Какие две мировые школы выделяют в современной социальной психологии

Обновлено: 02.07.2024

Социальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Социальной психологией рассматриваются закономерности взаимодействия личности и общества, формирования и развития групп. Данное направление является одним из ведущих направлений современной психологии.

Закономерности, изучаемые социальной психологией, являются актуальными практически для всех сфер общественной жизни:

1. различных сфер воспитания;

2. области промышленного производства;

3. средств массовой информации;

4. сферы управления;

5. науки, спорта и т. д.

Предмет, объект, разделы социальной психологии

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три основных подхода.

Согласно первому из них предметом социальной психологии являются массовидные явления психики. Данный подход разрабатывается социологами, в нем изучаются: психология классов, больших социальных общностей, различные стороны общественной психологии групп (традиции, нравы, обычаи).

Согласно данному подходу, социальная психология определяется как наука об общественной психологии. А общественная психология, в свою очередь, как уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов.

Согласно второму подходу предметом социальной психологии является личность. Этот подход получил распространение среди психологов. В рамках данного подхода дискутируется вопрос о том, в каком контексте исследовать личность. Возможен анализ личности с точки зрения ее положения в группе; рассмотрение личности в контексте межличностных отношений либо в системе общения.

Третий подход представляет попытку синтеза первых двух. Социальная психология рассматривается как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Следует отметить, что такое понимание предмета социальной психологии больше всего отвечает реальной практике исследований.

В настоящее время наиболее общепринятым определением предметом социальной психологии является следующее: изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также изучение психологических характеристик самих этих групп.

Данное определение предмета социальной психологии по существу повторяет определение самой социальной психологии [1].

В качестве объекта исследования социальной психологии, могут выступать: личность, социальная группа (как малая, состоящая из двух-трех человек, так и большая, включающая в себя представителей всего этноса). Кроме того, к объекту социальной психологии относится изучение процессов развития личности и конкретной группы, процессов межличностного и межгруппового взаимодействия.

Основными разделами социальной психологии являются:

1. психология общения – раздел психологии изучающий закономерности общения и взаимодействия людей;

2. психология групп, в данном разделе изучаются психологические характеристики социальных групп как больших, так и малых, изучаются такие явления, как сплоченность, совместимость, лидерство, процесс принятия групповых решений и др.;

3. социальная психология личности, изучающая проблемы социализации, формирование социальных установок личности и т. д.

Отрасли социальной психологии

Сложность социально-психологических явлений, изучаемых социальной психологией, обусловило появление и развитие ее конкретных отраслей. Основными из которых являются:

1. этническая психология, – изучающая особенности людей как представителей различных этнических общностей;

2. психология управления, в центре внимания которой находится анализ проблем, связанных с воздействием на группы и общество в целом;

3. политическая психология – исследует явления и процессы, относящиеся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей;

4. психология религии, – изучающая психологию людей, являющихся участниками религиозной деятельности;

5. психология общения – изучает процессы взаимодействия и обмена информацией между людьми и социальными группами;

6. психология конфликтных отношений (конфликтология) – изучает психологические особенности протекания конфликтов и возможности по их наиболее эффективному разрешению.

Социальная психология связана с рядом других наук. Прежде всего с социологией и общей психологией [6].

Данные науки позволяют социальной психологии точно и правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений и процессов, дают возможность осмыслить психологические особенности личности, являющейся субъектом общественных отношений и носителем социальной психики.

Кроме вышеназванных, социальная психология связана междисциплинарными отношениями с такими отраслями знаний, как:

• философия, дающая возможность методологического и теоретического обоснования в понимании сущности социально-психологических явлений;

• исторические науки, дающие возможность анализировать развитие социальной психики и сознания людей, находящихся на различных этапах становления общества;

• экономические науки позволяют раскрывать сущность и своеобразие функционирования экономических процессов общества и их влияние на общественные отношения и на их проявление в социальной психики и общественном сознании людей;

• культурология и этнография позволяют социальной психологии корректно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических явлений;

• педагогические науки дают информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяя тем самым социальной психологии вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 8. Введение в социальную психологию

Глава 8. Введение в социальную психологию В данной главе мы будем говорить о социальной психологии. И, прежде всего, поговорим об основных определениях и терминах, которые приняты в этой

Глава 1 Введение в психологию личности

ВВЕДЕНИЕ В МАНИПУЛЯЦИОННУЮ ПСИХОЛОГИЮ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ: ПАЛЬМИРОВКУ, ШАНЖИРОВКУ, ПАССИРОВКУ

ВВЕДЕНИЕ В МАНИПУЛЯЦИОННУЮ ПСИХОЛОГИЮ И ЕЕ ПРИНЦИПЫ: ПАЛЬМИРОВКУ, ШАНЖИРОВКУ, ПАССИРОВКУ На основе систематических исследований и наблюдений автором впервые разработано новое направление в психологии — манипуляционная психология и введены новые принципы.Основой

2. Развитие человека в социальную личность

2. Развитие человека в социальную личность Чтобы подойти к теме реакции на бесследное исчезновение, прежде всего необходимо понять, как и почему мы, люди, строим наши отношения и что влечет за собой утрата этих отношений. Потеря или расставание могут коснуться человека на

Exploring Social Psychology Изучаем социальную психологию

Exploring Social Psychology Изучаем социальную психологию Дэвид Майерс - психолог с мировым именем. Книга Майерса представляет собой шедевр преподавательского искусства: в увлекательной форме читатель знакомится с наукой о человеческом поведении в обществе, быстро и надежно

Глава 1. Введение в социальную психологию

Глава 1. Введение в социальную психологию Когда-то давно жил-был один мужчина, его вторая жена была тщеславной и эгоистичной женщиной. У нее были две дочери, такие же самодовольные и эгоистичные, как она сама. В отличие от них Золушка — а именно так звали родную дочь мужчины

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА 1.1. Предмет психологии физического воспитания и спортаПсихология физического воспитания и спорта — это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования

ШКОЛЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.



Направление психологии

Предмет исследования

Психология сознания

Сознание

Бихевиоризм

Поведение

Фрейдизм

Бессознательное

Гештальтпсихология

Целостные структуры психики

Гуманистическая психол.

Личность, индивидуальность

Когнитивная психология

Познавательные процессы

Советская психология

Психика

В развитии психологии выделились три теоретические школы — психоанализ, бихевиоризм и гештальт-психология, на положения и идеи которых стала опираться социальная психология.

Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии происходило как в русле общепсихологических направлений — бихевиоризма и фрейдизма, так и новых собственно социально-психологических школ и направлений — необихевиоризма

(Э. Богардус, Г. Олпорт, В. Ламберт, Р. Бейлс, Г. Хоуменс, Э. Мэйо и др.), неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм, А. Кардинер; Э. Шилз, А. Адлер); теории поля и групповой динамики (К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт, Л. Фестингер, Г. Келли); социометрии

(Дж. Морено, Э. Дженнинге, Дж. Крисуэл, Н. Бронденбреннер и др.); трансактивной психологии (Э. Кентрил, Ф. Килпатрик, В. Иттельсон, А. Эймес и др.); гуманистической психологии (К. Роджерс и др.); когнитивистские теории, а также интеракционизма

(Г. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Сарбин, Р. Мертон и др.). который представляет социологический источник в развитии социальной психологии.

Исследования в социальной психологии основном концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978; Шихирев, 1979).

Из четырех названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвертое направление - интеракционизм - представляет социологический источник.

Бихевиоризм в социальной психологии использует сейчас те варианты этого

общепсихологического течения, которые связаны с необихевиоризмом. Как известно, в

нем выделяются два направления, отождествляемые с именами К. Халла (введение идеи

промежуточных переменных) и Б. Скиннера (сохранение наиболее

ортодоксальных форм классического бихевиоризма). В рамках подхода Халла в

социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации -

агрессии Н. Миллера и Д. Долларда. Кроме того, в рамках этого же подхода

разрабатываются многочисленные модели диадического взаимодействия, например, в

работах Дж. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого рода является

использование, в частности, аппарата математической теории игр. Особняком стоят в

социально-психологическом нео-бихевиоризме идеи так называемого социального

обмена, развиваемые в работах Д. Хоманса. Весь арсенал бихевиористских идей

присутствует во всех названных теориях, причем центральной идеей является идея

подкрепления (в вариантах классического или оперантного обусловливания).

Необихевиоризм и в социальной психологии претендует на создание стандарта

подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом,

техникой измерения. Основной методологический упрек, который обычно делается

бихевиоризму и который состоит в том, что большинство работ выполнено на

животных, социальные психологи этого направления пытаются преодолеть (А.

Бандура, например, выполнил большинство исследований, в которых испытуемыми

Однако сама стратегия исследования несет на себе черты принципиальной

позиции бихевиоризма (в частности, почти исключается анализ групповых

процессов, а сами группы в лучшем случае рассматриваются как диады). Поэтому

именно в рамках этого течения меньше всего улавливается "социальный контекст", и

социальная психология имеет наименее "социальный" вид.

Психоанализ не получил столь широкого распространения в социальной

психологии, как бихевиоризм. Однако и здесь есть ряд попыток построения социально-

психологических теорий. Обычно в этих случаях называют неофрейдизм и, в частности,

работы Э. Фромма и Дж. Салливана. Вместе с тем существует и другой ряд теорий,

более непосредственно включающих в орбиту социальной психологии идеи

классического фрейдизма. Примерами таких теорий являются все теории групповых

процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. В отличие от

бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического

взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно в

рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т-групп (т.е.

групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы

воздействия людей друг на друга.

В целом же названные теории нельзя считать системно реализующими

основные идеи психоанализа: скорее всего они представляют собой так называемый

рассеянный психоанализ, т.е. содержат вкрапление его отдельных положений в

исследовательскую практику. Ярким примером этого является работа под

руководством Т. Адорно "Авторитарная личность", где использована идея

фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для

выявления психологических предпосылок появления фашизма. Психоанализ дал

толчок и сравнительно новому психологическому течению гуманистической

психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), которая в значительной степени опирается на

теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно

разветвленную проблематику. В настоящее время гуманистическая психология

претендует на одно из ведущих мест по своей популярности (Петровская, 1983).

Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К.

Левина. Исходным принципом здесь является рассмотрение социального поведения с

точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида. Бурное развитие

когнитивистской ориентации в социальной психологии связано с общим ростом

"когнитивных" идей в психологии, в частности со становлением особой отрасли

психологического знания, так называемой "когнитивной психологии"

(Величковский, 1982). Особое место в когнитивистской социальной психологии

имеют так называемые теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о

том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является

потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной

структуры. К этим теориям относятся: теория сбалансированных структур Ф.

Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного

диссонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.

Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают такие известные американские

исследователи, как Д. Креч, Р. Крачфилд и С. Аш.

Во всех этих теориях сделана попытка объяснить социальное поведение

личности. Однако специфика основной объяснительной модели - идея о том, что все

поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой

картины мира в сознании человека, - делает эту модель крайне уязвимой.

Абстрактное "соответствие", достичь которого стремится индивид, никак не связано с

противоречиями реального мира.

Вместе с тем когнитивистская ориентация в настоящее время получает все

более широкое распространение. Это объясняется тем, что в отличие от

бихевиористски ориентированной социальной психологии она подчеркивает с особой

силой роль и значение "менталистских" образований в объяснении социального

поведения человека. Эта позиция не проводится достаточно последовательно,

поэтому сам когнитивистский подход попадает в сложный круг противоречий,

поскольку подлинно человеческие проблемы как проблемы общественного активно

действующего человека здесь не поставлены. Однако внимание к проблемам

рационального поведения человека, роли знания для объяснения окружающего мира

делают когнитивистскую ориентацию также чрезвычайно популярной и богатой на

исследования фундаментальных проблем социальной психологии (Трусов, 1983).

Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению

теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического

интеракционизма Г. Мида. Однако в современной социальной психологии

интеракционизм включает не только развитие идей Мида (что осуществляется в двух

школах: чикагской - Г. Блумером и айовской - М. Куном), но и ряд других теорий,

объединенных под этим же именем, а именно теорию ролей (Т. Сарбин) и теорию

референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мертон). В русле интеракционизма развиваются и

идеи так называемой социальной драматургии Э. Гофмана. В интеракционизме в

большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить

именно социальные детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в

качестве ключевого понятие "взаимодействие" (откуда и название ориентации), в ходе

которого и осуществляется формирование личности. Однако констатацией

"взаимодействия" и ограничивается анализ социальных детерминант поведения.

Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из

анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему общественных

отношений, в социальную структуру общества. Поэтому большая "социологичность"

интеракционистской ориентации оказывается в значительной степени внешней,

коренные методологические проблемы включения "социального контекста" в

исследования остаются нерешенными и здесь.

Мотивы наших поступков делятся на две категории: 1) очень хорошие; 2) истинные.
ещё >>

Функционализм(или функциональная психоло­
гия) возник под влиянием эволюционной теории
в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории со­
циального дарвинизма Г. Спенсера.Г. Спенсер по- |
лагал, что основным законом социального развития .
является закон выживания наиболее приспособлен- |
ных обществ и социальных групп. Представители |
функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр I
и др.) изучали людей и социальные группы с точки I
зрения их социальной адаптации - приспособления '
к сложным условиям жизни. Главная социально-пси- I
хологическая проблема функционализма - проблема ,
наиболее оптимальных условий социальной адапта-
]
ции субъектов общественной жизни. I

Бихевиоризм(позднее необихевиоризм) - пове- I

денческая психология, изучающая проблемы за- [
кономерностей поведения человека и животного

[И. В. Павлов, В. М. Бехтерев, Д. Уотсон, \

Б. Скиннери др.). Поведение рассматривалось как .

объективная, наблюдаемая реальность, которую мож- |

но исследовать в экспериментальных условиях. I

Центральная проблема бихевиоризма .- проблема на- I
учения, т. е. приобретения индивидуального опыта по-I

Функционализм (или функциональная психология) возник под влиянием эволюционной теории в биологии Ч. Дарвина и эволюционной теории социального дарвинизма Г. Спенсера. Г. Спенсер полагал, что основным законом социального развития является закон выживания наиболее приспособленных обществ и социальных групп. Представители функционализма (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и др.) изучали людей и социальные группы с точки зрения их социальной адаптации – приспособления к сложным условиям жизни. Главная социально-психологическая проблема функционализма – проблема наиболее оптимальных условий социальной адаптации субъектов общественной жизни.

Бихевиоризм (позднее необихевиоризм) – поведенческая психология, изучающая проблемы закономерностей поведения человека и животного И.В. Павлов, В.М. Бехтерев, Д.Уотсон, Б.Скиннер и др.). Поведение рассматривалось как объективная, наблюдаемая реальность, которую можно исследовать в экспериментальных условиях. Центральная проблема бихевиоризма – проблема научения, т. е. приобретения индивидуального опыта посредством проб и ошибок. Выделены четыре закона научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и закон ассоциативного сдвига.

Психоаналитическое направление связано с именем 3. Фрейда. Он исследовал проблемы бессознательных, иррациональных процессов в личности и в ее поведении. Полагал, что центральной движущей силой человека выступает совокупность влечений. Некоторые из аспектов данного направления получили развитие в работах К. Юнга и А. Адлера. Социально-психологические проблемы направления: конфликт человека и общества, проявляющийся в столкновении влечений человека с социальными запретами; проблема источников социальной активности личности.

Всемирно известные работы 3. Фрейда и Э. Берна оказали особое влияние на представления о значении детства. Однако в данных исследованиях изучались проблемы социальной патологии, развития неврозов, обусловленных нарушениями социализации и воспитания именно в детском возрасте.

Гуманистическая психология (Г. Оллпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) исследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Когнитивизм трактует социальное поведение человека как совокупность преимущественно познавательных процессов и делает акцент на процессе познания человеком мира, постижении им сущности явлений посредством основных когнитивных психических процессов (памяти, внимания и т. д.). Проблема когнитивизма – принятие решений человеком. Представители когнитивной школы (Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Р. Аткинсон и др.) обращали особое внимание на знание человека и способы его формирования.

Интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кули, Г. Хаймен и др.) исследовал проблемы социального аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности и общения. Основная идея интеракционизма: личность всегда социальна и не может формироваться вне общества. Особое значение придавалось коммуникации как обмену символами и выработке единых значений и смыслов.

Большинство психологических школ можно разграничить лишь с известной долей условности, поскольку все они исследуют человека в группе, обществе, мире.

Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, те, self. Их интерпретация:

1. Организационные методы (подходы).
1). Сравнительный метод
Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объект изучения в некоторый момент времени. Данные сравниваются между собой, что дает основание к выявлению отношений между ними.
Особенно ярко сравнительный метод проявляется в эволюционном изучении психики. С человеком современного вида сравниваются приматы, архантропы, палеоантропы, данные о которых поставляет зоопсихология, антропология, палеопсихология, археология, этология.
2). Лонгитюдный метод
Лонгитюдный метод – длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамику его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие.
3). Комплексный метод
Как правило, междисциплинарное исследование объектов.

По упорядоченности наблюдения могут быть:
• случайными и систематическими,
• сплошными и выборочными,
• по характеру фиксации — констатирующими и оценивающими, возможно наблюдение смешанного типа.

2). Диагностические методы
Все разнообразие диагностических методов, применяемых в социальной психологии, можно свести к двум основным типам:
1) интервью, проводимое специалистом-интервьюером по определенному плану;
2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения и распространяемые исследователями по почте, через массовую печать, с помощью анкетеров и т. п.

3. Экспериментальные методы

1). Лабораторный эксперимент. Главная характеристика лабораторных экспериментов заключается в способности исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. У этого метода есть достоинства и недостатки.
Достоинства лабораторного эксперимента:
• В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке.
• Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части.
Недостатки лабораторного эксперимента:
• Лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, результаты нельзя переносить на внешний мир, поведение участников может быть искусственным.
• Экспериментатору часто приходится вводить в заблуждение участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований.

2). Полевой эксперимент В этой категории экспериментов искусственная лабораторная обстановка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте.
Достоинства полевого эксперимента:
• Сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор получает более достоверные данные.
• Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, их поведение может быть более естественным.
Недостатки полевого эксперимента:
• Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия.

4. Биографические методы
Биографические методы (БМ) – это собирательное название способов исследования, диагностики, коррекции и планирования жизненного пути личности.
БМ – метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности.
Существует несколько видов биографических методов:
Психобиография – это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации.
Каузометрия – это один из биографических методов, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности.
Биографические опросники.
Психологическая автобиография – получение биографической информации от самого изучаемого человека

5. Праксиметрические методы
Это группа методов, нацеленных на изучение действий и деятельности. Главным образом, трудовых действий и трудовой деятельности.
Хронометрия – это измерение времени трудовых процессов и их отдельных компонентов. Синоним – хронометраж.
Профессиография – это отрасль знаний, предметом которой является мир профессий.
Профессиография – часть профессиологии, цель которой – описание (составление профессиограмм) и классификация существующих профессий по различным (технологическим, экономическим, педагогическим, медицинским и психологическим) критериям.
Профессиограмма может быть комплексной или рациональной. В первом случае она содержит все существенные характеристики работы, во втором – только частично характеризует ее с точки зрения одной научной дисциплины.

Задачи, решаемые социальной психологией как наукой, а также большое разнообразие и сложность изучаемых ею феноменов предопределили возникновение и развитие ее конкретных отраслей.

Этническая психология — отрасль социальной психологии, которая изучает психологические особенности людей как представителей различных этнических общностей.

Психология религии — это отрасль социальной психологии, изучающая психологию людей, вовлеченных в различные религиозные общности, а также их религиозную деятельность.

Политическая психология — отрасль социальной психологии, исследующая различные стороны психологических явлений и процессов, относящихся к сфере политической жизни общества и политической деятельности людей.

Психология управления (организационная психология) — отрасль социальной психологии, уделяющая главное внимание анализу проблем, связанных с воздействием на группы, общество в целом или отдельные его звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.

Психология социального воздействия — слабо пока развитая отрасль социальной психологии, занимающаяся изучением особенностей, закономерностей и методов влияния на людей и группы в различных условиях их жизни и деятельности.

Психология общения раскрывает своеобразие процессов развития отношений и обмена информацией между людьми и социальными группами.

Психология семьи (семейных отношений) ставит перед собой задачи всестороннего изучения специфики отношений между членами начальной ячейки человеческого общества.

Социальная психология личности — отрасль социальной психологии, исследующая человека, включенного в различные общественные и межличностные отношения.

Психология масс — отрасль социальной психологии, изучающая особенности поведения людей в толпе, в условиях паники и страха, психологические особенности функционирования слухов и мифов, массовых коммуникационных процессов, рекламы и др.

Психология конфликтных отношений (конфликтология) — бурно развивающаяся отрасль социальной психологии, нацеленная на доскональное исследование психологической специфики и содержания различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Краткая история социальной психологии

По мнению В. Вундта, психология народов охватывает три большие области и три основные проблемы, требующие специального психологического исследования: язык, мифы, обычаи. Они представляют собой общие духовные явления, которые настолько тесно срослись между собой, что не могут существовать один без другого.

На рубеже XIX-ХХ веков большое влияние на развитие социальной психологии оказали Уильям Джеймс (1842-1910) и Уильям Мак-Дугалл (1871-1938), которые в своих работах развивали теорию инстинктов социального поведения.
С точки зрения У. Мак-Дугалла инстинкты являются единственным существующим двигателем поступков человека, которые определяют его как существо социальное. Они определяют не только поведение человека, но и его сознание. Автор выделяет 12 основных видов инстинктов: бегство или страх, неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение (или смущение), самоутверждение, родительский инстинкт (одним из проявлений которого является нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой, стадный инстинкты, а также инстинкты приобретательства и созидания. И естественным выражением инстинктов, по мнению У. Мак-Дугалла, являются эмоции.

У. Мак-Дугалл считается одним из основателей социальной психологии. Его идеи повлияли на такие научные школы как бихевиоризм, психоанализ.

Развитие отечественной социальной психологии

Андреева Галина Михайловна (1924-2014)

Петровская Лариса Андреевна (1937-2006)

Разделы социальной психологии

    1. Социальная психология групп;
    2. Социальная психология личности;
    3. Социальная психология общения.

    Разделы социальной психологии

    +

    Психология групп изучает психологические характеристики малых и больших социальных групп. В рамках этого раздела изучаются такие явления, как: сплоченность, лидерство, конформизм, процесс принятия группового решения и пр.
    Социальная психология личности изучает проблему социальных установок, психологических защит, стереотипов и пр.
    Психология общения изучает закономерности общения и взаимодействия людей, роль общения в системе общественных и межличностных отношений.

    Читайте также: