Фольклор как средство патриотического воспитания старших дошкольников в доу

Обновлено: 03.07.2024

Развивая чувства, характеры, которые неразрывно связывают ребенка со своим народом, мы в своей работе используем народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства.
Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.
Мы повседневно уделяем большое внимание народному искусству, народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка.
Первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, пляски, потешки, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

Оценить 1131 0

Статью подготовил: старший воспитатель МБДОУ детского сада № 81 г. о. Самара Мальгина Ирина Николаевна

«Народный фольклор в ДОУ, как средство патриотического воспитания дошкольников.

Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о патриотизме. Но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к Родине. Для ребенка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания, отношения к окружающему.

Развивая чувства, характеры, которые неразрывно связывают ребенка со своим народом, мы в своей работе используем народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, красочные предметы декоративно-прикладного искусства.

Все это богатство русского народного творчества помогает детям усвоить язык своего народа, его нравы и обычаи, его черты характера.

Мы повседневно уделяем большое внимание народному искусству, народной музыке, которая оказывает большое влияние на формирование вкуса ребенка.

Первые впечатления мы стараемся закрепить и расширить с первого дня пребывания ребенка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, пляски, потешки, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.

С русскими народными песнями и мелодиями дети начинают знакомиться уже с младшей группы. Они слышат и на музыкальных занятиях, и вне занятий. Предлагаем слушать детям музыку в формате МР3 и видеоклипы, собрана коллекция CD и DVD -дисков в исполнении певцов-профессионалов и профессиональных оркестров народных инструментов. Для этой цели необходимым условием является наличие проигрывателя непосредственно в группе. Также собрана коллекция презентационных материалов в формате PowerPoint по декоративно-прикладному искусству и видеоролики с процессом изготовления предметов народного искусства.

Воспитатель, используя поговорочки, занимается с детьми индивидуально и подгруппами. Это помогает закрепить определенные двигательные навыки.

С большой радостью прослушивают дети видео и аудио записи, в которых сами принимают участие. Мы записываем стихи, инсценировки, мелодии, и песни, игру на детских музыкальных инструментах которые дети исполняют.

На этих праздниках принимают участие все возрастные группы и конечно все дети являются активными участниками, а в качестве гостей на такие мероприятия мы с удовольствием приглашаем наших родителей, бабушек и дедушек. Но как правило гости также становятся участниками веселых игр и забав. Часто старшие дети специально для малышей приготавливают народные зрелища, приходят к нам на праздники и развлечения, выступают перед ними: поют песни, пляшут, инсценируют русские сказки и песни.

Воспитание патриотизма неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И один из путей такого воспитания – приобщение детей к музыкальному наследию своего народа.

Автор: Филясова Наталья Владимировна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Сергач

С приходом в систему дошкольного образования Федеральных государственных образовательных стандартов происходят большие изменения в структуре образовательной программы ДОО, обновляется и дополняется ее содержание. В России в системе дошкольного образования произошли преобразования, переход к такой модели, которая должна удовлетворить потребности подрастающего поколения. И одна из важнейших задач этой модели стала развитие патриотических чувств у дошкольников. Ведь наши дети – это в первую очередь граждане своей страны. И так как вопрос развития культуры остро встает в процессе воспитания детей, то начинать эту работу нужно с ранних лет.

После проведения входной педагогической диагностики по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и анализа ее результатов, нами был спланирован ряд мероприятий для повышения уровня образования детей. В структуру данных мероприятий включены элементы фольклора.

Пословицы о труде

Способствовать развитию уважительного отношения к труду взрослых

Формировать уважение к старшим

Совершенствовать у детей навыки гостеприимства

Развитие бережного отношения к продуктам, выращенным руками жителей города.

Песни военных лет

(исполнение и слушание)

Формирование патриотического воспитания посредством музыки

Способствовать развитию у детей знаний таких качеств своего народа, как смелость, храбрость, отвага (герои города)

Развитие бережного отношения к природе родного края, закрепление знаний о ее компонентах.

  • ау, аукаем, Синички-сестрички,
    Весну приаукиваем: Чечётки-тётушки,
    Март, март Кулички- мужички,
    Солнцу рад и т.д. Скворцы-молодцы,
    Из-за моря к нам летите,
    Весну красную несите!

Формирование знаний о родной стране, городе развитие патриотических чувств, любви к родному краю.

Развитие представлений о послушании, доброте, помощи близким.

Способствовать развитию любви к близким людям, своим родным

Загадки о родном крае

Развитие представлений об окружающем мире, повышение интереса к особенностям родного края.

- Где нам весело живется

Нашей дружною семьей.

Что нашей Родиной зовется

Где так легко нам дышится с тобой?

- Этот дом большой, просторный,

Много книг в нем разных есть.

Есть для них и зал огромный

Всех их враз не перечесть и т.д.

Продолжение знакомства детей с культурой и обычаями своего народа

Эй, вы, гости дорогие!

Заходите к нам скорей.

И порадуйте друзей!

Всех к себе мы зазываем

Хлебом, солью угощаем! и др.

Развитие интереса к народным играм

  • торба Раз, два голова,
    С великого горба. Три, четыре -
    Что в той торбе? Прицепили,
    Хлеб-поленица. Пять, шесть -
    Кому доведётся, В ряд снесть,
    Тому и водиться. Семь, восемь -

Сено косим,
Девять, десять -
Сено весить,
Одиннадцать, двенадцать
Некуда деваться.

Развитие интереса к родному краю

В этом городе живем Я люблю свои края

Наш любимый милый край Понимаю точно я

Ты живи и расцветай! Какая это сила и т.д.

Формирование представлений о жизнедеятельности своего народа в прошлом

Способствовать развитию уважения к русской Армии

Пословицы и поговорки

Развивать знания о бережном отношении друг к другу в семье

Когда знакомили детей с малыми жанрами фольклора такими как: поговорки, загадки, пословицы, сказки, в это время старались их приобщить к ценностям народа, развивающим как нравственность, так и эстетическое восприятие увиденного и услышанного.

Сочетание таких понятий как: слово, напевы, ритм в музыке, которые сопоставляются в процессе проговаривания потешек, прибауток, закличек ведет к выражению детьми заботы, нежности, веры к окружающему миру. В малых жанрах фольклора просматриваются элементы жизненных ситуаций, взаимоотношений. Отрицательно воспринимаются зло, зависть, ревность и т.д., а такие качества человека как внимание, любовь, сострадание оцениваются как положительные.

Чтобы развить у детей интерес к освоению малой родины, решили разнообразить используемый на занятиях материал. Для ребенка дошкольного возраста большое значение имеет эмоциональность педагога. У детей появляется интерес к происходящему, если воспитатель сам заинтересован в данной теме.

Малые фольклорные жанры имеют большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Посредством пословиц, загадок и поговорок ребенок познает сущность окружающего его мира.

Атрибутами избы стали различные по объему чугунки, самовары, деревянные ложки, полотенца, расшитые разными узорами, куклы в русских национальных костюмах. Все атрибуты были собраны, благодаря усилиям педагогов детского сада и родителей.

Каждая встреча доставляла детям много эмоций, радостных ощущений от совместного общения. Когда все вместе праздновали именины, то обязательно нагревали самовар, садились за стол и беседовали о том, что любой праздник в народе отмечали за красиво накрытым столом. Ребята с удовольствием слушали о том, в каком порядке размещались за столом члены семьи, что означал каждый предмет утвари. Так дети знакомились с правилами, которыми пользовались раньше гостеприимные хозяева.

Беседовали с детьми о том, что русские люди отличались своей добротой, это было их главной чертой: взрослые умело направляли детей к проявлению доброты не только к людям близкого окружения, но и к тем, кто нуждался в заботе, помощи, бедным и немощным. В былые времена очень бережно относились к хлебу и другим продуктам, которые употребляли в пищу. Когда хлеб падал на пол, то обязательно надо было попросить у него прощения. В процессе беседы с детьми были разучены пословицы о хлебе, которые имеют смысл о том, что голова всему - это хлеб, его почитают везде, во всех концах мира.

Жанры народного творчества больше всего просматриваются и реализуются во время игровых ситуаций с детьми на фольклорных занятиях. Они проводятся в разнообразных формах деятельности, приближенных к народным традициям. Это может быть как праздничное выступление, так и прогулка на луг или по лесу. Здесь важную роль имеет творческий потенциал педагога, его мастерство и знание элементов фольклора. Стараемся изучить как можно больше поговорок, пословиц, загадок в соответствии с темой мероприятия патриотического воспитания. С помощью различных жанров фольклора знакомим детей с природой родного края.

В нашем детском саду проводим праздники, связанные с жизнью народа, его обрядами и традициями. Они включают в себя разнообразные наблюдения людей за происходящими явлениями природы в разные времена года. Дети узнают о существовании в природе родного края птиц, животных и насекомых. В процессе их проведения используем разные виды фольклорных жанров: заклички, потешки, песенки, поговорки.

Дети проявляют большой интерес при знакомстве с малыми жанрами русского фольклора, так как они включают в себя различные компоненты окружающей действительности.

Во время образовательной деятельности объясняем детям и выслушиваем их мнения о появлении пословиц, поговорок, загадок о родной стране, городе, его героях, семье, природе, выделяя при этом то, как выразительно звучит пословица, поговорка и как много она говорит нам о любви к родному краю.

Для того, чтобы объяснить детям как важно уважать близкого человека, любить свою семью, свою Родину, свой родной край, читали пословицы о матери, отце, Отчизне и т.д. Еще раз убедились в том, что фольклор имеет великое значение в воспитании патриотических чувств у детей. После обсуждения пословиц: Чти отца и мать, не придётся тебе горевать; без матери и солнце не греет и др., ребята очень нежно и трогательно говорили о том, как им дороги родители и почему они их так сильно любят.

Еще одной народной мудростью являются сказки. В них присутствует весь свод правил жизни, разнообразие и богатство русского языка. Очень важно учить детей культуре нашего народа, начиная с самого раннего детства, при этом показывая и направляя их в путь по сказочному и доброму миру. Используя содержание сказок для воспитательных целей, рассматривали с детьми иллюстрации к сказкам, обсуждали поведение героев. Приходили к единому мнению. Отношения в семье, такие качества как: послушание, доброта, помощь и др., оказались для детей более понятны, когда при их разборе использовались пословицы и поговорки того же содержания. С целью закрепления знаний о смысле сказок, организовывали выставки прочитанных книг.

Немаловажное значение в процессе патриотического воспитания с детьми имели индивидуальные беседы по составлению с детьми загадок о родном крае, его природе, о символах города и страны. В каждой загадке отображается окружающий мир человека. Чтобы составить загадку, необходимо с помощью метафорической формы выражения изменить обычные мысли и предметы, относящиеся по смыслу к содержанию загадки. И наоборот, чтобы разгадать загадку, нужно заменить метафорические образы на реальные. Важно детям правильно показать образы создания загадок, разнообразить их виды и формы. Чтобы составить загадку надо хорошо знать свою родину, семью, природу родного края. Детям с родителями давались задания, изучить какой – то элемент патриотического воспитания и придумать о нем загадку. Это повысило интерес детей к изучению особенностей родного края.

В народных праздниках всегда присутствуют игры. Наши дети, к сожалению, их почти не знают. Решили, что нужно показать детям их значение, рассказать, что они являются национальным богатством, незаменимым жанром народного творчества. Создали кружок народных игр на базе своего дошкольного учреждения. Для того, чтобы выбрать водящего для развития игры использовали различные считалки. В процессе игры использовали потешки и поговорки.

Игра является одним из главных компонентов детской деятельности, в которой у детей развиваются такие качества как ловкость, быстрота движений, сила, меткость, ребят приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.

Немаловажной составляющей частью патриотического воспитания является былина.

Образ силы, отваги, мужества, воплощенный в образе богатыря, в котором отражены главные умения защитника Родины, способствуют развитию у детей патриотических качеств: сила, смелость:

«У Добрыни вежество рождённое и учёное…

Умеет Добрыня слово молвити,

Перед тем царём Батырём поклонитися,

Поклонитися умеет и похвалитися.

желание любыми путями избежать конфликта и боя, жить в мире и согласии:

«Говорит Илья да таковы слова:

Ай же ты, удалой добрый молодец,

Я вижу силушку твою великую,

Не хочу я с тобою сражатися,

Я желаю с тобой побрататися. –

Таким образом, мы пришли к выводу, что патриотическое воспитание детей можно осуществлять, используя в своей работе разнообразные вспомогательные виды народного фольклора, так как народная культура имеет огромный потенциал в развитии общества в целом. Большое значение для развития детей имеет семья, поэтому начинать работу патриотического воспитания с детьми необходимо именно с нее. Различные жанры фольклора включают в себя воспитательный характер. Начиная с былин о богатырях и заканчивая событиями нашего времени, все народные сюжеты несут в себе мудрость от поколения к поколению.

Цель: расширение спектра профессиональных компетентностей педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

1. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.

2. Повысить профессиональную компетентность педагогического состава в данной проблеме.

3. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.

4. Формировать у педагогов целостное представление о русском народном фольклоре , его формах, методах работы с детьми дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора .

5. Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.

6. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

План проведения семинара:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть

2.1. Задание для педагогов.

2.1. Тренинг для педагогов

Теоретическая часть

Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма и нравственности. Что же такое нравственное воспитание дошкольников и в чем оно проявляется?

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Задачами нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Понимание чувства Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и окружением.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Приобщать детей к культуре своего народа необходимо, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.

Обратиться к истокам народного творчества поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков; бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, милосердие и гостеприимство, чувство долга, память о предках

Ведь русский фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в окружающем мире. В нем нет никаких назиданий, но между строк читается многое: народная дидактика, школа материнства. В нем заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Особое значение для формирования духовно - нравственных и патриотических чувств у детей имеют фольклорные произведения.

Фольклор – одно из действенных средств, таящий такие огромные дидактические возможности. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Очень важно научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа, представляющая собой одно из средств народной педагогики. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего, особого видения мира, порожденного возрастными психологическими особенностями.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания детей.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми ("Сорока", "Ладушки", "Коза" и другие, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторять его действие. Повторяя вместе со взрослым стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Под малыми фольклорными формами мы подразумеваем – сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки.

Поэтической ценностью нашего народа является словесное народное творчество. Припевки, приговорки использовали издавна для воспитания детей, особенно самых маленьких, чтобы привлечь внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Потешки, прибаутки, заклички звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие.

Малую форму фольклора можно обыграть разными способами. При этом можно использовать театр (пальчиковый, маски и т.д.). Так же могут быть использованы разные игрушки. Играя в театр и игрушки, дети быстро представляют и запоминают сказки, потешки и т.д. Надевая костюм, ребенок представляет себя тем или иным персонажем.

Такие малые формы фольклора, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки, позволяют развить речь ребенка, воспитывают любовь к родному краю и дают представление о культуре русского народа.

Заключение Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Практическая часть.

Задание для педагогов . Рассказать о малых фольклорных формах и привести примеры (домашнее задание) (приложение №1)

Тренинг для педагогов

Правила игры : игра состоит из двух частей – синий и красный геймы. В каждом гейме по 20 вопросов, по 5 в каждой теме. В синем гейме вопросы более простые, они подразделяются по темам :

Каждая тема – по 5 вопросов. За правильные ответы- фишка.

В красном гейме предлагаются вопросы по темам :

Победит тот участник, кто наберет наибольшее количество баллов.

1 вопрос – Кому из зверей народной речи дают следующие названия: лесник, ломака, ломыка, костоправ.

2 вопрос – Кто это: зловещая ведьма, похитительница детей, повелительница гусей-лебедей и разных лесных тварей?

3 вопрос – Вариантов сказки с этой героиней очень много у разных народов, но неизменно в них плачут баба и дед. Кто эта героиня?

4 вопрос – Из какой сказки следующие герои: комар-пискун, слепень-жигун, муха-горюха?

Великое множество героев русского фольклора, но дети с раннего детства знают их по сказкам, знакомятся с их характеристиками и особенностями. Именно сказки порождают в детях положительное или отрицательное отношение к чертам человеческого характера и поведения.

Ответ: (при купании)

2 вопрос – Какая форма фольклора учит ребенка диалогической речи?

3 вопрос – В каких играх и занятиях эффективно использование закличек?

Ответ: (ознакомление с природой, с животными)

4 вопрос – В каких режимных моментах можно использовать малые формы фольклора, начиная с рождения?

Ответ: (в режимные моменты – одевание, кормление, купание, укладывание спать)

Использование народного фольклора в различных формах и методах воспитания детей значительно облегчает работу педагогов в проблеме разностороннего развития ребенка.

1 вопрос – В какой сказке чрезмерное любопытство героя было причиной его постоянного выкрадывания?

2 вопрос – В какой сказке поведение матери по отношению к своим детям можно назвать безответственным?

Ответ: (лиса, почти 70 сказочных сюжетов)

4 вопрос – Назовите сказки, в которых детей учат нравственным ценностям.

Понять тонкости человеческих взаимоотношений не всегда просто даже взрослым. Но для детей есть сказки, в которых добро всегда побеждает зло, и отличить одно от другого помогают детям сказочные герои.

1 вопрос – В произведении, какого поэта есть строки:

«Раз в крещенский вечерок

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали …

Ответ: (Михаил Пришвин)

3 вопрос – О каком чуде природы рассказал в своей известной сказке русский писатель Аксаков?

Ответ: (об аленьком цветочке)

Ответ: (Владимир Даль)

Фольклор – связующая нить веков, которую умело использовали в своем творчестве русские писатели. Этим они подчеркивали неразрывность связи народного художественного слова и авторской поэзии.

1 вопрос – Как называются песни, которыми убаюкивают малышей?

2 вопрос – На каком литературном приеме построены колыбельные песни?

3 вопрос – Какая форма народного фольклора направлена прежде всего на физическое развитие ребенка?

4 вопрос – Как называется смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок?

5 вопрос – На какую особенность мышления детей рассчитаны колыбельные песенки?

Ответ : (конкретно образное мышление)

Вывод: Фольклор как народная художественная педагогика начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. С первых же минут своего земного бытия ребенок оказывается с помощью пестушек не в хаосе звуков, а во власти слова и музыки. Пестушки, колыбельные песенки вводят его в мир, настраивая на определенный музыкально-поэтический лад, как бы успокаивая.

1 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к различным явлениям природы?

2 вопрос – Как называют стихотворные обращения детей к животным?

4 вопрос – Как называются детские устные рассказы, условно-реалистической или фантастической направленности?

Ответ : (Л. С. Выготскому)

Вывод: Бытовой фольклор в простой и доступной для детей форме знакомит их с явлениями окружающей жизни, помогает осознать видимые для взрослых закономерности природы, человеческих взаимоотношений.

1 вопрос – Назовите форму потешного фольклора :

По семеро в сани.

Летят три пичужки

2 вопрос – Какой детский писатель рассматривал перевертыши как собственное творчество детей?

Ответ : (К. И. Чуковский)

3 вопрос – Как еще называют перевертыши?

Потешный фольклор очень тонко, интересно пробуждает в ребенке желание узнать больше и глубже об окружающих предметах, учит понимать переносное, скрытое значение некоторых слов и выражений.

2 вопрос – Как называются короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре?

3 вопрос – С чем связаны хороводные игры на Руси?

Ответ: (с народными обрядами)

4 вопрос – Наличие чего обязательно в детских народных играх?

Вывод: Игра – ведущая деятельность ребенка. Народная педагогика предусмотрела все закономерности игровой деятельности: правила, состав участников, роли и т. д. Дети не только играют, но и учатся человеческим взаимоотношениям. Причем усваивают их легко и с интересом

Рефлексия.

Каждый из здесь присутствующих за время семинара испытал определенные чувства. C какими чувствами вы заканчиваете этот семинар? Что полезного, приятного и интересного вы унесете сегодня?

Я предлагаю вам высказаться о своем эмоциональном состоянии.

Благодарю за внимание!

Список используемой литературы:

1. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой – М:ТЦ Сфера, 2013

2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л. Князева, М.Д. Маханева – СПб, 1999

3. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет / М.П. Асташина-Волгоград: Учитель, 2013

4. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративным рисованием, лепкой, аппликацией москвичей дошкольников. / Грибовская А.А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. По единодушному мнению, педагогов-классиков, именно фольклор является совершенным средством художественно-эстетического и нравственного воспитания детей. Использование его в работе с дошкольниками способствует формированию в ребенке нравственных качеств, таких как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям своего края, чувству патриотизма.

Фольклор представлен широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, пословицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, театрализованные представления и фольклорные праздники. На мой взгляд, каждый из жанров имеет образовательный, воспитательный и развивающий эффект.

На своих музыкальных занятиях я считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях.

Основные задачи моей деятельности по патриотическому воспитанию детей:

-способствовать развитию интереса к народному творчеству и музыке;

-воспитывать чувство причастности к русской культуре;

-способствовать формированию знаний о русской культуре через ознакомление с бытом, традициями и фольклором русского народа;

-познакомить детей с историей русского народного костюма; с народными праздниками, с историей их возникновения;

-создать условия для самостоятельной деятельности;

-оказывать помощь родителям в возрождении и развитии лучших традиций.

Для знакомства детей с русским фольклором мною были выбраны следующие направления работы: (содержание деятельности)

  1. Проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках,обрядах. На занятиях познавательного цикла я знакомлю детей с народными приметами, обрядовыми действиями. Мы говорим о том: Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Это помогает расширять общий и музыкальный кругозор детей, психологически подготавливает к осознанию важности народной культуры, пробуждая интерес к ней.
  2. Знакомство с устным народным творчеством.

Немаловажную роль в воспитании нравственно-патриотических качеств играет знакомство с произведениями устного народного творчества. Фольклорные загадки знакомят детей с предметами быта. Пословицы и поговорки приобщают дошкольников к неписаным законам народной этики, раскрывают перед детьми качества человека, преданного своему Отечеству: порядочность, уважение, ответственность, доброта, любовь к своей семье и Родине. Дети с удовольствием произносят потешки, прибаутки, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.

  1. Исполнение народных и стилизованных песен

4. Знакомство с русскими народными играми.

5. Знакомство с песенно-танцевальными народными формами.

Все эти песенно-танцевальные формы не только дают детям руководство к определенному действию, но и помогают формированию конкретных представлений, связанных с жизнью и бытом народа.

6. Знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. С большим удовольствием дети познают приемы игры на русских народных музыкальных инструментах, которых у нас собрана целая коллекция: трещотки, хохломские ложки, коробочки, бубенцы, рубели, свистульки. Ни один фольклорный праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах.

7. Погружение в быт русского народа. Я убеждена также, что для успешного воспитания патриотизма немаловажно погрузить детей в атмосферу русского национального быта, создавая для этого развивающую среду. Это и оборудование фольклорных уголков в группах с предметами домашней утвари. Это совместное с детьми изготовление игрушек фольклорной тематики. Это и возможность примерить на себя народный костюм в уголке ряжения. Переодевание в национальный костюм уже вносит свою частицу в патриотическое воспитание, ребёнок гордится им, становится, более ответственен, собран. Дети очень любят фольклорные мероприятия в том числе и за то, что у каждого будет костюм. Тем самым мы расширяем представление детей о народной одежде, развивается интерес к культуре нашей Родины.

8. Включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность.

Особую роль в приобщении детей к истокам русской народной культуры играют праздники в детском саду. Это своеобразный итог проведенной работы с детьми по усвоению фольклорного материала.

Наши предки оставили нам поистине неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Праздник начался уже в группе, когда дети одели на себя народные костюмы. В глазах было столько восторга! Хотя эти костюмы они одевают не в первый раз. Потом к детям пришла Хозяйка-ведущая праздника и пригласила их к себе в гости в горницу. А также заранее рассказала детям о том как пользоваться самоваром. Роль Хозяйка исполнила воспитатель. С помощью этого персонажа мы постарались вызвать интерес детей к русским традициям: гостеприимству, почитанию старших.

Дети удивили хозяйку яркими номерами:

-а исполнение частушек группой ребят было, пожалуй, самым ярким номером, который привёл всех в восторг и зрителей и самих исполнителей.

Помимо взрослого персонажа на празднике были детские роли - это козёл Мефодий и барыня-Капустка. Что позволило добиться ещё большей включённости детей в праздник.

Дети с удовольствие играли в народные игры: завевали капустку, строили плетень, украшали барыню-капусту. Каждая игра доставила детям море удовольствия и положительных эмоций. До сих пор на каждом музыкальном занятии просят повторить эти игры.

На посиделках дети узнали много нового: о разных сортах капусты, о многообразии блюд из капусты, и о том, как в старину солили капусту.

Вдоволь напившись чаю из самовара ребята отправились на мастер-классы, которые стали достойным продолжением фольклорного праздника. Разделившись на группы, путём выбора определённой эмблемы, дети знакомились с народными художественными промыслами (расписывали дымковскую игрушку), плели изгородь, изготавливали кокошники и картузы. А часть детей была увлечена самым вкусным делом – они своими руками квасили капусту.

Все эти действия сопровождались звучанием русских мелодий и песен. Что ещё больше придавало музыкальную красочность и праздничную атмосферу этому событию. А в финале всех ждал праздничный обед и конечно же пирожки с капустой. Восторгу детей не было предела!

Основываясь на своём опыте, хочу сказать, что влияние русского фольклора на формирование патриотических чувств у дошкольников, несомненно.

Одним из самых ярких показателей результативности моей работы в этом направлении является ярко выраженный интерес и желание детей участвовать в фольклорных праздниках. Дети стали хорошо ориентироваться в народной культуре, знают народные праздники и обряды, а главное, на мой взгляд, могут и считают себя гражданами России, способными в будущем принести пользу своей стране.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости, любви к Родине, родному краю.

Читайте также: