Почему в то время преобладало стремление к развитию не теоретических а практических знаний кратко

Обновлено: 04.07.2024

Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?

Человек государственный, Пётр I умел определять наиболее важные задачи и находить пути их решения. Нередко при этом современникам казалось, что он пытается достигнуть невозможного. Но Пётр расширил понятие возможного своей решительностью, цельностью натуры и твёрдой волей и заставил народ поверить в собственные силы.

Император Пётр I за работой. Художник В. Худояров

Обстоятельства формирования личности Петра I, его мировоззрения и характера наложили своеобразный отпечаток на реформы. Пережитые в детстве потрясения: страх матери за жизнь сына, кровавое неистовство стрельцов, убивающих на глазах царевича его сторонников, лицемерие сестры-регентши Софьи и косность бояр — всё это толкало его на полный разрыв с прошлым, которое даже не отторгалось — безжалостно уничтожалось. Такая модель петровских преобразований сильно отличалась от того, что было предложено, но до конца не осуществлено его старшим братом Фёдором Алексеевичем.

Российский император постоянно спешил, словно хотел опередить время, сделать невозможным для России движение вспять, в прошлое. Опасения, что подобное может случиться, преследовали его. Пётр I не видел того, кому мог бы передать своё дело, и это стало его личной трагедией.

В январе 1725 г. царь заболел. Болезнь обострилась и причиняла страшные мучения. Пётр кричал от боли, потом впал в беспамятство. 28 января, так и не придя в сознание, Пётр I скончался.

1. Какими личными качествами и поступками Пётр I сломал привычные представления о монархе?

3. Что оказало особое влияние на формирование Петра I как реформатора?

2. Светский облик культуры. В истории Петровских реформ особое место занимают преобразования в сфере культуры и быта. Они напрямую касались человека петровского времени, меняя его сознание и систему ценностей. Понятно, что изменения подобного масштаба были связаны со сменой модели культурного развития. Религиозное мировоззрение утратило своё господствующее положение, уступив место светскому началу. Просвещение и культура обрели преимущественно светский характер. Образцом для подражания стало не древнее благочестие, а культурный уклад стран Западной Европы с преобладанием рационализма и практицизма.

За короткое время были сделаны огромные шаги в области просвещения и образования. Возникла государственная светская школа: начальные цифирные школы и специальные учебные заведения для подготовки моряков, артиллеристов, лекарей и т. д. В 1699 г. приняла первых учеников Навигацкая школа (Школа математических и нави гацких наук, располагавшаяся в здании московской Сухаревой башни), со временем превратившаяся в Морскую академию, открылись Медицинское, Артиллерийское, Инженерное училища.

Сухарева башня в Москве. Художник Ф. Бенуа

Практицизм Петра I предопределил его интерес к тем отраслям научных знаний, которые давали немедленную отдачу. Царь высоко ставил искусство ремесла и постоянно приглашал из-за границы специалистов, с тем чтобы они открывали в России своё дело и обучали русских людей различным ремёслам.

Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Фотография

Культура петровского времени во многом оставалась переходной. С обретением светского характера русская культура стала ближе к европейской, не утратив, однако, своей самобытности.

1. Что было сделано при Петре I для развития образования в России?

2. Почему в то время преобладало стремление к развитию не теоретических, а практических знаний?

3. Какие изменения произошли в сфере художественной культуры?

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге. Гравюра А. Зубова

Ассамблея при Петре I. Художник С. Хлебовский

Портрет напольного гетмана. Художник И. Никитин

Кафтан Петра I (слева). Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. Архитектор Д. Трезини. Фотография

1. Какие слои населения страны затронула европеизация быта?

2. Какие изменения произошли в быте дворян? Что такое ассамблеи?

3. Какую опасность таили в себе изменения в быте, произошедшие в эпоху Петра I?

Каналы разрезали город на множество рукотворных островов: по замыслу Петра I, на Балтике вырастал новый Амстердам, по которому передвигались не только в каретах и пешком, но и на лодках. Уже при Петре появились здания, во многом определившие облик новой столицы: Петропавловский собор, Летний дворец Петра и Меншиковский дворец, здание Двенадцати коллегий, Адмиралтейство. Скроенный на западный образец, Санкт-Петербург должен был развенчать укоренившиеся на Западе представления о варварстве московитов и принести России славу просвещённой страны.

1. С какими трудностями столкнулись строители Санкт-Петербурга? Как эти трудности преодолевались?

2. Чем застройка Санкт-Петербурга отличалась от застройки других городов России?

3. Почему Санкт-Петербург превратился в центр политической и экономической жизни страны?

5. Преображённая Россия. Уже к концу жизни Петра I стало видно, насколько разительно отличался новый уклад русской жизни от старого. Внешне жизнь верхушки общества явно изменилась. Но за видимыми переменами стояли перемены внутренние. Создавая флот и регулярную армию, новую административную систему и сильное государство, перенимая европейские достижения, Пётр модернизировал страну. Пройдёт немного времени, и реформированное государство докажет свою жизнеспособность, а деятельность Петра получит общественное одобрение. Дворянство же поспешит забыть о цене реформ, поскольку плодами преобразований прежде всего воспользуется именно это сословие.

Нельзя забывать и об ограниченности Петровских реформ. Европеизируя страну, царь не затрагивал крепостничество и самодержавие. Напротив, перемены производились на их основе. Общество, даже в лице его элиты, было лишено гражданских прав, а достоинство человека при всех (по сравнению со Средневековьем) переменах определялось сословной принадлежностью и чином. Величие страны соседствовало с бесправием, а под общественным благом подразумевалось не благо подданных, человека, а благо государства.

Пётр I. Скульптор Б. Растрелли

Реформы Петра I способствовали сближению России со странами Запада. Однако глубина преобразований была ограничена крепостническими и самодержавными порядками.

1. Какие характерные черты допетровской эпохи не только сохранились, но и получили развитие при Петре I? Как это сказывалось на глубине преобразований?

2. В чём состоит противоречивость результатов Петровских реформ?

3. В чём проявилась ограниченность Петровских реформ?

Вопросы и задания

1. Какие черты личности Петра I отличали его от правителей России предшествующей эпохи? Как личные качества Петра связаны с характером проведённых им реформ?

2. Согласны ли вы с мнением, что в результате реформ Петра I Россия стала страной европейской культуры? Аргументируйте свой ответ.

3. Почему столица государства была перенесена в новый город — Санкт-Петербург? Какие преимущества по сравнению с Москвой имела новая столица?

4. Объясните, каким образом реформы в области культуры были связаны с другими реформами Петра I.

7. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события:

1) учреждение Академии наук; 2) перенос столицы в Санкт-Петербург; 3) смерть Петра I; 4) открытие Навигацкой школы.

8. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.

Можно ли считать Петровские реформы культуры и быта революционными?

А. Реформы в области культуры и быта касались только высших слоёв общества. Крестьянский быт и культура не изменились. Строительство новых городов и появление нового стиля в архитектуре были только реформированием, но не коренным изменением, т. е. революцией не являлись.

Б. Преобразования в области культуры и быта, хотя и затрагивали в основном высшие слои общества, носили радикальный характер и вели к общей европеизации культуры. Даже низшие слои общества были вовлечены в процесс усиления светскости культуры. Можно утверждать, что реформы носили революционный характер.

В. Нельзя однозначно признать реформы революционными. С одной стороны, они были радикальными и новаторскими, но с другой — носили ограниченный характер.

Правление Петра I стало переломной вехой в отечественной истории. В результате Петровских реформ Россия, частично преодолев отставание от передовых стран Европы, вступила в Новое время. Историки справедливо говорят о модернизации и обновлении всех сфер жизни страны, обретении ею статуса европейской державы.

В результате реформ в России окончательно оформилась абсолютная монархия с передовыми для своего времени структурами и институтами власти; существенно изменилась сословная (социальная) структура общества. Вскоре она получит юридическое оформление, отвечающее новым имперским требованиям. Кардинальные мировоззренческие и ценностные сдвиги изменят культурный код: возникнет светская культура со своими жанрами, принципиально отличная от культуры эпохи Средневековья, сформируются условия для развития светского образования и науки. Россия станет неотъемлемой частью мировой культуры. Процессы европеизации приведут к изменению всего уклада жизни правящего сословия.

1. Как вы понимаете мнение, что Пётр I был и разрушителем, и созидателем?

2. Внимательно прочитайте эпиграф к главе. Ответьте на вопросы:

1) Какова основная мысль автора? Согласны ли вы с ней? Свой ответ аргументируйте. 2) Почему именно это высказывание было выбрано в качестве эпиграфа?

3. В чём состоит противоречивость Петровской эпохи? Почему это произошло?

4. Выберите ответ на главный вопрос главы. Обоснуйте свой выбор.

Эпоха Петра I — это продолжение предшествующего периода или новый этап в развитии государства?

A. Пётр I, продолжая традиции своих предшественников, реформировал армию, административную систему и экономику. В своих преобразованиях он опирался на достижения предыдущего периода.

B. Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Модернизируя государство, Пётр I умело сочетал тенденции прошлого и новаторство. В результате, создав обновлённую Россию, Пётр сохранил традиции управления, культуры и экономики.

Почему в то время преобладало рвение к развитию не теоретических, а практических знаний при Петре I?

  • Степан Штукмайстер
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-02 00:06:21
  • 12
  • 1

Образчиком для подражания стало не древнее благочестие, а культурный уклад государств Западной Европы с преобладанием рационализма и практицизма.
Практицизм Петра I предназначил его энтузиазм к тем отраслям научных познаний, которые давали безотлагательную отдачу. Король высоко ставил искусство ремесла и непрерывно приглашал из-за границы профессионалов, с тем чтобы они раскрывали в Рф своё дело и обучали российских людей разным ремёслам.
Но Пётр I понимал и ценность и необходимость отвлечённых познаний, без которых невозможно развитие науки. В феврале 1724 г. он подписал указ о создании в Санкт-Петербурге Академии наук и инициативно хлопотал о приглашении в неё европейских учёных. С целью собирания и исследования редкостей, рождённых природой и руками человека, в 1714 г. был открыт 1-ый музей в Рф Кунсткамера.

главным и почему? 3. какие новые черты появились в системе образования в Петровскую эпоху? 4.В чем проявился переходный характер художественной культуры Петровской эпохи? 5. Почему новые элементы быта Петр вводил силой?

Ответ или решение 1

1. Пётр I понимал, что без достижений науки невозможно развитие ни одной отрасли государства (военного дела, промышленности, экономики, финансовой системы), которые необходимы для создания великой империи.

2. Реформы образовательной системы (создание Академии наук и других образовательных учреждений, в которых основой образования становятся научные факты и открытия, а не церковные каноны), так как от качества образования зависит развитие любой научной дисциплины.

3. Пётр I провёл грань между церковными учениями и собственно образованием, которое становится светским.

4. Вместе со светским образованием появилась мода на светские портреты на западный манер, который каждый уважающий аристократ должен был иметь в своём доме.

5. Россия — страна с многовековой историей, своими традициями и устоями, поэтому западные нововведения воспринимались негативно, вызывали неприязнь и опасения.

§ 10. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

§ 10. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

Вопросы и задания для работы с текстом § 10. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ

1. Почему в Петровскую эпоху знаний, получаемых в церковных школах, стало не хватать?

Знания, получаемые в церковных школах, были основаны лишь на изучении Закона Божьего, что было недостаточно для решения практических вопросов в области медицины, горного дела, металлургии, мореплавании и других отраслях хозяйства, которые бурно развивались в Петровскую эпоху.

2. Какие сословные ограничения действовали в начале 18 в. при поступлении в учебные заведения?

Дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не имели права.

3. В чем заключался практический смысл развития горно-разведочной службы для экономики России?

Практический смысл организации горно-разведочной службы для экономики России заключался в том, открытия полезных ископаемых (медных руд, каменного и бурого угля, минеральных вод) способствовали развитию промышленности (цветной и черной металлургии, курортного дела). Это способствовало успехам в военном деле, изготовлению оружия, строительстве и т.д.

4. Почему особенно активно при Петре 1 развивались естественные науки?

При Петре 1 особенно активно развивались естественные науки, потому что они приносили конкретную пользу государству и обществу, научные и теххнические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей и при строительстве зданий и крепостей.

  • 1707 г. – Я.Брюс составил первую в России карту звездного неба
  • 1712 – 1725 гг. – А.Нартов первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков
  • 1714 г. – открыта первая в России научная библиотека
  • 1719 г. – открыт первый русский музей (Кунсткамера)
  • 1724 г. – по проекту Е.Никонова создана и испытана первая русская подводная лодка

2. Изложенное в этом документе является законом или рекомендацией? Должны ли были девушки следовать этим рекомендациям?

Изложенное в этом документе является рекомендацией. Девушки должны были также следовать этим рекомендациям.

3. Где было необходимо придерживаться этих правил – дома, на людях, во дворце, везде? Докажите свой вывод, используя текст документа.

Этих правил было необходимо придерживаться везде, т. к. воспитанный человек ведет себя правильно не только тогда, когда его заставляют. Помимо почитания родителей, в этом отрывке говорится об уважении ко всем старшим.

1. Выясните, велика ли для того времени была сумма штрафа.

В 1704 году Петр I провёл коренную денежную реформу: копейка стала выпускаться из меди и увеличилась в размере. Средний размер заработной платы неквалифицированного работника в это время составлял 5−8 копеек в день. Для сравнения: пуд мяса тогда стоил 30 копеек, пуд хлеба — 10 копеек. За день рабочий зарабатывал на 2,5−4 кг мяса.

2. Узнайте, что происходило с теми людьми, кто отказывался следовать указу, но не имел возможности заплатил штраф.

3. Какие категории населения были освобождены от наказания по этому указу?

Исключение сделали только для лиц духовного звания.

Думаем, сравниваем, размышляем
1. Перечислите важнейшие элементы культурных традиций Западной Европы, проникшие в Россию в эпоху Петра 1.

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров.

3. Исследуйте биографию Якова Брюса. Опишите достоверность легенд о нем.

Москвичи издавна обходили стороной стрелецкую казарму, в которой располагалась часть полковника Сухарева, – бесшабашные стрельцы могли спьяну и деньги отобрать, а то и голову проломить. Но с куда большей опаской горожане стали относиться к Сухаревой башне, когда там поселился Яков Брюс и организовал по велению царя школу математических и навигационных наук. А на последнем этаже устроил обсерваторию. Светящееся каждую ночь окно обсерватории быстро уверило москвичей в том, что дело здесь нечисто.

Свечной торговец Алексей Морозов, например, утверждал, что как-то в сумерках сам видел, что из окон астронома вылетают железные птицы, делают несколько кругов вокруг здания и потом возвращаются обратно. Следующей ночью купец вернулся к башне вместе с домочадцами. В кабинете Брюса горел свет, в окне маячила фигура графа, из башни доносились чьи-то надрывные стоны.

Вдруг одно из окон отворилось, и оттуда вылетели три железных чудовища с человеческими головами. Вне себя от ужаса Морозов с домочадцами мчался по ночному городу подальше от страшного места. И вскоре по городу прошел тревожных слух – лютеранин из Сухаревой башни общается с нечистой силой и с ее помощью превращает живых людей, чьи стоны и разносятся по окрестностям, в летающих железных драконов.

Брюс пугал москвичей и после смерти. Его тело уже было погребено в склепе у лютеранской кирхи Св. Михаила в Немецкой слободе, но каждую ночь в обсерватории по-прежнему загорался свет. Москвичи говорили, что это дух колдуна охраняет свою магическую книгу. Кстати, по легенде, Брюс скончался также необычно, как и жил. Рассказывали, что колдун погиб во время опытов у себя в поместье в Глинках.

Будто бы Брюс велел слуге разрезать себя на части, а потом полить волшебным эликсиром вечной молодости, сделанным по рецепту той самой книги. Опыт практически удался. Но когда части тела расчлененного графа стали срастаться, в лабораторию ворвалась жена Брюса, убила слугу и похитила эликсир. Неприкаянный дух же убитого вместе с книгой переместился в Сухареву башню.

– Сухареву башню, в отличие от других памятников архитектуры, уничтожали долго и кропотливо, – рассказывает Зинаида Татарская. – Сталин, как и многие тираны, увлекался мистикой и хотел отыскать книгу Брюса. Он велел разбирать башню по кирпичикам и все содержимое относить лично ему. Но книгу так и не нашли. Разгневанный тиран отдал приказ взорвать останки башни.

Присутствовавший при уничтожении архитектурного памятника Лазарь Каганович потом говорил Сталину, что видел в толпе высокого, худого человека в парике, которые погрозил ему пальцем, а потом испарился. Но некоторые научные труды Брюса вождь всех народов все-таки нашел и использовал их при строительстве современной Москвы.

Могилу Брюса тоже уничтожили при реконструкции старой Москвы. В тридцатые годы на улице Радио стали разбирать кирху и обнаружили в склепе гроб с телом графа. Его опознали по фамильному перстню. Останки колдуна передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова. Но останки бесследно исчезли – остались лишь перстень, кафтан и камзол Брюса. Одежда сейчас – в фондах Государственного Исторического музея. А перстень чернокнижника затерялся во времени.

Но, пожалуй, самая известная легенда – о том, как Брюс замораживал летом пруд и катался на коньках. Якобы в самый разгар лета, в знойном июле, Брюс пригласил в гости многих знатных особ. Им были предложены всевозможные развлечения, в том числе катание на лодках.

Потом всех позвали на обед. А после него гости снова вышли в парк и стали наблюдать за праздничным фейерверком, катаясь на коньках по льду того же пруда, который за считанные часы превратился в каток. Согласно другой версии Брюс превратил пруд в каток на глазах у изумленных очевидцев взмахом волшебной палочки.

Вот такие чудеса, казалось бы, не имеющие никакого отношения к реальности, творил волшебник Брюс. Однако в 1992 году в журнале “Наука и жизнь” появилась статья, автор которой Вячеслав Малахов попытался доказать, что Брюс действительно умел, скажем, в разгар лета замораживать воду в пруду. По его приказу еще в марте, ранней весной, лед намораживали до солидной толщины, затем покрывали соломой, опилками, деревянным щитами.

После этого накладывался слой глинистого грунта. Лед укладывался на дно пруда, из которого предварительно была спущена вода. В назначенный срок она снова подавалась из верхнего пруда. Лед освобождался от земли и опилок, а потом всплывал, и по нему уже можно было кататься на коньках. Конечно же, такое объяснение одной из проделок Брюса может показаться спорным. Но, как бы там, ни было, оно свидетельствует о том, что вряд ли все творившиеся в “Глинках” чудеса можно отнести к мифам.

А еще рассказывают, что выдумал Брюс живую и мертвую воду. Нравилось, мол, ему превращать стариков в молодых. Для начала изрубил он своего пожилого лакея на куски, потом облил их мертвой водой – и они срослись. Затем окропил живой водой – и старик стал молодым.

Есть версия, что большевики, прокладывая дороги на месте садов и вдоль бульваров, пользовались его астрологическим завещанием. Так появились современные Садовое и Бульварное кольца. Геолого-этнографическая карта не сохранилась. Она исчезла в середине прошлого века, но ее описания есть в Академии Наук. Например, Брюс еще в XVIII веке утверждал, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке – там под землей много пустот.

К нему не прислушались и дома на этой улице уже проваливались. Не стоит строить высоких домов на набережной Москвы-реки, говорил он, в районе Воробьевых гор – возможны оползни. И построенное вопреки предостережению Брюса новое здание Академии наук стали укреплять сразу же после постройки, пытаясь остановить угрозу обрушения. Но зато это место на карте Брюс пометил как самое подходящее для учебы, и потому на Воробьевых горах при Сталине начали строить новое здание МГУ.

Жить лучше всего в Кузьминках, утверждал Брюс, а веселиться на Пресне. Самым подходящим для развлечения и пьянства местом исследователь считал землю, на которой построен Белый дом. Откровенно гиблых места на карте Москвы два – Перово и начало Кутузовского проспекта. Здания под землю там не проваливаются, но гаишники называют эти места бермудскими треугольниками – за сутки здесь происходит больше дорожно-транспортных происшествий, чем во всех других районах вместе взятых.

Ученик Ньютона, человек самых разносторонних знаний, он, можно сказать, родился преждевременно. Далеко не всем современникам были понятны его изыскания.

Однако, как считает написавший о Брюсе интересную книгу российский исследователь А. Н. Филимон, этот ученый-вельможа внес весьма важный вклад в развитие отечественной науки. И все же, приезжая в “Глинки”, знакомясь с усадебным домом, флигелем-лабораторией и другими постройками, нет-нет да и ловишь себя на мысли, что оказался в царстве волшебника.

Читайте также: