Проект по слушанию музыки в детском саду с использованием икт

Обновлено: 04.07.2024

Педагоги - музыканты должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий музыкального образования. В практической работе музыкального руководителя детского сада использование информационно-коммуникационных технологий является необходимым средством художественно-эстетического развития.
Использование современных информационных образовательных технологий делает обучение ярким, запоминающимся интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение.
Цель проекта:
Повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.

Оценить 2353 1

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя

Вакина Ольга Александровна,

г. Нижнего Новгорода

Преимущества ИКТ
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения детей компьютер обладает рядом преимуществ:
-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
-компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
-постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером является стимулом познавательной активности детей;
-компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
-компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха".
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы применения ИКТ в работе музыкального руководителя:
-Недостаточное количество оборудования для организации образовательного процесса с детьми.
-Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ назанятиях.
-Бесплановость, случайность применения ИКТ.
-Перегруженность занятия демонстрацией.Недостаточный уровень компьютерной грамотности педагогов.
- Недостаточное программное обеспечение педагогической и управленческой деятельности.
- Недостаточное количество мультимедийного оборудования для проведения онлайн - конференций, семинаров, участие в вебинарах.
- Низкая эффективность использования ИКТ с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
В связи с этим выявилисьпротиворечия:
- между стремительным развитием информационных технологий и материально-техническим обеспечением учреждения;
- между существующей информационно-коммуникационной образовательной средой и эффективностью использования ее потенциала с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
Проблема заключается в отсутствии системы эффективного использования современных компьютерных технологий педагогическим коллективом. Поэтому назрела необходимость создания системы внедрения в практическую деятельность педагогов современных информационных технологий.
Актуальность проекта

Цель проекта:

Повышение эффективности использования информационно-коммуникационных технологий с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.

Задачи проекта:

Создать условия для использования ИКТ в работе с детьми.

Сформировать ресурсную базу, подобрать игры и комплексы игровых упражнений для различных видов деятельности.

Модернизация и поиск более эффективных форм и методов работы в музыкальном воспитании дошкольников.

Создание мультимедийных презентаций.

Изучение нового программного обеспечения (movie M aker, Finale , А dobe Audition ).

Целевая группа проекта: Дети старшего дошкольного возраста,педагоги ДОУ, родители воспитанников.

Объект исследования: Методическое обеспечение музыкального образования в условиях ФГОС ДО.

Предмет исследования: ИКТ в работе музыкального руководителя.

Ресурсное обеспечение проекта:

Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Детский сад - часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Функции компьютера и различные формы ИКТ

1.Источник учебной, музыкальной информации.
2. Наглядное пособие.

3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.

4. Средство подготовки выступлений.

В работе широко используется ИКТ в различных формах:
-подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек;
- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- оформление документации (списки детей, сведения о родителях, диагностика развития детей, планирование, отчеты и т.п.). Компьютер значительно упрощает процесс, существенно экономит время;
- создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия;
- создание авторских презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям;
-использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
- использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;
- использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker);
- использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;


Дидактические принципы применения информационно-образовательных технологий

Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причина тому – повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Стремительный скачок в развитии собственно компьютерных технологий и прочих технических устройств сделал эти средства актуальными. Поэтому внедрение информационно-образовательных технологий (ИОТ) в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.
В соответствии с ФГОС ДО выделяют следующие дидактические принципы применения информационно-образовательных технологий:
– принцип научности, определяющий содержание и требующий включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки;
– принцип систематичности и последовательности, связанный как с организацией образовательного материала, так и с системой действий ребенка по его усвоению: восприятием информации с экрана, разъяснениями воспитателя, самостоятельной работой;
– принцип поэтапного преодоления трудностей, предусматривающий переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому ребенку, но с постепенно нарастающей степенью сложности;
– принцип прочности, который закрепляет усвоение знаний и развитие познавательных способностей дошкольников;
– принцип преемственности для сохранения связи стадий формирования знаний и навыков, различных по содержанию и способам осуществления;
– принцип наглядности (интерактивной наглядности).
С представленными в электронной форме объектами можно осуществить разные действия, изучить не только их статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, выделить главные закономерностиисследуемого предмета, явления или рассмотреть его в деталях. Процессы, моделируемые компьютерной программой, могут быть разнообразными по форме и содержанию, демонстрировать физические, социальные, исторические, экологические и другие явления действительности;
– принцип мультимедийности предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);
– принцип когнитивности коммуникации, который заключается в организации диалога между компьютером и ребенком. Неслучайнокомпьютерные системы (в образовательной сфере) называют интерактивными (диалоговыми);
– принцип активизации познавательной деятельности детей позволяет включить в организационную схему занятия ИОТ для расширения кругозора, интеллектуального обогащения;
– принцип межпредметных связей способствует целостному восприятию системы знаний, формированию логического мышления.

Использование ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы.
На праздниках и развлечениях использую видеопрезентации в нескольких направлениях.
Первое - это анимационный фон. Включаю видеоролики для создания праздничной атмосферы. Зачастую это требует большой предварительной работы. Например, на День Матери я заранее собирала фотографии мам с детьми. Получился очень трогательный видеоролик, который понравился всем.
Другое направление - это когда видеопрезентация становится частью сюжетной линии. Например, дети собирают листочки на Чудо-дереве в течение утренника или открываются волшебные окошки Осени при выполнении детьми определенных заданий. Очень часто на мероприятиях к детям с экрана обращаются мультгерои с какой-либо просьбой. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение. Использую компьютер для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, нотных партитур, и т. д.

ИКТ и вариативные формы деятельности музыкальногоруководителя

Применение ИКТ позволяет добиться следующих результатов:
Повышение эффективности процесса обучения.
Повышение уровня профессионального мастерства и самооценки педагогов ДОУ.
Активизация познавательной деятельности детей.
Создание единой информационной среды.
Повышение интеллектуального уровня развития ребенка посредством использования информационно-коммуникативных технологий.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя. Анализируя опыт использования ИКТ в детском саду можно сказать, что использование мультимедиа превращает занятия в живое действие, вызывающее у детей неподдельный интерес, увлеченность изучаемым материалом. Ребенок не только видит, воспринимает, действует, он переживает эмоции. Ведь, как известно, только то, что заинтересовало дошкольника и вызвало какой-то эмоциональный отклик, станет его собственным знанием, послужит стимулом к дальнейшим открытиям.Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми

Жизненный цикл и этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта сентябрь2017 г. – январь 2018 г.

Этапы реализации проекта

Подготовительный(сентябрь– октябрь 2017 г)

Комплекс мер

Создание банка обучающих мультимедийных презентаций по всем областям с учётом возрастных особенностей воспитанников

Разработка перспективного плана ОД, праздников и развлечений, а также плана работы с воспитателями и родителями

На своих занятиях я огромное внимание уделяю слушанию классической музыки, это залог воспитания личности ребенка! В век современных технологий слушание музыки стало возможным обогатить визуальными эффектами, что я активно и плодотворно использую. Музыка и живопись всегда дополняли друг друга, а теперь нам доступно в мультимедийном формате любое из мировых произведений художественного искусства!

ВложениеРазмер
tehnologiya_slushanie_muzyki.doc 95.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Я хочу увидеть музыку,

Я хочу услышать музыку.

Что такое это музыка?

Расскажите мне скорей!

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) . Педагогическая технология – совокупность психолого- педагогических установок , определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств ; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев) . Педагогическая технология организации слушания (восприятия) музыки детьми, направлена на развитие эмоциональной сферы, успешную социализацию .

Слушание музыки – один из наиболее эффективных и развивающих видов музыкальной деятельности, в процессе которого дети учатся слушать и слышать музыку, эмоционально воспринимать и анализировать ее. Слушая музыку, они получают значительно больше впечатлений, чем в других видах музыкальной деятельности. Методически правильно организованное слушание музыки в дошкольном учреждении, разнообразные приемы активизации музыкального восприятия способствуют развитию интересов, музыкальных способностей и творческих проявлений детей, что, в конечном итоге, воспитывает их музыкальную культуру.

На своих занятиях я огромное внимание уделяю слушанию классической музыки, это залог воспитания здоровой личности ребенка. В наш век современных технологий слушание музыки стало возможным обогатить визуальными эффектами, что я активно и плодотворно использую. Музыка и живопись всегда дополняли друг друга, а теперь нам доступно в мультимедийном формате любое из мировых произведений художественного искусства!

Процесс музыкального воспитания имеет ключевое значение в становлении полноценной всесторонне развитой личности ребенка. В процессе восприятия музыки формируется не только музыкальный вкус, развивается интерес к различным жанрам и видам музыкального творчества, но и развивается эмоциональный интеллект, способность осознавать через средства художественной выразительности чувства окружающих людей, понимать смысл и содержание музыкальных произведений, замечать хорошее и плохое, учиться проводить параллели между миром реальных объектов и их художественной интерпретации, вырабатывается способность к самостоятельному мышлению и абстракции, что оказывает незаменимое влияние на развитие полноценной психологически устойчивой интеллектуальной личности.

Проработав 6 лет в детском саду, я заметила, насколько эффективнее происходит восприятие музыкальных произведений при использовании ИКТ( Информационно-коммуникативных технологий) . В условиях столь скорого технического прогресса, и ускоренного развития детей, использование ИКТ является необходимым.

В своей работе я широко использую видеоряды, презентации, составленные собственнолично, либо заимствованные у коллег. Это обогащает и украшает не только занятия, но и праздничные мероприятия.

Основная цель технологии - развитие творческого восприятия музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

-Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки.

-Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)

-Воспитывать эстетические чувства.

-Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках).

-Расширять знания о музыке.

-Вызывать и поддерживать интерес к музыке.

-Развивать музыкально –эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте.

-Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение.

Основные принципы технологии:

Цикличность (повторение тем во всех возрастных групп) позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития.

Контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Адаптивность предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы.

Требования к репертуару по слушанию музыки.

При составлении технологии большое значение я уделяю выбору музыкальных произведений, которые должны отвечать следующим требованиям:

Этапы реализации технологии.

  1. Организационно-аналитический(август-сентябрь 2017г.)

На данном этапе происходило:

- изучение методической литературы, опыта работы других дошкольных учреждений по слушанию через разные аспекты работы.

-изучение специфических особенностей восприятия детей разных возрастов.

- разработки разделов для выявления содержания работы по слушанию на музыкальных занятиях.

-разработка перспективно - календарный план по восприятию, как эстетического качества личности у дошкольников .

В результате была создана фонотека специального репертуара по слушанию музыкальных произведений. Описаны особенности восприятия детей разных возрастов. Подготовлен демонстрационный материал в виде презентаций, иллюстраций по темам.

-умение внимательно , вдумчиво слушать произведение от начала до его конца;

-умение определять характер произведения;

-различать динамические оттенки(пиано, форте)

-различать характер звуковедения( стаккато, легато)

-вызвать эмоциональную отзывчивость у детей;

-развитие художественного вкуса.

2 этап: содержательно-практический (2017-2018г.)

На данном этапе проводились непосредственно занятия, мероприятия, досуги с использованием методов и приемов технологии.

Слушание музыки делится на четыре этапа действий педагогов в процессе организации восприятия детьми музыки:
1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие;
2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений;
3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, желание послушать еще раз;
4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в игровой, художественной, двигательной деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке.

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.

В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов. Что особенно наглядно при использовании ИКТ.

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа.

Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте).

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному.

Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте . Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия.

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений. Используя фоны (ИКТ)с различными оттенками, дети отличают динамические оттенки, настроение.

Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.

1. Прослушивание детьми музыкальных произведений;

2. Беседы с детьми, направленные на анализ музыкальных произведений (эмоционально-образного содержания, характера, настроения, оттенков);

Заключительный, третий, этап работы предполагает создание условий для самостоятельного отражения результатов восприятия музыки в различных видах художественной деятельности.

Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие игровой деятельности и игровых умений дошкольников.

3 этап .Проведенные мероприятия в результате реализации технологии :

-тематические музыкальные вечера;

4 этап. Контрольно-оценочный (май - август 2018г.)

На данном этапе мною обобщен опыт работы.

- Определены перспективы дальнейшей работы по слушанию музыкальных произведений с использованием ИКТ детьми дошкольного возраста.

- опрос родителей с целью выяснения мнения родителей о результатах работы по данному направлению

- размещение опыта работы в интернетресурсах.

Результаты использования технологии:

В результате систематической работы по данной технологии у воспитанников наблюдалось осознанное восприятие форм , характера музыкальных произведений . Дети с большим интересом и вниманием отмечали развитие в музыке, отличали части. Могли свободно охарактеризовать звукоизвлечение, динамические оттенки.

Я считаю важным то, что бы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях:

-слушание знакомых музыкальных произведений

-музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее

-звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования

-тематические музыкальные вечера

- а так же на прогулках.

Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье. Для этой цели, мною часто проводилась просветительскую деятельность с семьями на родительских собраниях, перед началом праздников. Важно в раннем возрасте заложить предпосылки для формирования творческой интеллектуальной личности. Использование современных образовательных технологий оказали существенную помощь в решении этой задачи.

Для диагностики творческого воображения использовался метод наблюдения:

-интерес к слушанию

-готовность рассказать о музыке

-стремление передать характер в движениях

-самостоятельность детей в процессе слушания, организация слушания по их собственной инициативе.

Работа по восприятию детьми музыки в разных группах дошкольного образовательного учреждения является основой формирования творческих и специально-музыкальных способностей ребенка. Постепенно у малышей накапливался опыт восприятия музыки, воспитывалась эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные произведения. Музыкальное восприятие особенно проявилось в активной самостоятельной деятельности. Таким образом, постепенно у детей накапливается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные произведения.

Использование составленных комплексов занятий, позволило добиться положительных результатов в развитии музыкального восприятия детей дошкольного возраста,

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 Наро-Фоминского муниципального района Московской области.КОНСПЕКТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА.


План-конспект по музыке с использованием УМК (средняя группа) на тему: "Ах, какие листики!"

Открытое занятие с использованием УМК.


Весеннее развлечение по музыке с использованием музыкально-дидактических игр "В гости к Бабушке - Загадушке"

для детей 3-4 лет.


конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (музыка) с использованием ИКТ, посвященный 23 февраля "Наша армия сильна".

Воспитание нравственно-патриотического чувства по отношению к своей Родине, воинскому долгу.


Конспект непрерывно-образовательной деятельности для детей старшей группы (6-7 лет). Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка) с использованием современной образовательной.


Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет). Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка) с использованием социоигровых техн.


Что такое ИКТ (информационно – коммуникационные технологии)?
ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Просмотр слайдов (1 – 2 слайды)

Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому посредством компьютера.

Коммуникационная технология – определяет методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер тоже занимает свое место.

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Просмотр слайдов (3 – 4 слайды)

Мир наш меняется на глазах – меняются, конечно, и дети. Современному ребенку требуются совершенно иные пути передачи знаний. Процесс обучения будет тогда эффективным, когда дошкольнику увлекательно, интересно, когда он активный и в то же время внимательный. Если занятия по музыкальному воспитанию доставляют детям радость, тогда это лучшее, что можно сделать для усвоения ими знаний. Чтобы знания принесли дошколятам пользу, они должны иметь для них смысл.

Образование может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. Вот почему так важно педагогам разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей.

В новой редакции должностной инструкций музыкального руководителя в ДОУ прописано, что педагог должен владеть информационно – коммуникативные технологиями (далее ИКТ).
Просмотр слайдов (6 – 7 слайд).

Я поняла, что использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:
- улучшается запоминание пройденного материала;
- усиливается познавательный интерес воспитанников;-
- ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- движения, звук, мультипликации надолго привлекает внимание ребенка;
- задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;
- делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий;
- позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по – настоящему современным;
- помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
- позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;
- активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре.
Просмотр слайдов (8 слайд)

Почему еще меня привлекли ИКТ? В первую очередь – это компактность хранения информации. Компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя становится:
- источником информации (пополнение личной методической библиотеки, фонотеки, видеотеки);
- средством показа и хранения наглядных пособий (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
- помощником в обработки медиафайлов с целью соответствия возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- средством хранения необходимых для работы материалов.

Таким образом, ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания для восприятия музыки, а также и для других видов музыкальных деятельности.





С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики. Показ мультимедийных презентаций, детской мультипликации и др. целесообразно осуществлять с помощью мультимедийного проекторного экрана.




Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать у детей тембровый, динамический слух, чувство ритма, помогают детям определить характер музыкального произведения. Имеют место так же видео – подсказки для детей, играющих в оркестре.
Моя практика работы с детьми показывает, что применение ИКТ способствует развитию, раскрытию, и реализации музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Использование современных компьютерных технологий, несомненно, дает положительный результат. У дошколят появилось желание заниматься на музыкальных занятиях: петь, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах, но ис удовольствием слушать музыкальные произведения.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна

Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Швалева Жанна Борисовна,
музыкальный руководитель
ГБДОУ Детский сад №4,
Санкт-Петербург

Меняется мир – меняются и дети. Меняющийся ребенок требуют иных путей передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен, а не тогда, когда его заваливают холодными и не интересными фактами. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость. Чтобы этот опыт принес ребёнку пользу, он должен иметь для него смысл.

Поэтому, образование может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. А для этого педагоги должны разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей. Создавать такие условия, в которых ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворит свою потребность к самореализации.

Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу.

Организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок занимался активно, с увлечением и интересом помогает использование мультимедийных пособий, которые могут разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной. Поэтому, применение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в работе с детьми заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности. Мультимедийные презентации - это электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности (реакцию на действия пользователя).

Использование ИКТ, разработка собственных мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в практическую деятельность педагогов позволяет повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога.

В педагогической деятельности музыкального руководителя компьютер выполняет роль:

- наглядного пособия (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

- средства хранения необходимых для работы материалов.

Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей
дает следующие преимущества и помогает решить ряд задач:

- улучшается запоминание пройденного материала;

- усиливается познавательный интерес воспитанников;

- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде;

- развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий .

- позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения.

- делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;

- помогает существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

- позволяет обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень;

- активизирует творческий потенциал ребёнка, способствует воспитанию интереса к музыкальной культуре;

Таким образом, ИКТ открывают новые возможности в развитии форм и содержания различных видов музыкальных деятельности.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно с помощью мультимедийного проекторного экрана. Рассмотрим возможности использования видео – презентаций по основным видам музыкальной деятельности.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально-дидактических игр.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.

Восприятие музыки: Это может быть демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео…

С помощью ИКТ дети могут виртуально попасть в концертный зал, изучать творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами.

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.


Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.

Ход игры: Дети слушают отрывок знакомого музыкального произведения.

Задача: Узнать музыку, вспомнить название и композитора.

При правильном ответе дети слушают это произведение целиком.

На экране идёт мультипликационный фильм, созданный на эту музыку.

В музыкально – ритмических движениях имеют место красочные презентации, видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.

Очень эффективны и нравятся детям игры на перестроения и ориентировку в пространстве.

Ход игры: красные шарики-девочки, синие шарики-мальчики, экран-пространство зала.

Задача: Найти своё место в зале, согласно схеме.



Следующий вид деятельности – пение. Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Для выразительного пения, понимания смысла слов, музыкального образа песни, может использоваться презентации к различным песням.

Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, может использоваться видео с записью хорошо поющих детей, профессиональных певцов. Видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона.

Бабочка присела на цветок,

(Анимация: бабочка летит вверх согласно мелодии распевки, цветок появляется издалека).

Как она красива, ох, ох,ох!

(Анимация: бабочка вращается, затем летит вниз согласно мелодии распевки).

Применение мультимедиа в обучении пению, может значительно повысить познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте – это различные символы, знаки, наглядные модели.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация, облегчающая процесс запоминания информации. Например, на каждое слово или словосочетание, в тексте придумывается картинка (изображение). Таким образом, текст песни зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

Осень, как рыжая кошка,

Поступью лёгкой бежит.

И на промокших дорожках

Листьями тихо шуршит.

Дождик в окошко стучится,

Просится, просится в дом (анимация).

В небе последняя птица

Нам помахала крылом (анимация)

Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения, расширять кругозор детей. Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 6–7 лет. Направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора.

Ход игры: дети идут по кругу и поют песню. Водящий ребёнок им отвечает,

после чего ловит детей. Пойманный ребёнок должен ответить на вопрос.

Если ответ верный, это подтверждается изображением на экране.

Ход игры: Перед детьми изображение леса. Звучит музыкальный фрагмент.

Задача: По характеру музыки отгадать, какому лесному персонажу она соответствует.
При правильном ответе появляется изображение.

При проведении досугов можно использовать презентации с различными заданиями. Такие презентации сокращают время на подготовку к досугам, разнообразят их, очень нравятся детям.

Презентации очень помогают при проведении праздников.

Они могут использоваться как часть декорации.

При создании мультимедийных пособий могут использоваться следующие компьютерные программы:

Microsoft Office PowerPoint.

ProShow Product (программа для создания видео);

Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);

Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио);

Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов);

PM Nero6 (программа записи на электронный носитель).

Mimio Stydio(программа для создания интерактивных пособий)

Очень большие возможности дают интерактивные презентации, созданные в программе Mimio Stydio.
Особенно эти презентации подходят для подгрупповой и индивидуальной работы.

Роль мышки выполняет специальный карандаш.
Использование этих презентаций доступно при использовании интерактивного устройства Mimio.

Возможно использование без оборудования, при условии, что дети владеют компьютерной мышкой.

Программа Mimio Stydio даёт возможность ребёнку самому производить различные действия.


Заключение.

Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.

Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять. Не стоит забывать, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живое общение педагога с ребенком они не могут и не должны.

Читайте также: