Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите кратко

Обновлено: 04.07.2024

Образование является частью социализирующего воспитания. Образование — это специально организованный процесс обучения общественно принятым ценностям, нормативным личностным качествам и моделям поведения, то есть это процесс приобщения человека к обычному и правильному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья — это первый социальный этап в жизни человека. В раннем детстве она направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, навыки и умения для жизни в обществе. Но дошкольное и школьное образование не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что ребенок получает от родителей. Педагогически необходимо сосредоточить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему его воспитательной деятельности, а также нейтрализовать отрицательные эффекты в рамках профессиональных возможностей.

Процесс воспитания в семье является основным средством обеспечения существования преемственности поколений; это исторический процесс вхождения молодого поколения в общество.

Семья — и первая школа чувств, и жизненное пространство, и убежище в бурном море жизни. Особенностью семейного воспитания является то, что семья — это разновозрастная социальная группа: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это означает разные ценностные ориентации, разные критерии оценки событий в жизни, разные идеалы, точки зрения, убеждения, что позволяет формировать определенные традиции.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнью растущего человека. Семейный ребенок вовлекается в жизнедеятельность семьи, проходит все ее этапы, от простых попыток (взять ложку, забить гвоздь) до самого сложного социально — личностно значимого поведения.

Семейное воспитание также имеет широкие временные рамки: оно длится всю жизнь, происходит в любое время дня и года. Семейный климат — это жизнь родителей, их взаимоотношения, дух семьи. Грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность детей, как правило, является результатом негативной системы отношений в семье и ее образа жизни. Это поведение отца по отношению к матери, родителей по отношению к детям или к другим людям вне семьи.

Возникает все больше напряженных и сложных ситуаций, которые создают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне ложное, уродливое воспитание становится все более распространенным. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, увеличивается недостаток общения между родителями и детьми. Лишенный родительской любви ребенок часто вырастает злобным, озлобленным, нечувствительным к переживаниям других, негостеприимным в обществе сверстников, а иногда — замкнутым, беспокойным, чрезмерно застенчивым. Вырастая в атмосфере чрезмерной любви, привязанности, почитания и обожания, маленький человек рано приобретает черты эгоизма и эгоцентризма, избалованности, избалованности, высокомерия, лицемерия.

Психология семейного воспитания требует оптимального отношения к воспитанию. Позиция родителей в воспитании ребенка оптимальна, когда они принимают ребенка таким, какой он есть, относятся к нему сердечно, оценивают его объективно и на основе этой оценки строят воспитание, когда они способны менять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями жизненных обстоятельств ребенка, когда их воспитательные усилия направлены в будущее и соответствуют требованиям, которые ребенок предъявляет к своей будущей жизни. Оптимальное родительское отношение сосредоточено на наилучших интересах ребенка. Все воспитание в семье основано на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье их детей.


Проблемы современного семейного воспитания

Семейные разногласия

Далее необходимо рассмотреть общие варианты разрешения семейных конфликтов. Радугин А. А. выделяет предпосылки рациональных условий взаимоотношений между родителями. Во-первых, это разумная организация семьи. Для благоприятного развития отношений между родителями и детьми необходимы общие цели и интересы, совместные действия и решения, наличие определенных семейных традиций, распределение трудовых обязанностей.

Существенным фактором является и педагогический такт, учитывающий эмоциональное состояние и жизненный опыт ребенка, анализ мотивов и целей его поступков. Ребенок не должен чувствовать, что он является объектом воспитания. Родители должны иметь возможность замаскировать прямое воспитательное воздействие. Поэтому решением проблемы является участие родителей вместе с детьми в интересных занятиях, т.е. родители должны разделять увлечения детей, вовлекаться в их деятельность. Это дает им эффективный инструмент обучения.

Дети — это отражение своих родителей. Кроме того, семьи могут устраивать различные турниры, проводить семейные чтения, ходить в походы и проводить время вместе в поездках. Таким образом, каждая семья может построить многоуровневую систему для укрепления и создания прочной связи между родителями и детьми. Говоря о воспитании полноценной личности ребенка, стоит обратиться к выдающемуся представителю педагогики XIX-XX веков. П.Ф. Лесгафта.

Наблюдая за деятельностью родителей, ребенок пытается подражать им в игре и постепенно сам включается в трудовой процесс. Пока ребенок маленький, трудно сказать, каким он будет в будущем. Пробуя себя в разных областях, он может обнаружить свой особый талант и со временем определить свое призвание. Принцип постепенности и последовательности важен для воспитания ребенка.

Задачи семьи

Создание семьи — это сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материальная и экономическая обеспеченность, социальное положение, образ жизни, количество членов семьи, место жительства, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и проявляется в каждом случае по-разному.

Задачами семьи являются:

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее распространенными являются:

  • Гуманность и милосердие по отношению к растущему человеку;
  • Вовлечение детей в качестве равноправных членов семьи;
  • Открытость и доверительность в отношениях с детьми;
  • Оптимизм в семейных отношениях;
  • Последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • Помощь ребенку в меру своих возможностей, готовность ответить на его вопросы.

Кроме этих принципов, существует ряд частных, но не менее важных для семейного воспитания: запрет на телесные наказания, запрет на чтение чужих писем и дневников; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного послушания, не быть снисходительным и т.д. Однако все принципы сводятся к одной идее: дети счастливы в семье не потому, что им хорошо, с ними легко, а детям хорошо и им легко, потому что они счастливы.

Портрет родителя

Портрет психосоматического родителя

  • внутреннее субъективно-индивидуалистическое переживание проблемы, которая является причиной особой уязвимости их психосоматической сферы.
  • предрасположенность к высокой нормативности поведения, вести себя правильно, сдержанно.

Отсутствие аффективных реакций на стрессовые ситуации, не устраивают скандалов и ссор, сдержаны в проявлении эмоций.

  • проблема ребенка не видна.
  • частые перепады настроения.

Травма невротического родителя.

  • повышенная беспокойность, различные тревоги, депрессия.
  • подчинение сложившимся обстоятельствам, которое может проявляться в педагогической некомпетентности, воспитательной некомпетентности, а в некоторых случаях — в неприятии самого ребенка, вызывая стресс.
  • способности ребенка оцениваются некритично, бессознательно стремясь скрыть недостаток и выдать желаемые результаты за подлинные.
  • эмоциональная беспомощность не позволяет им позитивно оценивать свое будущее и будущее ребенка, которое кажется им безнадежным и неинтересным.
  • прожитая жизнь воспринимается как несчастливая и омраченная рождением ребенка.
  • у матерей часто бывают истерики, подавленное настроение, стойкая депрессия, стремление избегать решений, снижение социального статуса, примитивизация поведения.

Портрет авторитарного родителя.

Активная жизненная позиция, желание руководствоваться собственными убеждениями и мнениями.

  • одна категория родителей этого типа, узнав о проблеме ребенка, может отказаться от нее, другая (преобладающая) — проявляет твердое желание найти выход из проблемы как для себя, так и для ребенка.
  • когда такие родители принимают ребенка, для них характерно желание преодолеть проблемы ребенка и облегчить его страдания.
  • отрицательные качества: неумение сдерживать гнев и раздражительность; отсутствие контроля над собственными действиями, склонность к ссорам и скандалам.
  • в отношениях с ребенком некоторые авторитарные родители могут использовать довольно жесткие формы взаимодействия, вплоть до холодности и отстраненности по отношению к его проблемам.

6.Для многих авторитарных родителей характерно неравномерное применение мер воспитания: Жесткие формы наказания (крик, подавление личности, битье) являются относительно распространенными.

Основные пути решения психологических проблем в семейном воспитании детей.

  • гармонизация семейного воспитания с устранением дисгармоничных типов и с коррекцией воспитательных рычагов воздействия на ребенка.
    Формирование адекватных отношений в родительской и детско-родительской подсистеме.
  • психологическая коррекция нарушений личности у родителей, оказание им профилактической помощи путем повышения самооценки и гибкости в реагировании на изменения в детях и ситуациях взаимодействия.
  • укрепление нервной системы ребенка для предотвращения его дискомфорта, беспокойства и неугомонности.

Чувство неполноценности, отсутствие самоуважения и любви к себе, неадекватная самооценка родителей с неадекватным восприятием окружающих — вот лишь некоторые из трудностей родителей детей с проблемами в развитии. Многие сильные чувства, испытываемые родителями таких детей, не находят выхода, не облекаются в словесную форму, а это чревато возникновением психосоматических симптомов.

Диагностика семьи

Одним из важных принципов в реализации современных образовательных программ является совместное воспитание и развитие дошкольников вместе с родителями, духовная ориентация родителей и детей, а также вовлечение педагогов и родителей в образовательный процесс в дошкольном учреждении.

На основе этой программы воспитатели могут применять различные техники работы с семьями, учитывая специфику дошкольного учреждения, особенности, желания и ресурсы воспитателей и родителей.

Диагностика является основным компонентом в системе сотрудничества дошкольного учреждения — семьи в социальном и личностном развитии ребенка. Первичная диагностика проводится в начале учебного года и направлена на изучение наиболее общих особенностей семейного воспитания детей в группе, интересов и потребностей родителей в психолого-педагогической поддержке, а также на выявление трудностей в семейном воспитании. В дальнейшем воспитатель совместно со специалистами (психолог, старший воспитатель) дошкольного учреждения решает задачи психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение семей проблемных дошкольников, особенностей взаимоотношений родителей и детей в таких семьях (промежуточная диагностика).

В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика, определяющая интересы и потребности семей дошкольников, знания и умения родителей в определенных областях семейного воспитания, предшествует созданию образовательных программ для родителей, изменениям в различных аспектах образовательного процесса ДОУ, которые требуют участия и поддержки родителей. Задачи и методы такой диагностики разнообразны и зависят от направлений совместного воспитания детей с родителями в условиях конкретного дошкольного учреждения или отдельной группы.

Наблюдая за общением родителей с ребенком в утренние и вечерние промежутки времени, педагог может обратить внимание на следующие показатели:

Эти представления взрослого и ребенка могут дать тьютору общую картину их взаимоотношений, помочь понять родительскую тактику воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Беседа и анкетный опрос родителей будут способствовать лучшему пониманию особенностей понимания родителями своих детей и проблем семейного воспитания.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Автор: Тинькова Татьяна Ивановна

Организация: ГУ ТО СРЦН №2

Населенный пункт: Тульская область, г. Белев

В. А. Сухомлинский

Если проводить параллель, то можно сказать, что капля воды – это наше общество, частью которого является семья, а солнце – ребенок, который получает воспитание изначально в семье. Какие же возникают изменения и проблемы? Почему это происходит? Почему в современных условиях “лучи солнца” светят по-другому ?

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Современные проблемы воспитания детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья - это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому детей воспитывают родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка - это проблемы общества в целом .

Проблема современной семьи:

  • основное время и силы родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей, нехватка общения, только в школе осуществляется контроль за учебой;
  • низкая культура общественной жизни, социальная напряженность;
  • двойная нагрузка на женщину в семье (работа и семья);
  • высокий процент разводов; развод – проблема воспитания детей;
  • обострение конфликтов между поколениями становиться напряженнее;
  • увеличение разрыва между семьей и школой (школа почти устранилась от роли помощника семьи, не в состоянии оказать помощь семье);
  • некоторые родители недооценивают потребность ребенка быть личностью;
  • интересы детей не учитываются в некоторых семьях, поощряется инициатива которая выгодна; отношения с родителями лишены духовности ;
  • чрезмерная занятость родителей собой, работой, увлечениями, своими отношениями и размолвками , пассивность родителей в общении с детьми, что порождает у детей чувство обиды, одиночества
  • неуважение к ним, недоверие, слежка – дети в таких семьях растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу ;
  • аморальный образ жизни родителей, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют и воруют;
  • кризис отцовства, неполные семьи.

Воспитание детей, как и семья – не сплошной праздник с кучей подарков и безудержного удовольствия, это работа.

И начинается она с первой секунды появления маленького человека на свет. Первые ощущение, дарованные ему: любовь, тепло забота, ласка – уже воспитательный процесс. И если малыш получает их как от мамы, так и от папы, понимающих, что маленький ребенок – это не только будущее семьи, а уже человек, воспитательный процесс идет в правильном русле. Ребенок – часть отца и матери, но в большей мере он часть самого себя.

И чтобы воспитание принесло плоды, родители ОБЯЗАНЫ взять себе за правило то, что ребёнок им ничего не должен.

Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку доброты в семье и ближнем окружении: взаимопомощь, доброе, заботливое отношение друг к другу.

Окружайте своих детей любовью и лаской, пусть они чувствуют, что любимы и желанны в семье. Пусть дети для нас будут прежде всего только детьми, а не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами. Любите детей независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, и позволяйте им любить вас. Если родительская любовь будет безграничной, безусловной, наши дети будут избавлены от внутри личностного конфликта, научатся самокритичности. Нужно научиться радоваться детским успехам, иначе дети утвердятся в мысли, что стараться бесполезно и помогать во всем своему малышу, это укрепит его уверенность в том, что у него все получится.

Список используемой литературы:

1. А.С. Макаренко "Лекция о воспитании"

2. “ ВикипедиЯ – Свободная энциклопедия”.

3. Сатир В. “Как строить себя и свою семью. Заметки психолога”.

4. “ Этика и психология семейной жизни”. Типовая программа курса для учащихся старших классов средней школы.

Воспитание в семье является чрезвычайно важным процессом, за счет которого обеспечивается преемственность поколений. Оно является исторически обусловленным механизмом, благодаря которому подрастающее поколение интегрируется в общественную жизнь.

Семья – первая и основная социальная ступень в человеческой жизни, которая играет главную роль в формировании сознания, воли и чувств ребенка.

Родители помогают детям приобрести первый жизненный опыт, обзавестись умениями и навыками социальной жизни. Семья, может быть, как положительным фактором воспитания, так и отрицательным, и основная проблема состоит именно в необходимости совмещать функции среды обитания и воспитательной среды.

Благодаря семье осуществляется содержание общества, следовательно, патриотическое и гражданское воспитание, а также обучение основам семейных взаимоотношений являются ее главными функциями.

Семейное воспитание, которое формирующая личность получает от родителей, не может быть в полной мере заменено образовательным процессом в воспитательном учреждении.

Влияние социальных перемен на семейное воспитание

Сегодня мы видим значительные перемены в семейной области. Формирование нового типа личности, ориентированной на материальную независимость, обеспеченность, предприимчивость, приводит к популяризации развития и самосовершенствования за пределами семейного круга. Это характерно и для мужчин, и для женщин. В итоге такие процессы способствуют дестабилизации, росту количества неблагополучных семей. Смена системы ценностей осложняет функционирование семьи как социального института, в том числе реализацию воспитательной функции.

Вне зависимости от возраста человек хочет получать от родителей помощь и эмоциональную поддержку. Любые проблемы в области семейного воспитания, вызывающие чувство фрустрации, негативно сказываются на эмоциональном состоянии, психическом и личностном развитии ребенка.

Приводить к отклонениям от гармоничного развития ребенка могут и определенные аспекты в воспитании, например, стремление к излишней опеке или пренебрежение, игнорирование потребностей ребенка, недостаток последовательности в поведении и воспитательной тактике родителей, постановка завышенных требований или их явный недостаток, стремление к всестороннему ограничению, избыточные запреты или вседозволенность.

Основной целью воспитания в семье является достижение душевного равновесия и глубокой связи между ребенком и родителями.

Как правило, система воспитания и стиль общения в каждой семье индивидуальны. Если родители слишком строги и требовательны, то ребенок часто не хочет учиться, тревожно относится к неудачам, чрезмерно восприимчив к похвалам и осуждению. Если ребенок живет в страхе оскорблений и наказаний, то он делается замкнутым, неряшливым и неспособным к самозащите. Еще одно частое последствие – стремление ребенка самоутвердиться агрессивным, конфликтным путем. Воспитание в атмосфере холодности и эмоционального отвержения заставляет ребенка чувствовать недостаток любви. Это тягостное состояние, негативно сказывающееся на становлении характера.

Часто болезненную реакцию вызывает тот факт, что родители явно выделяют или предпочитают кого-то одного из детей. Такая нездоровая система взаимоотношений ведет к озлобленности и неврозам.

Если ребенка в семье наказывают за малейшую провинность, то говорят о чрезмерно жестоком воспитании. Дети в таких семьях живут в постоянном страхе.

Значительные проблемы в семье может создавать воспитание единственного ребенка. Такие дети зачастую ставятся родителями в привилегированное положение, что ведет к вседозволенности и немедленному исполнению желаний, в результате чего ребенок растет эгоистом и тираном. Эти отклонения замечаются далеко не сразу, и ребенок, привыкший быть в центре внимания, потом испытывает трудности с правильной оценкой своих возможностей. Детский коллектив отвергает их, сверстники не понимают или не желают общаться.

Родители могут уклоняться от бесед и занятий со своими детьми из-за чрезмерной занятости или наоборот, из-за обыкновенной лени. Такой ребенок имеет гораздо больший объем свободы, чем тот, которым он может правильно распорядиться. Предоставленные самим себе, такие дети начинают искать развлечений и занятий на стороне и часто попадают в дурные компании.

Весьма опасна и чрезмерная опека. Родители постоянно испытывают страх за ребенка и пытаются все время его контролировать. Он лишается возможности сам выбирать занятия, поскольку ждет распоряжения или приказания. Это приводит к нервозам и неуверенности в себе, а порой и к психическому расстройству. В детях долгие годы копятся злость и обида за пренебрежение их интересами, и в итоге они начинают демонстративно нарушать запреты, убегают из дома.

Также проблемы семейного воспитания порождаются изменением статуса женщины в обществе. Конфликт между множеством социальных ролей, которые она призвана исполнять, создает сложную и напряженную обстановку, что плохо сказывается на воспитании детей. Занятость женщины ведет к ослаблению контроля над поведением, успеваемостью и самочувствием ребенка. Расхождение между семейной и профессиональной ролью женщины отрицательно влияет на рождаемость, что создает новые трудности, связанные с воспитанием только одного ребенка. Если родители не следят за ситуацией и не корректируют ее своим правильным поведением, то отсутствие братьев и сестер приводит к недоразвитости эмоциональной сферы.

Когда семья имеет высокий доход, то это тоже может стать проблемой воспитания. Основная трудность заключается в неспособности взрослых правильно распоряжаться своим доходом в отношении ребенка. Избыток материальных благ в таком случае сочетается с недостатком усилий по воспитанию духовных потребностей, в результате чего личности ребенка наносится серьезный вред. Если родители хорошо зарабатывают, несомненно, их дети имеют больше возможностей для обучения и досуга, однако тут велик соблазн дать им максимально возможный объем впечатлений, знаний и навыков во всех сферах жизни. Это ведет к нервным и физическим перегрузкам, высокой утомляемости, соматическим проблемам.

Говоря о проблемах современной семьи, нельзя обойти вниманием такой серьезный вопрос, как разводы. Воспитание ребенка в неполной семье – непростая задача: такие дети труднее адаптируются к реальной жизни.

Часто воспитание детей осуществляется в условиях чрезмерной моральной ответственности. Когда родители внушают ребенку, что он обязан оправдать все их надежды, груз забот для него становится непосильным. Такие дети растут в страхе и постоянном беспокойстве.

Последствия неправильного семейного воспитания

Если воспитательный процесс организован неправильно, то он уродует личность ребенка, становится причиной нервных срывов и трудных взаимоотношений с окружающими. Любые родители хотели бы видеть своего ребенка примерным и послушным, однако стремление к безукоризненности часто является причиной недостатка сотрудничества в семье, когда ее члены избегают эмоционального взаимодействия, не делятся проблемами, замалчивают конфликты. Они ожидают, что ребенок будет соблюдать внешние приличия и подтверждать это образцовым поведением, однако его внутренняя жизнь никого не интересует. Со временем ребенок начинает считать подобное лицемерное отношение нормой.

Родители зачастую пытаются решить с помощью детей собственные личностные проблемы. В таком случае причиной плохого поведения ребенка становятся неосознанные потребности взрослого. Таких родителей крайне трудно переубедить и заставить осознать причины происходящего.

Правильное воспитание отдает ребенку в семье роль помощника, равноправного участника, интересного человека, друга и советчика. Это помогает ему сформировать положительные качества, вырастить в себе чувство единства с близкими, осознать личную ответственность и гордость за свою семью.

Таким образом, основная причина проблемного семейного воспитания – это непонимание между старшим и младшим поколением. Дети желают большего, чем им позволяют родители, что ведет к конфликтам.

Основа воспитания – это любовь к ребенку, на которой базируется все остальное: она помогает воздействовать на него не просто силой авторитета и назидательности, а создавать опору, которая поможет раскрыть способности и обеспечить чувство защищенности, безопасности.

Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.

Цель исследования: воспитание детей в семье и современные проблемы семейного воспитания.

Объект исследования: семейное воспитание.

Предмет исследования: семейное воспитание в современное время

В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектом исследования в работе следующие задачи:

1. Семейное воспитание и его значение

2. Рассмотреть современные проблемы и нарушение семейного воспитания.

Основа социального "Я" закладываются отнюдь не в школьном коллективе - там они только развиваются, - а в самом раннем возрасте. Сегодня семья выступает как важнейший фактор развития личности. Здесь ребенок рождается, здесь он получает первоначальные знания о мире и первый жизненный опыт. Семья - и первая школа чувств, и среда обитания, и защита в бурном житейском море. Особенностью семейного воспитания является и тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.

Семейное воспитание органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека. В семье ребенок включается в жизненно важные виды деятельности, проходит все ее этапы: от элементарных попыток (взять в руки ложку, вбить гвоздь) до сложнейших социально - личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа ее жизни. Это отношение отца к матери, родителей к детям или к окружающим вне семьи.

Все больше напряженных и тяжелых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность. На этом фоне все чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях исчезает теплота, сердечность, возрастает дефицит общения родителей с детьми. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания, маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Она предполагает критическое отношение родителей к своим ошибкам. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

Рассмотрим основные проблемы современного семейного воспитания.

- Отсутствие чёткой стратегии воспитания детей в семье: каким образом родители выбирают стратегию воспитания (на примере своих родителей, противоположно системе воспитания своих родителей, выбор системы по педагогической литературе).

Очень часто можно наблюдать и неумение родителей договориться о системе воспитания своих детей. Актуальным есть и отсутствие информации о воспитании (литература, видеоматериалы), поэтому некоторые родители просто не знают, как воспитывать детей.

- Существенное ограничение влияния социального окружения на родителей (отсутствие передачи опыта старшим поколением младшему, отсутствие передачи опыта через театр, выставки, музеи и т. п.)

- Незрелое создание брака, отсутствие мотивации в создании семьи, психологическая неготовность иметь детей. Молодые мамы и папы, не имеющие ни образования, ни опыта, ни работы, мало представляющие, для чего они родили ребёнка и как за ним ухаживать. Ребёнок – умение отказывать себе для удовлетворения потребностей другого.

Читайте также: