Какие основные задачи решает рсчс по защите населения страны от чс природного и техногенного кратко

Обновлено: 05.07.2024

Российская система предупреждения и действий в ЧС призвана решать значительно больший круг задач, чем ранее ГО. Сами задачи из узко специфических вылились в общегосударственные, охватывающие все сферы деятельности народного хозяйства страны. РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого реагирования на все ЧС, где бы они не происходили.

Одна из главнейших задач РСЧС проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а при их возникновении защита жизни и здоровья людей, территорий, материальных и культурных ценностей, окружающей среды. Для этого МЧС разрабатывает и вносит в правительство проекты соответствующих законодательных актов и решений.

Следующая задача сформировать и внедрить четкую систему экономических и правовых мер, направленных на обеспечение защиты населения, технической и экологической безопасности.

Особую остроту приобрела задача предупреждения чрезвычайных ситуаций. Основные усилия в ее решении направлены на разработку необходимой нормативно-правовой базы и механизма финансового обеспечения.

Состояние работы по предупреждению ЧС на всех уровнях сегодня не обеспечивает полной безопасности населения, национального достояния и окружающей природной среды. Чрезвычайные ситуации, связанные с весенними половодьями и дождевыми паводками, тайфунами, цунами, оползнями, землетрясениями, прорывами гидротехнических сооружений, разливами нефте- и газопроводов, взрывами и пожарами свидетельствуют, что профилактические и предупреждающие меры не проводились, или были малоэффективными.

Центральная задача проведение мероприятий по защите населения и территории. Они охватывают инженерную, радиационную, химическую, медицинскую защиту, эвакуационные меры. Надо отметить, что в настоящее время стало больше нарушений норм при строительстве и проектировании. Например, допускается возведение жилых домов и предприятий в зонах затопления и других потенциально опасных объектах. Прекратилось строительство защитных сооружений. Около 12% убежищ и противорадиационных укрытий приведено в негодность.

Организация оповещения и информирование населения о чрезвычайных ситуациях является сферой постоянного внимания МЧС РФ. Слабым местом в решении этой задачи были и остаются локальный системы оповещения вокруг потенциально опасных объектов (химических предприятий, атомных электростанций, водопроводных станций, некоторых предприятий пищевой промышленности). Появились и положительные тенденции: во многих местах налажена круглосуточная работа дежурно-диспетчерской службы.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Эта задача одна из самых емких и решающих для РСЧС. Она требует проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Пожары, взрывы, разливы АХОВ, прорывы дамб, снежные заносы, наводнения, землетрясения, транспортные катастрофы все это происходит, к сожалению, ежегодно и многократно.

Несколько лет тому назад ливневые дожди привели к переполнению Кисилевского водохранилища в Свердловской области и прорыву временной перемычки. Опять, второй год подряд, около 250 домов и 12 промышленных предприятий г.Серова оказались в зоне затопления.

Много забот доставляют лесные пожары. Наиболее распространено это бедствие в Читинской, Иркутской, Свердловской, Калининградской, Архангельской областях, Красноярском крае, Республике Саха. Части и подразделения войск ГО ежегодно более 1000 раз привлекались к работам связанным с ликвидацией ЧС. Поисково-спасательной службой МЧС проведено в 1997г. 5 тыс. операций, спасено более 16 тыс. чел.

Задача создания и обеспечения готовности сил и средств РСЧС остается актуальной и сегодня. Несмотря на то, что эта работа признана удовлетворительной, ее уровень не всегда отвечает современным требованиям.

Мероприятия гражданской обороны. Они должны обеспечивать защиту населения России в военное время. Не случайно гражданскую оборону нашего государства возглавляет лично Председатель правительства. К сожалению, за последнее время внимание к состоянию ГО сильно ослаблено. Кое — где даже прекратили существование ее службы. В Московской области, например, было сокращено более 400 работников, отвечающих за вопросы ГО, в том числе на 120 объектах, попадающих в зону возможного заражения АХОВ. Нет должного внимания к сохранению пунктов управления, защитных сооружений и систем централизованного оповещения.

Оказание гуманитарной помощи. Эта задача новая, в современных условиях она приобретает все большее значение. Гуманитарные грузы были доставлены в Дагестан, Курганскую, Сахалинскую области России, в Таджикистан, Абхазию, Армению, Южную Осетию, Молдову, а также в бывшую Югославию, на Мадагаскар, в Танзанию, Заир и Египет. Чеченская республика здесь занимает особое положение. Сюда МЧС перевезло огромное количество продовольствия, медикаментов.

Разработана и настойчиво будет внедряться единая государственная система обучения всего населения России, начиная с дошкольных лет, действиям при различных ЧС. Ответственность за организацию и качественное проведение учебы несут органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и руководители предприятий. Занятия с неработающим населением должны проводиться по месту жительства с широким использованием наглядных пособий. Начальники ГО объектов обеспечивают изучение своими работниками способов защиты при ЧС, готовят их к действиям в составе невоенизированных формирований.

Особую заботу вызывает обучение руководящего и командно-начальствующего состава, которое организуется в учебно-методических центрах республик, краев, областей и на курсах городов и районов.

Несмотря на определенные результаты, эффективность системы подготовки остается низкой и не отвечает современным требованиям. Крайне тревожит то обстоятельство, что некоторые руководители и командно-начальствующий состав спасательных и аварийно-спасательных формирований все еще не имеют необходимых им знаний и навыков.

Очень слабо представляет себе, как действовать в чрезвычайных ситуациях, большинство населения, не занятого в производстве и жителей сельской местности.

Крайне важна задача обеспечения функционирования объектов и отраслей в чрезвычайных ситуациях. К сожалению, обстановка сложилась так, что многие руководители предприятий перестали заниматься этой проблемой. Они то ли забыли, то ли не хотят понимать, что главной целью осуществления работ по повышению устойчивости является создание таких условий, чтобы любой объект, любая отрасль или система функционировали надежно в самых сложных экстремальных ситуациях и не только в военных, а главным образом в мирное время. Чтобы аварии, катастрофы и стихийные бедствия приносили минимум ущерба, чтобы как можно меньше страдали люди. И решаться вопросы жизнеобеспечения должны не только на крупных и промышленных предприятиях, а на всех, больших и малых, государственных и частных, на водоотводных станциях, на сетях коммунально-энергетического хозяйства словом, везде, где сбои в работе могут привести к нежелательным последствиям.

Нельзя без боли в сердце вспомнить такой случай. В центре Москвы, в институте им. Н.В.Склифосовского одном из ведущих лечебных учреждений страны, — однажды зимой в 22 часа погас свет, прекратилась подача электроэнергии, остановились приборы, поддерживающие жизнь больных и пострадавших, не стало воды и тепла. А ведь сюда беспрерывным потоком поступали люди, остро нуждающиеся в срочной медицинской помощи.

Как ее оказывать? Без света? При лучине?

Так и выкручивались. Медицинские сестры делали уколы, внутривенные вливания, ставили капельницы, подсвечивали друг другу спичками и зажигалками.

Почему же не оказалось автономного энергоисточника, хотя бы для операционных и реанимационных палат? Почему не удосужились заранее подвести запасной кабель, подающий электроэнергию от другого источника?

Ответ прост. Эта преступная беспечность. Нарушены элементарные требования, повышающие устойчивость работы важного объекта. А между тем директор института В. Теряев после такой ЧС как — ни будь среагировал? Нет, ни — как! Вот где причина множества наших бед.

И последняя задача. Используя все имеющиеся средства, организовать пропаганду среди граждан России социально-экономической значимости, места и роли РСЧС в общей системе безопасности страны. Выполнение данной задачи включает распространение знаний, практического опыта и достижений в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Пропаганда должна опираться на сегодняшние реалии, подчеркивая, что ГО существует почти во всех странах и никто не собирается ее ликвидировать. Наоборот в США, Англии, Франции, Германии идет процесс ее укрепления и развития.

Министерство РФ по делам ГО и ЧС является одним из силовых министерств. Проводимые им мероприятия, его силы и средства это составная часть, одно из звеньев всей системы общегосударственной обороны и защитных мер. Предупредить человека о надвигающейся опасности, вызволить из беды при возникновении чрезвычайных ситуаций нет более важной гуманной задачи. Об этом должны помнить все!

1. Когда и с какой целью была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)?

В нашей стране в апреле 1992г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с целью объединения усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ. органов местного самоуправления, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства РФ была создана Российская система предупреждения и действий чрезвычайных ситуациях, которая в 1995 г. была преобразована в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

2. Какие основные задачи решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?

Основными задачами и решениями РСЧС являются:

  • разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
  • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, созданных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;
  • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
  • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3. С какой целью созданы функциональные и территориальные подсистемы РСЧС?

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административному территориальному делению этих территорий.

4. Какими силами и средствами располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?

Основу сил РСЧС составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

К тому же на каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

5. Какое ведомство отвечает за организацию защиты учащихся и персонала общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций?

Общеобразовательные учреждения являются объектом функциональной подсистемы РСЧС, создаваемой Министерством образования и науки РФ, для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.


Вы здесь: Главная Безопасность Гражданская оборона, защита населения и территорий от ЧС Защита населения


Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера мирного и военного времени – это комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф ( ГОСТ Р 22.3.03-94 ).

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:

- риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф;

- предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке к защите населения на территории Российской Федерации проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:

- оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;





Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Основные задачи в области ГО и защиты от ЧС:

Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС.

Основными задачами подготовки населения в области гражданской обороны являются:
а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний;
б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне.

Оповещение населения о ЧС.

Пункт 1.2.1. Оповещение населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения города Москвы сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (далее сигналы оповещения и экстренная информация о чрезвычайных ситуациях).

Пункт 5.6. Организации, расположенные на территории города Москвы и привлекаемые к обеспечению оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях:
– создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию объектовые системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, обеспечивают их сопряжение с региональной системой оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ)

Пункт 2. Обеспечение населения СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
СИЗ для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты.

Пункт 3. Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

Раздел II. Организация обеспечения населения СИЗ

Статья 6. Обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее и (или) работающее на территориях в пределах границ зон:
– защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
– возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

Статья 7. Обеспечение населения СИЗ осуществляется:
– организациями – работников этих организаций.

Статья 9. Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется:
– для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, – СИЗ органов дыхания от аварийно химически опасных веществ, в результате распространения которых может возникнуть данная зона возможной опасности, из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) СИЗ увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;
– для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, – респираторы из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) респираторов увеличивается на 1% от их потребности для обеспечения замены неисправных;
– для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, – медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности.

К объектам гражданской обороны относятся:

убежище – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно– химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах;

противорадиационное укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени;

укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности;

иные объекты гражданской обороны – объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, в том числе для санитарной обработки людей и животных, дезактивации дорог, зданий и сооружений, специальной обработки одежды, транспортных средств и других неотложных работ.

Пункт 3. Убежища создаются:

– для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
– для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно опасных и ядерно опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.

Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.

Укрытия создаются:
– для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений;
– для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;

Пункт 4. Для населения, проживающего в безопасных районах, и населения, эвакуируемого из зон возможных сильных разрушений, возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в безопасных районах используются и приспосабливаются в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространств.

Оказание первой помощи

Статья 31. Первая помощь

Пункт 1. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.

Пункт 4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь:

1. Отсутствие сознания.
2. Остановка дыхания и кровообращения.
3. Наружные кровотечения.
4. Инородные тела верхних дыхательных путей.
5. Травмы различных областей тела.
6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
8. Отравления.

Организационно-распорядительные документы по вопросам ГО и защиты от ЧС, разрабатываемые в образовательной организации

Руководитель образовательной организации организует планирование, разработку (переработку), согласование (при необходимости) и утверждает:

2. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на год.

Основные документы по вопросам гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций, разрабатываемые в образовательной организации.

Читайте также: