Какие правила правописания гласных после шипящих изучаются начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

-Открываем тетради, записываем сегодняшнее число. Пропишите букву к в одно строчку, отступая две клеточки.

-Перепишите эту загадку себе в тетрадь, выделите в слове чайки орфограмму.

Мотивировать себя на работу

Поддерживать учебный диалог

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К.- Аргументация своего мнения и позиции

П.- Определение основной и второстепенной информации

III. Постановка учебной задачи

Жи-жи-жи – ползают ужи.

Жу-жу-жу - в школу я хожу

Ши-ши-ши – какие малыши

Чу-чу-чу – мячиком стучу

Ча-ча-ча – дали стрекоча

Ща-ща-ща – поймали мы леща

Щу-щу-щу – рыбку отпущу

-Повторяем вместе со мной.

-Какие орфограммы вы здесь встретили?

-Как вы думаете чему посвящен наш урок?

-А чем мы будем заниматься на уроке?

- Как сочетания эти надо писать, чтобы учиться только на пять?

Сочетанья жи и ши пиши только с буквой И !

Сочетанья ча и ща очень любят букву А!

В сочетанья чу и щу всегда вставляйте букву У!

- слова в предложении рассыпались, помогите собрать его:

жил Маши кот У рыжий.

-Выдели орфограммы в словах.

- Работа в группах:

1-выписать слова с сочетаниями жи-ши

2- выписать слова с сочетаниями ча-ща

3- выписать слова с сочетаниями чу-щу

На дорогах лужицы,

На асфальте рожицы,

За окном кричат галчата,

Под крыльцом пищат котята,

В бочке плещутся щурята,

В клетке прыгают крольчата,

А у дерева в тиши

Ежиха к ёжику спешит.

-Что встретилось в этих заданиях? ( орфограммы ЖИ, ча, ща,щу, ши)

Выполнять речевую гимнастику

Формулировать тему и цели урока

Работать по группам

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

К.- Учитывать разные мнения

П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

П: проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.

Учет разных мнений;

П: строить речевые высказывания в устной форме.

IV. Открытие нового знания

А теперь давайте встанем и разомнемся.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе … (живот)

- постройте звуковую схему этого слова (работают в парах, один у доски)

- дайте характеристику каждому звуку, обозначьте его буквой,

- какую ещё работу можете выполнить с этим словом? (разделить на слоги,

- что заметили в этом слове? (орфограмму ЖИ)

-вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы:

ч…й, ш..шка, ж..раф, грущ. ч..щ. маш…на, пищ..ть.

-Отгадайте загадки, запишите отгадки, обозначьте орфограммы:

Ног нет , а хожу

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

Из горячего колодца

Через нос водица льётся. (Чайник)

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются.(Лыжи)

До чего она легка,

Легче крыльев мотылька.

Бросишь -вновь вернётся,

Дунешь – унесётся. (Пушинка)

Найдите “лишние” слова.

1.Вершина, лужи, дождь , тишина,, ландыши.

2.Шиповник, мячик , чижик, зашипит, , сторожит.

- объясните, почему оно “лишнее”

-запись по вариантам

-Сейчас будем работать по вариантам. Вам даны слоги, а вам самостоятельно нужно составить слова, записать их в тетрадь и выделить орфограммы:

Проводить звуковой анализ слова

Вставлять пропущенные буквы

Находить лишнее слово

Объяснять свой выбор

Работать по вариантам

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задаче;

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

V. Первичное закрепление

-Вставить сочетания чу-щу в слова.

(Щу)ка, (чу)лок, (чу)до, та(щу), (чу)жой.

-Вспомним, как зовут детёнышей этих животных?

Ученик . Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата.

-Запишите эти слова в строчку, через запятую, выделяя орфограмму.

-Проговорите скороговорку и запишите в тетрадь по памяти. (После выполнения задание проверяется.)

Iгр. Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

IIгр. В живом уголке жили ежи да ужи.

IIIгр. Волки рыщут, пищу ищут.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

-В данном задании вам нужно вставить пропущенные буквосочетания:

Летела сорока лесом,

Глядела на все с интересом,

Все видела, все приме..ла (ча)

И всем обо всем сооб..ла. (ща)

Вставлять пропущенные буквосочетания

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

VII. Включение в систему знаний, повторение

-Запишите слова в два столбика: ча и ща:

Пища, чаща, роща, куча,

Саранча, кочан и туча,

Дача, гуща и свеча-

Все слова на ча и ща.

-Разделите слова на слоги:

Часовой (завод), чайный (сервис), прощальный , дощатый (забор), частый, начальная (школа).

Записывать слова в столбики

Закреплять правило написаний слов

П.- рефлексия способов и условий действий

VIII. Рефлексия деятельности

- Давайте еще раз хором произнесем правило .

- Я запомнил, что ча-ща….(пиши с а)

-А чу-щу пиши с буквой (у).

Подводим итоги урока:

- Вот и подошла к концу наша игра. Написание, каких сочетаний мы закрепляли.

- Давайте еще раз хором произнесем правило .

- Я запомнил, что ча-ща….(пиши с а)

-Я буду всегда правильно писать.. (ча-ща).

-Урок окончен, Спасибо за хорошую работу на уроке.

-Подведение итога урока

-Оценивать себя и сложность изученной темы;

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

Р.- осуществляют итоговый контроль ,

Цель: закрепить навык правописания шипящих с гласными в словах;

-личностные: - проявлять интерес к знаниям; - выполнять правила поведения ученика на уроке; - выявлять причины успешности/ неуспешности в учебной деятельности

-предметные: формировать умения и навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма;

Приведённый свод правил русского правописания 1956 года действует до сих пор.

Гласные

Гласные после шипящих и ц

§ 1. После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и , например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этих согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе — в именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращённых словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв (см. § 110).

§ 2. После ц буква ы пишется в окончаниях и в суффиксе , например: птицы, о́вцы и овцы́, огурцы, белолицый, сестрицын, лисицын, а также в словах цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц (междометие) и в других словах того же корня.
В остальных случаях после ц пишется всегда и , например: станция, цибик, циновка, цимбалы, цинк, медицина.
§ 3. После ц буквы ю и я допускаются только в иноязычных именах собственных , например Цюрих, Свенцяны.
§ 4. А. Если после ж, ч, ш, щ произносится под ударением о, то буква о пишется:

В. Ф. Иванова. Трудные вопросы орфографии: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982.

  1. В окончаниях имён существительных и прилагательных, например: плечо, ножом, шалашом, плечом, Фомичом, плащом, межой, вожжой, душой, свечой, пращой, чужой, большой.
  2. В суффиксах:
    1. а) имён существительных:
      • - ок , например: рожок, петушок, крючок, борщок;
      • - онок , например: медвежонок, мышонок, галчонок, бочонок;
      • - онк -а, например: книжонка, рубашонка, ручонка; также деньжонки;
    2. б) имён прилагательных:
      • - ов -, например: ежовый, грошовый, парчовый, холщовый;
      • - он (с беглым о), например: смешон;
    3. в) наречий, например: свежо, горячо, общо.

    Примечание. Иноязычные слова пишутся согласно произношению, например: крюшон, мажор, шомполшомпола, Чосер (фамилия), но: жест, планшет.

    О букве ё см. также § 10.

    Б. Во всех прочих случаях после ж, ч, ш, щ под ударением пишется буква ё , хотя и произносится о, а именно:
    1. В глагольных окончаниях - ёшь , - ёт , - ём , - ёте , например: лжёшь, лжёт и т. д., печёшь, печёт и т. д.
    2. В глагольном суффиксе - ёвыва -, например: затушёвывать, перекочёвывать, также затушёвывание, перекочёвывание.
    3. В суффиксе отглагольных существительных - ёвк -,
      например: перекочёвка, размежёвка.
    4. В суффиксе существительных - ёр -, например: дирижёр, ретушёр, стажёр, ухажёр.
    5. В суффиксе причастий страдательного залога - ённ -(- ён -) и в словах, образованных от таких причастий, например: напряжённый, напряжён, напряжённость, напряжённо; отрешённый, отрешённость; размягчённый, размягчённость; упрощённый, упрощённость; учёный, учёность; толчёный; жжёный, жжёнка.
    6. В словах, в корне которых под ударением произносится о, чередующееся с е в других формах или в других словах того же корня, например: жёлтый (желтеть), жёсткий (жестковатый), жёрнов (жернова), жёлудь (желудей), жёрдочка (жердей); дешёвый, дешёвка (дешеветь), шёлк (шелковистый), шёрстка (шерстяной), решётка, решётчатый (решето), кошёлка (кошелёк), шёпот (шептать); чёлн (челнок), чёлка (чело), чёрт (чертей), чёрный (чернота), чёт (нечет), чечётка (чечет), отчёт, счёт (вычет, вычесть), чёрточка (черта), печёнка (печень), бечёвка (бечева); щётка (щетина), щёлкать (щелчок), пощёчина, щёки (щека); в корнях глагольных форм: сжёг, поджёг, сжёгший, поджёгший (сжечь, поджечь), шёл (шедший), разжёвывать (разжевать).
    7. В предложном падеже местоимения что: о чём, на чём, а также в словах причём, нипочём.

    Примечание. Правила § 4, равно как и все другие, не распространяются на фамилии: они пишутся в соответствии с написаниями в официальных личных документах.

    Правописание гласных после шипящих

    Таблица


    • в корне слова;
    • в суф­фик­се или окончании.
    • жир, широ­та, щит, чистый;
    • цин­га, цир­куль, цир­кач, цитрусовый.

    жи ши пиши с буквой и

    2. в заим­ство­ван­ных сло­вах с конеч­ным -ция:

    1. в окон­ча­ни­ях существительных:

    2. в окон­ча­ни­ях прилагательных

    3. в суф­фик­се -ын- при­тя­жа­тель­ных прилагательных

    • куниц ын мех;
    • куриц ын о кво­хта­нье;
    • яще­риц ын хвост;
    • синиц ын о гнез­до.
    • жара, чары, шарить, щадить, царевна;
    • жур­чать, шуметь, чудо, цугом
    • бечёв­ка — бечева;
    • пшён­ка — пшено;
    • зачёт — зачесть;
    • жёр­нов — жернова;
    • жёлоб — желоба;
    • щёки — щека, щекастый.

    Имеем в виду, что корень -жог- при­над­ле­жит род­ствен­ным суще­стви­тель­ным, а корень -жёг- ука­жем у гла­го­лов и причастий.

    Сравним:

    • (что?) ожог ноги — (что сде­лал?) ожёг ногу, ожёг­ший ногу;
    • под­жог сто­гапод­жёг стог, под­жёг­ший стог;
    • обжог кир­пи­чаобжёг край ленты.

    Предлагаем исполь­зо­вать сле­ду­ю­щих алгоритм:

    Образец рассуждения

    Налетевший ветер игра­ет с при­бреж­ным камыш…м.

    Видеоурок

    В древнерусском языке все шипящие звуки были мягкими. В дальнейшем в литературном языке [ж] и [ш] отвердели, а [ч’] и [щ’] остались мягкими. Поэтому независимо от того, какая гласная буква следует за буквами ж, ш, ч, щ, звуки [ж] и [ш] произносятся твёрдо, а звуки [ч’] и [щ’] – мягко.

    Разнообразие написаний гласных после шипящих объясняется историческими причинами.

    1.12.1. Гласные И, Ы, А, Я, У, Ю после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

    После шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся гласные ы, я, ю , а пишутся и, а, у :

    жи л, ши на, чи ж, щи пать, жа ть, ша г, ча с, ща вель, жу рчит, шу ршит, чу до, щу пальца.

    Исключения: брош ю ра, ж ю ри, параш ю т (и производные от них: параш ю тный, брош ю ровать и т.д.), а также некоторые иноязычные имена собственные, например: Ж ю ль, Сент-Ж ю ст, Ч ю рлёнис, Мкртч я н, Лонж ю мо, Ш я уляй и др.

    Правописание гласных после шипящих

    1.12.2. Гласные Е, Ё, О после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

    2) Слово трещ о тка, хотя и образовано от глагола, но не имеется сочетания суффиксов -ёвк-а, поэтому пишется с гласным о .

    3) В наречии ещё нет суффикса, поэтому на конце пишется ё .

    4) В фамилиях и географических названиях под ударением после шипящих в суффиксах может писаться как -ов , так и -ёв (зависит от традиции).

    Читайте также: