Какие мифы и религиозные представления легли в основу египетского искусства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Особенностью Египетского искусства является то, что оно было неотъемлемой частью религии, культа, большинство произведений создавалось в рамках заупокойного ритуала

Древний Египет – одно из первых государств в истории человечества. Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к 4 тысячелетию до нашей эры. Египетская цивилизация характеризовалась сильной деспотической властью, централизованным бюрократическим аппаратом управления, рабовладельческим строем и просуществовала до 30 г. до н.э, когда вошла в состав Римской империи. Становление рабовладельческого общества в корне изменило положение человека в мире, вслед за мировоззренческими трансформациями видоизменилась и художественная реальность, как связующий элемент общения художника и публики.

Особенностью Египетского искусства является то, что оно было неотъемлемой частью религии, культа, большинство произведений создавалось в рамках заупокойного ритуала, а так же с целью восхваления государственного культа обожествленного фараона. Со времен Древнего царства в Египетском искусстве сложился монументальный стиль, с определенными изобразительными канонами, которые свято оберегались на протяжении веков. Древнеегипетское искусство тесно связано с религиозно-обрядовыми обычаями. Оно предназначалось не для осмотра, а для сопровождения религиозных поверий египтян. Пантеон их богов очень велик, и восходит еще к первобытным временам, анимизму, и поклонению тотему, священному животному. Многие боги имели звериный облик. Животные занимали важное место в Египетской культуре, они считались священными, были найдены захоронения священных кошек, собак, быков, и даже крокодилов. Анималистические изображения — образы кошек, павианов, собак — широко распространены в искусстве Древнего Египта. Но главным культом и объектом поклонения Древнего Египта был культ солнца, солнечного божества, которое повсеместно встречается в искусстве Древнего Египта.


Искусству в Древнем Египте отводилась необычайно важная роль. Обслуживая потребности религии, а главным образом заупокойный культ, искусство воспринималось носителем вечной жизни, продолжением кратковременной земной жизни. В основе религиозного культа Древнего Египта лежало поверие, что для счастливой загробной жизни покойника необходимо снабдить его всем, чем он обладал на этой земле, вплоть до собственного тела. Тело погибшего владыки бальзамировали, а гробницу, помимо несметных богатств, украшали росписи, рельефы, повествовавшие о его земной жизни, статуэтки-ушебти заменяли покойному слуг. По верованиям древних египтян в гробницу так же помещали портретную статую умершего, а иногда и не одну, причем она должна была быть максимально достоверной, чтобы Ка — жизненная сила, двойник человека при жизни — нашла его и после смерти. Таким образом, именно искусство обеспечивало погибшему посмертное благополучие.

Основным средством выразительности египетского искусства были – внушительность масштабов, ритмы и повторы. Несмотря на монументальность и иногда торжественность, стиль египетского искусства сохранял благородную сдержанность и приверженность традициям.


При изображении тела: стоящая фигура выпрямлена, голова поднята, левая нога делает шаг вперед, голова и ноги расположены в профиль, а торс развернут, вся фигура обрисована единой четкой линией.


Рельефы занимали важное место в искусстве Древнего Египта. В рельефах, как и в фресках, утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу, через одинаковые интервалы, с ритмическими повторами жестов. Повторяемость фигур, их движений и поз придает изображению нечто ритуально-торжественное. Для египетских рельефов характерна градация размеров, от малого к среднему и большому. В древнеегипетской живописи разномасштабность широко использовалась для того, чтобы увеличить информативность, улучшить композицию и передать иерархические представления. Чем значительнее был изображаемый предмет, тем он был больше. Примечательно, что прочие атрибуты обозначения величия отпадали, фараон, хоть и считался богом, изображался без всякой преувеличенной пышности, его величие подчеркивалось большим масштабом фигуры, по отношению к родственникам и слугам. Рельефы всегда раскрашивались, преобладали сочетание желтых и коричневых – цвета солнца и земли, с зелеными и голубыми – цвета воды Нила и безоблачного неба Египта. Особенно любили насыщенный голубой цвет, который встречался не только в рельефах и росписях, но и в прикладном искусстве, костюме египтян.

Большое развитие получил скульптурный портрет. Особенностью классических египетских портретов является то, что они максимально достоверно воссоздают черты лица, социального положения портретируемого, элементов костюма, головного убора, ювелирных украшений, но не уделяют внимание психологическому образу изображаемого, его характеру. Считалось, что приходящие переживания не важны, так как человек отправляясь в загробный мир, устремляется в вечность. Особенно ярко это проявлялось в Древнем царстве.

Рисованием с натуры египтяне никогда не занимались. И при высекании рельефов, и при создании росписей они руководились каноническими предписаниями — как строить фигуру, как располагать изображение на плоскости (плоскость предварительно расчерчивалась на клетки). Однако для успешного исполнения этих работ художник должен был не только уметь действовать резцом и кистью, но и знать предметы, которые изображает. Тут нужны были и наблюдательность и практика. Иногда в росписях встречаются шуточные или пародийные сюжеты. С другой стороны — каноны все-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.


Художник занимал почитаемое место в обществе Древнего Египта. Как уже было сказано ранее, понятия религия и искусство в Египетском мировоззрении шли неразрывно друг с другом. Социально-историческая художественная реальность Древнего Египта (как и других цивилизаций древности) не выработала своей собственной творческой концепции, а воплотила готовую концепцию, выработанную другими формами общественного сознания, в особенности религией. Искусство было Религия – первопричина древнеегипетского искусства, фактор, определявший его развитие на протяжении всей четырехтысячелетней истории этой цивилизации. Особенностью египетского искусства было то, что большинство произведений создавалось для мертвых. Религия египтян, выросшая из анимизма – веры в бессмертие души, подразумевала жизнь после смерти. И ее благополучие, согласно их мировоззрению обеспечивалось искусством. Большинство работ египетских художников никто из их современников не видел. По своим задачам это было не то, что мы понимаем под искусством сегодня. Египтяне наивно верили в силу изображаемого, что подробное описание земной жизни позволит перенести все накопленное и в загробную. Вся ответственность была на художниках, которые действительно больше воспринимались обществом как жрецы, так как искусство обладало сакральной функцией. Поэтому неудивительно, почему они не вносили ни индивидуальных черт, ни личного отношения и переживаний касательно изображаемого, а только объективную передачу информации. Искусство для художника не являлось самовыражением или рефлексией реального мира, это был священный обряд. Искусство древних египтян это сакральный ритуал, а художник – это посланник богов, его функция очень важна – составить летопись земной жизни, чем обеспечить благополучие загробной жизни. Художественная реальность в Египте была связана с магией, она не подразумевала духовности. Отчасти поэтому Египетская культура погибла.

Карцева Е.А. Формы культурно-исторической динамики взаимоотношений художника и публики. МГУ 2008.

Искусство Древнего Египта додинастическоrо периода

Древний Египет - одна из первых земледельческих цивилизаций. Зародилась она в долине реки Нил. Вся жизнь египтян была связана с Нилом и eго сезонными разливами. Каждый год, возвращаясь после половодья в свое обычное русло, воды Нила оставляли на полях слой плодородного ила, на котором только и могло развиваться земледелие. С востока и запада на Египет наступали бесплодные пески Ливийской и Аравийской пустынь.

Египетское искусство было искусством религиозным. Главным божеством египтян был солнечный бог Ра (Амон). День за днем он совершал своё плавание по небосводу на небесной ладье. Богом плодородия и растительности был Осирис. Смену времен года египтяне образно объясняли мифом о смерти и воскрешении Осириса. Ежегодно Осириса убивал его злой и жестокий брат, бог-чудовище Сет, после убийства наступал период засухи. Сестры Исида и Нефтида оплакивали Осириса, и поэтому шли дожди, разливался Нил. Бог-воин Хор, покровитель фараонов, побеждал Сета и воскрешал Осириса: наступал период земледелия и сбора урожая. Подобные мифы бытовали у многих земледельческих народов, они назывались календарными.

Помимо календарных, у египтян существовали мифы о загробном мире. Согласно им, у человека, помимо тела, были еще две сущности: Ка - душа и Ба - дух. Ecли душой обладал каждый человек, то Ба сначала считался принадлежностью только богов и властителей - фараонов. После смерти тела обе сущности, Ка и Ба, нуждались в новом пристанище. Ба отправлялся на небо для вечного странствия в ладье Ра, а Ка оставался на земле. Все произведения древнеегипетского искусства: гробницы, статуи, портреты и живописные изображения - это мир, созданный для Ка, его пристанища после смерти тела.

Египетская культура и искусство привлекали внимание многих поколений людей. Долгое время они казались загадочными, до тех пор пока не была расшифрована древняя письменность.

Розеттский камень, 196 год до н. э.

В Древнем Египте писали иероглифами - значками, в виде изображений представляющих понятия. Только в начале XIX в. молодой французский ученый Франсуа Шампольон расшифровал иероглифы. Во время египетского похода солдатами армии Наполеона был найден Розеттский камень - черная базальтовая плита размером примерно со столешницу. На ней на трех языках был выбит один и тот же текст. Шампольон знал все известные в то время древние языки. Он сопоставил надписи и расшифровал ту часть, что была написана иероглифами. Скоро учёный издал египетскую грамматику и словарь. А весь мир узнал имена египетских богов и фараонов, познакомился с мифами и искусством Древнего Египта.

Сотни учёных-археологов и путешественников-любителей отправились в Египет для того, чтобы исследовать эту страну и найти новые сокровища. Однако оказалось, что большинство гробниц и захоронений к приходу учёных были уже разграблены и разорены, а самые ценные предметы из них вынесены. Учёным удавалось делать выводы и на основании того, что грабители оставили. Однако составить полную картину захоронения и путешествия в Царство мертвых не удавалось до тех пор, пока английским археологом Говардом Картером в начале ХХ века не была найдена полностью сохранившейся гробница фараона Тутанхамона. Г. Картер обнаружил в ней саркофаги, золотые погребальные маски, ларцы с украшениями, а также мебель, утварь и колесницы, которые должны были служить умершему девятнадцатилетним фараону в загробном мире. Сейчас все сокровища из гробницы Тутанхамона - достояние Каирского музея и предметы научного изучения.

На протяжении всего существования Египтом правили династии фараонов. По ним история Египта делится на периоды Додинастический (конец V-IV тыс. до н. э. - начало III тыс. до н.э.), Древнего царства (3200-2400 гг. до н. э.), Среднего царства (XXI - начало XIX вв. до н.э.), Нового царства (XVI-XII вв. до н. э.) и Поздний период (Xl в.-332 г. до н.э.).

Палетка Нармера, ок. 3200-3000 годы до н. э., аверс

Искусство Древнего Египта додинастическоrо периода

В Додинастический период началось сложение египетского заупокойного культа и первых форм гробницы. Это была форма мастаба (арабск. скамья) - гробница, имеющая подземное помещение и возвышающуюся над землёй часть в виде призмы с наклонными гранями (похожую на скамью). К этому же времени относятся ранние каменные и керамические сосуды.

Древнее царство началось с объединения частей Древнего Египта под властью одного фараона. Это событие произошло около 3000 года до н. э. Оно изображено в рельефе палетки фараона Нармера.

Палетки - небольшие каменные пластинки, первоначально они служили писцам для растирания краски. Постепенно палетки утратили практическое использование и стали своеобразными историческими документами.

Палетка фараона Нармера - знаковый памятник эпохи. На её оборотной стороне изображён фараон, побеждающий своих врагов. К этому времени в египетском искусстве уже сложился канон (правило) изображения человеческой фигуры. Отныне, если фигура располагается на плоскости, то голова человека всегда изображена в профиль (глаз анфас), плечи - анфас, бедра и ноги - в профиль.

Палетка Нармера, ок. 3200-3000 годы до н. э., реверс

Такой набор приёмов является условным, это совокупность разных точек зрения на человеческую фигуру: каждая часть тела показана с той точки зрения, откуда она наиболее полно и выгодно раскрывается.

Кроме того, на палетке Нармера присутствуют разномасштабность и регистровость изображения. Разномасштабность состоит в том, что фигура фараона изображена самой крупной; стоящие рядом с ним вельможи и военачальники - гораздо меньше; еще меньше оказываются простые воины. Чем выше на социальной лестнице находится изображённый, тем крупнее его изображение.

Композиции палетки Нармера подобны строчкам текста; их можно не только рассмотреть, но и прочесть, тем более что в них включены иероглифы. Такие строки, ряды называются регистрами.

Палетка фараона Нармера отмечает начало периода силы и процветания Древнего Египта - Древнего царства.


В середине 4 века до н. э. возле реки Нил (Африка) образовалось государство Древний Египет. Условия его существования способствовали довольно быстрому развитию культуры и искусства. Особенности этих сфер описаны в нашей статье.

Этапы развития искусства

Искусство Древнего Египта принято разделять на такие периоды:

  • Искусство Древнего Царства (32-24 века до н. э.): отличалось монументальностью (масштабность и возвышенность форм), постоянством сложившихся норм, тесной связью с верованиями;
  • Искусство Среднего Царства (21-18 века до н. э.): традиции сохраняются, но монументальность снижается, произведения искусства начинают приобретать индивидуальность, активно развивается ювелирное дело;
  • Искусство Нового Царства (17-11 века до н. э.): нормы утрачивают значимость, традиционные формы дополняются элементами, передающими личностные переживания; появлялись отдельные произведения искусства, показывающие человеческие чувства; в конце этого периода все снова вернулось к монументальному стилю, но он перестал быть таким естественным как на первом этапе.

Древнеегипетское искусство изжило себя, утратив новизну и творческие идеи.

В период Древнего Царства были возведены самые грандиозные сооружения – Великие Пирамиды, Большой Сфинкс, которые продолжают оставаться одним из чудес цивилизации, привлекая загадкой своего создания.

Египетские пирамиды

Рис. 1. Египетские пирамиды.

Особенности культуры

Известно, что культура Древнего Египта является одной из самых ранних. В конце 4 века до н. э. уже появилась древнеегипетская письменность. Основным видом письма были иероглифы, которые наносили на камень или папирус (изготовляли из одноименного растения).

На древнеегипетскую культуру сильно влияла религия. Единого верования не было, в разных местностях поклонялись определенному божеству, признавая существование других.

которые читают вместе с этой





Специфическим было отношение египтян к потустороннему миру. Они считали, что человек должен быть обеспечен всем необходимым, вступая в загробную жизнь. Также существовал особый символ Анх, обозначающий вечную жизнь. На земле являлся сильным оберегом, а после – ключом к царству мертвых (бессмертию).

Именно благодаря особенностям погребального культа (оснащение гробниц предметами быта, драгоценностями, надписями, рисунками, статуями) сохранилось большое количество свидетельств развитости древнеегипетской культуры и искусства.

Египетский символ Анх

Рис. 2. Египетский символ Анх.

Изобразительное искусство

Если говорить кратко о изобразительном искусстве Древнего Египта, то оно было представлено такими видами:

  • Живопись: изображения были яркими, поверхность для покраски предварительно обрабатывали (мягким гипсом, известняком), сверху покрывали лаком; картины в основном должны были облегчить человеку загробную жизнь, изображая переход в потусторонний мир; использовались простые линии и плоская проекция фигур;
  • Скульптура: наиболее строго соблюдались нормы, были установлены четкие правила передачи образов божеств и фараонов, использовались цельные каменные глыбы, небольшие деревянные статуэтки могли передавать изображение простых египтян;
  • Декоративно-прикладное: активно развивалось ювелирное направление (различные формы придавали золоту, умели менять его цвет, украшения дополняли цветными стеклами и поделочными камнями, современные драгоценные не использовались); создан стекловидный материал (фаянс), из которого изготовляли керамические изделия, бижутерию.

Выразительное искусство

В древнеегипетском искусстве также активно развивались:

  • Архитектура: была масштабной, но довольно однообразной; применялись пирамиды, пилоны (усеченные башни-пирамиды), колонны для строительства гробниц, дворцов, храмов; стены зданий украшали иероглифами и символическими изображениями;
  • Литература: в основном представлена религиозными и погребальными гимнами, текстами, стихами, биографиями; в Среднем Царстве добавились повествовательные произведения;
  • Музыка: основные инструменты – арфа, флейта; позже добавились бубны, лиры, барабаны; существовали профессиональные музыканты;
  • Театр: представления были массовыми, разыгрывались религиозные сценки, мистерии о борьбе добра и зла.

Что мы узнали?

Рассмотрев тему из курса истории (5 класс), по которой можно подготовить дополнительный доклад, мы узнали об особенностях и видах древнеегипетского искусства.


Главнейшей особенностью древнеегипетской культуры является всепроникающая и теснейшая взаимосвязь всех ее сфер и религией. Религия определяла политические, экономи­ческие и социальные институты этой страны, быт и повседневную жизнь. С другой стороны, религия и культура Древнего Египта оказала прямое влияние на культуру и религию древних Греции, Ассирии, Финикии, Иудеи.

Человек первобытной эпохи искал разум и сознательную волю у любого растения, животного, в любом предмете, явлении или состоянии природы. Одухотворение неорганической природы было свойственно и египтянам, но преодолеть его до конца им так и не удалось. На всем протяжении истории Древнего Египта устойчиво сохранялись пережитки первобытных верований – тотемизма и зооморфизма (культа определенных животных).

Пережитки тотемизма проявлялись в том, что часто в облике животных, птиц, насекомых и пр. египтяне олицетворяли природные стихии. Как правило, каждая часть вселенной мыслилась подобно тем существам, которые обитали в недрах земли. Образом земной стихии – засушливой почвы - являлся, например, лев, ибо львы (как и змеи) таились в логовищах, и египтянам казалось, что они вышли из глубины земли, которая первоначально представлялась гигантской змеей, а потом мужчины.

Первоначально каждое божество почиталось в виде какого-либо животного. Они, как правило, считались покровителями охоты. В процессе приручения диких животных некоторые стали божествами скотоводства. Во многих номах почитались боги в образах быков и коров.

С другой стороны, например, бог мудрости, знания, письма Тот изображался или в виде своих священных животных павиана и птицы ибиса, или в виде мужчины с головой ибиса (илл. 7): по представлениям египтян, ум человека находился в сердце - ибис, спрятав шею и голову в перьях под грудью, очертаниями походил именно на сердце; ибис, пожиратель змей, саранчи и яиц крокодилов, опускал свой вогнутый клюв в землю очень похоже на то, как макали в чернильницу палочки для письма.

Исида почиталась как супруга и сестра Осириса, мать Хора. Символ Исиды – царский трон, знак которого часто помещался на голове богини. Иногда убором Исиды являлся солнечный диск, обрамленный рогами коровы. Часто изображалась: в облике женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает умершего/западную часть саркофагов, на коленях в белой повязке афнет, оплакивающая умершего; кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Повелительница заклинаний, золота – образца нетленности, запада. Покровительница погребальных пелен и ткачества, священного саркофага, умершего.

Особенности египетской мифологии.

1. Египетские боги, в отличие от греческих, они не имели четко определенных функций. У большинства богов нет строгих правил иконографии: одного и того же бога изо­бражали либо в виде человека, либо животного, либо человека с головой живот­ного. Ра изображался в виде человека с головой сокола, увенчанной солнечным диском священным змеем – уреем; во время своего плавания на ночной черной ладье по потустороннему миру изображался с головой барана. Некоторые боги не имеют даже постоянных имен: они могут меняться, нап­ример, в зависимости от времени суток, от действия, которое совершалось в конкретный момент. Так, формы и образы лунного бога Хонсу, изображавшегося в виде мумифицированной фигуры младенца, иногда с головой сокола, покровителя писцов, зависели от фазы лунного цикла: то он податель пропитания, помощник правосудия, судья, вестник богов, то он очень грозное и кровожадное божество, палач богов, отрубающий головы и сжигающий сердца.

Причину этого ученые видят в том, что в религии Египта не было, как у христиан или мусульман, единой священной книги или символа веры, как дол­гое время не было и догматов, отрицавшихся жрецами как "ересь". В каждом номе создавались свои собственные версии одних и тех же сказаний и легенд. Сюжеты сказаний и образы заимствовались, концепции смешивались. Поэтому боги могли менять роли, иконо­графию. Могли отождествляться между собой из-за сходства в облике, функциях или созвучия имен. Или могли распадаться на множество разновидностей (или ипостасей). Например, бог Хор обычно изображался в облике сокола или человека с головой сокола (илл. 8). На протяжении древнеегипетской истории культы всех других богов, принимавших облик сокола (как бог Ра на илл. 9), ассимилировались культом Хора, в результате чего в Египте насчитывалось более двадцати ипостасей Хора.

С другой стороны, для первобытного мышления одна и та же стихия является то злым, то добрым существом. В мифах мы найдем и злых, и добрых змей.

Сущность человека в древнеегипетском понимании.

Сущность человека мыслилась египтянами в неразрывном единстве его тела, душ, имени и тени. (Оговоримся, что христианские понятие "душа", "воскресение" и другие заключают в себе иной смысл, нежели соответствующие древнеегипетские слова, их употребление в отношении религии Древнего Египта является в литературе условным).

Со смертью, считали египтяне, умирает лишь его материальная оболочка - тело. Но остаются жить несколько нематериальных частей человеческого существа. Сколько их было всего и как представляли их египтяне в полном объеме, в научной литературе однозначного ответа до сих пор нет. Поэтому остановимся на двух, наиболее упоминаемых в египетских текстах.

"Ба" обычно изображалась в виде птицы с человеческой головой (илл. 15, 15-а), но могла обозначаться знаком горящего масляного светильника. Перевод слова ба не имеет аналогов в современных языках.

У солнечного бога Ра насчитывалось семь ба. Воплощениями ба бога Ра на земле являлись бык Мневис и белоснежная цапля Бену (или феникс). Кошка – это ба богини Бастед. Небесные светила также проявления ба богов.

В земной жизни человека ба проявляется в основном через физическое тело (сын есть воплощение ба отца). Человек умирает, когда ба покидает тело, вылетая через рот.

Главная функция ба, посещавшей тело уже в гробнице – позволить умершему выйти из темноты гробницы, насладиться свежим воздухом и природой, добыть покойному хлеб и воду. Благодаря заклинаниям, покойный в качестве живой ба мог принимать различные формы - сокола, ласточки, цапли - кем понравится.

Наступал день, когда к мумии прилетала ба. По ее зову в гробницу являлись боги загробного мира и возвращали умершего к жизни.

Ка, ба, Осирис и бальзамирование.

Так как смерть физического тела нарушало органическое единство его с его же нематериальными субстанциями, то для вечной жизни в загробном мире необходимо было восстановить это единство. В ином мире человек не сможет жить без тела.

Наконец, сохранение тела умершего - основное условие благополучной загробной жизни. Отсюда особая забота о нем, проявлявшаяся, помимо бальзамирования, в помещении тел в надежные гроб­ницы (чтобы оградить их от гиен и грабителей), с портретными статуями, вещами и пропитанием.

Ось всех концепций и относительно Вселенной, и этических основ мировоззрения египтян.

Таковой осью являлись представления египтян о маат

Маат – персонификация истины, справедливости, гармонии Вселенной, установления богов и этических норм. Маат символизировала дарованный богом-творцом во время сотворения мира вселенский порядок и закон. По этому закону движутся звезды, сменяются времена года, существуют боги и люди.

Но принцип маат это не только закономерность эволюции Вселенной, но и ответственность фараона или простолюдина за свои поступки. Львиноголовая богиня Сехмет являлась божественной силой, утверждающей маат, символом неотвратимого наказания за ложь, предательство, ритуальные грехи. Приняв облик львицы, она постоянно преследовала всех, кто восстал против вселенской гармонии, установленной богом Ра.

Маат – действующее лицо загробного суда Осириса.

Изображения маат сохранились практически во всех египетских храмах - в виде сидящей женщины, иногда с крыльями, со страусовым пером на голове. Могла изображаться только пером, либо в виде плоского песчаного первозданного холма с одной скошенной стороной.

Священное насекомое Маат – пчела.

Важнейшие культы и их истоки.

 Культ Осириса, одного из древнейших богов, связан с паводком Нила,


 Культ фараонов.


Предполагают, что истоки культа фараона восходят к древнейшему культу быка, который связывался с почитанием вождя племени. Способствовало так же то, что основой египетской концепции царственности являлось признание божественной сущности фараона, представление о нем как о воплощенном божестве. В отличие от народов Двуречья для египтян правители были созданы богом-Творцом одновременно с небом, землей, людьми. В понимании царской власти египтянами всегда преобладала божественность. Покровителем власти и родоначальником фараонов всегда считался бог Хор. И царственность понималась как наивысшая святость, неизменность и непрерывность – нарушение ее ведет к торжеству Хаоса. А этого египтяне боялись всегда.

Для простых египтян фараон, живой или мертвый, равно бог, независимо от его личных качеств, потомок и исполнитель воли богов. Он защищен ими и от них он получил в правление Египет. Именно через фараона божественные силы проявляются на земле, устанавливая закон мировой гармонии. Фараон – единственный человек, который присутствует от имени всех египтян в святилище храмов во время богослужения, у него - исключительный доступ к богам.

Правителю надлежало поддерживать маат и посредством ритуалов, принесения жертв, личного благочестия и побед в войнах уничтожать Хаос, тем самым устанавливать порядок и утверждать маат, а это – главное в посреднической (между людьми и богами) функции и миссии фараонов.

При фараоне-реформаторе Эхнатоне была изменена идеологема царской власти: царь и царица уже не земные воплощения Хора и Хатхор, а непосредственные дети бога солнца – Шу и Тефнут. Культ статуй Эхнатона был доведен до крайности.

В повседневной жизни фараон должен ежеми­нут­но соответст­вовать своей божественности. Поэтому он, например, не появлялся с непо­кры­той головой и даже в семейном кругу носил па­рик. Фараон - центр мысли, истории, знания. Он видит всё и слышит каждое произнесенное слово. Фараон совершил ритуал - и наступает день. Он всемогущ, всегда и везде побеждает. Если фараон жив - Египту обеспечены мир и процветание. Если божественность фараона не соблюдается - в стране все сразу приходит в упадок. Имя бога Ра включалось в личные имена фараонов: Хафра, Менкаура. Рамсес обозначает "рожденный Ра".

Истоки обожествления фараона, сложная и пышная обрядность царского обихода можно проследить в перенесении на фараона всего цикла представлений первобытно-родовой эпохи о племенном вожде. При жизни он считался средоточием благосостояния племени, а после смерти, при соблюдении надлежащих обрядов, его охранителем.

С другой стороны, фараон как простой смертный сам просил у богов даровать ему власть и жизнь на долгие годы; моление за здравие фараона совершалось в храмах ежедневно.

Культ определенных животных.

Сами животные никогда с богами не отождествлялись и не почитались как божества, за исключением тех случаев, когда строго определенное животное считалось "воплощением души" какого-нибудь бога.

Наиболее распространенными были следующие культы: быка, кошки, коршуна, павиана, крокодила и жука-скарабея.

В подземельях храма Аменхотепа III (Новое царство) были обнаружены многочисленные погребения священных птиц бога Тота – ибисов, помещенных в особые керамические, бронзовые и деревянные сосуды, на многих из которых сохранились имена людей, пожертвовавших эти мумии в храм.

Культ мертвых.

Культ мертвых – это и забота о потусторонней жизни умерших, и практическая необходимость.

В основе заупокойного культа, в частности, Древнего царства - представление о сохранении у умерших тех же потребностей, которыми обладают живые люди и главная задача - обеспечить покойного едой и питьем. Это стремление отражено во всех погребальных обрядах, и это отзвуки первобытного страха перед голодом и жаждой (в заупокойных молитвах постоянно звучит ужас перед возможной перспективой загробного голода). Содержание основной древнейшей молитвы - это простое пожелание получить жертвоприношение хлебом, пивом, мясом, благовониями и одеждой.

Читайте также: