Исследовательская деятельность младших школьников в умк школа россии

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Новизна представленного опыта. Почему-то считается, что учащиеся начальной школы ещё не готовы к творческой проектно-исследовательской деятельности, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что заниматься с младшими школьниками исследовательской деятельностью достаточно сложно для самих педагогов. Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать являются важнейшими чертами детского поведения. Стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Опыт моей работы системы организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников в нашей школе можно изобразить с помощью модели:

Основная часть

Рассмотрю каждое из направлений моей работы.

Один из компонентов исследовательской деятельности – исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования или его части. Для их формирования можно решать учебно-исследовательские задачи (задачи, процесс решения которых требует выполнения одного или нескольких исследовательских умений).

Учебное исследование школьника, так же как и исследование, проводимое настоящим ученым, неизбежно включает следующие основные этапы.

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления:

1. Видеть проблемы.

2. Выдвигать гипотезы.

3. Задавать вопросы

4. Давать определения понятиям

5. Классифицировать

Важным для исследователя является умение классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Не всякое перечисление классов определенного множества можно считать классификацией. Один из главных признаков классификации — указание на принцип (основание) деления.

6. Наблюдать.

7. Проводить эксперименты

8. Высказывать суждение

9. Делать выводы и умозаключения

Внеурочная деятельность

В практике моей работы внеурочная деятельность учащихся выстраивается следующим образом:

Программа посвящена организации исследовательской деятельности с младшими школьниками. Формирование исследовательских навыков актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Программа позволяет развивать индивидуальность каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; раскрывать способности и поддерживать одаренных детей.

Цель программы: формирование и развитие первоначальных исследовательских и коммуникативных умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных навыков сотрудничества).

Задачи программы:

  • развитие мотивации к процессу получения знаний;
  • ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований.
  • формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

В программе четко сформулированы планируемые результаты. Разработаны способы проверки данных результатов.

Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся, в 1 классе на самостоятельную работу отводится – 7 часов, во 2 классе – 9 часов и в 3 классе – 5 часов и в 4 классе – 9 часов.

В программе запланирована работа с социальными партнерами: детской библиотекой, школьным музеем, городским музеем Русского быта, центром детского творчества. Программа предполагает тесное сотрудничество со школьным научным обществом учащихся, со старшеклассниками и родителями.

В программе предусмотрено использование современных учебных материалов и образовательных технологий. Кроме исследовательской технологии предполагается использование, проектной технологии, технологии проблемного обучения, информационно - коммуникационных технологий. Методы и приемы, применяемые на занятиях, прописаны.

1. Тестовые задания.
2. Анкеты.
3. Портфолио ученических проектных и исследовательских работ.

Заключение

Результативность проведенной мною работы показываю через отслеживаемые параметры на протяжении четырёх лет обучения.


Учащиеся показывают стабильно высокий результат:

  • в овладении ключевыми компетенциями;
  • в изменениях внутренней и внешней мотивации к предмету и в целом к учебе.

Сформированность ключевых компетенций учащихся за период 2014-2017 года


По результатам мониторинга наблюдается высокий уровень сформированности общекультурных и учебно-познавательных компетенций до 80%.

Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью. В результате чего решаются следующие задачи:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

hello_html_b9af3de.jpg

Подготовила:

учитель начальных классов

Расулова Джамиля А.

В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.

Проектная деятельность - это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования :

- самостоятельного мышления;

- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Учебная исследовательская деятельность – это организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.

Под исследовательской деятельностью школьников понимается процесс деятельности учащихся, связанный с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Исследовательские умения — это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.

Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать у них следующие умения:

– давать определения понятиям;

– делать выводы и умозаключения;

ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

Образовательная : активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая : развитие умения размышлять по изучаемой теме, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; представлять результаты исследования.

Воспитательная : создание продукта.

Виды учебных исследований:

по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

по месту проведения: урочные, внеурочные;

по времени: кратковременные или долговременные;

по теме: предметные, свободные.

Процесс реализации исследовательской деятельности.

– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой.

– анализ полученных результатов;

– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);

– рефлексия (анализ динамики изменений);

Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.

Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.

Оформление учащимися выполненных исследований, работа на компьютерах в школе.

Итог исследовательской работы – это участие в научно-исследовательских конференциях для учащихся начальной школы.

Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.

В создании проекта ставятся следующие задачи :

• включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ) ;

• выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;

• развить сообразительность и творческую активность учащихся.

Проектная деятельность -это метод, который раскрепощает ребенка, повышает его уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

С помощью проектов можно обучить:

1) выявлять и формировать проблемы;

2) проводить анализ проблем;

3) находить пути решения;

4) работать с информацией;

5) находить необходимый источник;

Проектный метод направлен на:

• Развитие критического мышления

• Развитие творческого мышления

• Умения работать с информацией

• Умения работать в коллективе;

• Владеть культурой коммуникации.

Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. П роект – это “пять П”:

2.Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.


Этапы работы над проектом :

1. Поисковый

-Определение тематического поля и темы проекта.

-Поиск и анализ проблемы.

-Постановка цели, задач проекта.

2. Аналитический

-Анализ имеющейся информации.

-Сбор и изучение информации.

-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности).

-Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

3. Практический

-Выполнение запланированных технологических операций.

-Текущий контроль качества.

-Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

4. Презентационный

-Подготовка презентационных материалов.

-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).

5. Контрольный

-Анализ результатов выполнения проекта.

-Оценка качества выполнения проекта.

Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги :

1. Постановка проблемы проекта.

4. Задачи проекта.

5. Гипотеза( с 4 класса).

6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).

7. Продукт проекта.

Виды проектов.

Проекты могут быть индивидуальными, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными . Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.

По темам проекты делятся на монопроекты – проекты , выполняемые в рамках одного предмета, м ежпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения. Тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной. По времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По месту проведения : урочные и внеурочные.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

Если у Вас остались вопросы, то можете написать редактору на номер Ватсап 89881577728

На сайте организации найдёте увлекательные конкурсы для педагогов и детей. Так же на сайте СМИ можете разместить авторские публикации. Каждой публикации присваивается отдельная ссылка, которая находится в свободном доступе в сети интернет. Редакцией принимаются на рассмотрение, рецензируются статьи ежедневно.

Паршукова Татьяна Борисовна

Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №35

с углубленным изучением отдельных предметов, г.Сыктывкар

Формирование исследовательских навыков в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов, в том числе благодаря проектной деятельности [2].

Темы детских проектных работ отыскиваются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

При работе над проектом учителю надо иметь в виду, что пока школьники не способны к продолжительной самостоятельной работе без участия взрослых. Поэтому очень важно привлечь родителей к сотрудничеству.

Во-первых, весь курс является интеграционным. Это даёт возможность обучить школьников различным областям науки и искусства. У детей есть возможность познакомиться с материалом в интеграции с другими предметами, поэтому учебный материал более интересен для их понимания.

Во-вторых, в представленном УМК заложен учебный материал, помогающий выходу на проектную работу. На страничках учебника располагается материал для умения исследовать, наблюдать, проектировать. С первого класса школьники учатся делать творческие и исследовательские проекты.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности школьников раскрывает определённые возможности для исследовательской работы. Например, на уроках литературного чтения (таблица 1) с 1 класса могут выполняться творческие проекты. Весь материал, необходимый для работы представлен в учебнике и в специальной рабочей тетради на печатной основе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня в центре внимания педагогов - практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать использовать новые знания; развитие критического мышления.

Немецкие педагоги – основатели продуктивного обучения Ингрид Бём и Йенс Шнайдер – считают, что сущность метода проектов - стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений. В продуктивном обучении метод проектов используется для развития творчества, познавательной активности, самостоятельности, построения индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Проектная деятельность успешно сочетает в себе информационно-посковую и исследовательскую работу детей.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Проектирование как один из видов чело­веческой деятельности связано с выполне­нием заданий на воспроизведение по образ­цу, включая:

1) поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструк­ции уже известных объектов;

2) творческие задания, направленные на создание новых объектов.

Терминология проектной деятельности

Под методом проектов понимается спо­соб организации познавательно-трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, со­зданием, изготовлением реального объекта (продукта труда).

Метод проектов - это комплексный обобщающий процесс раци­онального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяю­щей комбинировать и соединять формаль­ные знания с практическим опытом. Важно отметить, что метод проектов ориентиро­ван на самостоятельную деятельность уча­щихся.

Как педагогическая технология, метод про­ектов предполагает совокупность исследова­тельских, поисковых, проблемных методов, творческих по сути. Практика показывает, что главные сложности вызывает самостоятельное определение и формулировка проблемы учащимися. Проблема часто подме­няется темой обсуждения, а это не одно и то же, так как проблема всегда строится на противоре­чии и требует нескольких вариантов решения.

ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Учебный проект - средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Метод проектов и современная школа

Для России актуальными проблемами образования на современном эта­пе
являются:

Эти принципы позволяют осуществить на практике метод проектов.

Обновление содержания образования, поиск новых эффективных методов обуче­ния и внедрение их в учебно-воспитатель­ный процесс способствуют возрождению метода проектов применительно к различ­ным предметам.

Е.А. Фураева, проанализировав примене­ние проектных заданий в отечественной и зарубежной педагогике, выделяет следу­ющие положительные черты метода проек­тов, которые позволяют использовать его в отечественных школах. Метод проектов обеспечивает активизацию процесса обучения на основе:

поэтапной организации труда;

анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недо­статков;

экспертной оценки проделанной работы;

формирования социально значимых ка­честв личности;

реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении (на основе учета уровней сформированности знаний и способностей учащихся).

Цели проектной деятельности в формировании естественно -научных знаний младших школьников:

- Использование личностно-ориентированных методов и форм обучения (овладение собственной стратегией познавательной деятельности с опорой на индивидуальный опыт)

- Формирование информационной компетентности (недостающая информация, самостоятельный поиск, анализ и синтез на основе собственных учебных исследований, формы представления результатов)

- Формирование компетентности в решении учебных исследовательских проблем (постановка и способы решения учебных задач: цель, основополагающий и проблемные вопросы, алгоритм действий и временные затраты, критерии успешности, применение в учёбе, жизни)

- Коммуникативная компетентность (формирование навыков общения в малых группах в процессе поисково-исследовательской учебной деятельности, воспитание инициативы, актив-ной жизненной позиции и толерантности)

Цель исследования рассмотреть возможности использования учебного проекта для повышения качества образования детей младшего школьного возраста.

Основные задачи:
- активизация взаимодействия учебной и внеурочной деятельности учащихся;
- определение мотивации, желания и умения учиться;
- умение работать с информацией и передавать её другим;
- повышение качества образования;
- установление межличностных взаимоотношений, отношения к себе, к окружающим, к школе.

Виды проектов

Можно выделить разные подходы к классификации про­ектов. Е.С. Полат предложила следующие типологические признаки проектов, которые лежат в основе классифика­ции:

1. По характеру доминирую­щей в проекте деятельности:

поисковая (поисковый проект);

прикладная (практико-ориентированный проект); например, конкурс на лучший народный костюм, где ученики должны были создать идею, эскиз костюма, изготовить его, принять участие в дефиле;

ознакомительно-ориентировочная (ориентировочный проект).

По мнению Е.С. Полат, информационная деятельность присутствует во всех видах проектов, не выделяясь в самостоятельную форму).

2. По предметно-содержа­тельной области:

монопроект, в рамках одной области знаний, - монопредметный

межпредметный проект, на стыке различных областей - надпредметный.

3. По характеру координа­ции проекта:

непосредственный (жёсткий, гибкий);

скрытый (неявный, ими­тирующий участника проекта, характерно для телекоммуника­ционных проектов).

4. По характеру контактов (среди участников одной шко­лы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. По количеству участников проекта (индивидуальный, парный, групповой, коллективный, массовый).

6. По продолжительности проекта (длительный, кратко­срочный и т.п.).

7. По характеру координации (скрытая, открытая координация). Характер координации зависит в основном от возраста и степени подготовленности участников. Так, в 5-9-х классах преобладает открытая координация, то есть непосредственно осуществляемое учителем руководство. Воспитанники школы 3-ей ступени предпочитают скрытую координацию, дающую возможность проявить большую самостоятельность и творческое нача­ло. Выполняются проекты с внутренним региональным характером контактов, а можно запланировать выход на международную арену.

8. По доминирующему методу: игровой, исследовательский, творческий. В реальной практике чаще всего бывают смешанные типы проектов: исследовательско-информационные или творческие с прикладны­ми целями. Старшие воспитанники выполняют более сложные проекты, содержащие черты, присущие всем видам учебной проектной дея­тельности.

Этапы работы методом проектов

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1-й – погружение в проект – мотивационный;

2-й – организация деятельности - планирующий;

3-й – осуществление деятельности – информационно-операционный;

4-й – презентация результатов – рефлексивно-оценочный.

Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);

Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

Информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);

Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Читайте также: