Какие культурные традиции были характерны для русской скульптуры 18 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

По сравнению с архитектурой развитие русской скульптуры 18 столетия происходило более неравномерно. Достижения, которыми отмечена вторая половина 18 в., неизмеримо более значительны и многообразны. Относительно слабое развитие русской пластики в первой половине века обусловлено прежде всего тем, что здесь, в отличие от зодчества, не имелось столь значительных традиций и школ. Сказывалось немногостороннее, ограниченное запретами православной христианской церкви развитие древнерусской скульптуры.

Достижения русской пластики начала 18 в. почти целиком связаны со скульптурой декоративной. В первую очередь должно быть отмечено необычайно богатое скульптурное убранство Дубровицкой церкви (1690—1704), Меншиковой башни в Москве (1705—1707) и рельефы на стенах Летнего дворца Петра I в Петербурге (1714). Исполненный в 1722—1726 гг. знаменитый иконостас Петропавловского собора, созданный по проекту архитектора И. П. Зарудного резчиками И. Телегиным и Т. Ивановым, можно рассматривать, по существу, как итог развития этого вида искусства. Огромный резной иконостас Петропавловского собора поражает торжественным великолепием, виртуозностью обработки дерева, богатством и разнообразием декоративных мотивов.

В течение всего 18 в. продолжала успешно развиваться народная деревянная скульптура, особенно на севере России. Вопреки запретам синода для русских церквей севера продолжали создаваться произведения культовой скульптуры; многочисленные резчики по дереву и по камню, направляясь на строительство крупных городов, приносили с собой традиции и творческие приемы народного искусства.

Важнейшие государственные и культурные преобразования, происшедшие при Петре I, открыли перед русской скульптурой возможности развития ее вне сферы заказов церкви. Появляется большой интерес к круглой станковой скульптуре и к портретному бюсту. Одним из самых первых произведений новой русской пластики явилась статуя Нептуна, установленная в Петергофском парке. Отлитая из бронзы в 1715—1716 гг., она еще близка к стилю русской деревянной скульптуры 17—18 веков.

Наиболее выдающимся из них был Карло Бартоломео Растрелли (1675—1744), приехавший в Россию в 1716 г. и оставшийся здесь до конца жизни. Он особенно известен как автор замечательного бюста Петра I, исполненного и отлитого из бронзы в 1723—1729 гг. (Эрмитаж).

Высокая одаренность Растрелли проявлялась не только в портретных работах, но и в монументально-декоративной пластике. Он участвовал, в частности, в создании декоративной скульптуры Петергофа, трудился над конным монументом Петра I (1723—1729), который был установлен перед Михайловским замком лишь в 1800 г.

Неоценимую роль в развитии русской пластики сыграло образование Петербургской Академии художеств.

Вторая половина 18 в. в европейском искусстве — время высокого развития искусства портрета. В области скульптуры крупнейшими мастерами психологического портрета-бюста были Гудон и Ф. И. Шубин.

Федот Иванович Шубин (1740—1805) родился в семье крестьянина близ Холмогор, на берегу Белого моря. Способности к скульптуре проявились у него вначале в резьбе по кости — широко развитом на севере народном ремесле. Подобно своему великому земляку — М. В. Ломоносову, Шубин юношей отправился в Петербург (1759), где его способности к скульптуре обратили на себя внимание Ломоносова. В 1761 г. при содействии Ломоносова и Шувалова Шубину удалось определиться в Академию художеств. После ее окончания (1766) Шубин получил право на поездку за границу, где жил в основном в Париже и Риме. Во Франции Шубин знакомится с Ж. Пигалем и пользуется его советами.

Возвратившись в 1773 г. в Петербург, Шубин в том же году создает гипсовый бюст А. М. Голицына (мраморный экземпляр, находящийся в Третьяковской галерее, выполнен в 1775 г.; см.илл.). Бюст А. М. Голицына сразу же прославил имя молодого мастера. В портрете воссоздан типичный образ представителя высшей аристократии екатерининского времени. В легкой скользящей на губах улыбке, в энергичном повороте головы, в умном, хотя и довольно холодном выражении лица Голицына чувствуется светская изысканность и вместе с тем внутренняя пресыщенность избалованного судьбой человека.

К 1774 г. за исполненный бюст Екатерины II Шубина избирают в Академию. Его буквально засыпают заказами. Начинается один из наиболее плодотворных периодов творчества мастера.

К 1770-м гг. относится один из лучших женских портретов Шубина — бюст М. Р. Паниной (мрамор; Третьяковская галерея), который довольно близок к бюсту А. М. Голицына: перед нами также образ человека аристократически изысканного и вместе с тем устало-пресыщенного. Однако Панина трактована Шубиным с несколько большим сочувствием: выражение несколько наигранного скептицизма, заметного в лице Голицына, сменяется в портрете Паниной оттенком лирической задумчивости и даже грусти.

Шубин умел раскрывать образ человека не в одном, а в нескольких аспектах, многогранно, что позволяло глубже проникнуть в существо модели и понять психологию портретируемого. Он умел остро и метко запечатлеть выражение лица человека, передать мимику, взгляд, поворот и посадку головы. Нельзя не обратить внимание на то, какие разнообразные оттенки выражения лица раскрывает мастер с разных точек зрения, сколь мастерски дает он почувствовать добродушие или холодную жестокость, чопорность или простоватость, внутреннюю содержательность или же самодовольную пустоту человека.

Вторая половина 18 в. была временем блистательных побед русской армии и флота. В нескольких бюстах Шубина увековечены виднейшие полководцы его времени. Бюст 3. Г. Чернышева (мрамор, 1774; Третьяковская галерея) отмечен большой реалистичностью и непритязательной простотой образа. Не стремясь к эффектности решения бюста, отказавшись от использования драпировок, Шубин все внимание зрителя сосредоточил на лице героя — мужественно-открытом, с крупными немного грубоватыми чертами, не лишенными, однако, одухотворенности и внутреннего благородства. По-иному решен портрет П. А. Румянцева-Задунайского (мрамор, 1778; Русский музей). Правда, и здесь Шубин не прибегает к идеализации лица героя. Однако общее решение бюста дано несравненно более внушительно: горделиво поднятая голова фельдмаршала, устремленный вверх взгляд, бросающаяся в глаза широкая лента и великолепно переданная драпировка придают портрету черты торжественной пышности.

С годами Шубин глубже, а подчас и суровее дает психологическую характеристику образов, например, в мраморном бюсте известного дипломата А. А. Безбородко (большинством исследователей это произведение относится к 1797 г.; Русский музей) и особенно петербургского полицмейстера Е. М. Чулкова (мрамор, 1792; Русский музей), в образе которого Шубин воссоздал грубого, внутренне ограниченного человека. Самая поразительная в этом отношении работа Шубина — бюст Павла I (мрамор в Русском музее; илл., бронзовые отливы в Русском музее и Третьяковской галерее), созданный в конце 1790-х гг. В нем смелая правдивость граничит уже с гротеском. Проникнутым большой человеческой теплотой воспринимается бюст М. В. Ломоносова (дошел до нас в гипсе — Русский музей, мраморе — Москва, Академия наук, а также в бронзовом отливе, который датирован 1793 г., — Камеронова галерея).

Будучи в основном портретистом, Шубин работал и в других областях скульптуры, создавал аллегорические статуи, монументально-декоративные рельефы, предназначенные для архитектурных сооружений (в основном — для интерьера), а также для загородных парков. Наиболее известны его статуи и рельефы для Мраморного дворца в Петербурге, а также бронзовая статуя Пандоры, установленная в ансамбле Большого каскада фонтанов в Петергофе (1801).

Во второй половине 18 в. в России работал один из видных французских мастеров, высоко ценимый Дидро,— Этьен Морис Фальконе (1716—1791), который жил в Петербурге с 1766 по 1778 г.1. Целью приезда Фальконе в Россию было создание памятника Петру I, над которым он и работал в течение двенадцати лет. Результатом многолетнего труда явился один из наиболее прославленных монументов мира. Если Растрелли в упоминавшемся выше памятнике Петру I представил своего героя как императора — грозного и властного, то Фальконе делает основной упор на воссоздание образа Петра как величайшего преобразователя своего времени, дерзновенного и смелого государственного деятеля.

Петр представлен в момент стремительного взлета на скалу — естественную глыбу камня, обтесанную наподобие поднявшейся огромной морской волны. Останавливая на всем скаку коня, он простирает вперед правую руку. В зависимости от точки зрения на памятник простертая рука Петра воплощает то жесткую непреклонность, то мудрое повеление, то, наконец, спокойное умиротворение. Замечательная целостность и пластическое совершенство достигнуты скульптором в фигуре всадника и его могучего коня. Оба они неразрывно слиты в единое целое, отвечают определенному ритму, общей динамике композиции. Под ногами скачущего коня извивается попранная им змея, олицетворяющая силы зла и коварства.

Свежесть и оригинальность замысла памятника, выразительность и содержательность образа (в создании портретного образа Петра Фальконе помогала его ученица М.-А. Колло), крепкая органическая связь конной фигуры и постамента, учет видимости и прекрасное понимание пространственной постановки памятника на обширной площади — все эти достоинства делают создание Фальконе подлинным шедевром монументальной скульптуры.

После отъезда Фальконе из России окончанием работ (1782) по сооружению монумента Петра I руководил Федор Гордеевич Гордеев (1744—1810).

Ярким и полнокровным предстает перед нами творчество Михаила Ивановича Козловского (1753—1802), который, так же как Шубин и Мартос (Творчество И. П. Мартоса рассматривается в пятом томе настоящего издания.), является замечательным мастером русской скульптуры.

В самом конце 18 в., когда начались большие работы по реконструкции ансамбля петергофских фонтанов и замене обветшавших свинцовых статуй новыми, М. И. Козловскому было дано наиболее ответственное и почетное поручение: изваять центральную скульптурную композицию Большого каскада в Петергофе — фигуру Самсона, разрывающего пасть льву.

Наиболее выдающимся творением Козловского явился памятник-монумент великому русскому полководцу А. В. Суворову в Петербурге (1799—1801). Работая над этим монументом, скульптор ставил своей задачей создать не портретную статую, а обобщающий образ всемирно прославленного полководца. Первоначально Козловский предполагал представить Суворова в образе Марса или Геркулеса. Однако в окончательном решении мы видим все же не бога или античного героя. Полная движения и энергии, стремительная и легкая фигура воина в латах устремлена вперед с той неукротимой быстротой и бесстрашием, которыми отличались героические дела и подвиги русских армий, руководимых Суворовым. Скульптору удалось создать вдохновенный памятник немеркнущей военной славы русского народа.

Как и почти все произведения Козловского, статуя Суворова отличается великолепно найденным пространственным построением. Стремясь полнее характеризовать полководца, Козловский придал его фигуре одновременно собранность и динамичность; размеренная сила поступи героя сочетается со смелостью и решительностью взмаха правой руки, держащей меч. Фигура полководца вместе с тем не лишена свойственной скульптуре 18 в. грациозности и легкости движений. Статуя превосходно связана с высоким гранитным постаментом в виде цилиндра. Бронзовая барельефная композиция, изображающая с соответствующими атрибутами гениев Славы и Мира, выполнена скульптором Ф. Г. Гордеевым. Первоначально памятник А. В. Суворову был поставлен в глубине Марсова поля, ближе к Михайловскому замку. В 1818—1819 гг. памятник Суворову был перемещен и занял место близ Мраморного дворца.

Козловский работал также в области мемориальной скульптуры (надгробия П. И. Мелиссино, бронза, 1800 и С. А. Строгановой, мрамор, 1801—1802).

В конце 18 в. быстро выдвигается ряд крупных скульпторов, творческая деятельность которых продолжалась также и в течение почти всей первой трети 19 столетия. К числу этих мастеров относятся Ф. Ф. Щедрин и И. П. Прокофьев.

Феодосии Федорович Щедрин (1751—1825), брат живописца Семена Щедрина и отец известного пейзажиста Сильвестра Щедрина, был принят в Академию в 1764 г. одновременно с Козловским и Мартосом. С ними же после окончания обучения он был отправлен в Италию и Францию (1773).

Наряду с ведущими мастерами русской скульптуры конца 18 — начала 19 в. Прокофьев участвовал в создании произведений для ансамбля фонтанов Петергофа (статуи Алкида, Волхова, группа тритонов). Обращался он и к портретной скульптуре; в частности, ему принадлежат два не лишенных достоинств терракотовых бюста А. Ф. и А. Е. Лабзиных (Русский музей). Исполненные в самом начале 1800-х гг., оба они все же по своим традициям ближе к произведениям Шубина, нежели к портретам русского классицизма первой трети 19 столетия.

С приходом 18 века, Россия стала резко меняться. Реформы императора Петра затронули все сферы жизни, в том числе и искусство. Строительство новой столицы, парков, усадеб потребовало новых умений от строителей и архитекторов. Все перемены происходили на пике популярности стиля Барокко в Европе. Традиции русской скульптуры, до сих пор ориентированные на церковь, оказались невостребованными в новых условиях. Поэтому главные шедевры России первой половины 18 века созданы иностранцами. Из русских художников можно назвать лишь Ивана Зарудного, который создал алтарь Петропавловского собора в Петербурге. Однако, вклад его более ощутим в архитектуре, нежели скульптуре.

Причины успешного завершения объединения Италии кроются в очень простом факте - дело в том, что каждый итальянец этого искренне хотел. Простой народ и аристократия, вспоминая времена Римской Империи, грезили о новом начале. Итальянцы смогли создать свое государство и победить Австрию только потому, что у каждого в голове уже было это самое Королевство Италия.

1.вотчину можно было продать, а поместье нет.

4.вотчина наследовалась, а поместье нет

Техника инкрустации включает в себя украшение изделий и зданий узорами из различных материалов(дерева , металла, разных камушков).

Летом 1607 года, на брянщине объявился новый самозванец Лжедмитрий II. Он опирался на польскую шляхту, которая все еще верила в возможность посадить на московский престол своего царя. Вскоре, с оппозиционным казачьим атаманом Заруцким Лжедмитрий двинулся на Москву. О Лжедмитрии II известно не так много, как хотелось бы. Внешне он был похож на Лжедмитрия I , а вот данных о его настоящем имени не сохранилось. Лжедмитрий поддержал восстание Ивана Болотникова, и двинулся к Туле на соединение с восставшими. Соединения с людьми Болотникова не произошло. В апреле 1608 года его войско подошло к Москве, разбило русское войско, руководимое воеводами Шуйского, и укрепилось в подмосковном селе Тушино. В итоге Тушино стало пристанищем для людей недовольных правлением Василия Шуйского. К осени тушинцы занялись грабежом и разбоем, осада Москвы продолжалась почти два года. Правительство Шуйского было не способно самостоятельно дать отпор Лжедмитрию II, поэтому Шуйский обращается за помощью к Швеции. В 1609 году было заключено соглашение, согласно которому Россия отдает Швеции Карелы, а те в свою очередь оказывают Шуйскому военную помощь. В марте, в Россию вступают Шведские войска, командующем, которого назначается племянник царя Михаил Скопин – Шуйский. Русско – Шведский договор стал поводом для вмешательства в русскую усобицу поляков. Польша и Швеция на данный момент состояли в войне. Поляки начали открытую интервенцию, и в сентябре 1609 года осадили Смоленск, который героически оборонялся в течение 20 месяцев. Тем временем Михаил Скопин – Шуйский со шведским войском подошел к Москве. Тушинский лагерь распался, и Лжедмитрий II бежал в Калугу. Сподвижники Лжедмитрия II заключили договор с польским королем Сигизмундом, и приняли на царство его сына королевича Владислава. В марте 1610 тушинский лагерь окончательно опустел. Москвичи радостно встречали Михаила Скопина – Шуйского. Русское общество, связывало с именем замечательного полководца Скопина – Шуйского большие надежды на успехи в дальнейшей борьбе с неприятелем. В апреле 1610 года Скопин – Шуйский умирает при загадочных обстоятельствах. Вскоре русско-шведские войска под предводительством самого Василия Шуйского отправились на выручку Смоленску, где были разбиты. Лжедмитрий II снова подошел к Москве. На Шведов надеяться не приходилось, шведские войска развернули планомерную агрессию на севере России, помышляли о захвате Новгорода. Русскому народу оставалось рассчитывать только на себя. Создавалось первое ополчение.

Заполнить таблицу древнерусское законодательство правда Ярослава првда Ярославичей? Владимера Мономаха

Объясните три фразы Александра III: "У России нет друзей, нашей огромности боятся" "У России только два надежных союзника — её а

Лицарські замки та їх традиції ( Доповідь ) Прошу,помогите! Даю 20 балов. Буду очень благодарна! Пишите как можно больше!

Заполните таблицу.Новгород между Москвой и Литвой.Кого избрать союзником!Доводы сторонников Москвы и Доводы сторонников Литвы

Укажите хронологические рамки Великой Отечественной войны 1 22 июня 1941 г. -9 мая 1945 г. 2 20 мая 1940 г. -8 апреля 1944 г. 3

В древней поэме, сзданной в двуречье, сказано:"Погрузил на корабль весь свой скот и всю родню."какому мифу посвящён рисунок?Окак


Скульптурный портрет Петра I.Б.К.Растрелли , 1723-1729, ГРМ.


Анна Иоанновна с арапчонком, Б.К. Растрелли , 1741, ГРМ.


Памятник Петру I у Михайловского замка в Санкт-Петербурге, Б.К. Растрелли , 1800.


Бюст А.Д. Меньшикова . Скульптор Б.К. Растрелли , 1716-1717, Меньшиковский дворец, Санкт-Петербург.

Э.М. Фальконе ( 1816-1891).


«Медный всадник". Э.М. Фальконе , Санкт-Петербург, 1782


Зима. Э.М. Фальконе , 1771, Эрмитаж.

М.И. Козловский (1753-1802).



Памятник А.В. Суворову. Скульптор М.И. Козловский , Санкт-Петербург, 1799-1801.


Самсон, разрывающий пасть льва. Скульптор М.И. Козловский , 1800, Петергоф.

Справка : в годы Великой Отечественной войны Самсон был похищен, после войны восстановлен скульптором В.А. Самсоновым и поставлен на старом месте.

Ф.Г. Гордеев ( 1744-1810).


Прометей, скульптор Ф.Г. Гордеев, гипс, 1769, Третьяковская галерея.

Ф.И. Шубин ( 1740-1805).


Екатерина II- законодательница, Ф.И. Шубин.1789-1890


Бюст Екатерины II, Ф.И. Шубин , 1770.


Бюст Голицына. Ф.И. Шубин , 1775. За данный скульптурный портрет Екатерина II наградила мастера золотой табакеркой.


Бюст М.В. Ломоносова , скульптор Ф.И. Шубин , 1792.


Бюст Павла I, Ф.И. Шубин , 1800.

Примечание:

Скульптура ведёт своё начало ещё с периода язычества, когда создавались произведения из дерева. Однако после христианизации на Руси скульптура развивалась слабо. Это связано было с запретом идолопоклонства.

Начало развития скульптуры связано с эпохой Петра I. Сначала скульпторы заимствовали европейские жанры, методы. Да и сами творцы были в основном иностранцами. Однако со временем появляются и отечественные мастера. Высокого уровня скульптура достигла в Золотой век Екатерины II . Далее её развитие продолжалось, совершенствовалось, и сегодня скульптура- один из популярных жанров культуры.

С приходом 18 века, Россия стала резко меняться. Реформы императора Петра затронули все сферы жизни, в том числе и искусство. Строительство новой столицы, парков, усадеб потребовало новых умений от строителей и архитекторов. Все перемены происходили на пике популярности стиля Барокко в Европе. Традиции русской скульптуры, до сих пор ориентированные на церковь, оказались невостребованными в новых условиях. Поэтому главные шедевры России первой половины 18 века созданы иностранцами. Из русских художников можно назвать лишь Ивана Зарудного, который создал алтарь Петропавловского собора в Петербурге. Однако, вклад его более ощутим в архитектуре, нежели скульптуре.

Алтарь Петропавловского собора в Петербурге

Неоспоримое первенство в русском пластическом искусстве первой половины 18 века принадлежит Карло Растрелли. Среди его работ особенно можно выделить скульптурный портрет Петра Первого. Автор необыкновенно точен в передаче портретного сходства, скрупулезен в деталях. Его портрет оказался одним из самых реалистичных изображений первого русского императора. Зритель получает полное представление о характере Петра, о его внутренней энергии и решительности.

Скульптурный портрет Петра Первого, Растрелли

Парадный памятник Петру, установленный возле Михайловского замка в Петербурге создан в соответствии с европейскими традициями монарших конных статуй. Величественная посадка, стилизованная одежда, античные сандалии - все в этой работе призвано подчеркнуть божественное происхождение власти правителя, его связь в древней историей державы. Перед зрителем изображение не обычного живого человека, но правителя, идеального, властного и справедливого.

Парадный памятник Петру

Несомненной удачей автора можно назвать мраморный скульптурный портрет Александра Меньшикова. Государственный деятель и верный сподвижник императора несколько идеализирован. Но Растрелли удалось намекнуть на любовь к роскоши своего героя. Стоит только обратить внимание на обилие наград и тщательно выполненный парик героя.

Мраморный скульптурный портрет Александра Меньшикова

Скульптурная композиция "Анна Иоанновна с арапчонком", украшающая один из залов Русского музея, пример великолепной барочной скульптуры, пышной и эмоциональной.

Анна Иоанновна с арапчонком

Вторая половина 18 века вносит некоторые коррективы в эстетические представления, появляются русские имена среди известных художников. Императорская академия художеств к этому времени выпускает таких известных мастеров как Шубин, Щедрин, Гордеев, Мартос, Козловский. Однако, иностранцы продолжают преобладать.

Скульптурные портреты Шубина отличаются реализмом, темпераментом и особой пластичностью. Портреты Голицына, Ломоносова, Орлова, Павла Первого - шедевры не только русской, но и мировой скульптуры.

Конец 18 века принес с собой новый стиль в искусстве - классицизм. В новой эстетике творили скульпторы Козловский (Поликрат, Яков Долгорукий, Волхов и Нева и др.), Щедрин (Венера, Диана), а также Прокофьев (Морфей, Актеон Преследуемый). Новая эстетика требовала от художников прославление разума и гражданских добродетелей. Эмоциональность и декоративность Барокко более востребованы не были.

Читайте также: