Виды деятельности дефектолога в инклюзивной школе

Обновлено: 05.07.2024

В связи с переходом на ФГОС образования для детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы вста т необходимость организации системы деятельностного подхода в коррекционной работе, который ориентирован на развитие личности обучающихся на основе базовых учебных действий. Это предполагает внесение кардинальных изменений не только в практические коррекционно- развивающие подходы, но и правильно организовать развивающую среду кабинета дефектолога. В свою очередь, данный инновационный подход ориентирован на развитие способности обучающихся к освоению социального опыта и саморазвитию.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Целью деятельностного подхода является- воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Основной результат - развитие личности обучающегося на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Сама организация системно-деятельностного подхода влеч т за собой внесение изменений в сложившуюся ранее систему коррекционной работы, что вста т необходимостью внести разумные коррективы в содержание, форму и организацию работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Деятельностный подход применительно к работе дефектолога предполагает полноценное познавательное развитие реб нка во всех видах его деятельности. Учитель-дефектолог должен не только помочь реб нку овладеть необходимыми для него умениями и навыками, но и создать условия их применения во всех видах его деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, учебной). В своей практической деятельности я реализую деятельностный подход на коррекционных занятиях.

Применяемые технологии: игровая, технология проблемного обучения, технология дифференцируемого обучения (разные виды групп, проектная, ИКТ, здоровьесберегающие. Формы организации: групповая работа, работа в паре и индивидуальная.

Алгоритм деятельности на занятии обучающихся и педагога :

Развивающее пространство: целевое пространство, поисково-продуктивное и рефлексивное.

Очень важно научить детей работать в группе.

Работа в группах сотрудничества предусматривает:

1) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2) Распределение заданий внутри группы (распределение ролей)

3) Индивидуальное выполнение задания с возможным включением взаимопомощи.

6) Подведение итогов группового задания.

Следующий этап, это где можно найти необходимую информацию?

2. Прочитать в книге

3. Найти в библиотеке, в интернете

4. Спросить у взрослых

5. Провести исследование

Рефлексивное пространство – отч т о создании продукта деятельности обучающихся. Это может быть самооценка, взаимооценка, познавательная или эмоциональная рефлексия.

Задачи: коррекционно-образовательная- обобщить знания о признаках осени;

коррекционно-развивающие- использовать в активном словаре слов-признаков, формировать базовые коммуникативные учебные действия (умение работать в группе);

Вывод: В настоящее время, актуальным оста тся и будет оставаться деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной деятельности, т. к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и уч т индивидуальных особенностей каждого ученика, что однозначно, обеспечивает рост его творческого потенциала, созда т основу для успешной социализации ребенка с ОВЗ в обществе. Организация системно - деятельностного подхода в коррекционной работе способствует преодолению трудностей речевой коммуникации детей, созданию условий для положительной мотивации учения.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Специфика профессиональной деятельности учителя-дефектолога в инклюзивном образовательном пространстве

Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, предполагает, что разнообразию потребности детей с ОВЗ должен соответствовать ряд условий, в том числе бытовой сервис, а также образовательная среда, наиболее благоприятная для них. Это означает: все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы. В связи с этим проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды, а именно: установлен пандус, расширенные дверные проемы, произведен демонтаж дверных порогов, оборудовано санитарно-гигиеническое помещение, приобретено оборудование для кабинетов психолога и логопеда, как уже не раз упоминалось.

Доступная среда в нашей школе создана с целью реализации инклюзивного образования. Создав условия для реализации инклюзивного образования и обозначив нашу школу стажировочной площадкой по реализации инклюзивного образования остается ряд нерешенных вопросов. На сегодняшний день тьюторами выступают наши родители. Но не любой родитель может вникать в проблемы учебного процесса, не всегда может помочь в восприятии материала и сделать его успешным обучение и личное развитие: психическое, умственное, физическое. Для успешной работы в школе должны быть до 2 ставков логопеда, дефектолога, психологов и администратор, курирующий инклюзивное образование. Так как на ставлю логопеда и дефектолога должно быть зачислено не более 20 человек (в идеале 12 человек, в зависимости от выраженности дефекта), к педагогу -психологу не более 50, для того чтобы можно было показать положительные результаты работы. Также большая ответственность ложится на педагогов школы, потому что это еще одна рабочая программа, это ведение документации, мониторинг. Мы понимаем, что это наши дети, мы должны им дать образование, но хотелось бы и понимание со стороны выше стоящих органов в решении финансового вопроса, администраций района, области.

Модель реализации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ - постоянная, полная интеграция. Особенность данной модели заключается в том, что дети с ОВЗ включаются в общеобразовательные классы. Эффективно для тех детей, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме. В нашей школе в каждом классе может обучаться не более 4-5 обучающихся с ОВЗ, например, класс Семенихиной Л.М., в котором обучается 4 ребенка с ЗПР и 1 ребенок с УО.

Определение варианта образовательной программы (АООП) для обучающегося с ОВЗ осуществляется на основе рекомендаций ПМПК сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования; в случае наличия у обучающегося инвалидности – с учетом индивидуальной программы развития и мнения родителей, т.е. согласование с родителями АОП обязательно! Стандарт устанавливает дифференцированные требования к результатам освоения образовательной программы (АООП) в соответствии с особыми образовательными потребностями разных групп обучающихся с ОВЗ. Итоговая оценка качества освоения обучающихся с ОВЗ АООП НОО осуществляется организацией. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО должно быть достижение предметной и метапредметных результатов (в зависимости от варианта АООП НОО – предметных результатов) и достижение результатов освоения программы коррекционной работы.

Приучать детей-инвалидов к инклюзии нужно с раннего возраста, чтобы еще в детском саду они занимались вместе со своими обычными сверстниками, тогда им будет легко адаптироваться в школе.

Важно проводить родительские собрания и вести информационно-просветительскую работу с родителями детей и детей с ОВЗ. В нашей школе проводятся различные внеклассные мероприятия с участием и детей-инвалидов и с ОВЗ. Как рассказывал 1 из дефектологов на курсах повышения квалификации, которые я посетила в прошлом месяце, они проводят часть мероприятий отдельно от здоровых детей, с моей точки зрения -это неверно и такой ошибки в нашей школе нет.

Сейчас хотелось бы остановиться на специфике профессиональной деятельности учителя-дефектолога.

Учитель-дефектолог входит в команду специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве.

Целью работы учителя-дефектолога является:

-своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания образования в условиях ОУ;

-коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.

Содержание деятельности учителя-дефектолога направлено на решение следующих задач:

-выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;

-определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;

-участие в разработке индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого-медико-педагогического консилиума ОУ (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель );

-динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения за реальными достижениями и уровнем развития ребёнка;

-проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми, испытывающими трудности в овладении программного материала;

-консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.

В соответствии с целями и задачами определены основные направления работы учителя-дефектолога:

Диагностическое направление: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его развитием; распределение детей на группы по ведущему дефекту; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на ребёнка.

Коррекционное направление: преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса.

Аналитическое направление: сравнение и обработка результатов успешности: программ коррекционных занятий с учётом анализа результатов.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление: оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

Организационно-методическое направление: участие в подготовке и проведении ПМПк, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации учителя- дефектолога (формы прилагаются).

Учебная нагрузка учителя-дефектолога составляет 20 часов в неделю, которые направлены на:

-проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, подгрупповых, групповых);

-изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий;

-консультативную работу с педагогами и родителями;

-участие и подготовку ПМП консилиумов, методических объединений, педсоветов.

Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий (1-2 чел.) -20-25 минут;

продолжительность группового занятия (4 чел.) 35 - 40 минут. Периодичность занятий не менее 2- 3 раз в неделю.

В данной момент на мои занятия зачислено 41 человек: 11 обучающихся с низкий уровнем готовности к школьному обучению (по результатам школьного ПМПк), 14-с УО и 15 обучающихся с ЗПР и 1 ребенок со сложной структурой дефекта.

В первую очередь для занятий с учителем-дефектологом рекомендуется зачислять детей, имеющих снижение или нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением ЦНС, следствием которого являются трудности в овладении программным содержанием обучения. Классификация нарушений разнородна по структуре дефекта: задержка психического развития церебрально-органического генеза, умственная отсталость, тяжёлые нарушения речи, ранний детский аутизм. Данный перечень является открытым и обусловлен спецификой коррекционного учреждения.

Предельная наполняемость группы детей, занимающихся у учителя-дефектолога не более 20 человек.

Зачисление осуществляется на основе комплексной диагностики и изучения детей в индивидуальной и групповой деятельности с 1.09-15.09 и заключений ПМПК. Итоговое диагностическое обследование проводится с 10.05.-25.05. ежегодно. Выпуск производится в течение всего учебного года после результатов положительной динамики в освоении программы и общего развития ребёнка.

Учитель-дефектолог имеет дело со всеми процессами познавательной сферы детей с ОВЗ и УО.

Вот хотелось бы остановится на ВНИМАНИИ.

Вследствие недоразвития всей познавательной сферы внимание умственно отсталых также нарушено. У них в большей степени, чем у их нормально развивающихся сверстников, выражены недостатки внимания:

трудности привлечения и распределения внимания;

Важная особенность внимания при умственной отсталости заключается в невозможности его активной длительной концентрации. Такие дети быстро и легко отвлекаются и не в состоянии в течение длительного времени концентрировать свое внимание на каком-либо объекте. Ребенок с любой из форм умственной отсталости никогда не достигнет той высокой степени концентрации, как у сверстника, без нарушений интеллекта. Через некоторое время после включения в работу его внимание ослабевает или исчезает полностью. Иногда поведение некоторых умственно отсталых детей при выполнении какого-либо задания производит впечатление, что их внимание сконцентрировано. Они внешне сосредоточены, совершенно не реагируют на происходящее вокруг, но производительность их деятельности остается крайне низкой. Такое явление имитации внимания у умственно отсталых было отмечено некоторыми отечественными дефектологами.

Наиболее нарушенным у умственно отсталых считается произвольное целенаправленное внимание. Это связано с тем, что такие дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать. Они, как правило, в этом случае бросают работу. Однако, если работа интересна и посильна, она способна некоторое время поддержать внимание детей. Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Внимание умственно отсталых страдает также от трудности привлечения. Причем, как отмечает А. Лурия, даже будучи привлеченным к объекту, внимание умственно отсталого плохо фокусируется, слабо сосредоточивается, как бы скользит по поверхности.

Для умственно отсталых детей характерен более низкий объем внимания, чем это предполагается в норме. Значительно меньшее количество предметов привлекают внимание ребенка с умственной отсталостью. Таким образом, все свойства процесса внимания умственно отсталых нарушены. Преобладающим является непроизвольное внимание.

Показателем прогресса в развитии является появление элементов произвольного внимания.

В специальных психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к снижению продуктивности внимания, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы;

снижение объема внимания;

сниженная избирательность внимания;

сниженное распределение внимания;

Как показал анализ данных специальной литературы, отдельно проблемой исследования и коррекции нарушений внимания у детей с ЗПР практически не занимались. Тем не менее, во всех исследованиях, которые связаны с проблемами нарушения познавательных процессов при ЗПР, можно найти указания на отклонения в функционировании внимания. Нарушения внимания, при этом, зависят от общей структуры дефекта при ЗПР. В дополнении к нарушенному вниманию дети с ЗПР отличаются сниженной умственной работоспособностью. Их деятельность характеризуется низким уровнем самоконтроля, отсутствием целенаправленных продуктивных действий нарушением планирования и программирования деятельности.

Основные свойства внимания — устойчивость, переключение и распределение.

Устойчивость внимания — это способность дли тельно сосредоточиваться на чем-нибудь. Будущие школьники могут заниматься одним и те же видом деятельности до 1-1 ,5 часа.

Переключение внимания — это способность переходить от одного вида деятельности к другой, от одного занятия к другому.

Распределение внимания — это способность действовать сразу с двумя или несколькими предме тами. К началу учебного года дошкольники могут распределять внимание между 6-7 предме тами.

В дошкольном возрасте происходит постепенны переход от непроизвольного внимания к произвольному.

Непроизвольное внимание характеризуется тем, что вызвано новыми, привлекательными и интересными в данный момент предметами.

Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно неинтересно.

Наиболее популярной методикой для исследования внимания является так называемая корректурная проба. Данный тест поможет выявить уровень развития внимания.

Развитие внимания, к сожалению, дело нелегкое, прежде всего потому, что требует высокой самоорганизации/ Дело в том, что заниматься нужно каждый день, за редчайшим исключением (например, если заболели вы или ребенок), но при этом занятие не должно быть длительным — всего 15-20 минут. В заданиях такого типа очень важна мотивация малыша, его нацеленность на результат.

Выполняя задания, ребенок будет развивать внимательность, тренировать наблюдательность и усидчивость, и все это должно проходить в игровой форме. Не перетруждайте ребенка в занятиях, пусть это будет увлекательной и радостной ежедневной игрой мамы и ребенка или психолога и ребенка

Ребенок получает бланк, на котором сплошными строками идут в случайном порядке буквы, цифры, фигуры в зависимости от возраста.

Выполнять задание необходимо строго по порядку, чтобы закреплять навык сканирования пространства, то есть просматривать строчки слева направо. Главная цель данного задания — научить ребенка максимально собираться, концентрироваться на относительно не продолжительный промежуток времени. На каждом занятии таблицы и значки меняются.

Перед выполнением задания рекомендуется небольшая тренировка.

При выполнении этой работы фиксируются:

■ количество знаков, просмотренных за минуту;

На выполнение задания отводится пять минут.

"Найди сходства и отличия" , "Найди спрятанные фигуры"

Методика его выполнения проста. Внимательно рассматривая картинки, ребенок сравнивает их между собой

Приведу примеры таких упражнений.

На этом упражнении можно проследить:

■ быстро ли включается в работу;

■ часто ли отвлекается;

■ последовательно ли просматривает и сравнивает фрагменты картинок;

■ надолго ли он может сосредоточиться, чтобы найти все отличия.

Надо стараться, чтобы ребенок обошелся без помощи.

"Прочти цвета"

Тренажер для мозга.

Правое полушарие мозга – распознает цвета, левое – читает. В этом упражнении происходит балансировка полушарий и тренировка их взаимодействия.

"Веселый счет"

Для исследования переключаемости внимания (может ли ребенок переходить от одного вида деятельности к другому, от одного занятия к другому) и распределения внимания (может ли он выполнять одновременно два задания или нет) используется следующая таблица.

Следует сказать, что будущему первокласснику выполнить это задание почти не по силам (данная способность еще не развилась в полной мере), а 10-летний ребенок выполнит его без особых усилий.

"Таблицы цифр"

Упражнение, на развитие произвольной регуляции, объёма, скорости и подвижности внимания.

При его выполнении дети должны расставить в незаполненном правом квадрате числа, которые расположены в 20 клетках левого квадрата, в возрастающем порядке. Числа должны быть записаны построчно, в то время как никаких пометок в левом квадрате делать вам нельзя. Время выполнения 2 минуты

"Найди спрятанных героев"

Данное упражнение направлено на развитие концентрации внимания и его устойчивости.

Полезный совет

"Физкультминутка"

Одну руку держите выпрямленной, а вторую зажмите в кулак, меняйте положение рук. Это развивает не только память и мышление, но и помогает концентрировать внимание.

Таких упражнений очень много, например еще поглаживание по голове и постукивание рукой по животу или вращение рукой вправо , а ногой в влево

Упражнение "Пальцы"

Участникам группы следует удобно расположиться в креслах или на стульях, образуя круг. Переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде “Начали!” медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде “Стоп!” прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут.

Упражнение позволяет проследить работу внимания “в чистом виде” благодаря бессмысленности верчения пальцев. Для многих задание оказывается трудным из-за того, что объект сосредоточения слишком необычен. Если участник быстро засыпает во время упражнения (ни в коем случае не мешайте ему и не позволяйте мешать другим!), то в будущем этот прием можно будет использовать для успокоения. Некоторые участники будут испытывать необычные ощущения: увеличение или отчужденность пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Вероятно, они окажутся способными к самовнушению. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Постарайтесь понять причину этих явлений. Практически она всегда находится за пределами занятий. Если участнику становится очень смешно и он не может нормально работать, позвольте ему смеяться сколько угодно: смех защищает от тревоги. При выполнении упражнения требуется одно, а происходит обычно другое. Нужно сосредоточиться на выполняемом движении, но в какой-то момент участник вдруг обнаруживает, что думает о чем-то постороннем. Или оказывается, что он забыл об инструкции; перестал следить за пальцами, взгляд прилип к яркой майке соседа или колыханию листвы за окном.

Результативность работы учителя-дефектолога определяется успешностью усвоения и сроками прохождения программного материала и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.

В зависимости от сложности дефекта: у некоторых детей умение обвести по контуру фигуру , уже является большим достижением, например, у Кондратьевой Анастасии, что можно отнести к положительной динамике.

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников.

Принятие и реализация инклюзивного образования, как возможности включения всех детей в образовательный процесс, несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого-педагогической помощью [2].

Инклюзивное образование в России все активнее занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе образования, так же как и в других странах мира. Инклюзивное образование – это включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (обычно развивающихся и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифферинцированный подход.

Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован следующими специалистами (М.С. Артемьева, Е.А. Екжанова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шматко и др.).

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Поэтому основными специалистами в инклюзивной (комбинированной) группе считаются: учитель-логопед, учитель-дефектолог и педагог-психолог.

Учитель-логопед – это специалист, занимающийся вопросами выявления и коррекции нарушений речевого развития и коммуникации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель-логопед, реализующий сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу, направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.

Цель деятельности учителя-логопеда – создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию речи, совершенствованию коммуникации обучающихся с ОВЗ для успешного усвоения образовательной программы.

Учитель-дефектолог – специалист в области дефектологии. Дефектолог (в широком смысле трактовки этого термина) – специалист в области изучения, обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии. Дефектолог (в узком понимании этого термина) – коррекционный педагог.

Цель деятельности – обеспечить наиболее успешное усвоение академической составляющей образовательной программы, способствовать познавательному, речевому, эмоциональному, социальному, нравственному развитию ребенка, развивать жизненные компетенции ребенка с ОВЗ, тем самым повышая возможности его успешного включения в жизнь общества.

Основная деятельность работы учителя-дефектолога в учреждении направлена на детей с различными нарушениями в развитии и представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, педагогам, администрации в форме рекомендаций.

В связи с ориентацией системы общего образования на инклюзивную практику возросли требования к учителю-логопеду и учителю-дефектологу. Это касается всех направлений деятельности специалистов: дифференциальной диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-педагогической работы, работы с родителями детей с различной патологией, профилактических мероприятий.

Контингент воспитанников различен и поэтому, чтобы заинтересовать детей, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Наиболее эффективными можно считать следующие технологии:

Игрового обучения - основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер.

Диалогового обучения - способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Опережающего обучения - предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Информационно - компьютерного обучения - использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Здоровьесберегающие технологии - для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие, дыхательные упражнение, подвижные игры.

В нашем детском саду №17 в инклюзивной группе чаще используются технологии игрового обучения, ИКТ – технологии и здоровьесберегающие, так как контингент детей разнообразен. В группе один ребенок с синдромом Дауна, один – с легкой умственной отсталостью, один – ребенок с ОНР, один – с ЗПР, пять детей – с РАС.

Исходя из различных диагнозов у детей, работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей: в первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными детьми, должен путем тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

В качестве основных принципов работы учителя-дефектолога в инклюзивной группе следует выделить следующие:

1) Использование комплексного подхода к диагностике, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.

2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Поражения центральной нервной системы приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе по преодолению трудностей воспитанников. В коррекционной работе дефектолога выделяются приоритетные направления (одно или несколько), которые в первую очередь необходимы для компенсации состояния. По этому основанию происходит комплектование групп воспитанников для проведения индивидуальных занятий.

4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексной диагностики (психолога, дефектолога, логопеда) выявляются воспитанники, нуждающиеся в помощи специалистов, в том числе учителя-дефектолога. В случаях, когда ребенок нуждается в помощи двух и более специалистов, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, рекомендации педагогу и родителям.

5) Организация динамического наблюдения за развитием воспитанника, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития, выявляются дети, не подлежащие обучению в системе КРО.

Основные направления деятельности учителя-дефектолога и учителя – логопеда в ДОУ:

Диагностическое направление работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога включает в себя углубленное изучение ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей речевого, интеллектуального развития и причин возникновения проблем в развитии, воспитании, обучении и социализации ребенка с ОВЗ. Логопед осуществляет подробное логопедическое обследование, а дефектолог обследование когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, в первые две недели сентября (с 1 по 15 сентября) и первые две недели в конце учебного года (с 15 по 31 мая). Результаты логопедического обследования учитель-логопед и учитель-дефектолог представляет на медико-психолого-педагогическом консилиуме детского сада. Первичное логопедическое и дефектологическое обследование позволяет судить об уровне речевого и соответственно интеллектуального развития ребенка с ОВЗ, о сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий и сформулировать основные направления, содержание и методы коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В процессе осуществления коррекционной (логопедической и дефектологической) помощи ребенку предусматривается промежуточное обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-педагогического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах в развитии ребенка. Итоговая диагностика должна представлять собой углубленное обследование, охватывающее все компоненты речевой и интеллектуальной системы.

Коррекционно-развивающее направление работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога включает в себя реализацию коррекционно-развивающих программ с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ. В содержание данного направления входят следующие аспекты:

- выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

- организация и проведение индивидуальных и групповых занятия по коррекции нарушений речи логопедом и занятия по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы дефектологом, а также развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.

В детском саду №17 учитель-логопед проводит занятия по подготовке детей к обучению грамоте и развитие речи, а также индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков. Учитель-дефектолог проводит ознакомление с окружающим, математические игры, развитие речи, тренинги по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы, а также индивидуальные занятия проводятся каждый день.

Аналитическая деятельность и профилактика:

1)системный анализ личностного и познавательного (дефектолог) и речевого (логопед) развития ребенка, позволяющий выявить отдельные проявления нарушений психического и речевого развития, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

2)создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

3)обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения и воспитания. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

4)профилактирование перегрузок воспитанников.

Необходимость выделения аналитического направления в деятельности учителя-дефектолога и учителя-логопеда обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка. Этого можно достичь за счёт организации отслеживания динамики развития каждого воспитанника и, как следствие, анализа эффективности программ коррекционной работы, адаптированных рабочих программ и индивидуальных планов.

Профилактическая работа заключается в своевременном предупреждении у ребенка с ОВЗ возможных вторичных речевых и психических нарушений, создании условий для их полноценного речевого и познавательного развития на каждом уровне общего образования.

Консультативно-просветительское направление работы включает:

• индивидуальное и групповое консультирование семьи по вопросам речевого, психического развития и коммуникации детей с ОВЗ, формирования психолого-педагогической компетентности родителей (или законных представителей), задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза речи, познавательной сферы, проявлений нарушений речевой и когнитивной системы, подбора простейших приемов коррекционной работы по смягчению дефектов у детей;

• консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой и интеллектуальной развивающей среды, возникающим проблемам, связанным с развитием, обучением и воспитанием ребенка с ОВЗ в процессе реализации инклюзивной практики. Учитель-логопед и учитель-дефектолог консультирует администрацию образовательной организации и педагогов по вопросам организации специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ.

В нашем детском саду проводились семинары, мастер-классы для педагогов по организации и проведению занятий, особенностях развития детей с ОВЗ.

Организационно-методическое направление работы учителя-логопеда и учителя - дефектолога заключается в разработке индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, помощь в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов, а также ведении документации. На протяжении учебного года (с сентября по июнь включительно) специалисты оформляют следующие документы: перспективный и календарный планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, годовой отчет о результатах коррекционного обучения, логопед оформляет речевую карту на каждого ребенка с речевыми нарушениями, а дефектолог на каждого ребенка карту дефектологического обследования.

Учитель-логопед и учитель-дефектолог принимают участие в методических объединениях, заседаниях ПМПк, пополняют логопедический и дефектологический кабинет новинками методической и дидактической литературы. Реализуя инклюзивную практику, специалисты постоянно совершенствуют свой научно-методический потенциал, изучая информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми интеллектуальными и речевыми нарушениями) на базе общеобразовательной организации, изучает предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

Каждое направление деятельности включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых и психических расстройств у детей с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к работе их родителей. Учитель-логопед и учитель-дефектолог в своей работе с семьями детей с ОВЗ, помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляет анкетирование родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию и на основе этого проводит просветительскую работу по формированию адекватного понимания инвалидности, развитию навыков толерантности. Формами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер-классы и семинары. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает также издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов. Родители могут принимать участие в групповых, и, в отдельных случаях, индивидуальных занятиях, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка [1].

В нашем детском саду проводятся открытые индивидуальные и подгрупповые занятия для родителей, консультации по всем вопросам, семинары, круглые столы, беседы, где родители могут не только посмотреть со стороны как все происходит, но и поучаствовать в процессе.

Добиться высоких результатов в коррекционной работе позволяют:

тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;

оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;

компетентная, научно-обоснованная подача материала;

использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;

использование компьютерных технологий и технических средств обучения

Таким образом, создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии, которая является одним из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Основная цель коррекционной деятельности сурдопедагога в общеобразовательном учреждении – совершенствование слухо-зрительного восприятия речи детей с нарушением слуха как необходимого условия получения информации на индивидуальном занятии и полноценного общения со слышащими сверстниками.

Деятельность учителя-дефектолога (сурдопедагога)

в условиях инклюзивного образования

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) является ведущим специалистом в организации коррекционной работы, поскольку наиболее глубоко и полно знает особенности данной категории детей и методику работы с ними. Основная цель коррекционной деятельности сурдопедагога в общеобразовательном учреждении – совершенствование слухо-зрительного восприятия речи детей с нарушением слуха как необходимого условия получения информации на индивидуальном занятии и полноценного общения со слышащими сверстниками.

Занятия сурдопедагога с детьми с нарушением слуха предусматривают решение целого комплекса задач по формированию, развитию и совершенствованию следующих компонентов: слухового восприятия детей как основы для совершенствования слухо-зрительного; слухового восприятия в осложненных акустических и позиционных условиях; слухо-зрительного восприятия как основного способа получения информации; речи и мышления; навыков коммуникации и межличностного взаимодействия; контроля и самоконтроля за произношением.

Учитель-дефектолог (сурдопедагог) взаимодействует с неслышащими обучающимися, их родителями, специалистами образовательного учреждения по следующим направлениям: организационное; диагностическое и коррекционное; консультативно-просветительское; методическое.

В рамках организационной деятельности учитель-дефектолог организует индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения слуха: оформляет документы, составляет расписание занятий.

Диагностическая деятельность включает оценку таких параметров, как:

адекватность настройки индивидуальных слуховых аппаратов и кохлеарного импланта; возможности слухового и слухо-зрительного восприятия глухих и слабослышащих учащихся; уровень речевого развития.

На индивидуальных и групповых занятиях вырабатывается умение различать, опознавать и распознавать на слух и слухо-зрительно различный речевой материал (звуки, слоги, слова, предложения, тексты). Такие упражнения закрепляют умения получать и анализировать информацию; узнавать и понимать речевой материал по неполным слуховым данным, опираясь на догадку; адекватно и быстро отвечать по обсуждаемой теме в условиях диалога и полилога.

Индивидуальные занятия проводятся по традиционной методике с использованием речевого материала занятий дошкольного учреждения. Речевой материал отрабатывается на слух, слухо-зрительно, в том числе в осложненных условиях: повышенная зашумленность; при предъявлении материала учитель стоит, повернувшись в профиль или спиной к ученику. Количество индивидуальных занятий зависит от уровня слухового и слухо-зрительного восприятия учащегося, не менее двух в неделю.

Групповые занятия предполагают формирование разговорной речи, умение вступать и вести диалог на слуховой и слухо-зрительной основе. Ценность групповых занятий в том, что ученики прислушиваются к разным голосам, манере речи говорящих. Необходимо отметить высокую эффективность включения в такие занятия слышащих одноклассников. Помимо выполнения дидактических задач, такие занятия способствуют воспитанию толерантности.

Вопрос формирования и совершенствования всех сторон речи у детей с нарушением слуха является одним из важнейших в инклюзивной практике. Поэтому совместное – сурдопедагогическое и логопедическое – воздействие позволяет повысить эффективность коррекционной работы. Учитель-дефектолог (сурдопедагог) и логопед совместно планируют и отрабатывают на занятиях лексические, грамматические темы, обеспечивая, таким образом, наиболее полное усвоение материала ребенком.

В дошкольном и младшем школьном возрасте преимущественно ведется работа над устной речью, а работа над письменной речью включает чтение и пересказ коротких текстов.

Наиболее эффективно проведение трех занятий в неделю: первое занятие – произношение, второе занятие – развитие речи; третье занятие – преодоление нарушений письма и чтения.

Если занятия проводятся два раза в неделю, рекомендуется проводить одно комбинированное занятие по произношению и преодолению нарушений письма и чтения и одно занятие по развитию речи.

2. Коррекционное направление деятельности дефектолога.
Представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность особенного ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы. На основе диагностических данных составляется Индивидуальная программа развития, обучения и воспитания учащегося – план коррекционно-развивающего воздействия на ребенка в учебной, внеучебной деятельности и семье.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (2-6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима школы. Индивидуальные занятия проводятся по графику в учебное время. Количество занятий зависит от тяжести и характера нарушений. Учет посещаемости детьми занятий дефектолога и темы групповых и индивидуальных занятий фиксируются в типовом классном журнале.

  • системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
  • создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся;
  • профилактика перегрузок учащихсявзаимодействие специалистов и педагогов в рамках школьного психолого-педагогического консилиума.

4. Консультативно -просветительское и профилактическое направление предполагает:
· оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах обучения и воспитания ребенка
· подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач
· профилактику вторичных, третичных нарушений развития

  • разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья
  • по запросу родителей и учителей организуется дополнительное обследование учащихся
  • проводятся индивидуальные консультации родителей и педагогов, выступления на методических объединениях педагогов
  • подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам
  • участие в этих мероприятиях
  • оформление документации


Пакет документов на учащихся:
· Дефектологическое представление
· Индивидуальная программа обучения, воспитания и развития
· Диагностические карты
· Отчеты по успеваемости
· Календарно-тематическое планирование

Читайте также: