Какие мотивы побуждали толстого добиваться перевода в действующую армию кратко

Обновлено: 08.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Л.Н. Толстой, Воскресение (Роман)

Дед, доказательство, как грится, в студию!

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 670 записей в блогах и 6399 комментариев.
Зарегистрировался 21 новый макспаркер. Теперь нас 5030877.

В 1851 году Толстой добивается назначения на воинскую службу на Кавказ, где вместе со старшим братом Николаем, профессиональным военным, в качестве добровольца участвует в военных действиях против чеченцев. Свое психологическое состояние накануне отъезда писатель передал в повести "Казаки" (1852-1863). Князь Оленин, морально опустошенный, окончательно разочаровавшийся в жизни, очень напоминающий лермонтовского Печорина, едет в действующую армию. Герой надеется отвлечься на фоне прекрасной природы от прежних разочарований, пытается возродиться в среде свободного "естественного" народа. Оленин живет среди казаков, дружит со старым охотником дядей Ерошкой, увлекается казачкой Марьяной. Но, как и у пушкинского Алеко (из поэмы "Цыганы"), опрощения не происходит. Станица отвергает чужака, и даже Марьяна куда ближе лихач Лукашка, чем князь Оленин.

Во время службы на Кавказе появляются первые литературные опыты - рассказы "Набег (1853), "Рубка леса" (1855). Их тема - война. Как и в более поздних произведениях, она показана без всякой патетики, акцента на героизм, а как нечто обыденное, как простое ремесло. Одновременно продолжается работа над автобиографической повестью "Детство". В 1852 году Н. Некрасов, увидев "простоту и действительность содержания", опубликовал это произведение под названием "Повесть моего детства", что очень огорчило Л. Толстого. Он посчитал, что такой заголовок обеднил, смысл произведен, повесть получила положительную оценку в критике, поэтому писатель продолжил свою работу. За "Детством" последовали "Отрочество" (1852-1854) и "Юность" (1855-1857). Сам автор указывал, что была задумана книга "Четыре эпохи развития", но описаны только три из них: повесть "Молодость" осталась неосуществлённым замыслом. Главное, что интересует автора в трилогии, - становление личности человека. Оно, как показывает писатель, происходит в мелких, ничего не значащих для взрослых событиях, но именно их влиянием растущий человек незаметно меняется, взрослеет.

В 1854 году по личной просьбе Толстого перевели на службу в Севастополь, где он участвовал в обороне четвертого бастиона, проявив редкое бесстрашие, за что был награжден орденом св. Анны и двумя медалями "за защиту Севастополя". Это один из самых трагических и героических эпизодов Крымской Войны (1853-1856). Писатель был потрясен героизмом русских солдат. По горячим следам создаются "Севастопольские рассказы" (опубликованы в "Современнике" в 1856 году). Это цикл из трех произведений ("Севастополь в декабре 1854 г.", "Севастополь в мае 1855 г." и "Севастополь в августе 1855 г."), объединенных темой, местом действия и героями. "Севастопольские рассказы" совершили настоящий переворот в русской баталистике. Толстого интересуют не причины, не диспозиция, а то, как война влияет на человека. Вместо бравых героев-удальцов писатель изображает людей, занятых спокойным будничным делом. А дело это - война, в настоящем ее проявлении - в страданиях, в крови, в смерти. Жители осажденного города и солдаты, выведенные в рассказах (имен очень мало – настолько типично было то, о чем писал Толстой), без всякой суеты или растерянности, вовсе не ради наград или званий приняли ужасные условия существования в военном Севастополе. Писатель смог разгадать чувство, которое ими руководило: "чувство проявляющееся, стыдливое в русском народе, но лежащее у каждого в глубине души, - любовь к родине". Именно патриотизм побуждал совершать подвиги, "Севастопольские рассказы" отличаются сдержанностью стиля, по силе воздействия приближаются к публицистике, напоминая репортаж с места боев или очерк о жизни осажденного города.

Отправившись сначала на Кавказ (в станицу Старогладковскую на Тереке) с братом Николаем, который служил там артиллерийским офицером, Толстой добровольцем принимал участие в экспедициях против горцев. Затем он начал хлопотать о зачислении его на военную службу и в феврале 1852 года был определен фейерверкером (унтер-офицером) в артиллерийскую батарею и теперь уже вместе со своей батареей участвовал во многих походах.

В конце 1853 года Толстой начал ходатайствовать о переводе его в действующую армию на Дунай, где русские войска под командованием генерала М. Д. Горчакова вели военные действия против Турции. Переведенный туда, Толстой служит в управлении начальника артиллерии армии сначала в Бухаресте, затем в Кишиневе. Здесь вместе с группой передовых, образованных офицеров он замышляет издание для солдат популярного журнала, в котором правдиво освещались бы военные события. При его активном участии была разработана программа журнала и подготовлен пробный номер, представленный Горчаковым военному министру с просьбой о разрешении издания, которое, однако, было запрещено царем 2 .

Чувство патриотизма, как признавался позже Толстой, заставило его добиваться перевода в Крымскую армию, и он попал туда в самый разгар обороны Севастополя. Он участвовал в вылазках из крепости, в сражении на Черной речке 4 августа 1855 года и продолжительное время нес боевую службу на знаменитом 4-м бастионе.

Опыт военной службы нашел разностороннее отражение в творчестве Толстого-художника. В опубликованных же документах и воспоминаниях современников этот период его жизни освещен очень бедно. Между тем в Центральном государственном военно-историческом архиве СССР хранятся подлинные документы, позволяющие уточнить биографические данные о Л. Н. Толстом за время его военной службы. Среди них подлинный формулярный список Толстого, составленный на 1 января 1855 года, и приказы по 4-й артиллерийской дивизии, в которых зафиксировано прохождение Толстым военной службы.

Таким образом, с переводом на Дунай Толстой начал службу в 11-й артиллерийской бригаде и из этой бригады 13 апреля, как показывает приказ Сикстеля № 101 от 16 апреля 1854 года 11 , был откомандирован в управление начальника артиллерии [67] Южной армии. В 12-й же бригаде он вовсе не служил и не переводился в нее из 11-й, как записано в опубликованном П. С. Поповым аттестате и как это повторено Н. Н. Гусевым. Только из приказа Сикстеля № 117 от 21 апреля (Толстой находился уже в управлении начальника артиллерии) становится известным оформление в Петербурге назначения Толстого в легкую № 8 батарею 12-й артиллерийской бригады (см. док. 4), куда он и заносится в списки, оставаясь фактически служить в управлении начальника артиллерии Южной армии.

До сих пор документально не установлена дата выезда Л. Н. Толстого из Кишинева в Крым 12 . Согласно тому же аттестату он появляется в Крыму только 5 января 1855 года.

Из публикуемого ниже формулярного списка (см. док. № 1) видно, что в распоряжение начальника артиллерии Крымской армии Толстой был отправлен 31 октября 1854 года и прибыл туда 10 ноября, а на следующий день был прикомандирован к легкой № 3 батарее 14-й артиллерийской бригады, которая стояла сначала в Севастополе, а через месяц была переведена под Симферополь в татарскую деревню Эски-Орда. Это опять-таки было прикомандирование, в постоянном же списочном составе Толстой оставался в легкой № 8 батарее 12-й артиллерийской бригады, почему в формулярном списке на 1 января 1855 года он и значится подпоручиком этой батареи.

В аттестате, опубликованном П. С. Поповым, служба Толстого в 14-й артиллерийской бригаде (в Эски-Орде) вовсе не отражена, в биографических же работах иногда утверждается, что по прибытии в Севастополь из Кишинева Толстой сразу был прикомандирован к легкой № 3 батарее 11-й артиллерийской бригады 13 . В действительности только приказом № 6 от 12 января 1855 года и. д. начальника 4-й артиллерийской дивизии генерал-майор И. С. Вдовиченко откомандировал Толстого из 14-й бригады в легкую № 3 батарею 11-й бригады 14 на Бельбек в соответствии с приказом начальника артиллерии Крымской армии от 5 января (эта последняя дата и принята в аттестате за первый день фактического пребывания на Бельбеке).

Ошибочной оказывается и запись в аттестате о том, что Толстой был произведен в поручики за отличие в сражении при Черной речке 4 августа 1855 года. Из наградного списка, подписанного командующим артиллерией Севастопольского гарнизона полковником К. Ф. Шейдеманом и начальником 4-й артиллерийской дивизии генерал-майором В. X. Сикстелем, а затем утвержденного начальником артиллерии Южной и Крымской армий генерал-лейтенантом А. О. Сержпутовским, видно, что к чину поручика Толстой был представлен за боевое отличие, проявленное на Язовском редуте во время второго бомбардирования Севастополя неприятелем (см. док. № 7).

Публикуемые приказы по 4-й артиллерийской дивизии дают новые сведения о фактах из биографии Л. Н. Толстого за время военной службы.

Кандидат исторических наук В. Поликарпов. [68]

Формулярный список о службе и достоинстве состоящего при штабе начальника артиллерии Южной армии легкой № 8 батареи 12 артиллерийской бригады подпоручика графа Толстого за 1854 год

В 1851 году Толстой добивается назначения на воинскую Службу на Кавказ, где вместе со старшим братом Николаем, профессиональным военным, в качестве добровольца участвует в военных действиях против чеченцев. Свое психологическое состояние накануне отъезда писатель передал в повести “Казаки” (1852-1863). Князь Оленин, морально опустошенный, окончательно разочаровавшийся в жизни, очень напоминающий лермонтовского Печорина, едет в действующую армию. Герой надеется отвлечься на фоне прекрасной природы от прежних разочарований, пытается возродиться

Оленин живет среди казаков, дружит со старым охотником дядей Ерошкой, увлекается казачкой Марьяной. Но, как и у пушкинского Алеко (из поэмы “Цыганы”), опрощения не происходит. Станица отвергает чужака, и даже Марьяна куда ближе лихач Лукашка, чем князь Оленин.
Во время Службы на Кавказе появляются первые литературные опыты – рассказы “Набег (1853), “Рубка леса” (1855). Их тема – война. Как и в более поздних произведениях, она показана без всякой патетики, акцента на героизм, а как нечто обыденное, как простое ремесло.

работа над автобиографической повестью “Детство”. В 1852 году Н. Некрасов, увидев “простоту и действительность содержания”, опубликовал это произведение под названием “Повесть моего детства”, что очень огорчило Л. Толстого. Он посчитал, что такой заголовок обеднил, смысл произведен, повесть получила положительную оценку в критике, поэтому писатель продолжил свою работу. За “Детством” последовали “Отрочество” (1852-1854) и “Юность” (1855-1857).

Сам автор указывал, что была задумана книга “Четыре эпохи развития”, но описаны только три из них: повесть “Молодость” осталась неосуществленным замыслом. Главное, что интересует автора в трилогии, – становление личности человека. Оно, как показывает писатель, происходит в мелких, ничего не значащих для взрослых событиях, но именно их влиянием растущий человек незаметно меняется, взрослеет.
В 1854 году по личной просьбе Толстого перевели на службу в Севастополь, где он участвовал в обороне четвертого бастиона, проявив редкое бесстрашие, за что был награжден орденом св. Анны и двумя медалями “за защиту Севастополя”. Это один из самых трагических и героических эпизодов Крымской Войны (1853-1856). Писатель был потрясен героизмом русских солдат.

По горячим следам создаются “Севастопольские рассказы” (опубликованы в “Современнике” в 1856 году). Это цикл из трех произведений (“Севастополь в декабре 1854 г.”, “Севастополь в мае 1855 г.” и “Севастополь в августе 1855 г.”), объединенных темой, местом действия и героями. “Севастопольские рассказы” совершили настоящий переворот в русской баталистике. Толстого интересуют не причины, не диспозиция, а то, как война влияет на человека. Вместо бравых героев-удальцов писатель изображает людей, занятых спокойным будничным делом.

А дело это – война, в настоящем ее проявлении – в страданиях, в крови, в смерти. Жители осажденного города и солдаты, выведенные в рассказах (имен очень мало – настолько типично было то, о чем писал Толстой ), без всякой суеты или растерянности, вовсе не ради наград или званий приняли ужасные условия существования в военном Севастополе. Писатель смог разгадать чувство, которое ими руководило: “чувство проявляющееся, стыдливое в русском народе, но лежащее у каждого в глубине души, – любовь к родине”.

Именно патриотизм побуждал совершать подвиги, “Севастопольские рассказы” отличаются сдержанностью стиля, по силе воздействия приближаются к публицистике, напоминая репортаж с места боев или очерк о жизни осажденного города.

Читайте также: