Анализ рассказа стланик шаламова кратко

Обновлено: 08.07.2024

“Стланик” был написан русским писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия, во время его проживания в Калинин кой области, и относится к циклу “Колымские рассказы”. Как и многие другие писатели того времени, Вар лам Тихонович стал жертвой тоталитаризма. Бесконечные ссылки, золотые прииски, таежные командировки, больничные койки…

В 1949 году на Колыме он впервые начал записывать свои произведения. В документально-философской прозе Шаламов выразил весь многострадальный опыт сверхчеловеческих испытаний в сталинских лагерях строгого режима. Голод, холод, побои и унижения прекратились лишь после того, как в 1956 году был реабилитирован. Но это событие, увы, не было концом всех перенесенных страданий.

Как писателя, автора множества глубокомысленных произведений, его ожидало самое страшное: бойкот со стороны различных литературных изданий, полное игнорирование творчества. Рассказы Шаламова не печатались. Мотивировалось это тем, что в них не хватало энтузиазма, лишь один абстрактный гуманизм. Но как мог , столько претерпевший от этого режима, возносить ему дифирамбы? Несмотря на то что его рассказы постоянно возвращались редакцией, он продолжал писать.

Тяжелейшее состояние здоровья не позволяло делать это самому, поэтому он диктовал свои стихи, воспоминания. Лишь по прошествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, были опубликованы первые его работы: произведения из колымских тетрадей. Среди них - рецензируемый мною рассказ. Стланик - таежное дерево, родственник кедра, растущее, благодаря своей неприхотливости, на горных склонах, цепляясь корнями за камни. Примечательно оно тем, что способно реагировать на условия окружающей среды.

В предчувствии похолодания или выпадания снега оно прижимается к поверхности, расстилается. Это буквальный смысл рассказа, его тема. Но мне кажется, что это дерево для Шаламова не только предсказатель погоды.

Он пишет, что стланик - единственное вечнозеленое дерево в этих северных краях, дерево надежд. Сильный, упрямый, неприхотливый, он подобен человеку, оставшемуся один на один в борьбе со стихией. Летом, когда другие растения пытаются процвести как можно быстрее, обгоняя в этом друг друга, стланик, наоборот, незаметен. Он непоколебимый идеолог борьбы, охваченный теплым веянием лета, не поддается соблазну и не изменяет своим принципам. Он постоянно насторожен и готов принести себя в жертву стихии.

Разве не похоже это на людей? Вспомните, каким унижениям был подвергнут ? А чуть позже, уже, казалось бы, совсем в другое время, издевательства над Андреем Дмитриевичем Сахаровым? Да, эти люди выстояли, хотя и были непоняты большинством и отвергнуты.

Но многие другие ломались под гнетом тоталитарного строя. Были ли они неверны своим идеалам или просто слишком доверчивы? Может, и вправду они отцвели и оставили после себя лишь вымерший, холодный лес? Шаламов писал о стланике как о слишком доверчивом дереве: стоит только развести близ него костер, как он тут же поднимает свои пушистые зеленые ветви. Костер погаснет, и стланик, огорченный обманом, опустится, занесенный снегом. По словам автора, чувства человека не так утонченны.

Но, несмотря на это, люди слишком часто остаются обманутыми. Если дерево после этого способно вернуться к обыденной жизни, то человек - редко. Появление костра в жизни кедрача можно сравнить, по моему мнению, с периодом хрущевской “оттепели”. Сколько людей тогда

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

Рассказ “Стланик” был написан русским писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия, во время его проживания в Калинин кой области, и относится к циклу “Колымские рассказы”. Как и многие другие писатели того времени, Вар лам Тихонович стал жертвой тоталитаризма. Бесконечные ссылки, золотые прииски, таежные командировки, больничные койки. В 1949 году на Колыме он впервые начал записывать свои произведения. В документально-философской прозе Шаламов выразил весь многострадальный опыт сверхчеловеческих испытаний в сталинских лагерях строгого режима. Голод, холод, побои и унижения прекратились лишь после того, как в 1956 году писатель был реабилитирован. Но это событие, увы, не было концом всех перенесенных страданий. Как писателя, автора множества глубокомысленных произведений, его ожидало самое страшное: бойкот со стороны различных литературных изданий, полное игнорирование творчества. Рассказы Шаламова не печатались. Мотивировалось это тем, что в них не хватало энтузиазма, лишь один абстрактный гуманизм. Но как мог человек, столько претерпевший от этого режима, возносить ему дифирамбы? Несмотря на то что его рассказы постоянно возвращались редакцией, он продолжал писать. Тяжелейшее состояние здоровья не позволяло делать это самому, поэтому он диктовал свои стихи, воспоминания. Лишь по прошествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, были опубликованы первые его работы: произведения из колымских тетрадей. Среди них - рецензируемый мною рассказ.

Стланик - таежное дерево, родственник кедра, растущее, благодаря своей неприхотливости, на горных склонах, цепляясь корнями за камни. Примечательно оно тем, что способно реагировать на условия окружающей среды. В предчувствии похолодания или выпадания снега оно прижимается к поверхности, расстилается. Это буквальный смысл рассказа, его тема. Но мне кажется, что это дерево для Шаламова не только предсказатель погоды. Он пишет, что стланик - единственное вечнозеленое дерево в этих северных краях, дерево надежд. Сильный, упрямый, неприхотливый, он подобен человеку, оставшемуся один на один в борьбе со стихией. Летом, когда другие растения пытаются процвести как можно быстрее, обгоняя в этом друг друга, стланик, наоборот, незаметен. Он непоколебимый идеолог борьбы, охваченный теплым веянием лета, не поддается соблазну и не изменяет своим принципам. Он постоянно насторожен и готов принести себя в жертву стихии. Разве не похоже это на людей? Вспомните, каким унижениям был подвергнут Борис Пастернак? А чуть позже, уже, казалось бы, совсем в другое время, издевательства над Андреем Дмитриевичем Сахаровым? Да, эти люди выстояли, хотя и были непоняты большинством и отвергнуты. Но многие другие ломались под гнетом тоталитарного строя. Были ли они неверны своим идеалам или просто слишком доверчивы? Может, и вправду они отцвели и оставили после себя лишь вымерший, холодный лес?

Шаламов писал о стланике как о слишком доверчивом дереве: стоит только развести близ него костер, как он тут же поднимает свои пушистые зеленые ветви. Костер погаснет, и стланик, огорченный обманом, опустится, занесенный снегом. По словам автора, чувства человека не так утонченны. Но, несмотря на это, люди слишком часто остаются обманутыми. Если дерево после этого способно вернуться к обыденной жизни, то человек - редко. Появление костра в жизни кедрача можно сравнить, по моему мнению, с периодом хрущевской “оттепели”. Сколько людей тогда стали жертвами обмана, предательства!

Как писал Шаламов, у человека всего пять чувств. Да, может быть, их и недостаточно для того, чтобы распознавать перемены, происходящие вокруг, но их вполне хватит для того, чтобы проникнуться теми тысячами, которые овладевали писателем. Прочитав рассказ, я понял, какое значение имеет для человека надежда, вера в лучшее. Подобно ростку, вечнозеленому дереву, пробивающемуся сквозь вьюгу и стужу к солнечному свету, надежда в человеческом сознании заставляет его верить, отстаивать свои идеалы. Недаром говорят, что она умирает последней. Кроме того, меня не покидала мысль о непомерном мужестве как одинокого таежного дерева, так и многих людей, борющихся за справедливость. Рецензия - исследование, содержащее критическую оценку. Мой бунтарский характер конечно же мог бы помочь мне в критике, но только тогда, когда я с чем-то не согласен. В этом на первый взгляд абстрактном произведении содержится столько скрытого смысла и различных доводов, с которыми я просто не могу спорить, что мне остается только полностью разделить свое мнение с автором. Если же критика бывает положительной, то рецензия мне удалась. И напоследок хочу сказать, что было бы замечательно, если бы огонь в душе каждого борца за справедливость горел так же жарко и ярко, как и дрова из замечательного таежного дерева.

1. Общее значение (растение).

2. Группа растений (дерево или кустарник).

3. Места произрастания (горные местности, тундра).

5. Способ произрастания (стелется по земле). Способ произрастания мотивирует название растения, имеющее прозрачную внутреннюю форму, помогающую созданию художественного образа.

7. Виды растения (лиственный и хвойный; например, березовый, кедровый, сосновый, еловый и др.).

1. Общее значение (растение).

2. Группа растений (среднее между деревом и кустарником).

3. Места произрастания (лесотундра, высокогорье, Сибирь, Дальний Восток, Сахалин, Камчатка).

4. Условия произрастания (неблагоприятные из-за низких температур, сильных ветров, неглубокого снежного покрова).

5. Способ произрастания (стелется по земле, имеет угнетенную форму).

6. Высота растения (низкорослые, приземистые, кедровый стланик не выше 5 метров).

7. Виды растения (лиственные и хвойные; например, ель, лиственница, пихта, бук, рябина, можжевельник и др.; кедровый стланик - самостоятельный вид).

8. Продолжительность жизни (долгоживущие, до тысячи лет и более; косвенное указание на продолжительность жизни кедрового стланика - наиболее богатые урожаи орехов дает в возрасте от 60 до 100 лет).

9. Природное значение кедрового стланика (заросли кедрового стланика образуют растительный покров, защищающий почву от вредных внешних воздействий; лесные звери и птицы питаются семенами кедрового стланика).

10. Хозяйственное значение кедрового стланика (семена (орехи), хвоя, древесина кедрового стланика используются в разных отраслях хозяйства).

11. Свойство кедрового стланика (полегание ветвей при низких температурах, обусловленное особенностями строения древесины верхней и нижней сторон ветвей).

Стланик умеет предсказывать погоду. При приближении тепла он поднимается, протягивает свои ветви к небу, а в преддверии холода - ложится на землю. «Это был предсказатель погоды. За два-три

2. Павлович, Н.В. Словарь поэтических образов: в 2 т. / Н.В. Павлович. - М. : Эдиториал УРСС, 1999, -Т. 1. -848 с.; Т. 2.- 896 с.

3. Шаламов, В.Т. Собрание сочинений: в 4 т. / В.Т. Шаламов. - М. : Худож. лит.; Вагриус, 1998.

4. Маслова, В.А. Поэт и культура: концептосфе-ра Марины Цветаевой: учебное пособие / В.А. Маслова. - М. : Флинта; Наука, 2004. - 256 с.

5. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. / М. Фасмер. - 2-е изд., стер. - М.: Прогресс, 1987. - Т. 3. - 832 с.

6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. - М. : ТЕРРА, 1994,-Т. 4, -688 с.

7. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М. : Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - Т. 4. - 800 с.

8. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / под общ. ред. Н.Ю. Шведовой. - М. : Азбуковник, 1998. - Т. 1. - 807 с.

9. Словарь ботанических терминов / под общ. ред. И,А. Дудки. - Киев: Наук, думка, 1984. - 308 с.

10. Большая энциклопедия: в 62 томах. - М. : Терра, 2006. - Т. 48. - 592 с.

11. Тихомиров, Б.А. Кедровый стланик. Биология и использование / Б.А. Тихомиров, С.А. Пивник. - Магадан: Магаданское кн. изд-во, 1961. - 37 с.

12. Бабенко, Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для вузов. / Л.Г. Бабенко. - М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с.

13. Шаламов, В.Т. Кант /В.Т. Шаламов /У Собрание сочинений: в 4 т. - М. : Худож. лит., 1998. - Т. 1, -С. 30-34.

14. Шаламов, В.Т. Стланик / В.Т. Шаламов // Собрание сочинений: в 4 т. -М.: Худож. лит., 1998.

15. Шкловский, Е.А. Варлам Шаламов / Е.А. Шкловский. - М. : Знание, 1991. - 64 с.

16. Волкова, Е.В. Варлам Шаламов: поединок слова с абсурдом / Е.В. Волкова // Вопросы литературы. - 1997. - № 6. - С. 3-35.

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

вать свои произведения. В документально-философской прозе Ша-

ламов выразил весь многострадальный опыт сверхчеловеческих ис­пытаний в сталинских лагерях строгого режима. Голод, холод, по­бои и унижения прекратились лишь после того, как в 1956 году писатель был реабилитирован. Но это событие, увы, не было кон­цом всех перенесенных страданий. Как писателя, автора множества глубокомысленных произведений, его ожидало самое страшное: бойкот со стороны различных литературных изданий, полное игно­рирование творчества. Рассказы Шаламова не печатались. Мотиви­ровалось это тем, что в них не хватало энтузиазма, лишь один абст­рактный гуманизм. Но как мог человек, столько претерпевший от этого режима, возносить ему дифирамбы? Несмотря на то что его рассказы постоянно возвращались редакцией, он продолжал пи­сать. Тяжелейшее состояние здоровья не позволяло делать это са­мому, поэтому он диктовал свои стихи, воспоминания. Лишь по прошествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, бы­ли опубликованы первые его работы: произведения из колымских тетрадей. Среди них - рецензируемый мною рассказ.

Стланик - таежное дерево, родственник кедра, растущее, бла­годаря своей неприхотливости, на горных склонах, цепляясь кор­нями за камни. Примечательно оно тем, что способно реагировать на условия окружающей среды. В предчувствии похолодания или выпадания’ снега оно прижимается к поверхности, расстилается. Это буквальный смысл рассказа, его тема. Но мне кажется, что это дерево для Шаламова не только предсказатель погоды. Он пишет, что стланик - единственное вечнозеленое дерево в этих северных краях, дерево надежд. Сильный, упрямый, неприхотливый, он по­добен человеку, оставшемуся один на один в борьбе со стихией. Ле­том, когда другие растения пытаются процвести как можно быст­рее, обгоняя в этом друг друга, стланик, наоборот, незаметен. Он непоколебимый идеолог борьбы, охваченный теплым веянием лета, не поддается соблазну и не изменяет своим принципам. Он посто­янно насторожен и готов принести себя в жертву стихии. Разве не похоже это на людей? Вспомните, каким унижениям был подверг­нут Борис Пастернак? А чуть позже, уже* казалось бы, совсем в другое время, издевательства над Андреем Дмитриевичем Сахаро­вым? Да, эти люди выстояли, хотя и были непоняты большинством и отвергнуты. Но многие другие ломались под гнетом тоталитарно­го строя. Были ли они неверны своим идеалам или просто слишком доверчивы? Может, и вправду они отцвели и оставили после себя лишь вымерший, холодный лес?

Как писал Шаламов, у человека всего пять чувств. Да, может быть, их и недостаточно для того, чтобы распознавать перемены, происходящие вокруг, но их вполне хватит для того, чтобы про­никнуться теми тысячами, которые овладевали писателем. Прочи­тав рассказ, я понял, какое значение имеет для человека надежда, вера в лучшее. Подобно ростку, вечнозеленому дереву, пробиваю­щемуся сквозь вьюгу и стужу к солнечному свету, надежда в чело­веческом сознании заставляет его верить, отстаивать свои идеалы. Недаром говорят, что она умирает последней. Кроме того, меня не покидала мысль о непомерном мужестве как одинокого таежного дерева, так и многих людей, борющихся за справедливость.

Рецензия - исследование, содержащее критическую оценку. Мой бунтарский характер конечно же мог бы помочь мне в крити­ке, но только тогда, когда я с чем-то не согласен. В этом на первый взгляд абстрактном произведении содержится столько скрытого смысла и различных доводов, с которыми я просто не могу спо­рить, что мне остается только полностью разделить свое мнение с автором. Если же критика бывает положительной, то рецензия мне удалась. И напоследок хочу сказать, что было бы замечательно, ес­ли бы огонь в душе каждого борца за справедливость горел так же жарко и ярко, как и дрова из замечательного таежного дерева.

Рассказ “Стланик” был написан русским писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия, во время его проживания в Калининской области, и относится к циклу “Колымские рассказы”.

Как и многие другие писатели того времени, Варлам Тихонович стал жертвой тоталитаризма. Беско­нечные ссылки, золотые прииски, таежные командировки, боль­ничные койки… В 1949 году на Колыме он впервые начал записывать свои произведения.

В документально-философской прозе Шаламов выразил весь многострадальный опыт сверхчеловеческих испытаний в сталинских лагерях строгого режима. Голод, холод, по­бои и унижения прекратились лишь после того, как в 1956 году писатель был реабилитирован.

Но это событие, увы, не было кон­цом всех перенесенных страданий.

Как писателя, автора множества глубокомысленных произведений, его ожидало самое страшное: бойкот со стороны различных литературных изданий, полное игно­рирование творчества. Рассказы Шаламова не печатались. Мотиви­ровалось это тем, что в них не хватало энтузиазма, лишь один абст­рактный гуманизм.

Но как мог человек, столько претерпевший от этого режима, возносить ему дифирамбы? Несмотря на то что его рассказы постоянно возвращались редакцией, он продолжал пи­сать. Тяжелейшее состояние здоровья не позволяло делать это самому, поэтому он диктовал свои стихи, воспоминания. Лишь по прошествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, бы­ли опубликованы первые его работы: произведения из колымских тетрадей. Среди них – рецензируемый мною рассказ.

Стланик – таежное дерево, родственник кедра, растущее, бла­годаря своей неприхотливости, на горных склонах, цепляясь кор­нями за камни. Примечательно оно тем, что способно реагировать на условия окружающей среды. В предчувствии похолодания или выпадания снега оно прижимается к поверхности, расстилается.

Это буквальный смысл рассказа, его тема. Но мне кажется, что это дерево для Шаламова не только предсказатель погоды. Он пишет, что стланик – единственное вечнозеленое дерево в этих северных краях, дерево надежд. Сильный, упрямый, неприхотливый, он по­добен человеку, оставшемуся один на один в борьбе со стихией.

Ле­том, когда другие растения пытаются процвести как можно быст­рее, обгоняя в этом друг друга, стланик, наоборот, незаметен. Он непоколебимый идеолог борьбы, охваченный теплым веянием лета, не поддается соблазну и не изменяет своим принципам. Он посто­янно насторожен и готов принести себя в жертву стихии.

Разве не похоже это на людей? Вспомните, каким унижениям был подверг­нут Борис Пастернак? А чуть позже, уже казалось бы, совсем в другое время, издевательства над Андреем Дмитриевичем Сахаро­вым?

Да, эти люди выстояли, хотя и были непоняты большинством и отвергнуты. Но многие другие ломались под гнетом тоталитарно­го строя. Были ли они неверны своим идеалам или просто слишком доверчивы?

Может, и вправду они отцвели и оставили после себя лишь вымерший, холодный лес?

Шаламов Писал о стланике как о слишком доверчивом дереве: стоит только развести близ него костер, как он тут же поднимает свои пушистые зеленые ветви. Костер погаснет, и Стланик, огор­ченный обманом, опустится, занесенный снегом. По словам автора, чувства человека не так утонченны. Но, несмотря на это, люди слишком часто остаются обманутыми.

Если дерево после этого спо­собно вернуться к обыденной жизни, то человек – редко. Появле­ние костра в жизни кедрача можно сравнить, по моему мнению, с периодом хрущевской “оттепели”. Сколько людей тогда стали жер­твами обмана, предательства!

Как писал Шаламов, у человека всего пять чувств. Да, может быть, их и недостаточно для того, чтобы распознавать перемены, происходящие вокруг, но их вполне хватит для того, чтобы про­никнуться теми тысячами, которые овладевали писателем. Прочи­тав рассказ, я понял, какое значение имеет для человека надежда, вера в лучшее. Подобно ростку, вечнозеленому дереву, пробиваю­щемуся сквозь вьюгу и стужу к солнечному свету, надежда в человеческом сознании заставляет его верить, отстаивать свои идеалы.

Недаром говорят, что она умирает последней. Кроме того, меня не покидала мысль о непомерном мужестве как одинокого таежного дерева, так И Многих людей, борющихся за справедливость.

Мой бунтарский характер конечно же мог бы помочь мне в крити­ке, но только тогда, когда я с чем-то не согласен. В этом на первый взгляд абстрактном произведении содержится столько скрытого смысла и различных доводов, с которыми я просто не могу спо­рить, что мне остается только полностью разделить свое мнение с автором.

Если же критика бывает положительной, то рецензия мне удалась. И напоследок хочу сказать, что было бы замечательно, если бы огонь в душе каждого борца за справедливость горел так же жарко и ярко, как и дрова из замечательного таежного дерева.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии образа дерева стланика как символа мужества, надежды и веры в будущее в рассказе В.Т Шаламова "Стланик"

Исследовательская работа

Выполнила обучающаяся 8 класса МОУ "Исменецкая СОШ" Уткина Диана Андреевна

Руководитель: Кушакова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы первой категории

1. Введение __________________________________________________2-3

Глава 1. Глава 1.1. В.Т. Шаламов - человек несгибаемой воли, автор произведений, "выстраданных собственной кровью"___________________________________________________________4

Глава 1.2."Мне стланик представлялся наиболее поэтическим русским деревом. " ________________________________________________________4

Глава 2. Глава 2.1. Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии образа дерева стланика как символа мужества, надежды и веры в лучшее будущее___________________________________________________________5

Глава 2.2. Слитность жизни таежного кедрача и жизни самого писателя __8

Список, используемой литературы и Интернет-ресурсов _______________11

Художественный мир поэтов и писателей немыслим без образов, связанных с природой. Во многих произведениях В.Т. Шаламова можно встретить пейзажные зарисовки, описание явлений природы. Есть у писателя и рассказы о животных, но одним из центральных образов в его произведениях является образ дерева. Традиционными для русской литературы являются образы березы, яблони, клена, ивы и других деревьев. Но среди деревьев, описанных в поэтических и прозаических произведениях Шаламова, особое место занимает стланик. Стланик - вечнозеленое таежное дерево, родственник кедра, растущее, благодаря своей неприхотливости, на горных склонах, цепляясь за камни. Примечательно оно тем, что способно реагировать на условия окружающей среды. В предчувствии похолодания или снегопада оно прижимается к поверхности, расстилается. Это буквальный смысл рассказа, его тема. Но дерево Шаламова не только предсказатель погоды. Обращаясь к дереву, автор обращается к своей душе, показывает, что роднит человека с этим деревом. Художественный анализ текста поможет раскрыть это родство и показать, что примером мужества и выдержки могут служить не только люди, но и образ природы, заключенный, например, в дереве. Конечно, в рассказе содержится много и других скрытых смыслов и проблем, но Шаламов - прежде всего писатель, и в его произведениях нашли отражение не только время, события, но и душа писателя, человека. Именно такому знакомству с Шаламовым посвящена моя исследовательская работа. Сам писатель в своей статье "О Прозе" так пишет о своем рассказе: . "Стланик" нужен не как пейзажная информация, а как состояние души. ".[5.24]

Цел ь - доказать, что примером мужества и силы могут служить не только люди, но и образы природы, созданные писателями.

-знакомство с критической и справочной литературой, посвященной творчеству В.Т. Шаламова, рассказу "Стланик";

-доказать, что удивительный, неповторимый образ дерева достигается посредством широкого употребления автором изобразительно-выразительных средств языка;

-проследить, как через образ дерева показана судьба человека;

Объект исследования: рассказ В.Т. Шаламова "Стланик".

Предмет исследования: образ дерева стланика

Гипотеза: различные художественные приемы помогают отождествить жизнь человека и дерева, помогают раскрыть общие черты, характерные для человека и дерева.

Методы исследования: работа с художественным текстом, анализ информаций, полученных из справочников и статей, методы сопоставления и обобщения.

Каждый человек живет в свое время, которое ему выпало. Вопрос в том, как жить. Думаю, ответом на этот вопрос является образ стланика в одноименном рассказе писателя, воплощающий в себе образ несломленного никакими трудностями человека. Исходя из этой, мысли актуальность данной проблемы я вижу в обогащении жизненного опыта посредством изучения художественных произведений, в данном случае творчества В.Т. Шаламова, в развитии гражданской мотивации в деятельности человека.

Глава 1.1. Варлам Тихонович Шаламов - человек несгибаемой воли, автор произведений, выстраданных собственной кровью".

Рассказ "Стланик" был написан русским писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах прошлого столетия, во время его проживания в Калининской области, и относится к циклу "Колымские рассказы". Как и многие писатели того времени Варламов стал жертвой тоталитаризма. Бесконечные ссылки, золотые прииски, таежные командировки, больничные койки. В 1946 году он впервые начал записывать свои произведения. В документально-философской прозе выразил весь многострадальный опыт сверхчеловеческих испытаний в сталинских лагерях строго режима. Голод, холод, унижения прекратились лишь после того, как в 1956 году писатель был реабилитирован. Но это событие, не было концом всех перенесенных страданий. Как писателя, автора множества глубокомысленных произведений, его ожидало самое страшное: бойкот со стороны различных литературных изданий, полное игнорирование творчества. Рассказы Шаламова не печатались. Мотивировалось это тем, что в них не хватало энтузиазма, лишь один абстрактный гуманизм. Но как мог человек, столько претерпевший от этого режима, воспевать его в своих произведениях. Несмотря на то что его рассказы постоянно возвращались редакцией, он продолжал писать. Тяжелейшее состояние здоровья не позволяло делать это самому, поэтому он диктовал свои стихи, воспоминания. Лишь по происшествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, были опубликованы первые его работы: произведения из колымских тетрадей. Среди них - рассказ "Стланик".

Почему же автор обратился к образу стланика? "Стланик мы видим глазами человека, невинно осужденного, обреченного на невыносимо тяжелый труд в условиях страшного голода, холода, побоев и издевательств со стороны других осужденных и лагерного начальства. Каким же предстает стланик в восприятии арестанта?"[1]. Это единственное северное дерево, которое остается живым, зеленым даже зимой, когда все остальные деревья и кустарники, так буйно зеленевшие и цветущие летом, исчезают. И только одно дерево было всегда зелено, всегда живо - стланик, вечнозеленый кедрач. Стланик для писателя является символом мужества. "Он неприхотлив и растет, уцепившись корнями за щели в камнях горного склона. Он мужественен и упрям, как все северные деревья".[4.185.] Для человека, находящегося в условиях постоянного холода, для которого тепло, приносимое весной, означает возможность выжить, стланик также становится деревом надежд. Если он поднялся, значит недалеко до весны. "Стланик - дерево надежд, единственное на Крайнем Севере вечнозеленое дерево". [4.187] В.Т. Шаламов писал, что он выжил благодаря поэзии: в самые горькие минуты, когда уже не было сил жить, он читал наизусть стихи. "Поэзия помогла ему выжить, сохранить живую душу, она освещала ему дорогу, как зеленый факел, дарящий надежду" [3]. Может быть, поэтому писатель называет стланик "наиболее поэтичным русским деревом"?

Глава 2.1. Роль изобразительно - выразительных средств в раскрытии образа стланика как символа мужества, надежды и веры в лучшее будущее.

Основным художественным приемом в рассказе является олицетворение. Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета, который не просто наделен человеческими чувствами, но и живет своей особенной жизнью. Этот прием помогает писателю сравнить судьбу дерева с судьбой человека, помогает увидеть , что же роднит человека и дерево. Шаламов показывает, как живет дерево в разное время года: с наступлением холодов он прижимается к земле, лежит в ожидании зимы и погружается в спячку, а услышав "зов весны" пробуждается и встает. Но случается и так, что стланик обманывается. Его пробуждает тепло костра, "и разочарованный кедрач, плача от обиды, снова согнется и ляжет на старое место".

В рассказе много выразительных эпитетов, которые помогают не только увидеть, но и почувствовать суровую природу Крайнего Севера: "карликовых берез", "с неожиданно крупными ягодами", "низкие синеватые тучи", "бледное маленькое солнце", "плотный, поддающийся только железу снег", "снежной бескрайней белизны" и т.д.

Также обращают на себя внимание необычные, неожиданные сравнения: "низкие, синеватые, будто в кровоподтеках, тучи", "он похож на спрута", "погружается в зимнюю спячку, как медведь". Они тоже служат одушевлению дерева. Важным средством выражения авторской оценки природы Севера и его отношения к ней служат следующие метафоры: "природа тоньше в своих ощущениях", "зов весны", "горят среди леса огромные зеленые факелы стланика". Факел в рассказе как символ света, тепла, надежды. "Это деталь-символ, переводивший весь рассказ в иной план, дающий "подтекст", служащий воле автора, важный элемент художественного решения, художественного метода".[22]

Если говорить о лексической особенности произведения, то нужно отметить обилие прилагательных, употребленных в краткой форме и выполняющих роль сказуемых в предложениях: "Он неприхотлив и растет. ", . воздух разрежен и сух. ", . ощущения человека слишком грубы. ", Стланик слишком легковерен", "Летом он скромен и незаметен". Краткая форма прилагательных тоже используется автором как средство выразительности. Они придают речи оттенок временного признака и позволяют раскрыть состояние описываемого предмета. Совершенно в другом образе предстал бы стланик , если бы писатель не передал его состояние, используя краткие формы прилагательных. Сравним, "стланик легковерен" и легковерный стланик, "он скромен и незаметен" и он скромный и легковерный. В сравнительном варианте, по-моему мнению, не чувствуются сила и мужество, которыми наделено это дерево. Автор с помощью форм кратких прилагательных придает своей речи об этом дереве действенность и целеустремленность.

Глава 2.2.Слитность жизни таежного кедрача и жизни самого писателя.

Сильный и упрямый стланик подобен человеку, оставшемуся один на один в борьбе со стихией природы. Он выживает в суровых условиях севера, цепляется за камни, в холодную зиму ложится в спячку в ожидании весны. Летом, когда другие растения пытаются процвести как можно быстрее, обгоняя в этом друг друга, стланик, наоборот, незаметен. Он постоянно насторожен, чуток, но и, как человек, может обмануться, бывает "легковерен". "Он так не любит зиму, что готов верить теплу костра." Если зимой рядом с согнувшимся, скрюченным по-зимнему кустом стланика развести костер, стланик встанет. Костер погаснет - и разочарованный кедрач, плача от обиды, снова согнется и ляжет на старое место".[4.187] Разве это не похоже на людей? Разве человеку не приходится испытывать подобные разочарования и продолжать жить? Заброшенный судьбой в этот суровый край, писатель вынужден выживать, как это мужественное дерево. И человек, и дерево ждут тепла. Писатель ощущает свое родство со стлаником. И только надежда, вера в будущее помогли писателю преодолеть все трудности. Он выстоял, потому что сохранил свет в своей душе. И таким светом для Шаламова была поэзия.

Небольшое по объему, но глубокое по содержанию рассказ В. Шаламова "Стланик" открыл для меня новую страницу русской литературы: я познакомилась с творчеством сильного духом, стремящегося к свету человека. Человека, который в суровых условиях выживания сохранил чуткое и трепетное отношение к окружающему миру. Читать и знать такие произведения - значит быть готовым к встрече с трудностями, помнить об ответственности каждого человека за происходящее, стремиться, чтобы в душе царили любовь и вера.

Для меня также стало открытием и существование такого дерева, наделенного тончайшими чувствами. Работа над исследованием помогла найти ответ на вопрос, почему же это скромное северное дерево стало для писателя символом его поэзии.

Анализируя содержание рассказа, я пришла к выводу, что есть новое у Шаламова и в создании образа дерева. Если в русской литературе характерным является описание красоты, величия деревьев, то в своем рассказе писатель обратился к внутреннему содержанию дерева, тем самым отождествив его с человеком. И это подтверждают изобразительно-выразительные средства, с помощью которых автор достигает своей цели - создает образ "наиболее поэтического русского дерева". Образ стланика подтверждает мысль автора о том, что только от нас зависит, что поселится в наших душах: вечный холод, равнодушие или тепло и надежда. Человеку в жизни приходится сталкиваться с серьезными трудностями. Все зависит от характера человека. И пусть образ стланика из рассказа В. Шаламова будет для вас примером мужества, веры и стремления к свету.

Список используемой литературы и Интернет - ресурсов:

1.В.Н. Гончарова "Лингвокультурологический анализ художественного концепта стланик (на материале "Колымских рассказов" и "Колымских тетрадей" В.Т. Шаламова)

2. Д.И. Довнор, А.И. Заболоцкий. Современная русская литература. Анализ произведений школьной программы. Справочное пособие. - Мн: Книжный дом, 2003.

3. Л.И. Хасанова "Проза В.Т. Шаламова на уроках русской литературы в 9 классе //Русская совесность.-2006. - №4. - С.33-36

Действующие лица

Главный герой рассказов — Андреев. До заключения он был писателем. В некоторых рассказах повествование ведется от третьего лица, но это не лишает сборника автобиографического характера. Андреев знакомится с разными людьми:

  • Наумов — настоящий представитель блатного мира;
  • Севочка — шулер и вор;
  • Шестаков — бывший геолог, подлый и нечестный человек.

Андреев обретает и друзей в заключении. Например, он знакомится с Фризоргером, который работал столяром, в прошлом — немецким пастором. Примечательны и работники лагеря. Среди них можно выделить конвоира Назарова. Он отличался особой жестокостью, пристрелил собаку. Начальник Штеменко задушил свою любовницу.


Но были в лагере и добрые люди. Например, тетя Поля всегда старалась помочь землякам-украинцам, а Андрей Михайлович был доктором и спас жизнь главному герою.

Краткое содержание

В произведении Шаламова множество рассказов. Каждый из них посвящен тяжелому быту заключенных. Им приходилось трудиться в дождь, от тяжелых нагрузок люди заканчивали жизнь самоубийством или намеренно калечились. Когда главный герой сломал ногу, он познакомился с местным доктором, который в прошлом служил пастором.

Первый рассказ посвящен тому, как люди прокладывают дорогу по глубокому снегу. Они плотно идут плечом к плечу. Делать это нужно только в безветренный день. В следующей истории заключенные играют в карты. Их вырезали из книги, а вместо стола использовали подушку. Партия была между Наумовым и Савочкой. Выиграл шулер, после чего он получил костюм. Наумов предложил сыграть в долг и потребовал свитер у Гаркунова, но тот отказал. Блатной взбесился и заколол его.

Ночью 2 заключенных отправились к свежей могиле. Они раскидали камни, сняли с трупа одежду, захоронили его обратно. Вещи потом обменяли на хлеб.

Как-то главный герой получил посылку от жены. В ней были бурки и чернослив. Обувь пришлось продать, а на вырученные деньги он купил масло и хлеб. Но продукты сразу забрали другие заключенные.

Во время работы в лесу один из заключенных собирал ягоды. Он так увлекался этим, что пересек запретную зону. В итоге его застрелили. Позже Шестаков предложил Андрееву сбежать. Главный герой сразу понял, что геолог сдаст их. Он попросил только сгущенное молоко. Через несколько дней забрали группу заключенных, которые хотели уйти. А Шестаков продолжил ходить довольным.

Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Рассказ “Стланик” был написан русским писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия, во время его проживания в Калинин кой области, и относится к циклу “Колымские рассказы”. Как и многие другие писатели того времени, Вар лам Тихонович стал жертвой тоталитаризма. Бесконечные ссылки, золотые прииски, таежные командировки, больничные койки. . . В 1949 году на Колыме он впервые начал записывать свои произведения. В документально-философской прозе Шаламов выразил весь многострадальный опыт сверхчеловеческих испытаний в сталинских лагерях строгого режима. Голод, холод, побои и унижения прекратились лишь после того, как в 1956 году писатель был реабилитирован. Но это событие, увы, не было концом всех перенесенных страданий. Как писателя, автора множества глубокомысленных произведений, его ожидало самое страшное: бойкот со стороны различных литературных изданий, полное игнорирование творчества. Рассказы Шаламова не печатались. Мотивировалось это тем, что в них не хватало энтузиазма, лишь один абстрактный гуманизм. Но как мог человек, столько претерпевший от этого режима, возносить ему дифирамбы? Несмотря на то что его рассказы постоянно возвращались редакцией, он продолжал писать. Тяжелейшее состояние здоровья не позволяло делать это самому, поэтому он диктовал свои стихи, воспоминания. Лишь по прошествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, были опубликованы первые его работы: произведения из колымских тетрадей. Среди них — рецензируемый мною рассказ. Стланик — таежное дерево, родственник кедра, растущее, благодаря своей неприхотливости, на горных склонах, цепляясь корнями за камни. Примечательно оно тем, что способно реагировать на условия окружающей среды. В предчувствии похолодания или выпадания снега оно прижимается к поверхности, расстилается. Это буквальный смысл рассказа, его тема. Но мне кажется, что это дерево для Шаламова не только предсказатель погоды. Он пишет, что стланик — единственное вечнозеленое дерево в этих северных краях, дерево надежд. Сильный, упрямый, неприхотливый, он подобен человеку, оставшемуся один на один в борьбе со стихией. Летом, когда другие растения пытаются процвести как можно быстрее, обгоняя в этом друг друга, стланик, наоборот, незаметен. Он непоколебимый идеолог борьбы, охваченный теплым веянием лета, не поддается соблазну и не изменяет своим принципам. Он постоянно насторожен и готов принести себя в жертву стихии. Разве не похоже это на людей? Вспомните, каким унижениям был подвергнут Борис Пастернак? А чуть позже, уже, казалось бы, совсем в другое время, издевательства над Андреем Дмитриевичем Сахаровым? Да, эти люди выстояли, хотя и были непоняты большинством и отвергнуты. Но многие другие ломались под гнетом тоталитарного строя. Были ли они неверны своим идеалам или просто слишком доверчивы? Может, и вправду они отцвели и оставили после себя лишь вымерший, холодный лес? Шаламов писал о стланике как о слишком доверчивом дереве: стоит только развести близ него костер, как он тут же поднимает свои пушистые зеленые ветви. Костер погаснет, и стланик, огорченный обманом, опустится, занесенный снегом. По словам автора, чувства человека не так утонченны. Но, несмотря на это, люди слишком часто остаются обманутыми. Если дерево после этого способно вернуться к обыденной жизни, то человек — редко. Появление костра в жизни кедрача можно сравнить, по моему мнению, с периодом хрущевской “оттепели”. Сколько людей тогда стали жертвами обмана, предательства! Как писал Шаламов, у человека всего пять чувств. Да, может быть, их и недостаточно для того, чтобы распознавать перемены, происходящие вокруг, но их вполне хватит для того, чтобы проникнуться теми тысячами, которые овладевали писателем. Прочитав рассказ, я понял, какое значение имеет для человека надежда, вера в лучшее. Подобно ростку, вечнозеленому дереву, пробивающемуся сквозь вьюгу и стужу к солнечному свету, надежда в человеческом сознании заставляет его верить, отстаивать свои идеалы. Недаром говорят, что она умирает последней. Кроме того, меня не покидала мысль о непомерном мужестве как одинокого таежного дерева, так и многих людей, борющихся за справедливость. Рецензия — исследование, содержащее критическую оценку. Мой бунтарский характер конечно же мог бы помочь мне в критике, но только тогда, когда я с чем-то не согласен. В этом на первый взгляд абстрактном произведении содержится столько скрытого смысла и различных доводов, с которыми я просто не могу спорить, что мне остается только полностью разделить свое мнение с автором. Если же критика бывает положительной, то рецензия мне удалась. И напоследок хочу сказать, что было бы замечательно, если бы огонь в душе каждого борца за справедливость горел так же жарко и ярко, как и дрова из замечательного таежного дерева.
.

Анализ сборника Шаламова Колымские рассказы

Произведение является одним из основных сочинений творчества писателя, над созданием которого автор работает около двадцати лет.

Сборник представляет собой достаточно тяжелое произведение, повествующее об реальной действительности в виде лагерного быта, ломки человеческих характеров, выживания в нечеловеческих условиях.

Отличительной особенностью рассказов, включенных в сборник, является изображение голода, измождения, мучительных смертей, нравственного унижения и деградации путем применения простого, незатейливого языка, без использования средств художественной выразительности, создавая ощущение правдивого, честного произведения от лица человека, испытавшего все в собственной судьбе.

Своеобразием сборника является не попытка автора вызвать со стороны читательской аудитории жалость к происходящим событиям, а изображение человеческих страданий, тоски, горя и боли под воздействием давящей жестокой системы.

Писатель представляет на суд читателя произведение, являющееся частично автобиографичным, поскольку сам автор представляет собой человека, прошедшего через ад лагерной жизни, не сломленного деспотичной системой, сохранившего в себе истинные жизненные идеалы.

Читайте также: