Какие две мировые школы выделяют в современной социальной психологии
Обновлено: 02.07.2024
Социальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.
Социальной психологией рассматриваются закономерности взаимодействия личности и общества, формирования и развития групп. Данное направление является одним из ведущих направлений современной психологии.
Закономерности, изучаемые социальной психологией, являются актуальными практически для всех сфер общественной жизни:
1. различных сфер воспитания;
2. области промышленного производства;
3. средств массовой информации;
4. сферы управления;
5. науки, спорта и т. д.
Предмет, объект, разделы социальной психологии
По вопросу о предмете социальной психологии сложились три основных подхода.
Согласно первому из них предметом социальной психологии являются массовидные явления психики. Данный подход разрабатывается социологами, в нем изучаются: психология классов, больших социальных общностей, различные стороны общественной психологии групп (традиции, нравы, обычаи).
Согласно данному подходу, социальная психология определяется как наука об общественной психологии. А общественная психология, в свою очередь, как уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов.
Согласно второму подходу предметом социальной психологии является личность. Этот подход получил распространение среди психологов. В рамках данного подхода дискутируется вопрос о том, в каком контексте исследовать личность. Возможен анализ личности с точки зрения ее положения в группе; рассмотрение личности в контексте межличностных отношений либо в системе общения.
Третий подход представляет попытку синтеза первых двух. Социальная психология рассматривается как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Следует отметить, что такое понимание предмета социальной психологии больше всего отвечает реальной практике исследований.
В настоящее время наиболее общепринятым определением предметом социальной психологии является следующее: изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также изучение психологических характеристик самих этих групп.
Данное определение предмета социальной психологии по существу повторяет определение самой социальной психологии [1].
В качестве объекта исследования социальной психологии, могут выступать: личность, социальная группа (как малая, состоящая из двух-трех человек, так и большая, включающая в себя представителей всего этноса). Кроме того, к объекту социальной психологии относится изучение процессов развития личности и конкретной группы, процессов межличностного и межгруппового взаимодействия.
Основными разделами социальной психологии являются:
1. психология общения – раздел психологии изучающий закономерности общения и взаимодействия людей;
2. психология групп, в данном разделе изучаются психологические характеристики социальных групп как больших, так и малых, изучаются такие явления, как сплоченность, совместимость, лидерство, процесс принятия групповых решений и др.;
3. социальная психология личности, изучающая проблемы социализации, формирование социальных установок личности и т. д.
Отрасли социальной психологии
Сложность социально-психологических явлений, изучаемых социальной психологией, обусловило появление и развитие ее конкретных отраслей. Основными из которых являются:
1. этническая психология, – изучающая особенности людей как представителей различных этнических общностей;
2. психология управления, в центре внимания которой находится анализ проблем, связанных с воздействием на группы и общество в целом;
3. политическая психология – исследует явления и процессы, относящиеся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей;
4. психология религии, – изучающая психологию людей, являющихся участниками религиозной деятельности;
5. психология общения – изучает процессы взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами;
6. психология конфликтных отношений (конфликтология) – изучает психологические особенности протекания конфликтов и возможности по их наиболее эффективному разрешению.
Социальная психология связана с рядом других наук. Прежде всего с социологией и общей психологией [6].
Данные науки позволяют социальной психологии точно и правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов, дают возможность осмыслить психологические особенности личности, являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.
Кроме вышеназванных, социальная психология связана междисциплинарными отношениями с такими отраслями знаний, как:
• философия, дающая возможность методологического и теоретического обоснования в понимании сущности социально-психологических явлений;
• исторические науки, дающие возможность анализировать развитие социальной психики и сознания людей, находящихся на различных этапах становления общества;
• экономические науки позволяют раскрывать сущность и своеобразие функционирования экономических процессов общества и их влияние на общественные отношения и на их проявление в социальной психики и общественном сознании людей;
• культурология и этнография позволяют социальной психологии корректно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических явлений;
• педагогические науки дают информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяя тем самым социальной психологии вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Глава 8. Введение в социальную психологию
Глава 8. Введение в социальную психологию В данной главе мы будем говорить о социальной психологии. И, прежде всего, поговорим об основных определениях и терминах, которые приняты в этой
Глава 1 Введение в психологию личности
ВВЕДЕНИЕ В МАНИПУЛЯЦИОННУЮ ПСИХОЛОГИЮ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ: ПАЛЬМИРОВКУ, ШАНЖИРОВКУ, ПАССИРОВКУ
ВВЕДЕНИЕ В МАНИПУЛЯЦИОННУЮ ПСИХОЛОГИЮ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ: ПАЛЬМИРОВКУ, ШАНЖИРОВКУ, ПАССИРОВКУ На основе систематических исследований и наблюдений автором впервые разработано новое направление в психологии — манипуляционная психология и введены новые принципы.Основой
2. Развитие человека в социальную личность
2. Развитие человека в социальную личность Чтобы подойти к теме реакции на бесследное исчезновение, прежде всего необходимо понять, как и почему мы, люди, строим наши отношения и что влечет за собой утрата этих отношений. Потеря или расставание могут коснуться человека на
Exploring Social Psychology Изучаем социальную психологию
Exploring Social Psychology Изучаем социальную психологию Дэвид Майерс - психолог с мировым именем. Книга Майерса представляет собой шедевр преподавательского искусства: в увлекательной форме читатель знакомится с наукой о человеческом поведении в обществе, быстро и надежно
Глава 1. Введение в социальную психологию
Глава 1. Введение в социальную психологию Когда-то давно жил-был один мужчина, его вторая жена была тщеславной и эгоистичной женщиной. У нее были две дочери, такие же самодовольные и эгоистичные, как она сама. В отличие от них Золушка — а именно так звали родную дочь мужчины
Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спортаПсихология физического воспитания и спорта — это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования
ШКОЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Направление психологии | Предмет исследования |
Психология сознания | Сознание |
Бихевиоризм | Поведение |
Фрейдизм | Бессознательное |
Гештальтпсихология | Целостные структуры психики |
Гуманистическая психол. | Личность, индивидуальность |
Когнитивная психология | Познавательные процессы |
Советская психология | Психика |
В развитии психологии выделились три теоретические школы — психоанализ, бихевиоризм и гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология.
Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило как в русле общепсихологических направлений — бихевиоризма и фрейдизма, так и новых собственно социально-психологических школ и направлений — необихевиоризма
(Э. Богардус, Г. Олпорт, В. Ламберт, Р. Бейлс, Г. Хоуменс, Э. Мэйо и др.), неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм, А. Кардинер; Э. Шилз, А. Адлер); теории поля и групповой динамики (К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт, Л. Фестингер, Г. Келли); социометрии
(Дж. Морено, Э. Дженнинге, Дж. Крисуэл, Н. Бронденбреннер и др.); трансактивной психологии (Э. Кентрил, Ф. Килпатрик, В. Иттельсон, А. Эймес и др.); гуманистической психологии (К. Роджерс и др.); когнитивистские теории, а также интеракционизма
(Г. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Сарбин, Р. Мертон и др.). который представляет социологический источник в развитии социальной психологии.
Исследования в социальной психологии основном концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978; Шихирев, 1979).
Из четырех названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвертое направление - интеракционизм - представляет социологический источник.
Бихевиоризм в социальной психологии использует сейчас те варианты этого
общепсихологического течения, которые связаны с необихевиоризмом. Как известно, в
нем выделяются два направления, отождествляемые с именами К. Халла (введение идеи
промежуточных переменных) и Б. Скиннера (сохранение наиболее
ортодоксальных форм классического бихевиоризма). В рамках подхода Халла в
социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации -
агрессии Н. Миллера и Д. Долларда. Кроме того, в рамках этого же подхода
разрабатываются многочисленные модели диадического взаимодействия, например, в
работах Дж. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого рода является
использование, в частности, аппарата математической теории игр. Особняком стоят в
социально-психологическом нео-бихевиоризме идеи так называемого социального
обмена, развиваемые в работах Д. Хоманса. Весь арсенал бихевиористских идей
присутствует во всех названных теориях, причем центральной идеей является идея
подкрепления (в вариантах классического или оперантного обусловливания).
Необихевиоризм и в социальной психологии претендует на создание стандарта
подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом,
техникой измерения. Основной методологический упрек, который обычно делается
бихевиоризму и который состоит в том, что большинство работ выполнено на
животных, социальные психологи этого направления пытаются преодолеть (А.
Бандура, например, выполнил большинство исследований, в которых испытуемыми
Однако сама стратегия исследования несет на себе черты принципиальной
позиции бихевиоризма (в частности, почти исключается анализ групповых
процессов, а сами группы в лучшем случае рассматриваются как диады). Поэтому
именно в рамках этого течения меньше всего улавливается "социальный контекст", и
социальная психология имеет наименее "социальный" вид.
Психоанализ не получил столь широкого распространения в социальной
психологии, как бихевиоризм. Однако и здесь есть ряд попыток построения социально-
психологических теорий. Обычно в этих случаях называют неофрейдизм и, в частности,
работы Э. Фромма и Дж. Салливана. Вместе с тем существует и другой ряд теорий,
более непосредственно включающих в орбиту социальной психологии идеи
классического фрейдизма. Примерами таких теорий являются все теории групповых
процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. В отличие от
бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического
взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно в
рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т-групп (т.е.
групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы
воздействия людей друг на друга.
В целом же названные теории нельзя считать системно реализующими
основные идеи психоанализа: скорее всего они представляют собой так называемый
рассеянный психоанализ, т.е. содержат вкрапление его отдельных положений в
исследовательскую практику. Ярким примером этого является работа под
руководством Т. Адорно "Авторитарная личность", где использована идея
фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для
выявления психологических предпосылок появления фашизма. Психоанализ дал
толчок и сравнительно новому психологическому течению гуманистической
психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), которая в значительной степени опирается на
теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно
разветвленную проблематику. В настоящее время гуманистическая психология
претендует на одно из ведущих мест по своей популярности (Петровская, 1983).
Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К.
Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с
точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида. Бурное развитие
когнитивистской ориентации в социальной психологии связано с общим ростом
"когнитивных" идей в психологии, в частности со становлением особой отрасли
психологического знания, так называемой "когнитивной психологии"
(Величковский, 1982). Особое место в когнитивистской социальной психологии
имеют так называемые теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о
том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является
потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной
структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф.
Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного
диссонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.
Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают такие известные американские
исследователи, как Д. Креч, Р. Крачфилд и С. Аш.
Во всех этих теориях сделана попытка объяснить социальное поведение
личности. Однако специфика основной объяснительной модели - идея о том, что все
поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой
картины мира в сознании человека, - делает эту модель крайне уязвимой.
Абстрактное "соответствие", достичь которого стремится индивид, никак не связано с
противоречиями реального мира.
Вместе с тем когнитивистская ориентация в настоящее время получает все
более широкое распространение. Это объясняется тем, что в отличие от
бихевиористски ориентированной социальной психологии она подчеркивает с особой
силой роль и значение "менталистских" образований в объяснении социального
поведения человека. Эта позиция не проводится достаточно последовательно,
поэтому сам когнитивистский подход попадает в сложный круг противоречий,
поскольку подлинно человеческие проблемы как проблемы общественного активно
действующего человека здесь не поставлены. Однако внимание к проблемам
рационального поведения человека, роли знания для объяснения окружающего мира
делают когнитивистскую ориентацию также чрезвычайно популярной и богатой на
исследования фундаментальных проблем социальной психологии (Трусов, 1983).
Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению
теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического
интеракционизма Г. Мида. Однако в современной социальной психологии
интеракционизм включает не только развитие идей Мида (что осуществляется в двух
школах: чикагской - Г. Блумером и айовской - М. Куном), но и ряд других теорий,
объединенных под этим же именем, а именно теорию ролей (Т. Сарбин) и теорию
референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон). В русле интеракционизма развиваются и
идеи так называемой социальной драматургии Э. Гофмана. В интеракционизме в
большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить
именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в
качестве ключевого понятие "взаимодействие" (откуда и название ориентации), в ходе
которого и осуществляется формирование личности. Однако констатацией
"взаимодействия" и ограничивается анализ социальных детерминант поведения.
Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из
анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему общественных
отношений, в социальную структуру общества. Поэтому большая "социологичность"
интеракционистской ориентации оказывается в значительной степени внешней,
коренные методологические проблемы включения "социального контекста" в
исследования остаются нерешенными и здесь.
Мотивы наших поступков делятся на две категории: 1) очень хорошие; 2) истинные.
ещё >>
Функционализм(или функциональная психоло
гия) возник под влиянием эволюционной теории
в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории со
циального дарвинизма Г. Спенсера.Г. Спенсер по- |
лагал, что основным законом социального развития .
является закон выживания наиболее приспособлен- |
ных обществ и социальных групп. Представители |
функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр I
и др.) изучали людей и социальные группы с точки I
зрения их социальной адаптации - приспособления '
к сложным условиям жизни. Главная социально-пси- I
хологическая проблема функционализма - проблема ,
наиболее оптимальных условий социальной адапта- ]
ции субъектов общественной жизни. I
Бихевиоризм(позднее необихевиоризм) - пове- I
денческая психология, изучающая проблемы за- [
кономерностей поведения человека и животного
[И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, \
Б. Скиннери др.). Поведение рассматривалось как .
объективная, наблюдаемая реальность, которую мож- |
но исследовать в экспериментальных условиях. I
Центральная проблема бихевиоризма .- проблема на- I
учения, т. е. приобретения индивидуального опыта по-I
Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализма – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.
Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного И.В. Павлов, В.М. Бехтерев, Д.Уотсон, Б.Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.
Психоаналитическое направление связано с именем 3. Фрейда. Он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений. Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.
Всемирно известные работы 3. Фрейда и Э. Берна оказали особое влияние на представления о значении детства. Однако в данных исследованиях изучались проблемы социальной патологии, развития неврозов, обусловленных нарушениями социализации и воспитания именно в детском возрасте.
Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.
Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.). Проблема когнитивизма – принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.
Интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Хаймен и др.) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.
Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.
Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, те, self. Их интерпретация:
1. Организационные методы (подходы).
1). Сравнительный метод
Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объект изучения в некоторый момент времени. Данные сравниваются между собой, что дает основание к выявлению отношений между ними.
Особенно ярко сравнительный метод проявляется в эволюционном изучении психики. С человеком современного вида сравниваются приматы, архантропы, палеоантропы, данные о которых поставляет зоопсихология, антропология, палеопсихология, археология, этология.
2). Лонгитюдный метод
Лонгитюдный метод – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие.
3). Комплексный метод
Как правило, междисциплинарное исследование объектов.
По упорядоченности наблюдения могут быть:
• случайными и систематическими,
• сплошными и выборочными,
• по характеру фиксации — констатирующими и оценивающими, возможно наблюдение смешанного типа.
2). Диагностические методы
Все разнообразие диагностических методов, применяемых в социальной психологии, можно свести к двум основным типам:
1) интервью, проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану;
2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения и распространяемые исследователями по почте, через массовую печать, с помощью анкетеров и т. п.
3. Экспериментальные методы
1). Лабораторный эксперимент. Главная характеристика лабораторных экспериментов заключается в способности исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. У этого метода есть достоинства и недостатки.
Достоинства лабораторного эксперимента:
• В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке.
• Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части.
Недостатки лабораторного эксперимента:
• Лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, результаты нельзя переносить на внешний мир, поведение участников может быть искусственным.
• Экспериментатору часто приходится вводить в заблуждение участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований.
2). Полевой эксперимент В этой категории экспериментов искусственная лабораторная обстановка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте.
Достоинства полевого эксперимента:
• Сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор получает более достоверные данные.
• Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, их поведение может быть более естественным.
Недостатки полевого эксперимента:
• Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия.
4. Биографические методы
Биографические методы (БМ) – это собирательное название способов исследования, диагностики, коррекции и планирования жизненного пути личности.
БМ – метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности.
Существует несколько видов биографических методов:
Психобиография – это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации.
Каузометрия – это один из биографических методов, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности.
Биографические опросники.
Психологическая автобиография – получение биографической информации от самого изучаемого человека
5. Праксиметрические методы
Это группа методов, нацеленных на изучение действий и деятельности. Главным образом, трудовых действий и трудовой деятельности.
Хронометрия – это измерение времени трудовых процессов и их отдельных компонентов. Синоним – хронометраж.
Профессиография – это отрасль знаний, предметом которой является мир профессий.
Профессиография – часть профессиологии, цель которой – описание (составление профессиограмм) и классификация существующих профессий по различным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям.
Профессиограмма может быть комплексной или рациональной. В первом случае она содержит все существенные характеристики работы, во втором – только частично характеризует ее с точки зрения одной научной дисциплины.
Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность изучаемых ею феноменов предопределили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.
Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая изучает психологические особенности людей как представителей различных этнических общностей.
Психология религии — это отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.
Политическая психология — отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.
Психология управления (организационная психология) — отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.
Психология социального воздействия — слабо пока развитая отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.
Психология общения раскрывает своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.
Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами начальной ячейки человеческого общества.
Социальная психология личности — отрасль социальной психологии, исследующая человека, включенного в различные общественные и межличностные отношения.
Психология масс — отрасль социальной психологии, изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов, рекламы и др.
Психология конфликтных отношений (конфликтология) — бурно развивающаяся отрасль социальной психологии, нацеленная на доскональное исследование психологической специфики и содержания различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.
Краткая история социальной психологии
По мнению В. Вундта, психология народов охватывает три большие области и три основные проблемы, требующие специального психологического исследования: язык, мифы, обычаи. Они представляют собой общие духовные явления, которые настолько тесно срослись между собой, что не могут существовать один без другого.
На рубеже XIX-ХХ веков большое влияние на развитие социальной психологии оказали Уильям Джеймс (1842-1910) и Уильям Мак-Дугалл (1871-1938), которые в своих работах развивали теорию инстинктов социального поведения.
С точки зрения У. Мак-Дугалла инстинкты являются единственным существующим двигателем поступков человека, которые определяют его как существо социальное. Они определяют не только поведение человека, но и его сознание. Автор выделяет 12 основных видов инстинктов: бегство или страх, неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение (или смущение), самоутверждение, родительский инстинкт (одним из проявлений которого является нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой, стадный инстинкты, а также инстинкты приобретательства и созидания. И естественным выражением инстинктов, по мнению У. Мак-Дугалла, являются эмоции.
У. Мак-Дугалл считается одним из основателей социальной психологии. Его идеи повлияли на такие научные школы как бихевиоризм, психоанализ.
Развитие отечественной социальной психологии
Андреева Галина Михайловна (1924-2014)
Петровская Лариса Андреевна (1937-2006)
Разделы социальной психологии
- Социальная психология групп;
- Социальная психология личности;
- Социальная психология общения.
+
Психология групп изучает психологические характеристики малых и больших социальных групп. В рамках этого раздела изучаются такие явления, как: сплоченность, лидерство, конформизм, процесс принятия группового решения и пр.
Социальная психология личности изучает проблему социальных установок, психологических защит, стереотипов и пр.
Психология общения изучает закономерности общения и взаимодействия людей, роль общения в системе общественных и межличностных отношений.Читайте также: