804-1857) "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") вызывает у многих поколений слушателей чувтсво сопричастности к истории своего народа. В ней раскрывается величие души Ивана Сусанина - гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью. Эти человеческие качества и сегодня значимы для каждого из нас.

Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.

Опера состоит из четырех действий и эпилога.

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.

(1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве на Красной площади).

В интродукции (вступление к опере) звучит хор "Родина моя", в котором воплощена непреклонная воля русского народа к победе.

1-й акт: На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Ее каватина полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: "Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи". Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

3-й акт: В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

Драму душевных переживаний передает романс Антониды ("Не о том скорблю, подруженьки"), который вплетается в бесхитростную мелодию свадебного хора девушек-подружек.

Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

4-й акт: Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Звучит речитатив и ария Сусанина. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.

Эпилог: В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом. Заключительный хор "Славься!", написанный в духе победного народного канта, излучает, свет, передает торжество и ликование народа.

Премьера - 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом театре.

С оперы М.И.Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.

Драматургия оперы строится на сопоставлении двух противоборствующих миров, двух сил: русские - князи Игорь с сыном Владимиром и дружиной, княгиня Ярославна, ее брат Владимир Галицкий, и половцы - хан Кончак, его воины.

Действие происходит: в прологе, в первом и четвертом актах — во городе Путивле, во втором и третьем актах — в половецком стане.

Время: 1185 год.


Пролог. В древнем русском городе Путивле князь Игорь собирается с дружиной в поход на половцев. Народ торжественно славит князя - хор "Солнцу красному слава!" Внезапно землю окутывает мрак — начинается солнечное затмение. Видя в этом недоброе предзнаменование, народ и бояре отговаривают Игоря; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене ее брату Владимиру Галицкому, он ведет дружшу на битву с врагом.

1-й акт: Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.

2-й акт: Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь.

Образ князя Игоря наиболее ярко раскрыт композитором в его арии. Ничто не мило князю, его мучают мысли о бесславном поражении, судьбе близких ему людей, думы о Родине. Ария князя Игоря открывается небольшим вступлением оркестра. Тяжелые аккорды передают душевные терзания героя. За вступлением следует речитатив-раздумье ("Ни сна, ни отдыха измученной душе. "). перед мысленным взором князя Игоря мелькают картины: затмение солнца (предвестник несчастья), горечь поражения, позор плена. Страстный призыв звучит в музыке арии ("О, дайте, дайте мне свободу. "). Благородная мелодия, полная глубокой душевности и теплоты, связана в арии князя Игоря с воспоминаниями о жене, Ярославне, верной и любимой подруге (средний раздел арии). Все перечисленные эпизоды арии позволяют почувствовать трагедию, переживаемую князем Игорем. Он, как и простой крестьянин Иван Сусанин, озабочен судьбой своей Родины и стремится всеми силами защитить ее.

Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.

С особым мастерством композитор воспроизводит восточный колорит музыки, создает мелодии, расцвеченные причудливыми узорами, запоминающимися ритмами. звучит завораживающий слух мелодия хора половецких девушек-невольниц, которая сменяется воинственной плской мужчин. ЕЕ подхватывает хор половцев, славящих хана (Половецкие пляски)

3-й акт: С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.

4-й акт: Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна (Плач Ярославны). В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями древних песенных жанров плача, причета (причитаний).

Ярославна обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.

Премьера - 23 октября (4 ноября) 1890 года в Петербурге, на сцене Мариинского театра.

Литературные источники и интернет- ресурсы:

Г.П.Сергеева-Е.Д.Критская "Музыка" 7 класс;


Балет ( от итальянского balleto - танцевать) - музыкально-драматическое произведение, действие в котором

передается средствами танца и пантомимы. Возник в Италии в эпоху Возрождения (XIV - XVвв.)

Па-де-де (танец вдвоем)

Па-де-труа (танец втроем)

Гран-па (большой танец)

Адажио (медленный лирический танец главных героев).

Балетмейстер (от нем. – Balletmeister ) – режиссер балетного спектакля, он разрабатывает общую драматургию спектакля, продумывает

Важная роль в балетном спектакле принадлежит дирижёру симфонического оркестра. Главное в его работе – умение воплотить замысел композитора, раскрыть стиль произведения с идеей балетмейстера- постановщика.

Читайте также: