Какие подходы к определению понятия информации рассматриваются в средней школе
Обновлено: 30.06.2024
В настоящее время сформировалось три подхода к осмыслению понятия информации:
2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация через информационные процессы реализует функцию управления (самоуправления) в биологических, социальных и социотехнических системах, т. е. информация – это одна из функций жизни, основное отличие живого от неживого.
Все перечисленные точки зрения существуют и используются в соответствующих областях науки: информация как семантическое свойство материи изучается в философии, физике; информация как функция управления изучается в кибернетике, физиологии, биологии; информация как содержание сигнала изучается в лингвистике, социологии, психологии.
Все эти подходы не противоречат друг другу. Наоборот, они естественно дополняют друг друга, позволяют исследовать проблемы с разных точек зрения, многогранно, что является проявлением фундаментального общенаучного принципа дополнительности.
В настоящее время сформировалось три подхода к осмыслению понятия информации:
2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация через информационные процессы реализует функцию управления (самоуправления) в биологических, социальных и социотехнических системах, т. е. информация – это одна из функций жизни, основное отличие живого от неживого.
Все перечисленные точки зрения существуют и используются в соответствующих областях науки: информация как семантическое свойство материи изучается в философии, физике; информация как функция управления изучается в кибернетике, физиологии, биологии; информация как содержание сигнала изучается в лингвистике, социологии, психологии.
Все эти подходы не противоречат друг другу. Наоборот, они естественно дополняют друг друга, позволяют исследовать проблемы с разных точек зрения, многогранно, что является проявлением фундаментального общенаучного принципа дополнительности.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
План урока на тему: "Основные подходы к определению информации. Виды информации."
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием информации. Учащиеся должны понимать, что существуют различные подходы к определению информации в различных областях человеческой деятельности; познакомить учащихся с видами информации по способу восприятия, по форме представления, по общественному значению.
1. Изложение нового материала.
Что такое информация?
Закрепление.
Домашнее задание.
1.Изложение нового материала.
Что такое информация?
Информатика – это наука, находящаяся в процессе становления.. В становлении находятся и основные понятия информатики.
К основным понятиям информатики относятся информация, структура, модель, алгоритм. Есть и многие другие понятия, но эти – основные.
В любой науке, в информатике тоже, основные понятия определить достаточно сложно. Именно потому, что они основные. Понятие “информация” является одним из основных во многих других науках: в журналистике и философии, в экономике и физике, в математике и психологии и т. д.
Каким образом в вашем определении удалось отразить, что информация:
Существует в неживой природе;
Существует в биологических системах;
Может не всегда быть выражена словами;
Возникает в процессе общения;
Хранится, перерабатывается, передается и т.д.
Понятие информации – одно из самых фундаментальных в современной науке. Наряду с такими понятиями, как вещество, энергия, пространство и время, оно составляет основу современной научной картины мира.
В зависимости от области знания существуют различные подходы к определению понятия информации.
Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.
Наиболее общим будет следующее определение: информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.
2. Виды информации.
Какие типы или виды информации можно выделить?
Во-первых, по способу восприятия информации.
У человека пять органов чувств:
зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая;
слух; уши помогают воспринимать звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум;
обоняние; с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира;
вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус – горький, кислый, сладкий, соленый;
осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь можно получить информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шершавый.
Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.
Во-вторых, по форме представления информации .
Рассмотрим только те виды информации, которые “понимают” технические устройства (в частности, компьютер).
1. Текстовая информация, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме.
2. Числовая информация, например таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.
3. Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель), а словесная и числовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемой информации. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики.
4. Музыкальная (звуковая) информация.
5. В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.
В-третьих, по общественному значению информации.
Информация может быть:
личной – это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека;
общественной – общественно-политическая, научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.;
Условно, подходы к определению понятия "Информация" можно поделить на три группы:
Представлены, главным образом, различными философскими сектами. Отличительный признак - претензия на "универсальность" и "всеобщность". Различия между школами сводятся к жонглированию теми или другими плохо определенными и малосодержательными терминами, и внешнему подражанию методам более успешных технических дисциплин. Часто споры ведутся относительно надуманных задач, подобных знаменитой "О числе ангелов, способных поместиться на острие иглы".
Указываются или постулируются некоторые свойства, присущие процессам и устройствам, используемых в том, что принято связывать с хранением и обработкой информации. Из анализа известных образцов, выводятся их общие признаки, классификация и законы функционирования.
Это обычный метод исследования, но, к сожалению, обилие противоречивых теорий и отсутствие практических результатов свидетельствует о том, что большая их часть, по-видимому, неверны.
Впервые сформулирован Р. Хартли (1927). Сосредоточен на проблеме транспорта информации в процессе коммуникации, безотносительно к сущности самого перемещаемого агента. Оценивается только количество агента и производится расчет потребной тары.
Оценка Хартли была значительно улучшена К. Шенноном (1948), сформулировавшим и доказавшим два фундаментальных свойства предложенной им информационной энтропии: аддитивность и инвариантность (энтропийный предел). Эти качества выдвинули шенноновскую энтропию на роль универсальной "валюты" во всех расчетах поставок и тары в процессах коммуникации.
К сожалению, из этой оценки нельзя извлечь никакой пользы для выяснения характеристик самого перемещаемого агента.
Последнее обстоятельство привело к многочисленным (и, вероятно, ошибочным) попыткам ввести поправки "за семантику" ("ценность" информации для получателя итп).
Предлагаю логический подход к определению содержания этого понятия:
Информация - Активность имеющая завершенную форму.
С уважением. Удач
К сожалению, семантические определения бесполезны для технических нужд.
Предложенное определение требует немедленного разъяснения: что такое
Активность, как установить Завершенность и что есть Форма - ничто из этого не
является термином и вряд ли может быть измерено единственным числом.
Бытовой пример: Переменный ток (циклический процесс). Он никогда не
завершается, действие целиком зависит от характера нагрузки: равно нулю для
индуктивной и емкостной, а для резистивной действующее значение прямо
определяется формой и, для несинусоидального сигнала, учет мощности
превращается в сложную аналитическую задачу.
В общем случае, если процессу не могут быть сопоставлены два независимых
сопряженных параметра (обобщенные координаты) - в данном примере, напряжение и
ток - то никакое его формальное описание невозможно.
Если мы не имеем измеряемых (наблюдаемых) обобщенных координат информационного
процесса, то лишены и возможности формального (количественного) описания.
К этому я и иду: семантические определения, может, и бесполезны для тех.нужд, но необходимы для новых познаний и формирования конкретных точных понятий-терминов.
Пока мы лишь помогаем правильнее задать вопрос, а это уже пол-дела.
спасибо.
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: словесный (рассказ, беседа), наглядный (демонстрация), самостоятельная работа обучающихся.
Форма занятия: урок с использованием наглядных и (или) интерактивных методов.
Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.
Методическая цель урока: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке и мотивация к изучению нового материала.
Цели урока:
КМО: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация (интерактивная доска, флипчарт).
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.
II. Введение в тему урока. Целеполагание.
Объявление темы и цели урока. Цели формулируются с помощью обучающихся.
III. Актуализация опорных знаний.
- Изобретение, связанное с первой информационной революцией (письменность)
- Одно из важнейших составляющих окружающего мира (энергия)
- Изобретение периода третьей информационной революции. (телефон)
- Одно из важнейших составляющих окружающего мира (вещество)
- Запас, источник некоторых средств (ресурс)
- Изобретение периода четвертой информационной революции (компьютер)
- Изобретение периода второй информационной революции (книгопечатание)
- и 10. Этап развития общества (информационная революция)
- Наука об информации (информатика)
IV. Объяснение нового материала.
Преподаватель: Как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? (Версии учащихся).
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия:
На флипчарте тема открывается после обсуждения.
Преподаватель: Давайте вспомним, что является важнейшими составляющими окружающего нас мира?.
Учащиеся отвечают на вопрос: вещество, энергия, информация. При этом дают определение понятиям вещество и энергия.
На слайде презентации понятия появляются, на странице флипчарта учащиеся вписывают их самостоятельно.
Большинство ученых в наши дни отказываются от попыток дать строгое определение информации и считают, что информацию следует рассматривать как первичное, неопределимое понятие .
Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:
Давайте сформулируем понятие информации в различных сферах человеческой деятельности.
(Перед тем как дать окончательный вариант, попросить учащихся предложить свои версии)
На слайде презентации материал объясняется при помощи эффектов появления, на странице флипчарта информация вписывается преподавателем и учащимися.
Я знаю что… (продолжите фразу).
После того как каждый приведет пример, дать определение декларативных знаний
Слайд 8
Слайд 9
1. Коммуникативный. Самый популярный на сегодняшний день. Данный подход рассматривает информацию как сферу общения. Нам важно знать, как происходит обмен информацией между людьми.
Представим ситуацию: встретились два человека, один – строитель, другой – заказчик, желающий построить себе дом. Строитель представляет себе дом вполне определенным образом, а заказчик видит себе дом своей мечты по-другому. И каждый из них прав по-своему. Используя одинаковые слова, мы вкладываем в них разный смысл, т.е. понятие приобретенное в быту.
Таким образом коммуникативный подход к описанию информации можно отнести к бытовым, житейским понятиям. Подобное представление сохранялось вплоть до 20-х годов ХХ века.
Слайд 10
Слайд 11
По щелчку по названию слайда возвращаемся на слайд 8
По физической природе:
- Электромагнитный
- Световой
- Тепловой
- Звуковой
- Механический
- Биохимический
По способу восприятия:
- Зрительный
- Слуховой
- Осязательный
- Вкусовой
- Болевой
- Физиологический
Знаками можно считать (что?) алфавит любого языка, знаки языка жестов, любые коды, жесты, ноты.
Атрибутивный подход .При таком подходе информация понимается как отражение разнообразия в любых объектах и процессах как в живой, так и в неживой природе, т.е. мы говорим о том, что информация является атрибутом(признаком, качеством) материи.
Классификация информации
С какой бы точки зрения мы не рассматривали информацию, её всегда можно классифицировать по различным критериям
Слайд 13 или страница 11 флипчарта
- по истинности
- истинная
- ложная
- Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
- Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
- Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
- Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
- Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
- Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
- Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
- Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
- Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.
- Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
- Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
- Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
- Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
- Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
- Достоверная — информация, полученная без искажений.
- Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
- Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
- Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.
Определение информатики, которое мы дали на предыдущих занятиях:
Информатика – наука об информации или – это наука о структуре и свойствах информации, способах сбора, обработки и передачи информации в живой и неживой природе, обществе и технике.
Таким образом, подводя итоги сегодняшнего занятия давайте дадим определение информации в науке информатике:
V. Закрепление изученного материала.
Приведите примеры информации:
2. Перечислите источники, из которых за сегодняшний день вы получали информацию.
3. Приведите примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы обладаете.
VI. Домашнее задание.
Учебник Угринович Н. Информатика и информационные технологии, стр.72-74.
Ответьте на вопросы
- Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?
- Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?
- Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?
VII. Подведение итогов работы.
По окончании занятия учащимся предлагается заполнить карточку:
Слайд 20К работе прилагается презентация к уроку, созданная в программе Power Point и флипчарт, созданный в программе ActivInspire (приложение 1).
Читайте также:
- Педагогическими условиями обеспечивающими подготовку детей к школе называют
- Какие шедевры украшают кабинеты белого дома кратко
- План по профориентации в подготовительной группе детского сада
- Какие методы контроля качества воздуха вам известны кратко
- Как связаны между собой понятия объект моделирования и вычислительный эксперимент кратко