Какие кадастры природных ресурсов вам известны кратко

Обновлено: 08.07.2024

Государственными кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям.

Государственный земельный кадастрсодержит систему необходимы сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и народно хозяйственной ценности земли. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, пр. определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятии связанных с использованием и охраной земель. Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других целях.

Государственный лесной кадастр ведет Федеральная служба лесного хозяйства России. В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса РФ государственный лесной кадастр содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на группы и категории защитности, экономическую оценку лесов.

Данные кадастра используются для определения экономического и экологического значения лесов, выбора лесосырьевых баз для заготовки древесины, проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесными угодьями.

Государственный водный кадастр ведется в соответствии со ст. 79 Водного кодекса РФ. Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Он ведется в России по единой системе и основывается на данных государственного учета вод. Водный кодекс обязывает водопользователей представлять в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в водный кадастр.

Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Количественный и качественный учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства Минсельхозпрода России. Учет рыбных запасов в количественном и качественном показателях во внутренних водоемах ведет Комитет по рыболовству РФ.

Этот вид кадастра имеет целью оценку состояния природно-заповедного фонда, определение перспектив развития сети данных территорий, повышение эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Ведется органами Госкомэкологии России.

Как особую разновидность кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.

Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов, в экологическом законодательстве предусмотрено ведениетерриториальных кадастров природных ресурсов и объектов. Оно регулируется Временным положением о порядке формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов, утвержденным приказом Минприроды России от 17 августа 1995 г. Территориальные кадастры содержат предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды сведения о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов.

Система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов формируется для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в России.

совокупность достоверных сведений о хозяйственном, правовом, качественном и количественном состоянии природных ресурсов. В основе кадастра земли и лесов лежат данные учета. данные топографо-геодезических, картографических, геоботанических и других специальных исследований, получаемых в результате землеустройства. лесоустройства, а также данные мониторинга о качественном состоянии этих природных ресурсов и происходящих в них изменениях. Земельный и лесной кадастры ведутся соответственно органами Госкомзема и Рослесхоза. Наряду с ними действуют кадастры полезных ископаемых, животного мира(отдельно по рыбным запасам и наземным животным). Ведение кадастра объектов животного мира (наземных животных) возложено на Минсельхоз, а кадастра животного мира. принадлежащего к объектам рыболовства, - на МПР. Водным кадастром ведает МПР, а также Росгидро-мет. Отдельно ведется кадастр особо охраняемых природных территорий. Сбор и ведение реестра всех кадастровых сведений (включая денежную оценку особо охраняемых природных объектов) возложены на Госкомэкологию. территориальные органы, а также на Рослесхоз, его территориальные и другие федеральные органы исполнительной государственной власти РФ.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "КАДАСТРЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ" в других словарях:

КАДАСТРЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ — Совокупность сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экологической, экономической (а иногда и лечебно оздоровительной оценке). Различают кадастры: земельный, водный, лесной, месторождений полезных ископаемых,… … Словарь бизнес-терминов

Государственные кадастры природных ресурсов — (от франц. cadastre лист, реестр) в общем виде представляют собой систематизированные своды сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов. Кадастры являются одной из форм государственного учета природных ресурсов, их… … Большой юридический словарь

Государственные кадастры природных ресурсов — родовой термин, охватывающий государственные кадастры соответствующих природных ресурсов (см. также Государственный водный реестр, Государственный земельный кадастр, Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых,… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Государственные реестры природных ресурсов — (от польск. rejestr, позднелат. regestrum, registrum список, перечень, опись) своеобразная база данных, свод сведений о природных ресурсах, содержащий информацию о конкретных природных ресурсах, природопользователях, документах, на основании… … Большой юридический словарь

Свинец — (Lead) Металл свинец, физические и химические свойства, реакции с другими элементами Информация о металле свинец, физические и химические свойства металла, температура плавления Содержание Содержание Происхождение названия Физические свойства… … Энциклопедия инвестора

Экологическая информация — Экологическая информация[1] это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан и так далее, независимо от… … Википедия

Природный газ — (Natural gas) Природный газ это один из самых распространенных энергоносителей Определение и применение газа, физические и химические свойства природного газа Содержание >>>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Казахская Советская Социалистическая Республика — (Казак Советтик Социалистик Республикасы) Казахстан (Казакстан). I. Общие сведения Казахская ССР образована первоначально как Киргизская АССР в составе РСФСР 26 августа 1920; 5 декабря 1936 АССР была преобразована в… … Большая советская энциклопедия

КАДАСТР — (от франц. cadastre), систематизированный свод данных, включающий качественная и количёественная опись объектов и явлений. Составляется периодически или путем непрерывных наблюдений над соответствующими объектами. Может также включать… … Экологический словарь

Кадастры природных ресурсов — это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, который характеризует количество и качество природного ресурса, а также состав и категории природопользователей этого ресурса. Кадастры представлены по видам природных ресурсов.[ . ]

Кадастр природных ресурсов — систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определенный вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Различают кадастр недр, земельный, водный, лесной, животного мира, медико-биологический, промысловый и другие виды кадастров.[ . ]

Кадастрами территорий являются территориальные кадастры природных ресурсов и объектов (Временное положение о порядке формирования территориальных кадастров природных ресурсов и объектов, утвержденное приказом Минприроды России 17 августа 1995 г.).[ . ]

Кадастры природных ресурсовКадастры природных ресурсов

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Они представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру.[ . ]

Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов, в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов. Оно регулируется Временным положением о порядке формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов, утвержденным приказом Минприроды России от 17 августа 1995 г. Территориальные кадастры содержат предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды сведения о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов.[ . ]

Территориальные кадастры природных ресурсов и объектов содержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, поскольку отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ.[ . ]

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов — это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природных ресурсов, составов и категории пользователей. Кадастры представляют собой совокупность количественных данных о природных ресурсах, их видах и подвидах; наглядных таблиц, диаграмм и схем; световых табло и карт; электронных данных. По кадастрам определяются экономическая оценка и бонитировка почв, других природных ресурсов, размеры и виды ренты, платежей, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы и другие показатели, необходимые для рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды.[ . ]

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов. Мониторинг окружающей среды.[ . ]

Каждый отдельный кадастр природного ресурса должен быть составной частью всей системы природных кадастров. Полная взаимосвязанность всех природных кадастров и эффективное решение вопросов информационного обеспечения управления природными ресурсами достигается при создании системы природных кадастров. Однако, в настоящее время как таковой системы кадастров природных ресурсов не существует. Если говорится о ней, то как о простой сумме отдельных кадастров, структурно и функционально не связанной.[ . ]

Данные мониторинга природной среды служат основой для ведения кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений.[ . ]

Комплексный территориальный кадастр природных ресурсов представляет собой банк территориально-организованных данных о природ-но-ресурсном потенциале конкретной территории и об экологической ситуации (в заданный момент времени). В сочетании с другими базами данных и с автоматизированной системой сопоставления этих данных и экспертных систем для принятия необходимых управленческих решений в сфере природопользования (формы пользования, установление платы, налоги и т.п.) он образует единую территориальную информационную систему.[ . ]

В стране ведутся государственные кадастры природных ресурсов как определенный свод данных: земельный, месторождений полезных ископаемых, лесной, животного мира, водный. Эти систематизированные данные формируются в виде банка данных на ЭВМ. Они функционируют в диалоговом режиме.[ . ]

Правовое регулирование земельного кадастра как многоцелевой функции государственного управленцы земельными ресурсами страны требует нормативного закрепления содержания как земельного кадастра и кадастра природных ресурсов, так и кадастров других объектов, расположенных на земле.[ . ]

Вместе с тем считается, что система кадастров природных ресурсов - качественно новая ступень обобщения и регистрации данных о природных ресурсах. Отсюда одно из главных требований к системе данных о природных ресурсах - необходимость сопоставимости их характеристик с точки зрения поставленных целей. Соответствие характеристик природных ресурсов поставленным задачам обеспечивается их классификацией (табл. 23), которая лежит в основе учета природных ресурсов.[ . ]

Система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов формируется для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в России.[ . ]

Ведение комплексных территориальных кадастров природных ресурсов должно осуществляться на технически оснащенной информационной базе данных. Исходная информация о природных ресурсах, получаемая от организаций, переносится на машинные носители. Кроме того, территориальная ориентация кадастровых работ требует значительного расширения применения аэрокосмической и геодезико-картографичес-кой информации.[ . ]

Метод проведения экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов позволяет оценить в сложившихся стоимостных значениях такие объекты и определить, какой экономический ущерб будет им нанесен при экологическом правонарушении. На основании этой оценки проводится составление государственного кадастра природных ресурсов и устанавливается плата за ресурсы.[ . ]

Государственный учет в области использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды осуществляется по единой системе органами статистического учета — по видам и подвидам ресурсов (например, по видам земель, вод, лесов и другим объектам природы), их количеству, качеству. Этот первичный учет является базой для более совершенной формы учета и контроля — кадастров природных ресурсов государственного уровня и значения.[ . ]

Денежные нормативы дифференциальной ценности природных ресурсов должны отражаться в государственных кадастрах природных ресурсов, а также в балансе основных фондов предприятий и организаций-природопользователей, но не учитываться при определении уровня цен и сметной стоимости строительства. При этом целесообразно установить порядок, при котором все отклонения от установленных норм эксплуатации природных ресурсов (как в сторону экономии, так и в сторону перерасхода) оплачивались бы в размере полной кадастровой оценки этих ресурсов независимо от их денежной оценки в составе плановой калькуляции затрат. Так, например, независимо от установленных ставок платы за водопотребление, за расход погашенных запасов полезных ископаемых всякий перерасход (или экономия) соответствующих природных ресурсов должен калькулироваться по их кадастровой оценке. В этом случае предприятиям-природопользователям экономически выгодно соблюдать нормы рационального природопользования даже при сохранении существующего уровня цен на продукцию соответствующих отраслей.[ . ]

Аналогичные или близкие к ним функции выполняют кадастры и других природных ресурсов. К числу кадастров природных ресурсов с некоторой долей условности относят и Красную книгу редких исчезающих животных и растений.[ . ]

Сведения для формирования и ведения территориальных кадастров природных ресурсов и объектов предоставляются по ресурсам недр, по поверхностным водным ресурсам, по лесным ресурсам, по почвенным ресурсам, по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения), по гидробиологическим ресурсам, по ресурсам промысловых видов животных, по ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов, а также по редким и исчезающим видам биоты (биота — комплекс живых организмов, обитающих на данной территории), по климатическим ресурсам, по интегральной оценке экологического состояния территории, по особо охраняемым территориям, по природным объектам рекреационного и культурно-исторического значения.[ . ]

Необходимость создания комплексных территориальных кадастров природных ресурсов обусловлена проведением экономической реформы и переходом к рыночным отношениям, передачей многих функций управления на региональный уровень, возрастанием роли субъектов Федерации, которое отражено и закреплено в Федеративном договоре и Конституции Российской Федерации.[ . ]

В настоящее время в России существует несколько видов кадастров, формируемых в зависимости от объекта учета — природного ресурса: земельный, водный, животного мира, лесов, а также кадастры месторождений и проявлений полезных ископаемых, особо охраняемых природных территорий, отходов. Все они имеют статус государственных. Кроме того, ведутся территориальные кадастры природных ресурсов и объектов.[ . ]

В Российской Федерации действуют следующие государственные кадастры: земельный, лесной, водный, запасы полезных ископаемых (ГЗК) и другие. Указанные кадастры вводятся для учета природных ресурсов и их качества. Помимо государственных кадастров природных ресурсов имеется ряд других кадастров: кадастр мелиоративного состояния орошаемых и осушенных земель, промысловый кадастр и др.[ . ]

Кадастровая оценка должна проводиться в составе соответствующих кадастров природных ресурсов. Ее объектом служат все без исключения хозяйственно освоенные природные ресурсы. Планово-перспективная оценка природных ресурсов может проводиться выборочно, по мере надобности, для проработки соответствующих планово-проектных решений.[ . ]

На нынешнем этапе развития велика роль комплексных территориальных кадастров природных ресурсов как инструмента учета, сбора, обработки и представления на федеральном и региональном уровнях информации для социально-экономической оценки природных ресурсов и принятия управленческих решений.[ . ]

Для получения точных данных, которые можно было бы положить в оценку природных ресурсов, необходимы кадастры природных ресурсов. Ведение кадастров природных ресурсов предусмотрено природно-ресур-сным и природоохранительным законодательством Российской Федерации.[ . ]

Дальнейшая работа в направлении отработки социально-экономической оценки природных ресурсов возможна при новом взгляде на проблему комплексного управления природопользованием на территории, новом понимании места МПР России и других ведомств природно-ресур-ного блока в вопросе управления природопользованием. Комплексные кадастры природных ресурсов могли бы стать основой для принятия хозяйственных и иных решений, а также осуществления координации ведомств природно-ресурсного блока. При этом информационная база по отдельным природным ресурсам, которая десятилетиями создавалась различными ведомствами, в том числе по месторождениям полезных ископаемых, по земельным ресурсам, по лесным и иным ресурсам, была бы востребована для формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов.[ . ]

Поскольку земля - общий базис размещения производительных сил, а в отношении биологических ресурсов также и главное средство производства, то земельный кадастр, с одной стороны следует рассматривать как общую систему сведений о земельных ресурсах и как общую природную основу системы кадастров природных ресурсов, а не только как специальную систему сведений о земельных ресурсах сельскохозяйственного назначения. В производственной практике земельный кадастр часто понимается как кадастр сельскохозяйственных угодий, что не совсем верно. В настоящее время утвердилось и узаконены соответствующим законодательством понятия "земельный кадастр", "лесной кадастр", "водный кадастр". Разрабатываются и другие виды специальных кадастров природных ресурсов, однако понятие "сельскохозяйственный кадастр" отсутствует.[ . ]

В последние годы осуществляется эксперимент по совершенствованию учета и социально-экономической оценке природно-ресурсного потенциала. Цель эксперимента — отработка механизма формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов (КТКПР) как информационной базы для принятия экологически обоснованных управленческих решений в сфере природопользования, с учетом приоритетов социально-экономического развития территорий и сохранения окружающей природной среды.[ . ]

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ — важнейшая составная часть экономического механизма охраны окружающей среды; является базой социально-экономической оценки природных ресурсов; осуществляется по единой системе органами статистического учета и гос. мониторинга с использованием данных, предоставляемых пользователями природных объектов. На основе Г. у. составляются кадастры природных ресурсов. Предусматривается в Законе об охране окружающей природной среды.[ . ]


Любое государство, заботящееся о состоянии своих ресурсов, должно организовать их учет. Особенно он актуален для природных ресурсов и объектов. Государственные кадастры выступают сегодня в качестве основной формы учета. О них и поговорим в статье.

кадастры природных ресурсов

Общая характеристика

Для начала разберемся с терминологией. Государственные кадастры и реестры природных ресурсов представляют собой своды организационных, экономических, технических и экологических параметров, по которым характеризуются качество и количество объектов, категории и состав пользователей. Эти сведения служат для обеспечения рационального природопользования, защиты окружающей среды от негативных факторов.

На основе данных государственных кадастров и реестров природных ресурсов осуществляется денежная оценка объектов, определяется их продажная стоимость, вырабатываются меры, направленные на их восстановление. Сведения о качественных характеристиках ресурсов должны служить основой для принятия решений о предоставлении их в пользование.

В настоящее время в России отсутствует единый свод параметров. Различаются кадастры по видам природных ресурсов и территориям. Периодически данные в них обновляются.

Кадастровая оценка применяется при анализе рациональности использования ресурсов, определении суммы оплаты за это и пр.

Учет земли

Среди всех государственных кадастров природных ресурсов особое место занимает кадастр земли. Состав сведений, которые должны в нем присутствовать, регламентируется ЗК. В кадастре, в частности, должны содержаться данные о:

  • количестве земель;
  • распределении территорий по категориям;
  • качественном составе ресурсов;
  • собственниках, арендаторах, владельцах, пользователях;
  • распределении по использованию природных ресурсов.

Ведение кадастра возлагается на органы Госкомитета по землеустройству и земельным ресурсам.

Водные объекты

Их учет осуществляется в соответствии с Водным кодексом. Состав сведений кадастра регламентируется ст. 79 ВК. В их числе, в частности, данные о собственниках объектов, пользователях, объеме и состоянии ресурсов.

Ведение водного кадастра осуществляется в РФ по единым правилам. Сведения вносятся на основе данных госучета. В Водном кодексе закреплена обязанность пользователей предоставлять в контролирующие органы информацию, подлежащую включению в кадастр. Сведения из него, в свою очередь, используются при принятии решений, касающихся управления водными ресурсами.

В ведении учета активное участие принимает государственные органы управления в сфере гидрометеорологии и мониторинга и в области использования и охраны недр. Контролирующие структуры должны обеспечить беспрепятственный доступ к сведениям, содержащимся в кадастре, в порядке, закрепленном законодательством РФ.

государственные кадастры природных ресурсов

Нюансы

Кроме водного кадастра, ВК предусматривает обязательное ведение водохозяйственных балансов. Они включают в себя расчетные данные по сопоставлению потребностей в воде с имеющимися на конкретной территории ресурсами. Эти материалы служат для оценки наличия, объема, степени использования ресурсов по бассейнам объектов и соответствующим субъектам. Формирование водохозяйственных балансов производится уполномоченным органом, контролирующим использование и охрану водного фонда.

Лесной фонд

Для его учета используется лесной кадастр, за ведение которого отвечает Федеральная служба лесхоза РФ. Состав сведений регламентируется ст. 69 ЛК. В соответствии с нормой, в кадастре должна присутствовать информация о правовом режиме объектов фонда, качественном и количественном их состоянии, разделении лесов на категории и группы, а также об экономической их оценке.

Сведения используются для определения экологического и экономического значения ресурсов, выбора баз для заготовки дерева, осуществления восстановительных работ, проведения мероприятий по замене малопродуктивных лесов высокопродуктивными угодьями.

Учет месторождений

Он осуществляется Министерством природы. Государственный кадастр полезных ископаемых и месторождений ведется для обеспечения реализации региональных и федеральных программ по геологическому изучению и разработке недр, комплексному использованию месторождений, рациональному размещению добывающих предприятий.

комплексный территориальный кадастр природных ресурсов

Состав сведений кадастра регламентируется положениями ФЗ "О недрах". В нем, в соответствии с нормативным актом, должны присутствовать данные о каждом месторождении. В частности, в кадастр вносятся сведения о качестве и количестве основных ископаемых и ресурсов, залегающих совместно с ними, компонентах, присутствующих в них, экологических, гидрогеологических, горнотехнических условиях разработки. Кроме того, должна присутствовать геолого-экономическая оценка каждого месторождения, сведения по выявленным проявлениям ископаемых.

Этот кадастр ведется на основании геологических данных, переданных предприятиями, осуществляющими изучение недр, в территориальный и федеральный фонды, а также в соответствии с государственной отчетностью организаций, выполняющих разведку месторождений и добычу ископаемых.

Дополнительно

Кроме кадастра, для учета состояния сырьевой базы ведется баланс запасов ископаемых. В него включаются сведения о качестве, количестве, степени изученности ресурсов по месторождениям, обладающим промышленным назначением, данные об их размещении, уровне освоения и пр.

В ФЗ "О недрах" присутствует ст. 27, согласно которой данные о геологическом строении и структуре недр, условиях разработки, прочих качествах и специфике, содержащиеся в отчетах, картах, других материалах, могут являться собственностью как государства, так и пользователя недр.

Животный мир

Учет его объектов производится в соответствии с ФЗ "О животном мире РФ". В кадастре присутствуют данные о территориальном распространении животных, их численности, характеристика ареала, информация о хозяйственном пользовании и прочие необходимые сведения. Он ведется для обеспечения защиты, сохранения, восстановления животного мира и среды обитания животных. Качественный и количественный учет объектов охотничьего фонда осуществляется Управлением охоты и охотхозяйства, а качественные и количественные показатели учета рыбных запасов во внутренних водоемах обобщает Комитет по рыболовству.

Особо охраняемые зоны

Учет таких территорий производится в соответствии со ст. 4 33-ФЗ, Постановлением Правительства от 19.10.1996 г. В кадастр особо охраняемых зон включаются сведения о статусе соответствующих участков, географическом расположении, границах, режиме пользования и охраны, пользователях, а также научной, эколого-просветительской, исторической, культурной, экономической ценности.

На основе показателей учета осуществляется оценка состояния природно-заповедного фонда, определяются перспективы развития таких территорий, повышения эффективности госконтроля над соблюдением установленных специальных режимов, разработка планов по социально-экономическому развитию регионов.

государственные кадастры и реестры природных ресурсов

Территориальные кадастры природных ресурсов

В них содержатся данные о местоположении, качестве, количестве ресурсов, их базовой оценке во взаимосвязи с экологической ситуацией на конкретной территории. Эти сведения предоставляются специально уполномоченными госструктурами, исполняющими функции в сфере охраны окружающей среды.

Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов создаются для обеспечения исполнительных органов и структур местной власти достоверными сведениями о состоянии ресурсного потенциала страны. Они представляют собой свод системно-организованной информации об объектах, находящихся в границах административных территорий (субъектов, округов, районов). Эти кадастры природных ресурсов относятся к единой информационной системе и предназначены для обеспечения эффективности принятия управленческих решений и реализации мер по охране природы, рационализации использования сырьевой базы и сохранения экологической безопасности.

Комплексность достигается за счет использования интегральных показателей, экспертных оценок, полученных по результатам анализа учетных данных, параметров экологического мониторинга и госстатистики.

Назначение

Комплексные кадастры природных ресурсов используются общественными объединениями, организациями, органами власти всех уровней, физлицами для:

  1. Выработки стратегии устойчивого социального и экономического развития административных единиц.
  2. Гармонизации отношений, связанных с использованием ресурсов, между сельскими и городскими территориями.
  3. Выравнивания уровня социального и экономического развития районов в границах субъектов РФ.
  4. Выявления стратегических направлений частных и государственных инвестиций, гарантирующих неистощаемое использование ресурсной базы страны.
  5. Иных целей, направленных на обеспечение сохранности природы.

Структура

Сегодня государственные кадастры природных ресурсов формируются с использованием современных телекоммуникационных и геоинформационных технологий. Это означает, что в их структуру включаются системы создания и поддержки цифровых планов и карт, баз данных по учету объектов, загрязнений экосистем. Кроме того, в кадастрах и реестрах природных ресурсов содержатся программные и технические инструменты для удаленной работы в разных режимах. Таким образом, они представляют собой распределенную базу, ориентированную на конечного пользователя. В каждом кадастре природных ресурсов присутствует 3 подсистемы:

  • информационно-справочная;
  • сопровождающая;
  • подсистема расширения.

Первая предназначена для обеспечения структурных подразделений государственных органов необходимыми сведениями по природоохранным объектам, рациональному использованию ресурсной базы в конкретном масштабе в заданной детализации. Эти данные предоставляются в виде документов установленной формы, а также наглядных информационных средств (карт, графиков, схем и пр.).

объекты кадастров природных ресурсов

Сопровождающая подсистема кадастра природных ресурсов используется для поддержания актуальности баз семантической и графической информации, математического обеспечения для функционирования информационно-справочной подсистемы. Вся структура должна работать в рамках региональной сети.

Подсистема расширения кадастра природных ресурсов предназначена для организации пополнения сведений семантической и графической баз, внедрения в них принципиально новых реквизитов и слоев, подключения новых математических моделей, формирования интерфейса для обеспечения вновь введенных моделей информацией из старых баз, исключая при этом дублирование данных. Необходимо отметить, что этот элемент является, по сути, ключевым. Его функционирование обеспечивает работу первых двух подсистем, их стабильность в постоянно изменяющихся внешних условиях.

На первом этапе в состав комплексных информационных баз включены кадастры природных ресурсов по объектам земельного, водного, лесного фондов. Обязательными элементами являются базы по геоботаническим ресурсам, животному миру, месторождениям ископаемым, атмосферным загрязнениям, охране воздуха, промышленным и бытовым отходам.

Сферы применения

Сведения кадастров природных ресурсов хранятся на машинных носителях и адаптированы для использования субъектами, принимающими решения в сферах:

  1. Обеспечения реализации управленческих решений в эколого-ресурсной области на уровне субъектов и муниципалитетов.
  2. Осуществления функционального зонирования для установления на территории режимов использования, экологически обоснованных и закрепленных нормативными актами.
  3. Организации/реорганизации размещения на местности производительных сил.
  4. Реализации целевых инвестиционных программ развития отдельных административных единиц.
  5. Изменения базы и структуры налогообложения.
  6. Ресурсосбережения, эффективного использования ресурсов и охраны природы.
  7. Обеспечения экологической и санитарной безопасности.
  8. Разграничения компетенции и полномочий по распоряжению сырьевой базой между РФ, регионами и муниципалитетами.
  9. Приватизации природно-ресурсных объектов.

ведение кадастров природных ресурсов

В процессе формирования и ведения кадастров природных ресурсов применяются компьютерные системы сбора, хранения, обработки и использования информации. Вопросы, связанные с выбором масштабов, ПО, технических средств, решаются уполномоченными органами госуправления субъектов при участии заинтересованных отраслевых ведомств, Федеральной службы картографии. При этом во внимание принимается необходимость обеспечения сопряженности и сопоставимости систем управления информационными базами и геоинформационными системами, применяемых в разных территориальных и отраслевых кадастрах.

Территориальные кадастровые центры

В перечень задач ТКЦ входят:

  1. Классификация объектов и ресурсов, определение приоритетных объектов для включения в кадастр.
  2. Разработка требований к формам и объемам представления отраслевых сведений по дополнительному перечню показателей для решения территориальных управленческих задач.
  3. Госрегистрация данных о природных ресурсах для ведения кадастра, их первичная социальная и экономическая оценка.
  4. Проведение эксперимента по совершенствованию процесса учета и социально-экономического анализа.
  5. Разработка требований к программам технического и кадрового обеспечения формирования кадастров.
  6. Выработка плана процедуры принятия управленческих решений по природопользованию.
  7. Разработка нормативной документации, регламентирующей процесс природопользования.
  8. Выбор пилотных территорий для реализации экспериментальных проектов по созданию, ведению и использованию кадастров.

Для определения порядка взаимодействия ТКЦ с федеральными отраслевыми кадастровыми службами исполнительные структуры субъектов могут заключать соглашения с соответствующими ведомствами, службами и госорганами.

Информация по обязательному перечню показателей комплексных кадастров является свободной для доступа заинтересованных структур управления. Правила использования сведений в интересах иных пользователей определяются решением региональной исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством.

государственные кадастры природных ресурсов и объектов

Финансирование разработок по нормативно-правовому и методическому обеспечению типовых проектов, создания и ведения единого комплексного кадастра должно производиться из всех доступных источников. В их числе не только бюджет, но и собственные средства предприятий.

Читайте также: