Формирование предметно практической деятельности у детей с зпр в доу
Обновлено: 02.07.2024
Развитие детей с ЗПР во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни. Создание специальной развивающей среды для дошкольников с ЗПР предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).
Содержимое публикации
Особенности предметно-развивающей среды в группе для детей с ЗПР (задержкой психического развития).
В дошкольные группы для детей с ЗПР принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной программы. В состав этой категории входят:
- дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы (инфантилизм) и недостаточное развитие познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, речи);
- дети с функциональной недостаточностью нервной системы, в том числе из неблагоприятной микросоциальной среды,
- соматически ослабленные дети.
Создание специальной развивающей среды для дошкольников с ЗПР предусматривает систему условий, которые обеспечивают не только эффективность коррекционно-развивающей работы, но и позволяют ребенку полноценно развиваться как личности в условиях деятельности (игровой, познавательной, продуктивной и др.).
Подготовка к школе детей с ЗПР осуществляется с целью помочь им на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения.
Развитие детей с ЗПР во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.
Основные задачи предметной среды при подготовке к школе детей с ЗПР :
создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
В группе для детей с ЗПР я совместно с воспитателями организовала среду, при которой ребенок может проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Каждый ребенок в нашей группе имеет возможность заниматься любимым делом. Оборудование в группе размещено по принципу нежесткого центрирования, а это позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам. В групповой комнате находятся детские столы (рассчитанные на 2 человек) - 6 штук, 15 детских стульчиков. Мебель подобрана по росту ребенка и ее высота корректируется в течение года. Пространство группы мы разбили на небольшие полузамкнутые микропространства:
Коррекционный уголок – предметная среда которого, направлена не только на коррекцию речевого развития, но и на формирование и развитие основных психических функций дошкольников (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Вся коррекционная работа ведется с опорой на различные схемы, ситмволы, мнемотаблицы, что способствует лучшему усвоению материала, так как у дошк-в с ЗПР нарушены слуховое (вербальное) восприятие и память.
Уголок конструированиятакже необходим в группе для детей с ЗПР,т.к. у нихобнаруживается грубое недоразвитие мелкой моторики рук и отставание мыслительной деятельности (недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действия). Если не организовать специальной коррекционной работы, нарушения ручной моторики, пространственного восприятия, зрительно-моторных координации скажутся при обучении детей письму.
Читайте также: