Какие педагогические идеи и г песталоцци актуальны для современной школы

Обновлено: 08.07.2024

ВложениеРазмер
statya_popovoy_a.n._gimnaziya_1.docx 18.23 КБ

Предварительный просмотр:

учитель Гимназии №1 Попова Алла Николаевна

И.Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования. Предметы преподавания рассматривались им больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци”

Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по Песталоцци, естественным путем: любовь к людям — на основе собственных детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством механического усвоения чужих мыслей.

Исходя из своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требование воспитывающего обучения.

Рассматривая задачи народной школы, И.Г. Песталоцци выделял особую ее роль в нравственном воспитании, так как конечные результаты школьного образования и всех его средств состоят в достижении общей цели — воспитании истинной человечности. Основу для нравственного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным.

Гуманизм в воспитании основан прежде всего на понимании ребёнка- его нужд и потребностей, на знании закономерностей его роста и развития. Работая с родителями, я вижу, что большинство родителей осознают, в чём заключается правильное воспитание, но на практике испытывают трудности. Из чего я делаю вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Этим и занимается психолог в школе сейчас. Но беседы с родителями за круглым столом, в дискуссионном родительском клубе и многое другое даёт возможность родителям установить со своими детьми глубокое взаимопонимание.

Главные результаты учения:

  1. Самый очевидный результат- это знания, которые ученик получает, или умения, которые он осваивает.
  2. Менее очевидный результат- ребёнок продвигается в умении учиться, то есть учится организовывать свою жизнь и деятельность.
  3. Третий результат- эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете, материале.
  4. Четвёртый результат- некоторый вывод о себе, своих способностях.
  5. Наконец, пятый результат- тоже эмоциональный след, но уже от родителя ( или учителя) и взаимоотношений с ним.


Скорость и ритмы современного мира, к сожалению, накладывают свой отпечаток и на дошкольное образование. Инновационные технологии, ужесточившиеся требования к педагогам, их образованию, профессиональным качествам, огромное количество информации, в разы увеличившееся количество документации иногда мешают педагогам быть ближе к детям, лучше понимать их, чувствовать их потребности. За новейшими технологиями мы забываем о насущных проблемах детей, ведь дети детьми быть не перестали. Поэтому иногда стоит оглянуться назад, заглянуть в прошлое и разглядеть те основы, о которых мы частенько забываем.

Мне импонирует убеждение Песталоцци о нравственном воспитании - желание воспитать человека, приносящего пользу обществу, любящего других людей.

Принцип наглядности, пропагандируемый Песталоцци и с ним в первую очередь ассоциирующийся, широко используется в современном дошкольном образовании. Тут технологии дают нам широчайшие возможности: всевозможные иллюстрированные пособия, и распечатки, и мультимедийные презентации, игры, объемные пособия, аппаратура – все это дает педагогам возможность применить этот принцип, что называется, во всей красе. Самое главное тут – не лениться, искать что-то интересное для детей и для себя лично.

Большое внимание Песталоцци уделял личности самого педагога, он считал, что тот должен прежде всего должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей. Это тоже немаловажно на сегодняшний день, не должен педагог быть равнодушным исполнителем образовательной программы, а в первую очередь быть человеком, личностью, ценящей, любящей и уважающей своих воспитанников.

Дорогой мой народ, как я желаю помочь тебе возродиться !

Только великий человек остаётся в памяти людей, ибо остаётся жить его дело, которому он был предан до конца. Таким был знаменитый швейцарец Иоганн Генрих Песталоцци, более двух веков назад предложивший человечеству свой ценный опыт новой педагогики.

«…человек достигает развитой способности к мышлению не с помощью разъяснений и вечных законов, лежащих в основе мыслительных способностей человека, а только благодаря самому факту мышления". Поразительно современна эта идея в двадцать первом веке!

Абрамов В.Я. Песталоцци: Его жизнь и педагогическая деятельность . — СПб.: Типолитография и фототипия В. И. Штейна, 1893 .

↑ Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци . Педагогическое наследие. — М: Педагогика, 1989. — 416 с.

↑ Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Уч. пособие.- М., 1998. .

↑ Педагогический энциклопедический словарь/Под ред. Б. М. Бим-Бада. - М.,2003.- 393 с.

Не так много людей смогло кардинально повлиять на развитие теории и практики обучения. Одним из новаторов стал Иоганн Песталоцци. Кратко о его педагогических идеях говорить сложно, так как они достаточно масштабные. Именно он указал на важность физического, трудового и нравственного воспитания детей. Являлся ярким представителем гуманистической школы.

Педагог песталоцци

Основные принципы

Педагог Песталоцци обладал смелыми взглядами для своего времени. Целью своей жизни он выбрал защиту униженных и оскорбленных. В 1774 году он открыл приют для сирот и бедных детей, но спустя шесть лет он закрылся.

  • развитие органов чувств;
  • дисциплинированность на основе любви к ученику;
  • природосообразность.

Песталоцци педагогические идеи кратко

В произведении рассказывалось о следующих вещах:

  • устройство крестьянских школ;
  • реалистичная картина жизни деревни;
  • вера в то, что просвещение изменит общество.

Педагогическая деятельность Песталоцци основывалась на важном принципе — сначала учитель должен понаблюдать за ребенком, а потом уже делать выводы. Сам процесс обучения же строится на переходах от части к целому. Важно использовать наглядность на уроках — именно она помогает развивать память и мышление.

Песталоцци призывал отказаться от излишних бесед на уроках, которые приводят к появлению болтунов. Педагог написал еще несколько книг, которые стали известны на весь мир. Именно он создал педагогику как науку и выделил ее объект, предмет, методики, проведения исследований.

Особенности воспитания

Вклад Песталоцци в педагогику сложно переоценить. Он заставил людей переосмыслить многие вещи. Так, педагог предлагал воспитывать ребенка с момента его появления на свет. Для этого не нужны дорогие игрушки. Достаточно сформировать у ребенка склонность к самостоятельным рассуждениям и творчеству.

Имеет значение и то, как воспитывается малыш. Он должен с ранних лет видеть, что такое доброта и любовь. Вместе с этим у него вырабатывают чувство собственного достоинства. У ребенка вырабатывают стремление постоянно расширять кругозор.

Песталоцци педагогические идеи

Песталоцци выделял важно физического и трудового воспитания. Первое было важно для поддержания здоровья, а второе нужно для появления желания работать. Педагог сформулировал теорию трех сил. Согласно ей, каждый человек обладает тремя силами — физической, умственной и нравственной. Они тесно связаны, влияют друг на друга и стремятся развиваться.

Песталоцци настаивал на том, чтобы программа школы была расширена. Он добавил уроки чтения и письма, гимнастику, пение и другие предметы. Но самый главный вклад педагог внес в дидактику. Он рассказал о развивающем обучении, которое должно быть направлено на выработку навыков и их совершенствование. Поэтому Песталоцци разработал особую систему упражнений, которые шли от простого к сложному.

Концепция педагога

Педагогическая деятельность песталоцци

Песталоцци задавался вопросом, как определить отношение между развитием, воспитанием и обучением. Педагог сильно психологизировать процесс и поэтому он разработал теорию элементарного образования. Согласно ей, цель школы — гармоничное развитие ребенка. Для этого нужно разными видами деятельности. Все они должны быть направлены на физическое, нравственное и умственное развитие. Только развитие всех составляющих гарантирует достижение хороших результатов.

Идеи педагога повлияли на многих специалистов. Они стали основой для воспитательной системы А. С. Макаренко, учебной программы А. А. Занкова и других. Поэтому вклад Песталоцци в развитии теории и методики обучения сложно переоценить. Он позволил науке значительно продвинуться вперед.

Но самая важная его заслуга заключается в ином: он заговорил о важности воспринимать ребенка как равного себе и достойного уважения по факту рождения. Подобные гуманистические идеи были новыми для общества. Но именно они позволили изменить традиционные взгляды.

Читайте также: