Дистанционное психолого педагогическое сопровождение в доу из опыта работы

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение « Детский сад № 151 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением физического развития воспитанников

Обобщение опыта работы педагога-психолога по теме:

«Психолого-педагогическое сопровождение

участников образовательных отношений

1.Сведения об авторе

Ф.И.О.: Пушкарева Наиля Габитовна

2. Условия формирования опыта

Современные технологии дают возможность организовать дистанционную работу с педагогами, детьми дошкольного возраста и их родителями.

Конечно, первое время все проходило достаточно сумбурно, так как опыта по дистанционной работе у меня не было.

Применение интернет – ресурсов в сопровождении участников образовательных отношений, создание единого информационного пространства позволяет сделать это взаимодействие более интенсивным и продуктивным.

Новые удобные и безопасные формы работы с воспитанниками и их родителями необходимы в условиях ограничительных противовирусных мер для непрерывного продолжения развития и обучения детей. Согласованность действий семьи и детского сада, использование социальных сетей и мессенджеров позволяют сохранить качество дошкольного образования.

3. Теоретическая база опыта

Теоретической основой опыта являются:

- общие положения личностно-деятельностного подхода в педагогике и психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская);

- основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович);

- идеи гуманистической педагогики и психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Ш.А. Амонашвилли);

- теория амплификации развития (А.В. Запорожец);

- современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).

Теоретическими идеями опыта являются взгляды ученых в области педагогики и психологии на проблематику психолого-педагогического сопровождения:

-Психолого-педагогическое сопровождение - оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы (Е.И. Казакова).

-Сопровождение - система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия (М.Р. Битянова) .

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника – это организованная деятельность всех специалистов и воспитателей ДОУ, охватывающая все субъекты воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, в процессе которой создаются социально-психологические условия для успешного обучения и развития каждого ребёнка в образовательной среде.

С внедрением в нашу жизнь современных технологий, прежние формы работы педагога-психолога нашли возможность раскрыться в новых условиях труда

4. Актуальность и перспективность опыта

В целях предотвращения эпидемии повсеместно запрещены очные массовые мероприятия, собрания и семинары, а в периоды ухудшения эпидемиологической обстановки, работа детского сада приостанавливается. Но деятельность специалистов службы психолого-педагогического сопровождения как полноценных участников образовательного процесса остается обязательной.

Время пандемии изменяет подходы и способы взаимодействия системы дошкольного образования и родителей воспитанников, вызывает необходимость адекватной обратной связи специалистов с семьей ребенка.

В условиях новой образовательной ситуации педагоги, родители и воспитанники детских садов вынуждены адаптироваться к имеющимся условиям и ритмам жизни. Привычная схема получения дошкольного образования кардинально трансформировалась.

Влияние психологических факторов в межличностных отношениях в периоды самоизоляции, длительное пребывание детей в замкнутом помещении и другие новые факторы делают оказание психологической помощи, особенно актуальной.

Для общества и системы образования эта ситуация потребовала новых подходов и решений для функционирования, на помощь пришли современные информационные технологии, позволяющие реализовать дистанционный формат сопровождения участников образовательных отношений.

5. Новизна опыта.

Новизна данного опыта состоит в новых подходах к разработке и практической реализации модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса через дистанционные формы работы.

6. Адресность опыта .

Данный опыт работы представляет интерес для педагогов-психологов и воспитателей дошкольных образовательных организаций.

Данный опыт и методические рекомендации к нему помогут педагогам, желающим шагать в ногу со временем, овладеть всеми нужными знаниями и умениями для сопровождения всех участников образовательного процесса с помощью дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

7. Трудоёмкость опыта.

Новая реальность требует от педагогов-психологов детских садов новых профессиональных компетенций и навыков работы в сфере использования различных гаджетов, интернет-технологий, коммуникаций, технических возможностей, формы и времени взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.

У меня , как и у многих специалистов имели место страхи длительного пребывания в режиме онлайн, влияния технологий на здоровье, страх несостоятельности как специалиста в новом формате взаимодействия и страх плохих комментариев от родителей и коллег.

В начале были трудности в создании дистанционного документооборота и инструментария, необходимо было ознакомиться с перечнем полезных для работы интернет – ресурсов и изучить рекомендации коллег по применению эффективных способов работы в дистанционном формате.

Тот факт, что в России это направление слабо развито и отмечается недостаточность подготовки по данному вопросу, создает, с одной стороны, немало трудностей для использования дистанционной формы работы, с другой стороны, стимулирует творческий поиск и формирует собственный опыт в данном направлении.

Новая социальная ситуация, создала возможности для развития современных профессиональных компетенций и приобретения иных навыков работы в дистанционном формате. В связи с изменившимися условиями обучения для психологопедагогической работы в онлайн-формате потребовались:

• организация рабочего места педагога-психолога,

• подбор инструментария, освоение дистанционных технологий работы (в том числе групповых и индивидуальных),

• соблюдение этических норм психолога в связи с применением дистанционных форм работы.

8. Технология опыта (прописываются методы, технологии, формы и др. используемые педагогом, то, что дало положительный результат)

Цель : Повышение качества психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений через использование дистанционных форм работы в профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО

> Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных и дистанционных образовательных технологий .

> Внедрять ИКТ и ДОТ в совместную деятельность педагогов .

> Использовать ИКТ и ДОТ в работе по взаимодействию с родителями для повышения их компетентности в вопросах воспитания детей.

Основными направлениями работы педагога-психолога, обозначенными в профессиональных стандартах и в федеральных государственных образовательных стандартах как формы психологического сопровождения участников образовательных отношений, остаются по-прежнему:

профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, проводимые с администрацией, педагогами, обучающимися, родителями (законными представителями).

Однако, в привычный набор методов и подходов, бесспорно, необходимо внести некоторые коррективы с учетом дистанционного режима.

Содержание всей психолого-педагогической работы нашего коллектива направлено на реализацию основной цели дошкольного образования – поддержание позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

Методами теоретического анализа, экспертных оценок и анализа информации чатов педагогов и родителей нами было выявлено, что существует достаточно много новых, удобных и безопасных форм работы с родителями , педагогами и воспитанниками в дистанционном формате.

Результат взаимодействия педагога-психолога с родителями ребенка, особенно в процессе нахождения детей в домашних условиях самоизоляции во многом зависит от решения главных задач:

• установления границ общения (временных и пространственных),

• разделения ответственности за результаты развития ребенка,

• определения позитивного ресурса семьи и понимания запроса родителей для коммуникации в процессе получения психологической помощи и поддержки.

В сложившихся условиях в работе педагога-психолога рекомендуется предусматривать основные формы в дистанционном режиме:

Психологическое просвещение в онлайн режиме.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) родители являются полноправными участниками воспитательного и образовательного процесса в ДОУ. Одним из основных требований ФГОС ДО является повышение педагогической культуры родителей.

Под педагогической культурой родителей принято понимать такой уровень их педагогической подготовленности, который позволяет им сделать воспитание процессом целенаправленным и успешным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка в единстве с ДОУ.

Педагогическая подготовленность предполагает освоение родителями основного минимума знаний в области психологии, личности и деятельности, развития познавательных процессов ребенка.

Многие родители недостаточно компетентны в вопросах воспитания, не знакомы с закономерностями развития детей в разные возрастные периоды, четко не представляют цели семейного воспитания, не видят оптимальные пути достижения этих целей.

Взаимодействие педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции.

В своей работе стараюсь активизировать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Традиционные формы работы с родителями , такие как совместные праздники, родительские собрания, выступление психологов на родительских собраниях, индивидуальные беседы воспитателей с родителями, дни открытых дверей, родительская гостиная не потеряли своей актуальности, а перешли дистанционный формат.

Для проведения онлайн-просвещения, опросив родителей, мы выбрали патформу ZOOM , WhatsApp, Viber.

Создана картотека электронных библиотек, познавательных и развивающих интернет – ресурсов для дошкольников , педагогов и родителей.

Собрана коллекция видеороиков, созданных нашими воспитаниками и педагогами для организации психологического кинозала.

Психологическая коррекционно-развивающая работа в дистанционном режиме :

• проходит в индивидуальном или групповом формате (через видеоконференцсвязь с использованием программ Zoom, Skype, WhatsApp и других цифровых платформ) для воспитанников, испытывающих трудности в адаптации, развитии, поведении. Обязательное условие – присутствие родителей (законных представителей) ии другого близкого взрослого, который помогает ребенку выполнять упражнения, контролирует ребенка;

• психологическая коррекция с использованием офлайн и онлайн-игр (например, для коррекции и развития познавательных процессов).

Экспертно-методическая деятельность в дистанционном режиме , включающая:

• разработку методических рекомендаций для участников образовательных отношений, программ, обобщения опыта по теме самообразования;

• помощь педагогам в выборе образовательных технологий, адекватных дистанционным условиям обучения, с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

• оказание психологической поддержки педагогам в проектной деятельности по совершенствованию дистанционного образовательного процесса;

• ведение документации в электронном формате (заполнение журналов, базы данных, отчетов)

• создание онлайн опросов и тестов с помощью интернет-конструкторов (например, тестирование через google-формы) — мониторинговая деятельность в виртуальном облаке.

9.Результативность опыта

Опыт работы показал, что усилия каждого специалиста, личный вклад в развитие системы дистанционного образования, постоянное обучение и самообразование позволяют повысить качество дистанционного психологического сопровождения семей дошкольников.

Цифровизация психологической службы дает возможности дистанционно в режиме видеоконференцсвязи (ВКС) принимать участие во всероссийских мероприятиях, региональных программах и сопровождать тех обучающихся, которые больше всего нуждаются в психологической помощи: с особыми образовательными потребностями, ограниченными возможностями здоровья, одаренными, испытывающими трудности в обучении.

Таким образом, можно сделать вывод, что можно повлиять на уровень психолого – педагогической грамотности родителей и сформировать у них правильный взгляд на вопросы воспитания, обучения и развития детей. Главное использовать эту возможность и добиваться положительных результатов.

Дистанционные образовательные технологии могут помочь обеспечить комплексным, непрерывным образованием и психолого-педагогическим сопровождением всех детей, совершенствовать педагогические компетенции родителей, оказывая им методическую и консультативную помощь.

Возможно проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед в форме вебинаров и онлайн-трансляций с помощью сервисов ВКонтакте и You Tube.

Для воспитанников возможно проведение практических занятий в комплексном дистанционном сопровождении.

Дистанционное дошкольное образование может содействовать повышению вовлеченности педагогов, детей и родителей во взаимодействие детского сада с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

5. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Минобрнауки России 19.12.2017).

9. Павлюк О.А. Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников / О.А. Павлюк, И.П.

Время диктует нам новые правила и подчас очень неожиданные для педагога-психолога формы работы. Работа психолога с детьми дошкольного возраста и особенно с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна выстраиваться в зависимости от их индивидуальных особенностей, должна носить характер непосредственного общения, во время которого можно реагировать на изменения настроения ребенка и в зависимости от этого варьировать методы и приемы коррекционно-развивающей работы. Дистанционная форма работы не дает таких возможностей, но тем не менее может осуществлять довольно продуктивное психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Моя работа заключается в психолого-педагогическом сопровождении как нормотипичных детей, так и детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития. Работа в том объеме и качестве, в котором выполняется обычно стала невозможна, поэтому пришлось искать новые формы работы, о которых бы я хотела рассказать.

Наш детский сад организовал для детей занятия с воспитателями согласно календарно-тематическому плану c помощью платформы для организации видеоконференций. Цель работы педагога-психолога на время дистанционной работы образовательного учреждения: 1. Психологическая поддержка семьи в кризисной ситуации;

2. Профилактика стресса у участников образовательного процесса;

3. Повышение психологической компетенции у педагогов и родителей;

4. Снятие психоэмоционального напряжения у детей;

5. Развитие эмоционального интеллекта;

6. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление) у детей;

7. Развитие мелкой моторики.

Для организации эффективной работы я организовала две группы в Whatsapp, куда каждый день высылала занятия и задания. Я разделила свои занятия на несколько блоков. 1. Задания на развитие познавательных процессов. Для реализации этой задачи я снимала для детей видео-сказки с заданиями, предлагала родителям бланки с нелепицами, корректурными пробами, головоломками и пр. Здесь я использовала те игры, которые обычно используются во всех коррекционно-развивающих программах, и которые можно было реализовать в дистанционной форме.

3. Для развития мелкой моторики были предложены пальчиковые игры, кинезиологические упражнения, игры с крупами, рисование нетрадиционными методами, бланки с графомоторными дорожкам, графическими диктантами.

4. В связи с ограничением двигательной активности, я рассказывала о подвижных и малоподвижных играх, играх на развитие внимания и снятия психоэмоционального напряжения.

5. Мною были предложены настольные игры для развития внимания, которые можно делать дома.

6. Для родителей были разработаны консультации о снятии психоэмоционального напряжения у взрослых и детей, сохранении психологического здоровья у детей в период дистанционного обучения, видеозанятия по арт-терапии и сказко-терапии.

Хотелось бы немного рассказать об организационных моментах. Мною было организовано две группы, в которые родители были приглашены по желанию. Некоторые родители отказались от работы с педагогом-психологом в такой форме в связи с загруженностью собственной дистанционной работой. В одной группе родители получали задания каждый день, но предпочитали пассивное участие, не выкладывали видео и фото результаты занятий. В другой группе родители предпочли более активное взаимодействие. Сложность работы заключалось в следующем:

разный уровень психолого-педагогической компетентности;

разная оснащенность материалами (цветной бумагой, пластилином, принтером, на котором можно распечатывать задания);

разный уровень занятости.

В связи с этим занятия и задания должны были быть максимально понятны родителям, предлагался разный уровень сложности для детей разного возраста, в том числе для детей с особыми познавательными потребностями, должны были соблюдаться рекомендации по пребыванию детей у монитора и нагрузке на зрение.

Таким образом работа педагога-психолога может осуществляться дистанционно даже с детьми дошкольного возраста, но традиционные формы работы, конечно же более продуктивные и личноориентированные.

Основной альбом

К участию в Конкурсе приглашаются педагогические работники без ограничений по возрасту, стажу работы и квалификации, студенты педагогических специальностей. Основная цель проведения Конкурса — повышение профессионального уровня специалистов службы психолого-педагогического сопровождения в системе образования Российской Федерации.

Лариса Тарасова

Психолого-педагогическое сопровождение дистант

Психолого-педагогическое сопровождение дистант запись закреплена

Психолого-педагогическое сопровождение дистант

Психолого-педагогическое сопровождение дистант запись закреплена
Вологодский институт развития образования

Психолого-педагогическое сопровождение дистант

Психолого-педагогическое сопровождение дистант запись закреплена
Вологодский институт развития образования

✅

Ведущая вебинара: Татьяна Степанова - практикующий психолог, автор тренинговых программ, более 10 лет преподаватель психологии на Кафедре Возрастной и Педагогической психологии в РГПУ им. Герцена.

💥

Участие в вебинаре бесплатное, количество участников не ограничено.

Приглашение на вебинар (для родителей) для распространения в общеобразовательных организациях представлено в приложении.

Психолого-педагогическое сопровождение дистант

Психолого-педагогическое сопровождение дистант запись закреплена

✅

Тему "Психологическая безопасность в образовании: современное состояние и технологии сопровождения" представила Баева И.А. Академик РАО, доктор психологических наук, профессор, проректор РГПУ им. А.И. Герцена.

✅

Опыт практической деятельности - "Презентация программы профилактики буллинга среди детей подросткового возраста "Дорога добра" представила Гимаджиева О.С., педагог-психолог ГОО «Кузбасский региональный центр ППМСП "Здоровье и развитие личности"".

Психолого-педагогическое сопровождение дистант

Психолого-педагогическое сопровождение дистант запись закреплена

Психолого-педагогическое сопровождение дистант

Психолого-педагогическое сопровождение дистант запись закреплена

Итоги социально-психологического тестирования в 2021 году обсудили на вебинаре

Замначальника департамента образования Вологодской области Любовь Воробьева акцентировала внимание на роли СПТ в качестве значимого инструмента, позволяющего реагировать на ранние признаки неблагополучия в развитии обучающихся, выделила основные проблемы в организации СПТ и пути их решения.

Главный внештатный педагог-психолог Вологодской области, кандидат психологических наук, доцент Наталья Афанасьева проанализировала использование результатов СПТ образовательными организациями в целях совершенствования воспитательной и профилактической деятельности, охарактеризовала итоги опроса, обозначила основные рекомендации по повышению эффективности профилактической деятельности с учетом результатов СПТ.



PsihologTut

Выступление на семинаре-практикуме в рамках методического совета

педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений г. Тамбова 23.10.2020.


Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольном образовательном учреждении, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды детского сада. Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Федеральные государственные стандарты — один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов, детей, но и всех участников образовательного процесса.

В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (законные представители) и педагогические работники.

Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве — это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения федерального государственного образовательного стандарта на уровне каждого дошкольного образовательного учреждения.

На уровне каждого дошкольного учреждения задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками [1].

Проблема психологического сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека. Поэтому актуальность данного вопроса обусловлена противоречием между важностью и значимостью реализации системы психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников с одной стороны, и слабой ее теоретической и практической разработанностью, с другой стороны.

В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности детей на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в детском саду.

Предметом деятельности — ситуация развития ребенка, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка в соответствии нормой развития в определенном возрасте.

Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

- удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);

- обеспечение в детском саду психологической и социальной безопасности;

- удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);

- превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;

- формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;

- организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации федеральных государственных образовательных стандартов [2].

В основу сопровождения развития ребенка положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

Психолого-педагогическому сопровождению дошкольников нужно выделять следующие направления работ:

- обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;

- развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;

- коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);

- обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;

- расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;

- повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;

- оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса [3].

Психолого-педагогического сопровождения детей опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:

- профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);

- диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);

- консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);

- развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);

- коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики).

- просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей).

Модель психолого-педагогического сопровождения детей в детском саду представляет следующую деятельность:

- организация работы ПМП (к) (выявление психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину по развитию личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия);

- систематическое наблюдение за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

- осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:

- Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).

- Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).

- Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).

- Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).

- Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть:

- сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;

- разработка карт индивидуального развития дошкольников;

- разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;

- разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей;

- организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации [3].

Предлагаемая модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением.

Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольного образовательного учреждения. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса.

Поэтому, целью психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) становится:

- установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей;

- психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных и потенциальных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них [4].

Федеральные государственные образовательные стандарты — это система условий психолого-педагогической поддержки развития и социализации детей. Введение стандарта вызвана главной миссией дошкольного образования — наполнить жизнь ребенка позитивными переживаниями детства! Поэтому, стандарт учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании ребенка участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Исходя из выше изложенного, ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения дошкольников являются следующие аспекты:

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

- раннее выявление недостатков в развитии и особых образовательных потребностей дошкольников;

- увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь;

- уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий, предупреждение появления вторичных отклонений в развитии ребенка;

- сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала детей;

- постоянное сотрудничество между педагогами детского сада и родителями для эффективной работы с детьми;

- оказание помощи педагогам в повышении квалификации, осуществлении инновационной деятельности, т. к. в настоящее время внедрение инноваций — обязательное условие развития дошкольного образовательного учреждения;

- снижение психоэмоциональных напряжений педагогов через снижение негативных переживаний;

- создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

- сохранение высокого уровня работы дошкольного образовательного учреждения, приобретение высокого рейтинга и доверия у родителей в сегодняшних финансово-экономических условиях [3].

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в детском саду гарантирует формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

1. Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III Всероссийского съезда психологов.- СПб., 2003.

2. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений /Е. О. Смирнова.- М.: Гуманит. изд. центр. Владос, 2003.

3. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении. М, 2011.

4. Шипицына Л. М., Казакова В. И., Жданова М. А. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. — М.: Владос, 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное образование, оказание помощи, родитель, организация работы, педагог, психолого-педагогическое сопровождение дошкольников.

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение и помощь родителям.

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог.

Сущность методического сопровождения педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного.

педагогическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс, образовательный процесс, обучение, ребенок, творческая деятельность.

Психолого-педагогическое сопровождение детей.

Проблема адаптации ребенка раннего возраст к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей.

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения.

Ключевые слова: субъект сопровождения, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, система отношений, педагогическая среда, саморазвитие, самоактуализация, уровень сопровождения, девиантное поведение, ученик.

Вовлечение родителей дошкольников с ОВЗ.

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с комплексными нарушениями в развитии в дошкольном образовательном учреждении. Автор: Суркова Людмила Сергеевна.

Проектирование психологически безопасной образовательной.

детский сад, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение, дошкольное образовательное учреждение, родитель, оказание помощи, дошкольное образование, педагог, психолого-педагогическое.

Реализация психолого-педагогического сопровождения детей.

Одним из направлений работы детского сада является — организация психолого-медико-педагогического комплекса, как комплекса взаимодействия параллельных служб ДОО.

Читайте также: