Почему китайской цивилизации удавалось подчинить своему влиянию соседние страны кратко

Обновлено: 05.07.2024

В VII в. после нескольких столетий междоусобиц возникла империя Тан (618 – 907), под властью которой был объединён весь Китай. Это время считается периодом наивысшего расцвета средневекового Китая.

Самобытная и богатая китайская культура оказывала серьёзное влияние на народы, жившие вблизи границ Поднебесной. Иероглифическая письменность, живопись, архитектура и сам жизненный уклад китайцев становились образцами для народов соседних стран (Кореи, Японии, Индокитая и др.).

Монгольская держава. В начале XIII в. в степях, раскинувшихся от верховьев Енисея до Маньчжурии, образовалось сильное Монгольское государство, созданное на землях кочевников-скотоводов. Главной фигурой в обществе был всадник (воин и пастух), поскольку основное богатство монголов составлял скот (овцы и лошади). Это было весьма развитое общество.

Ко времени создания государства традиционная социальная структура кочевников-монголов претерпела серьёзные изменения. На первый план вышли территориальные, экономические и военно-союзнические связи.

В 1206 г. на съезде знати – курулта́е (хурултае) – были приняты два важнейших решения: верховным правителем всех племён избрали удачливого военного предводителя Темучи́на (1206 – 1227), получившего имя-титул Чингисхан; был принят общемонгольский свод законов – Яса́ (Великий закон). Согласно Ясе, предусматривались наказания за проступки разного рода: кражу, убийство, невозвращение долга, утерю оружия в походе или бою, неоказание помощи соратникам в битве. Утверждение единой верховной власти и единого закона, регулирующего общественную жизнь, ознаменовало создание Монгольского государства.

Государство делилось на туме́ны. Каждый тумен, в свою очередь, состоял из административных единиц, которые должны были соответственно выставлять по 1000, 100 и 10 воинов-всадников.

Создав мощную, выносливую в походах и боях, сплочённую взаимовыручкой и железной дисциплиной армию, Чингисхан направил её сначала к ближайшим соседям, а потом и в дальние страны. Монголы быстро осваивали новинки военного дела, заимствуя в том числе тактику штурма городов, применения метательных и штурмовых орудий.

Половецкая степь к западу от реки Иртыш считалась владением старшего сына (улус Джу́чи). После его смерти улус достался его сыну Батыю и вошёл в историю под названием Золотая Орда. Внук Чингисхана Хула́гу завершил покорение Ирана и утвердил власть монголов в Ираке, Сирии и Закавказье. В 1258 г. был осаждён и взят штурмом Багдад. Почти на три десятилетия растянулось покорение Северного Китая, закончившееся в 1234 г.

Выезд монгольского принца. Начало XIV в. Иран

Ставка великого хана – главы рода Чингиси́дов – находилась в Монголии, в Каракору́ме – столице державы. Сюда стекались богатства из покорённых стран и приезжали представители улусов для получения права на управление землями.

Внук Чингисхана Хубила́й (правил в 1260 – 1294) перенёс в 1260 г. столицу своей державы в Пекин. Он завоевал Южный Китай и объединил обе части страны. Хубилай принял китайское имя и стал основателем новой монгольской императорской династии Юа́нь (1271 – 1368). Жестокие монгольские правители не спешили перенимать мудрые принципы конфуцианского правления. Гнёт и неумелое управление государством и экономикой привели к народному восстанию и восстановлению китайской национальной империи, получившей название Мин (1368 – 1644).

Средняя Азия. В XIV в. в разорённой монголами Средней Азии постепенно восстанавливалась мирная жизнь: вновь налаживалось ирригационное земледелие, возрождались города – центры ремесла и торговли.

Мавзолей Гур-Эмир – фамильная усыпальница Тимура. 1404 г. Самарканд. Фотография. ХХ в.

В результате удачных походов была создана огромная держава, включавшая, кроме Средней Азии, Афганистан, Иран, Ирак, Закавказье, часть Северной Индии. Столицей стал город Самарканд.

Воины-кочевники сыграли большую роль в исторической судьбе многих регионов и стран – Китая, Средней Азии, Ирана, Кавказа, Восточной Европы. Завоевания Чингисхана и его наследников потрясли средневековый мир и привели к утверждению монгольской династии в Китае и образованию новых государств – Золотой Орды, Джагата́йского улуса, державы Хулаги́дов.

В Средние века цивилизации Востока продолжали традиции, заложенные ещё в древности. Их объединяли общие черты в государственном устройстве, в отношении к собственности и личности. В то же время в каждой из стран Южной, Восточной и Центральной Азии существовали свои особенности. К концу эпохи Средневековья в Индии и Китае сложились мощные империи с сильной центральной властью.

Вопросы и задания

1. Как, по вашему мнению, строились взаимоотношения личности и государства в странах Востока? Оцените ответы своих одноклассников.

2. Сравните роль государства в Индии и Китае. На какой идеологической и философской основе было построено китайское государство?

3. Охарактеризуйте отношения Китая с соседними государствами. Почему китайской цивилизации удавалось подчинять своему влиянию соседние страны и народы?

4. Используя дополнительные источники информации, подготовьте проект или реферат об устройстве Монгольской державы.

5. Обоснуйте своё мнение, почему монголы с таким успехом завоёвывали обширные территории? (Рассмотрите не менее трёх причин.)

6. Определите черты, отличающие цивилизации Востока от цивилизации стран средневековой Западной Европы.

7. Средневековый историк Барам́ и писал об отношении правителей Делийского султаната к индусам:

Баринова Е. Б. Взаимодействие Китая с западными территориями в древности и средневековье // Диалог со временем. 2012. Вып. 40. С. 94-117.

Ключевые слова: Китай, Центральная Азия, домонгольский период

В статье рассмотрено соотношение мировоззренческих принципов и политической практики Китая в отношениях с соседними государствами и народами Центральной Азии. Внешнеполитические доктрины подготовили теоретическую основу для реализации стратегии распространения политического влияния Китая. Открытие и функционирование Шелкового пути, по которому осуществлялись внешнеполитические контакты со странами Запада, способствовало реальному воплощению этих идей.

Keywords: China, Central Asia, pre-Mongolian period

The article is focused of the correlation between ideological principles and political practice of China in connection to the neighbouring states and nations of Central Asia. The doctrines of foreign policy helped to create theoretical basis for the implementation of the strategy of the growth of China’s political influence. The emergence and functioning of the Silk road through which the contacts with Western countries were made helped to put ideas to practice.

С этого времени большое значение во внешней политике императорского двора стали придавать захвату путей между империей и западными странами и установлению с ними регулярных связей. Однако для этого необходимо было сломить могущество хуннов в Западном крае, заселить пустующие земли военными поселенцами, построить заставы и крепости, которые могли бы защитить торговые караваны от набегов кочевников. С целью осуществления этого плана в 128−119 гг. до н.э. крупнейшими китайскими полководцами Вэй Цином, Хо Цюй-бином и Ли Гуан-ли были проведены военные экспедиции, которые нанесли хуннам ряд тяжелых поражений. Китайскими переселенцами из Шэньси был заселен Ордос; на территории современной провинции Ганьсу были проведены каналы для орошения полей и поселено около 50–60 тысяч военных поселенцев. Продвигаясь далее на запад, китайцы освоили и заселили Цзюцюань (Суч-жоу), Увэй, Чжанье, Дуньхуан. Недалеко от Дуньхуана были выстроены две мощные крепости – Янгуань и Юймыньгуань, в которых размещены сильные гарнизоны. Опираясь на эти военные базы, китайцы могли приступить к выполнению своей главной задачи – к открытию регулярных торгово-дипломатических связей со странами, расположенными к западу от них.

Некоторое расхождение в данных античных и китайских источников не мешает оценить значение каждого из путей, соединяющих Восток с Западными землями в разные периоды истории. По подсчетам А. Хермана, длина пересекающей Восточный Туркестан Средней (Старой Северной) дороги составляла примерно 1700 км. Караван мог пройти этот путь за семь недель. Примерно столько же времени было нужно каравану, идущему по Южному пути до Яркенда. По Новому Северному пути – через Турфан – 2100 км караваны проходили за девять недель 45 .

Покорение Ферганы Китаем изменило соотношение сил враждующих сторон на территории Восточного Туркестана. Многие государства региона направили в столицу Ханьской империи посольства и заложников как свидетельство признания вассалитета по отношению к Китаю. В метрополии был организован штат военных чиновников, которые должны были систематически посещать государства Западного края с целью обеспечить беспрепятственное движение китайских послов и торговых караванов в страны Средней Азии и далее на юг и на Запад.

Однако не прошло и столетия, как Китай начинает терять влияние на Западе. Этому способствовали три обстоятельства. Во-первых, из-за осложнившейся внутриполитической обстановки в самой империи Хань правительство не могло осуществить эффективный контроль над вассально зависимыми территориями. Во-вторых, борьбу за обладание территорией Западного края начали местные правители. В-третьих, воспользовавшись распрями между местными правителями и ослаблением Китая, хунну резко усилили свою военную активность в регионе. Лишь к концу I в. н.э. Китай восстановил свое влияние в Западном регионе благодаря умелой политике дипломата и полководца Бань Чао. Причем в своих притязаниях на эти земли ему пришлось столкнуться с интересами Кушанской державы (юэчжами), которая к 80-м гг. значительно расширила свои территории далеко за пределы Бактрии. В 90-х гг. кушаны вступают в открытый военный конфликт с Бань Чао. Хотя их поход оказался неудачным, он подготовил будущие действия Кушанской державы в Западном крае. Их следующая акция пришлась на середину II в., когда Китай был ослаблен внутренними противоречиями.

Падение империи Хань на рубеже II–III вв. вызвало глубокие перемены, в результате которых было утрачено единство Китая. По мнению Дж. Брафа, кушаны в этот период не только распространили свое влияние на территорию бассейна Тарима, т.е. бóльшую часть владений Китая в Восточном Туркестане, но и включили их в состав своей империи вплоть до завоевания их собственных территорий Сасанидами в 230 г. 53

В III–VI вв. монополией на торговлю между Ближним Востоком и Китаем фактически завладело государство Сасанидов (224−651 гг.), благодаря своему географическому расположению (от Мерва до Месопотамии) и высокоразвитому ремеслу. Однако в Китае о воцарении новой династии узнали не сразу. Китайские известия о Персии III−V вв. вообще не упоминают о Сасанидах. Положение изменилось при Северных династиях, когда Китай установил прямые и довольно тесные дипломатические и торговые отношения с Ираном. С середины V в. северовэйский двор принял более десяти сасанидских посольств. Официальные миссии посылали в Иран и китайские правители 56 .

Замечание Пэй Цзюя о том, что Гаочан является воротами в Западные земли, подтверждается нумизматическими находками в могильниках Астана и Караходжа, где обнаружены 24 серебряные сасанидские и 5 золотых византийских монет. С торговыми караванами такие монеты доходили до Чанъани, где найдено 12 сасанидских и две византийские монеты. Представлены в Восточном Туркестане и монеты последних правителей Ирана: 593 монеты Хосрова II (590−628 гг.), две − Борана (630−631 гг.) и три − Иездегера III (632−651 гг.). Византийские монеты, найденные в Восточном Туркестане и Северном Китае, – это эмиссии, охватывающие период от Феодора II (408−450 гг.) до Юстиниана II (565−578 гг.). Значительная часть этих монет попадала на восток по Северному пути, проложенному Менандром и согдийскими купцами. Подтвердить это может золотая византийская монета, найденная в могиле согдийского купца близ Дуньхуана. В династийных историях Северной Вэй и Северной Чжоу сообщалось об обращении серебряных сасанидских монет в оазисах Кучи и Турфана. Тексты из Дуньхуана и Гаочана (главным образом из могильника Астана) подтверждают, что серебряные (сасанидские) и золотые (византийские) монеты широко употреблялись в Суй при различных торговых сделках 60 .

Об активной торговле согдийцев по Южному пути через Памир с Индией говорят многочисленные наскальные надписи, открытые в верховьях Инда К. Йеттмаром 64 , а так же обширная колония, состоявшая из нескольких поселений в главном центре Южного пути Шаньшане 65 .

По Северной дороге согдийцы вели торговлю в течение всего времени существования государства Гаочан (498−640 гг.). Об этом свидетельствуют многочисленные тексты из могильников Астана и Караходжа. Это преимущественно договора, описи, разрешения на проезд через территорию оазиса, деловые письма и другие подобные документы.

Середина VIII в. явилась переломным моментом в системе международных связей Центральной Азии. Это связано с переходом западной части Шелкового пути под арабское влияние после поражения китайцев в Таласской битве в 751 г. К тому же, вследствие тибетского вторжения в Восточный Туркестан и Западный Китай во второй половине VIII – начале IX в. весь центральный участок Шелкового пути попал под тибетский контроль. В результате были прерваны налаженные межконтинентальные связи, а проторенные торговые пути пришли в упадок. Появляется необходимость искать обходные дороги.

Найденный на территории Южной Сибири археологический материал свидетельствует о том, что в VII−XI вв. связи кыргызов с Танской империей были довольно интенсивными. Среди находок представлены бронзовые зеркала, монеты, шелковые ткани, ювелирные и лаковые изделия, сельскохозяйственные орудия. Е.И. Лубо-Лесниченко, исследовавший коллекцию китайских зеркал в Южной Сибири, в Минусинской котловине и окружающих ее районах и обнаруживший более 90 зеркал периодов Суй и Тан, говорит об этом районе как крупнейшем центре находок танских зеркал за пределами Китая 75 . В одной из своих работ он представил общий перечень импортных изделий, найденных в Южной Сибири: китайских, восточнотуркестанских, иранских и других 76 .

БИБЛИОГРАФИЯ

Yettmar K. Neuen Felsbilder und Inschriften in der Nordbilder Pakistan // Archaeologie-Beitrage. 1980. Bd. 2. B.M. 7. P. 151−159.

Цит. по: Межгосударственные отношения… 1987. С. 232. ↩

Мясников. 1980; Гончаров. 1986. С. 6. ↩

Межгосударственные отношения… 1987. С. 270. ↩

Бернштам. 1940. С. 58. ↩

Цит. по: Крюков, Переломов, Софронов, Чебоксаров. 1983. С. 118. ↩

Основные сведения содержатся в отчете о его поездках, дошедших до нас в изложении Сыма Цяня, где описаныт встречающиеся ему по пути племена и народы. ↩

В район между Великой стеной и Лобнором. ↩

Waley. 1955. P. 97-98; Edwards. 1954. P. 17-25. ↩

Бичурин. 1950. С. 171. ↩

Лубо-Лесниченко. 1994. С. 244. ↩

Shiratori Kurakichi. 1956. P. 225-226. ↩

О локализации Ли Гань см.: Васильев. 1958. С. 45; Needham. 1954. P. 174. ↩

Хеннинг. 1961. С. 421. ↩

Сыма Цянь. 1972. С. 240. ↩

Бичурин. 1950. С. 158. ↩

Лубо-Лесниченко. 1994. С. 237. ↩

Зеймаль. 1971. С. 109-120. ↩

Yettmar. 1980. P. 151-159. ↩

Лубо-Лесниченко. 1994. С. 232-233. ↩

Pelliot. 1921. P. 139-145; Shiratori Kurakichi. 1956; Hirth. 1885. P. 137-173. ↩

Псевдоарриан. 1940. С. 275. ↩

Plinii Secundi C. 1897−1902. Цит. по Лубо-Лесниченко. 1994. С. 242. ↩

Herrmann. 1910. P. 115. ↩

Васильев. 1958. С. 46. ↩

Reinaud. 1863. P. 334-335. ↩

Herrmann. 1915. P. 476. ↩

Васильев. 1958. С. 46. ↩

Stein. 1921. P. 671-672. ↩

Stein. 1907. P. 375-385. ↩

Лубо-Лесниченко. 1994. С. 252. ↩

Крюков, Переломов, Софронов. 1979. С. 102. ↩

Yäger. 1922-1923. P. 81-115, 216-231; Лубо-Лесниченко. 1994. С. 253. ↩

Общие черты цивилизаций Востока. Цивилизации Индии, Китая, стран Юго-Восточной Азии отличались как от европейского христианского мира, так и от мира ислама. Во всех странах Востока государство играло главенствующую роль, подчиняя всё общество. Правитель обладал деспотической властью, распоряжаясь также и всей собственностью государства. Частная собственность в том виде, в котором она существовала в Западной Европе, на Востоке так и не утвердилась. Огромную роль в жизни восточных обществ играла община, выполнявшая не только хозяйственные, но и административные и религиозные функции. Она стояла между мощным государством и отдельным человеком.

Важнейшим элементом восточного государства являлся слой чиновников-бюрократов, помогавших правителю. Они составляли централизованный аппарат, способный контролировать политическую, экономическую и духовную жизнь страны. Знать стран Востока мало походила на аристократов Западной Европы: она не владела землёй, а получала по повелению правителя доход с определённой территории или населения. Право на доход не передавалось по наследству, а закреплялось за определённой должностью.

Повседневная жизнь каждого человека регламентировалась жёсткими законодательными и религиозными установками, нарушение которых, неповиновение правилам и традициям строго наказывались. В то же время история стран Востока богата примерами мощных восстаний низших слоёв населения. Недовольные своим положением, гнётом и эксплуатацией со стороны власть имущих, простолюдины поднимали мятежи, нередко приводившие к тому, что низы и верхи менялись местами. Одержавшие победу крестьянские вожди заменяли прежнюю знать, но через некоторое время старые порядки возвращались.

Индия. Богатейшей страной Востока, притягивавшей взоры завоевателей, была Индия, где проживало множество народов, принадлежавших к разным расам. Однако население Индии имело множество общих черт, сформировавшихся в ходе исторического развития. Господствующей религией до XIII в. здесь был индуизм, в основе которого лежит многобожие. Всё население Индии было разделено на изолированные касты (джа?ти), возникшие из четырёх варн, существовавших в древности.

Влияние индийской цивилизации распространилось далеко за пределы Индостана. Её религиозно-философские идеи, общественные нормы и культурные принципы оказали воздействие на страны Индокитая, острова Юго-Восточной Азии (Ява, Суматра, Калиманта?н), Шри-Ла?нку (Цейлон) и др.

В начале XIII в. в результате мусульманского завоевания в Индии произошло столкновение цивилизаций. Пришедшие с запада отряды тюрок-мусульман создали на севере Индостана своё государство – Делийский султанат, в первой половине XVI в. сменившийся новым мусульманским государством – империей Великих Мого?лов. Империя была основана в 1526 г. выходцем из Центральной Азии Бабу?ром (1483 – 1530), подчинившим себе бо?льшую часть полуострова.

Местное население, исповедовавшее индуизм, оказалось в подчинении у мусульманской власти. Завоеватели принесли с собой новые порядки. Поскольку их государство было основано на принципах ислама, к местному населению они относились как к неверным, облагая его подушной податью. Однако, несмотря на то что принявшие ислам индийцы получали существенные льготы, массового перехода в новую религию не произошло. Это объясняется силой кастового строя – главной опоры традиционного образа жизни.

При мусульманских правителях на бо?льшей части Индии образовалось единое государство со стройной системой управления. Индийские города процветали, торговля с исламскими странами приносила большие прибыли. Вместе с тем государство ослаблялось соперничеством религий – индуизма, который исповедовало большинство населения Индии, и ислама, которого придерживались правители, знать и войско. Индийское общество составляли противоположные миры, внутри которых существовали совершенно разные жизненные ориентиры, нормы поведения и системы ценностей.

Китай. Доминирующей в политическом и культурном отношении державой Дальнего Востока был Китай. С древнейших времён здесь существовала высокоразвитая цивилизация. Одна империя сменялась другой, периоды раздробленности – временами централизации, но основы китайской цивилизации оставались практически неизменными. В Китае не было единой религии, здесь сосуществовали три религиозно-философских учения: конфуцианство, даоси?зм и буддизм. Государственная власть строилась на идеологии конфуцианства.


Сыновья правителя империи Великих Моголов Шах Джахана. Миниатюра. XVII в.

Китайский император, или, как его называли подданные, Сын Неба, обладал огромной властью. Он выступал посредником между небесными и земными силами. Слово его было законом для китайцев. Государство в лице императора владело всей землёй в стране. Частная собственность на землю в Китае так и не утвердилась (хотя в отдельные периоды истории страны существовали частные собственники).


Император. Рисунок. VII в. Китай

Помогала императору в управлении государством целая армия чиновников-шэньши?. В средневековом Китае существовал хорошо организованный бюрократический аппарат, в основу функционирования которого были положены принципы конфуцианства. Чиновники контролировали все стороны жизни государства – от сбора налогов до постройки дорог, каналов, дамб, дворцов. Ремёсла и торговля также находились под их строгим контролем. Они регламентировали каждый шаг жителей городов. Одной из основ общественного и государственного строя Китая была крестьянская община, выполнявшая хозяйственные и административные функции.

Система отношений власти и общества в Китае оказалась настолько прочной, что оставалась практически неизменной как в периоды существования мощных централизованных империй, так и во времена раздробленности. Одними из важнейших обязанностей императора, по Конфуцию, были забота о народе и справедливое управление, поэтому социальная несправедливость, существовавшая в обществе, воспринималась жителями Поднебесной (так китайцы называли свою страну) как вина императора и правящей династии. Недовольство приводило к многочисленным мятежам и восстаниям, победа той или иной стороны в которых, однако, не меняла сути социального и политического строя Китая.

В VII в. после нескольких столетий междоусобиц возникла империя Тан (618 – 907), под властью которой был объединён весь Китай. Это время считается периодом наивысшего расцвета средневекового Китая.

Самобытная и богатая китайская культура оказывала серьёзное влияние на народы, жившие вблизи границ Поднебесной. Иероглифическая письменность, живопись, архитектура и сам жизненный уклад китайцев становились образцами для народов соседних стран (Кореи, Японии, Индокитая и др.).

Монгольская держава. В начале XIII в. в степях, раскинувшихся от верховьев Енисея до Маньчжурии, образовалось сильное Монгольское государство, созданное на землях кочевников-скотоводов. Главной фигурой в обществе был всадник (воин и пастух), поскольку основное богатство монголов составлял скот (овцы и лошади). Это было весьма развитое общество.

Ко времени создания государства традиционная социальная структура кочевников-монголов претерпела серьёзные изменения. На первый план вышли территориальные, экономические и военно-союзнические связи.

В 1206 г. на съезде знати – курулта?е (хурултае) – были приняты два важнейших решения: верховным правителем всех племён избрали удачливого военного предводителя Темучи?на (1206 – 1227), получившего имя-титул Чингисхан; был принят общемонгольский свод законов – Яса? (Великий закон). Согласно Ясе, предусматривались наказания за проступки разного рода: кражу, убийство, невозвращение долга, утерю оружия в походе или бою, неоказание помощи соратникам в битве. Утверждение единой верховной власти и единого закона, регулирующего общественную жизнь, ознаменовало создание Монгольского государства.

Государство делилось на туме?ны. Каждый тумен, в свою очередь, состоял из административных единиц, которые должны были соответственно выставлять по 1000, 100 и 10 воинов-всадников.

Создав мощную, выносливую в походах и боях, сплочённую взаимовыручкой и железной дисциплиной армию, Чингисхан направил её сначала к ближайшим соседям, а потом и в дальние страны. Монголы быстро осваивали новинки военного дела, заимствуя в том числе тактику штурма городов, применения метательных и штурмовых орудий.

Половецкая степь к западу от реки Иртыш считалась владением старшего сына (улус Джу?чи). После его смерти улус достался его сыну Батыю и вошёл в историю под названием Золотая Орда. Внук Чингисхана Хула?гу завершил покорение Ирана и утвердил власть монголов в Ираке, Сирии и Закавказье. В 1258 г. был осаждён и взят штурмом Багдад. Почти на три десятилетия растянулось покорение Северного Китая, закончившееся в 1234 г.


Выезд монгольского принца. Начало XIV в. Иран

Ставка великого хана – главы рода Чингиси?дов – находилась в Монголии, в Каракору?ме – столице державы. Сюда стекались богатства из покорённых стран и приезжали представители улусов для получения права на управление землями.

Внук Чингисхана Хубила?й (правил в 1260 – 1294) перенёс в 1260 г. столицу своей державы в Пекин. Он завоевал Южный Китай и объединил обе части страны. Хубилай принял китайское имя и стал основателем новой монгольской императорской династии Юа?нь (1271 – 1368). Жестокие монгольские правители не спешили перенимать мудрые принципы конфуцианского правления. Гнёт и неумелое управление государством и экономикой привели к народному восстанию и восстановлению китайской национальной империи, получившей название Мин (1368 – 1644).

Средняя Азия. В XIV в. в разорённой монголами Средней Азии постепенно восстанавливалась мирная жизнь: вновь налаживалось ирригационное земледелие, возрождались города – центры ремесла и торговли.


Мавзолей Гур-Эмир – фамильная усыпальница Тимура. 1404 г. Самарканд. Фотография. ХХ в.

В результате удачных походов была создана огромная держава, включавшая, кроме Средней Азии, Афганистан, Иран, Ирак, Закавказье, часть Северной Индии. Столицей стал город Самарканд.

Воины-кочевники сыграли большую роль в исторической судьбе многих регионов и стран – Китая, Средней Азии, Ирана, Кавказа, Восточной Европы. Завоевания Чингисхана и его наследников потрясли средневековый мир и привели к утверждению монгольской династии в Китае и образованию новых государств – Золотой Орды, Джагата?йского улуса, державы Хулаги?дов.

В Средние века цивилизации Востока продолжали традиции, заложенные ещё в древности. Их объединяли общие черты в государственном устройстве, в отношении к собственности и личности. В то же время в каждой из стран Южной, Восточной и Центральной Азии существовали свои особенности. К концу эпохи Средневековья в Индии и Китае сложились мощные империи с сильной центральной властью.

Вопросы и задания


1. Как, по вашему мнению, строились взаимоотношения личности и государства в странах Востока? Оцените ответы своих одноклассников.


2. Сравните роль государства в Индии и Китае. На какой идеологической и философской основе было построено китайское государство?

3. Охарактеризуйте отношения Китая с соседними государствами. Почему китайской цивилизации удавалось подчинять своему влиянию соседние страны и народы?


4. Используя дополнительные источники информации, подготовьте проект или реферат об устройстве Монгольской державы.


5. Обоснуйте своё мнение, почему монголы с таким успехом завоёвывали обширные территории? (Рассмотрите не менее трёх причин.)

6. Определите черты, отличающие цивилизации Востока от цивилизации стран средневековой Западной Европы.


7. Средневековый историк Барам? и писал об отношении правителей Делийского султаната к индусам:

Что предпринял султан для проведения мер, направленных против индусов? Чего хотел добиться султан, определяя жестокие правила и установления для населения Индии? Что можно сказать об отношении мусульманских правителей Делийского султаната к индусскому населению?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 6 Народы и государства Азии и Америки в Средние века

Глава 6 Народы и государства Азии и Америки в Средние века «Даже когда Китай распался на несколько государств и происходили междоусобные конфликты, искусство и литература процветали, создавались восхитительные картины и великолепные здания. Так же обстояло дело и в

§ 12. Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века

§ 12. Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века Общие черты цивилизаций Востока. Цивилизации Индии, Китая, стран Юго-Восточной Азии отличались как от европейского христианского мира, так и от мира ислама. Во всех странах Востока государство играло

СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ (IV — первая половина I тысячелетия до н. э.)

СТРАНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ (IV — первая половина I тысячелетия до н. э.) Так сложилось в науке, что внимание отечественных историков сосредоточено в основном на западной части Старого Света. Но и его восточный ареал, бесспорно, заслуживает не меньшего

Глава 10 Страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока: путь капиталистического развития

Глава 10 Страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока: путь капиталистического развития Группа стран, о которых теперь пойдет речь, весьма противоречива и неоднородна. Объединяет их одно – развитие по капиталистическому пути с ориентацией на японскую модель развития.

Китай и страны Юго-Восточной Азии

Китай и страны Юго-Восточной Азии В результате реформ, осуществленных вдовствующей императрицей Цыси в 1906 г., были отменены экзамены по классике, но не были созданы государственные начальные школы. Однако тысячи храмов превратились в учебные заведения. В 1906 г. в 15

Китай и страны Центральной Азии

Китай и страны Центральной Азии Нет необходимости доказывать важность для Китая региона и стран Центральной Азии и соответственно важность Китая и его политики для стран этого обширного региона, не имеющего выхода к Мировому океану. С географической точки зрения к

§ 27. Страны Южной и Восточной Азии

§ 27. Страны Южной и Восточной Азии Обретение независимости странами Южной АзииРост национального самосознания народов Индостана, изменения в странах Запада после Второй мировой войны – всё это делало сохранение колониального режима в Южной Азии немыслимым. Сразу же

§ 20. Страны Центральной и Южной Азии

§ 20. Страны Центральной и Южной Азии ИранВплоть до конца XVIII в. в Иране (Персии) вспыхивали феодальные междоусобицы. В течение 1780-х гг. в борьбе с другими знатными землевладельцами возвысился жестокий и властный Ага? Моха?ммед из племени каджа?ров, в 1796 г. провозгласивший

§ 20. Страны Центральной Азии

§ 20. Страны Центральной Азии ПерсияВплоть до конца XVIII в. в Персии (Иране) вспыхивали феодальные усобицы. В течение 1780-х гг. в борьбе с другими феодалами возвысился жестокий и властный Ага Мухаммед из племени каджаров, в 1796 г. провозгласивший себя шахом Ирана. Он объявил

Типология языков южной части Восточной Азии

Типология языков южной части Восточной Азии Южная часть Восточной Азии населена народами, языки которых являются значительно более трудным объектом сравнительно-исторического исследования, чем языки ее северной части. Эти трудности порождены их весьма

Генеалогия языков южной части Восточной Азии

Генеалогия языков южной части Восточной Азии Сравнительно-исторические исследования языков юга Восточной Азии начались в конце 50-х годов XIX в. с попыток установить генетические связи китайского языка, однако лишь к концу прошлого века был накоплен достаточный

По оценке американских экспертов, в списке стран, поддерживающих Россию, значатся Индия, Бразилия, Венгрия

Александр Ситников

На фото: китайские войска во время смотра войск после завершения масштабных многонациональных военных учений на полигоне Телемба в Чите

Кстати, в числе (в том числе скрытых, но от этого не менее опасных) врагов Америки значатся не только Россия и, само собой, уже указанный Китай, но и Индия, в которой, как пишет Майкл Шуман, Нарендра Моди жестко искореняет американское влияние на общество. Правда, Нью-Дели борется за умы своих граждан хитро — через возврат к национальным корням, что категорически не нравится глобалистам. По мнению автора Atlantic, против янки настраивают свои народы Реджеп Эрдоган в Турции, Жаир Болсонару — в Бразилии, Виктор Орбан — в Венгрии. Конечно, список намного больше, просто здесь указаны страны, имеющие солидный вес в мировой иерархии.

Точно так и на Тайване. Сегодня тамошняя публика находится под мощным влиянием американской пропаганды, кстати, очень профессиональной, о чём свидетельствуют, к слову, нынешние события на Украине.

В Пекине уверены, что Вашингтон, руководствуясь принципами Макиавелли, намеренно отделил Тайвань от Китая, в такой же стратегии, как и Украину от России.

Проводя параллели, западные эксперты обращают внимание на то, что Тайвань намного меньше, как территориально, так и по численности населения, чем Украина. Кроме того, мало кто в США верит, что Тайвань окажет сильное сопротивление. Ушедший в отставку заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов адмирал Джеймс Виннефельд и Майкл Морелл, бывший исполняющий обязанности директора ЦРУ в администрации Обамы, предупредили, что Китай может подчинить остров всего за три дня. По их мнению, сколько бы не охмуряли островитян американцы, большинство тайваньцев считают себя китайцами, что, безусловно, усиливает позиции Пекина.

Янки также уверены, что Китай сегодня на все сто процентов за Россию, в том числе и в вопросе нерасширения НАТО на восток. Другими словами, изгнание американских коллаборантов из Украины, а также разгром нациков, сделает более сговорчивым и сепаратистский Тайбэй.

Но будет ли Тайвань следующим, вопрос очень сложный. Многое зависит от того, как Россия справится с санкциями. Кроме того, есть огромная разница между тем, что творилось в Донбассе, и противоречиями между материковым Китаем и его отколовшейся провинцией. Впрочем, по мере усиления Пекина и, главное, роста уровня жизни в КНР, будет усиливаться и антиамериканская оппозиция в самом Тайбэе.

Читайте также: