Какие причины для страха имеет каждый чиновник в комедии ревизор кратко

Обновлено: 30.06.2024

Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” стала заметным явлением в русской драматургии и заняла достойное место среди лучших произведений, не только писателей XIX века, но и нашего времени. Все, что показано в пьесе, не изжило себя до сих пор. Великий писатель смог уловить то, что присуще людям вне зависимости от времени и места проживания.
Герои комедии – типичные представители чиновно-бюрократического аппарата России 30-х годов прошлого столетия. Перед нами предстал типичный уездный город великой Российской империи, населенный чиновниками,

олицетворяющими все пороки этого общества.
По словам самого Гоголя, наряду с образами чиновников, действующим лицом комедии является страх. Он не только способствует движению сюжета, но и служит способом изображения существующей власти и обличителем ее пороков. Именно страх создает ситуацию заблуждения, на которой построен весь сюжет и конфликт комедии.

Городничий читает письмо, из которого следует, что в город “едет ревизор из Петербурга, инкогнито… с секретным предписанием”. Следуя чувству страха, Городничий связывает свой сон про двух крыс с пренеприятным известием – приездом ревизора

и со всеми бедами, свалившимися ему на голову. Государственные мужи, живущие ради собственного блага, страшатся приезда ревизора и долгое время не могут понять, почему ревизор едет именно к ним, выдвигая при этом различные предположения:
“Судьба”, – вздыхает Городничий, – “…тонкая и больше политическая причина”, – заявляет судья.
Не придя к единому мнению, они продолжают бояться. Из-за страха быть обвиненными в полной халатности к делам ведомств, им вверенных, Городничий советует чиновникам произвести улучшение каждому в своей сфере: над каждой кроватью в больнице надписать по-латыни или на другом каком языке название болезни, гусей из суда забрать на кухню и так далее, при этом Антон Антонович мудро уточняет, что он давно все это заметил, да забывал сказать. Городничий дает всем ясно понять, что хорошо выполняет свои обязанности. Он также уверен, что “грешки грешкам рознь”, а главное – суметь дать взятку ревизору.

Придя к такому выводу, все немного успокаиваются, напряжение ослабевает. Но тут вбегают Бобчинский и Добчинский, которым вроде бы и нечего бояться, потому что они городские помещики, и объявляют, что человек, описанный в письме, уже две недели живет в их городе. Чиновники все тут же перепугались, что Хлестаков уже все выведал, и страх с новой силой охватывает всех персонажей комедии. Все в растерянности и не знают, что же им делать, то ли “ехать в гостиницу народом”, то ли “вперед пустить голову, духовенство, купечество”.

Городничий старается взять себя в руки и не совершать опрометчивых поступков под действием страха. Он дает распоряжение чисто вымести улицу, по которой поедет ревизор, мусор закрыть забором, а сам едет с Добчинским в гостиницу. В трактире, общаясь с Хлестаковым, он пытается выяснить, кто он такой. Все это время Добчинский прячется за дверью, боясь выйти.

Городничий, боясь, что о нем могут плохо подумать и желая смягчить Хлестакова-ревизора, приглашает того пожить у себя дома. Все чиновники уже объяты страхом, пока Хлестаков спит. И уж совсем чиновники падают духом, когда “ревизор” начинает “рассказывать” им о своей жизни в Петербурге: он с “Пушкиным на дружеской ноге”, “всякий день на балах”, “управляет департаментом”, “к министрам вхож” и т. д. И чтобы войти в доверие к проверяющему, снискать его расположение, они начинают “одалживать” ему деньги, то есть давать взятки, чтобы таким образом откупиться от своих грехов, ибо знают, что “все так поступают”, как говорит Городничий.

Именно страх перед возмездием за совершенные преступления заставляет чиновников принять Хлестакова, “фитюльку”, ничтожество, “елистратишку” за важного человека.
Особого чувства страха не испытывают, пожалуй, только жена и дочь Городничего. Для них Хлестаков не столько ревизор, сколько связь с другим миром, с Петербургом, с возможностью узнать столичные ново сти, сплетни, новое о литературе, моде. И в этом отношении Хлестаков представлял для них превосходную возможность удовлетворить свой интерес. Но страх владеет и Хлестаковым.

Он охватил его еще при первой встрече с Городничим в трактире. Хлестаков думал, что тот явился, чтобы посадить его в тюрьму, так как он не платил за проживание. Хлестаков появляется на сцене не как Чацкий, который уверен в себе и в своей правоте. “Ревизор” же дрожит от страха, но когда встречает столь радушный прием, то забывается и начинает так врать, что сам постепенно начинает верить в свое вранье.

Он рассказывает о своей вымышленной жизни в Петербурге, о своих многочисленных литературных и музыкальных достижениях: “Женитьбе Фигаро”, “Норме”, “Юрии Милославском”; об арбузе в семьсот рублей, об игре с министрами, о 25 тысячах курьеров, которые находятся у него на службе. Он уже сам не может понять, кто он такой: мелкий служащий, не получивший никаких высоких чинов и по сему отозванный отцом домой, или “ваше превосходительство”, управляющий департаментом, известный всем чиновникам в Петербурге человек. Не понимая, что ему грозит разоблачение, он продолжает врать дальше. Он признается в любви дочери и жене Городничего, причем объяснение происходит в одних и тех же выражениях, он даже просит руки Марьи Антоновны.

Единственный, кто первый понял ошибку, – это слуга Хлестакова Осип, который, боясь за своего господина, увозит его под предлогом спросить благословения на брак у дядюшки. Здесь Гоголь использует типичную ситуацию в драматургии, когда слуга оказывается умнее своего господина, но им тоже владеет страх.
В это время Городничий уже мечтает о жизни в Петербурге, о генеральском чине и кавалерии, а Анна Андреевна о том, чтобы их дом был непременно первым в городе. Антон Антонович начинает разбираться со всеми, кто на него жаловался, в первую очередь с купцами. Он их уже не боится, он чувствует силу своего будущего зятя. Страх покидает уездный город.

Следом входит жандарм и сообщает Городничему, что “приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует его сей же час к себе”. Обстановка снова накалена до предела, а чиновникам предстоит заново пережить все их страхи. Страх, как будто покинувший город, вновь возвращается, но еще с большей силой.
Таким образом, страх в комедии Гоголя является двигателем сюжета, именно он лежит в основе комедии, создавая ситуацию заблуждения, или другими словами, миражную интригу. Чувство страха мотивирует поступки героев, обладает способностью то усиливаться, то ослабевать. Страх становится второй натурой героев, их вторым “я” и уже управляет всем городом.

Ревизор - это должностное лицо, которое проверяет работу организаций или других людей. Но почему тогда чиновники так его боятся?

У каждого персонажа есть свои пороки, которые очень часто встречаются в обычной жизни. Городничий очень высокомерен и берёт взятки. Его жена, Анна Андреевна любопытна и тщеславна, кокетка до мозга костей. Марья Антоновна — дочка городничего, очень наивна и проста. Городской судья — Ляпкин-Тяпкин считает себя очень умным человеком, хотя прочёл всего пару книг за всю жизнь. Земляника самый обычный проныра, почтмейстер до наивности простодушен, а Лука Лукич очень неответственный.

В городе до приезда ревизора был полный беспорядок. Больницы заполнены больными, они ходят в грязных вещах и никто их не лечит. В присутственных местах охранники развели гусей. Заседатель имеет вредную привычку и от него всегда пахнет спиртным. Учителя в учебных заведениях корчат рожи ученикам и ломают мебель. Судья берёт взятки борзыми щенками. Почтмейстер вскрывает и читает чужие письма из своего любопытства. А городничий закрывал на это глаза до самого приезда ревизора.

Городские чиновники принимают за ревизора совершенно другого человека. Это был Хлестаков, который ничем не занимался, а только тратил деньги своего отца. Глупые и наивные чиновники всячески пытаются угодить ему, но делают только хуже для себя, показывая плохие черты своего характера.

О том, что Хлестаков не является ревизором они узнают из его письма, отправленного другу журналисту. В нём он высмеивал городничего и всех остальных чиновников. В это время в город приезжает уже настоящий ревизор и просит всех прийти к нему. На этом комедия кончается немой сценой.

Но всё же вопрос остался. Почему чиновники так боялись проверки? Мне кажется, что Гоголь хотел показать нежелание людей принимать наличие у себя северных качеств. Им проще обманывать себя и других.

2 вариант

С момента первой публикации комедийной пьесы "Ревизор" прошло уже почти 200 лет. Описываемые в произведении события не теряют своей актуальности и на сегодняшний день. Гоголю удалось необычайно красочно изобразить все проблемы и заботы вороватых чиновников.

Все события пьесы разворачиваются в небольшом уездном городке. Однажды управленцам становиться известно о скором приезде ревизора, который намеревается проверить работу городских чиновников. И сразу начинается настоящая комедия. Взрослые, внешне респектабельные люди начинают вести себя как нахулиганившие дети. И это неудивительно, так как им было что скрывать.

Пьеса "Ревизор" - это не только комедия, но и весьма печальная драма. Это смех сквозь слёзы. Городским чиновникам ничего не стоит привлечь к ответственности совершенно невиновного человека. Жестокие наказания, неуместные штрафы, давно уже стали повседневной обыденностью в этом городе. Здесь имеют гражданские права только те кто способен за них бороться, а для этого необходимы деньги и высокое положение в обществе. Простые люди живут на правах животных, вся их жизнь находится в зависимости от конкретных потребностей определённого "власть имущего", которому никакие законы не указ. Самое неприятное, то что простому человеку даже некому пожаловаться. Так как все чиновники города прикрывают друг друга. "Рука руку моет" - это единственный закон который соблюдают управленцы уездного городка.

Люди обличённые властью, считающие себя культурными и образованными, позволяют себе совершенно недопустимые поступки. Чего только стоит привычка местного почтмейстера Шпекина регулярно читать чужие письма. И он даже не считает нужным скрывать этот факт. Напротив, он с удовольствием зачитывает самые интересные моменты из писем публично.

Во всех государственных учреждениях царит полный бардак. Охраняющие здание суда сторожи спокойно разводят там гусей. В городской больнице врачи почти не занимаются своими прямыми обязанностями, так как считают что лечить человека простого происхождения бесполезно. В больнице — антисанитария. Больным даже не выдают чистой одежды. Весь город давно превратился в большую помойку.

Основные личностные черты всех чиновников уездного города: неиссякаемая жадность, зависть, лень. Эти противные низменные свойства царят и правят в городе. Управленцы ненавидят не только зависимых от себя граждан, но и друг друга. Не стесняются распускать сплетни. Только слух о приезде ревизора заставляет их объединиться и забыть о разногласиях.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему чиновники боятся приезда ревизора?

Популярные сегодня темы

Считается, что все мы рождаемся там, где должны были родиться, и именно там сумеем найти свое место, где проживем счастливую жизнь. Однако у каждого человека есть сокровенное место, где он мечтал бы прожить целую жизнь

Человек, подобен цветку, который подвергается различным жизненным испытаниям. Один пустит свои побеги среди камней, ночью будет собирать росу, чтобы не умереть от жажды, другой

Однажды к Гостинице подъехал автомобиль. Из машины вышел профессор Громов, и смущенно улыбнулся. Чемодан оказался очень тяжелый, с четырьмя ручками(профессор обычно просил четырёх людей помочь

Однажды летом, в теплый день чернорабочий Прошка впазивал в грязном, темном углу хозяйской мастерской. Прошкин хозяин – Ухов Алексей Иванович, злой, жадный хозяин. Он дает Проше мало еды, а также постоянно на него ругается

Невыполнение должностных обязанностей

В больницах не заполняют бумаги с названием болезней пациентов, не следят за здоровьем тех людей, которые туда попадают. Врач Гибнер, фамилия которого уже говорит за себя, – иностранец, который совсем не понимает того, что ему говорят пациенты. Вместо габерсупа больным дают одну капусту.

В суде внимание уделяют разведению собак, в кабинетах развешено ружье для охоты, а сам судья берет борзыми щенками взятки. Все это говорит о том, что в присутственных местах занимаются всем, кроме судебных дел.

Все остальные чиновники тоже знают за собой свои грешки, без которых, по мнению городничего, не может жить ни один человек.

Казнокрадство

Мало того, что чиновники не выполняют своих прямых обязанностей, они еще забирают государственные деньги для собственных нужд. Поэтому они так боятся приезда ревизора. Так, городничий приказывает всем подчиненным при необходимости говорить, что церковь сгорела, хотя она даже и не начинала строиться. Читателю становится ясно, что деньги, выделенные для строительства церкви, оказались в кармане городничего.

Также чиновники уездного города берут взятки. Городничий говорит Ляпкину-Тяпкину, чтобы он скрыл тот факт, что он берет взятки. Как отмечает Сквозник-Дмухановский, взятки щенками – это тоже взятки, хотя сам судья в этом не видит ничего такого. Все же персонажи пытаются скрыть свои грехи, но, несмотря на это, продолжают бояться ревизора.

Недовольства народа

Простое население уездного города ощущает на себе притеснения со стороны чиновников. Властители понимают, что народ может донести до ревизора информацию про них. Поэтому чиновникам становится страшно, и этот страх объединяет героев для того, чтобы скрыть свои пороки, сделать видимость хорошей жизни в городе.

расскажите о том, что думают чиновники города о причинах приезда ревизора. Кто особенно боится приезда ревизора и почему?

С начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, возрастая от действия к действию и находя свое максимальное выражение в немой сцене. "Ревизор" - это целое море страха".

Все чиновники города N боятся "ревизора",
приехавшего из Петербурга, воображая его важным "лицом".А причины для страха имеет каждый чиновник
(Бобчинский. …так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Лука Лукич. Я, признаться, так воспитан, что заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завязнул.

Амос Федорович. Ну, все кончено – пропал! Пропал! )

Больше всего беспокоит приезд ревизора городничего, потому что за ним много грешков. Много людей было им обижено, многих он притеснял.

Поначалу Городничий боится наиболее страшного:
а вдруг тот, кто приедет инкогнито, не берет - вот где зарез! А ведь редко,
но бывает и так, какие-то развелись "волтерианцы", молодые люди,
желающие жить по совести. Вдруг да наедет такой, вся система жизни,
весь образ действия Городничего придут тогда в негодность.
Страх "первый" - это страх перед честным ревизором.
Но слава богу, нет! Хлестаков - не "волтерианец", он берет взятки, и
даже весьма благосклонно.
Выяснив это обстоятельство, Городничий немного успокаивается.
Он попал в привычную колею привычных отношений.

Антон Антонович пугается снова после сцены вранья Хлестакова, когда
понимает, что Хлестаков не только не "вольтерианец", но вроде бы главный
в той шайке, которая именуется петербургскими чиновниками.
Как бы не взял столько, что и по миру пойдешь? Раньше боялся, что не
возьмет, теперь - что возьмет всё…

БОльше всех боится, наверное, Городничий - он ведь должен отвечать за все безобразия в городе. А почему он приехал? Ну, может, наклепал кто.. . Может, просто наказание Господне!

Читайте также: