Какие изменения государственного управления свидетельствовали о складывании абсолютизма кратко

Обновлено: 08.07.2024

Что есть абсолютизм? В чистом виде – самодержавие, верховенство единой власти. Однако, самодержавие – цельный период в истории государства Российского. Абсолютизм же выделяется в нем одной из вех развития данного периода. Формой правления, как одной из ступеней становления монархии, при которой власть в государстве сконцентрирована в руках единственного человека – монарха, и является абсолютизм. При этом монарх действует через чиновничий аппарат для реализации своей власти. Как считал А.Я. Аврех, историк, специализирующийся на дореволюционном периоде Российского государства, абсолютизм в России являет собой противоборство между европейским абсолютизмом и деспотизмом Азии. С его точки зрения, абсолютизм России протестует против порядка, где воля тирана единственна и неоспорима.

Концепция формирования Российского абсолютизма

Существует две точки зрения об основном рычаге становления абсолютизма. В первом случае – это непосредственно государство, потребности его и возможности. В другом случае – воздействие иностранных государств. Также, в качестве основного фактора рассматривались изменения в обществе: возросшая численность купечества, значимость дворянства, что в конечном итоге обостряла борьбу классов. Немаловажным фактором считали и рост промышленности.

Основными предпосылками становления абсолютизма можно назвать следующие:

- активизация внешней политики и возросшие финансовые потребности страны;

- развитие общества происходит медленными темпами;

- активное развитие капиталистических отношений и, как следствие, формирование баланса между буржуазией и дворянами;

- общее стремление к благополучию страны и населения в целом;

- развитие коммерческих связей;

- борьба классов, требовавшая действенной политики государства;

Основные черты абсолютизма в России

- стабильная позиция правящей династии;

- внушительный экономический базис;

Государственный механизм и процедура развития

Царь: остается верховным правителем во второй половине 17 века. Его исключительные права еще более расширяются ввиду перераспределения властных прав. Земские соборы еще созываются, однако уже вскоре эта ветвь власти теряет свою силу и все его задачи и привилегии сосредотачиваются в руках монарха.

Боярская дума: пока остается оперативным органов, но превращается постепенно в аппаратный ввиду многочисленности и социальных различий (как результат этот орган ликвидировал царь Петр I). Естественно, что власть переходит к царю как к монополисту власти среди прочих высших институтов.

Приказная система: в настоящий период терпит разрушение. Петр I пытается реанимировать обстановку, создавая еще больше чинов. Однако, этот прием терпит поражение. Впоследствии, на смену приказной приходит коллегиальная система.

Местное управление: концентрируется управление в городах. Возрастает значение воеводы.

Первая четверть 18 века. Отличительные черты абсолютизма

Окончательное формирование сословий.

- Дворянство. Окончательное оформление земельных прав собственности согласно Указу 1714 года, когда все виды землевладения были уравнены. Основной целью единонаследия было избавление от дробления дворянских земельных владений. В данном случае недвижимое имущество переходило: при наличии завещания – к одному сыну, при отсутствии – к старшему, при отсутствии сыновей у дворянина – к дочерям.

Важный элемент - табель о рангах, согласно которому все должности в государстве были разбиты на 14 рангов. На дворянскую службу поступали в 15 лет.

- Духовенство. С начала 18 века большинство владений церкви было конфисковано, так как с целью управления создается монастырский приказ. После создания коллегии церковных дел церковь полностью подчинилась государству.

- Мещанство. В соответствии с регламентом главной магистрации все горожане делились на регулярных и нерегулярных (рабочие и прислуга). К регулярным в свою очередь относились гильдия буржуазии и гильдия торговцев, ремесленников.

- Крестьянство. К описываемому моменту истории холопство и крестьянство слились. Основными группами крестьян были: монастырские, помещичьи, пассосеонные, а также дворцовые и государственные, которые были освобождены от уплаты подати.

Главные органы управления

- Вся полнота власти, включая церковную, исполнительную, судебную и законодательную, сосредоточена в руках императора. Россия стала империей, и царь обладает огромными полномочиями. Согласно уже упомянутому указу о престолонаследии, император сам назначал наследника престола Российского.

- В начале 18 века Сенат был создан как орган высшего управления государством, должностные лица которого назначались лично царем. Состоял он из 9 сенаторов, а также обер-секретаря. Разделялся на канцелярию и общее присутствие (общее собрание сенаторов). При решении каких-либо вопросов использовался принцип коллегиальности. Изначально при решении спорных вопросов использовали единогласие, а впоследствии они принимались большим количеством голосов. Канцелярия разделялась на столы – губернский, разрядный, приказной. Руководителем данного органа был генерал-прокурор.

Развитие абсолютизма – важный этап в истории России. Государственное устройство, при котором монарх имел неограниченную власть, было широко распространено в Европе. Правитель опирался на мощный аппарат чиновников и сильную регулярную армию. Духовенство также было подчинено главе государства. В отличие от прочих европейских держав, абсолютизм просуществовал в России вплоть до XX века и стал историей лишь с приходом к власти большевиков.

Символы царской власти

Основные характеристики абсолютизма

Ключевым отличием государственного строя при абсолютизме является централизация власти. Помимо этого для такого типа правления характерны:

  • развитый бюрократический аппарат;
  • сильная регулярная армия и полиция;
  • возвеличивание личности монарха;
  • опора государя на дворян;
  • постепенное устранение сословных учреждений;
  • внешняя политика, нацеленная на развитие промышленности и экономики в целом.

Абсолютизм в Европе

Возникновение абсолютизма относят к периоду разложения феодальных отношений и зарождению капиталистических. Через данную форму правления в свое время прошли все европейские государства, но в каждом были свои нюансы.

Елизавета I Тюдор

В Германии на тот момент существовала территориальная раздробленность, поэтому абсолютизм там формировался на уровне отдельных княжеств, а не страны в целом.

Пик абсолютизма в Западной Европе пришелся на XVII-XVIII века. В эпоху Просвещения его идеи подхватили многие философы, писатели и ученые мужи. После революции во Франции абсолютная монархия в Европе постепенно начала вытесняться демократическими веяниями. В России же абсолютная власть императора сохранялась до начала XX столетия, то есть до отречения от престола Николая II.

Формирование абсолютной монархии в России

Первыми предпосылками формирования абсолютизма в Российском государстве можно считать изменения формы государственной власти при Иване Грозном. Однако быстрый рост в этом направлении стал заметен в XVII веке, в начале которого к власти пришел молодой царь Михаил Федорович Романов.

После восшествия на престол он стал опираться на Земские соборы, которые в начале его правления проводились ежегодно. Со временем власть царя становилась все крепче, а соборы созывались все реже и реже. В боярской думе стало больше родственников Михаила Федоровича и приближенных к нему лиц. Также росло число думных дьяков.

Преобразование политического строя в абсолютную монархию стало очевидно при его сыне, Алексее Михайловиче. Ключевым этапом формирования нового государственного строя стало издание Соборного уложения – свода законов Русского царства, по которым оно будет жить следующие 200 лет. Соборное уложение определяло статус правящего монарха, преступления против которого карались смертной казнью.

В 25 главах уложения были зафиксированы изменения в судебном и уголовном законодательстве, регламентировано устройство и порядок государевой и военной службы, регулировались важнейшие отрасли управления государством, такие как прикрепление крестьян к земле, порядок пересечения государственной границы, установление статуса поместий и вотчин.

Соборное уложение 1649 года

С принятием Соборного уложения авторитет самодержавного и наследного правителя значительно возрос.

Новый виток развития абсолютной монархии пришелся на годы правления Петра Великого. Именно при нем эта форма правления официально обрела законодательную базу. По указанию царя Феофан Прокопович подготовил устав, легший в основу деятельности Священного Правительствующего Синода – высшего органа церковно-государственного управления. Духовная коллегия была утверждена Петром в 1721 году, а позже его признал и Вселенский патриарх Иеремия III.

Главной целью создания Синода было окончательное подчинение духовенства монарху и государству. Членов коллегии назначал непосредственно государь, что еще более усилило его власть и статус.

Власть российского монарха

В XIX столетии государственный строй в России претерпел некоторую трансформацию. Особенно сильно на него повлияла частая смена курса внешней политики и кардинальные реформы, реализованные в 60-х годах.

Абсолютизм в форме самодержавия продержался в России до самого свержения династии Романовых. Его главной отличительной чертой на последнем этапе можно считать слабость русской буржуазии.

Историческое значение

В XVII-XVIII столетиях абсолютизм выступал в роли своеобразного катализатора развития государства. Он был направлен на борьбу с феодализмом, ликвидацию раздробленности и объединение страны. Духовенство было подчинено светской власти. Был заметен прогресс в экономическом развитии. Централизация власти и сильная армия на регулярной основе позволяли успешно купировать народные восстания и проводить военную экспансию государств-соседей.

В то же время формировалась новая прослойка населения – дворяне, служившие монарху поддержкой и опорой. Нередко правители России делали послабления и вводили улучшения в положение дворянства, что вело к еще большему социальному расслоению и недовольству простого народа. Нередко это недовольство перетекало в бунты, достаточно вспомнить историю восстания Емельяна Пугачева.

Абсолютизм – тип государственного устройства, когда монарх владеет неограниченной властью. Правитель опирается на централизованный чиновничий аппарат и регулярную армию, подчиняет себе церковь. В России начал формироваться с XVII века.

Исторические предпосылки в Европе и России

Абсолютная монархия как тип правления получила широкое распространение в Европе и существовала до XVIII века. В период Просвещения эту идею широко подхватили многие философы, учёные и писатели. В Европе абсолютизм существовал в XVII – XVIII вв. После Французской революции он постепенно изжил себя и уступил место демократизации. В России монархи обладали абсолютной властью до начала до XX века.

Отличительные черты абсолютной монархии

Основное отличие государственного строя при абсолютизме – полная централизация власти. К другим характерным признакам относятся:

  1. Развитый бюрократический аппарат.
  2. Регулярная полиция и армия.
  3. Дворянство является опорой монарха.
  4. Возвеличивание личности государя.
  5. Внутренняя политика способствует развитию экономики и промышленности.

Особенности формирования в России

Первые предпосылки формирования абсолютной монаршей власти наблюдались ещё во время правления Ивана Грозного. В XVII веке государственный строй стал быстро развиваться в этом направлении. Это можно отследить в разных сферах жизни государства:

Изменился царский титул – в нём стала отражаться идея божественности царской власти и её самодержавный характер.

Постепенно утрачивали своё влияние сословные представительства – Земские соборы, Боярская дума.

Светская власть получила преобладание над церковной.

Земский собор – собрание представителей разных сословий в Русском государстве для решения политических и экономических вопросов. Являлся главным сословно-представительским учреждением. Существовал с середины XVI до конца XVII века. Последний раз собирался в 1684 году по вопросу перемирия с Польшей.

В начале XVII века к власти пришёл 16-летний царь Михаил Фёдорович. В начале своего правления он опирался на Земские соборы. В то время они собирались практически ежегодно. Постепенно царская власть крепла, и соборы стали проводиться всё реже.

Изменился состав Боярской думы – в него вошли родственники царя и приближённые к нему лица. Постепенно увеличивалось количество думных дьяков.

С приходом к власти царя Алексея Михайловича чётко обозначился переход политического строя к абсолютной монархии.

Соборное уложение

В 1649 году был принят документ под названием Соборное Уложение. В него входило 25 глав. Основное содержание его – изменения в уголовном и судебном законодательстве.

Вторая глава Уложения полностью посвящена обереганию монаршей особы. За злой умысел против государя предусмотрена была смертная казнь. Кроме того, документ регламентировал порядок и устройство военной и государевой службы, а также вопросы управления страной. Соборное уложение было значительным шагом в развитии абсолютизма в России.

С середины XVII в. самодержцы перестали нуждаться в созыве Земских соборов. Боярская дума к концу столетия оставалась таковой только номинально. К концу 80-х годов бояр в ней осталось не более трети. Действовала она теперь нерегулярно. На её место возле государя пришла Ближняя дума – собрание лиц, наиболее приближённых к монарху.

После введения Соборного Уложения стали издаваться законы, подписанные именем царя. Боярская дума не участвовала в их написании. Большая часть указов государя Алексея Михайловича была издана им персонально.

Церковь и светская власть

Особенно остро встал вопрос отношений светской и духовной власти. Патриарх Никон мечтал сделать Россию мировым православным центром. Он стал проводить церковные реформы, которые были поддержаны царём, но привели к расколу среди верующих.

Историческое значение

В XVII—XVIII веках абсолютизм имел важное прогрессивное значение. Он активно боролся с феодализмом, объединял государство, устраняя раздробленность. Церковь в это время была подчинена государственной власти. Успешно развивались экономические отношения внутри страны. Кроме того, централизация власти и введение регулярной армии позволяло подавлять народные восстания и осуществлять военную экспансию соседних государств.

Изменения в государственном строе России в период развития абсолютизма

Центральные органы власти и управления. Условия для формирования абсолютной монархии сложились в России во второй половине XVII в., когда царь Алексей Михайлович уже в значительной степени обладал функциями неограниченного монарха. Хотя еще продолжали сохраняться внешние формы сословно-представительной монархии. Административные реформы Петра I законодательно закрепили абсолютизм. Это нашло свое выражение прежде всего в императорском титуле, учрежденном в 1721 г. Кроме того, неограниченность власти монарха закреплялась в ряде законодательных актов.

Главой государства являлся царь (с 1721 г. император), обладавший высшей законодательной, исполнительной и судебной властью. Монарх был главнокомандующим армии, а после подчинения церкви государству стал и ее главой.

По поручению царя Сенат имел право рассматривать и решать все вопросы внутренней и внешней политики. После создания в 1717-1721 гг. коллегий в его состав включались их президенты, что свидетельствовало о расширении функций Сената, непосредственно руководившего деятельностью центральных органов управления. В период отсутствия царя в стране Сенат получил право принимать законы, которые могли отменять действие нормативных актов, изданных Петром I.

Большое значение в деятельности Сената играло общее собрание (присутствие) сенаторов. Кроме того, при Сенате были учреждены: 1) Разрядный стол, который в 1722 г. был заменен Герольдмейстерской конторой, ведавшей учетом дворян на государственной службе, охраной их сословных привилегий и т.д.; 2) Расправная палата, расследовавшая преступления и злоупотребления государственных служащих и составлявшая доклады по ним общему собранию Сената; 3) генерал-рекетмейстер, отвечавший за прием и рассмотрение жалоб на центральные государственные учреждения, и др.

Важной функцией Сената являлся надзор за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц, которую выполняли фискалы, возглавлявшиеся обер-фискалом. К ведению фискалов относилось наблюдение, сбор данных и изобличение за злоупотребления всех должностных лиц государства, надзор за исполнением законов, а также борьба с взяточничеством и хищениями, совершаемыми должностными лицами. Материалы, подготовленные фискалами, первоначально рассматривались в Расправной палате, которая затем и предлагала конкретные решения по ним общему собранию Сената.

Особое место отводилось должности генерал-прокурора, учрежденной при Сенате в 1722 г., а также его помощника — обер-прокурора. К компетенции генерал-прокурора относился гласный надзор за деятельностью всех учреждений страны, включая и Сенат. Генерал-прокурор являлся фактически руководителем Сената. Через него проходили все дела, поступавшие в Сенат, которые он вносил на рассмотрение. Он созывал заседания Сената и выступал в качестве его председателя, имел право докладывать императору о неправомерных действиях Сената, а также обладал законодательной инициативой. Постоянно действовавшим исполнительным органом при Сенате являлась его канцелярия.

После смерти в 1725 г. Петра I значение Сената стало существенно снижаться. При Екатерине I в 1726 г. был учрежден Верховный тайный совет, которому перешла значительная часть полномочий Сената. Однако в 1730 г. императрица Анна Иоанновна его упразднила, а в 1731 г. был создан Кабинет министров, который получил широкие полномочия и право осуществлять контроль за деятельностью Сената, Синода и коллегий.

В 1741 г. императрица Елизавета Петровна ликвидировала Кабинет министров, а Сенату были возвращены прежние функции и полномочия. Тем не менее в 1756 г. была учреждена Конференция при высочайшем дворе, к компетенции которой были отнесены первоначально вопросы международной и военной политики, а затем и управление центральными и местными государственными органами. При Петре III высшим государственным органом страны стал Императорский совет.

В 1769 г. Екатерина II создала Совет при высочайшем дворе, а после губернской реформы 1775 г. Сенат был окончательно превращен в высший судебный орган, а его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для губернских судов.

Коллегии. В 1717-1721 гг. в России вместо приказов были учреждены новые центральные органы с более четкими функциями и общегосударственной компетенцией — коллегии. Первыми были созданы коллегии, ведавшие вопросами внутренней и внешней политики: Коллегия иностранных дел, Коллегия юстиции, Коллегия казенных сборов (Камер-коллегия), Коллегия учета государственных средств (Ревизион-коллегия), Коллегия государственных расходов (Штатсконтор-коллегия), Военная коллегия, Адмиралтейская коллегия, Коммерц-коллегия, а также Берг- и Мануфактур-коллегии, управлявшие промышленностью.

В соответствии с новым порядком деятельности центральных органов управления предусматривалось принятие решений большинством голосов членов каждой коллегии. Это исключало злоупотребления и самоуправство со стороны их руководителей. Кроме того, в системе коллегий было более четкое распределение функций и полномочий, которые нашли закрепление, прежде всего в Генеральном регламенте 1720 г., который фактически представлял собой устав деятельности всех коллегий, канцелярий, контор и других государственных учреждений. В нем устанавливался численный состав коллегий, компетенция, основные направления деятельности, структура и порядок делопроизводства. Затем каждая коллегия на основе Генерального регламента разрабатывала регламент с учетом специфики своей работы. В целом это способствовало тому, что в России был создан централизованный механизм управления государством.

Возглавлял коллегию президент, назначавшийся императором. Важную роль в деятельности коллегии играло общее собрание (присутствие), а также канцелярия. Первоначально коллегии подчинялись непосредственно Сенату. В 1722 г. надзор за деятельностью коллегий был возложен на прокуроров, подчинявшихся генерал-прокурору Сената.

В годы правления Екатерины II большинство коллегий прекратили свое существование, а их функции были в основном переданы губернским правлениям и губернаторам. Сохранили свое значение только четыре коллегии: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская и Медицинская. Однако после прихода в 1796 г. к власти императора Павла I все прежние коллегии были воссозданы с введением принципа единоначалия, означавшего отмену коллективного принятия решения и предоставлявшего право руководителю коллегии лично докладывать монарху.

Органы охраны общественного порядка заняли впервые в России особое место в системе государственных учреждений в ходе реформ Петра I. В 1718 г. в Петербурге была учреждена должность генерал-полицмейстера, в подчинении которого находились старосты, отвечавшие за порядок на каждой улице, и десятские, обеспечивавшие правопорядок в десяти дворах. В Москве была введена должность обер-полицмейстера. В 1733 г. в губернских городах были учреждены должности полицмейстеров, а при них созданы полицмейстерские конторы. Деятельность органов полиции и обеспечение охраны порядка были достаточно подробно регламентированы в Уставе благочиния 1782 г.

В этот период политическая полиция была выделена в самостоятельное учреждение. При Петре I расследованием и рассмотрением дел о преступлениях политического характера занимался первоначально Преображенский приказ, а затем с 1718 г. — Тайная канцелярия. После ликвидации в 1726 г. Тайной канцелярии и Преображенского приказа в 1729 г. дела о политических преступлениях передавались в 1731 г. в ведение Тайной розыскной канцелярии, а с 1762 г. они стали рассматриваться в Тайной экспедиции Сената.

После упразднения в начале XVIII в. патриаршества церковными делами управлял чиновник, назначавшийся Петром I. И только в 1721 г. была создана Духовная коллегия, которая в том же году была преобразована в Святейший Правительствующий Синод, просуществовавший до 1918 г. Он являлся высшим государственным органом, управлявшим Русской православной церковью. Синод состоял из 12 представителей высшего духовенства, назначавшихся императором. После смерти Петра I его статус неоднократно менялся. А в годы правления Екатерины II церковь окончательно перешла под контроль государства. Все ее имущество поступило в государственную казну, а церковные иерархи стали обеспечиваться государственным жалованьем. Ведала церковными землями и проживавшими на них крестьянами Коллегия экономии. В ходе губернской реформы 1775 г. были изменены границы епархий с тем, чтобы территория каждой епархии совпадала с территорией губернии. В связи с тем, что церковь была включена в государственную систему России, император стал главой Русской православной церкви.

Тем не менее Петр I, создавая новую армию, опирался на наиболее преданные ему гвардейские полки — Преображенский, Семеновский и Бутырский. В 1699 г. он принял решение изменить принцип набора в армию и создать рекрутскую систему. На этой основе были первоначально сформированы только два полка. А в 1705 г. после введения рекрутской повинности было создано 27 полков, набор в которые уже проводился по соответствующим рекрутским округам. В гвардейских полках готовились офицерские кадры. Порядок организации и прохождения службы в армии устанавливался в Воинском уставе 1716 г. В результате военной реформы был также создан военно-морской флот, деятельность которого регламентировалась Морским уставом 1720 г.

Таким образом, введение нового принципа формирования армии, единообразного артиллерийского калибра и стрелкового оружия, а также создание службы материального обеспечения армии превратили ее в одну из самых боеспособных армий на европейском континенте.

Органы местного управления. Воеводы и старосты в качестве органов местного управления в первой четверти XVIII в. уже не могли выполнять возросшие обязанности в новых условиях: обеспечить регулярное поступление налогов в государственную казну, систематически проводить рекрутские наборы и т.д. Реформа органов местного управления при Петре I проводилась одновременно с введением нового административно-территориального деления.

В 1708 году территория страны была разделена на 8 губерний, которые подразделялись в свою очередь на уезды. Губернии возглавляли губернаторы, а уезды — коменданты. При губернаторах учреждались советы, в которые входили несколько советников (ландратов), избиравшихся местными дворянами.

В 1715 году губернии стали делиться на провинции, а провинции — на уезды. В 1719 году 11 губерний России были разделены на 45 провинций, которые возглавляли губернаторы, вице-губернаторы или воеводы.

Возглавлял губернию губернатор, при котором учреждалось губернское правление в составе губернского прокурора и двух сотников. Губернатора назначал и смещал с должности император. Учреждалась также должность генерал-губернатора, полномочия которого распространялись на несколько губерний. Город, выделявшийся в соответствии с реформой в самостоятельную административную единицу, возглавлял городничий, опиравшийся в своей деятельности на ратушу и сиротский суд. Во главе уезда стоял земский исправник, при котором действовал нижний земский суд, представлявший собой судебный и административно-полицейский орган.

Читайте также: