Какие проблемы в настоящее время можно выделить у ительменов кратко

Обновлено: 30.06.2024

Вера Ковейник (фото из соцсетей)

Суд мотивировал свой отказ Вере Ковейник тем, что представленные доказательства не подтверждают наличия в роду заявителей предков-ительменов.

Вероятно, денежные средства выделялись и ранее. Просто найти в открытых источниках исчерпывающие данные о материальной поддержке, выделенной аборигенам из Елизовского района, достаточно проблематично.

Ительменское стойбище весьма популярно у туристов, в том числе у иностранных, потому едва ли стоит беспокоиться за финансовую сторону вопроса.

Трудности, безусловно, существуют. Но, аборигены Камчатки вовсе не брошены на "произвол судьбы". Поддержку со стороны государства они получают. В целом на повышение качества жизни аборигенов 2018 году краевые власти направили 103 миллиона рублей и Татьяна Романова об этом не может не знать.

Прошедшая в ноябре 2019 года на Камчатке международная конференция по сохранению и развитию языков и культуры малых народов Севера продемонстрировала, что власти региона ведут активную работу в этом направлении. Положительно оценили мероприятие и иностранные гости, выступавшие с докладами. Напомним, что в международной конференции приняли участие доцент Муниципального университета экономики японского города Кусиру Юкари Нагаяма, доцент Хоккайгакуэн университета Оно Чикако, аспирант Масачусетского технологического института Рафаэль Абрамовиц.

Как живет последнее племя вымирающего вида русских индейцев?

Почему некоторые народы постепенно пропадают? Дело в том, что со временем теряются определенные черты народа, которые и отличают его от других. Постепенно забывается язык, утрачиваются традиции, и целый народ медленно, но верно вымирает. Автор ролика отправился в Камчатский край, чтобы выяснить, как живут современные индейцы.

Видео: Ительмены — почему исчезают русские индейцы

Ительмены — коренной народ Камчатки, возраст которого около 15 тысяч лет, следовательно, они старше египтян и древних греков. Ученые полагают, что ительменские индейцы в свое время перебрались через Берингов пролив и начали заселять Северную Америку. Во всем мире их около 2 тысяч человек. Как же так получилось, что народ с такой долгой историей начал вымирать? Переезд в большие города — одна из главных причин исчезновения народа. Люди просто не хотят жить по старинным традициям и перебираются в города подальше от своей родины.

Видео: Ительмены — почему исчезают русские индейцы

Еще одна причина исчезновения ительменов заключается в том, что язык умирает. По мнению местных жителей, им не хватает сильного лидера, который мог бы объединить всех ительменов и возродить народ. Ительменский язык преподают в Петропавловске-Камчатском в виде бесплатных курсов, которые может пройти любой желающий. Интересно, что преподает ительменский язык Виктор Рыжков, который является русским по национальности и к ительменам не имеет никакого отношения.

Видео: Ительмены — почему исчезают русские индейцы

Чтобы узнать отношение молодежи к древним ительменским традициям, автор обратился к Таисии Форуновой, девочке, которая с рождения живет в Камчатском крае и не собирается никуда переезжать. Она рассказала о том, что во всем мире их воспринимают как аборигенов. Тася занимается народными танцами и со своим ансамблем объехала полмира. Девочку не привлекают большие города, потому что она переживает о том, что ее народ может исчезнуть. Далее автор ролика побеседовал с каюром. Каюр — погонщик собак, запряженных в упряжку, который тоже является хранителем древних традиций. Снегоходы появились всего 40 лет назад, а до этого момента передвигались только на собаках. А вы знали, что на территории России все еще живут настоящие индейцы?

О том, в чем американские индейцы намного опередили другие народы, вы можете узнать из другого нашего материала.

Россия богата на экзотические народности с вековыми корнями. Одним из древнейших северных этносов, населявших Камчатский регион тысячи лет назад, являются ительмены. Гены, образ жизни и мифология объединяют ительменов с индейцами Северной Америки.

Несмотря на то, что народность угрожающе сократилась и считается исчезающей, этот этнос даже на краю света пытается уберечь свою уникальную и не похожую ни на какую другую в России культуру.

Далекая история ительменов

В пользу общих исторических корней ительменов и индейцев красноречиво выступают недвусмысленные внешние сходства представителей этих этносов. Множество общего в обрядах, фольклоре, родовых легендах. И те, и другие поклонялись ворону Кутху (верховное божество).

На родство указывала уникальная археологическая находка середины ХХ века, обнаруженная русскими археологами на берегу Ушковского озера. Было установлено, что древнему захоронению более 15 000 лет. В могиле с ительменами обнаружен слой охры, т.е. тела умерших перед погребением посыпались этим древним пигментом. Такой манерой захоронений не пользовался ни один известный сегодня народ Камчатки. Этот обычай широко распространен у индейцев Северной Америки.


Поселения ительменов, в прошлом часто укрепленные, располагались по берегам водоемов и состояли из нескольких зимних и летних жилищ.

Зимнее жилище – каркасная полуземлянка с бревенчатыми стенами и плоской крышей. Снаружи стены покрыты травой и засыпаны землей. Очаг расположен сбоку. Это жилище для большесемейного коллектива. Именно это жилище в последствие заменяется срубным домом.

Летнее жилище ительменов – свайный балаган. На приподнятой над землей платформе ставился жердевой пирамидальный каркас, который покрывали древесной корой и травой. Балаган имел два входа. Позднее балаган стал использоваться в качестве хозяйственной постройки.

Основная территория расселения

В настоящее время они, в основном, сосредоточены в пос. Ковран, Тигиль, Палана, Хайрюзово Тигильского р-на. Камчатской обл., причем большая часть молодого поколения являются потомками от смешанных браков.


Язык ительменский: В определении классификационной принадлежности ительменского языка, существуют разночтения. Более традицонная оценка его вхождения в чукотско-корякскую rpупny палеоазиатских языков (ительменский, чyкотский, корякский, керекский), в настоящее время последовательно пересматривается лингвистами. Специальные исследования лексики, фонетической системы, звукового строя ительменского языка в сравнении с чукотским и корякским, позволяют утверждать, что с ними он обнаруживает ареальные соответствия (следствие этнокультурные контактов), а не генетические связи (общность происхождения). Тем не менее, отношение ительменского языка к палеоазиатским, даже на уровне его классификационной обособленности, не вызывает сомнений.

Письменность

Исторические судьбы ительменской этнической культуры имеют несколько генетических планов. Во-первых, она включает в себя ряд общих элементов, характерных для большинства палеоазиатских народов Северо-Востока Сибири (основные виды хозяйственной деятельности, некоторые типы жилых и хозяйственных построек, отчасти транспорт и зимняя одежда, Типологически сходными являются основные социальные институты, главные персонажи ранней микологии). Во-вторых, направление и интенсивность культурных контактов, вели к взаимодействию культур соседствующих народов, либо адаптации одним из них, культурных элементов другого. Такие связи ительменской культуры устанавливаются с айнами, причем как на основании, археологических материалов, так и по письменным источникам. Ранние контакты, судя по всему носили интеграционный характер, поздние - этнокультурного взаимодействия (обмен, брачные контакты, взаимовлияния в области материальной и духовной культуры). Другое направление этнокультурных связей прослеживается с алеутами. Причем, здесь значим как генетический аспект (общность формирования), так и исторически более поздние культурные связи, которое прослеживаются в жилище, одежде, технике плетения, орнаментике и т.д. Наиболее стойкими были связи ительменов с их северными соседями коряками на местах совместного проживания. Это фиксируется антропологически – коряки и ительмены противостоят чукчам и эскимосам внутри материковой группы популяций арктической расы, то же отмечается и в сфере языка. Основную интегрирующую роль, по-видимому играли ительмены. В-третьих, это взаимодействие с русскими, начавшееся в конце ХVIII в. и переведшее к коренной трансформации их культуры по направлению синкретизации, но при достаточно интенсивных брачных контактах, сложилась осознаваемая этническая группа камчадалов, в этнокультурном плане отличающаяся от собственно ительменов и тяготеющая к русским.


Музыка характеризуется несколькими локальными вариантами, изученными неодинаково. К началу 1990-х годов были известны три из них: два западных – ковранский и тигильский и один восточный – камчадальский. Музыка, инструменты и жанры взаимосвязаны с фольклорными традициями русских старожилов, коряков, курильских айнов и эвенов.

Религия


Религиозные представления и обряды ительменов основаны на анимизме – вере в подземный загробный мир, добрых и злых духов; тотемизме – вере в родство с тем или иным животным, почитании хозяев моря и лесных животных. После обращения ительменов в 1740–1747 годах в христианство стали распространяться православные обряды – крещение, венчание, отпевание. Уже в первой четверти XIX века путешественники отметили в камчадальских селениях православные кладбища. Установилась традиция при крещении давать детям русские имена. Ительмены числились прихожанами камчатских церквей, и первые русские фамилии получили по фамилиям духовенства и служилых.


Одним из видов религиозных воззрений был фетишизм. Мужчины и женщины носили амулеты в виде идолов.

Антропологические характеристики

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами.

Существовал у ительменов и шаманизм, хотя шаманы не имели обрядовой одежды и атрибутов.

Огромную роль играли всякого рода поверья и приметы: так, весной нельзя разбирать старые дома и балаганы, в которых много юкольной моли, последнюю боится рыба и может уйти из реки. Категорически запрещалось спасать утопающего или засыпанного снежной лавиной, так как считалось, что тем самым лишаются желаемой пищи духи воды и гор.Традиционные верования ительменов были обусловлены их образом жизни, социальной организацией и экологической средой.

В ХVIII - начале ХIХ вв. ительмены делились на ряд крупных локальных подразделений, имеющих собственные самоназвания и особенности культуры: камчатскую, авачинскую, бсльшерецкую, западную, хайрюзовскую. В это время северная граница территории расселения ительменов на западном побережье Камчатки достигала бассейна р.Тигиль, на восточном - р.Ука, южная, доходила почти до м.Лопатка. В первой половине ХIХ в., при сохранении территории, уменьшается число ительменских поселений, а во второй половине ХIХ в., ительмены жили только на западном побережье Камчатки.

Антропологические характеристики

Антропологически, ительмены включаются в материковую группу популяций арктической малой расы северных монголоидов. Своеобразие расовых особенностей народов, входящих в эту группу (чукчи, эскимосы, коряки, ительмены), по сравнению с другими сибирским монголоидами, заключается в некотором ослаблении монголоидного комплекса: более высокое переносье, менее плоское лицо, более темная пигментация, выступающие губы. По этим признакам, антропологи устанавливают связь арктической расы не с внутриконтинентальными, а тихоокеанскими монголоидами. У ительменов много общего с индейцами разных племен США и Канады во внешности, родовых легендах, тотемах, обрядах, танцах. Где бы наши ительмены ни бывали со своими огненными танцами и зажигательными песнями везде собратья встречают их как своих, как родственников .

Ученые доказали, что самые близкие родственные корни у ительменов Камчатки с индейцами племени тлинкитов. Последние живут совсем близ­ко

Читайте также: