Что такое ит решения в доу

Обновлено: 08.07.2024

С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами ДОУ для повышения эффективности образовательного процесса.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников. С этой целью, в детские учреждения приобретают интерактивные доски, детские компьютеры, ноутбуки для педагогов.

Средства ИКТ помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также владение данными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Конечно, работе с родителями в ДОУ уделяется большое внимание, сложившаяся система позволяет вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, родительские собрания, наглядная информация, досуги, родительские клубы, конкурсы

Широкие возможности интерактивного оборудования позволяют сделать занятия более интересными, динамичными, обычные занятия превращаются в интересную и увлекательную игру.

Использование в учебно-воспитательном процессе ИКТ помогает нам развивать у детей различные навыки: внимание, память, мелкую моторику,

способствующую развитию речи, мышления. С их помощью развиваются не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитываются волевые

качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщают ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями. ИКТ активно используются педагогами при организации взаимодействия с родителями воспитанников. При проведении разных форм работы с

родителями педагогами используются видеоролики из жизни детей в детском саду, презентации по организации образовательного процесса. Таким образом, ИКТ способствуют повышению эффективности мероприятий и педагогической компетентности у родителей.

Использование в учебно-воспитательном процессе ИКТ помогает нам развивать у детей различные навыки: внимание, память, мелкую моторику, способствующую развитию речи, мышления. С их помощью развиваются не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитываются волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщают ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Благодаря интерактивной доске, дети видят большие цветные изображения, которые самостоятельно передвигают. Ни какое другое оборудование не дает таких возможностей. Дотрагиваясь до поверхности доски, дети совершают интерактивные путешествия в другие страны мира. У них вызывает большой

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные: память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютер является современным инструментом и мощным техническим средством обучения. Они являются незаменимым помощником в воспитании, обучении и психическом развитии дошкольников. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные

игры, созданные специально для дошкольников, развиваются у детей такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Так как дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно запомнить тот или иной материал, то необходимо преподносить материал яркий и значимый.

Компьютер и интерактивная доска в этом случае просто незаменим, так как они передают информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет вывести деятельность ДОУ на новый качественный уровень, обновить содержание образовательного процесса, обеспечить качество образованности воспитанника, соответствующее современным государственным стандартам образования. Занятия, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяют повысить качество учебно-воспитательной работы. Таким образом, использование современных информационных технологий дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья.

Применение информационных технологий в обучении дошкольников целесообразно. Позволяет за небольшой промежуток времени, отведенного для непосредственной образовательной деятельности, подробнее рассмотреть материал, представить его доступнее, шире, актуальнее. Информационные технологии способствуют повышению интереса, активизируют

мыслительную деятельность детей, расширяют их кругозор, вызывают эмоциональный отклик. Использование информационных технологий способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует и развивает психические процессы, развивает мышление, восприятие память, формирует активную жизненную позицию в современном обществе. Кроме того, дидактический, иллюстрационный, мультипликационный, видеоматериал воспринимается детьми с удовольствием, усвоение учебного материала происходит в непринужденной форме.

Также в работе детского сада активно используется электронная почта. Это позволяет оперативно осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса. С ее помощью происходит взаимодействие детского сада с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями. Электронная почта наиболее быстрый способ пересылать различную документацию, общаться с коллегами и родителями.

Наиболее часто на занятиях компьютер используется в качестве замены стандартного бумажного плаката, ранее широко используемого в образовательном процессе.

Материал для проецирования может быть подготовлен в любой компьютерной программе (Word, Excel и т. д., но более удобно пользоваться программами подготовки компьютерных презентаций. Самая распространенная из них – Microsoft PowerPoint.

Компьютерная презентация представляет собой набор электронных страниц (слайдов). На каждый слайд можно поместить информацию,

подготовленную непосредственно в данной программе либо в любой другой программе (текст, таблицы, графики, рисунки, фотографии, звук, анимацию и др.).

Последовательность и скорость показа слайдов выбирает автор презентации. Обычно порядок показа материала определяется просто последовательностью слайдов, но в программе предусмотрена возможность интерактивного перехода со слайда на слайд.

Информационные технологии являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации, поэтому в своей работе мы активно используем ИКТ, с помощью которых:

  • составляем списки детей;
  • собираем сведения о родителях;
  • ведём диагностику развития детей;
  • создаём различные бланки документов;
  • составляем перспективный и календарный план по всем направлениям работы в группе;
  • оформляем родительские уголки;
  • делаем консультации и рекомендации для родителей;
  • создаём всевозможные стенды, различные папки, в том числе папки- передвижки и др. ;
  • подбираем иллюстративный материал к занятиям и для оформления группы;
  • подбираем дополнительный познавательный материал к занятиям и другим мероприятиям;
  • обмениваемся опытом работы, знакомимся с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья;
  • создаём презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательныхзанятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний;
  • в просветительской и профилактической работе активно используем свой собственный сайт, на котором размещаем информациюдля педагогов и родителей, публикуем фотоотчёты о проведенных мероприятиях с дошкольниками.

Также у детского сада существует свой сайт, на котором размещена информация о дошкольном учреждении

Список используемой литература:

Информационные технологии в дошкольном образовании.

Вся тема информационные технологии связана с процессом информатизации образовательного процесса.

Процесс информатизации системы образования.

- Техническая революция;

- Изменения среды (насыщение её цифровыми средствами);

- Изменения (переход к информационному) общества, социума;

- Повышение требований к системе образования;

- Повышение степени значимости профессии педагога.

Информационная среда стала очень насыщена. Никто не будет спорить, что в современном обществе прошли настоящие технические изменения или другими словами техническая революция. Вокруг нас стали появляться различные устройства, которые упрощают нам жизнь. Этот факт вполне очевиден. Очевидно и то, что мы живём в неком социуме, в котором используются инструменты информационной технологии, которые сплошь и рядом вокруг нас. Не минула эта участь и систему образования. Повысились требования, как к самой системы образования, так и требования к педагогу дошкольной организации. Значимость профессии педагог возросла.

Если вдаваться в определение этого понятия, а их существует очень много в зависимости от той или иной области науки. Это понятие больше связано с тем, что сильно возрастает роль информации и информационных процессов. Это видно это чувствуется это понятно. Если посмотреть на свою жизнь, на свою профессиональную жизнь, на свою обычную жизнь и мы увидим что это действительно так. И можно говорить о том, что сам по себе процесс информатизации созрел, и он идёт. Нужно учитывать тот факт, что процесс информатизации сложен и здесь задействованы все сферы человеческой деятельности. Чтобы это понять, так как мы говорим всё-таки о системе образования, какие же условия, где этот процесс, как его увидеть, меняется что-то в действительности или нет.

Можно говорить, что этот процесс идёт, проанализировав четыре условия.

Изменилась подача материала, изменилось использование тех или иных инструментов в процесс подготовки, это так называемые учебно-методические условия. Изменилась требования к кадрам, то есть современный педагог должен обладать определённым спектром знаний, в том числе и в области информационных технологий. Два других фактора тоже очевидны. Если посмотреть, то мы увидим, что в нашу школьную жизнь вошёл электронный журнал, дневник и потихонечку он затрагивает и систему дошкольного образования. Может быть не так как в школе, но тем ни менее система автоматизации присутствует. О материально-технических условиях говорить очень трудно, так как не все дошкольные учреждения, что называется, могут себе позволить, приобрести нужное информационное оборудование. Но тем ни менее наличие компьютеров (ноутбуков) и такого рода оборудования в ДУ маленьких городах всё же присутствует.

Информационная образовательная среда образовательной организации.

Системно-структурная организация ИОС представляет собой совокупность взаимодействующих систем (подсистем) :

• Информационных образовательных ресурсов

• Компьютерных средств обучения

• Современных средств коммуникации

• Педагогические технологии

Образовательная среда изменилась в современной системе образования, в том числе и в дошкольном образовании, и теперь она может представлять собой, как информационно-образовательную среду.

На сегодняшний день присутствие в образовательных учреждениях разнообразие информационно-образовательных ресурсов, которые в частности и составляют содержание информатизации дошкольного образования. Широко используются как таковые компьютерные средства обучения. А это не только конкретное оборудование, но и программное обеспечение, которое нацелено на решение конкретных профессиональных задач.

Современные педагоги-дошкольники, используют в своей практике, современное средство коммуникации – вебинар.

Педагогические технологии базируются и сейчас они являются современными в рамках использования информационных технологий.

Что такое информационные технологии?

Информационные технологии – совокупность методов и технических средств, сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющие знания людей и развивающие их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Итак, информационные технологии – это совокупность определённых методов и средств, которые решают конкретные задачи.

На сегодняшний день, существует ФГОС в ДО. В нём описываются требования к предметно-пространственной среде. Среди различных рекомендаций на сегодняшний день можно выявить минимальный перечень средств, которыми должна быть обеспечена эта среда.

Особенности информатизации системы дошкольного образования.

Примерный перечень средств ИКТ:

• Интерактивная система голосования

• Интерактивный планшет (детский планшет или ноутбук)

• Видео и (или) фотокамера

• Музыкальный синтезатор или пианино

Влияние ИКТ на современных детей.

Можно рассматривать это как проблему, но мы не можем отрицать тот факт, что современные малыши, уделяют взаимодействию с электронными устройствами, и проводят, своё свободное временя с ними гораздо чаще. Таким образом, мы наблюдаем тенденцию в росте взаимодействии с электронными устройствами и это факт, связанный с тем, что общество развивается, так же как и техногенная цивилизация.

Сегодня дети растут в мире, в котором не только присутствуют ИКТ, но которые во многом сформированы ими.

Учёные Ирам Сирадж-Блэтчфорд и Дэвид Уайтбред, Великобритания, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании.

Выводы исследователей таковы:

• Новые технологии оказывают значительное влияние на жизнь детей;

• Новые ИКТ, в разной степени, доступны детям, младшего возраста;

• Родители порой не осознают, в какой степени их дети уже живут в мире ИКТ, и какого сорта материал доходит до них через ИКТ;

• Возможности родителей обеспечить своим детям необходимый для их развития контекст и оказывать им поддержку, не одинаковы;

• Многие дети дома имеют гораздо больший доступ к новым ИКТ, чем в образовательных учреждениях;

• Педагоги зачастую недостаточно осведомлены в вопросах ИКТ и неуверенно пользуются ими.

- для рассматривания фотографий

- для фотографирования своих друзей

- для съемки видео

- для просмотра мультиков.

Анализ показывает, что устройства не используются в процессе обучения.

Давайте теперь перенесёмся в среду детского сада и посмотрим, как же наша обычная предметно-развивающая среда отвечает всем требованиям тем тенденциям тому окружению, которое сейчас окружает ребёнка.

Посмотрим, как эту проблему характеризуют исследователи. Они определяют, что наши дети растут не только в окружении информационных коммуникативных технологиях, но и эти технологии уже давно влияют и формируют этот метод.

Проблема не в том, что дети используют электронные устройства всё больше и больше, а в том, что она обозначена, что педагоги-специалисты которые отвечают за развитие и адаптацию детей к социуму жизни обучении не достаточно осведомлены в её вопросах использования ИКТ и не понимают какие возможности заложены в эти технологии и в развитие и обучение детей. То есть мы должны видеть эту проблему не в детях, а мы должны понимать что если этот факт есть и эта тенденция нарастает, то нам необходимо пересмотреть свои взгляды на цифровые устройства, потому что они не только часть нашей жизни, они и формируют наш социальный контекст. Мы должны понимать, что современный ребёнок растёт и развивается в реальности.

Задача специалиста создать баланс между физическим миром (то есть между теми задачами, которые традиционно мы ставим в образовательной деятельности) и между теми цифровыми технологиями, которые поддерживают виртуальную реальность и какие-то новые возможности, новые пути для развития.

Адаптация ребёнка в техногенном мире.

Информационные технологии не заменяют традиционного обучения, они выполняют функцию дополнения. Их основная функция – инструментальная, создавать новый опыт деятельности дошкольника.

Значение ИКТ для деятельности человека.

Информационные технологии видоизменяют процесс интеллектуального труда.

1. Включение психологического орудия (ИКТ) в процессе поведения (А. С. Выгодский) :

- вызывает к деятельности целый ряд новых функций, связанных с использованием данного орудия и управлением им;

- отменяет и делает не нужным целый ряд естественных процессов, работу которых выполняет орудие;

- видоизменяет протекание и отдельные моменты (интенсивность, длительность, последовательность и тому подобное) всех входящих в состав инструментального акта психических процессов, замещает одни функции другими, то есть пересоздаёт, перестраивает всю структуру поведения совершенно так же как техническое орудие, пересоздаёт весь строй трудовых операций.

2. По А. С. Выгодскому - Информационные технологии осваиваются в ходе использования, как психические орудия и инструменты (письменных и устных коммуникаций, исследований, наблюдений, творчества, поиска информации, визуализации, моделирования, фиксации окружающей действительности).

Рассмотрим значение ИКТ для обучения. ИКТ часто понимается, как некое отдельное средство, которое дополняет нашу обычную жизнь. Если взглянуть глубже на ИКТ - как на средства, то мы увидим, сложный процесс обучения и взрослый применяет ИКТ, как инструмент. Воспитатель даёт детям возможность набрать опыт продуктивного взаимодействия с ИКТ средствами и, ребёнок, получая, создаёт свой новый опыт. Деятельность ребёнка дополняется новыми способами, мышление принимает совершенно другой контекст. Для него становятся доступными те действия, которые раньше для детей дошкольного возраста, в силу его возрастных особенностей были не доступны. В настоящее время, это понимание стало очень актуальным. Наш сегодняшние дошкольники через 15-20 лет станут взрослыми людьми и они войдут в настоящее техногенное общество, где им будет необходимо взаимодействовать с различными, сложными текстовыми устройствами, ставить и решать задачи. Если на ранних ступенях развития современный ребёнок не получит опыт взаимодействия с электронными устройствами, то адаптация у него пойдёт по другому сценарию.

Педагогу нужно создать некий баланс и дать современным детям здоровый опыт продуктивной деятельности с цифровыми устройствами.

Игра в современном дошкольном образовании

Игра в современном дошкольном образовании Игра в современном дошкольном образовании В современной дошкольной педагогике одной из самых острых проблем является состояние игры.

Использование информационных технологий для повышения профессионального мастерства педагога 21 век – это век информационных технологий. В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства.

Использование информационных технологий в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. Видео Горб Елена Евгеньевна, учитель-логопед ГБОУ Школа №1359 с углублённым изучением английского языка В период нового этапа реформирования.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Культурные практики в дошкольном образовании

Культурные практики в дошкольном образовании Виды культурных практик (Масловская С. В., кандидат педагогических наук, доцент) Правовые практики – это практики готовности ребенка отстаивать,.

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ-технологий в дошкольном образовании детей младшего дошкольного возраста Моя работа по данной теме проводилась в течение двух лет. Перед тем, как к ней приступить, мною была прочитана и проанализирована литература.

Возможность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений по теме «Возможность использования информационно-коммуникационных технологий.

Возможности использования ИКТ в дошкольном образовании В настоящее время, компьютерная техника глубоко и прочно вошла в нашу жизнь. В современных школах компьютеры уже не являются чем-то редким.

В 2017 году East-West Digital News провел масштабное исследование рынка онлайн-образования. По полученным данным, объем мирового рынка образования составляет $4,5-5 трлн и в ближайшее время способен увеличиться до $6-7 трлн. EdTech занимает 3% от общего объема рынка, около $165 млрд, но за счет устойчивой динамики может ежегодно расти на 5% и к 2023 году будет охватывать $240 млрд. В Восточной Европе Россия показывает самый мощный прирост — на 17–23% ежегодно. Крупных коммерческих EdTech-компаний в России всего 35, но ни одна из них не работает комплексно с дошкольниками. Основатель образовательной платформы Smart School Pro Елена Игнатьева рассказывает о методах работы в детских садах, составлении нормотипичных профилей и влиянии гаджетов на детей.

Дошкольный возраст — невероятно важный период в жизни ребенка. Детство — это не трамплин перед школой, оно должно проживаться полноценно. Советский психолог и классик дошкольной педагогики Александр Владимирович Запорожец подчеркивал, что в основе развития ребенка в дошкольный период должно лежать развертывание и обогащение деятельности, присущей именно детям: игра, художественное творчество, конструирование и коммуникация со сверстниками. При этом в игре развиваются метанавыки, формируются предпосылки, необходимые для готовности к обучению в школе.

Основным показателем готовности ребенка к школе является зрелость его регуляторной функции, иными словами, произвольной регуляции деятельности.

Как влияют на формирование регуляторной функции гаджеты, в своем исследовании объяснил Александр Веракса: неограниченное использование дошкольниками и младшими школьниками гаджетов отрицательно сказывается на их когнитивном развитии. Коэффициент корреляции между временем использования гаджетов и оценкой когнитивных способностей колеблется от –0,2 до –0,6 в зависимости от возраста. Это значит, что дети, которые в дошкольном возрасте активно взаимодействуют с гаджетами, могут уступать в развитии сверстникам, этого не делающим. Позитивное влияние происходит в тех случаях, когда устройства используются в качестве культурных средств решения конкретных задач.

Александр Веракса — российский психолог, специалист в области психологии развития и возрастной психологии. Доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии образования. В течение 10 лет Веракса изучал когнитивное состояние детей дошкольного и школьного возраста, а результат его исследования можно назвать персонифицированным образованием. В научных трудах он очень много пишет об одаренности и влиянии гаджетов на когнитивные функции детей.

С детства быть всем вместе

Общение в разнообразной (мультикультурной, с разными возможностями) среде сверстников делает мозг ребенка более гибким и адаптивным, что позволяет в дальнейшем легче справляться с задачами высокой сложности. Чтобы организовать образовательный процесс, требуется четкое понимание возможностей каждого ребенка. Здесь на помощь педагогу приходят аналитические инструменты — такие, как диагностика психофизического развития. Увидев и оценив ресурсы и возможности ребенка в составе образовательной группы, воспитателю эффективнее организовать учебный процесс. Хотя, конечно, это не происходит автоматически.

Еще до появления Smart School Pro в 2003 году мы создали первый билингвальный в Москве детский сад — Kids’ Estate. Дети там не только изучали языки. Сотрудники работали с детьми, имеющими особенности развития. Процесс взаимодействия разных воспитанников на одной площадке мы назвали широкой инклюзией. Для этих целей создали специальное структурное подразделение сада — службу психолого-педагогического сопровождения.

Нормотипичные профили

Система дошкольного образования меняется: в 2016 году родители отдавали детей в ДОУ в 3-4 года, а в 2017 почти в равном количестве были востребованы группы для детей 5 лет (22%), 4 лет (21,7%) и 3 лет (20,4%). В 2019 году в московских детских садах было больше 80 тыс. малышей до 3 лет при общей численности в 441 тыс. человек.

Для актуализации этих знаний Smart School Pro создали нормотипичные профили детей. Опираясь на данные из этих профилей, легко проверить, что можно требовать от ребенка, а что он пока имеет права не знать или не уметь, и в соответствии с этим эффективно организовать учебный процесс. Например, если в три года у ребенка мышление соответствует двухлетней норме, то его нужно подтягивать, а если восприятие, как у пятилетнего, то здесь дополнительная работа не нужна. Для создания блока диагностики был проанализирован большой объем литературы по возрастной психологии, отобраны и доработаны формализованные тесты, разработан алгоритм тестирования — получилась полноценная научная разработка.

Проблема в педагогическом составе

Одна из главных проблем онлайн-образования в России — высокий средний возраст педагогического состава. По данным исследования НИУ ВШЭ, средний возраст специалиста в сфере образования — 43 года. Это напрямую влияет на способность работника освоить новые информационные технологии и затрудняет их внедрение в учебный процесс. Детские сады только подтверждают это правило. В государственных детский садах не хватает квалицированных профильных специалистов, педагогов и психологов и большие группы. На одного воспитателя может приходиться до 30 детей. В частных садах группы меньше, но таких организаций составляют всего 2,2% на рынке — 1,06 тыс., а доля воспитанников в них не превышает 1,4%.

Мы понимали, что для внедрения цифровых технологий нужно повышать квалификацию воспитателей детских садов, поэтому сделали простую в использовании и нативную систему, которой овладеет любой, кто знаком со смартфоном. Детский сад может провести диагностику даже силами воспитателей, не привлекая профильных специалистов, что решает проблему дефицита кадров в регионах.

Чек-лист для родителей дошкольников

Убедитесь, что ребенок не контактирует с планшетом, компьютером или смартфоном дольше 15 минут непрерывно.

Следите за тем, чтобы он делал это исключительно в вашем присутствии.

Делайте выбор не в пользу приложений, которые учат его читать или считать, а пользу тех, которые развивают мышление, внимание и другие когнитивные навыки — они важнее в возрасте до 7 лет.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Использование информационных технологий

в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

«Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

Мы живём в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступность и вариативность обучения детей дошкольного возраста.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации.

Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой.

Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей.

Средства ИКТ в ДОУ:

- к омпьютер и интернет;

- телевизор;

- магнитофон;

- фотоаппарат;

- видеокамера;

- видеомагнитофон, DVD плейер;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска.

В своей работе мы использую ИКТ по четырем направлениям:

- Методическая работа, повышение квалификации педагога .

- Взаимодействие с родителями.

1 . Ведение документации

В процессе образовательной деятельности мы оформляем групповую документацию: составляем календарные и перспективные планы, паспорта групп, проводим диагностику и оформляем результаты, как в печатном, так и в электронном виде, ведём своё электронное портфолио.

2.Методическая работа, повышение квалификации педагога

ИКТ расширяют возможности ведения методической работы, и повышать собственную профессиональную квалификацию. Информационно – методическую помощь в виде электронных ресурсов мы используем во время подготовки к занятиям, при подборе наглядных пособий, при составлении мультимедийных презентаций, для изучения новых методик и изучения передового педагогического опыта.

На страницах интернет-сайтах и сообществ мы создаём свои странички, мини-сайты ( Социальная сеть работников образования), на которых мы размещаем свои материалы, делимся педагогическим опытом. В сетевых сообществах мы проходим дистанционные курсы повышения квалификации, являемся слушателями вебинаров и онлайн - семинарах, участвуем в различных конкурсах.

3.Воспитательно-образовательный процесс

Основным в работе педагога ДОУ является воспитательно-образовательный процесс, который включает в себя:

- организацию непосредственно-образовательной деятельности воспитанника;

- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей;

- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

Непосредственно-образовательная деятельность

Наиболее эффективная форма использования ИКТ в детском саду – это проведение медиа-занятий с применением мультимедийных презентаций.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными; вызывают у детей живой интерес; являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

На занятиях активно использую интерактивную доску. Это позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями других детей.

Совместная развивающая деятельность

Реализация проектов

Создание развивающей среды в группе

Применяя ИКТ оформляю стенды в группе; создаю дидактические пособия: игры, лепбуки, развивающие альбомы, макеты.

4.Взаимодействие с родителями

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями.

Одна из форм: оформление центров взаимодействия с родителями.

С помощью электронных писем с прикрепленными звуковыми файлами мы ведём подготовку к праздникам : заучивание детьми стихов, песен, прослушивание музыкальных произведений, пение песен под фонограммы, которые получают наши родители на свой электронный адрес.

Используя ИКТ, родители могут посмотреть, как их ребёнок растёт и развивается в ДОУ.

Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:

- помогают привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

- помогают формировать информационную культуру у детей;

- делают образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

- способствуют повышению у детей интереса к изучаемому материалу;

- позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в природе);

- помогают активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);

- побуждают детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

Проблемы по внедрению ИКТ в образовательном процессе:

Недостаточная ИКТ – компетентность педагога

В детских садах далеко не каждый педагог на должном уровне владеет компьютерными технологиями и наблюдается недостаточный уровень готовности педагогов к массовому применению информационных технологий в образовательном процессе.

Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой

Недостаточное количество компьютеров в учебном процессе, недоступность использования компьютерной и коммуникационной техникой воспитателями в детском саду.

Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ

Поскольку ИКТ-технологии сравнительно недавно вошли в нашу деятельность, на данный момент не разработано методической литературы по использованию ИКТ в практике ДОУ.

Не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ в образовательной деятельности.

Педагогам приходится самостоятельно изучать технологию и внедрять её в свою деятельность.

Рекомендаций СанПиН 2.4.1.3049-13 по использованию ИКТ:

· По требованиям СанПиНа образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5 лет – не более 10 минут, для детей 6-7 лет - не более 15 минут.

· Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю.

· В конце занятия проводить гимнастику для глаз.

· Правильно определять дидактическую роль и место ИКТ в образовательной деятельности.

· Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Читайте также: