Какие проблемы взаимоотношений религии и науки поднимает автор гараджа кратко

Обновлено: 04.07.2024

На протяжении веков многие ученые, философы и теологи пытались определить природу отношений между религией и наукой. Это отношение часто рассматривается как конфликт между двумя несходными и несовместимыми сферами. Эта конфронтация уходит своими корнями в вопрос о происхождении жизни, который воспринимается по-разному с научной и религиозной точек зрения. Однако в эпоху быстрого технологического развития, глобализации и Всемирной коммуникации отношения между этими областями стали гораздо более тесными и сложными, чем просто дебаты о креационизме и эволюции. Предметы науки и религии переплетаются и влияют друг на друга самым глубоким образом. Со временем богословы пришли к пониманию и принятию эволюционной теории и разработали новые взгляды на сотворение мира и творческую деятельность бога.

Несмотря на то, что наука и религия имеют много различий, их объединяет одно общее намерение-найти ответы на самые фундаментальные вопросы жизни и вдохновить человечество на развитие. Наука открывает религии новые стороны человеческого опыта, но религию не следует рассматривать как форму менее развитой науки. Вместо этого люди должны рассматривать религию как отдельный способ мышления, который может предложить верующим решение проблем, которые в противном случае были бы недостижимы. Поэтому одним из результатов этого взаимного влияния стало принятие и применение научных данных в богословии; а другим-мотивационно-вдохновляющее влияние религии на отдельных ученых и научные изыскания в различных областях.

Связь между наукой и религией

Науку можно определить как знание, основанное на рациональном мышлении и систематическом изучении фактов средствами научного метода. Этот метод основан на наблюдении и эксперименте ( Chalmers , 2013). Однако определить религию несколько сложнее, поскольку она имеет дело с более нематериальными материями, которые являются духовными и даже сверхъестественными. Альберт Эйнштейн (1941) считал, что прежде чем дать определение религии, следует определить религиозного человека, который “в меру своих способностей освободился от оков своих эгоистических желаний и занят мыслями, чувствами и стремлениями .” Религиозный человек чувствует уверенность в этих качествах, которые не требуют никакой рациональной основы.

Если рассматривать отношения между наукой и религией с исторической точки зрения, то различия и противостояние между ними становятся отчетливо видимыми. С научной точки зрения Вселенная действует в соответствии с законом причинности, поэтому концепция божества, которое вмешивается в ход событий, кажется непостижимой. Более того, иррационально, что поведение людей должно основываться на религии, а не на образовании индивида, его социальных потребностях и симпатиях. Очевидно, что такое отношение к религии заставляет церкви выступать против науки и угнетать ее энтузиастов, как это было в темные века.

Несмотря на кажущееся очевидным столкновение противоположных взглядов, между наукой и религией существует родство. Артур Пикок , биохимик и теолог, утверждал, что эти сферы “в конечном счете сходятся” и “взаимодействуют и взаимно усиливают подходы к реальности” (цитируется по Nord , 1999). Эйнштейн (1930) утверждал, что религиозное чувство является самым благородным мотивом для научного исследования. Им руководствовались многие великие умы, в том числе Кеплер и Ньютон, которые провели годы в одиночестве, чтобы открыть законы гравитационной астрономии. Их приверженность можно сравнить только с чувствами религиозных людей, посвятивших всю свою жизнь подобным делам. Поэтому в наш материалистический век такая приверженность, которую проявляют ученые, делает их самыми религиозными людьми.

Влияние науки на религию

На протяжении всей мировой истории мировоззрение цивилизаций в значительной степени основывалось на религии. Однако в XVII веке, в эпоху, которую называют научной революцией, ученые стали приобретать все большее влияние в обществе. Однако в то время большинство великих ученых не были атеистами; между тем многие из современных ученых остаются верующими ( Nord , 1999). С начала научной революции церковь пережила некоторые огромные изменения. В настоящее время старая борьба между религией и наукой в значительной степени прекратилась. Этот процесс связан с изменением установок общества. Большинство людей уже сформировали свои убеждения относительно мира, и вопрос о сотворении и эволюции больше не имеет критического значения. Большинство церковных лидеров признавали основные научные открытия или присваивали их для объяснения (Шиллинг, 2009).

Римско-Католическая Церковь приняла теорию эволюции и принесла извинения за тюремное заключение Галилея и казнь Джордано Бруно ( Rogaly , 1997). Более того, многие либеральные богословы использовали свидетельства научного мира, чтобы пересмотреть свое понимание Бога. Они пытались приспособить свои традиции к современным принципам рациональности и разума. Впервые в наши дни многие теологи приняли критический взгляд на религию и начали считать религиозные утверждения проверяемыми, подобно тому, как ученые обращаются к научным утверждениям ( Nord , 1999).

В этом отношении теология и наука достигли своего рода мирного сосуществования, если не согласия. Например, теологическое объяснение теории эволюции может не дать никаких научных доказательств религиозных аспектов этого процесса. Точно так же эволюционная теория не может опровергнуть религиозные аргументы. Однако понятия теории Дарвина и теологические утверждения вовсе не обязательно должны быть несовместимы. Этот подход постулирует, что каким бы ни было происхождение жизни, будь то эволюция или божественное вмешательство, мир будет выглядеть точно так же, как он есть сегодня. Поэтому религиозные утверждения должны быть проверены и подтверждены или опровергнуты точно так же, как и научные ( Стивенс , Нью-Йорк).

Работа Чарльза Дарвина по теории эволюции оказала на науку самое глубокое влияние. Она сформировала представления людей о мире, человечестве, обществе и религии. Прежде всего, господствующее мнение состояло в том, что религия и эволюционная теория несовместимы , поскольку последняя бросает серьезный вызов традиционной теологической вере в сотворение всего живого. Сторонники обеих противоположных точек зрения стремились отвергнуть противоречивые точки зрения. Однако связь между эволюцией и теологией развивалась более последовательным образом. Хотя большинство религиозных традиций, таких как христианство, ислам и иудаизм, считают Бога творцом мира, они не всегда указывают конкретный путь этого процесса. Хотя почти во всех религиях священные тексты содержат ссылки на точку сотворения мира, у теологов часто возникают сомнения относительно того, следует ли им воспринимать их буквально или придерживаться научных объяснений ( Стивенс и т. д.).

Следует отметить, что теория Дарвина специально ставила под сомнение идею о том, что Бог создал все живые организмы такими, какими они могут быть видны сейчас. Некоторые креационистские теории утверждают, что все формы жизни остались неизменными, и процесс сотворения мира произошел несколько тысяч лет назад. Другие взгляды включают только идею о том, что естественный порядок вещей является неизбежным результатом Божьего замысла. Следовательно, эти теории постулируют, что Вселенная постоянна, потому что Бог повелел ей быть такой. Однако теория Дарвина предполагает, что мир более динамичен по своей природе; этот факт приводит к широкому спектру различных форм жизни, которые борются за выживание и медленно приспосабливаются к изменчивым условиям.

Хотя многие религиозные группы отрицали эволюционную теорию как предположительно атеистическую, другие приняли ее. Более того, многие богословы указывают на положительное влияние этой теории на религиозное мышление. Например, теолог Вольфхарт Панненберг сказал: “теория эволюции дала богословию возможность видеть непрерывную деятельность Бога не только в сохранении определенного порядка, но и в постоянном порождении новых вещей” (как цитируется в книге Стивенса , Нью-Йорк). Норд (1999) предполагает, что принятие Церковью теории эволюции вдохновило новый способ оценки Божьего замысла среди верующих как непрерывного и гибкого процесса.

Эволюционная теория изменила теологический взгляд на то, как Бог взаимодействует с людьми и Вселенной. Например, в некоторых теориях христианства сотворение мира воспринимается как форма кенозиса , согласно которой Бог не вмешивается в процесс эволюции всех живых форм, позволяя им развиваться естественным путем. Теолог Джон Хаут утверждает: “Бог эффективно действует в мире, предлагая ему широкий спектр автономно реализуемых возможностей, в рамках которых он может “стать самим собой” (как цитируется в книге Стивенса , n . d .). Поэтому люди и другие живые существа автономны и могут эволюционировать в то, чем они наиболее полно призваны стать.

Влияние религии на науку

Религия оказывает значительное влияние на научные исследования. Одним из наиболее важных факторов является индивидуальная мотивация ученых и их религиозные убеждения, побуждающие их искать ответы на вопросы о том, как устроена вселенная. Очевидно, что многие ученые отрицают Бога и религию в любой форме и часто делают скептические или даже атеистические заявления. Однако их число не столь подавляюще доминирует в научном сообществе, как некоторые могли бы подумать. Фрэнсис Коллинз (2010), директор Национального института здоровья, утверждает, что опросы показывают, что около 40 процентов ученых признают свою веру в Бога, к которому они могут молиться в надежде получить ответ или искать вдохновение, чтобы продолжить свои исследования.

Поэтому взаимосвязь науки и религии может принести пользу как этим сферам, так и отдельным людям. Религия многому научилась у науки, но наука не может быть занята теми, кто не полностью поглощен желанием искать истину. Эйнштейн (1941) утверждал, что источник этого стремления можно найти в религии и что истинный ученый не может работать без этой глубокой веры. По поводу этой точки зрения Эйнштейн (1941) также приводит одну из своих самых известных цитат: “Наука без религии хромает, религия без науки слепа .”

Одним из примеров того, как люди могут быть подвержены влиянию своей веры, является жизнь и работа Роберта Бойля, отца современной химии. Он был мотивирован своими религиозными убеждениями, чтобы продолжить свои исследования о природе вокруг него. Его выдающаяся религиозность была движущей силой его энтузиазма по отношению к миру науки. Считается, что его духовный характер был причиной его решимости проводить научные исследования. Интересно, что, несмотря на свою страстную любовь к Библии, он боролся с религиозными сомнениями, которые побудили его написать несколько значительных работ об отношениях между наукой и религией ( Davis , 2007).

Как было сказано выше, точкой пересечения конфликта между наукой и религией обычно является спор между эволюцией и креационизмом. Тем не менее, многие другие научные области взаимодействовали с теологией, и многие из них приняли некоторые из ее взглядов и теорий. Хотя эволюционная теория традиционно считалась угрозой религии, Теория Большого Взрыва часто включает в себя идеи креационизма. Одной из причин, почему ученые считают идею сотворения мира божеством, что вовсе не обязательно означает Бога, является свидетельство необычайного совпадения, которое связывают с Большим Взрывом. Она основана на некоторых доказательствах того, что вероятность образования Вселенной, поддерживающей жизнь, почти бесконечно мала. Если бы скорость, с которой Вселенная расширялась после Большого взрыва, была на долю больше или меньше, она не была бы создана или разрушилась.

Многие теории рассматривают этот факт и многие другие маловероятные совпадения как свидетельство преднамеренного замысла ( Nord , 1999). В этой связи клеточный биолог Кеннет Миллер выдвигает гипотезу, что теология может опираться на открытия физики, биологии и эволюционной космологии ( Стивенс , Нью-Йорк) . о н проводит параллели с утверждениями из Священного Писания, что жизнь была создана из праха земли. Однако факторы, способствовавшие этому процессу, гораздо сложнее, чем полагают теологи или астрономы. Человеческое существование не могло бы возникнуть, если бы не возник космос невообразимого возраста с его точно настроенными законами и константами, управляющими каждым процессом во вселенной ( Стивенс , Нью-Йорк).

В течение последних нескольких десятилетий многие богословские исследования касались проблем экологии, загрязнения природы и других экологических опасностей. Как правило, эта литература пропагандирует заботу об окружающей среде как важнейшую добродетель и приводит примеры из священных текстов, в которых описывается, как Бог заботится о природе ( Nord , 1999). Некоторые теологические принципы были приняты и в других областях науки. Например, многие ученые признают влияние лечения ума или души на лечение различных заболеваний. Многие медицинские учреждения финансируют и организуют конференции и исследования, посвященные влиянию духовности на исцеление и взаимоотношения между мозгом и душой ( Nord , 1999).

Религия и наука связаны между собой сложной и глубокой связью. На протяжении всей истории это отношение обычно принимало форму конфронтации, но после научной революции 17-го века оно использовало новую форму взаимодействия. И Наука, и религия по-разному влияли друг на друга и в результате менялись. Ученые и теологи пришли к пониманию того, что, хотя научная и религиозная перспективы не всегда совместимы, они могут сосуществовать и даже извлекать пользу из такого сотрудничества.

Таким образом, наука, особенно теория эволюции Дарвина, изменила то, как религиозные люди видят сотворение мира и творческую деятельность Бога. Однако отношения между этими областями гораздо сложнее и неоднозначнее , чем просто дебаты о креационизме и эволюции. В настоящее время многие религиозные традиции признают эволюционную перспективу, а другие научные теории утверждают, что они не обязательно должны вмешиваться в креационизм. Вместо этого многие из них стали считать Божий замысел формой кенозиса , Божьей воли, позволяющей его творениям развиваться и развиваться естественным путем.

Религия также играет значительную роль в научном исследовании. Считается, что он вдохновляет и дает ученым силы продолжать свои исследования и побуждает их искать ответы на вопросы об устройстве вселенной. Многие также признают положительное влияние теологии, духовности и религиозной этики на такие области, как экология и здравоохранение, среди многих других. Понимание религиозных понятий указывает на взаимосвязь науки с теологией.

Хотя научные открытия не зависят от каких-либо религиозных соображений, эти люди науки, которые представили миру свои выдающиеся достижения, были вдохновлены подлинной религиозной верой в то, что мир является продуктом совершенного замысла и управляется рациональными законами. Если бы их убеждения не были глубоко эмоциональными, эти люди едва ли смогли бы продемонстрировать такую настойчивость и приверженность и преуспеть в своих усилиях.

В данной статье рассматривается проблема взаимоотношения религии и науки.
До сих пор мы негусто знаем о его предках, и все-таки известно, что основополагающий Дьюи, поселившийся в Америке, имел троих сыновей, посреди потомков одного из них был Джон Дьюи, другого – глава администрации области Томас Дьюи, а третьего – адмирал Джордж Дьюи, получивший известность благодаря сражению в Манильской бухте в ходе испано-американской войны 1898. Три поколения рода Дьюи были фермерами, его папа занимался торговлей. Дьюи получил образование в средней школе Берлингтона, окончил вуз Вермонта, после этого два года преподавал в школе в штате Пенсильвания, в течение года был учителем сельской школы в родном штате. В 1882 поступил в универ Джонса Хопкинса в Балтиморе. Здесь он испытал воздействие Джорджа Сильвестра Морриса, приглашенного профессора из Мичиганского университета, представителя американского неогегельянства. В 1884 получил уровень доктора философии в университете Джонса Хопкинса, представив диссертацию, которая была посвящена одному из аспектов психологической теории Канта. ). В 1919 году стал одним из основателей Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке.

Вложенные файлы: 1 файл

проблема взаимоотношения религии и науки.doc

Проблема взаимоотношения религии и науки

Хабиева Р.Р., БашГУ, студентка 3 курса ФФиС

(науч. рук: д.филос.н., доцент О.И. Елхова)

Статья посвящена проблеме взаимоотношения науки и религии. В ходе изучения данной проблемы рассматриваются различные точки зрения, приводятся примеры из материализма и идеализма. В результате исследования делается вывод о том, что наука и религия будут существовать всегда вследствие необходимости человечества. Наука и религия – неотъемлемая часть человеческого мировоззрения.

Ключевые слова: наука, религия, истина, материализм, идеализм, материальное, духовное

Наука и религия, важнейшие области культуры, представляют собой два фундаментальных типа мировоззрения. На протяжении многих веков, начиная с древности, люди задумывались об их взаимоотношении: должны ли они существовать вместе, или же это две противоположности, не имеющие ничего общего? Религия, как форма мировоззрения, возникла раньше, прочно заняв свое место в мире. Наука же сегодня целеустремленно шагает вперед, тем самым оставляя религии роль второго плана. Но, несмотря на бурное развитие науки в наше время, религия не теряет свою актуальность и сейчас.

Сегодня одним из актуальных вопросов является вопрос о роли науки в современном мире и о том, какое место занимает в нем религия. Проблема взаимоотношения науки и религии, знания и веры, как известно, относится к числу древних проблем философии. Возникнув у самой колыбели человеческой мысли, эта проблема всегда была в центре внимания мыслителей и философов. О том, как сегодня соотносятся между собой эти две столь разные и столь значительные составляющие человеческого мировоззрения, и динамика их отношения в будущем, интересует многих. Наука и религия на сегодняшний день разошлись далеко, и чаще всего стали восприниматься как совершенно не соприкасающиеся сферы человеческой культуры для некоторых ученых. А для других ученых наука помощница в религии. А так ли это на самом деле? На протяжении многих тысячелетий многие философы пытались ответить на этот вопрос, но расхождение во мнениях преобладает до сих пор. Стоит ли обходить религию стороной и отдавать предпочтение лишь научному познанию, или быть может, возможна все-таки гармония между наукой и религией? Существует две основные точки зрения на природу отношений науки и религии. Одни считают, что это противоположные формы общественного сознания, которые взаимно исключают друг друга. Другие же считают их совместимыми.

А в чем же состоит совместимость науки и религии? Возможно, отрицание совместимости науки и религии связано с тем, что у людей очень узкое понимание этих сфер. Многие считают, что религия – это лишь вера в сверхъестественное, а у науки лишь одна функция – познание мира. Религия является верой в сверхъестественное. Но, несмотря на это, у неё есть другая область. Религия повествует о нравственных правилах, о гармонии человека и природы, призывает нас к миру и справедливости. Наличие такой области строит почву для совместимости науки и религии. Также нужно учесть тот факт, что многие ученые были верующими. Например, английский физик Исаак Ньютон, французский математик Блез Паскаль, французский палеонтолог Тейяр де Шарден и многие другие.

Таким образом, Джон Локк был деистом в своих воззрениях. Его учение в целом, его сенсуализм в частности явились теоретическим оружием в борьбе с мистицизмом, иррационализмом, схоластикой.

У Локка истина науки и истина веры находятся в полной гармонии. Все истинное, по его мнению, не может противоречить разуму. Последнее слово, как в научных, так и в религиозных вопросах, по Локку, принадлежит разуму.

Поддержка и отрицание науки и религии является следствием их необходимости для человечества. Ведь, действительно, религия не сдает свои позиции даже на современном этапе, когда преимущество науки, казалось бы, на высоте. В век информационных технологий как никогда нужна поддержка религии с ее нравственными нормативами, апелляцией к миру и справедливости. Мы полагаем, что наука и религия не противоположны и не совместимы, потому что пока существуют пределы научного познания, будут существовать и религиозные воззрения.

Религия, как и наука, является одной из форм общественного сознания, тесно связанного с человеческой деятельностью. По утверждению известного ученого и гуманиста Д.С. Лихачева, религия, как бы к ней не относились – это все равно культура. Культура морально-этическая и мировоззренческая. Мы узрели в религии только предрассудки и не очень печалились, когда они искоренялись. Здесь и была трагическая ошибка.

В религиозном мировоззрении вера превращается в абсолют, определяется однозначной, неподвластной никаким рациональным критериям, рассматривается как единственная мера истинности. Земные ценности не имеют своего истинного значения, они трансформируются в ценности неземные, а поэтому даже безошибочные доказательства истины не в состоянии заменить живое переживание, интуицию веры.

Сегодня общий идейно – культурный контекст, в котором находится религия, как никогда богат на разнообразные светские альтернативы. Прежде всего необходимо указать на прогрессирующий авторитет науки, при чем не только природоведческих, а и социальных и гуманитарных научных знаний. Наука функционирует и развивается на нерелигиозной основе.Современные научные знания предстают как совокупные знания о бытии, не требуют каких либо вне научных оснований и интеграции. Свою системность и завершенность наука никак не ищет в области религиозных идей и принципов.

Природоведение вместе с философией принимает участие в формировании научного мировоззрения, в совершенствовании производственных и социальных отношений и тем самым, как духовная и материальная сила, подрывает основы религиозно-идеалистического миропонимания. Сегодня религии противостоит целостная взаимосвязанная система наук о природе, достижения которых дают новые убедительные естественнонаучные аргументы для обоснования принципов и представлений научного мировоззрения. В частности, фундаментальные достижения и данные современного природоведения всесторонне подтверждают целостность материалистического принципа несозданности и неуничтожении материи, вечность природы, а так же углубляют и обогащают принцип неисчерпаемости материального мира, его качественного разнообразия.

Следует отметить и мировоззренческую значимость нового направления в науке - синергетики, которая изучает конкретные механизмы и законы процессов самоорганизации в неживой природе. В той самой природе, которая теологами рассматривается как инертная, лишенная какой-либо активности и способности к самодвижению, без влияния сверхъестественных факторов.Таким образом,синергетика, к подтверждению принципа самодвижения материи, научно доказала присутствие в неорганической природе своеобразной способности к качественным изменениям, переходу от хаоса к порядку на основе внутренних противоречивых материальных процессов системы. Точно так современное теоретическое природоведение объясняет вечную космологическую сингулярность, пытается предвидеть будущее Вселенной, которая само развивается, охватить нескончаемость во времени эволюции космической материи.




Современные теоретики католицизма активно развивают томизм - учение христианского теолога XIII столетия Фомы Аквинского о гармонии между верой и знаниями. Утверждается, что божественный разум является общим источником науки и религии. Одновременно неотомисты обосновывают тезис: необходимость веры в бытие Бога должна проявляться при помощи осмысления пробелов в научном познании и сопоставления различных научных данных.

Необходимо уточнить, чтов наше время богословы ни в коем случае не отбрасывают достижения современной науки в познании реального мира, осознают их значение. Более того, они стремятся при помощи новейших достижений природоведения сохранить религиозные чувства верующих.В частности христианские богословы говорят о христианской ответственности при познании научного мира. Делается ударение на том, что познание окружающей среды как раз и является одной из забот Всевышнего, а религия именно освящает это, т.к. христианину научные знания необходимы так же, как и вера его в промысел божий; наука не только противоречит религии, а, наоборот, дает возможность еще более глубоко и лучше раскрыть ее сущность. Библия и природа - это две книги, написанные Богом и адресованные людям. Если между истинами науки и истинами Библии возникают разногласия, то предпочтение необходимо отдавать последней - в Библии говорится именно об истинах веры, которые лишь частично присущи науке.

Одним словом,с точки зрения теологов наука и религия остаются в разных сферах: духовное принадлежит вере, а наука познает только материю и материальные условия существования духовности. Отдавая науке область исследования материи и оставляя за собой мир духовного, религия соглашается на примирение с научным познанием. Это стало своеобразной ориентацией современного христианства и связано прежде всего с развитием научно-технического прогресса. В конце концов,все больше утверждается идея взаимодействия науки и религии. Именно эту идею проводил в жизнь знаменитый французский ученый и теолог П. Тейяр де Шарден, огромная заслуга которого, как подчеркивают религиозные теоретики Ж. Даниэлу, Ж. Оноре, П. Пупар, состояла не только в примирении католической церкви и научной мысли, а и в доказательстве того, что ни одна из них не в состоянии достичь своих настоящих масштабов, если не смогут достичь взаимопонимания и взаимосвязей.

Сейчас религия достаточно активно включилась в обдумывание современной экологической проблематики. Формируются своеобразные эколого-религиозные течения и тенденции, религия определяется как специфичная система культуры, что обеспечивает экологический баланс на Земле. Заслуживает внимания так называемая концепция экотеологии, которая утверждает, что экологические катаклизмы обусловлены преобладающим механистическим взглядом на мир. Таким образом необходимость нового варианта научно-религиозного синтеза, создания представления по отношению научно-религиозного синтеза, создания представлений в отношении гармоничного взаимодействия природы и общества с включением в эти отношения трансцендентного божественного начала. Идейным основанием этой концепции выступает определение ценности природы как таковой и её ценности для Бога. В этом понимании делается ударение на невозможность каких-либо глобальных катастроф, или термоядерного самоубийства человечества, или тепловой смерти Вселенной. Такие коллапсы никогда не произойдут, поскольку они противоречат не только бесконечной мудрости, а и бесконечной доброте Всевышнего.

К теме взаимоотношений науки и религии в последние годы неоднократно обращался нынешний глава католической церкви папа Иоанн Павел ІІ, который утверждает, что сегодня церковь в состоянии обеспечить свободное развитие науке и поддержать ее достоинство. В частности, в своей речи 13 июня 1984 года в Фрибургском университете (Швейцария) он заявил, что при всей идеальности своих методов наука обособленно не в состоянии решить фундаментальные вопросы жизни. потому для придания смысла научным знаниям необходимо осознать их границы и включить в систему интегрального видения мира, которое способно понять человека в его целостности и трансцендентном, сверхчувственном измерении. По утверждению Иоанна Павла ІІ, конфликты веры и разума не являются обязательным следствием их природы и уже отошли в прошлое, а потому необходимо осуществлять диалог науки и религии.

К современному неотомизму тесно примыкает совсем не воспринимаемая ортодоксальным атеизмом концепция финализма, которая активно применяется, в частности, в разъяснении геолого-палеонтологического жизнеописания, когда речь идет о том, что только благодаря вмешательству творца возникли те или иные рубежи в истории живой природы. Финализм утверждает, что эволюционный процесс обусловлен движением к конечной цели, характеризуется

Тейяр де Шарден осуществил попытку сформулировать такое понятие мировоззрения, которое было бы одновременно и религиозным, и научным, придало бы противоположности идеализму и материализму, науке и религии. В создании такой концепции Тейяр вышел за грань официальной католической философии и ортодоксального христианского учения о творении, которое основывается чисто на догмах святого письма. Владея широкими знаниями в отрасли геологии и палеонтологии, он профессионально использовал эти знания, понятийный и концептуальный аппарат науки.

Заслуживает внимания достаточно распространенное в англоязычных государствах теологическое движение, которое называется процесс – теологией, основывается на теологическом рационализме, который учитывает ключевые факторы и тенденции современной культурной жизни. Процесс-теология подчеркивает с вою связь с наукой, по сути является философской теологией, её исходным материалом выступаю прежде всего опыт, мир, естественная действительность. В этой действительности реальными являются процессы, события, а не субстанции мира. Весь космологический процесс включает Бога как творца и как творческую силу.

Стержнем философских исследований религии сегодня является методологическая проблематика. В понимании западных ученых методология – теоретические размышления относительно природы, происхождения, источников, обоснованности, надежности и, в конце концов, истинности знания.

Ведущая роль эпистемологических (методологических) исследований в философском религиоведении обусловлена тем, что они предполагают оценку религиозного понимания действительности с внешних в отношении нее позиций. Сопоставленное с нерелигиозными стандартами познание создает, в частности, суть философского изучения религии в рамках западной культуры, где сформировались разнообразные нерелигиозные способы (основы) отношения к действительности.

С позиций методологического анализа, как видим, наука и религия рассматриваются как два разных вида познавательного отношения к действительности. При этом такое сравнение существенно отличается от разнообразных попыток метофилософского анализа ортодоксальной теологии, сопоставление её с наукой и целью определения научного статуса теологии как таковой.

Изучение религиозного опыта много в чем имеет форму исследования мистического опыта. во многих трудах утверждается, что именно мистицизм способен не только подтвердить фундаментальные религиозные представления, но и использовать источники их изменений, а потому может использоваться как способ обновления, модернизации религии.

Сегодня актуальной является проблема языкового выражения религиозного опыта, которая имеет два основных аспекта: 1) значимость языка как средства выражения религиозного опыта; 2) правомерность языка как средства для описания и охвата религиозного опыта. как подчеркивается многими учеными, именно язык выражает верования как религиозное знание о Боге, мире и человеке. Анализ языка религии, по сути, представляет собой исследование феномена религии в целом. Постановка проблемы содержания языка религии непосредственно соприкасается с постановкой проблемы содержания самой религии, поскольку она рассматривается предпочтительно как языковая деятельность, а среду религии образуют верования, которые имеют форму высказываний и утверждений, особенно относительно трансцендентного. Русский писатель-гуманист, протоирей Александр Мень, подчеркивал, что великий учитель христианства апостол Павел, послания которого вошли в Библию, говорил, что у нас нет ни адекватных слов, ни силы представления, способных передать образ других измерений.

В целом историю религии понимают как исследовательский подход, призванный описать и охватить, становление религии как иманентных историко-религиозных связях, так и в общем социально-историческом и историко-культурном контексте. В толковании сущностных характеристик истории религии выделяются две познавательные позиции. Первая из них акцентирует внимание на накопляемости и описании фактов и данных, изучении историко-религиозных источников, древних религиозных текстов. Вторая позиция концентрируется на развитии теоретических исследований, направлена на создание обобщений, типологии и классификации религиозных знаний. Характерно, что сегодня, в отличие от недавнего прошлого, в исторической отрасли религиоведения отрицается необходимость использования эволюционного подхода и редукционизма для пояснения и понимания религии..

В последнее время в обществе активно обсуждается вопрос о месте и роли религии и церкви в нашей стране. Диапазон мнений здесь довольно широк. Но обозначились и крайние позиции. Одни утверждают, что религия и церковь – это источник всякого добра, наш духовный воспитатель, важнейший ориентир и идеал. Поэтому они должны быть широко представлены в любом сегменте общественной жизни. Другие, наоборот, предлагают свести присутствие религии и церкви к необходимому минимуму, более того, привлечь к судебной ответственности религиозных деятелей всех рангов за их серьезное мошенничество, за обман огромных масс людей. Хотел бы высказать свою позицию по данному острому и важному вопросу.

На заре человечества, когда процесс познания только начинал набирать свою силу, люди больше выдумывали, чем изучали действительность, так как они еще не знали ни законов природы, ни тем более законов общества.

Постепенно человек накапливал опыт, навыки, умения. Стал изучать Землю, космос, самого себя, общество. И то, что раньше было непонятным, скрытым от него, со временем становилось ясным и понятным. Наряду с предположительным появилось достоверное знание, доказуемое и проверяемое, полученное путем наблюдения за различными явлениями, их сопоставления между собой, анализа и синтеза. Возникла наука, изучающая объективные законы природы и общества, – знание, открывающее новые черты и свойства объективной действительности. Наука с помощью полученных достоверных знаний дает принципиально иную, отличную от религиозной, картину мира и места в нем человека. Она исключает наличие Бога и признает существование объективных законов действительности.

Взаимоотношения между религией и наукой всегда оставались достаточно сложными, но не потому, что это разные формы познания действительности (между ними сложностей нет), а потому, что за ними стояли и стоят конкретные люди и организации со своими целями и интересами.

Сохранять, развивать, пропагандировать и защищать религиозное учение призвана церковь как общественная структура. Религиозные деятели выдают свое учение за высшее достижение человеческой мысли, объявляют его вечной истиной, не подлежащей никакому сомнению. Все они, самого различного ранга, провозглашают себя подлинными Божьими слугами, его помощниками, заместителями на Земле.

За религиозными учениями, особенно мировыми, стоят сотни миллионов и даже миллиарды верующих по всему миру. Это огромная социальная, экономическая, политическая и духовная сила. Обладая ею, церковь располагает громадной властью (вплоть до политической) в отдельных странах и в мире в целом, оказывает сильное влияние на различные стороны общественной жизни и ее структуры, получает большие доходы от своей деятельности.

В условиях неразвитости, слабости науки творческая мысль, образование, культура, искусство текли в основном в религиозных рамках. Создавались новые культы, например культ Иисуса Христа, возникали целые религиозные концепции, например христианство, ислам, индуизм (новая браминская религия во главе с Брамой, Вишну и Шивой). Под религиозным флагом совершались все сколько-нибудь значимые события, будь то крестовые походы за освобождение гроба Господня или восстания бедноты с целью установления царства Божия на Земле. В Европе это продолжалось вплоть до XVII–XVIII вв. И только промышленная революция с ее серьезным запросом к научному знанию, поступательное социально-экономическое, политическое, духовное развитие общества заметно потеснили религию на всех уровнях.

В нашей стране в советский период, когда требовались большие научные знания для коренного преобразования всех сфер общественной жизни, для построения нового социалистического общества и формирования свободной, всесторонне развитой личности, для освоения недр Земли и глубин космоса, религия с помощью антирелигиозного просвещения людей, пропаганды светского образа жизни и научных достижений, а также с помощью радикальных административных мер была сведена к минимуму.

Религия оставалась необходимой отдушиной, спасительным средством и тогда, когда наступали тяжелые времена и испытания, когда человек от горя и беды хватался за соломинку, чтобы спастись и выжить, когда ему срочно требовались чья-то помощь, поддержка, сопричастие. Господь все видит, знает и обязательно поможет, не оставит никого в беде.

Возрастающие научные достижения постепенно подрывали религиозные устои, опрокидывали религиозное учение о мироздании в целом и месте в нем человека. Они зарождали сомнения у многих людей в правильности такого учения и в конечном счете вели их к отказу от него.

Церковь не могла с этим мириться. Она никогда не хотела терять своих многочисленных сторонников, а вместе с ними и того положения, которое она занимала в обществе. А она долгое время фактически была государством в государстве. Поэтому в средние века (тогда это было можно) церковь категорически запрещала в государстве иную веру, тем более науку, посредством инквизиции нещадно уничтожала всяких еретиков с их ересями, ученых с их богопротивными идеями. Их жгли на кострах, распинали на крестах, вешали, отрубали головы, отрезали, на худой конец, языки.

Ныне церковь использует несколько иные методы, хотя тоже не вызывающие восторга. Она предает анафеме и отлучает от веры всех ей неугодных, добивается запрета тех или иных научных исследований. В то же время она вынуждена считаться с современными реалиями, с серьезными успехами в области естественных и общественных наук, в медицине, образовании, искусстве и литературе.

В современной России государственная власть широко стала использовать религию, частично компенсируя этим отсутствие четкой идеологии. В разы возросло число прихожан в храмах. Даже бывшие воинствующие атеисты сделались глубоко верующими людьми. Среди них оказались и ученые: физики, биологи, математики, философы и прочие, которые заговорили о Боге как Вселенском, Общемировом Разуме или как Высшей Нравственности, существующей где-то там.

Церковь воспользовалась благоприятной ситуацией и стала всемерно укреплять свои позиции в обществе. Благодаря значительным преференциям со стороны государства, солидным пожертвованиям со стороны отдельных богатых граждан в большом количестве восстанавливаются старые и строятся новые храмы. Церковь сама идет к людям, проникая всюду, куда только можно: в государственные учреждения, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в армию и на флот, в места заключения, в вузы, колледжи, школы, даже в детские сады. Активно использует все СМИ, в том числе интернет. Выступает с различными общественными инициативами, например против абортов, против войны, за права человека и т. д. И определенные результаты налицо. В армии и на флоте вводятся должности так называемых капелланов, полковых священников. По радио и телевидению транслируются различные религиозные проповеди, крестные ходы, служители культа активно участвуют во многих передачах на актуальные темы. В газетах и журналах широко печатаются их статьи, интервью, публичные выступления. Многие уже поняли, что церковь и религия зашли слишком далеко, пора остановиться. Действительно, мы куда собираемся двигаться? Дружными и стройными колоннами в каменный век или все же в сторону социального прогресса? Разве те бесчисленные жертвы, которые понесла за всю свою нелегкую жизнь наука, постоянно борясь с церковным мракобесием и теряя лучших сынов человечества, были сделаны напрасно? Лишь для того, чтобы тащить сегодня эту церковь с ее догматами на самый высокий пьедестал? Да не кощунство ли это?! Не преступление ли перед памятью тысяч загубленных лучших жизней и несбывшихся великих надежд?

Убежден, что от приглашения в общеобразовательную школу православия и православных священников больше вреда, чем пользы. Ничего нового в смысле достоверного знания они не дадут. Будут наполнять головы молодых людей рассказами о всевозможных чудесах и небылицах вроде той, как осел и вол, чтобы спасти от смерти замерзающего маленького Иисуса, отогревали его своим горячим дыханием. Кроме того, приход в школу православия, несомненно, вызовет желание у других конфессий, а их немало, сделать то же самое. Чем они хуже православия? На дворе ведь не XIX в., когда у нас в стране все вероисповедания, кроме православного, были официально сильно ущемлены и ограничены. И что тогда? В таком случае школа вместо того, чтобы спокойно учить наших детей, давать им полезные достоверные знания, превратится в поле битвы различных религий, в клуб, где кипят жаркие религиозные страсти, переходящие порой в конфликты. Нам мало уже имеющихся конфликтов в обществе, чтобы создавать еще новые? Всего этого нужно избежать. Поэтому все предметы на религиозную тематику – обязательные и факультативные – должны быть вынесены из общеобразовательной школы и помещены в воскресные, церковно-приходские и другие учреждения. А в светской школе необходимо преподавать историю мировых религий и делать это силами светских учителей. Выпускник средней школы помимо прочего должен хорошо представлять себе, что такое та или иная религия как форма познания действительности, как и в связи с чем она возникла и формировалась, каковы ее главные ориентиры, ценности, положительные и отрицательные стороны, чем она отличается от других религий и как взаимодействует с ними.

Известно, что любое явление, если ему не противодействовать, может при благоприятных условиях разрастись до предельно возможных размеров. Так, одно семечко одуванчика, размножаясь, покроет всю сушу Земли, а один лепесток ряски – всю водную гладь большого водоема, саранча заполонит и опустошит поля многих стран мира. Поэтому для успешного существования и развития целой системы, например общества, необходим определенный баланс составляющих ее элементов – в данном случае религии и науки. Причем баланс динамичный, меняющийся в зависимости от конкретных условий. Время, когда в обществе безраздельно господствовали религия и церковь, осталось далеко позади. Пытаться всеми силами вернуть его снова не имеет никакого положительного смысла. Теперь другие время и условия, другие люди, знания и представления. Ныне наука стала важнейшей производительной силой общества. Именно она задает вектор, направленность его развития, во многом определяет лицо, положение того или иного государства в мире. И чем дальше, тем больше. Следовательно, баланс взаимоотношений религии и науки должен быть в пользу последней, а не наоборот. Сегодня перед наукой стоят колоссальные задачи, которые она обязана успешно решить. В противном случае никакому обществу, в том числе и самому набожному, несдобровать.

В самом деле, человечество в своем развитии подошло к такому рубежу, когда его дальнейшее существование на Земле становится все более проблематичным. Чтобы жить дальше, ему необходимо либо находить в космосе условия, аналогичные земным, и переселяться туда, либо коренным образом меняться самому – физически, биологически, социально. Одними молитвами тут никак не поможешь. Кроме того, ждут неотложного решения проблемы ядерного синтеза, создания новых био- и нанотехнологий. Одним словом, научных проблем много.

В наш просвещенный век, который дался совсем нелегко в борьбе с религией и церковью, уместно задать вопрос: нужна ли нам какая-либо религия вообще? Если нужна, то на какое по продолжительности время? Ведь, казалось бы, ясны вся ее мировоззренческая несостоятельность и тот негатив, который несет она своими рассказами о все решающем за нас Боге, лишая тем самым человека возможности самостоятельно мыслить и действовать. Бесспорен факт, что наше общество неоднородно. В нем немало людей неграмотных и забитых, слабых характером, немощных умом и телом, чрезвычайно чувственных и импульсивных. Их постоянно нужно утешать несложной детской сказкой про жизнь. Они охотно верят любому человеческому слову и всегда готовы обманываться.

Им нужен добрый, хотя бы и виртуальный, все знающий, все понимающий и все прощающий Дядя (Бог), который всегда может прийти на помощь, наказать обидчика и, наоборот, простить тебя за все, что бы ты ни натворил. Любой грех, каким бы тяжким он ни был, можно отмолить и тем самым освободить свою душу и совесть от тяжести содеянного. При этом человеку важно иногда прийти в публичное место, в храм, где можно все рассказать Дяде, покаяться и попросить у него прощения. Церковь, вооружая людей такой религиозной сказкой, предоставляя им возможность морально освободиться от тяжести содеянного, вносит в сердца верующих какое-то успокоение, вселяет в них надежду на лучшее будущее. Тем самым она и религия играют определенную положительную роль в жизни нашего общества.

Думаю, что религия как определенная форма общественного сознания, видимо, будет существовать всегда, пока живо человечество, ибо всегда остаются люди, готовые ее воспринимать, воспроизводить и совершенствовать. Но сфера ее применения будет зависеть от конкретных условий, то есть то сужаться, то расширяться. При этом очень важно соблюдать необходимую меру ее расширения, ее баланс с наукой. В наших нынешних условиях эта мера явно завышена и стремится к опасному максимуму.

Читайте также: