Какие подходы к определению понятия информации рассматриваются в средней школе

Обновлено: 30.06.2024

В настоящее время сформировалось три подхода к осмыслению понятия информации:

2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация через информационные процессы реализует функцию управления (самоуправления) в биологических, социальных и социотехнических системах, т. е. информация – это одна из функций жизни, основное отличие живого от неживого.

Все перечисленные точки зрения существуют и используются в соответствующих областях науки: информация как семантическое свойство материи изучается в философии, физике; информация как функция управления изучается в кибернетике, физиологии, биологии; информация как содержание сигнала изучается в лингвистике, социологии, психологии.

Все эти подходы не противоречат друг другу. Наоборот, они естественно дополняют друг друга, позволяют исследовать проблемы с разных точек зрения, многогранно, что является проявлением фундаментального общенаучного принципа дополнительности.

В настоящее время сформировалось три подхода к осмыслению понятия информации:




2. Функционалисты отрицают существование информации в неживой природе. По их мнению, информация через информационные процессы реализует функцию управления (самоуправления) в биологических, социальных и социотехнических системах, т. е. информация – это одна из функций жизни, основное отличие живого от неживого.

Все перечисленные точки зрения существуют и используются в соответствующих областях науки: информация как семантическое свойство материи изучается в философии, физике; информация как функция управления изучается в кибернетике, физиологии, биологии; информация как содержание сигнала изучается в лингвистике, социологии, психологии.

Все эти подходы не противоречат друг другу. Наоборот, они естественно дополняют друг друга, позволяют исследовать проблемы с разных точек зрения, многогранно, что является проявлением фундаментального общенаучного принципа дополнительности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План урока на тему: "Основные подходы к определению информации. Виды информации."

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием информации. Учащиеся должны понимать, что существуют различные подходы к определению информации в различных областях человеческой деятельности; познакомить учащихся с видами информации по способу восприятия, по форме представления, по общественному значению.

1. Изложение нового материала.

Что такое информация?

Закрепление.

Домашнее задание.

1.Изложение нового материала.

Что такое информация?

Информатика – это наука, находящаяся в процессе становления.. В становлении находятся и основные понятия информатики.

К основным понятиям информатики относятся информация, структура, модель, алгоритм. Есть и многие другие понятия, но эти – основные.

В любой науке, в информатике тоже, основные понятия определить достаточно сложно. Именно потому, что они основные. Понятие “информация” является одним из основных во многих других науках: в журналистике и философии, в экономике и физике, в математике и психологии и т. д.

Каким образом в вашем определении удалось отразить, что информация:

Существует в неживой природе;

Существует в биологических системах;

Может не всегда быть выражена словами;

Возникает в процессе общения;

Хранится, перерабатывается, передается и т.д.

Понятие информации – одно из самых фундаментальных в современной науке. Наряду с такими понятиями, как вещество, энергия, пространство и время, оно составляет основу современной научной картины мира.

В зависимости от области знания существуют различные подходы к определению понятия информации.

Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.

Наиболее общим будет следующее определение: информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.

2. Виды информации.

Какие типы или виды информации можно выделить?

Во-первых, по способу восприятия информации.

У человека пять органов чувств:

зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая;

слух; уши помогают воспринимать звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум;

обоняние; с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира;

вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус – горький, кислый, сладкий, соленый;

осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), на ощупь можно получить информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шершавый.

Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.

Во-вторых, по форме представления информации .

Рассмотрим только те виды информации, которые “понимают” технические устройства (в частности, компьютер).

1. Текстовая информация, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме.

2. Числовая информация, например таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.

3. Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель), а словесная и числовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемой информации. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики.

4. Музыкальная (звуковая) информация.

5. В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.

В-третьих, по общественному значению информации.

Информация может быть:

личной – это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека;

общественной – общественно-политическая, научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.;

Условно, подходы к определению понятия "Информация" можно поделить на три группы:

Представлены, главным образом, различными философскими сектами. Отличительный признак - претензия на "универсальность" и "всеобщность". Различия между школами сводятся к жонглированию теми или другими плохо определенными и малосодержательными терминами, и внешнему подражанию методам более успешных технических дисциплин. Часто споры ведутся относительно надуманных задач, подобных знаменитой "О числе ангелов, способных поместиться на острие иглы".

Указываются или постулируются некоторые свойства, присущие процессам и устройствам, используемых в том, что принято связывать с хранением и обработкой информации. Из анализа известных образцов, выводятся их общие признаки, классификация и законы функционирования.

Это обычный метод исследования, но, к сожалению, обилие противоречивых теорий и отсутствие практических результатов свидетельствует о том, что большая их часть, по-видимому, неверны.

Впервые сформулирован Р. Хартли (1927). Сосредоточен на проблеме транспорта информации в процессе коммуникации, безотносительно к сущности самого перемещаемого агента. Оценивается только количество агента и производится расчет потребной тары.

Оценка Хартли была значительно улучшена К. Шенноном (1948), сформулировавшим и доказавшим два фундаментальных свойства предложенной им информационной энтропии: аддитивность и инвариантность (энтропийный предел). Эти качества выдвинули шенноновскую энтропию на роль универсальной "валюты" во всех расчетах поставок и тары в процессах коммуникации.

К сожалению, из этой оценки нельзя извлечь никакой пользы для выяснения характеристик самого перемещаемого агента.

Последнее обстоятельство привело к многочисленным (и, вероятно, ошибочным) попыткам ввести поправки "за семантику" ("ценность" информации для получателя итп).

Предлагаю логический подход к определению содержания этого понятия:
Информация - Активность имеющая завершенную форму.
С уважением. Удач

К сожалению, семантические определения бесполезны для технических нужд.

Предложенное определение требует немедленного разъяснения: что такое
Активность, как установить Завершенность и что есть Форма - ничто из этого не
является термином и вряд ли может быть измерено единственным числом.

Бытовой пример: Переменный ток (циклический процесс). Он никогда не
завершается, действие целиком зависит от характера нагрузки: равно нулю для
индуктивной и емкостной, а для резистивной действующее значение прямо
определяется формой и, для несинусоидального сигнала, учет мощности
превращается в сложную аналитическую задачу.

В общем случае, если процессу не могут быть сопоставлены два независимых
сопряженных параметра (обобщенные координаты) - в данном примере, напряжение и
ток - то никакое его формальное описание невозможно.

Если мы не имеем измеряемых (наблюдаемых) обобщенных координат информационного
процесса, то лишены и возможности формального (количественного) описания.

К этому я и иду: семантические определения, может, и бесполезны для тех.нужд, но необходимы для новых познаний и формирования конкретных точных понятий-терминов.
Пока мы лишь помогаем правильнее задать вопрос, а это уже пол-дела.
спасибо.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: словесный (рассказ, беседа), наглядный (демонстрация), самостоятельная работа обучающихся.

Форма занятия: урок с использованием наглядных и (или) интерактивных методов.

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Методическая цель урока: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке и мотивация к изучению нового материала.

Цели урока:

КМО: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация (интерактивная доска, флипчарт).

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, отметка отсутствующих.

II. Введение в тему урока. Целеполагание.

Объявление темы и цели урока. Цели формулируются с помощью обучающихся.

III. Актуализация опорных знаний.

  1. Изобретение, связанное с первой информационной революцией (письменность)
  2. Одно из важнейших составляющих окружающего мира (энергия)
  3. Изобретение периода третьей информационной революции. (телефон)
  4. Одно из важнейших составляющих окружающего мира (вещество)
  5. Запас, источник некоторых средств (ресурс)
  6. Изобретение периода четвертой информационной революции (компьютер)
  7. Изобретение периода второй информационной революции (книгопечатание)
  8. и 10. Этап развития общества (информационная революция)
  9. Наука об информации (информатика)

IV. Объяснение нового материала.

Преподаватель: Как вы думаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем занятии? (Версии учащихся).

Итак, тема нашего сегодняшнего занятия:

На флипчарте тема открывается после обсуждения.

Преподаватель: Давайте вспомним, что является важнейшими составляющими окружающего нас мира?.

Учащиеся отвечают на вопрос: вещество, энергия, информация. При этом дают определение понятиям вещество и энергия.

На слайде презентации понятия появляются, на странице флипчарта учащиеся вписывают их самостоятельно.

Большинство ученых в наши дни отказываются от попыток дать строгое определение информации и считают, что информацию следует рассматривать как первичное, неопределимое понятие .

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

Давайте сформулируем понятие информации в различных сферах человеческой деятельности.

(Перед тем как дать окончательный вариант, попросить учащихся предложить свои версии)



На слайде презентации материал объясняется при помощи эффектов появления, на странице флипчарта информация вписывается преподавателем и учащимися.

Я знаю что… (продолжите фразу).

После того как каждый приведет пример, дать определение декларативных знаний



Слайд 8



Слайд 9

1. Коммуникативный. Самый популярный на сегодняшний день. Данный подход рассматривает информацию как сферу общения. Нам важно знать, как происходит обмен информацией между людьми.

Представим ситуацию: встретились два человека, один – строитель, другой – заказчик, желающий построить себе дом. Строитель представляет себе дом вполне определенным образом, а заказчик видит себе дом своей мечты по-другому. И каждый из них прав по-своему. Используя одинаковые слова, мы вкладываем в них разный смысл, т.е. понятие приобретенное в быту.

Таким образом коммуникативный подход к описанию информации можно отнести к бытовым, житейским понятиям. Подобное представление сохранялось вплоть до 20-х годов ХХ века.



Слайд 10



Слайд 11

По щелчку по названию слайда возвращаемся на слайд 8

По физической природе:

  • Электромагнитный
  • Световой
  • Тепловой
  • Звуковой
  • Механический
  • Биохимический

По способу восприятия:

  • Зрительный
  • Слуховой
  • Осязательный
  • Вкусовой
  • Болевой
  • Физиологический

Знаками можно считать (что?) алфавит любого языка, знаки языка жестов, любые коды, жесты, ноты.

Атрибутивный подход .При таком подходе информация понимается как отражение разнообразия в любых объектах и процессах как в живой, так и в неживой природе, т.е. мы говорим о том, что информация является атрибутом(признаком, качеством) материи.

Классификация информации

С какой бы точки зрения мы не рассматривали информацию, её всегда можно классифицировать по различным критериям


Слайд 13 или страница 11 флипчарта

  • по истинности
    • истинная
    • ложная
    • Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
    • Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
    • Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
    • Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
    • Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
    • Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
    • Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
    • Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
    • Звуковая — устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путём.
    • Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
    • Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
    • Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
    • Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.
    • Актуальная — информация, ценная в данный момент времени.
    • Достоверная — информация, полученная без искажений.
    • Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена.
    • Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания.
    • Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования.

    Определение информатики, которое мы дали на предыдущих занятиях:

    Информатика – наука об информации или – это наука о структуре и свойствах информации, способах сбора, обработки и передачи информации в живой и неживой природе, обществе и технике.

    Таким образом, подводя итоги сегодняшнего занятия давайте дадим определение информации в науке информатике:

    V. Закрепление изученного материала.

    Приведите примеры информации:

    2. Перечислите источники, из которых за сегодняшний день вы получали информацию.

    3. Приведите примеры декларативных и процедурных знаний, которыми вы обладаете.

    VI. Домашнее задание.

    Учебник Угринович Н. Информатика и информационные технологии, стр.72-74.

    Ответьте на вопросы

    • Почему восприятие вкусов и запахов можно назвать приемом информации?
    • Как читают незрячие люди? Какие органы чувств при этом задействованы?
    • Чем отличается чтение нот от прослушивания музыки с точки зрения формы принимаемой информации?

    VII. Подведение итогов работы.

    По окончании занятия учащимся предлагается заполнить карточку:



    Слайд 20

    К работе прилагается презентация к уроку, созданная в программе Power Point и флипчарт, созданный в программе ActivInspire (приложение 1).

    Читайте также: