Какие отрасли входят в состав транспортного машиностроения кратко

Обновлено: 30.06.2024

Тяжёлое машиностроение:
- производство металлургического, горного, подъёмно-транспортного оборудования, энергетических блоков и т. п.
Общее машиностроение:
- транспортное машиностроение (не включая автомобилестроение)
- производство технологического оборудования для промышленности и строительства
- сельскохозяйственное машиностроение (не включая тракторостроение)
Среднее машиностроение:
- автомобилестроение
- тракторостроение
- станкостроение
Производство точных машин, механизмов, приборов и инструмента
Производство металлических изделий и заготовок
Ремонт машин и оборудования

Отрасли машиностроения по группам

Машиностроение делится на три группы — трудоёмкое, металлоёмкое и наукоёмкое [1]. В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы: тяжёлое машиностроение, общее машиностроение, среднее машиностроение, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования.

Является совокупностью подотраслей:

Подъёмно-транспортное машиностроение (выпуск подъёмно-транспортных машин - грузоподъёмных кранов, лифтов, подъёмников (вышек) , машин непрерывного транспорта (конвейеры и пр.) )
Железнодорожное машиностроение
Судостроение
Авиационная промышленность
Ракетно-космическая отрасль
Энергомашиностроение
Производство технологического оборудования по отраслям

Строительное и коммунальное машиностроение
Сельскохозяйственное машиностроение
Нефтегазовое машиностроение
Химическое машиностроение
Лесопромышленное машиностроение

В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Автомобильная промышленность
Тракторостроение
Станкостроение
Робототехника
Инструментальная промышленность
Оборудование легкой промышленности
Оборудование пищевой промышленности
Промышленность бытовых приборов и машин

В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.

Ведущие отрасли точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

Приборостроение
Радиотехническая и электронная промышленность
Электротехническая промышленность

Производство металлических изделий и заготовок

Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к прим. использование технологий серийного и массового изготовления) , переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.

Подъёмно-транспортное машиностроение (выпуск подъёмно-транспортных машин - грузоподъёмных кранов, лифтов, подъёмников (вышек) , машин непрерывного транспорта (конвейеры и пр.) )
Железнодорожное машиностроение
Судостроение
Авиационная промышленность
Ракетно-космическая отрасль
Энергомашиностроение
Производство технологического оборудования по отраслям

Строительное и коммунальное машиностроение
Сельскохозяйственное машиностроение
Нефтегазовое машиностроение
Химическое машиностроение
Лесопромышленное машиностроение

В состав среднего машиностроения входят автомобилестроение, тракторостроение, станкостроение, инструментальная промышленность, производство технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности.

Автомобильная промышленность
Тракторостроение
Станкостроение
Робототехника
Инструментальная промышленность
Оборудование легкой промышленности
Оборудование пищевой промышленности
Промышленность бытовых приборов и машин

В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.

Ведущие отрасли точного машиностроения — приборостроение, радиотехническое и электронное машиностроение, электротехническая промышленность. Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

Приборостроение
Радиотехническая и электронная промышленность
Электротехническая промышленность

Производство металлических изделий и заготовок

Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволока, канаты, гвозди, крепеж

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к прим. использование технологий серийного и массового изготовления) , переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.

Тяжёлое машиностроение:
- производство металлургического, горного, подъёмно-транспортного оборудования, энергетических блоков и т. п.
Общее машиностроение:
- транспортное машиностроение (не включая автомобилестроение)
- производство технологического оборудования для промышленности и строительства
- сельскохозяйственное машиностроение (не включая тракторостроение)
Среднее машиностроение:
- автомобилестроение
- тракторостроение
- станкостроение
Производство точных машин, механизмов, приборов и инструмента
Производство металлических изделий и заготовок
Ремонт машин и оборудования

яжёлое машиностроение:
- производство металлургического, горного, подъёмно-транспортного оборудования, энергетических блоков и т. п.
Общее машиностроение:
- транспортное машиностроение (не включая автомобилестроение)
- производство технологического оборудования для промышленности и строительства
- сельскохозяйственное машиностроение (не включая тракторостроение)
Среднее машиностроение:
- автомобилестроение
- тракторостроение
- станкостроение
Производство точных машин, механизмов, приборов и инструмента
Производство металлических изделий и заготовок
Ремонт машин и оборудования

Тяжёлое машиностроение:
- производство металлургического, горного, подъёмно-транспортного оборудования, энергетических блоков и т. п.
Общее машиностроение:
- транспортное машиностроение (не включая автомобилестроение)
- производство технологического оборудования для промышленности и строительства
- сельскохозяйственное машиностроение (не включая тракторостроение)
Среднее машиностроение:
- автомобилестроение
- тракторостроение
- станкостроение
Производство точных машин, механизмов, приборов и инструмента
Производство металлических изделий и заготовок
Ремонт машин и оборудования

группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта (о производстве автомобильного, воздушного и водных средств транспорта см. Автомобильная промышленность, Авиационная промышленность, Судостроение). Производством подвижного состава для железных дорог (локомотивов, вагонов) занимается железнодорожное машиностроение. Начало локомотивостроения относится к 20-м гг. 19 в., когда в Великобритании был построен (1823) первый в мире паровозостроительный завод. В России первые серийные паровозы и вагоны начали выпускать в 40-х гг. 19 в. на Александровском заводе в Петербурге. В 1860—70 началось изготовление подвижного состава на Коломенском, Невском, Людиновском и Воткинском заводах, на Брянском (1883), Путиловском (1894) и Сормовском (1897) заводах; в 1897—1900 были построены паровозостроительные заводы Харьковский и Луганский (ныне Ворошиловградский); производство вагонов организовано на Петербургском (ныне им. Егорова), Верхневолжском (ныне Калининский), Мытищинском и др. заводах. В 1913 выпущено 477 паровозов, 12 тыс. грузовых вагонов и 1507 пассажирских вагонов.

В СССР в 1922 начат серийный выпуск 4-осных грузовых вагонов, в 1928 — пассажирских. В 1933—41 были созданы современные грузовые паровозы типа 1—5—1 серии ФД и пассажирские типа 1—4—2 серии ИС мощностью 3150 л. с. (самые мощные в Европе). Была достигнута значительная унификация между грузовыми и пассажирскими локомотивами. Все грузовые вагоны изготавливались с автосцепкой и автоматическими тормозами, началось строительство цельнометаллических вагонов электропоездов и вагонов метрополитена. Вступил в строй Уральский вагоностроительный завод. Получили развитие специализация и кооперирование производства. Были созданы специализированные заводы тормозного оборудования, стального литья. Широкое применение сварки привело не только к упрощению и удешевлению постройки, но и к значительному облегчению конструкции подвижного состава. В 1940 было изготовлено 914 магистральных паровозов, 30 880 грузовых и 1051 пассажирский вагон, оборудованные автосцепкой и автоматическими тормозами.

Успешное выполнение заданий довоенных пятилеток позволило Т. м. полностью обеспечить возросшие перевозки во время Великой Отечественной войны 1941—45.

Первый тепловоз появился в СССР 6 ноября 1924 на Октябрьской железной дороге. С начала 30-х гг. постепенно внедрялась электрическая и тепловозная тяга. Харьковский паровозостроительный завод (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения) после Великой Отечественной войны 1941—45 создал и последовательно освоил производство тепловозов мощностью 1000 и 2000 л. с. в секции (1 л. с. = 0,736 квт).

С 1957 Ворошиловградский и Коломенский заводы прекратили производство паровозов и на базе кооперации с Харьковским заводом начали производство тепловозов. Значительно увеличилось производство электровозов на Новочеркасском заводе, с 1957 стал выпускать электровозы Тбилисский завод.

Наряду с увеличением объёмов выпуска (табл. 1) локомотивостроительные заводы создали и освоили новые тепловозы мощностью 2200 квт (3000 л. с.) в секции и электровозы мощностью 6160 квт переменного и 4500 квт постоянного тока.

Одной из важнейших отраслей мирового машиностроения является транспортное машиностроение, включающее в себя не только производство машин и техники для различных отраслей промышленности и хозяйства, но также металлообработку.

Транспортное машиностроение зародилось еще 200 лет назад и с тех пор эта отрасль, несмотря на периодические кризисы, стабильно развивается, создавая положительный климат для экономического роста.

Эта отрасль включает в себя производство любой техники: судов, автомобилей, горной и строительной техники, самолетов и вертолетов, ж/д транспорта и так далее, а также производство механизмов, деталей и комплектующих для транспортной техники и обслуживающие предприятия. В общей сложности, на предприятиях транспортного машиностроения задействованы порядка 10% от всех мировых трудовых ресурсов. Основными потребителями продукции этой отрасли являются городской, промышленный и железнодорожный транспорт.

Транспортное машиностроение в РФ


Также серьезную долю в отрасли занимает автомобилестроение, включающее в себя выпуск легковых и грузовых автомобилей, прицепов, мотоциклов и запасных частей и агрегатов к ним.

В судостроительной и судоремонтной сфере в РФ задействовано почти 400 предприятий, выпускающих корабли и суда различного тоннажа, палубное оборудование и силовые агрегаты, грузоподъемные механизмы и так далее. Благодаря сотрудничеству с иностранными компаниями, отечественные производители покоряют совершенно новые для себя сферы, как например совместная компания Timmerman Yachts, занимающаяся выпуском яхт.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Подъемно-транспортное машиностроение

Перспективы развития отрасли

В 2014 году в отрасли начался серьезный кризис, связанный с введением санкций против РФ. Из-за уменьшения экспорта сократились заказы от РЖД, являвшихся одним из ключевых потребителей продукции транспортного машиностроения. Также снизились инвестиции в отрасль, сократилось число рабочих мест и затрат в деятельность НИИ. Большую роль сыграла зависимость от импортных комплектующих. Тем не менее, благодаря политике импортозамещения ситуация постепенно выравнивается и по оптимистичным прогнозам продукция машиностроения может выйти на докризисный уровень.

В моем городе есть завод по производству автобусов. Совсем недавно у нас заменили партию старых общественных автобусов на новые. Но в сферу машиностроения входит очень много отраслей, предприятия которых есть далеко не в каждом городе.


Что такое машиностроение

Машиностроение очень тесно связано со многими другими областями хозяйственной деятельности. Именно поэтому оно относится к одной из самых важных отраслей промышленности. По уровню развития машиностроения можно оценить уровень развития страны. В наиболее развитых государствах отрасль выпускает разнообразную и высококачественную продукцию, которая легко может конкурировать с другими странами.


Как правило, машиностроение делят на несколько направлений:

  • общее;
  • электротехника и электроника;
  • транспорт;
  • сельскохозяйственная техника.

Каждое из этих направлений с каждым годом совершенствуется. В области транспортного машиностроения наблюдается улучшение конструкций, производство более экономичных двигателей. Кроме этого, предприятия не забывают и об экологии, производя машины, имеющие минимальный выброс вредных веществ в атмосферу. С каждым годом надежность и безопасность выпущенной продукции повышается.

Что включает в себя транспортное машиностроение

Если машиностроение транспортное, то, конечно же, оно отвечает за производство транспортных средств. К ним относят не только автомобили и автобусы, а и множество других видов транспорта. Данная отрасль делится на:

Автомобильный транспорт производят разных типов, включая автобусы и троллейбусы. На территории России есть как заводы собственного производства, так и такие, которые занимаются сборкой машин из иностранных деталей. Для железной дороги выпускают вагоны и локомотивы. Для перевозки пассажиров и грузов по речным и морским просторам строятся суда различного типа. И, конечно же, сельское хозяйство не обходится без произведенной машиностроительными предприятиями техники.

Читайте также: