Что такое либеральная конституция кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мы живем в самой либеральной стране на свете, почему США и ЕС нам не завидуют?

Не стоит удивляться этому вопросу, мы и правда живем в сверх либеральном государстве. И даже то, что российские СМИ каждый день опровергают это, говорит как раз об обратном.

13-я статья Конституции РФ гласит:
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Но один запрет всё же имеется. Государству запрещается исповедовать какую-либо идеологию. Уже происходит неравенство в правах: человек может иметь любые политические и иные взгляды, а государство – нет.

Как хорошо, что теория либерализма еще не проникла в такие важные отрасли, как, например, строительство. Представьте себе дом в духе либерализма: когда ни один элемент конструкции не закреплен с другими! Бред, скажет читатель. Но чем, по сути, отличается человек-гражданин от такого конструктивного элемента, ведь он тоже участвует в строительстве государства? И как, наверное, удобно, если нужно что-то уничтожить, а это что-то само в состоянии развалиться, т.к. не обременено связями!

Идея прав человека, если не отменяет, то в какой-то степени атакует идею прав гражданина. Это идея рассмотрения человека помимо его гражданского статуса, которая предполагает право на вмешательство в гражданские процессы одного общества со стороны другого общества. То есть идея прав человека это идея прав интервенции демократического государства в другое менее демократическое. Идеология прав человека это очень агрессивная идеология, реализующаяся на наднациональном уровне. Она минует гражданство, национальное государство, юридические кодексы. Именно правами человека обосновывается право на интервенцию (военную агрессию).

Что такое идеология? Это идейная и мировоззренческая платформа, в соответствии с которой будет говорить, действовать и в целом жить человек, а также это его личные представления о том, каким должно быть общество. Не существует человека без идеологии. Так же как не существует человека, который не относился бы ни к какому этносу или полу. Иными словами не бывает людей без ценностей. В любом случае человек что-то думает об окружающем его мире и его убеждения заставляют говорить и жить с их позиций. Если же такие уникумы бывают, то есть те, которые как бы никакой идеологии не придерживаются, то можно судить о том, что по факту они придерживаются либеральной идеологии. Отсутствие мыслей не означает отсутствие идей. Просто человек выбирает не думать о судьбах мира, предоставляя свободу, как себе, так и другим. Свободу от чего? От ответственности. Либерализм это такой паразит, который приходит всегда на пустое место. Паразит, который очень прочно цепляется и его трудно изничтожить. Потому что он трудно осознаваем и заметен.

Мы живем в самой либеральной стране на свете, так почему США и ЕС нам не завидуют? Наверное, потому что чужого зла себе не желают. Потому что знают правду о либерализме. Потому что это они придумали, как можно держать нас за дураков. Да много можно перечислить причин. Суть не в этом. Либеральная идеология – есть обман для доверчивых и неискушенных душ, и этот обман никогда не был нашим национальным выбором и не будет. Мы, русские люди, кто угодно, но не либералы!

Я — не интеллигент, я — солдат и дворянин… (с) Лев Николаевич Гумилёв

В либеральный конституционализм Он родился как философский, правовой и политический ответ абсолютистским монархиям, господствовавшим в Европе в семнадцатом веке. Хотя считается, что именно в Англии зародилась концепция верховенства закона, пионерами в этой области были конституции США и Франции.

Столкнувшись с монархом, обладающим абсолютной властью и использовавшим религию в качестве легитиматора, философы-рационалисты (Руссо, Локк или Монтескье, среди прочих) положили разум, равенство и свободу в основу государства.

Конституционное государство, согласно либеральному конституционализму, должно подчиняться тому, что установлено в его Великой хартии вольностей. Должно быть разделение властей, чтобы ни один орган или человек не могли слишком сильно монополизировать.

Еще одна из основных характеристик этого типа конституционализма состоит в том, что он провозглашает существование ряда прав, которые человек будет иметь за простой факт того, что он человек. Кроме того, он объявил, что все люди рождены равными, что положило конец свободе каждого человека там, где начиналась свобода других.

Происхождение

Либеральный конституционализм был определен как правовой порядок, которым общество наделено писаной Конституцией.

Этот текст, именуемый каким-то Законом, становится высшей нормой законодательства страны. Все остальные законы имеют более низкий статус и не могут противоречить положениям указанной конституции.

В случае либерального конституционализма его характеристики включают признание свободы личности, а также собственности, при этом государство не может ограничивать эти права, за исключением случаев, когда они вступают в противоречие с правами других лиц.

Задний план

В Европе семнадцатого века абсолютизм был наиболее распространенным политическим режимом. При этом монарх обладал почти неограниченной властью, а социальные классы практически не имели никаких прав.

Именно в Англии начали делать первые шаги к конституционному государству. В течение семнадцатого века столкновения между королями и парламентом были частыми, что привело к двум гражданским войнам.

Причиной этих столкновений было намерение парламента ограничить власть монарха, в то время как последний стремился защитить свое положение. В конце концов, была составлена ​​серия прокламаций о правах, которые фактически начали устанавливать ограничения на то, что мог делать король.

В континентальной Европе реакция против абсолютизма произошла в 18 веке. Такие мыслители, как Локк и Руссо, опубликовали работы, в которых ставили Разум выше божественного мандата, согласно которому были узаконены короли абсолютистов. Таким же образом они начали распространять идеи равенства и свободы как прав человека.

французская революция

Французская революция и последующая Декларация прав человека и гражданина подхватили эти идеи. Незадолго до этого революция в Соединенных Штатах также включила их в некоторые юридические документы и в собственную конституцию страны.

Хотя во Франции последствия на практике не приближались к либеральному конституционализму, историки считают, что наиболее важной идеей было рассмотрение необходимости письменной конституции.

Для законодателей того времени было важно, чтобы эта Великая хартия вольностей была воплощена в документе, разъясняющем права граждан.

Еще одной из оснований, оставленных Революцией, было признание существования личных прав, незыблемых государством.

Основы либерального конституционализма

Либеральный конституционализм и возникающее из него государство имеют в качестве своей основной основы ограничение власти государства и увеличение индивидуальных свобод. По мнению экспертов, речь идет о превращении подданных в граждан.

Права каждого человека закреплены в самой Конституции, хотя позже они получили развитие в обычных законах. Эта концепция была подкреплена разделением властей, предотвращающим накопление слишком большого количества функций и оставление неконтролируемым каким-либо органом или положением.

Суверенитет, ранее находившийся в руках монарха, знати или духовенства, стал собственностью народа. Права каждого человека назывались iura in nata, поскольку соответствовали им простым фактом рождения.

характеристики

Одним из наиболее важных достижений либерального конституционализма было провозглашение свободы и равенства неотъемлемыми правами человека. Для мыслителей эти права имели бы высший и догосударственный характер.

Свобода

Основная характеристика либерального конституционализма - возвышение свободы личности перед лицом государственной власти. На практике это означает, что каждый человек имеет право выражать себя, думать или действовать по своему желанию. Предел будет заключаться в том, чтобы не повредить свободе других.

Поэтому государство не может навязывать лишения или жертвы против воли каждого человека или вмешиваться в его частную жизнь. Как указано, это не является препятствием для принятия государством законов, запрещающих вредные действия для других граждан.

Равенство

Для этого типа конституционализма все люди рождаются равными. Эта концепция подразумевает, что статус каждого человека не должен определяться по кровным и семейным причинам.

Однако это равенство не означает, что все мужчины должны быть равны, например, в уровне жизни или в своем экономическом положении. Оно ограничивается равенством перед законом и перед государством как институтом.

Разделение властей

Государственная власть была разделена на три части: судебную, законодательную и исполнительную. Каждый тренируется разными органами. Одна из основных функций этого разделения, помимо того, чтобы не концентрировать силы в одном организме, заключается в осуществлении взаимного контроля, чтобы не происходило эксцессов.

Государство и личность

Государство обязано гарантировать жизнь, свободу и собственность каждого гражданина. С этим конституционализмом пришло разделение между государством и обществом, понимаемым как совокупность людей, наделенных правами.

Государство сохранило законное применение силы, но только для защиты прав своих граждан. В экономическом плане либеральный конституционализм выступал за минимальное государственное регулирование экономики, делая ставку на свободу рынка.

Кризис либерального конституционализма

Некоторые из упомянутых характеристик в конечном итоге вызвали кризис в государствах, следовавших принципам либерального конституционализма. Индивидуальная свобода, особенно в экономическом плане, в огромной степени привела к росту индивидуализма.

Равенство всех людей не перестало быть желанием, которое редко исполнялось, и сформировались социальные классы, напоминающие те, которые существовали во время абсолютизма.

Стало подвергаться сомнению социальное неравенство. Промышленная революция привела к появлению рабочего класса, практически лишенного каких-либо прав, который вскоре начал организовываться и требовать улучшений.

Эти претензии не могли быть рассмотрены государством, поскольку принципы либерального конституционализма препятствовали этому типу вмешательства в экономику. В краткосрочной перспективе это привело к революционным движениям и появлению новой парадигмы: социального конституционализма.

Либеральная традиция кон­ституционного строительства сформировалась на протяжении XIX в., а ее основополагающие принципы были сформулированы еще в период амери­канской Войны за независимость и Великой французской революции. Пер­вый опыт конституционного строительства отразил мировоззренческие осо­бенности классического либерализма с присущими ему представлениями о свободе человека как важнейшей ценности, общественном договоре как основе политической организации любого сообщества, состязательном стиле жизни как залоге общественного прогресса и социальной справедливости.

Примечательно, что либеральная конституционно-правовая доктрина изначально не была ориентирована на ввод всеобщего избирательного права. Идеалом считался строй цензовой демократии, где принцип сувере­нитета народа являлся скорее общей декларацией, нежели реальным осно­ванием государственной жизни. Провозглашая народ источником власти, либералы рассматривали в качестве носителя власти лишь корпус избирате­лей - граждан, обладающих активным избирательным правом. Насторожен­ное отношение к идее всеобщего избирательного права и длительное сохра­нение цензовых ограничений диктовались уверенностью в том, что эффек­тивно участвовать в общественной жизни может лишь человек, способный принимать ответственные решения, обладающий в силу своей образованно­сти необходимой политической грамотностью, в силу оседлости - интегри­рованный в реальные социальные структуры, в силу достаточного матери­ального достатка - имеющий конкретные личные интересы и не склонный к опасному для общества радикализму. Тем самым, в качестве полноправного гражданина рассматривался социально успешный индивид, доказавший своим статусом умение распоряжаться свободой и заинтересованность в защите соответствующих принципов общественного устройства.

Основным объектом конституционного регулирования оказывалась система государственной власти. Впоследствии либеральный вариант го­сударственного строительства получил название правового государства. Его особенностями стали взаимная ответственность власти и граждан, наличие эффективных механизмов контроля деятельности властных струк­тур, избираемость ключевых лиц в государственной властной иерархии, гласность в деятельности государственных органов, равенство перед зако­ном всех лиц, включая представителей любых государственных структур, верховенство конституции по отношению к текущему законодательству, независимость судебной власти. Ключевая роль отдавалась принципу верховенства права - преобладанию естественного права над любыми иными формами регулирования общественных отношений, в том числе государственным законодательством.

В целом, при формировании либеральной модели государственности круг объектов конституционно-правого регулирования был предельно сужен. Основной целью конституционного правопорядка становилось не моделиро­вание целостной системы общественных отношений, а закрепление ключе­вых принципов социального взаимодействия, обеспечение свободы самовы­ражения человека, его защищенности от диктата общества и государства.

Либеральная конституционная модель впервые была реализована в США. Некоторые конституционные акты эпохи Великой французской рево­люции, конституция Бельгии 1830 г., конституции, возникшие в результате национально-освободительных революций в латиноамериканских странах в XIX в., а также конституционный строй Великобритании и ее доминионов воплотили принципы этой модели. Расцвет либерального конституциона­лизма был связан с формированием индустриального общества, качествен­ным завершением процесса модернизации. Но уже к началу XX в., по мере того как западная цивилизация приближалась к рубежному этапу в своей истории, либеральная конституционная модель оказалась неадекватна но­вым реалиям общественной жизни. На протяжении XX в. она сохранилась лишь в странах так называемой англосаксонской правовой семьи, где либеральный конституционализм органично сочетался с историческими особенностями правовой культуры общества.

2. Содержание конституций. Модели конституционно-правового регулирования в зарубежных странах.

3. Юридические свойства конституций.

4. Форма и структура конституций.

5. Функции конституции.

6. Виды конституций и их классификация.

7. Способы принятия конституций.

8. Порядок изменения и дополнения конституций.

9. Общие черты и особенности зарубежных конституций.

Введение

В процессе изучения материала предыдущей темы мы с вами выяснили, что источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, правовые обычаи и судебные прецеденты, международные и внутригосударственные договоры. Разбирая каждый из названных источников, мы особо выделяли конституцию как разновидность нормативного правового акта.

Всем известно, сколь значима роль конституции практически в любом государстве. Все возрастающая роль конституции в правовой системе государства, ее влияние на политические процессы бесспорно выводят ее на первое место среди названных выше источников конституционного права.

Чем объясняется такое особое положение конституции?

Ответ на этот вопрос требует детального изучения целого блока вопросов, каждый из которых в отдельности позволяет раскрыть одну из граней конституции.

Понятие и сущность конституции

Начиная с 18 столетия этот термин наполнился новым содержанием и стал обозначать закон, обладающий высшей юридической силой, устанавливающий основы жизни общества и государства.

Первыми буржуазными конституциями были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает концепция конституционализма, которая понимается как правление, ограниченное конституцией.

Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством - с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах.

Различают такие понятия как юридическая и фактическая конституции. Юридическая – это всегда система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая – это сами такие отношения, то есть то, что реально существует.

Расхождение между фактической и юридической конституцией – обычно результат изменения в соотношении политических сил, происходящего после принятия юридической конституции, а также это признак того, что часть норм юридической конституции стала фиктивной и нуждается в пересмотре. Фиктивность конституции также характерна для стран с авторитарным и особенно тоталитарным политическим режимом.

Сущность конституции.

Однако ранее понимаемая сущность конституции уже недостаточна в современных условиях.

В настоящее время сущность конституции заключается в том, что она отражает баланс социальных интересов. В результате этого достигается устойчивость общества как сложной системы.

Кроме того, конституция в силу объективного развития человеческого общества уже не ограничивается лишь утверждением сложившихся отношений, но использует и другие методы. Можно выделить три варианта:

1. Конституция закрепляет уже сложившиеся в обществе отношения.

2. Конституция своими нормами даёт основу для возникновения новых, не существовавших ранее, общественных отношений.

Еще одной характеристикой сущности конституции можно назвать то, что Конституция уже не является сугубо политико-юридическим документом, как было характерно для буржуазных конституций XIX – начала XX веков, когда основной закон рассматривался как документ, обращённый к государству, системе государственных органов.

Конституция должна рассматриваться и как элемент национальной культуры, духовного прогресса. Конституция наполнена сверхъюридическим содержанием. Каждая конституция тяготеет к собственной идеологии, отражающей этнические и духовно-нравственные закономерности развития народа[3].

Конституция должна иметь свою социальную, культурную, идеологическую, духовную основу, учитывать исторические традиции, культурную, социально-экономическую, правовую специфику развития страны. Являясь чисто юридическим документом, конституция не смогла бы полноценно выполнять свои функции. Конституционные положения должны быть направлены не только на регулирование отношений между человеком, обществом и государственными органами, но и иметь одной из своих задач воспитание гражданина, укрепление в обществе признанных человеческих ценностей. Помимо этого демократическая конституция должна содержать гарантии свободного общественного развития, приводить к балансу существующее в обществе множество интересов различных слоёв населения.




Поэтому, говоря о сущности конституции, необходимо рассматривать её как многогранную конструкцию и помнить о различных её аспектах, которые позволяют выполнять ей функции, соответствующие всем сторонам её сущности – учредительную, организационную, юридическую, идеологическую, внешнеполитическую и ряд других.

Содержание конституций.

Содержание конституции – это совокупность конституционных норм, институтов и принципов, регулирующих конституционно-правовые отношения. При этом следует различать два элемента: социальное содержание, то есть круг регулируемых общественных отношений (предмет конституционного регулирования), и правовое содержание – правовой материал, из которого состоит конституция (нормы, институты, принципы).

Определяющим элементом содержания конституции являются общественные отношения. Какой круг общественных отношений и в каком объёме должна регулировать современная конституция? Сформировались три основные конституционные модели: либеральная, этатистская, либерально-этатистская.

Либеральная конституционная модель

Характеризуется ограниченностью предмета конституционного регулирования, который практически сводится лишь к политическим и гражданским (в смысле прав личности) отношениям. Его объектами являются организация государственной власти (система высших органов государства, их организация, компетенция, взаимоотношения) и правовой статус личности, ограниченный гражданскими и политическими правами и свободами. Экономические и социальные отношения остаются вне рамок конституционного регулирования.

Этатистская модель

Характеризуется чрезмерным расширением предмета конституционного регулирования. Социальное содержание конституции представляет собой общественные отношения, определяющие все системы, подсистемы и элементы общества, образующие его политическую, экономическую, социальную, идеологическую структуры.

Эта модель возникла в России с принятием Конституции РСФСР 1918 года, а после Второй мировой войны утвердилась и в других социалистических странах. В её основе лежит концепция государства как главного орудия строительства нового общества, что предопределяет тотальное государственное вмешательство во все общественные отношения. Этатистская модель не оставляет каких-либо автономных, неурегулированных сфер, отрицает принцип плюрализма во всех областях общественных отношений. Вместе с тем включение в предмет конституционного регулирования новых объектов, прежде всего экономических и социальных отношений, социально-экономических и культурных прав граждан, впервые осуществлённое этатистскими конституциями, означало важный шаг в развитии современного конституционализма. Опыт социализации первых советских конституций оказал известное влияние на конституции многих несоциалистических стран (особенно после Второй мировой войны).

Читайте также: