Какие правила правописания гласных после шипящих изучаются начальной школе
Обновлено: 30.06.2024
-Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Пропишите букву к в одно строчку, отступая две клеточки.
-Перепишите эту загадку себе в тетрадь, выделите в слове чайки орфограмму.
Мотивировать себя на работу
Поддерживать учебный диалог
Р.- Принимать и сохранять учебную задачу
Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
К.- Аргументация своего мнения и позиции
П.- Определение основной и второстепенной информации
III. Постановка учебной задачи
Жи-жи-жи – ползают ужи.
Жу-жу-жу - в школу я хожу
Ши-ши-ши – какие малыши
Чу-чу-чу – мячиком стучу
Ча-ча-ча – дали стрекоча
Ща-ща-ща – поймали мы леща
Щу-щу-щу – рыбку отпущу
-Повторяем вместе со мной.
-Какие орфограммы вы здесь встретили?
-Как вы думаете чему посвящен наш урок?
-А чем мы будем заниматься на уроке?
- Как сочетания эти надо писать, чтобы учиться только на пять?
Сочетанья жи и ши пиши только с буквой И !
Сочетанья ча и ща очень любят букву А!
В сочетанья чу и щу всегда вставляйте букву У!
- слова в предложении рассыпались, помогите собрать его:
жил Маши кот У рыжий.
-Выдели орфограммы в словах.
- Работа в группах:
1-выписать слова с сочетаниями жи-ши
2- выписать слова с сочетаниями ча-ща
3- выписать слова с сочетаниями чу-щу
На дорогах лужицы,
На асфальте рожицы,
За окном кричат галчата,
Под крыльцом пищат котята,
В бочке плещутся щурята,
В клетке прыгают крольчата,
А у дерева в тиши
Ежиха к ёжику спешит.
-Что встретилось в этих заданиях? ( орфограммы ЖИ, ча, ща,щу, ши)
Выполнять речевую гимнастику
Формулировать тему и цели урока
Работать по группам
К.- Формулировать собственное мнение и позицию
К.- Учитывать разные мнения
П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия
Р.- Принимать и сохранять учебную задачу
П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
Аргументация своего мнения и позиции.
Учет разных мнений;
П: строить речевые высказывания в устной форме.
IV. Открытие нового знания
А теперь давайте встанем и разомнемся.
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот)
- постройте звуковую схему этого слова (работают в парах, один у доски)
- дайте характеристику каждому звуку, обозначьте его буквой,
- какую ещё работу можете выполнить с этим словом? (разделить на слоги,
- что заметили в этом слове? (орфограмму ЖИ)
-вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы:
ч…й, ш..шка, ж..раф, грущ. ч..щ. маш…на, пищ..ть.
-Отгадайте загадки, запишите отгадки, обозначьте орфограммы:
Ног нет , а хожу
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать. (Часы)
Из горячего колодца
Через нос водица льётся. (Чайник)
Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.(Лыжи)
До чего она легка,
Легче крыльев мотылька.
Бросишь -вновь вернётся,
Дунешь – унесётся. (Пушинка)
Найдите “лишние” слова.
1.Вершина, лужи, дождь , тишина,, ландыши.
2.Шиповник, мячик , чижик, зашипит, , сторожит.
- объясните, почему оно “лишнее”
-запись по вариантам
-Сейчас будем работать по вариантам. Вам даны слоги, а вам самостоятельно нужно составить слова, записать их в тетрадь и выделить орфограммы:
Проводить звуковой анализ слова
Вставлять пропущенные буквы
Находить лишнее слово
Объяснять свой выбор
Работать по вариантам
Р.- Принимать и сохранять учебную задачу
К.- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;
Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задаче;
К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;
V. Первичное закрепление
-Вставить сочетания чу-щу в слова.
(Щу)ка, (чу)лок, (чу)до, та(щу), (чу)жой.
-Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?
Ученик . Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.
-Запишите эти слова в строчку, через запятую, выделяя орфограмму.
-Проговорите скороговорку и запишите в тетрадь по памяти. (После выполнения задание проверяется.)
Iгр. Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
IIгр. В живом уголке жили ежи да ужи.
IIIгр. Волки рыщут, пищу ищут.
Р.- Принимать и сохранять учебную задачу
К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
-В данном задании вам нужно вставить пропущенные буквосочетания:
Летела сорока лесом,
Глядела на все с интересом,
Все видела, все приме..ла (ча)
И всем обо всем сооб..ла. (ща)
Вставлять пропущенные буквосочетания
Р.- Принимать и сохранять учебную задачу
К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;
VII. Включение в систему знаний, повторение
-Запишите слова в два столбика: ча и ща:
Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, гуща и свеча-
Все слова на ча и ща.
-Разделите слова на слоги:
Часовой (завод), чайный (сервис), прощальный , дощатый (забор), частый, начальная (школа).
Записывать слова в столбики
Закреплять правило написаний слов
П.- рефлексия способов и условий действий
VIII. Рефлексия деятельности
- Давайте еще раз хором произнесем правило .
- Я запомнил, что ча-ща….(пиши с а)
-А чу-щу пиши с буквой (у).
Подводим итоги урока:
- Вот и подошла к концу наша игра. Написание, каких сочетаний мы закрепляли.
- Давайте еще раз хором произнесем правило .
- Я запомнил, что ча-ща….(пиши с а)
-Я буду всегда правильно писать.. (ча-ща).
-Урок окончен, Спасибо за хорошую работу на уроке.
-Подведение итога урока
-Оценивать себя и сложность изученной темы;
К.- Формулировать собственное мнение и позицию
Р.- осуществляют итоговый контроль ,
Цель: закрепить навык правописания шипящих с гласными в словах;
-личностные: - проявлять интерес к знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности
-предметные: формировать умения и навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма;
Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор.
Гласные
Гласные после шипящих и ц
§ 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и , например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.
Буквы ю и я допускаются после этих согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе — в именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращённых словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).
§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе , например: птицы, о́вцы и овцы́, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня.
В остальных случаях после ц пишется всегда и , например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.
§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных , например Цюрих, Свенцяны.
§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ произносится под ударением о, то буква о пишется:
В. Ф. Иванова. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982.
- В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.
- В суффиксах:
- а) имён существительных:
- - ок , например: рожок, петушок, крючок, борщок;
- - онок , например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;
- - онк -а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;
- б) имён прилагательных:
- - ов -, например: ежовый, грошовый, парчовый, холщовый;
- - он (с беглым о), например: смешон;
- в) наречий, например: свежо, горячо, общо.
Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомпол — шомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.
О букве ё см. также § 10.
Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква ё , хотя и произносится о, а именно:
- В глагольных окончаниях - ёшь , - ёт , - ём , - ёте , например: лжёшь, лжёт и т. д., печёшь, печёт и т. д.
- В глагольном суффиксе - ёвыва -, например: затушёвывать, перекочёвывать, также затушёвывание, перекочёвывание.
- В суффиксе отглагольных существительных - ёвк -,
например: перекочёвка, размежёвка. - В суффиксе существительных - ёр -, например: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр.
- В суффиксе причастий страдательного залога - ённ -(- ён -) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряжённый, напряжён, напряжённость, напряжённо; отрешённый, отрешённость; размягчённый, размягчённость; упрощённый, упрощённость; учёный, учёность; толчёный; жжёный, жжёнка.
- В словах, в корне которых под ударением произносится о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: жёлтый (желтеть), жёсткий (жестковатый), жёрнов (жернова), жёлудь (желудей), жёрдочка (жердей); дешёвый, дешёвка (дешеветь), шёлк (шелковистый), шёрстка (шерстяной), решётка, решётчатый (решето), кошёлка (кошелёк), шёпот (шептать); чёлн (челнок), чёлка (чело), чёрт (чертей), чёрный (чернота), чёт (нечет), чечётка (чечет), отчёт, счёт (вычет, вычесть), чёрточка (черта), печёнка (печень), бечёвка (бечева); щётка (щетина), щёлкать (щелчок), пощёчина, щёки (щека); в корнях глагольных форм: сжёг, поджёг, сжёгший, поджёгший (сжечь, поджечь), шёл (шедший), разжёвывать (разжевать).
- В предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.
Примечание. Правила § 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.
Правописание гласных после шипящих
Таблица
- в корне слова;
- в суффиксе или окончании.
- жир, широта, щит, чистый;
- цинга, циркуль, циркач, цитрусовый.
2. в заимствованных словах с конечным -ция:
1. в окончаниях существительных:
2. в окончаниях прилагательных
3. в суффиксе -ын- притяжательных прилагательных
- куниц ын мех;
- куриц ын о квохтанье;
- ящериц ын хвост;
- синиц ын о гнездо.
- жара, чары, шарить, щадить, царевна;
- журчать, шуметь, чудо, цугом
- бечёвка — бечева;
- пшёнка — пшено;
- зачёт — зачесть;
- жёрнов — жернова;
- жёлоб — желоба;
- щёки — щека, щекастый.
Имеем в виду, что корень -жог- принадлежит родственным существительным, а корень -жёг- укажем у глаголов и причастий.
Сравним:
- (что?) ожог ноги — (что сделал?) ожёг ногу, ожёгший ногу;
- поджог стога — поджёг стог, поджёгший стог;
- обжог кирпича — обжёг край ленты.
Предлагаем использовать следующих алгоритм:
Образец рассуждения
Налетевший ветер играет с прибрежным камыш…м.
Видеоурок
В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквами ж, ш, ч, щ, звуки [ж] и [ш] произносятся твёрдо, а звуки [ч’] и [щ’] – мягко.
Разнообразие написаний гласных после шипящих объясняется историческими причинами.
1.12.1. Гласные И, Ы, А, Я, У, Ю после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся гласные ы, я, ю , а пишутся и, а, у :
жи л, ши на, чи ж, щи пать, жа ть, ша г, ча с, ща вель, жу рчит, шу ршит, чу до, щу пальца.
Исключения: брош ю ра, ж ю ри, параш ю т (и производные от них: параш ю тный, брош ю ровать и т.д.), а также некоторые иноязычные имена собственные, например: Ж ю ль, Сент-Ж ю ст, Ч ю рлёнис, Мкртч я н, Лонж ю мо, Ш я уляй и др.
1.12.2. Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ
2) Слово трещ о тка, хотя и образовано от глагола, но не имеется сочетания суффиксов -ёвк-а, поэтому пишется с гласным о .
3) В наречии ещё нет суффикса, поэтому на конце пишется ё .
4) В фамилиях и географических названиях под ударением после шипящих в суффиксах может писаться как -ов , так и -ёв (зависит от традиции).
Читайте также:
- а) имён существительных: