Педагогическими условиями обеспечивающими подготовку детей к школе называют

Обновлено: 15.05.2024

Гуманизация педагогического процесса охватывает все его звенья, в том числе обучение детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется как период становления ребенка как субъекта познания и деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.). Если игра является деятельностью, внутри которой дети усваивают мораль, мотивы, нормы отношений между людьми, то учебная деятельность способствует усвоению общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов. На этой основе формируются интеллектуально-познавательные силы ребенка.

Знание психологических основ организации учебно-познавательной деятельности позволяет педагогу профессионально организовывать процесс обучения. В дошкольной педагогике формирование ориентировочных действий (восприятие) рассматривается в сенсорном воспитании, развитие высших форм психического развития - в умственном (мышление, воображение, память и т.п.). Таким образом, предметом сенсорного воспитания является восприятие, а предметом умственного - высшие психические формы психики. Сенсорное воспитание является частью умственного, его основой.

Умственное развитие обеспечивается только систематическим и Целенаправленным обучением, носящим развивающий характер. Обучение - процесс взаимодействия педагога с детьми, направленный на усвоение познавательной информации различного уровня, формирование умственных их способностей, выработку положительного отношения к процессу мотания. Развивающее обучение ориентируется на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Ребенок рассматривается как объект обучения, имеющий определенный уровень личного (эмпирического) опыта, желания, интереса, потребности.

Основной формой обучения являются занятия - как регламентированная деятельность, направленная на решение задач умственного развития детей.

Основным признаком занятия является наличие дидактических принципов; компонентов учебной деятельности; обязательный (регламентированный) характер; взаимообучаемость и т.п.

Задачи и содержание обучения детей до семи лет отражены в образовательных программах. Методы обучения направлены на реализацию трёх сфер познавательной деятельности детей. Выбор методов обусловлен возрастом детей, зоной их ближайшего умственного развития, содержанием, уровнем подготовки каждого ребенка. В связи с этим поставлена задача дифференциации и индивидуализации в дошкольном обучении. Формы организации обучения (фронтальные, групповые, индивидуальные) зависят от типа объединения детей, позиции педагога. [8]

Современные принципы построения занятий раскрыты в работах Т.А. Куликовой, Н.Ф. Виноградовой, Р.С. Буре, С.А. Козловой, Л.М. Клариной и др. Авторы называют такие дидактические принципы, которые имеют характер обязательных, необходимых требований:

* принцип приоритетности старта (у каждого ребенка своя зона ближайшего развития, начинать с того уровня, что есть у детей);

* принцип развития ассоциативных связен;

* принцип фиксации успеха на всех этапах занятия;

* принцип параллелизма, т.е. аккомпанирования.

* принцип синтеза, интеллекта, аффекта и действия;

* этапности и учета возрастных особенностей;

* преемственности и непрерывности образования в детском саду, дома и в школе.

Для реализации обозначенных принципов должны быть созданы соответствующая образовательная среда. Под образовательной средой Л.М. Кларина понимает совокупность отношений между участниками образовательного процесса, дидактических и предметно-материальных условий, необходимых для адекватного его протекания.

Для организации такого образовательного процесса отношения между субъектами образовательного процесса должны представлять собой детско-взрослое сообщество, для которого характерны партнерские отношения, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности.

В современных исследованиях основным принципом организации познавательной деятельности провозглашается интеграция (Л.М. Кларина, Г.М. Киселева, Ю.Б. Рюмина и др.).

Суть интеграции во взаимосвязи фундаментальных и прикладных целей познавательного развития; сочетании личного (житейского) и теоретического опыта (как присвоение социокультурного наследия); проектировании образовательных тем, являющихся стержнем для создания детско-взрослого сообщества; рассматривании разнообразных аспектов каждой из четырех сфер действительности (естественнонаучные,

Методические подходы организации познавательно-речевой деятельности, развитие интеллекта детей тесно связывают с формированием познавательного интереса, мотивации и потребности в познавательно-интеллектуальной деятельности.

Технология организации познавательно-речевой деятельности направлена на задействование познавательно-практического и эмоционально-ценностного направлений. В основе технологии лежит триадность: познание - преобразование - общение. Задача педагогов - развивать у ребенка позицию субъекта деятельности, активность, самостоятельность, инициативность и творчество. Механизм личностно-ориентированного взаимодействия предполагает центрированность обучения на ребенке, стимулирование и повышение субъектности ребенка, дифференциацию и индивидуализацию, гибкость и дозированность индивидуального и группового обучения, организацию педагогической поддержки, диалогизацию обучения.

Важность поисковой, исследовательской деятельности отмечается в исследовании Е. Евдокимовой. Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет, по мнению автора, эффективно решать задачи развития творческих способностей. Поисковая деятельность - это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Творческий проект, суть которого - свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе как удержания деятельности, так и средств решения проблемы. Проективная деятельность дошкольника развивается поэтапно (подражательно-исполнительский - развивающий - творческий уровни) при непосредственном участии и поддержке взрослого. Задача педагога -- сформировать потребность в саморазвитии, личностные качества, позволяющий ощущать себя членом соо6щества.

Итак, познавательное развитие ребенка предполагает усвоение средств и способов познания, задействование всех трех форм мышления дошкольника (суть саморазвития детского мышления составляет взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка. [2]

Педагогическими условиями для формирования предпосылок учебной деятельности в школе у детей будут являться:

- применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);

- использование игровых тренингов для развития произвольности поведения, игры и этюды для психомышечной тренировка и для обучения приемам саморасслабления детей;

- расширение видов оценки результатов детской деятельности (оценка педагога, оценка детям, самооценка, игровая форма оценки, взаимооценки и т.п.);

- внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);

- задействование различных средств умственного развития и обучения (организация активной деятельности ребенка, развивающие игры, конструирование, изобразительная, театрализованная деятельность, практическая деятельность, обучение и т.п., современные технические средства); - наличие определенной позиции у педагога.

Позиция педагога направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребенка.

В работах Н.Н. Поддьякова. С.Л. Новоселовой собственная активность четей рассматривается как условие проявления детского экспериментирования.

Для детей должны быть созданы условия, в которых они имели бы возможность широкого экспериментирования с только что усвоенным материалом. Важно, чтобы ребенок поэкспериментировал с учебным материалом до обучения или в самом начале процесса обучения.

Таким образом, учебно-познавательная деятельность имеет свою структуру, особенности, является средством воспитания личностных качеств личности (активности, самостоятельности, ответственности). Психолого-педагогические условия направлены на установление взаимосвязи, как механизма формирования самой деятельности, так и личности ребенка. [11]

Читайте также: