Последняя любовь тютчев анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Кратко

Важно то, что после встречи с девушкой поэт вновь замечает, как прекрасна природа и обращается к пейзажной лирике. За окном – то, что наиболее подходит под его чувства и мысли на данный момент. Он не желает, чтобы день клонился к закату и вместе с тем не желает, чтобы его собственная жизнь так же неумолимо клонилась к завершению. Но то тепло, которое дает автору последняя любовь, греет его душу и наполняет огромным количеством различных чувств.


Гроза – воплощение перемен

В стихотворении автор говорит, что чувство любви в зрелом возрасте намного нежнее и суевернее. Об этом он знает из личного опыта. Федор Тютчев уже был дважды женат, вырастил детей. Он открывает в себе новые черты характера, о которых он даже не знал. Он описывает свою любовь, как вечернюю зарю. Она освещает его жизненный путь особым сиянием. Это чувство дает ему силы для вдохновения. Именно после знакомства с Еленой Тютчев вновь начинает творить не только романтичную лирику, но и пейзажную. Его окружающий мир становится вновь прекрасным.

Стихотворение имеет особое звучание. Вначале может показаться, что произведение написано амфибрахием, но последнее слово нарушает слаженное звучание. Это считается перебивкой ритма, которую автор использует для создания доверительной интонации. Такой прием придает стихотворению исповедальный характер любовного признания.

Это стихотворение многие считают уникальным в любовной поэзии, так как ни относится к страстному юношескому признанию или горькому сожалению о прошедшей любви, а есть объяснением мудрого и зрелого мужчины. Он знает цену жизни и любви и ценит каждый миг, верит в приметы и знаки. Все это, потому что он боится потерять то чувство, которое уже не мечтал ощутить, что-то драгоценное и важное. Своим стихотворением автор дает надежду каждому на взаимное и чистое чувство независимо от мнения окружающих людей и различия в возрасте.

Федор Иванович принадлежит к той категории поэтов, которые за свою творческую карьеру написали не так много произведений. Но все его работы заслуживают уважения, проникают в душу читателя и находят там отклик.

Тютчев принадлежит к дворянскому обедневшему роду, хоть он и писал стихи, и даже печатался в журналах с юных лет, но всю жизнь проработал чиновником. Удивительно, что человек, проживший более двух десятков лет за границей, сумел так тонко прочувствовать душу русских людей, красиво и ярко изобразить природу. Философия, присущая Федору Ивановичу, завораживает и заставляет задуматься над собственной жизнью.

Основная тема

Каждая строчка произведения наполнена сильными и светлыми чувствами. В них мало эмоций и порывов, свойственных бурной юности. Зато много глубины и искренности. Умудренный опытом поэт желает заботиться о возлюбленной, оберегать ее от житейских невзгод. Его отношение к Елене больше, чем дружба и человеческое участие. Он любит не пылко и страстно, но очень глубоко.

Последняя любовь — подарок, которым судьба одарила лирического героя. Он понимает, что она обречена и никогда не повторится, поэтому старается беречь чувство и с наслаждением проживает каждый день. С одной стороны, он ощущает блаженство. С другой — осознает, что все может быстро кончиться, страдает от безнадежности положения, в котором находится.

Фёдор Тютчев – ещё при жизни довольно известный русский поэт и дипломат, в довольно уже серьёзном возрасте влюбился в красивую двадцатичетырёхлетнюю Елену Денисьеву.

К его огромному удивлению эта любовь оказалась взаимной. Более десяти лет продолжался этот роман. Из-за его социального положения в обществе он не мог развестись со своей женой и вновь жениться.

Все эти годы он был благодарен своей жене за понимание и терпение, но и расстаться со своей любовью не мог. Поэт пережил обеих своих женщин. Особенно сильно переживал он смерть Елены и до конца своей жизни считал одного себя виновником её ранней гибели.

В своём стихотворении автор последнюю любовь сравнивает с вечерней зарёй и утверждает, что как вечерняя заря освещает своим последним сиянием прошедший день, так и последняя любовь озаряет человеческую жизнь, которая близится уже к своему вечному пристанищу. Но главный герой произведения ничего не боится и ни о чём не сожалеет. Он просит только об одном «Помедли, помедли, вечерний день,

Литературные особенности


О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье,- Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность.

Раннее творчество поэта

Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней!

Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье.

Говоря о ритмической организации стихотворения, нельзя не сказать об особом звучании этого произведения. Поначалу кажется, что стихотворение написано амфибрахием. Но последнее слово словно выбивается из общего ритма и нарушает слаженное звучание. В поэзии это принято называть перебивкой ритма. Очевидно, автор использует данный прием, чтобы создать более доверительную интонацию, чтобы подчеркнуть исповедальный характер своего любовного признания. Замедленность ритма вызывают и повторы: «Сияй, сияй, прощальный свет. «. «Помедли, помедли, вечерний день. «. «Продлись, продлись, очарование. «

Пошли, господь, свою отраду Тому, кто в летний жар и зной Как бедный нищий мимо саду Бредет по жесткой мостовой – Кто смотрит вскользь через ограду На тень деревьев, злак долин, На недоступную прохладу Роскошных, светлых луговин.

Не для него гостеприимной Деревья сенью разрослись, Не для него, как облак дымный, Фонтан на воздухе повис.

Лазурный грот, как из тумана, Напрасно взор его манит, И пыль росистая фонтана Главы его не осенит.

Пошли, господь, свою отраду Тому, кто жизненной тропой Как бедный нищий мимо саду Бредет по знойной мостовой.

И опять звезда играет В легкой зыби невских волн, И опять любовь вверяет Ей таинственный свой челн. И меж зыбью и звездою Он скользит как бы во сне, И два призрака с собою Вдаль уносит по волне.

Дети ль это праздной лени Тратят здесь досуг ночной? Иль блаженные две тени Покидают мир земной?

Ты, разлитая как море, Пышноструйная волна, Приюти в твоем просторе Тайну скромного челна!

Как ни дышит полдень знойный В растворенное окно, В этой храмине спокойной, Где всё тихо и темно, Где живые благовонья Бродят в сумрачной тени, В сладкий сумрак полусонья Погрузись и отдохни.

Здесь фонтан неутомимый День и ночь поет в углу И кропит росой незримой Очарованную мглу.

И в мерцанье полусвета, Тайной страстью занята, Здесь влюбленного поэта Веет легкая мечта.

Под дыханьем непогоды, Вздувшись, потемнели воды И подернулись свинцом – И сквозь глянец их суровый Вечер пасмурно-багровый Светит радужным лучом, Сыплет искры золотые, Сеет розы огневые, И – уносит их поток… Над волной темно-лазурной Вечер пламенный и бурный Обрывает свой венок…

Не говори: меня он, как и прежде, любит, Мной, как и прежде, дорожит… О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит, Хоть, вижу, нож в руке его дрожит. То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя, Увлечена, в душе уязвлена, Я стражду, не живу… им, им одним живу я – Но эта жизнь. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно… Не мерят так и лютому врагу… Ох, я дышу еще болезненно и трудно, Могу дышать, но жить уж не могу.

Когда порой так умиленно, С такою верой и мольбой Невольно клонишь ты колено Пред колыбелью дорогой,

Где спит она – твое рожденье – Твой безымянный херувим, – Пойми ж и ты мое смиренье Пред сердцем любящим твоим.

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя… Год не прошел – спроси и сведай, Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы, Улыбка уст и блеск очей? Все опалили, выжгли слезы Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече, При первой встрече роковой, Ее волшебный взор, и речи, И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это? И долговечен ли был сон? Увы, как северное лето, Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором Твоя любовь для ней была, И незаслуженным позором На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья! В ее душевной глубине Ей оставались вспоминанья… Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало, Очарование ушло… Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья, Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья, Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим! Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей.

Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…

О вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия. Так, ты – жилица двух миров, Твой день – болезненный и страстный, Твой сон – пророчески-неясный, Как откровение духов…

Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые – Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть.

Весь день она лежала в забытьи, И всю ее уж тени покрывали. Лил теплый летний дождь – его струи По листьям весело звучали. И медленно опомнилась она, И начала прислушиваться к шуму, И долго слушала – увлечена, Погружена в сознательную думу…

Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому еще не удавалось! О господи. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…

Когда на то нет божьего согласья, Как ни страдай она, любя, – Душа, увы, не выстрадает счастья, Но может выстрадать себя… Душа, душа, которая всецело Одной заветной отдалась любви И ей одной дышала и болела, Господь тебя благослови!

Он, милосердный, всемогущий, Он, греющий своим лучом И пышный цвет, на воздухе цветущий, И чистый перл на дне морском.

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю свою она вдохнула, Как всю себя перелила в меня. И вот уж год, без жалоб, без упреку, Утратив всё, приветствую судьбу… Быть до конца так страшно одиноку, Как буду одинок в своем гробу.

Нет дня, чтобы душа не ныла, Не изнывала б о былом, Искала слов, не находила, И сохла, сохла с каждым днем, – Как тот, кто жгучею тоскою Томился по краю родном И вдруг узнал бы, что волною Он схоронен на дне морском.

Эти стихотворения были написаны под впечатлением от внезапной, сильной и разрушительной любви. В цикле начала описываться не только любовь сама по себе, но и то, как она может восприниматься окружающими, появился мотив страдания, не характерный раннему творчеству.

История создания

В 1826 году Федор Тютчев женился на Элеоноре Петерсон – женщине, которой автор восхищался, которой был очень признателен, благодарен, уверен в ней, уверен в её любви. В этом браке родились три замечательные дочери.

В 1833 году у Федора Ивановича начался роман с замужней на то время Эрнестиной Дернберг. Элеонора Федоровна догадывалась о измене мужа, но вела себя достойно. Скандал по этому поводу был лишь однажды, без присутствия самого Тютчева, впоследствии чего первая жена поэта довольно быстро ушла из жизни. Смерть жены Федор Иванович мучительно переживал, тосковал по ней, поседел за одну ночь… Но через несколько месяцев Федор Тютчев и Эрнестина Дернберг обвенчались. В этом браке родились ещё два сына и дочь.

В 1850 году Фёдор Иванович Тютчев познакомился с Еленой Александровной Денисьевой, которая училась в одном классе с его старшими детьми. Эрнестина Фёдоровна замечала знаки внимания своего мужа к подружке дочери, но не придавала большого значения им, так как привыкла к мимолетным романам Федора Ивановича. Но уже в 1851 году Елена Александровна родила от поэта первого ребенка. Их роман продолжался 14 лет, до смерти Елены Денисьевой.

Третий период творчества Тютчева, к коему относится разбираемое стихотворение, отличается трагическими, упадническими, мрачными нотами, безысходными настроениями. Он уже стар, а его муза молода и прекрасна.

Жанр, направление, размер

Композиция

В 1-й части автор восклицает, говорит будто на выдохе, после долгих раздумий и метаний.

Повторение слов или строк в лирических произведениях обычно заостряет внимание читателя на особо важном, на основном. В данном случае поэт воспользовался повторением, чтобы рассказать читателю о своей радости видеть этот удивительный свет, о нежелании его терять из виду.

Также автор прибегает к повторению.

В 3-й части поэт пишет о том, что, возможно внешне человек с возрастом и меняется, но сердце, душа его всегда молоды, полны любви и надежды!

Последние две строки – это отчаянный вывод из всего рассуждения поэта!

Образы и символы

Далее поэт прямым текстом сравнивает последнюю любовь с зарей.

Заря – это символ пришествия Христа. То есть тьмы уже не будет, есть негасимый свет! Поэт заменил закат словосочетанием заря вечерняя, что объясняет отношение лирического героя к одолевшему его чувству, лирический герой воспринимает его как что-то разрастающееся, увеличивающееся и усиливающееся.

Далее поэт пишет:

Скорее всего, здесь автор ничего не завуалировал, а образно обрисовал происходящие события, представив свою жизнь небом, в которой не было место радости, но вдруг появился свет, подаривший радость жизни лирическому герою.

Очень интересно так же то, что одно из символических значений запада – это средний возраст, то есть как раз тот возраст, в котором прибывал поэт на момент написания произведения. Этот факт ещё раз доказывает, что лирический герой является автопортретом поэта.

Темы, проблемы, настроение

В этом и заключается проблематика произведения, в сплетённости любви, нежности и отчаянья, странного чувства собственного несоответствия обстоятельствам, тревоги, страха. Старость контрастирует с юностью, закат дней сталкивается с ярким светом зари.

Основная идея

Средства выразительности

Автор: Кристина Асаулова

Автор: Самый Зелёный · Published 19.02.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 23.03.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 02.07.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Кому посвящается произведение

История создания произведения припадает на 1852-1854 годы. Автор, на протяжении всей своей жизни пользовался популярностью у женщин. Истории известны самые яркие романы поэта с Амалией Крюденер, Элеонорой Петерсон, Эрнестиной Дернберг, а также Еленой Денисьевой, о которой и пойдет речь.

Считается, что стихотворение посвящено именно Елене. Непростая судьба была у отношений, с разницей в 23 года. Во время их знакомства (1850 г.), Федор Иванович был повенчанный с Эрнестиной Дернберг, с которой воспитывал своих троих детей – 2 сына и дочь. Елена — была лучшей подружкой дочери поэта и проводила у них дома много свободного времени.

Эрнестина замечала подозрительное отношение супруга к молодой девушке, но считала, что это всего лишь флирт, который скоро закончится. Как же она сильно ошибалась! Несмотря на осуждение общества, родственников, невинные знаки внимания переросли в страстную взаимную любовь. Отношения длились около 14 лет, до самого трагического момента – смерти Елены Денисьевой. Эти счастливые годы подарили поэту еще троих детей.

Основная характеристика

По направлению – стопроцентный романтизм, сопровождающийся любованием предметом обожания, наслаждением ощущениями, которые дарят отношения, и призывом пронести это состояние как можно дольше.

По размеру – 4-х стопный ямб с пиррихиями. В рифмовке прослеживается перекрестное чередование мужской и женской рифмы

Композиция стихотворения

Первая строфа – повествует о самом прекрасном чувстве, которое испытывает автор. И о котором говорит с еще большим трепетом, поскольку за годы своей жизни, он твердо понимает, что это – подарок судьбы, испытать подобные ощущения в уже немолодом возрасте.

Третья строфа – итог всех переживаний. И пусть с возрастом человек стареет, но чувства остаются такими же, как в молодости. Огонь в глазах можно пронести через всю свою жизнь.

Повторения, которые автор использует на протяжении всего произведения, твердят о самом важном.

Главный герой – сам автор. Любовь – основной и главенствующий образ стихотворения. Его сравнение со светом, зарей превозносит роль любви на самый высокий пьедестал. Отношения с Еленой, поэт называет последним блаженством и безнадежностью одновременно.

Основная мысль и настроение

Любовь Тютчева не похожа на других. В ней больший концентрат эмоций, чувств и легкости.

Мудрость прожитых лет, помогает герою преодолеть тревожное настроение и с надеждой окунуться в чувства, приносящие покой и удовлетворение.

Средства художественной выразительности

На протяжении всего произведения, прослеживаются эпитеты (прощальный, последний), метафоры ( на склоне лет, заря вечерняя, скудеет кровь), олицетворения (бродит сиянье, полнеба охватила тень), оксюморон (вечерний день), лексические повторы (сияй, помедли, продлись), инверсия (нежней мы любим и суеверней), риторическое восклицание (первое четверостишье).


Ноя 24, 2020 | 0 комментариев

Последняя любовь анализ

Небольшое по объему стихотворение под названием Последняя любовь Тютчев написал в поздний творческий период. Его можно назвать автобиографическим. Ведь в данном стихотворении автор отображает собственные переживания. Разобраться во всех его особенностях поможет анализ стиха Последняя любовь Тютчева.

Последняя любовь Тютчев анализ

Краткий анализ стихотворения выглядит следующим образом:

✔️ создан в период с 1852 до 1854 года;

✔️ в произведении поднимается столь важная тема, как любовь в самом глубоком и ее представлении. Пережить столь сильное чувство удастся лишь зрелым людям;

✔️ данное произведение состоит из трех частей, несущих разный смысл;

✔️ стих относится к такому жанру, как элегия.

Какова идея стихотворения Последняя любовь Тютчева и основные его особенности следует рассмотреть более подробно.

Последняя любовь Тютчев анализ

История создания

Отдельного внимания заслуживает история создания Последняя любовь Тютчева. В период его написания автор уже состоялся, как поэт, был зрелым мужчиной. Он искренне полюбил Елену Денисьеву, совсем юную по сравнению с ним девушку. Ему в тот период уже исполнилось 47 лет. Его же возлюбленной было всего 24.

Отношения начали развиваться очень стремительно, но пару все осуждали. Обусловлено это прежде всего тем, что у Тютчева тогда уже была семья. Роман с юной особой воспринимался, как что-то ненормальное. При этом чувства девушки к поэту оказались невероятно сильными и она смогла принести в жертву свое положение в социуме, лишь бы быть рядом с милым сердцу человеком.

Данные отношения длились на протяжении четырнадцати лет. Роман закончился лишь тогда, когда Елена скончалась. Она родила Тютчеву вне брака троих детишек, постоянно мучилась по причине того, что находилась в обществе в оскорбительном положении. Ее жизнь оборвалась из-за чахотки. Оставшуюся жизнь поэт испытывал чувство вины перед Еленой. Исходя из этого становится понятно, кому посвящено Последняя любовь Тютчева.

Поэт написал немало произведений, посвященных своей любимой. Все они были объединены в один цикл, который известен под названием Денисьевский. В него вошло и стихотворение Тютчева, которое называется Последняя любовь.

Тема и композиция

Тема Последней любви Тютчева понятна – это любовь. Этим нежным, искренним чувством пронизана каждая из строчек данного произведения. Правда, в данном случае речь идет не о юношеской страсти и переживаниях, характерных для молодых людей, а о зрелых чувствах.

Лирический герой в данном случае проявляет нежные чувства. В основе его любви лежит желание проявлять заботу и внимание, оберегать свою любимую. Правда, это далеко не дружба, которой присуща не романтика, а самая что ни на есть настоящая любовь, испытываемая мужчиной по отношении к женщине.

Эти чувства автор преподносит как небесный дар. Правда, они обречены и во всем стихотворении прослеживается безнадежность и некая тоска. Герой бережет любовь, понимая, что подобные взаимные чувства больше не смогут повториться.

Стих по количеству строф условно разделяется на три части. В каждой из них мысль является законченной. Например, в первой автор размышляет об испытываемой любви. Он сравнивает ее с зарей, которая освещает путь по жизни. Во второй герой является отрешенным, говорит о грядущей старости, которой избежать не удастся. Ему хочется, чтобы время хоть не на долго остановилось. Таким образом он сможет еще хоть немного насладиться данными чувствами.

В последней строфе отражается основная мысль Тютчева Последняя любовь. Поэт говорит о том, что какими ни были бы преграды, поставленные временем, у человека есть возможность искренне любить даже в зрелом возрасте.

Жанр и средства выразительности

Данное произведения автор написал в жанре элегия. Это своеобразная песня, обладающая грустным содержанием. Средства выразительности Тютчев в произведении Последняя любовь использует разные. Например, возвышенную интонацию ему удается сделать за счет частого применения буквы О. С помощью постоянных повторов, произведение становится музыкальным и лирическим.

Также в стихотворении отмечается множество эпитетов. Благодаря им произведение приобретает образность и максимальную выразительность.

Основная идея стихотворения

Идея стихотворения Последняя любовь Тютчева заключается в том, что искреннюю любовь люди могут испытать в любом возрасте. Чем же позже при этом проявятся данные чувства, тем более тяжело окажется воспринять разницу между разочарованием и наслаждением.

Последняя любовь послушать стихотворение

Читайте также: