В чем причина того что гриб лишайника не может существовать в природе без водоросли кратко
Обновлено: 04.07.2024
Лишайники — своеобразная группа живых организмов, произрастающих на всех континентах, в том числе и в Антарктиде. В природе их насчитывают более 26 000 видов.
Долгое время лишайники были загадкой для исследователей. Однако до сих пор не пришли к единому мнению относительно их положению в систематике живой природы: одни относят их к царству растений, другие — к царству грибов.
Тело лишайника представлено слоевищем. Оно очень разнообразно по окраске, размерам, форме и строению. Слоевище может иметь форму тела в виде корочки, листовидной пластинки, трубочек, кустика и небольшого округлого комочка. Некоторые лишайники достигают в длину более метра, но большинство имеют слоевище размером 3-7 см. Они медленно растут — за год увеличиваются на считанные миллиметры, а некоторые — на доли миллиметра. Возраст их слоевища нередко насчитывает несколько сотен и тысяч лет.
Лишайники не имеют типичной зелёной окраски. Окраска лишайников сероватая, зеленовато-серая, светло- или тёмно-бурая, реже жёлтая, оранжевая, белая, чёрная. Окраска обусловлена пигментами, которые находятся в оболочках гиф гриба. Различают пять групп пигментов: зелёные, синие, фиолетовые, красные, коричневые. Цвет лишайников может зависеть также от окраски лишайниковых кислот, которые откладываются в виде кристаллов или зёрен на поверхности гиф.
Живые и отмершие лишайники, скопившаяся на них пыль и песчинки создают не обнажённом грунте тонкий слой почвы, в котором могут закрепиться мхи и другие наземные растения. Разрастаясь, мхи и травы затеняют наземные лишайники, засыпают их отмершими частями своих тел, и лишайники со временем исчезают с этого места. Лишайникам вертикальных поверхностей засыпание не грозит — они разрастаются и разрастаются, впитывая влагу дождей, рос и туманов.
В зависимости от внешнего облика слоевища лишайники делят на три типа: накипные, листоватые и кустистые.
Типы лишайников. Морфологические особенности
Лишайники — первые поселенцы на обнажённом грунте. На голых камнях, палимых солнцем, на песке, на брёвнах и стволах деревьев.
(около 80% всех лишайников)
Вид корочки, тонкой плёнки, разных цветов тесно сросшихся с субстратом
В зависимости от субстрата, на котором произрастают накипные лишайники, различают:
- эпилитные
- эпифлеоидные
- эпигейные
- эпиксильные
на поверхности горных пород;
на коре деревьев и кустарников;
на поверхности почвы;
на гниющей древесине
Слоевище лишайника может развиваться внутри субстрата (камня, коры, дерева). Есть накипные лишайники с шаровидной формой слоевища (кочующие лишайники)
Таллом имеет вид чешуек или достаточно больших пластинок.
Монофильное — вид одной крупной округлой листовидной пластинки (в диаметре 10—20 см).
Полифильное — слоевище из нескольких листовидных пластинок
Прикрепляются к субстрату в нескольких местах с помощью пучков грибных гиф
На камнях, почве, песке, коре деревьев. К субстрату прочно прикрепляются толстой короткой ножкой.
Встречаются неприкреплённые, кочующие формы
Характерной особенностью листовидных лишайников является то, что его верхняя поверхность отличается по строению и окраске от нижней
Кустистые.
Высота маленьких — несколько миллиметров, крупных — 30—50 см
Слоевища бывают с плоскими и округлыми лопастями. Иногда у крупных кустистых лишайников в условиях тундр и высокогорий развиваются добавочные прикрепительные органы (гаптеры), с помощью которых они прирастают к листьям осок, злаков, кустарников. Таким образом, лишайники предохраняют себя от отрыва сильными ветрами и бурями
Эпифиты — на ветвях деревьев или скалах. К субстрату прикрепляются небольшими участками слоевища.
Напочвенные — нитевидными ризоидами
Уснея длинная — 7—8 метров, свисающая в виде бороды с ветвей лиственниц и кедров в таёжных лесах
Это высший этап развития слоевища
В чрезвычайно суровых условиях произрастают лишайники на камнях и скалах в Антарктиде. Живым организмам приходится жить здесь при очень низких температурах, особенно зимой, и практически без воды. Из-за низкой температуры осадки там выпадают всегда в виде снега. Лишайник не может поглощать воду в такой форме. Но его выручает чёрная окраска слоевище. Благодаря высокой солнечной радиации тёмная поверхность тела лишайника быстро нагревается даже при низких температурах. Снег, попавший на нагретое слоевище, тает. Появившуюся влагу лишайник сразу впитывает, обеспечивая себя водой, необходимой ему для дыхания и фотосинтеза.
Строение
Слоевище состоит из двух разных организмов — гриба и водоросли. Они так тесно взаимодействуют между собой, что их симбиоз представляется единым организмом.
Слоевище представляет собой множество переплетённых грибных нитей (гиф).
Между ними группами или одиночно расположены клетки зелёных водорослей, а у некоторых — цианобактерий. Интересно, что виды грибов, составляющих лишайник, в природе вообще не существуют без водорослей, тогда как большинство водорослей, входящих в слоевище лишайника, встречается в свободноживущем состоянии, отдельно от гриба.
Питание
Питание лишайника осуществляется обоими симбионтами. Гифы гриба поглощают воду и растворённые в ней минеральные вещества, а водоросль (или цианобактерия), в которой имеется хлорофилл, образует органические вещества (благодаря фотосинтезу).
Гифы играют роль корней: они впитывают воду и растворённые в ней минеральные соли. Клетки водорослей образуют органические вещества, выполняют функцию листьев. Воду лишайники впитывают всей поверхностью тела (используют дождевую воду, влагу туманов). Важным компонентом в питании лишайников является азот. Те лишайники, которые в качестве фикобионта имеют зелёные водоросли, получают соединения азота из водных растворов, когда их слоевище пропитывается водой, частично прямо из субстрата. Лишайники, имеющие в качестве фикобионта сине-зелёные водоросли (особенно ностоки), способны фиксировать атмосферный азот.
Внутреннее строение
Это своеобразная группа низших растений, которые состоят из двух разных организмов — гриба (представители аскомицетов, базидиомицетов, фикомицетов) и водоросли (зелёные — цистококк, хлорококк, хлорелла, встречается кладофора, пальмелла; сине-зелёные — носток, глеокапса, хроококк), образующих симбиотическое сожительство, отличающееся особыми морфологическими типами и особыми физиолого-биохимическими процессами.
По анатомическому строению различают лишайники двух типов. У одного из них водоросли разбросаны по всей толще слоевища и погружены в слизь, которую выделяет водоросль (гомеомерный тип). Это наиболее примитивный тип. Такое строение характерно для тех лишайников, фикобионтом которых являются сине-зелёные водоросли. Они образуют группу слизистых лишайников. У других (гетеромерный тип) на поперечном срезе можно под микроскопом различать несколько слоёв.
Сверху находится верхняя кора, имеющая вид переплетённых, тесно сомкнутых грибных гиф. Под ней гифы лежат более рыхло, между ними расположены водоросли — это гонидиальный слой. Ниже грибные гифы расположены ещё более рыхло, большие промежутки между ними заполнены воздухом — это сердцевина. За сердцевиной следует нижняя кора, которая по строению подобна верхней. Через нижнюю кору из сердцевина проходят пучки гиф, которые прикрепляют лишайник к субстрату. У корковых лишайников нижней коры нет и грибные гифы сердцевины срастаются непосредственно с субстратом.
У кустистых радиально построенных лишайников на периферии поперечного разреза находится кора, под ней гонидиальный слой, а внутри — сердцевина. Кора выполняет защитную и укрепляющую функции. На нижнем коровом слое лишайников обычно образуются органы прикрепления. Иногда они имеют вид тонких нитей, состоящих из одного ряда клеток. Их называют ризоидами. Ризоиды могут соединяться, образуя ризоидальные тяжи.
У некоторых листовых лишайников слоевище прикрепляется с помощью короткой ножки (гомфа) расположенной в центральной части слоевища.
Зона водорослей выполняет функцию фотосинтеза и накопления органических веществ. Основная функция сердцевина — проведение воздуха к клеткам водорослей, содержащим хлорофилл. У некоторых кустистых лишайников сердцевина выполняет и укрепляющую функцию.
Органами газообмена служат псевдоцифеллы (разрывы коры, заметные невооружённым глазом как белые пятнышки неправильной формы). На нижней поверхности листовых лишайников есть круглые правильной формы белые углубления — это цифеллы, также органы газообмена. Газообмен осуществляется и через перфорации (отмершие участки корового слоя), трещины и разрывы в коровом слое.
Размножение
Размножаются лишайники главным образом кусочками слоевища, а также особыми группами клеток гриба и водоросли, во множестве образующимися внутри его тела. Под давлением их разросшейся массы тело лишайника разрывается, группы клеток разносятся ветром и дождевыми потоками. Кроме того, грибы и водоросли сохранили и свои собственные способы размножения. Грибы образуют споры, водоросли размножаются вегетативным путём.
Лишайники размножаются либо спорами, которые образуют микобионт половым или бесполым путём, либо вегетативно — фрагментами слоевища, соредиями и изидиями.
При половом размножении на слоевищах лишайников формируются половые спороношения в виде плодовых тел. Среди плодовых тел у лишайников различают апотеции (открытые плодовые тела в виде дисковидных образований); перитеции (закрытые плодовые тела, имеющие вид маленького кувшина с отверстием наверху); гастеротеции (узкие плодовые тела удлинённой формы). Большинство лишайников (свыше 250 родов) формируют апотеции. В этих плодовых телах споры развиваются внутри сумок (мешковидных образований) или экзогенно, на вершине удлинённо-булавовидных гиф — базидий. Развитие и созревание плодового тела длится 4-10 лет, а затем в течение ряда лет плодовое тело способно продуцировать споры. Спор образуется очень много: так, один апотеций может продуцировать 124 000 спор. Прорастают они не все. Для прорастания нужны условия, прежде всего определённые температура и влажность.
Бесполое спороношение лишайников — конидии, пикноконидии и стилоспоры, возникающие экзогенно на поверхности конидиеносцев. Конидии образуются на конидиеносцах, развивающихся непосредственно на поверхности слоевища, а пикноконидии и стилоспоры — в особых вместилищах пикнидиях.
Вегетативное размножение осуществляется кустиками слоевища, а также особыми вегетативными образованиями — соредиями (пылинки — микроскопические клубочки, состоящие из одной или нескольких клеток водорослей, окружённых гифами гриба, образуют мелкозернистую или порошкообразную беловатую, желтоватую массу) и изидиями (маленькие разнообразной формы выросты верхней поверхности слоевища, одного с ней цвета, имеют вид бородавочек, зёрнышек, булавовидных выростов, иногда маленьких листочков).
Лишайники — пионеры растительности. Поселяясь на местах, где другие растения произрастать не могут (например, на скалах), они через некоторое время, частично отмирая, образуют небольшое количество гумуса, на котором могут поселиться другие растения. Лишайники разрушают горные породы, выделяя лишайниковую кислоту. Это разрушительное действие заканчивают вода и ветер. Лишайники способны накапливать радиоактивные вещества.
1. Что такое грибница?
Грибницей (мицелием) называют тело гриба.
2. Какие организмы называют паразитами?
Паразитами называют организмы, которые живут за счет другого организма, используя его, как источник питания и среду обитания.
3. Что такое симбиоз?
Симбиоз – это совместное взаимовыгодное существование организмов разных видов.
4. В чем различие явления паразитизма и симбиоза?
Паразиты, обитая за счет другого организма, ничего, кроме вреда, ему не приносят. В симбиозе взаимодействие организмов выгодно всем его участникам.
Вопросы в конце параграфа
1. Где встречаются лишайники?
Лишайники неприхотливы и потому широко распространены. Их можно встретить в темных еловых лесах и в сухих сосновых борах, на стволах деревьев и на земле. В тундре,в условиях вечной мерзлоты, лишайники густым ковром покрывают землю.Они всей своей поверхностью впитывают влагу и поэтому встречаются даже на голых скалах.
2. Как устроены лишайники?
Тело лишайника – слоевище – состоит из гриба и одноклеточной зеленой водоросли,живущих в симбиозе единым организмом. Оно образовано переплетающимися нитями грибницы, между которыми расположены клетки водорослей – зеленых или синезеленых (цианобактерии).
3. Как они питаются?
Нити грибницы при помощи присосок проникают внутрь клетки водоросли, поглощая воду и, растворенные в ней, минеральные вещества. В клетках водоросли, между тем, образуются органические вещества. Если отделить водоросль от гриба, то во влажном месте она сможет существовать самостоятельно. Гриб отдельно от водоросли жить не сможет.
4. Почему лишайники называют пионерами растительного покрова? Каково их практическое значение?
Лишайники называют пионерами растительного покрова потому, что они первыми поселяются в самых бесплодных местах.
Практическое значение лишайников заключается в том, что при отмирании, они образуют почву, на которой могут жить другие растения. В северных широтах они служат кормом для оленей. В химической промышленности из некоторых видов лишайника получают краску и лакмус. Есть лишайники, которые используют в медицине и парфюмерной промышленности. Кроме того лишайники считаются экологическими индикаторами: они погибают в загрязненной атмосфере.
5. В чем заключается явление симбиоза?
Явление симбиоза заключается во взаимовыгодном сосуществовании живых организмов.
6. С какими еще примерами симбиоза вы знакомы?
В условиях симбиоза живут многие живые организмы:
• Грибы и деревья: береза и подберезовики, осина и подосиновики.
• Азотофиксирующие бактерии и растения из семейства бобовых.
• Вековые деревья тропического леса и лианы.
• Ленивец и водоросли, растущие в его шерсти.
• Человек и бактерии, которые образуют кишечную флору.
Почему лишайники рассматривают как особую группу организмов?
Из-за того, что лишайники представляют собой единое целое, состоящее из двух видов разных живых организмов, его нельзя отнести ни к одной отдельно взятой группе. Это позволило ученым выделить отдельную группу – лишайники.
Задание для любознательных
Загрязнение атмосферы губительно для большинства лишайников, поэтому наличие лишайников свидетельствует о чистоте воздуха в данной местности.
Изучите лишайники вашей местности. Определите, какие формы лишайников здесь встречаются. Сделайте их рисунки и описания. Сделайте вывод о чистоте воздуха в вашей местности.
Лишайники Московской области.
До настоящего времени лишайники относили к низшим растениям. Однако сейчас они представляют собой самостоятельную группу живых организмов.
Распространение лишайников
Лишайники встречаются в местах, малопригодных для других растений: камни, пустыни и полупустыни, тундры. Арктика является местом произрастания сотни разновидностей лишайников. В большом количестве лишайники произрастают в лесах.
Благодаря способности быстрого высыхания, лишайники имеют высокую жизнестойкость. Жизнедеятельность лишайников возобновляется с наступлением благоприятных условий. Плотная оболочка лишайников позволяет расти в холодных местностях.
Известно более 20 тыс. видов лишайников.
Лихенология — наука о лишайниках.
Таллом (слоевище) — тело лишайников, образующееся в результате симбиоза двух организмов — грибов и водорослей (рис.1)
Рис.1 Строение лишайника
Симбиоз основан на взаимовыгодном взаимодействии, в ходе которого гифы гриба поставляют водорослям воду и растворенные в ней минеральные вещества, а обратно получают от водорослей органические соединения, образованные ими в процессе фотосинтеза.
Гифы лишайника способствуют прикреплению к почве и другим субстратам (поверхность камней, кора деревьев, шифер домов и др).
Особенностью считается тот факт, что грибы, входящие в состав лишайников, существовать самостоятельно не могут. Однако одноклеточные водоросли слоевища лишайника можно встретить в природе по отдельности. С участием солнечного света водоросли фотосинтезируют, поглощая углекислый газ и воду, образуя органические соединения. Органика служит источником питания как самой водоросли, так и грибницы.
Размножение лишайников
Чаще всего лишайники размножаются вегетативно — многочисленными клубочками или частичками таллома. Клубочки образуются внутри таллома, который разрываясь способствует их распространению. Каждый клубочек или кусочек таллома прорастая превращается в самостоятельный организм.
Бесполое размножение лишайников осуществляется спорами (конидии, пикноконидии, стилоспоры), образующиеся в специальных мешочках и вместилищах (конидиеносцы, пикнидии).
Половое размножение лишайников происходит с помощью аско- и базидиоспор, образующие плодовые тела.
Формы лишайников:
Выделяют три формы лишайников (рис. 2).
1. Накипные лишайники растут на коре деревьев и на камнях в виде тонкой или толстой корочки. Они чешуйчатообразные, оранжевые, желтые, серые, голубоватые, коричневые и бурые.
2. Листоватые лишайники встречаются на коре деревьев. Похожи они на листовидные пластинки.
3. Кустистые лишайники образуют в сосновых борах сплошные ковры из ветвистых беловато-зеленых и беловатых кустиков или повисающей бороды.
Рис.2 Формы лишайников (накипные, листоватые, кустистые) (слева-направо)
Лишайники не могут обходиться без света. Свет необходим для фотосинтезирующих водорослей. Из за полного отсутствия света, лишайники погибают.
Лишайникам требуется чистый воздух, именно поэтому их считают индикаторами (показателями) чистоты воздуха. Можно сказать, что наличие и активный рост лишайников свидетельствует о чистоте местной атмосферы. Грязный воздух промышленных городов для лишайников губителен.
Рост лишайников очень медленный. За год накипные лишайники способны вырасти всего на 1-8 мм, а кустистые — на 1-3,5 см.
Талломы лишайников могут иметь возраст от нескольких сотен до тысячи лет. Геологи используют лишайники для определения возраста горных обвалов или ледниковых морен.
Значение лишайников
Рис.3 Виды лишайников
Лишайники не являются паразитами, однако из за того что в них поселяются насекомые, вредные для древесных растений, их иногда относят к данной группе.
Лишайники имеют большое значение и для сельского хозяйства (корм для северных оленей).
В медицине из пармелии, растущей на коре деревьев получают антибиотики.
Из лишайников получают сахар, спирт, красители, лакмус, ароматические вещества и др. Некоторые виды применяют в кондитерском производстве.
Лишайники — это симбиотические живые организмы. Тело лишайника состоит из грибов и водорослей. По внешним признакам лишайники подразделяют на три группы: накипные, листоватые и кустистые. Лишайники имеют большое значение в природе, народном хозяйстве и медицине. Считаются биоиндикаторами чистоты воздуха, поэтому в загрязненных городах они не растут.
Раздел ботаники, изучающий лишайники — лихенология.
Урок с видеоматериалами разработан согласно требованиям ФГОС, подготовка к ЕГЭ, а также методические советы и рекомендации, справочные материалы, игровые и нестандартные варианты уроков, краткие энциклопедические сведения, порядок проведения лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов. За основу взяты поурочное планирование А.А. Калинина биологии 6класс.
Тип урока - комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Значение лишайников в природе
Цели: продолжить развивать представление о многообразии живых организмов на Земле; познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, состоящих из гриба и водоросли; дать представление о возможных путях формирования подобного организма; показать приспособленность лишайников к обитанию в различных условиях; раскрыть роль лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека.
Ключевые слова и понятия: лишайники листовые (пармелия, ксантория, лобария), кустистые (кладония (в том числе ягель), цетрария, эверния, уснея), накипные (леканора, лецидея, пла- кодиум), симбиоз, паразитизм, слоевище, эволюция; лихеноин- дикация, лихенометрия.
Актуализация знаний
1.Поясните, что могло стать причиной появления в природе сим- биотического организма — лишайника.
2.На основании чего лишайники используют в качестве индикаторов чистоты воздуха?
3.В чём причина того, что гриб лишайника не может существовать в природе без водоросли?
4.Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?
Изучение нового материала
Рассказ учителя с элементами беседы
Распространение и значение лишайников в природе .
Лишайники — широко распространенные организмы с достаточно высокой выносливостью и чувствительностью к загрязнителям окружающей среды. Они способны долгое время пребывать в сухом, почти обезвоженном состоянии, когда их влажность составляет от 2 до 10% сухой массы. При этом они не погибают а лишь приостанавливают все жизненные процессы до первого увлажнения. Погрузившись в такой "анабиоз", лишайники могут выдерживать сильное солнечное облучение, сильное нагревание и охлаждение.
В связи с тем, что лишайники поглощают воду в основном всей поверхностью тела из атмосферных осадков и отчасти из водяных паров, влажность лишайникового таллома непостоянна и зависит от влажности окружающей среды. Таким образом, поступление воды в лишайники происходит по физическим, а не по физиологическим законам, как это характерно для высших растений. Недаром слоевище лишайников часто сравнивают с фильтровальной бумагой.
В период сильного дождя лишайники быстро поглощают воду, впитывая ее в больших количествах, обычно сухой массой слоевища до 100—300%, а некоторые слизистые лишайники и значительно больше. Если сухой хрупкий лишайник погрузить в воду, он через несколько минут становится мягким и гибким.
Источником углеводов для лишайников служит процесс фотосинтеза, к которому способны только водоросли лишайников. Как и все хлорофиллоносные растения, лишайниковые водоросли на солнечном свету поглощают углекислый газ и синтезируют из него и воды органические вещества, выделяя при этом в атмосферу кислород. Фотосинтез у лишайников изучают манометрическим способом, позволяющим учитывать объем поглощенной растением углекислоты. Интенсивность фотосинтеза рассчитывается разными способами:
количество поглощенной углекислоты делится на плошадь
слоевища или массу сухого вещества (результат по этому методу
получается заниженный),
количество поглощенной углекислоты делится не на
площадь таллома, а на количество хлорофилла в нем.
Интенсивность фотосинтеза в большой мере зависит от экологических условий, одно из них — влажность. Установлено, если влажность ниже 30% или выше 90% (на массу сухого вещества), то скорость фотосинтеза быстро падает. При высыхании таллома фотосинтез прекращается.
go многих местообитаниях влажность лишайников сильно колеблется за сутки, поэтому часто фотосинтез возможен лишь в течение нескольких часов, обычно рано утром после смачивания лишайников росой или туманом. В результате наблюдается очень низкая скорость роста лишайников. Их радиус увеличивается на 0,1-10 мм в год.
Скорость роста Лишайников определяется различными методами. Ежегодно рекомендуется измерять радиус слоевища накипных и листоватых лишайников: приложив к лишайнику кусок кальки, обводят контуры, через год эти измерения повторяют вновь, рисунки сравнивают.
Возраст эпифить-шх лишайников часто определяют по годичным кольцам ветвей дерева-хозяина. Продолжительность жизни может быть у лицщйников разной, у одних видов она достигает 380 лет, у других -- 850, у накипных же лишайников возраст в среднем 10-25 лет, а для некоторых видов — около 40 лет.
Важным компонентом в питании лишайников является азот. Те лишайники, в состав которых входят зеленые водоросли, получают соединения азота из водных растворов, когда их слоевища пропитываются водой. Часть азотистых соединений лишайники, возможно, берут прямо из субстрата — почвы или коры деревьев. Лишайники, имеющие в качестве фотобионта (фикобионта) цианюбактерии (синезеленые водоросли), способны фиксировать атмосферный азот, так как многие из этих водорослей обладают этой способностью.
На азотфиксацшю лишайников сильно влияет загрязнение окружающей среды;. Чем "кислее" дождь, тем больший вред он наносит лишайникам.
Минеральные вещества в виде водных растворов поступают в слоевище лишайника из почвы, горных пород, коры деревьев, хотя роль последней! не доказана, но гораздо большее количество химических элементов лишайники получают из атмосферы с осадками и пылью., Поглощение элементов из дождевой воды идет очень быстро и сопровождается их концентрированием.
При повышении концентрации металлов в воздухе резко возрастает их содержание в слоевищах лишайников, причем в накоплении металлов они далеко опережают сосудистые растения. В лесу, где осадки проходят сквозь кроны деревьев и стекают со стволов, лишайники гораздо богаче минеральными и о органическими веществами, чем на открытых местах. Поэтому лесные лишайники получают из атмосферы гораздо больше питания, чем виды, которые обитают на открытых местах. Особенно много минеральных и органических веществ попадает в тело эпифитных лишайников, растущих на стволах деревьев. Эти растения используются для наблюдения за распространением в атмосфере более 30 элементов: лития, натрия, калия, магния, кальция, стронция, алюминия, титана, ванадия, хрома, марганца, железа, никеля, меди, цинка, галлия, кадмия, свинца, ртути, иттрия, урана, фтора, йода, серы, мышьяка, селена и др.
Состав минеральных элементов в лишайниковом слоевище определяют классическим методом сжигания, образующаяся зола подвергается химическому анализу на содержание того или иного элемента.
Многочисленные исследования в районах промышленных объектов, на заводских и прилегающих к ним территориях показывают прямую зависимость между загрязнением атмосферы и сокращением численности определенных видов лишайников.
Особая чувствительность лишайников к токсическим веществам объясняется тем, что они не могут выделить в среду впитанные элементы. Токсиканты вызывают разрушение хлорофилла в клетках водорослей или цианобактерий, приводя лишайники к гибели.
Наиболее резко лишайники реагируют на диоксид серы, который, возможно, быстро разрушает и без того небольшое количество их хлорофилла. Концентрация диоксида серы 0,5 мг/м2 губительна для всех видов лишайников, произрастающих в естественных ландшафтах.
Лихенофлора имеет, как правило, большой разброс чувствительности различных видов лишайников к содержанию оксидов серы в воздухе, причем отдельные виды особо высокочувствительны к соединениям серы. Так, например, сернистый газ даже в следовых концентрациях мешает прорастанию спор лишайников, а при больших его концентрациях лишайники преждевременно стареют. По мере приближения к источнику загрязнения слоевища лишайников становятся толстыми, компактными и почти совсем утрачивают плодовые тела, обильно покрываются соредиями. Дальнейшее загрязнение атмосферы приводит к тому что лопасти лишайников окрашиваются в беловатый, коричневый или фиолетовый цвет, их талломы сморщиваются и растения погибают. Однако изучение лишайниковой флоры в городах и вблизи от крупных промышленных объектов показывает, что некоторые лишайники удивительно устойчивы к загрязнению.
Не только в крупных промышленных городах, но и небольших поселках состояние окружающей среды оказывает существенное влияние на развитие лишайников, по видовому составу и встречаемости которых можно судить о степени загрязнения воздуха.
Лишайники. В данном видео уроке изучается строение лишайников, а так же их разнообразие, роль в природе и жизни человека.
Значение лишайников в природе
Являются первопоселенцами безжизненных пространств.
Участвуют в первичном почвообразовании.
Участвуют в химическом выветривании (разрушении) горных пород.
Являются важным элементом наземных биогеоценозов.
В некоторых сообществах (например, в тундре) являются видами-эдификаторами.
Некоторые виды, живущие на стволах деревьев, могут защищать их от проникновения спор грибов-паразитов или являться убежищем для насекомых-вредителей.
Являются пищей для многих диких копытных животных.
Отдел лишайники
Значение лишайников в жизни и хозяйственной деятельности человека
Являются кормом для одомашненных копытных на Севере (северный олень).
Некоторые виды используются в пищу человеком.
Являются сырьем для химической промышленности (производство лакмуса).
Служат для получения различных природных красителей.
Используются в медицине.
Используются в парфюмерной промышленности.
Некоторые виды служат для определения возраста горных пород (лихенометрия).
Являются индикаторами загрязнения воздуха (лихеноин- дикация)
Практическая работа. Определение чистоты воздуха по лишайникам
Лихеноиндикация — один из важнейших и доступных методов экологического мониторинга. . По результатам лихеноиндикационных исследований можно провести картографирование территории окрестностей паолы, используя лихеноиндикационные индексы, которые позволяют оценить степень загрязненности воздуха населенных пунктов, а также зачастую отыскать источник выбросов в атмосферу — оконтурить его линиями минимальных в исследуемом районе значений показателя относительной чистоты атмосферы (ОЧА).
Закрепление знаний и умений
Для проведения игры необходимо выбрать экспертный совет из 3—6 учащихся, наиболее хорошо усвоивших материал. Затем класс делится на три команды (можно по рядам). Учитель выдает командам конверты с заданиями. Задача команд доказать, что лишайники относятся к конкретному царству: грибов, растений, отдельному царству.
Командам дается около 5 мин на составление тезисов. После чего учащиеся по очереди высказывают свою точку зрения, а эксперты задают вопросы. После того как все команды выступят, игроки могут вступить в дискуссию со своими оппонентами. В конце обсуждения учитель раздает всем участникам (включая экспертный совет) небольшие листки, на которых каждый высказывает свою точку зрения или указывает номер позиции, которую разделяет. (Позиции с номерами должны быть заранее написаны на доске.) Экспертный совет подсчитывает голоса и объявляет результаты. Учитель подводит итоги игры.
Подведение итогов урока
Прочитать параграф, знать основные термины, ответить устно на вопросы в конце параграфа. (Учебник И.Н. Пономаревой § 55; учебник В.В. Пасечника § 13.)
Творческое задание. Попробовать получить краску из лишайников. Для этого нужно найти лишайник стенную золотянку. (Они чаще всего встречаются на стенах старых домов, на камнях.) Отделить его от субстрата и измельчить. Раскрошенный лишайник следует положить в колбу с раствором пищевой соды, понаблюдать некоторое время (3—5 мин) и отметить, что раствор приобрел ярко-красный цвет. Профильтровать его и попробовать окрасить им бумагу или ткань. Стоит проделать тот же опыт и с другими видами лишайников. Результаты записать в специальный блокнот для наблюдений.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
Какой способ питания характерен для лишайников? Каким организмом — автотрофным или гетеротрофным — является лишайник? Ответ обосновать.
Известно, что в тундре, где основным видом растительности часто являются различные виды лишайников, очень хрупкая экосистема и ее легко разрушить. Как вредит экосистеме тундры тяжелая техника? Как сказывается чрезмерный выпас домашних оленей на одних и тех же территориях? Почему на восстановление экосистемы тундры требуется такое большое время (до 30—50 лет и более)?
Лишайники – индикаторы чистоты атмосферного воздуха
Лишайники - удивительные симбионты и индикаторы чистоты воздуха.
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
Лишайники — это особая группа живых организмов, состоящих из гетеротрофного и автотрофного компонентов.
Слоевище лишайника представляет собой симбиотический организм, состоящий из гриба и водоросли . Основу тела лишайника составляют нити грибницы, а между ними находятся клетки зелёной водоросли. Гриб снабжает клетки водоросли водой и минеральными солями, а водоросль обеспечивает клетки гриба органическими веществами.
Лишайник, лишённый одного из составляющих организмов, погибает. Водоросль из лишайника, как правило, может существовать самостоятельно, а гриб без водоросли обходиться не может.
Размножаются лишайники участками слоевища или особыми образованиями, состоящими из клеток гриба и водоросли. Эти группы клеток разносятся ветром или струями дождя.
Окраска лишайников разная: белая, жёлтая, серая, коричневая и т. д. По внешнему виду слоевище может быть кустистым , листоватым и накипным .
Кустистые лишайники выглядят как небольшие кустики или деревца. Они поднимаются вверх, если растут на почве, или свисают сверху вниз, если прикреплены к стволам деревьев. К этой группе лишайников относится ягель, который растёт в холодных районах и служит кормом для северных оленей.
Часто на камнях можно увидеть образования в виде плотно приросшей к поверхности корочки. Это накипные лишайники.
Часто встречаются листоватые лишайники. Их слоевище представлено отстающими от ствола дерева или камня пластинками. Один из таких лишайников поселяется на коре осин. Это ксантория настенная.
Лишайники могут расти в самых бесплодных местах — в пустынях, на камнях, на крышах, на скалах, даже на бетоне, стекле и железе. Их слоевища могут поглощать влагу из воздуха, из дождей и туманов.
Лишайники первыми заселяют безжизненные участки и постепенно превращают их в пригодные для заселения другими организмами. Их таллом выделяет особые лишайниковые кислоты, которые медленно разрушают горные породы.
Лишайники — долгожители. Они могут жить до \(50\)–\(100\) лет. Рост у лишайников медленный: от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров в год.
При недостатке влаги лишайники высыхают и кажутся безжизненными. Но при увлажнении они быстро оживают.
Лишайники служат кормом для животных. Их с удовольствием поедают олени, маралы, косули, лоси, а также некоторые улитки.
Лишайники издавна используются человеком. Из них получают лекарства, лакмус, красители. В некоторых странах лишайники используют в пищу.
Читайте также:
- Как создать различные виды списков кратко
- План работы по профилактике детского дорожно транспортного травматизма в доу на 2020 2021
- Использование знаний о размножении в практической деятельности человека кратко
- 11 школа саранск педагогический состав
- Можно ли утверждать что первый закон ньютона является следствием второго кратко