Какие мотивы не являются адекватными в начале школьного обучения широкие социальные

Обновлено: 02.07.2024

Мотивационная готовность - одна из главных сторон психологической готовности ребенка к обучению в школе. Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения и др. В основе любого действия или поступка имеется мотив или совокупность мотивов, которые запускают (побуждают) и направляют активность человека.

Мотивы готовности к обучению в школе – это внутренние и внешние факторы, побуждающие ребенка на усвоение новых знаний. Они являются основой для формирования учебных мотивов. Учебный мотив, как осознанная потребность в получении новых знаний и развитии своих способностей, у дошкольников отсутствует. Отношение дошкольников к учению может быть выражено в следующих группах мотивов :

Каждый из мотивов присутствует у ребенка 6-7 лет, но степень их выраженности строго индивидуальна. Учебно-познавательные, социальные, оценочные мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость ребенка. Преобладание игрового мотива отрицательно влияет на усвоение знаний в школе. Позиционный и внешний мотивы на успеваемость влияют незначительно. Следует отметить, что внешние и игровые мотивы могут влиять на поведение детей в ситуации обучения.

Оценивать мотивы у дошкольника сложно, потому что ему еще трудно дать объективный ответ, хочет ли он учиться, почему хочет или не хочет. Но его мотивы можно легко определить, наблюдая за ребенком в привычной ситуации. В наблюдении поможет следующая таблица:

Тип мотива Поведение ребенка

Социальный Занимается на занятиях, потому что это важно и нужно.

Учебно-позна-вательный Занимается лишь тогда, когда ему интересно.

Оценочный Занимается, потому что хвалит взрослый.

Позиционный Занимается тогда, когда на занятии много атрибутики и пособий.

Внешний Занимается, когда настаивает взрослый.

Игровой Хорошо занимается, когда занятие построено в виде игры

Есть и дополнительные признаки. Большое количество вопросов, широкий круг интересов свидетельствуют о наличии познавательного мотива. Ответственность, стремление подражать взрослым, выполнять серьезные, недетские поручения говорят о наличии социального мотива. Послушание, беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления доказать свою точку зрения свидетельствуют о наличии внешнего мотива.

Формирование мотивов учения и отношения к школе – одна из важных задач детского сада и семьи. Для этого следует вести работу с ребенком по трем направлениям: 1. формировать правильные представления о школе и учении; 2. формировать положительное эмоциональное отношение к учению, школе; 3. формировать элементарный опыт учебной деятельности.

Для этого используются разные формы и методы, например, экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов, заучивание стихов о школьной жизни, школьных предметах, рассматривание картинок, фотографий, рисование школы, игра в школу, встречи с выпускниками, просмотры и обсуждения фильмов и др. Материал необходимо подбирать так, чтобы показать детям разные стороны школьной жизни : радость идущих в школу детей, важность знаний, уроки, школьная дружба, взаимопомощь, правила поведения. Важно показать образ хорошего и плохого ученика, дать представление о правильном и неправильном поведении. Полезно использовать юмор – такие тексты, картинки лучше запоминаются детям. В сюжеты игр про школу полезно вводить образ Незнайки, который не умеет учиться, не знает правил поведения, но его можно научить.

Решающую роль в формировании учебных мотивов играет семья, так как именно в ней закладываются потребности и интересы человека с раннего детства. Поэтому родителям нужно:

• Формировать интерес к новым знаниям через поиск информации в книгах, энциклопедиях, справочниках и т. п.

• Показывать общественную значимость учения на собственных примерах, в ближайшем окружении.

• Научить трудиться, доводить начатое дело до конца.

• Научить сравнивать результат с образцом.

• Воспитывать стремление к успеху (если много раз сделаешь, то научишься).

• Формировать адекватную самооценку (похвалят за хорошую работу, если есть ошибки – не жди похвалы, похвалу нужно заслужить).

Основа мотивационной готовности формируется в семье, в повседневной ее жизни, в отношении взрослых к своей социальной роли родителей, тружеников, членов общества, граждан своей страны.

Готовимся к школе: чему учить? Общей для всех детей "подготовки к школе" не существует. На предварительном этапе должны учитываться особенности развития именно вашего ребенка.

Работа с родителями. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Поступление в школу- очень важный момент в жизни ребёнка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Мотивационная готовность к школе

Проблем наших будущих школьников –

это неравномерная готовность к школе. Если Ваш ребенок обладает достаточным уровнем произвольного поведения, это еще не означает, что полностью готов к обучению. Сегодня мы рассмотрим один важный компонент - мотивационную готовность.

Что это такое? Это желание ребенка идти в школу, вызванное адекватными причинами (мотивами). Вот они:

Учебный ("хочу учиться в школе, чтобы научиться чему-либо, стать другим, потому что мне нравится учиться"); если до школы у ребенка не было положительного опыта обучения (например, в каком-нибудь кружке), то и учебного мотива не будет.

Познавательный ("мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают"); одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности, т. к. он довольно быстро себя исчерпывает, проза жизни не интересна.

Позиционный ("хочу заниматься важным, значимым делом, "как взрослый", хочу чувствовать себя взрослым"). Этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот. Теперь немного о неадекватных мотивах, по которым ребенок хочет идти в школу:

Игровой - "Хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело".

Часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит переменки.

Социальный - "Учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать свою жизнь, без учения ничего не добьешься". Вы можете удивиться, почему этот мотив неадекватный - ведь вроде, правильно рассуждает! Однако не надо забывать, что Вашему ребенку

6-7 лет, а долгосрочная перспектива, о которой он "рассуждает" - новообразование только подросткового возраста. Таким образом, ребенок младшего школьного возраста может только повторять социально одобряемый вариант, который не является его собственным, внутренним.

Внешний (для учебного процесса). Их может быть множество, например, "Я хожу в школу, потому что там не укладывают спать", "Потому что для нее покупают портфель", «Потому что туда идет Вася (друг)", "Потому что там ставят пятерки", "Потому что меня мама заставляет" и т. д.

Провести простую диагностику мотивационной готовности Вашего ребенка Вы можете сами. Задайте ему прямой вопрос: "Ты хочешь в школу?" Если ответ "да" - попробуйте выяснить, почему он этого хочет.

И расскажите 6 историй про девочку - если у Вас дочь, или мальчика.

В каждой истории обыгрывается один из мотивов, про которые мы говорили выше.

Ну, например, так: "Жила-была девочка Катя. Вот исполнилось ей 7 лет и собралась она идти в школу. Пошла она к маме и сказала: "Мам, я хочу учиться в школе, все в нашем дворе уже учатся - и Вася из первого подъезда, и Люда, и Маринка с пятого этажа, одна я осталась, хочу вместе с ними. А, в это время Вася из первого подъезда хвастался во дворе: "Смотрите, какой мне портфель подарили за то, что я сказал, что в школу хочу!" "А я в школу хочу, потому что мне учиться нравится - я и читать уже умею…" - это Люда вмешалась в разговор. И т. д."

Вы можете задействовать все приведенные выше детские высказывания, которые показывают, какой мотив преобладает у ребенка.

Можете нарисовать картинки про этих детей, чтобы Ваш ребенок не забыл историю.

Затем спросите ребенка:

"Как ты думаешь, кто из этих детей прав?" - этот вопрос может спровоцировать социально одобряемый ответ.

"С кем бы из них ты хотел бы дружить (играть)?" - этот вопрос подталкивает на выбор игрового мотива.

"Кто из этих детей тебе больше нравится?" - наиболее достоверный вопрос.

Теперь рассмотрим тех, кто сразу заявляет, что не хочет идти в школу. Есть два варианта - "еще не хочет" и "уже не хочет". Это совсем не означает, что Ваш ребенок не готов к обучению, просто у него уже есть негативный опыт, на основании которого он заключил, что "в школе плохо".

Причин такого отношения может быть несколько:

Во-первых, негативный опыт обучения (например, с 4-х лет на дом приходят учителя или ребенка отправляют в прогимназию и сразу требуют от него произвольности - сидеть за партой, поднимать руку при ответе и т. д.)

Во-вторых, негативный опыт брата или сестры (дошкольник сравнивает свою жизнь, когда у него много времени на игры, общение, и жизнь брата, который сидит за уроками, его ругают за плохие отметки и т.д.)

В-третьих, проблемы ребенка, связанные с развитием (например, у него хуже всех в детском саду получается аппликация, лепка, рисование; он с трудом сам одевается и т.д., за все это другие дети могут его дразнить и, конечно, ему совсем не хочется в школу, где требований еще больше и придется опять общаться с теми, кто дразнится).

Что делать, если Ваш ребенок хочет в школу, не обладая адекватными мотивами? Адекватную мотивацию надо развивать! Конечно, специалист это сделает лучше, но и вы, дорогие родители, можете кое-что сделать.

Чем нам нравится заниматься больше всего? Конечно же, тем, что получается! Поэтому поощряйте своего ребенка, хвалите, чтобы ему нравился сам процесс учения. Если что-то не получается - не ругайте его и не восклицайте "Да сколько же можно повторять, это же так просто!" Просто помогите, сделайте это вместе с ребенком. Вы, в данном случае, играете роль Учителя, и ребенок должен понять, что учитель именно помогает, работа идет совместно.

Хороший ход - поиграть в школу, меняясь ролями - пусть ребенок будет то учеником, то учителем. Это поможет ему лучше усвоить систему отношений в школе между педагогом и школьниками.

Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов или родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной готовности ребёнка к школе.

Важная составляющая готовности к школе – мотивационная готовность, входящая в психологическую.


Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.


Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов.

Оценочные и позиционные мотивы по своей природе социальные и вместе с пониманием общественной значимости и важности учения входят в группу широких социальных мотивов.

Внешний и игровой мотивы непосредственного отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать влияние на поведение детей, порою существенное, в ситуации школьного обучения.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка 6 – 7 лет, каждый из них оказывает определённое влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребёнка степень выраженности и сочетание мотивов индивидуальны.

Достаточное развитие учебно – познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывают положительное влияние на школьную успеваемость.

Преобладание игрового мотива, перенесённого в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

Мотивационная готовность предполагает высокий уровень развития следующих типов мотивов: учебно познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям); широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика); позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.); оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности); внешний (подчинение требованиям родителей); игровой (не адекватно перенесённый в учебную деятельность).

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов:
1. Социльный мотив

Таким образом, основная задача взрослых – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Ошибка родителей №1
Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2
Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Ошибка родителей №3
Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Ошибка родителей №4
Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Ошибка родителей №5
Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Ошибка родителей №7
Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8
Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

Ошибка родителей №10
Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.


Нежелание ребёнка учиться, пожалуй, самая большая трудность, с которой могут столкнуться родители будущего школьника. Ведь заставить малыша учиться – задача невыполнимая, он должен сам этого захотеть. Именно поэтому мотивационная готовность к школе считается столь же важной, как и другие слагаемые психологической готовности, например интеллектуальная. Почему учебная мотивация считается ключом к успешной учёбе? Как можно помочь ребёнку в формировании мотивационной готовности? Попробуем разобраться.

Тяга к знаниям: почему важна мотивация?

Мотивация к учёбе считается одним из важных показателей психологической готовности ребёнка к школе, своеобразной гарантией его успешной адаптации и принятия нового статуса ученика. Исследования психологов доказывают: дети с низким уровнем мотивации тяжело приспосабливаются к новым условиям, коллективу и учителю, им сложно соблюдать школьные правила и справляться с заданиями на уроках. Школьная дезадаптация – это не только низкая успеваемость и стычки с одноклассниками, это и трудности психологического плана, и искажения в личностном развитии ребёнка.

Мотивационной готовностью называют желание ребёнка посещать школу, сформированное адекватными причинами, или мотивами. Что это за мотивы?

Специалисты выделяют шесть групп факторов, побуждающих ребёнка к приобретению новых компетенций.

У дошкольника, как правило, есть все перечисленные мотивы, но проявляются они индивидуально.

Надежду на успешное обучение даёт преобладание учебно-познавательных, социальных и оценочных мотивов. А вот доминирование игрового может отрицательно сказаться на успеваемости и привести к проблемам с дисциплиной ребёнка на уроках.

Компоненты мотивационной готовности к обучению

Мотивационная готовность включает несколько компонентов:

  • положительные представления о школе;
  • желание ходить в школу с целью приобрести новые знания и умения;
  • сформированная позиция школьника.
  • он стремится учиться и переживает, если такой возможности нет;
  • учёба интересна ребёнку именно как серьёзная деятельность, а не новый вид игры;
  • учебные мотивы развиты в достаточной степени (помогут преодолеть возможные школьные трудности), а первенство среди них занимают познавательные и социальные.

Как помочь ребёнку обрести мотивацию к обучению?

Если вы всем сердцем желаете помочь ребёнку учиться в школе с радостью и успешно, начните действовать по плану.

  • Рассказывайте интересные истории из школьной жизни. Если своих в запасе нет или они быстро перевелись, читайте рассказы о школе русских и советских классиков и современных зарубежных авторов. Список хороших книг вы можете найти здесь.
  • Вместе с ребёнком рассматривайте школьные фотографии, тетради и дневники, грамоты и школьные старые учебники.
  • Создайте в доме атмосферу, которая будет помогать ребёнку развиваться и формировать у него познавательную мотивацию, – купите глобус, заведите аквариумных рыбок, вместе рассматривайте карту звёздного неба и тому подобное.
  • Больше разговаривайте с ребёнком, занимайтесь совместной деятельностью – лепите из пластилина, делайте поделки из природных материалов, играйте и беседуйте во время прогулок.
  • Научите ребёнка ставить цели и выбирать способы их достижения.
  • На простых примерах и повседневных делах вместе с ребёнком проследите, как связаны усилия, которые он прилагает, с результатами его труда.
  • Обсуждайте с ребёнком, как связаны школьные предметы и реальная жизнь. Например, умение считать пригодится во время покупок в магазине, а умение читать поможет не заблудиться в незнакомом месте – всегда сможешь узнать название улицы, станции метро, вывески над входом в магазин.


В статье раскрываются виды мотивов к обучению в школе у детей и анализируются психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Ключевые слова: мотивационная готовность, мотив, психолого-педагогическое условие, тип детско-родительских отношений, психолого-педагогическое сопровождение

Немаловажным компонентом готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Основным компонентом структуры мотивационной готовности является мотив. Проблема формирования мотивов к обучению в школе наиболее актуальна на современном этапе. Ее рассмотрение позволяет успешно решать вопрос принятия дошкольниками и младшими школьниками на себя позиции школьника и переход ведущего вида деятельности от игровой к познавательной, что является характерным для каждого ребенка, поступающего в школу.

Одним из наиболее важных условий успешного обучения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов к обучению. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов к обучению может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения у него этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающихся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое.

Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школе группах детского сада показывают, что поступить в школу хотят практически все дети, но обоснование этого желания они дают весьма различное. Если часть детей в качестве привлекающих моментов школьной жизни указывает получение знаний, то другая часть ссылается на внешние аксессуары — обладание красивым портфелем, звонки, перемены, игры с друзьями, общение с учителем и др.

Проблема формирования мотивов к обучению в школе является не только научной, но, прежде всего, реально-практической, жизненной и острой задачей, еще не получившей своего окончательного решения.

К проблеме формирования мотивов к обучению в школе были обращены многие научные исследования, как современной, так отечественной и зарубежной психологии. Работы по изучению различных видов мотивов к обучению в школе прослеживаются в трудах: Л. И. Божович [1], М. В. Матюхиной (широкие социальные мотивы и мотивы, непосредственно связанные с процессом учения) [6], А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной (личностные мотивы), А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, З. И. Мануйленко (игровые мотивы), В. С. Мухиной (соревновательные мотивы), Н. И. Гуткиной [4], М. Р. Гинзбург [3] и др.

В современной педагогике понятие мотив определяется как направленность ребенка на отдельные стороны учебного процесса, т. е. направленность на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.

− социальные мотивы учения (мотивы, которые связаны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, и желанием занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений);

− мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью (познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями, умениями и навыками).

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы нашли множество классификаций видов мотивов. За основу мы выбрали классификацию М. Ю. Стожаровой.

В жизни действует одновременно не один, а целая система мотивов, которые образуют сложные взаимосвязи. Взаимодействие мотивов может быть построено по принципу доминирования (подчинения одних мотивов другим) и взаимодополнения, когда один мотив усиливает действие другого.

В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные потребности (потребности в социальном признании, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении, мотивы долженствования). К концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника.

Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов. Для детей одного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу.

Достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывают положительное влияние на школьную успеваемость.

Преобладание игрового мотива, перенесенного в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе.

Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

Система мотивов, которая определяет желание ребенка идти в школу может включать как положительные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы, так и отрицательные или неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в разной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка, но важно, чтобы доминирующими были адекватные мотивы.

Формирование мотивов к обучению в школе — одна из важнейших задач педагогического коллектива ДОУ и семьи в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.

Большую роль в формировании позитивной мотивации к учению у детей старшего дошкольного возраста играет познавательный интерес. Нужно также подчеркнуть, что процесс формирования готовности к школе должен быть непрерывным, непротиворечивым и систематичным. В связи с этим очень важно выстроить единую стратегию работы совместно с родителями. Необходимо взаимодействие ДОУ, школы и родителей. Для этого используются различные формы и методы: круглый стол, деловая игра, родительские собрания и т. п. Так же следует учитывать типы детско-родительского отношения, так как родители оказывают огромное влияние на своих детей.

При формировании мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста необходимо реализовывать индивидуально-дифференцированный подход. Для этого могут использоваться следующие формы: индивидуальный подход в рамках фронтального или подгруппового занятия, индивидуальная работа в совместной деятельности. К методам реализации индивидуального подхода мы относим дополнительную работу и игру в школу с детьми, не имеющими познавательную мотивацию и дополнительную мотивацию познавательной деятельности.

Важным условием формирования мотивов к обучению старших дошкольников является психолого-педагогическое сопровождение детей.

Э. Ф. Зеер отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка [5, с. 45].

Педагогическое сопровождение, по мнению исследователей Н. Б. Крыловой, Е. А. Александрова, М. А. Иваненко и др., предполагает диагностирование, консультирование, коррекцию, системный анализ проблемных ситуаций, программирование и планирование деятельности, которые направлены на разрешение и соорганизацию всех субъектов образовательного процесса, координацию всех этих функций.

Важную роль в развитии ребенка и тем более в мотивационной готовности к обучению в школе играют родители, умеющие принимать своего ребенка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, удовлетворяют его разумные потребности. В противном случае ребенку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению к ребенку испытывают только отрицательные чувства, считают ребенка неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.

В связи с эти одним из психолого-педагогических условий формирования мотивов к обучению к школе является учет типа детско-родительских отношений. А. Я. Варга, В. В. Столин детско-родительские отношения определяют как систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков [2, с. 29].

Исследуя структуру родительского отношения, А. Я. Варга основывается на динамической двухфакторной модели родительского отношения, предложенной Э. Шефером и Р. Беллом, в которой основными факторами являются эмоциональный (любовь — ненависть или принятие — отвержение) и поведенческий (автономия — контроль). А. Я. Варга выделяет следующие компоненты родительского отношения: интегральное принятие-отвержение родителем ребенка, определяющее когнитивный компонент; межличностная дистанция, определяющая степень эмоциональной близости родителя к ребенку, характеризующая эмоциональный компонент; форма и направление контроля за поведением ребенка, определяющие поведенческий компонент [2, с. 29].

Существенную роль в развитии учебных (познавательных) мотивов играет способность родителя поддержать те естественные потребности, которые есть у детей. Это и создает положительную мотивацию учения, исключая дальнейшие проблемы в этой области.


Согласно диаграмме, в старшем дошкольном возрасте преобладает следующее сочетание мотивов у большинства детей: внешний-игровой-отметка (28 %) и внешний-игровой-позиционный (28 %). Это свидетельствует о том, что у большинства детей не сформированы мотивы к обучению в школе. Их интересовали: оценка мамы, быть большим, получение отметки. Следует отметить так же, что 24 % опрошенных имели сочетание таких мотивов, как учебный-социальный и позиционный, что говорит о сформированности мотивов к обучению в школе. Они стремятся к новым знаниям, считают, что дети должны учиться. В младшем школьном возрасте данное сочетание мотивов уже преобладает (52 %).


Рис. 2. Ведущие мотивы к обучению в школе у детей по методике определения мотивов учения (М. Р. Гинзбург)

В старшем дошкольном возрасте, согласно полученным данным, преобладает внешний мотив (36 %), так же у 20 % — игровой. В младшем школьном возрасте у большинства учащихся преобладает учебный мотив (52 %) и социальный (16 %), некоторые дети так же отмечают игровой.


Рис. 3. Типы детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте и старшем дошкольном возрасте

Из диаграммы видно, что преобладает в старшем дошкольном возрасте кооперация (44 %) и симбиоз (44 %). В младшем школьном возрасте у большинства семей присутствует кооперация (84 %). Это говорит о том, что родители дают учащимся проявлять самостоятельность, инициативу. В основном у этих детей преобладают такие мотивы, как: учебный, социальный, игровой. У детей, в чьих семьях в детско-родительских отношениях наблюдается симбиоз, ведущим мотивом является внешний, позиционный, отметка. Внешний мотив чаще проявляется в семьях, где тип детско-родительских отношений — контроль, симбиоз, принятие-отвержение, маленький неудачник.

Анализ результатов проведенных методик позволил выявить сходства и различия между мотивами у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Сравнение мотивов удетей старшего дошкольного имладшего школьного возрастов

Читайте также: