Диагностика в деятельности классного руководителя начальной школы
Обновлено: 08.07.2024
Как известно, основным средством воздействия на личность ученика является классный коллектив. Воспитателю необходимо уметь прослеживать различные изменения в классе, формирование отношений между детьми, их ценностные ориентиры, тенденции формирующихся отношений.Чтобы всё это выявить, тем более измерить – достаточно сложно, поэтому в воспитательном процессе так необходима диагностика.
Оценить 1412 0
Диагностическая работа классного руководителя младших школьников как средство повышения эффективности воспитательного процесса
Как известно, основным средством воздействия на личность уча щегося является классный коллектив. Воспитателю необходимо уметь прослеживать различные изменения в классе, формирование отношений между детьми, их ценностные ориентиры, тенденции формирующихся отношений.
Цели изучения классного коллектива многоплановые:
1.Определение статуса каждого ребёнка в системе межличностных отношений в классном коллективе
2.Выявление уровня развития и воспитанности классного коллектива и стиль его жизнедеятельности
3. Определение психологического климата в коллективе и эмоционального самочувствия отдельных членов.
Чтобы всё это выявить, тем более измерить – достаточно сложно, поэтому в воспитательном процессе так необходима диагностика.
Если обратиться к этимологии этого слова
то диагностика (от греч. Diagnostikcs ) – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. В нашем случае – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.
В результате через диагностику можно установить, как реализованы воспитательные задачи, какие из них требуют дальнейшего решения. Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности.
В соответствии с этим можно выделить 3 типа диагностики в работе классного руководителя:
2) корректирующая (текущая);
3) обобщающая (итоговая)
1) Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом. Перед тем, как определить воспитательную задачу и цели, которые будут реализованы в данном учебной году, нужно изучить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, выявить мотивы поведения учащихся в классе и школе, выявить мотивы дружбы в коллективе. Для выявления таких показателей мы используем диагностики:
1. Социометрия. (Пользоваться можно с 1 класса). Целью данной диагностики является определение межличностных отношений в классе.
3.Методика изучения мотивов участия школьников в совместной деятельности. ( По Л.В.Байбородовой) (желательно проводить в 3-4 классах). Целью данной диагностики является выявление мотивов поведения учащихся в классе и школе.
Дальнейшую свою воспитательную деятельность в новом учебном году мы уже строим по результатам этих диагностик:
1. Выявить лидеров и изолированных детей
2. Выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива.
По результатам этой диагностики можно увидеть, что в классе есть дети, которые изолированы и с ними мало общаются остальные дети.В общении с детьми учителю нужно публично признавать их достижения, ведь давно известно, что общение со сверстниками связано с учебными достижениями и если учитель хвалит, то с ним можно дружить.
Методика изучения мотивов участия школьников в совместных делах, помогает выяснить, что привлекает детей в совместной деятельности:
И так, полнота и информативность при начальной диагностики в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса, и соответствуют оптимальному развитию детей.
2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию воспитательной деятельности.
В данной работе можно использовать диагностики:
1.Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (По А.А.Андреву) - целью данной диагностики является определение степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Эта методика помогает увидеть какие изменения происходят в данном коллективе в течении года.
Так, данные диагностики помогут увидеть классному руководителю те изменения, которые происходят в коллективе в течение учебного года.
3) В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции воспитательного воздействия в течение следующего учебного года.
На данном этапе можно использовать диагностики, которыми пользовались на начальном этапе и выявить динамику. Результаты обобщающей диагностики записываются в диагностическую карту класса. Она представляет собой таблицу, в которую заносятся данные о каждом ученике в сокращенном виде. Это делает её содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа:
Читайте также: