Какие нарушения речи затрудняют обучение ребенка в школе и почему
Обновлено: 02.07.2024
Нарушение развития речи у детей (дизонтогенез) – это серьезная проблема, которая часто сопряжена с трудностью освоения чтения, то есть дислексией. Об этом важно говорить, так как даже медицинские работники не имеют полного представления о всей серьезности патологии. Чаще нарушением речи занимаются логопеды, между тем такие дети нуждаются в наблюдении врачей и медикаментозных методах лечения.
Речевые нарушения у детей
Все формы речевой патологии изначально были описаны врачами, потому что первичные описания предполагают клиническое вмешательство. Однако это единичные исследования (С.С. Мнухин, Е.И. Кириченко, А.Н. Корнев). Дети с различными жалобами на нарушение речи нередко сначала попадают к врачу, который их потом направляет к логопеду. Соответственно, все исследования о нарушении речи находятся в сфере логопедии.
В отличии от взрослых, дети самостоятельно и спонтанно осваивают язык, находясь в полноценной языковой среде. Это тяжелая и серьезная работа, требующая использования широкого круга когнитивных способностей:
- языковых и интеллектуальных возможностей;
- навыков планирования;
- способности концентрировать и переключать внимание;
- состояния артикуляционного праксиса и т.д.
Все это необходимо, чтобы освоить язык. Если когнитивные способности ограничены и не зрелы, то ребенку будет непросто самостоятельно научиться говорить без помощи специалиста.
Эпидемиология
Детей с нарушением речи в России весьма много:
Россия | Англоязычные страны | |
---|---|---|
5-6 лет | 25-30% | 4-5% |
7-8 лет | 17-20% | 3% |
Старше 8 лет | 1% | 1% |
Мальчики/девочки | 3:1 | 2:1 |
В таблице указано процентное соотношение именно тех детей, которые имеют недостатки речи, при которых требуется вмешательство специалиста. Примерно к 6 годам дети в полной мере осваивают навыки пользования речью в плане произношения и грамматики. До этого им позволительно совершать определенные ошибки, согласно их возрасту. Однако важно понимать, что в каждом возрасте имеются свои допустимые и недопустимые речевые ошибки.
Если провести сравнение с англоязычными странами, то разница весьма заметна. Такой большой разрыв связан с критериями диагностики, а не со способностями детей. Тем не менее количество детей с речевыми нарушениями довольно большое. Чаще всего от патологии страдают мальчики.
Причины дизонтогенеза
Природа развития патологий речи традиционна. К причинам относится:
- Конституциональные (наследственные) формы. Встречается чаще всего, большинство нарушений речи имеют наследственный фактор.
- Соматогенные формы. Ребенок в 1-2 года перенес какие-либо тяжелые для своего возраста заболевания. Если болезнь пришлась на сенситивный для речи период, то это может повлиять на полноценность развития речи.
- Церебрально-органические формы. Развиваются вследствие патологий в период беременности либо тяжелых родов.
- Депривационные формы. Эмоциональная и коммуникативная депривация, которая в большинстве случаев встречается среди воспитанников домов ребенка и детских домов.
- Формы смешанного генеза. Сочетают в себе две и более вышеперечисленных формы.
Парциальное ПНР
ПНР расшифровывается, как первичное недоразвитие речи. Классификация парциального ПНР:
- Функциональная дислалия. Это дефекты отдельных звуков, которые легко устраняются (за пару недель/месяцев).
- Артикуляционная диспраксия (дисфонетическая, дисфонологическая и динамическая формы). Представляет собой полиморфные нарушения произношения, которые связаны с нарушением церебрального обеспечения, т.е. с неполноценностью на нейробиологическом уровне. Диспраксия может сопровождаться нарушениями лексики и грамматики. Требует более длительной коррекции.
- Дизартрия развития. Причины дизартрии – патологии в период беременности и родовая травма.
- Ринолалия. Это серьезные речевые нарушения, произошедшие из-за неправильного строения зубочелюстного аппарата.
- Дисграмматизм. Проявляется в избирательном нарушении правил грамматики, согласования слов по роду, числу, падежам и т.д. Отражает исключительно грамматическую сторону.
Данная классификация примечательна тем, что имеет клиническую ориентированность. То есть ею могут пользоваться как логопеды, так и врачи.
Помимо парциальных ПНР, выделяют вторичное недоразвитие речи. Они связаны с патологиями физического и психического развития (к примеру, с нарушениями слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью и т.д.).
Тотальное ПНР
При тотальном нарушении речи (ТНР) недостатки имеются во всех сферах языка: в фонологии, звукопроизношении, грамматике и лексике. У ребенка в целом нарушено овладение всеми языковыми средствами.
Расстройства, представленные в классификации, относятся к категории тяжелых:
1. Алалический вариант (моторная и сенсорная алалия). При моторной алалии ребенок до 4-7 лет не пользуется речью, кроме набора лепетных слов (например, гав-гав, ко-ко, би-би). Ребенок не может полноценно общаться, что влечет за собой серьезные нарушения коммуникативных возможностей. Встречается сравнительно редко - 0,5%.
Сенсорная алалия – еще более тяжелое состояние, при котором ребенок не понимает обращенную речь и не связывает слова со смыслом. Заболевание мало изучено и трудно диагностируется. Вовремя не начатая коррекция (с 2-3 лет) может вызвать серьезную дезадаптацию и привести к инвалидности.
2. Параалалический вариант ТНР. По симптомам и признакам похож на моторную алалию, но протекает намного легче и быстрее преодолевается (за 2-3 года).
Коморбидность
Тотальное ПНР характеризуется высоким показателем коморбидности. 60-70% детей с нарушением звукопроизношения имеют проблемы с вниманием, памятью и эмоциональной сферой. Нарушения устной речи имеют 50% детей с дислексией и 60-80% детей с ЗПР или умственной отсталостью.
Нарушение речи довольно часто сопровождается множеством нарушений:
1. Когнитивный дефицит:
- оперативной памяти;
- вербально-логических функций (способность категориально мыслить с использованием обобщающих понятий);
- сукцессивных операций;
- пальцевого и артикуляционного праксиса;
- внимания (слухового, редко – зрительного);
- незрелость игровой компетенции.
2. Личностная сфера:
- поверхность социальных связей;
- незрелость эмоционально-волевой сферы.
3. Коммуникативная компетенция:
- слабое владение диалогом (особенно монологом);
- трудности в установлении партнерских отношений.
Дефицит языковых средств ограничивает возможность освоения вербально-логических навыков в мышлении. Это может сказаться на личностной сфере, потому что возникают трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Если ребенок получил своевременную и комплексную помощь, то исход будет более благополучным. Под комплексной помощью подразумевается, как участие логопеда, так и участие врачей.
Дизонтогенез опасен негативными последствиями. У ребенка возникают сложности в обучении по основным предметам, происходит неполноценность социо-культурального дискурса и нарушение поведения. Отдельно стоит поговорить про дислексию и дисграфию, так как это самые серьезные нарушения, которые идут следом за нарушением речи.
Дислексия глазами врача
Впервые дислексия как самостоятельное нарушение была описана в конце 19 века английскими офтальмологами. Патологию определяли, как словесную слепоту – ребенок интеллектуально развит, однако не может распознавать слова. В России первыми такие случаи описали Р.А.Ткачев и С.С. Мнухин.
Дислексия представляет собой специфическое нарушение чтения. Порядка 10% детей испытывают трудности, осваивая чтение в школьные годы. По сравнению с другими детьми они оказываются не способны научиться читать в должные сроки. Закончив школу, многие из них остаются полуграмотными.
Дислексия – это состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого/языкового развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения.
Критерии диагностики по МКБ-10 – F81.0. Специфическое расстройство чтения.
- Техника чтения и/или понимание прочитанного ниже ожидаемого при данном интеллектуальном развитии. Сначала идет медленное освоение слогового чтения, а потом медленное чтение словами, что значительно затрудняет понимание текстов. Что в младших классах, что в старших ребенок автоматизировано большую часть слов читает по слогам.
- Расстройство не является прямым следствием дефекта зрения или слуха, или невротического расстройства.
Симптоматика дислексии зависит от языка. В английском языке дислексика можно распознать по неправильному прочтению и огромному количеству ошибок, в русском языке – по крайней замедленности и автоматизированности.
Эпидемиология дислексии
Данная патология в России изучена слабо, в то время как в англоязычных странах на тему дислексии написаны миллионы книг и статей, а в США проблема обсуждалась на уровне Конгресса. Результаты анкетирования, которое проводила Ассоциация родителей дислексиков, показали, что подавляющее большинство родителей и больше половины учителей в России не имеют ни малейшего понятия о дислексии. По факту дети-дислексики предоставлены сами себе и не получают необходимой помощи. Таких детей очень много:
- в российской популяции детей школьного возраста 5-6%;
- соотношение д/м: тяжелые формы – 1:4,5, средней ф. тяж. – 1:1,5;
- среди детей с ЗПР – 50%
- среди детей с недоразвитием речи – 40-50%.
5-6% в масштабах России – это примерно 700-800 тысяч детей. Закончив школу, они чувствуют себя иностранцами в родной стране, так как не могут работать с текстами. Это огромнейшие цифры и с этой стороны дислексия становится социально-значимой проблемой.
Для дислексии характерен половой диморфизм в пользу мальчиков. Мальчиков-дислексиков встречается в разы чаще по сравнению с девочками.
Церебральные механизмы дислексии
Чтение – довольно трудоемкий процесс, который развивает определенные структуры мозга. Дислексикам плохо дается чтение по той причине, что их мозг имеет серьезные особенности развития – мальформации или эктопии, когда нейроны расположены не в том месте, где им положено быть. Данное исследование было проведено Галабурдой в 1985 году. Посмотрите на рис. 1 - все, что обозначено красным цветом, являются многочисленными зонами эктопий.
Мозг дислексика имеет признаки дизэмбриогенеза. Благодаря МРТ можно определить типичные повторяющиеся отклонения в определенных зонах мозга. На рис. 2 желто-красным цветом показано снижение плотности серого вещества у дислексиков, а синим цветом – повышение. Это тоже признаки дизонтогенеза, которые чаще всего обнаруживаются в левой височной доле задней части средней височной извилины.
При помощи функционального МРТ можно определить ключевые зоны мозга, вовлеченные в обработку текста. Посмотрите на рис. 3 – во время чтения у нормально читающего ребенка активируются 3 ключевые зоны, выделенные красным цветом: верхняя височная, лобная и нижняя височно-затылочная. У дислексиков выделена только одна зона, а височные и височно-затылочные не вовлечены в обработку информации – это верный признак того, что мозг работает несовершенно. Улучшить состояние при дислексии можно при помощи специальных упражнений и реабилитации.
На рис. 4 показан график изменений темпа чтения. В 6 классе дети выходят на плато, то есть чтение по темпу и скорости не меняется и остается малопродуктивным вплоть до окончания школы.
Психопатологическая симптоматика при дислексии
Данная патология протекает совместно с разными психопатологическими синдромами. Среди них:
- церебрастения;
- синдром дефицита внимания;
- синдромы психического инфантилизма;
- СДВГ;
- интеллектуально-мнестическая недостаточность;
- неврозоподобные и невротические синдромы;
- фобия чтения;
- школьная фобия;
- делинквентность.
Все эти проблемы возникают вследствие психологической дезадаптации. Стойкие проблемы могут деформировать личность в процессе ее формирования и привести к печальным результатам. Дислексия препятствует процессу обучения, и дети болезненно переживают такие трудности. Особенности социальной ситуации ребенка-дислексика:
- хроническая неуспешность;
- хроническая фрустрация (фобия чтения, школьная фобия);
- дисгармония детско-родительских отношений (вторичная);
- низкий социальный статус среди сверстников;
- ограничение в выборе профессии;
- недоступность высшего образования.
К сожалению, в школе зачастую не замечают, что у ребенка имеются проблемы и не идут навстречу. Даже родители не осознают всю опасность ситуации и добавляют проблем ребенку, раздражаясь и ругая его за неуспеваемость. В результате дезадаптация ребенка только усиливается.
По статистике социальный статус взрослых с дислексией намного ниже, чем у остальных людей. Это вполне закономерно, ведь освоение профессии и конкуренция на рынке труда для дислексиков представляют собой жесткую среду, где они проигрывают. Особенности социальной ситуации взрослого дислексика:
- культурное развитие личности – как в дописьменную эпоху;
- культурная депривация в связи с лишением культурного дискурса посредством текстов;
- социальная дискриминация, которая обусловлена безграмотностью.
Реабилитация детей с дислексией
Важно своевременно, в 1-2 классах, начать оказывать помощь, чтобы компенсировать дислексию и предотвратить социальную дезадаптацию. Помощь должна быть комплексной:
- психолого-педагогическая коррекция нарушений чтения;
- медикаментозное лечение: ноотропы (Ноотропил, Фенотропил, Пантогам, Кортексин, Семакс и т.д.);
- психотерапевтическая помощь в семье.
Программно-аппаратный комплекс SLOGY
SLOGY – это методика коррекции дислексии на основе полуглобального метода обучения чтению, которая создавалась на протяжении 30 лет и апробировалась на группах детей с разными формами отклонений в развитии: дислексия, дети с задержкой психического развития, дети с недоразвитием речи. Методика разрабатывалась профессором, доктором психологических наук А.Н. Корневым.
Уроки проходят ежедневно и быстро, буквально 5-7 минут. В коррекции таких детей важно не перегружать их мозг, так как усвоенные навыки автоматизируются очень медленно. Для достижения значительной компенсации нужен длительный срок – 3-4 года.
Методика уникальна тем, что может подстроиться под индивидуальные возможности каждого ребенка. Она не обеспечивает всех детей одинаковыми упражнениями и формами помощи, а именно подстраивается под темп развития ребенка. Это более гибкое обучение, если сравнивать со школой.
Проблема задержки речевого развития (ЗРР) у детей — одна из ведущих в современной логопедии. Ученые различных стран активно разрабатывают системы диагностической и коррекционной помощи детям с различными патологиями, в том числе и с задержкой речевого развития (ЗРР).
В настоящее время разработано множество концепций этиологии и патогенеза ЗРР. Изучением проблемы ЗРР занимались такие ученые, как Н.И. Васильева, О.Е. Грибова, В.Киселева, Л.М. Гладковская и другие известнейшие исследователи. Проблема ЗРР — проблема мирового масштаба. Разработкой научных знаний по этой проблеме активно занимаются не только в России. В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии.
На сегодняшний день, эта проблема остается нерешённой, и многие дети нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, вопрос речевого развития детей имеет большую социальную значимость. По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. Задержка речевого развития У детей с запоздалым развитием речи существует разница между пониманием речи и словесным озвучиванием. Они правильно выполняют различные просьбы, по заданию показывают предметы, картинки и т.д., но назвать их не могут.
Причины возникновения ЗРР Далее частично рассмотрены причины задержки речи. Наследственные болезни К болезням наследственного характера, вызывающим ЗРР можно отнести: глухонемота; патологии ротовой полости; Также образованию речи препятствуют расщепление неба, патологии языка, уздечки, в некоторых случаях аденоидные разрастания, и т.д. наследственная задержка речи; Чаще (почти в 2 раза) передается по линии отца. Близнецы и двойняшки также часто отстают в речевом развитии.
При этом ЗРР передается между поколениями, не обязательно последовательно, возможен скачок через поколение. эпилепсия, судороги; мигрени и аллергии; алкоголизм родителей; самоубийства или склонность к суициду у родителей и родственников; умственная отсталость; выдающиеся способности к чему-либо; заикание; малый вес; многие другие проблемы с телесным и психическим здоровьем.
Поступление детей в школу с различными нарушениями речи с Задержкой Речевого Развития и не полное ее восстановление до семи лет, говорит о том, что такой ребенок будет испытывать трудности по русскому языку, чтению и по другим основным предметам. В отдельных случаях из-за речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы.
Появляются проблемы в психологическом плане в период адаптации. Ребенок мало общается со сверстниками и плохо контактирует с учителями, на уроках не активен и в основном молчалив. Ребенок чувствует неуверенность, появляется комплекс и негативное отношение к своей речи.
Логопедическая работа по развитию речи детей должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка.
Коррекционная работа по развитию речи трудна, требует большого напряжения и может растягиваться на годы.
Основные этапы логопедической работы 1. Обследование речи всех обучающихся с 1 класса с целью выявления речевых нарушений. 2. Постановка на учет к логопеду детей с нарушениями речевого развития (В случае согласия родителей законных представителей, ребенок попадает в логопедическую группу или на индивидуальные занятия. В каждом отдельно взятом случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке с учетом уровня развития ребенка, тяжести нарушения и иных аспектов) 3. Составление индивидуального плана логопедических занятий для детей с задержкой речевого развития. 4. Коррекционно-логопедическая работа 5. Консультативно-просветительская работа с родителями и учителями. 6.
Динамика развития речи обучающихся.
Логопед должен обязательно провести обследование, собрать анамнез ребенка по следующим направлениям: - Раннее развитие: сбор данных физиологического развития ребенка. - Раннее речевое развитие ребенка. Логопед задает вопросы о том, когда у ребенка появились гуление, лепет, насколько был разнообразен, интонирован, первые слова и предложения. Оценит физическое развитие ребенка: умение качественно, в полном объеме, выполнять те или иные упражнения. Например. Постоять на одной ноге, попрыгать на двух ногах, перепрыгнуть препятствие, походить на пятках и т.д. - Уровень формирования умений выполнения артикуляционных упражнений: логопед проверит, как малыш может управлять губами, языком, принимая те или иные артикуляционные уклады. - Уровень развития мелкой моторики. Малышу будут предложены несколько укладов, которые он должен будет выполнить с помощью пальчиков. Все упражнения сопровождаются речевой инструкций и собственным показом в виде игры.
Определение уровня понимания речи ребенком. Знание по возрасту названий предметов, их признаков, действий. Грамматические категории: единственное и множественное число, род, падеж, согласование существительное и прилагательное, числительное и существительное и т.д. Понимание инструкций. Определение уровня развития экспрессивной речи (активной) ребенка.
В своей коррекционно-логопедической работе с детьми я провожу работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. В работе с речевыми дефектами и на развитие дыхания я использую и практикую применение детьми музыкального инструмента – хомуса. Это якутский национальный инструмент.
Странная особенность игры на якутском хомусе — это полное сосредоточение. Наблюдается, что дети которые умеют и владеют игрой на хомусе быстрее и лучше развиваются в речевом плане, у них развивается контроль за вдохом и выдохом, дыхание становится правильным и ровным, которое очень важно при таких нарушениях как логоневроз (заикание), нарушение темпа и плавности речи. Дети легче и быстрее научаются правильному звукопроизношению. Учатся сосредотачиваться на задании.
Развитие на занятиях психических процессов ребенка (память , внимание, восприятие) Логопед работает в тесной связи со всеми подразделениями образовательного учреждения.
В школе с ребенком работают учитель, логопед, психолог, социальный педагог, школьный врач. Таким образом, мы реализуем в своей деятельности принципы комплексного воздействия на имеющуюся проблему с привлечением необходимых специалистов. И здесь важно использовать в логопедической работе так же принцип комплексного изучения речевой патологии, что позволяет обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития, подобрать эффективные методы и приемы коррекционной работы. При возникновении трудностей в овладении школьной программы и не возможности обучения ребенок с задержкой речи направляется на городскую ПМПК (Психолого -медико –педагогическую комиссию) на дополнительное более широкое обследование другими специалистами.
НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР ЗАТРУДНЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы в школу приходят дети, имеющие массу физиологических, психологических и речевых проблем. На сегодняшний день самую многочисленную группу детей школьного возраста составляют дети с отклонениями в речевом развитии. На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии, характера и степени выраженности, которые обусловливают ограничения в их социализации. Формирование речи - одна из характеристик общего развития ребенка, а патология речи оказывает негативное влияние на познавательную деятельность в целом, и на формирование личности в том числе [2].
В первый класс приходят дети с различными нарушениями устной речи: нарушением звукопроизношения, лексико-грамматического строя фонематических процессов, и связной речи. А так как нарушения и недоразвития устной речи влияют на формировании письменной речи, как следствие этого - неуспеваемость по русскому языку и чтению. Поэтому любые отклонения в речи должны быть вовремя замечены. Если в начале учебного года у первоклассников выявляется нарушение устной речи, то уже к концу первого полугодия, у многих из них наблюдаются выраженные трудности в овладении процессом письма и чтения, которые могут перерасти в дальнейшем в стойкие нарушения данных процессов. Нарушения чтения и письма оказывает отрицательное влияние на процесс обучения в целом, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка [4].
Некоторые родители не обращают особого внимания на недоразвитие устной речи ребенка. Но нельзя недооценивать роль речевой функции, нарушения которой могу приводить к ряду неблагоприятных последствий. Развитие мышления, памяти в значительной мере зависит от развития речи. Именно она лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения. Из этого следует, что среди неуспевающих школьников начальных классов большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи.
Существуют несколько подходов к анализу речевых нарушений и, соответственно, несколько классификаций их проявления. Поскольку речевые нарушения долгое время оставались предметом изучения дисциплин медико-биологического цикла, самое большое распространение получила клиническая классификация речевых нарушений (М. Е. Хватцев, Ф. A. Pay, О. В. Правдина, С. С. Ляпидевский, Б. М. Гриншпун и др.). В основе этой классификации лежит изучение причин (этиологии) и патологических проявлений (патогенеза) речевой недостаточности. Различные виды речевой патологии, имеют свою симптоматику и динамику проявлений. К основным относятся такие, как : нарушения голоса (О.С. Орлова отмечает, что в работах зарубежных исследователей указывается, что нарушения голоса у младших школьников определяется в 6-9%, а хроническая охриплость у детей в начальной школе – 24-38%, при этом около 3% из них связанные с нарушением голоса), нарушения темпа речи ( заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия), нарушения письма и чтения.Отклонения в речевом развитии детей, которые обучаются в общеобразовательных учебных заведениях, имеют разную систему и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения, другие же затрагивают процесс фонемообразования и, как следствие, находятся в единстве с нарушениями чтения и письма; третьи находят выражение в недоразвитии как звуковой, так и смысловой стороны речи. Нарушения речи у детей классифицируют по степени возможности посещения ребенком обычной общеобразовательной школы, или специализированного образовательного заведения (тяжелые речевые нарушения). К тяжелым формам нарушений речевой организации относятся дизартрия, алалия, анартрия, вызванные речевыми расстройствами, связанными с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС).
В зависимости от уровня поражения речевой системы можно выделить следующие формы:
афазия - распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон;
алалия - позднее появление речи, системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде;
дизартрия - искажение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения обеспеченности речевой мускулатуры.
Выделяют несколько вариантов дизартрий в зависимости от локализации поражения: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая. Так же нарушения развития устной речи делятся на два типа: фонационное (внешнее) оформление высказывания, и структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания. Диагностика нарушений развития речи предполагает участие в оказании помощи ребенку не только врачей, логопедов, психологов, но и специалистов по коррекционной педагогике. В зависимости от ведущих патологий, лежащих в основе речевых расстройств у детей, Г.А. Волкова предложила приведенную ниже классификацию. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм и сурдомутизм). Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия). Задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т. д.) [3] . ………………………………………Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является существенным барьером в усвоении общеучебной программы школы. Согласно такому подходу, речевые нарушения условно делят на три группы: фонетические нарушения, фонематические нарушения, общее недоразвитие речи [1].
Чтобы как можно лучше понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь поэтапного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых и зависит его успешное протекание. Речь дает ребенку возможность выразить собственные чувства и переживания, помогает осуществлять самоконтроль и саморегуляцию деятельности, лежит в основе накопления культурного опыта [3].
От успешности освоения письменной и устной речи зависит благополучие учебной деятельности ребенка, развития личности в целом. Поэтому так важно учителю начальных классов уделять развитию речи школьника особое внимание, использовать различные методы и приемы диагностики развития и коррекции речевой сферы.
Список литературы:
Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб., 1993.
Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб.,1993.
Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие / Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М., 2001.
Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.,2004.
Оценка развития речи школьника. Нарушения речи у ребенка
Им может быть трудно понять, что слова состоят из речевых сегментов (фонем), поэтому у них нарушена способность разбивать слова на составляющие их звуки, соответственно у них может быть нарушено и составление из звуков слов при их произношении. Они могут также испытывать проблемы при мысленных манипуляциях со звуками и комбинировании звуков для составления слов.
Семантический дефицит также встречается достаточно часто. Ребенку сложно понять смысл новых слов и правильно использовать эти слова. Для таких детей особенно трудно четко различать оттенки значений при разных сочетаниях слов. Другие распространенные речевые нарушения включают нарушение синтаксиса (порядка слов), построения речи (параграфы и переходы), слабо развитое чувство языка
Они испытывают проблемы с пониманием абстрактной или символической речи, высокотехнического лексикона, вербальных концепций, плотно упакованной вербальной информации в учебниках, проблемы, связанные с изучением иностранных языков и пониманием образной речи (включая метафоры и сравнения).
Часто различают дисфункцию рецептивной и экспрессивной речи (т. е., нарушение речевой продукции или коммуникации). У детей с преимущественным нарушением рецептивной речи могут возникать трудности при выполнении инструкций при работе в классе, проблемы с пониманием устных объяснений и интерпретацией прочитанного материала. Нарушения экспрессивной речи включают оромоторные проблемы, затрагивающие нарушение артикуляции и беглости речи.
Некоторые ученики путают последовательность звуков в словах; другим трудно регулировать ритм или просодию речи. Их речь может быть неровной, неуверенной и иногда характеризуется неправильной интонацией. Проблемы, связанные с вспоминанием слов, могут нарушать беглость экспрессивной речи. Несмотря на достаточный словарный запас, дети испытывают затруднения, связанные с подбором правильных слов для выражения своих мыслей, например, при ответе в классе. Их речь кажется очень неуверенной, и они могут использовать замещающие определения (описание значений) слов, которых они не могут вспомнить в данный момент (парафраза, многоречивость).
Другие дети с нарушением экспрессивной речи испытывают трудности при построении предложений, включая правильное применение грамматических конструкций и организацию устного (и, возможно, письменного) повествования. У некоторых учеников имеется взаимосвязь между нарушением экспрессивной речи и развитием асоциального (делинквентного) поведения. Это особенно актуально, если нарушение экспрессивной речи- возникает в контексте социальной депривации или патологической обстановки в семье.
Ученики с хорошо развитой речью могут использовать свои лингвистические способности, чтобы преодолеть проблемы в других областях знаний. Например, школьник может пустить в ход свою способность к рассуждению в процессе изучения математики, скрывая тенденцию к затруднениям при понимании преимущественно невербальных концепций (таких, как пропорция, коэффициент, уравнение и диаметр).
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
- Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики "психология детей"
Читайте также: