Какие модели модернизации избранные странами азии и африки вы знаете кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г.о. Железнодорожный. Московской области.

Дидактический материал по теме:

Составитель: Андриади Владимир Александрович,

Образовательная:

Познакомить учащихся с личностями лидеров некоторых стран Азии и Африки такими как, Мохаммед Нагиб и Гамаль Абдель Насер (Египет), Ден Сяопин (Китай), Ким Ир Сен (Северная Корея), Ли Сын Ман (Южная Корея), Мохаммед Реза Пехлеви и Рухолла Мусави Хомейни (Иран), Мустафа Исмет Инёню и Махмуд Джеляль Баяр (Турция), Бабрак Кармаль, Нур Мохаммед Тараки и Хафизулла Амин.

Воспитательные: воспитать чувство доброты, дружбы, толерантности, уважения и взаимопомощи.

Развивающие: развить у учащихся умения работать с историческими источниками, анализировать полученную информацию, доказывать свою точку зрения, аргументировать свой ответ.

Ценностный ориентир:

Искренняя взаимопомощь приводит к верной дружбе и тесным взаимоотношениям, тогда как помощь ради собственных интересов только к вражде и недопониманию.

План объяснения нового материала:

1) Борьба США и СССР за сферу влияния в странах Азии и Африки.

2) Идеи социализма и социалистической ориентации стран Азии и Африки.

3) Опыт новых индустриальных стран Азии и ее специфика.

4) Развитие стран исламского мира.

5) Итоги преобразований в странах Азии и Африки.

Оборудования урока:

1) Загладин Н.В., Козленко С.И. и др. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 11 класс. 5-е изд. – М., 2007.

Модели социально-экономического развития стран Азии и Африки.

Д/З. Глава 13. § 43 (читать), ответить на вопросы после параграфа, ответить на тестовые вопросы,

решить познавательные задания.

План объяснения нового материала:

Основные даты и имена:

Мохаммед Нагиб и Гамаль Абдель Насер (Египет), Ден Сяопин (Китай), Ким Ир Сен (Северная Корея), Ли Сын Ман (Южная Корея), Мохаммед Реза Пехлеви и Рухолла Мусави Хомейни (Иран), Мустафа Исмет Инёню и Махмуд Джеляль Баяр (Турция), Бабрак Кармаль, Нур Мохаммед Тараки и Хафизулла Амин (Афганистан).

1963 – 1979 года – Белая революция в Иране.

1979 год – Исламская революция.

1978 год – Саурская революция.

1974 год – революция в Эфиопии.

Понятия и термины:

ОПЕК - международная межправительственная организация (также называемая картелем), созданная нефтедобывающими странами в целях стабилизации цен на нефть. В ее состав входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола.

Октябрьская война (4-ая арабо-израильская война) - военный конфликт между коалицией арабских стран, с одной стороны, и Израилем, с другой.

hello_html_m2a5ffea1.jpg

Страны организации ОПЕК на карте.

hello_html_789a189c.jpg

Карта: Ближний Восток.

hello_html_8a159df.jpg

Мохаммед Нагиб. Гамаль Абдель Насер. Ден Сяопин.

hello_html_11f62750.jpg

Ким Ир Сен. Ли Сын Ман. Мохаммед Реза Пехлеви.

hello_html_m75d0e9ff.jpg
hello_html_mba5d9e2.jpg

Рухолла Мусави Хомейни. Мустафа Исмет Инёню. Махмуд Джеляль Баяр.

hello_html_5b6c8407.jpg

Бабрак Кармаль. Хафизулла Амин. Нур Мохаммед Тараки.

Литература для учеников:

1) Загладин Н.В., Козленко С.И. и др. Всемирная история: XX век. Учебник для школьников 11 класс. 5-е изд. – М., 2007.

2) Наглядный справочник по истории 10-11 классы. Гисем А.В., Мартынюк А.А., М., 2007.

3) Пособие по истории 10-11 класс. Хачатурян В.М., М., 2008.

4) Учебник по Всеобщей истории 11 класс. Волобуев О.В., Понамарев М.В., М., 2012.

Литература для учителя:

3) Агаев С.Л. Иран - рождение республики. — М.: Политиздат, 1984. — 336 с.

10) МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ СТРАН Е. А. Брагина. ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 1998, том 68, № 1.

11) Кузнецов Д. В. Арабо-израильский конфликт: История и современность. Очерк событий. Документы и материалы. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. — 285 с.

12) Naomi Comay. Arabs speak frankly on the Arab-Israeli conflict: with original documents and comments by world leaders and writers. — Printing Miracles Limited, 2005. — 224 p. — ISBN 9780955031205.

14) Родригес А.М. История стран Азии и Африки в Новейшее время. М., 2009.

15) Трошин Ю. А. История стран Азии и Африки в новейшее время 1918 – 2000. М., 2004.

Задания на 3-х уровнях познавательной самостоятельности.

Воспроизводящий:

1) Назовите страны Африки и Азии (какие вы знаете), которые выбрали социалистическую модель развития государства или были социалистически ориентированы?

2) Какие страны входят в организацию ОПЕК? В каком году она основалась?

Преобразующий:

1) Зачем Советскому Союзу и США понадобилось расширение сфер своего влияния в странах Азии и Африки?

2) С чем связана волна восстаний и революций в странах Африки и Азии? Приведите аргументы.

3) Почему большая часть стран Тихоокеанского субрегиона выбрала НИСовую модель развития своих стран?

4) Почему США и СССР в итоге потерпели, в большей части, полное фиаско в насаждении своих моделей в странах Африки и Ближнего востока?

Творческо-поисковый:

1) Представьте, что вы лидер одного из государств Африки или Азии. Какую модель развития вы бы выбрали для своего государства? Почему?

2) Составьте тест по теме: Модели социально-экономического развития стран Африки и Азии (А – 4 вопроса; В – 3 вопроса; С – 1 вопрос).

Правильный ответ выделен курсивом.

1) В каком году произошла Эфиопская революция?

а) 1962 году б) 1978 году

в) 1974 году г) 1979 году

2) Какая из названных стран не входит в организацию ОПЕК?

а) Алжир б) Марокко

а) Ким Ир Сен б) Ли Сын Ман

в) Ден Сяопин г) Мао Цзедун

4) Лидером Исламской революции был?

а) Руфолла Хомейни б) Нур Мохаммед Тараки

в) Бабрак Кармаль г) Махмуд Джеляль Баяр

5) Страна, которая не выбрала и не стала НИСом была?

а) Южная Корея б) Северная Корея

в) Таиланд г) Япония

6) Какая страна возникла в ходе сепаратизма от Индии?

а) Таджикистан б) Пакистан

в) Курдистан г) Пенджаб

7) В какой стране государственной религией является ваххабизм?

а) Саудовская Аравия б) ОАЭ

в) Сирия г) Алжир

8) Какая страна не являлась социалистически ориентированной?

а) Афганистан б) Северная Корея

в) Египет г) Таиланд

9) С какой азиатской страной внешняя политика США потерпела полное фиаско?

а) Афганистан б) Вьетнам

в) Саудовская Аравия г) Иран

10) С какой азиатской страной внешняя политика СССР потерпела полное фиаско?

Модели модернизации избранные странами азии и африки.


Ну вот к примеру Китае они не куда не дели Коммунизм и съумели приклеить к нему капитализм и империализм.


7. Кризис 1929—1933 гг?

7. Кризис 1929—1933 гг.

И Великая депрессия : а) усилили борьбу за независимость в странах Азии и Африки ; б) сделали страны Азии и Африки более покорными своим метрополиям ; в) способствовали.


Каковы особенности выбора путей развития в освободившихся странах Азии и Африки?

Каковы особенности выбора путей развития в освободившихся странах Азии и Африки?


С какими проблемами модернизации столкнулись развивающиеся страны?

С какими проблемами модернизации столкнулись развивающиеся страны?

Каковы особенности модернизации в исламских странах Ближнего Востока, Северной Африки.

Чем объясняется подъем исламского фундаментализма в этих странах?


С какими проблемами модернизации столкнулись развивающиеся страны?

С какими проблемами модернизации столкнулись развивающиеся страны?

Каковы особенности модернизации в исламских странах Ближнего Востока, Северной Африки.

Чем объясняется подъём исламского фундаментализма в этих странах?


Проблемы модернизации развивающихся стран?

Проблемы модернизации развивающихся стран?

Особенности модернизации в исламских странах Ближнего Востока, Северной Африки.


Страны Азии и Африки в современном мире 1 - Причины декларации 2 - Пути развития освободившихся стран 3 - Охаректеризуйте 3 культурно - цивилизации региона Аззии и Африке 1 модель, 2 модель Особенност?

Страны Азии и Африки в современном мире 1 - Причины декларации 2 - Пути развития освободившихся стран 3 - Охаректеризуйте 3 культурно - цивилизации региона Аззии и Африке 1 модель, 2 модель Особенности.


Перечислите страны южной африки в которых происходит модернизация?

Перечислите страны южной африки в которых происходит модернизация.


Какие страны добились деколонизации вооруженным путем?

Какие страны добились деколонизации вооруженным путем?

(страны азии и африки).


Назовите более крупные средневековые в странах азии америки и африки?

Назовите более крупные средневековые в странах азии америки и африки.


Процессы модернизации в странах Азии и Африки?

Процессы модернизации в странах Азии и Африки.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Модели модернизации избранные странами азии и африки?, относящийся к категории История. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 10 - 11 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


Италия была частью свещенской римской империи.


Аменхоте́п IV Ехнато́н ( Аменофіс) (? - 1358 до Р. Х. ) - фараон - реформатор Єгипту з XVIII династії приблизно з 1377 до Р. Х. , син Аменхотепа ІІІ та нубійської царівни Тіі (Теї), був одружений (за звичаєм фараонів) на своїй зведеній сестрі Нефе..


1. Евреи это - монотеисты. И у них один бог. Яхве. А египтяне, и вавилоняне - язычники. Они верили в многих богов. 2. Яхве - в переводе с др. Еврейского "Иегова". В библии Иегова описан таким титулом как "Бог" "Творец" "Всевышний" Адам, он же ..


Приблизительно 100 лет. После во время феодальной раздробленности и во время ордынского ига Россия остановилась в культурном развитии. После появления печатных книг повысилась образованность населения, появилось больше литературы.


Книги даже в Новое Время были настоящим предметом роскоши и богатства. Она первоначально изготавливалась на паровой печатной машине, затем её обделывали, обшивали шелком или какой нибудь ещё дорогой тканью.

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

Ну вот к примеру Китае они не куда не дели Коммунизм и съумели приклеить к нему капитализм и империализм

Ответ

+

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй.

После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.

Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.

Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главными инструментами в этой борьбе выступала организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В наиболее населенной стране Африканского континента, Нигерии, народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья — соседним Заиром

ФУХ УСТАЛА ПЕЧАТАТЬ , ЕСЛИ ЧТО-ТО НЕ ПОЙМЁШЬ ПИШИ МНЕ

Ответ

+

Ответ

+

Третий эшелон модернизации-это развивающие страны Азии, где начало перехода процесса от традиционного общества к современному сдвинуто от середины 19 до середины 20 веков.

Модернизация происходит в эпоху обнаружения и быстрого обострения глобальных проблем:демография,экология,продовольственный кризис.

Все эти проблемы тормозят развитие государств.

1)Модель догоняющего развития;

2)Государство осуществляло тотальный контроль;

3)Переход от аграрного общества к индустриальному.

Различия в Азии:

1)Источник идеи модернизации.

Различия в Европе:

1)Ограниченность материальных ресурсов;

2)Модернизация шла сверху вниз- от правительства;

3)Стимул- проигрыш в войне.

Ответ

+

третий эшелон модернизации — развивающиеся страны Азии, Африки и Латинской Америки, где начало процесса перехода от традиционного общества к современному еще более сдвинуто во времени — примерно от середины XIX до середины XX в. Страны третьего эшелона относятся к мировой “периферии”, которая изначально интегрировалась в общемировой процесс модернизации через систему колониализма и зависимости, в качестве сырьевого придатка к “центру”. Разделяя со вторым эшелоном ряд черт запоздалого развития, страны третьего мира обладают вместе с тем большой спецификой.
Важной особенностью является то обстоятельство, что модернизация здесь осуществляется в эпоху обнаружения и быстрого обострения глобальных проблем. Демографический, экологический и продовольственный кризисы становятся для молодых государств объективными ограничителями развития.
Во-вторых, страны “центра” уже входят в постиндустриальную фазу, что увеличивает разрыв в развитии между ними и периферийными странами, усложняет задачи модернизации в отставших обществах. Правда, как показывает пример некоторых стран Восточной Азии, эти задачи все же не являются невыполнимыми.
Кроме того, в третьем эшелоне поиск альтернативных, социалистических путей модернизации становится более распространенным (Китай, Куба, Вьетнам и др.), отчасти под влиянием социалистической модели в бывшем СССР. Однако кризис советской системы приводит к аналогичным кризисным явлениям в социалистических режимах “третьего мира”.
В третьем эшелоне процесс модернизации привел к различным результатам. Так называемые новые индустриальные страны (Тайвань, Южная Корея, Сингапур, а вслед за ними Индонезия, Таиланд, Малайзия и др.) вырвались или вырываются из “периферии” в “полупериферию”, а некоторые из них по отдельным показателям даже приближаются к “центру”. Другая группа стран по-прежнему принадлежит к “третьему миру” с характерными структурными дисбалансами в экономике и социальными контрастами (Индия, ряд арабских и латиноамериканских стран). Наконец, существует несколько десятков так называемых наименее развитых стран (преимущественно африканских), которые находятся в состоянии стагнации и даже деградации. Применительно к ним трудно говорить о каких-либо заметных достижениях модернизации.
Ловушки модернизации. Модернизация и прогресс. История показывает, особенно на примере стран запоздалого развития, что модернизация — это движение вперед, которое может стимулировать острые общественные противоречия, напряжения и конфликты. На пути модернизации встают различные опасности и ловушки. Они, как правило, выражаются в расколе общества между модернизаторски настроенными и традиционалистски ориентированными слоями населения, а также принимают различные формы в тех или иных областях общественной жизни. Например, в экономике сектор развитого, современного производства может оказаться оторванным от остальных сфер народного хозяйства. В социальном плане нередко серьезными препятствиями оказываются значительные различия в доходах. Диспропорции в развитии города и деревни. В политике крайностями являются как технократизм, игнорирующий социальные нужды людей, так и популизм, приносящий в жертву социальной демагогии эффективность экономического развития. В культурной сфере опасность заключается не только в сопротивлении переменам со стороны массового градиционалистского сознания, но и в элитарной отгороженности образованного меньшинства от широких слоев населения, которые третируются как “отсталые”.
Все эти диспропорпии и противоречия, порожденные частичной, ограниченной модернизацией затормозить и даже повернуть вспять весь процесс.

Ключевая идея: процессы модернизации в странах Африки, Азии и Латинской Америки сталкиваются со значительными трудностями.

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история ХІХ — начало ХХІ в. 11 класс
Книга: § 30 Модернизационные процессы в странах Азии, Африки и Латинской Америки
Напечатано:: Гость
Дата: Понедельник, 7 Март 2022, 10:31

Оглавление

1. Суть теории модернизации

В 50-х гг. ХХ в. учеными-обществоведами была создана теория модернизации для объяснения исторического прошлого и современности. Согласно этой теории, модернизация рассматривается как процесс обновления всех сфер жизни того или иного общества. Она выражается прежде всего в переходе от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному. Первыми на этот путь стали страны Запада. Поэтому его называют примером первичной модернизации, то есть модернизации не заимствованной, а происходившей благодаря внутренним факторам. Вторичная, или догоняющая модернизация происходила как ответ на вызов со стороны более развитых, западных стран.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки являются примером догоняющей модернизации. Элементы этого типа модернизации, как, например, европейские культурные и научно-технические достижения, начали внедряться еще в период колониального существования. После обретения независимости этот процесс заметно углубился и приобрел масштабный характер. При этом догоняющая модернизации в развивающихся странах делала ставку на индустриализацию, с помощью которой, как считалось, экономически отсталая страна может достичь уровня высокоразвитых стран.

2. Япония, Китай, Индия


Эти три крупнейшие страны мира олицетворяют собой различные модели, или варианты модернизации. Модернизационные процессы в этих странах начались еще в XIX в.

Япония представляет собой один из наиболее успешных примеров модернизации. Свой путь развития она выбрала после революции Мэйдзи и довольно последовательно шла по нему. Модернизация происходила на базе заимствований у Запада, но при сохранении национальных традиций и культуры.

Китай входит в особую группу восточноазиатских стран. К ней относятся также Корея и Вьетнам. Все три страны прошли через революции, гражданские войны и политический раскол. Причем разделились из-за главного вопроса: по какому пути проводить модернизацию — социалистическому или капиталистическому.


В конце 1970-х гг., после смерти Мао Цзэдуна и отстранения от власти его ближайшего окружения, ситуация в Китае изменилась. Стало ясно, что сталинско-маоистская модель развития не работает. Новое китайское руководство во главе с Дэн Сяопином с начала 1980-х гг. стало на путь рыночных реформ, сознательно копируя опыт Тайваня и Южной Кореи. Народные коммуны были распущены, крестьянские семьи получили возможность вести собственное сельскохозяйственное производство. После аграрной реформы началась приватизация китайской экономики. Было разрешено создание частных предприятий, постепенно происходил переход к свободному рыночному ценообразованию Положительные результаты реформ не замедлили сказаться. Экономика Китая стала одной из крупнейших и ведущих в мире.


Таким образом, важнейшей особенностью китайской модели модернизации является то, что рыночную фактически капиталистическую экономику строят под руководством правящей коммунистической партии. При этом в стране сохраняется достаточно высокий уровень имущественного неравенства.

Индия исторически представляет колониальный тип модернизации. Процесс европеизации, а затем и модернизации страны начался сразу после ее завоевания англичанами.

В период британского правления в Индию пришло то, что мы называем современным прогрессом — новые идеи, технологии, европейское образование. Впервые частная собственность на землю была введена в Бенгальской провинции. Многие новые заминдары (землевладельцы) стали банкирами и лидерами индуистского возрождения. Революционным фактором изменений было широкое распространение английского языка, который открыл двери для западного образования, науки и литературы. В XIX в. дыхание промышленной революции коснулось и Индии. Появились почта и телеграф, текстильная промышленность и железные дороги.

После достижения независимости Индия проделала большой путь от когда-то крупнейшей колонии до крупнейшей демократии мира. В начале 1990-х гг. она вступила в эпоху глубоких реформ, приватизации, освобождения промышленности от контроля со стороны государства. При этом индийское руководство не отказывалось от прошлого. Преобразования развивали то лучшее, что было достигнуто раньше. Регулирующая роль государства сохранялась и в экономической, и в социальной жизни. В XXI в. Индия превратилась в аграрно-индустриальную страну с развитой промышленностью. Приоритетными отраслями промышленного производства стали автомобилестроение, станкостроение, черная металлургия и нефтехимия, электроника и информационные технологии. Экономика Индии в 2014 г. по объему ВВП вышла на третье место в мире после Китая и США.

Таким образом, главной особенностью современного развития Индии является органичное сосуществование индустриального и традиционного секторов экономики. Для страны характерно национальное, религиозное и языковое многообразие. Большая часть бедного и крайне бедного населения принадлежит к низшим кастам.

3. Новые индустриальные страны (НИС)

Новыми индустриальными странами (НИС) принято называть группу развивающихся стран, которые за короткий срок совершили качественный переход от отсталой экономики к высокоразвитой, достигли впечатляющих социально-экономических показателей.


Южная Корея и Тайвань составляют группу стран Восточной Азии, которые изначально пошли по капиталистическому пути. По меркам развитого мира это были очень бедные на момент провозглашения независимости. У них практически не было природных ресурсов, основное население составляли крестьяне. Неплохо обстояли дела лишь с начальным образованием, однако специалистов с высшим образованием катастрофически не хватало.


В этих условиях авторитарные режимы, стоявшие у власти, сделали ставку на единственный имевшийся ресурс — дешевую и качественную рабочую силу. Сырье и технологии ввозили из-за границы. Готовая продукция шла на экспорт. Ориентированная на экспорт продукция стала основой экономического рывка на Тайване и в Южной Корее. Сначала ставка была сделана на легкую промышленность, где можно было использовать неквалифицированную рабочую силу. Значительную роль сыграла американская поддержка. В условиях холодной войны для США была очень важна стабильность восточноазиатского региона. Со временем, по мере накопления капитала и опыта, в Южной Корее возникло мощнейшее автомобилестроение и судостроение.

4. Модернизация стран Латинской Америки и Африки

Модернизация стран Латинской Америки и Африки дает особенно яркое представление о сложности, противоречивости и неоднозначности этого процесса.

Особое место во всемирно-историческом процессе второй половины ХХ — начала XXI в. занимают страны Латинской Америки. Решающий вклад СССР в победу сил антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне привел к значительному росту популярности коммунистической идеологии в латиноамериканских странах. В результате вплоть до конца 1980-х годов в странах региона революционный коммунистический проект развития сохранял свою актуальность наряду с консервативным и реформистским проектами.

В некоторых странах революционные силы одержали победу (Куба, Никарагуа), в других возобладали консервативные или правоавторитарные режимы (Чили, Аргентина, Бразилия). В ряде стран революционное движение в той или иной степени продолжается и поныне (Мексика, Перу).

Страны Африки демонстрируют наименее удачный вариант развития. Особенно страны Тропической Африки. Этот регион насчитывает 48 государств, которые в своем большинстве оказались фактически неспособными к заимствованиям.


Условия модернизации в странах Тропической Африки были крайне неблагоприятными. Регион ограничен природными ресурсами. Почти все крупнейшие месторождения (золото, алмазы, платина и т.д.) расположены на территории ЮАР. Производительные силы во многих странах находились на уровне докапиталистических отношений, сохранялась родоплеменная структура общества. Трудовые ресурсы довольно значительные, но слишком молоды и не имели даже элементарной квалификации. Внутриполитическая обстановка отличалась крайней нестабильностью, этническим и религиозными конфликтами и даже гражданскими войнами.

Тем не менее в 1960 — 1970-е гг. африканские страны Тропической Африки довольно активно начали проводить модернизацию, основное содержание которой составляла индустриализация. При этом использовались противоречия между двумя супердержавами — США и СССР, которые вели острую борьбу на мировой арене за сферы влияния. Ряд стран Тропической Африки, получив помощь от Советского Союза, стали на путь социалистической ориентации (Гана, Гвинея, Мали, Сомали, Танзания, Ангола, Мозамбик, Бенин, Конго, Эфиопия). Однако ни капиталистический, ни социалистический варианты модернизации в конечном счете не привели к ожидаемым результатам. В 1990-е гг. рост доходов на душу населения наблюдался лишь в 8 странах Африки к югу от Сахары.

К настоящему времени в странах Тропической Африки сложилась еще более неудовлетворительная ситуация. Большинство стран региона относится к наименее развитым, самым бедным странам мира по уровню социально-экономического развития. По-прежнему в них сохраняет живучесть племенная структура и племенные пережитки. В Тропической Африке проживают свыше 3000 различных племен, каждое из них говорит на своем языке. Жители региона до сих пор ощущают свою принадлежность в первую очередь к тому или иному племени, а не к государству. Народность банту, например, проживает на территории 7 государств. Племенное сознание — извечный источник сепаратизма и религиозных конфликтов, которые являются серьезным препятствием на пути поступательного развития.

Вопросы


1. Объясните суть теории модернизации. Почему страны Азии, Африки и Латинской Америки относят к странам догоняющей модернизации?

2. Какова роль государства в развитии модернизационных процессов в странах Азии, Африки и Латинской Америки?

3. Проведите сравнительный анализ моделей модернизации в Японии, Китае и Индии.

4. Какие страны называют «новыми индустриальными странами? Какими общими чертами они характеризуются?

5. Представьте пример успешной модернизации на примере одной из стран НИС.

6. Объясните, почему Япония, практически не имеющая природных ресурсов, сумела стать одной из самых развитых экономик мира, в то время как Венесуэла, крупный производитель и экспортер нефти, не может в течение длительного времени обеспечить устойчивый рост своей экономики.

7. С какими проблемами в процессе модернизации сталкиваются страны Африки и Латинской Америки?

Читайте также: