Система инновационной деятельности в школе лазарев

Обновлено: 06.07.2024

Управление школой, Теоретические основы и методы, Учебное пособие, Лазарев В.С., 1997.

Учебное пособие, подготовленное сотрудниками Института управления образованием РАО, является первым в истории российской системы образования и не имеет аналогов за рубежом Главный вопрос, на который стремились ответить его авторы, — как должна быть устроена система внутришкольного управления, чтобы эффективно выполнять свои функции В пособии изложены теоретические основы и методы построения организационных структур управления школой, планирования учебно-воспитательною процесса, формирования социально-психологической структуры коллектива, мотивации продуктивной работы педагогов, оценки их деятельности, внутришкольного контроля, выбора стратегии инновационного поведения школы, оценки и выбора новшеств, управления реализацией нововведений системного управления развитием школы правового и экономического обеспечения ее жизнедеятельности Освоение содержания пособия позволит каждому действующему и будущему руководителю школы сформировать собственную управленческую концепцию, базирующуюся на передовых достижениях современной управленческой науки. Книга адресована директорам общеобразовательных учреждений и их заместителям, преподавателям вузов, ИПК, ИУУ, работникам органов управления образованием, научным сотрудникам Многое из изложенного в ней будет полезно также для руководителей других видов образовательных учреждений.

СОДЕРЖАНИЕ.
РАЗДЕЛ 1.ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ.
Глава 1.Становление науки внутришкольного управления как отрасли научного знания. Ее предмет, задачи, методы.
Глава 2.Школа как объект управления.
Глава 3.Система внутришкольного управления: основные понятия.
РАЗДЕЛ 2.УПРАВЛЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ШКОЛЫ.
Глава 4.Организация функционирования школы.
Глава 5.Планирование образовательного процесса и школе.
Глава 6.Руководство коллективом: потенциал коллектива, стиль руководства и продуктивность работы.
Глава 7.Руководство коллективом: мотивация и оценка кадров.
Глава 8.Контроль процессов функционирования школы.
РАЗДЕЛ 3.УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ШКОЛЫ.
Глава 9.Многообразие типов инновационного поведения школ и подходов к управлению их развитием.
Глава 10.Оценка и выбор новшеств — начало инновационного процесса.
Глава 11.Управление единичным нововведением.
Глава 12.Системное управление развитием школы.
РАЗДЕЛ 4.ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ.
Глава 13.Общие правовые основы регулирования.
Глава 14.Финансовое планирование и бюджетное нормирование расходов на школу.
Глава 15.Основы организации и оплаты труда и школе.

Отечественная система образования вступила в период радикальной смены моделей деятельности образовательных учреждений всех уровней. Общество и властные структу- ры не удовлетворяют ни сегодняшнее состояние образова- ния, ни происходящие в нем перемены. Хотя за последние двадцать лет в образовании постоянно реализовались какие- то реформы, и в деятельности образовательных учрежде-

ний всех видов происходили определенные изменения, они не привели к качественным улучшениям результатов их де- ятельности. Неудовлетворенность состоянием и результата- ми образования отражена во многих правительственных до- кументах, многочисленных публикациях ученых и практи- ков. Его развитие определяется в качестве приоритетного направления государственной политики.

Осуществление нововведений – функция инновацион- ной деятельности. Она призвана обеспечивать развитие об- разовательной деятельности, формирование у педагогиче- ской системы, осуществляющей эту деятельность, таких ка- честв, которые позволят с большей эффективностью решать образовательные задачи. Инновационная деятельность яв- ляется формой развития образовательной деятельности. Со- держанием инновационной деятельности является выявле- ние и решение проблем образовательной деятельности.

Как образовательная деятельность нуждается в педаго- гической системе, так инновационная деятельность нужда- ется в определенной системе. Я буду называть ее системой инновационной деятельности, сокращенно – инноваци- онной системой.

Чтобы инновационная система выполняла свое назначе-

ние, в ней должны выполняться определенные функции по от- ношению к образовательной деятельности. В их состав входят:




– выявление актуальных потребностей изменений в пе- дагогической системе (выявление проблем);

– выявление существующих разработок, использование которых потенциально могло бы повысить качество образо-

вательной деятельности на каких-то ее участках (выявление

возможностей развитияпедагогической системы);

– самостоятельная разработка новшеств;

– проектирование желаемого будущего педагогической системы и движения к нему;

– проектирование частных нововведений;

– практическое осуществление нововведений.

Только при качественном выполнении всех этих функ- ций будет обеспечиваться преобразование педагогической системы образовательного учреждения в соответствии с объективными потребностями и возможностями.

Под способностью образовательного учреждения к раз-

витию я понимаем такое его качество, которое определяет, на- сколько эффективно оно выявляет и решает объективно суще- ствующие проблемы своей образовательной деятельности.

Способность образовательного учреждения к развитию

я понимаю как интегративное качество, составляющими ко- торого являются:

1) чувствительность к проблемам (потребностям в из- менениях);

2) восприимчивость к возможностям их решения;

3) внедренческий потенциал;

Чувствительность к проблемам– это качество, опре- деляющее способности образовательного учреждения обе- спечивать полноту выявления объективно существую- щих потребностей изменения его педагогической системы и адекватность оценки их значимости.

Восприимчивость к возможностям развития– это качество образовательного учреждения, определяющее его способность обеспечивать полноту выявления объективно существующих возможностей для повышения эффективно- сти образовательной деятельности и адекватность оценки их потенциала.

Внедренческий потенциал– это качество, определяю- щее в способность образовательного учреждения, осущест- вляя нововведения, достигать максимально возможных по- лезных результатов с минимально возможными затратами ресурсов.

Креативность образовательного учреждения– это ка- чество, определяющее способность руководства и педагоги- ческого коллектива находить решения тех проблем, для кото- рых не удается найти готовых для использования разработок, и находить способы интегрированного включения существу- ющих вовне разработок в образовательную деятельность.

Отечественная система образования вступила в период радикальной смены моделей деятельности образовательных учреждений всех уровней. Общество и властные структу- ры не удовлетворяют ни сегодняшнее состояние образова- ния, ни происходящие в нем перемены. Хотя за последние двадцать лет в образовании постоянно реализовались какие- то реформы, и в деятельности образовательных учрежде-

ний всех видов происходили определенные изменения, они не привели к качественным улучшениям результатов их де- ятельности. Неудовлетворенность состоянием и результата- ми образования отражена во многих правительственных до- кументах, многочисленных публикациях ученых и практи- ков. Его развитие определяется в качестве приоритетного направления государственной политики.

Осуществление нововведений – функция инновацион- ной деятельности. Она призвана обеспечивать развитие об- разовательной деятельности, формирование у педагогиче- ской системы, осуществляющей эту деятельность, таких ка- честв, которые позволят с большей эффективностью решать образовательные задачи. Инновационная деятельность яв- ляется формой развития образовательной деятельности. Со- держанием инновационной деятельности является выявле- ние и решение проблем образовательной деятельности.

Как образовательная деятельность нуждается в педаго- гической системе, так инновационная деятельность нужда- ется в определенной системе. Я буду называть ее системой инновационной деятельности, сокращенно – инноваци- онной системой.

Чтобы инновационная система выполняла свое назначе-

ние, в ней должны выполняться определенные функции по от- ношению к образовательной деятельности. В их состав входят:

– выявление актуальных потребностей изменений в пе- дагогической системе (выявление проблем);

– выявление существующих разработок, использование которых потенциально могло бы повысить качество образо-

вательной деятельности на каких-то ее участках (выявление

возможностей развитияпедагогической системы);

– самостоятельная разработка новшеств;

– проектирование желаемого будущего педагогической системы и движения к нему;

– проектирование частных нововведений;

– практическое осуществление нововведений.

Только при качественном выполнении всех этих функ- ций будет обеспечиваться преобразование педагогической системы образовательного учреждения в соответствии с объективными потребностями и возможностями.

Под способностью образовательного учреждения к раз-

витию я понимаем такое его качество, которое определяет, на- сколько эффективно оно выявляет и решает объективно суще- ствующие проблемы своей образовательной деятельности.

Способность образовательного учреждения к развитию

я понимаю как интегративное качество, составляющими ко- торого являются:

1) чувствительность к проблемам (потребностям в из- менениях);

2) восприимчивость к возможностям их решения;

3) внедренческий потенциал;

Чувствительность к проблемам– это качество, опре- деляющее способности образовательного учреждения обе- спечивать полноту выявления объективно существую- щих потребностей изменения его педагогической системы и адекватность оценки их значимости.

Восприимчивость к возможностям развития– это качество образовательного учреждения, определяющее его способность обеспечивать полноту выявления объективно существующих возможностей для повышения эффективно- сти образовательной деятельности и адекватность оценки их потенциала.

Внедренческий потенциал– это качество, определяю- щее в способность образовательного учреждения, осущест- вляя нововведения, достигать максимально возможных по- лезных результатов с минимально возможными затратами ресурсов.

Креативность образовательного учреждения– это ка- чество, определяющее способность руководства и педагоги- ческого коллектива находить решения тех проблем, для кото- рых не удается найти готовых для использования разработок, и находить способы интегрированного включения существу- ющих вовне разработок в образовательную деятельность.

Автор книги поставил задачу убедить читателя в том, что нынешняя школа нуждается в серьезных качественных изменениях. Если она претендует на создание условий, обеспечивающих развитие учеников, то сама должна стать развивающейся. Идея эта не нова, и кризис образования, о котором мы слышим уже не одно десятилетие, как раз и проявляется в отставании от перестройки в других сферах социальной жизни.

В.С. Лазарев – профессиональный психолог, один из ближайших учеников В.В. Давыдова. Ему принадлежат работы по психологии образования и управлению образованием. В настоящее время он является директором Института инновационной деятельности в образовании РАО. Все это позволяет доверять авторским рекомендациям.

За годы, прошедшие после этого, автор неоднократно встречался с директорами школ, проводил семинары, посвященные вопросам организации управленческой деятельности. Непосредственное общение показало, что многие проблемы до сих пор остаются нерешенными и потому нуждаются в специальном анализе, что и привело к появлению новой книги.

Предлагаемая вашему вниманию работа представляет собой расширенный и существенно переработанный вариант первого издания, что нашло отражение в ее названии.

Автор описывает конкретный пример проектирования образовательной системы – гимназии № 1514 в Юго-Западном округе Москвы. Программа была разработана более 10-ти лет назад, но сам опыт вполне может быть использован сегодня заинтересованными руководителями школ.

Новое издание В.С. Лазарева содержательно шире за счет включения в него разделов, посвященных проектным технологиям и организации экспериментальной работы в ОУ.

Кроме того, обращаем внимание руководителей и других участников образовательного процесса на первые главы, в которых излагаются задачи современной школы и основные тенденции ее развития. На первый взгляд, все это не имеет прямого отношения к инновациям, но они только тогда станут эффективными, когда будут соответствовать направлениям развития современного образования.

Стадии инновационного процесса (по В.С. Лазареву). 1) Выявление необходимости изменений на участках образовательного процесса (выявление проблемы). Эту функцию выполняют субъекты инновационной деятельности. 2) Выявление потребности в изменениях - запуск процесса создания новшеств 3) Разработка способов решения проблем (= проектирование новшеств) может осуществляться теми: кто лично выявил проблему, кто возьмется за это по собственной инициативе кто выполняет эту деятельность по заказу. 4) Распространение новшества требует его тиражирования, доведения информации о нём до потенциальных пользователей. 5) Внедрение (освоение) и перевод в режим постоянного использования идет в образовательных учреждениях.

Похожие презентации

В.С. Лазарев, доктор психологических наук, профессор, академик РАО (общее число публикаций – 156).

Lazarev 640

Общая характеристика научной школы

Становление научной школы развивающихся педагогических систем началось в конце 1970-х годов, когда в научной школе развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова были поставлены и стали обсуждаться проблемы внедрения в практику разработанной в этой школе принципиально новой модели обучения. На становление школы оказали влияние: философские идеи деятельностного развития человека (Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов, В.А. Лекторский); методология системно-деятельностного подхода к изучению и преобразованию действительности (Э.Г.Юдин и Г.П.Щедровицкий); культурно-историческая теория развития психики (Л.С. Выготский); психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев); психологическая концепция стратегического мышления (В.С. Лазарев); психологическая теория коллектива (А.В. Петровский); управленческая концепция организационного развития; методология системного решения проблем. Коллектив Научной школы (более 50 чел.) включает сотрудников Центра исследований инновационной деятельности в образовании Института стратегии развития образования РАО (Е.Г. Алексеенкова, Т.П. Афанасьева, С.Ж. Додуева, С.И. Краснов, Н.В. Малышева, О.М.Моисеева, Г.П. Новикова, Ю.С. Тюнников, Л.А. Харисова, О.Г. Хомерики, Т.М.Шукаева), Центра инновационных образовательных технологий Сургутского государственного педагогического университета; московских и региональных образовательных и научных организаций, региональных и муниципальных систем образования (Мурманск, Сургут, Белгород).

Основные направления и результаты научных исследований За 35 лет представителями Научной школы были заложены основы отечественной инноватики в образовании, разработан и обоснован ее понятийный аппарат; определены наиболее значимые проблемные области, предложены оригинальные научные и практические решения проблем эффективности инновационной деятельности.

Тем самым создана теоретико-методическая база эффективной инновационной деятельности в образовательных организациях как важнейшего условия повышения качества образования.

Число публикаций научного коллектива за последние пять лет: более 200 работ.

Ученики Научной школы:

защищено 10 докторских (А.А. Ворожбитова, Н.В. Зеленко, Б.П. Мартиросян, И.С. Казаков, Н.В. Коноплина, Т.Н. Разуваева, Н.Н. Ставринова, Р.С. Бозиев, М.Ф. Пафова, В.И. Шаповалов) и 25 кандидат- ских диссертаций по проблемам инновационной деятельности в образовании. Количество защищенных под руководством В.С. Лазарева диссертаций: докторских – 4, кандидатских – 8.

Перспективная деятельность и основные задачи Научной школы:

– совершенствование методологии и методов изучения инновационных процессов и инновационной деятельности в образовании, а также методологии и методов их совершенствования;
– проведение фундаментальных и прикладных исследований процессов распространения новшеств в сфере образования, выявление факторов, содействующих и препятствующих эффективности этих процессов;
– исследование процессов модернизации педагогических систем образовательных организаций в соответствии с требованиями новых ФГОС, выявление факторов, содействующих и препятствующих эффективности этих процессов;
– научное обеспечение модернизации педагогических систем образовательных организаций, ориентированной на повышение их способности реализовать требования нового Федерального государственного образовательного стандарта;
– разработку технологий освоения новшеств в образовательных организациях;
– создание моделей поддержки инновационной деятельности в образовании на региональном и муниципальном уровнях;
– разработку критериев и методов комплексной оценки качества инновационной деятельности образовательных организаций;
– прогнозирование тенденций изменений инновационных процессов в образовании;
– разработка учебных программ и дидактических средств подготовки и повышения квалификации работников образования в области инновационной деятельности.

Особое внимание было уделено вопросам построения пространства непрерывного развивающегося образования и повышения его качества, управления образовательными организациями в условиях их укрупнения и реструктуризации, инновационным моделям современных образовательных систем, технологиям реализации образовательных стандартов, преемственности образования между его уровнями, готовности педагогов к повышению.

Члены Научной школы приняли активное участие в подготовке и проведении конференции.

ННШ Лазарева 1

ННШ Лазарева 2

В рамках конференции членами Научной школы проведены круглые столы по проблемам повышения преемственности и непрерывности образования:

Юбилей

18 мая 2017 года был юбилей основателя и лидера нашей научной школы - Валерия Семеновича Лазарева.

За 35 лет исследований под руководством Валерия Семеновича коллективом возглавляемой им научной школы были заложены основы отечественной инноватики в образовании, разработан и обоснован ее понятийный аппарат, определены наиболее значимые проблемные области, предложены оригинальные научные и практические решения проблем развития образовательной деятельности. Тем самым создана теоретико-методическая база совершенствования механизмов развития в образовательных организациях как важнейшее условие повышения качества российского образования.

Профессионализм, широкая эрудиция, необычайное трудолюбие, ответственность и преданность своему делу позволили ему стать выдающимся ученым, автором мно- гочисленных трудов по психологии мышления, психологии образования, управления образованием, педагогической инноватике. Он первым из российских ученых применил общие идеи организационного развития и проектного управления к развитию образовательных систем, создал теорию системно-целевого развития школы, теорию развивающихся образовательных систем, теорию педагогического коллектива как субъекта инновационной деятельности.

Коллектив научной школы поздравляет Валерия Семеновича с юбилейной датой, искренне желает ему здоровья, долголетия и творческих успехов в служении Российскому образованию!


5-10 июня 2017 года в школе № 2115 в Новых Черемушках в игровой форме прошли курсы повышения квалификации учителей под руководством Краснова Сергея Ивановича и Малышевой Надежды Викторовны по введению метода проектов в образовательный процесс на основе проектной технологии В.С. Лазарева.

ННШ Лазарева 3

Педагоги смогли не только овладеть понятиями социально-культурного проекта, гуманитарного проекта, жизненной позиции и уровней ее развития, способа понимания в проблемной ситуации, определяющего последующую жизненную позицию, но и инструментарием повышения качества проектной деятельности, опирающегося на методы ее рефлексивного анализа.

6 декабря 2017 года в лицее 1561 прошла читательская конференция учащихся 5-11 классов, построенная на основе проектной технологии. В ее проведении приняли активное участие представители нашей Научной школы С.И. Краснов и Н.В. Малышева. В конференции участвовали детские писатели Юлия Каштанова, Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский, родители учащихся; учёные Российской академии образования.

ННШ Лазарева 4

ННШ Лазарева 5

Форма проведения конференции стала мощным стимулом творческой работы школьников. После ее окончания многим из них долго не хотелось завершать работу и расходиться, а списки все увеличивались…

ННШ Лазарева 6

ННШ Лазарева 8

ННШ Лазарева 9

image003

image007

image009

Ведущие идеи конференции включали выявление актуальных проблем развития дошкольного образования и определение основных направлений и задач совершенствования педагогических систем организаций дошкольного образования. Важное место в обсуждении занимали вопросы развития преемственности и непрерывности дошкольного и начального общего образования в условиях его структурных изменений.

image011

image013

На конференции представителями нашей Школы были представлены доклады, раскрывающие теоретико-методологические подходы к развитию непрерывного образования, теоретические основы инновационной деятельности по повышению уровня преемственности и непрерывности образования в образовательных организациях разного типа и вида (школах, вузах, инновационных общеобразовательных комплексах), систему преемственности уровней общего образования, условия эффективности инновационной деятельности современной школы, методологию анализа и оценки качества деятельности общеобразовательных комплексов по осуществлению преемственности, формирование готовности педагога к инновационной деятельности, современные особенности развития образования за рубежом.

image015

Основные публикации научной школы:

Читайте также: