Какое значение имеет сон гринева в капитанской дочке кратко

Обновлено: 02.07.2024

Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности “Капитанской дочки”. Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся ого отношения с Пугачевым.

Подобное толкование противоречит самому принципу повествования

Пушкина – с его краткостью и лаконизмом, динамически развивающимся сюжетом. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон в известной мере наделен и функцией предсказывания последующих событий.

Но это “предсказывание” нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцепе сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Важно помнить при этом, что увиденный сон – вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: “Мне приснился

сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”. Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь.

И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, “соображать” с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.

Подобное восприятие символического смысла сна обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: “С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего”. Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал наблюдений, “никогда не забываются человеком до тех пор пока не сбудутся” . Пушкин знал эти верования. Оттого Гринев и не забывал свой вещий сон.

Не должен был его забывать и читатель.

Какой же сон видел Гринев?

Ему снилось, что он вернулся домой: “…Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. “Тише,- говорит она мне,- отец болен при смерти и желает с тобою проститься”. – Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: “Андрей Петрович, Потругла приехал; оп воротился, узнав о твоей болезни; благослови его”. Я стал на колени и устремил глаза мои на больного.

Что ж. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: “Что это значит?

Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?” – “Все равно, Петрушка,- отвечала мне матушка,- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит”…”

Символическое будет проступать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа – тогда родится догадка, что мужик с черной бородой помин – на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой… Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа. Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна.

Гринев не хочет исполнить просьбу матери – подойти под благословение мужика.

“Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: Не бойсь, подойди под мое благословение…”

Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи – все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже – уже не во сне, а наяву.

Колоссальный образ чернобородого мужика с топором – это обобщенный поэтический образ могучего народного характера. Обобщенный – хотя он и дан в начало романа, до нашего знакомства с Пугачевым. Объясняется это особой природой символического образа – он лишен статики, Пушкин наделил его способностью “самостоятельно” жить во времени, развиваться, представать в своей многозначности.

Знаменательно, что роман завершался кровавой сценой, написанной уже самим Пушкиным – издателем мемуаров Гринева. Опираясь на “семейственные предания”, он писал, что Гринев “присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народно).

Реальная сцена казни Пугачева не может не вызвать в памяти образа чернобородого мужика с топором. И, странное дело, казнь не воспринимается как возмездие, наоборот, она наполняет особым волнующим смыслом образ из гриневского сна – этому помогает калмыцкая сказка! Пугачев знал, что ждет его, и шел безбоязненно но избранной дороге.

Соотнесенность с Пугачевым объясняет появление пронзительного по своей идейной неожиданности оксюморона – ласковый мужик с топором/ Читатель наполняет этот образ содержанием, приобретенным в процессе знакомства с Пугачевым. “Ласковость” Пугачева к Гриневу и Маше Мироновой создает ему особый ореол. Оттого “ласковость” мужика с топором не кажется читателю страшной и странной.

И, наконец, это слово мужика – “Не бойсь. ”, поражающее сначала своей как бы абсурдностью: ну как же не бояться человека с топором, которым он машет, наполняя комнату трупами? Нельзя не бояться такого мужика! Но возвращение читателя к сцене сна во всеоружии знания Пугачева кардинально обновляет смысл этого слова.

Ведь все отношения Пугачева с Гриневым и строятся на том, что он ласково убеждал его не бояться восстания – затем и калмыцкую сказку рассказывал, и уговаривал перейти к нему (“послужи мне верой и правдою, и я тебя пожалую и в фельдмаршалы и в князья…”).

Вещие сны человек помнит всю жизнь, и особенно остра память в период ожидания исполнения этого сна. Притягательная, гипнотизирующая сила символического сна такова, что читатель не может забыть его. Образ мужика с топором, сливаясь с поэтическим образом Пугачева, становится глубоко содержательным символом романа – в нем, как в накрепко сжатой пружине, сконцентрирован идейный смысл “Капитанской дочки”.

Народу принадлежит огромная роль в истории. Даже когда он “безмолвствует”, видна зреющая в нем энергия будущих мятежей. Восстание высвобождает и развивает громадные и грозные силы.

Сон приснился Петруше Гриневу во время бурана в степи, когда неожиданный вожатый явился показать дорогу к жилью. Сон имеет важное значение. В нем предсказываются будущие грозные события народного бунта, ведь мужик из сна – это вожатый, а в будущем Емельян Пугачев – предводитель казачьего войска, самозваный царь. Сон не только опережает исторические события, но и предсказывает будущий характер отношений между молодым офицером и народным вождем. Сон Гринева в общей форме намекает на те события, которые развернутся позднее; казнь защитников Белогорской крепости, помилованием Пугачевым Гринева, дальнейшее покровительство помилованному.

Произведение относится к реалистическому направлению, однако Пушкин не отказывается окончательно от романтических традиций. Один из важных эпизодов романа – сон Петра Гринёва – наполнен различными символами.

Во сне главный герой приезжает проститься с больным отцом, но вместо него в постели обнаруживает чернобородого крестьянского мужика. Матушка говорит, что это посаженый отец Петра. В этой фразе слышится предречение будущих событий. Именно простой мужик Емельян Пугачёв, грубый и неотёсанный, поможет Гринёву с его отношениями с Машей Мироновой. Предводитель крестьянского восстания продолжает воспитывать в Петре Андреевиче те же качества, о которых в своём завете ему говорил отец. Пугачёву важнее, чтобы люди с ним были честными, а не лицемерными. Гринёв смог заслужить расположение бунтовщика не лестью и подхалимством, а верностью своим принципам и словам.

Сон Петра Гринёва предвещает и многочисленные жертвы. После отказа просить благословения и целовать ручку у посаженого отца в комнате появляются кучи мёртвых тел. Также затем произойдёт и в реальности. Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, приведёт к тому, что в огромном количестве будут гибнуть не только военные, но и ни в чём неповинные люди. Отказавшись преклонить колено перед самозванцем, погибает комендант крепости Иван Кузьмич и его супруга, родители Маши.

Можно сказать, что в образе мужика с чёрной бородой и топором в руке, который видится Петру Гринёву во сне, воплотились и безмерная сила русского бунта, и могучий национальный характер русского народа. Сон имеет пророческий характер, поскольку в нём содержится предсказание того, чем может обернуться неконтролируемая мощь народного движения.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ эпизода Сон Петра Гринева из романа Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

Говоря о Петре Ивановиче Добчинском, невозможно не упомянуть и не провести сравнение с Петром Ивановичем Бобчинским. Да, Гоголь дал этим персонажам одинаковые имена, отчества и даже похожие фамилии.

Рассказ начинается с истории двух золотодобытчиков на Аляске, которые направляются к тайнику уже много дней. У них не осталось ни еды, ни воды, ни патронов, они бессильны и вымотаны, но останавливаться нельзя.

Сон Петруши Гринёва в произведении “Капитанская дочка” Александра Сергеевича Пушкина несёт определённую символическую подоплёку. Главному герою снится, что, находясь в кибитке, он возвращается в родительский дом, где мать говорит ему о предсмертном состоянии отца. Когда Пётр Гринёв заходит в дом, чтобы повидаться с отцом, то замечает лишь бородатого незнакомца средних лет. Незнакомый мужчина настаивает, чтобы Гринёв признал в нём своего отца, и, услышав отказ героя, начинается гоняться за Петрушей, вооружившись топором. На этом и заканчивается сон главного героя. Принято считать, что он символически связан с дальнейшей встречей героя с Емельяном Пугачёвым и отказом в присяге.

Читайте также: