Какие идеи пропагандировала школа глоссаторов

Обновлено: 01.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рассмотрение данной темы стоит начать с утверждения о том, что само развитие западных правовых систем в XI - XII веках, систематизация правовой науки и возникновение юридического свода знаний о правовых решениях, нормативных актах и нормах напрямую связано с появлением первых университетов в Западной Европе и началом юридического образования. Таким образом, можно сказать, что преподавание права во вновь возникших университетах, которое базировалось на юридических документах, составленных при римском императоре Юстиниане, и применявшийся к ним схоластический метод анализа и синтеза, стало основой западной традиции права. Схоластический метод изучения текстов даже до сегодняшнего дня остается преобладающим способом юридического мышления, а университеты стали местом, где собрались различные исследователи науки права, тем самым развив сферу изучения гуманитарных наук и положив начало зарождению и существованию юридической профессии.

На основе этого, стоит обратиться к той юридической школе, которая заложила основы юридического образования в принципе, а именно к болонской школе глоссаторов, которая зародилась в конце XI века, когда тексты римского права были переписаны и их начали изучать в разных городах Италии и других стран. Первоначально такое образование представляло собой некое объединение студентов и преподавателя, который объяснял ученикам сущность правовых источников. Из некоторого количества таких объединений особенно известным стало одно, которое находилось в Болонье и существовало под руководством учителя, которого звали Гварнерием, хотя в историю он вошел под именем Ирнерия [1] .

В Болонье сначала не было иных факультетов, кроме юридического, а когда позже они там появились, между ними не было никакой организационной связи, кроме того, что все студенты получали свои дипломы от одного и того же канцлера — архидиакона Болонского. Позднее, как известно, Болонская система юридического образования была перенесена и в другие европейские города, и используется на территории современной Европы до сих пор.

С самого начала в Болонье преподавался текст римского права, составленный юристами Юстиниана в VI веке. Основной образовательный материал можно разделить на четыре части: Кодекс, в который входили ордонансы и решения римских императоров; Новеллы, содержавшие другие законы; Институции, которые представляли собой учебник для начинающих студентов-юристов и Дигесты, в которых были собраны материалы из сочинений римских юристов по различным правовым вопросам. Однако из всех данных текстов первостепенное значение придавалось Дигестам, которые назывались также Пандектами. Дигесты были обширным собранием мнений римских юристов о различных правовых вопросах, касающихся не только собственности, завещаний, договоров, деликтов, других отраслей сегодняшнего гражданского права, но и вопросов уголовного, конституционного и других отраслей права [3] .

Так как данный текст был очень труден для восприятия, после чтения текста преподаватель глоссировал его, то есть давал его толкование. Посредством этого студенты записывали диктуемые учителем глоссы между строчками текста. На данной основе, эти записанные глоссы приобрели почти такой же авторитет, как и сам глоссированный текст. Характерными приемами глоссаторов было использование полных сборников Юстиниана, а не антологий или их фрагментов и сосредоточение на самой букве закона.

Стоит отметить, что они не интересовались смыслом закона как таковым, и вопреки критике, которую иногда высказывали по отношению к рассматриваемым текстам, понимание текста или его толкование не было их целью, а лишь отправной точкой. Их целью было осмысление источников и определения замысла создателей правовых материалов, и со временем литература глоссаторов становится все более заинтересованной именно смыслом закона. Как уже было сказано, эти тексты изначально включали простые подстрочные глоссы, разъясняющие значение слов, а с течением времени они представляли собой все большие критические аппараты или комментарии, состоящие из обширных и непрерывных глосс по целому собранию законов, которые стремятся охватить не только значение каждого слова, но и смысл текста и намерение законодателя [6] .

Все рассматриваемые составленные глоссы можно разделить на несколько видов. Некоторые из них просто являлись краткими пересказами рассматриваемых текстов, остальные были изложением правовых норм, основанных на глоссируемой части текста. Кроме того, преподаватели аннотировали текст с помощью классификаций. Они начинали с широкого термина или общего понятия преподаватели делили его на различные виды, а те в свою очередь делились и подразделялись дальше; помимо этого, проверялись различные правовые доктрины путем их анализа применительно к конкретным общественным вопросам.

Что касается программы и формы лекций, то они характеризовалась в университетских статутах, где приводился порядок проведения занятия, к примеру, такой порядок мог содержать представление краткого содержания каждого из титулов Дигест, затем, характеристика конкретных примеров отдельных законов и затем еще одно повторение текста с целью внесения правок и так далее. В университетских юридических школах преподавание велось на латыни, но начиная с XIII века важные юридические труды писались на местном наречии. Преподавание права и письменность на латыни и на местных наречиях не были взаимоисключающими, а уживались вместе, поскольку юристы, пишущие на местном наречии, зачастую учились в университетах и, возможно, даже преподавали там. Незнание многими латыни, было, несомненно, поводом для перевода правовых источников - книг и комментариев - на другие языки [8] .

Средневековое учение и большая часть средневековой письменности использовали несколько правовых текстов (одни и те же во всех университетах), к ним были добавлены комментарии к конституциям германских императоров которые появляются в старых изданиях Свода цивильного права, и другие отдельные тексты, такие как Старые сборники, сборники папы Иннокентия IV и ряд папских указов или папских писем. Эти юридические тексты и их комментарии известны как римское каноническое право, что означает, что этот свод законов в принципе считался действительным во всем средневековом христианском мире, хотя и сосуществовал вместе со многими статутами и другими местными нормами. За редким исключением, единственным законом, преподававшимся в европейских университетах до XVII века, было римское каноническое право. Считалось, что это также позволяет юристам адекватно интерпретировать любую другую правовую систему, характерную для данного королевства, местной церкви или другой общины. Римское каноническое право было распространено повсюду в христианском мире того времени, и существовало то, что мы сейчас назвали бы европейским обычным правом. Учителя, ученики и христианские книги свободно использовались на территории всего христианского мира и применялись во многих центрах юридического обучения [9] .

Для того, чтобы ни одна часть юридического текста не оставалась нерассмотренной в ходе обучения, была введена система подразделения свода законов на некоторое количество частей, с указанием конкретных дней, в которые каждая часть должна была быть разъяснена, какие части плана обучения отводились для проведения так называемых лекционных занятий, а какие для объяснения и толкования материала.

Помимо этого, в других университетах широко применялась такая практика Болонского университета, как публичные диспуты, иногда с некоторыми местными вариациями. В Болонье диспуты проходили весной и летом и являлись, по сути, публичным обсуждением юридического предмета, выбранного наугад или взятого из реальной жизни или практики суда. В Болонье единственными лицами, имевшими право вести такие споры, были доктора университета, но любой член аудитории мог высказывать свои возражения по обсуждаемому предмету.

Что касается методики преподавания, то до появления гуманистов право преподавалось диалектическими методами, практически без привязки к истории или философии. Преподаватели цивильного права и в некоторой степени преподаватели канонического права работали над юридическими текстами, происхождение которых уходило в глубь веков, однако эти тексты все еще считались действующими в Средние века, несмотря на все трудности их применения в средневековом обществе; при этих же обстоятельствах, цивильное право считалось вспомогательным по отношению к каноническому праву, несмотря на различия или противоположности, которые, несомненно, существовали между ними [11] .

В большинстве же своем, программа и методы обучения юридических факультетов в Болонье и других университетах Запада были основаны на новом способе анализа и синтеза, который позже назвали схоластическим. Этот метод предполагает абсолютный авторитет определенных книг, в которых, по мнению преподавателей, содержится единое и полное учение. Однако схоластический метод также предполагает, что в тексте могут быть противоречия и пробелы, поэтому главной задачей является систематизация текста. И в праве, и в богословии, а позже и в философии схоластический метод анализа и синтеза распространялся благодаря методу преподавания в университетах, особенно методу глоссирования текста и постановки вопросов для обсуждения [12] .

В конце XI века в Болонье возникает университет, который приобретает скоро всемирную известность и делается центром возрождающейся юриспруденции. Первые зачатки этой школы, однако, и доныне не вполне выяснены.

Но истинное возникновение Болонской школы связывается с именем Ирнерия . Ирнерий был уроженцем Болоньи; упоминается он в первый раз в судебном протоколе 1113 года в качестве судьи, а в 1118 году император Генрих V взял его с собою в Рим для того, чтобы он убедил народ в недействительности выбора папы Геласия II. Из этого видно, что к этому времени Ирнерий пользуется уже огромной известностью и авторитетом далеко за пределами своего города. Время его смерти неизвестно.

С другой стороны, мало — помалу превращается в корпорацию и преподавательский персонал — профессора . Для вступления в нее и для получения права преподавания необходима promotio — получение звания доктора (doctor), для чего необходимо выдержание особого экзамена и публичного диспута (conventus), который обыкновенно происходил в соборе.




Разумеется, город был в высокой степени заинтересован в процветании школы: проживание множества студентов, по большей части состоятельных, давало горожанам немалый доход. Вследствие этого городское управление всячески заботится о том, чтобы обставить это проживание наилучшим образом: так, например, квартиры оценивались особой комиссией таксаторов, в которую входили в равном числе выборные от города и от студенчества. Тем не менее, иногда возникали между городом и студенчеством недоразумения и столкновения, переходившие временами в вооруженные смуты. Иногда в конце таких смут часть студенчества с частью профессоров переходила в другой город, и таким образом создавался новый университет (например, Падуанский, основанный выходцами из Болоньи в 1222 году).

Чем же объясняется такой быстрый расцвет Болонской школы и в чем состоит ее значение в истории юриспруденции?

Выше было указано, что и до нее римское право занимало уже видное место в жизни и юриспруденции; но юриспруденция доболонского периода пользовалась им лишь в качестве материала при разрешении спорных вопросов жизни — наряду с другим материалом в виде права лангобардского и т. д. Конечным критерием при оценке этих материалов являлась aequitas . Вследствие этого юристы доболонской эпохи привыкли относиться к положениям римского права с известной свободой, считая самих себя призванными творить новое право на основе aequitas. Вместе с тем и всякий судья, воспитанный в этом духе, склонен был при решении спорных дел давать простор своему усмотрению, осуществляя то, что ему казалось in concreto справедливым.

Скоро по образцу Болоньи стали создаваться другие университеты в Италии (Падуя, Пиза, Перуджа и т. д.), Франции (Париж, Монпелье) и других странах; равным образом старые юридические школы (например, Орлеан) стали усваивать себе методы болонцев. Новое направление стало во всей юриспруденции Европы общим.

Кроме упомянутых выше четырех ближайших учеников Ирнерия, виднейшими представителями глоссаторской школы являются: ученики Булгара Рогерий, Альберик и Иоанн Бассиан ; затем, Плацентин , вынужденный вследствие ссоры со своим коллегой, Henricus de Vaila, бежать из Болоньи и основавший школу в Монпелье; Пиллий; Вакарий , насаждавший римское право в Англии, и упоминавшийся ранее неоднократно Одофред . Наивысшего пункта в своем развитии школа глоссаторов достигает при Аццоне Ацо (умер около 1230 г.): его глоссы и summae пользовались наибольшим авторитетом, его преподавание привлекало в Болонью огромное количество слушателей: рассказывают, что иногда у него собиралось до 10 тысяч, вследствие чего он должен был читать свои лекции на площади.

Оба эти философа перенесли в юриспруденцию современный им философский метод, то есть схоластический , которым и характеризуется по преимуществу эпоха постглоссаторов. Схоластические приемы их были причиной того, что долгое время эта эпоха казалась эпохой упадка по сравнению с эпохой глоссаторов, и лишь в последнее время устанавливается более правильное представление о ней.

Но, комментируя глоссы, они стараются при этом внести в разбираемые ими юридические явления известный логический порядок , стараются свести юридические нормы к известным общим понятиям , из которых затем логически, дедуктивно, могли бы быть выведены понятия частные. Отсюда их — часто утомительные и бесплодные — divisiones и subdivisiones, distinctiones и subdistinctiones, ampliationes и limitationes (специальные обозначения логических приемов схоластики) — приемы, с которыми у нас соединяется представление о схоластике, о пустом формализме. Но в то время за этими схоластическими приемами скрывалась глубокая и очень ценная сторона. Подобно тому как в области средневековой философии схоластика обозначала пробуждение самостоятельного мышления, желание охватить мыслью все бесконечное разнообразие мировых явлений, познать их в виде единого логического целого, так и в области юриспруденции схоластический метод был первым опытом философского понимания права . Пытаясь представить всю совокупность правовых норм также в виде единого логического целого, дедуктивно выводимого из универсальных принципов, комментаторы этим самым в значительной степени положили основание нашей нынешней юриспруденции как науки. И в этом заключается большой шаг вперед, сделанный комментаторами по сравнению с их предшественниками.

С этим было связано еще одно явление в истории юридической мысли, отличающее комментаторов от глоссаторов. Сведение юридических норм к известным общим принципам сопровождалось у юристов этой эпохи представлением об универсальном, абсолютном значении этих общих принципов , и, таким образом, в их учениях возрождалась вера в отошедшее при глоссаторах на второй план естественное право , jus naturale. Идея естественного права как некоторого вечного, разумом из природы вещей выводимого права, лежала в основе всех их учений.

С установлением нового метода Болонья теряет свое прежнее первенствующее положение, хотя главным очагом школы комментаторов все еще остается Италия. Виднейшими из комментаторов являются Бартол [ус ] (Бартоло де Саксоферрато ) и Бальд [ус ] (Дельи Убальди Бальдо ). Бартол родился в 1314 г. в Сассоферато, штудировал юриспруденцию в Перудже и Болонье, с 1339 г. был профессором в Пизе, а потом в Перудже, где приобрел как преподаватель мировую известность; умер в 1357 г. После его смерти его комментарии пользовались в судах чрезвычайным авторитетом; в Испании и Португалии они были переведены и даже считались для судов обязательными. — Бальд родился в 1327 г. в Перудже и был учеником Бартола; говорят, что уже 15–летним юношей он ставил своего учителя своими возражениями нередко в тупик. Потом он был профессором в разных университетах Италии (Болонье, Флоренции, Падуе, Перудже), занимал различные судебные должности и умер в 1400 г. Вместе с Бартолом Бальд считается авторитетнейшим представителем комментаторства.

После них схоластическое направление заметно изживает само себя: светлые стороны его делаются слабее, темные — сильнее. Из времени упадка заслуживает упоминания Ясон Майн [ус ] (Дель Майно Джасоне ) (1435–1519), бывший профессором в Павии, Падуе и Пизе: в своих сочинениях он соединил почти всю литературу комментаторов и в этом отношении до некоторой степени является Аккурзием постглоссаторов.

Болонский университет и глоссаторы

В конце XI века в Болонье возникает университет, который приобретает скоро всемирную известность и делается центром возрождающейся юриспруденции. Первые зачатки этой школы, однако, и доныне не вполне выяснены.

Но истинное возникновение Болонской школы связывается с именем Ирнерия . Ирнерий был уроженцем Болоньи; упоминается он в первый раз в судебном протоколе 1113 года в качестве судьи, а в 1118 году император Генрих V взял его с собою в Рим для того, чтобы он убедил народ в недействительности выбора папы Геласия II. Из этого видно, что к этому времени Ирнерий пользуется уже огромной известностью и авторитетом далеко за пределами своего города. Время его смерти неизвестно.

С другой стороны, мало — помалу превращается в корпорацию и преподавательский персонал — профессора . Для вступления в нее и для получения права преподавания необходима promotio — получение звания доктора (doctor), для чего необходимо выдержание особого экзамена и публичного диспута (conventus), который обыкновенно происходил в соборе.

Разумеется, город был в высокой степени заинтересован в процветании школы: проживание множества студентов, по большей части состоятельных, давало горожанам немалый доход. Вследствие этого городское управление всячески заботится о том, чтобы обставить это проживание наилучшим образом: так, например, квартиры оценивались особой комиссией таксаторов, в которую входили в равном числе выборные от города и от студенчества. Тем не менее, иногда возникали между городом и студенчеством недоразумения и столкновения, переходившие временами в вооруженные смуты. Иногда в конце таких смут часть студенчества с частью профессоров переходила в другой город, и таким образом создавался новый университет (например, Падуанский, основанный выходцами из Болоньи в 1222 году).

Чем же объясняется такой быстрый расцвет Болонской школы и в чем состоит ее значение в истории юриспруденции?

Выше было указано, что и до нее римское право занимало уже видное место в жизни и юриспруденции; но юриспруденция доболонского периода пользовалась им лишь в качестве материала при разрешении спорных вопросов жизни — наряду с другим материалом в виде права лангобардского и т. д. Конечным критерием при оценке этих материалов являлась aequitas . Вследствие этого юристы доболонской эпохи привыкли относиться к положениям римского права с известной свободой, считая самих себя призванными творить новое право на основе aequitas. Вместе с тем и всякий судья, воспитанный в этом духе, склонен был при решении спорных дел давать простор своему усмотрению, осуществляя то, что ему казалось in concreto справедливым.

Скоро по образцу Болоньи стали создаваться другие университеты в Италии (Падуя, Пиза, Перуджа и т. д.), Франции (Париж, Монпелье) и других странах; равным образом старые юридические школы (например, Орлеан) стали усваивать себе методы болонцев. Новое направление стало во всей юриспруденции Европы общим.

Кроме упомянутых выше четырех ближайших учеников Ирнерия, виднейшими представителями глоссаторской школы являются: ученики Булгара Рогерий, Альберик и Иоанн Бассиан ; затем, Плацентин , вынужденный вследствие ссоры со своим коллегой, Henricus de Vaila, бежать из Болоньи и основавший школу в Монпелье; Пиллий; Вакарий , насаждавший римское право в Англии, и упоминавшийся ранее неоднократно Одофред . Наивысшего пункта в своем развитии школа глоссаторов достигает при Аццоне Ацо (умер около 1230 г.): его глоссы и summae пользовались наибольшим авторитетом, его преподавание привлекало в Болонью огромное количество слушателей: рассказывают, что иногда у него собиралось до 10 тысяч, вследствие чего он должен был читать свои лекции на площади.

Оба эти философа перенесли в юриспруденцию современный им философский метод, то есть схоластический , которым и характеризуется по преимуществу эпоха постглоссаторов. Схоластические приемы их были причиной того, что долгое время эта эпоха казалась эпохой упадка по сравнению с эпохой глоссаторов, и лишь в последнее время устанавливается более правильное представление о ней.

Но, комментируя глоссы, они стараются при этом внести в разбираемые ими юридические явления известный логический порядок , стараются свести юридические нормы к известным общим понятиям , из которых затем логически, дедуктивно, могли бы быть выведены понятия частные. Отсюда их — часто утомительные и бесплодные — divisiones и subdivisiones, distinctiones и subdistinctiones, ampliationes и limitationes (специальные обозначения логических приемов схоластики) — приемы, с которыми у нас соединяется представление о схоластике, о пустом формализме. Но в то время за этими схоластическими приемами скрывалась глубокая и очень ценная сторона. Подобно тому как в области средневековой философии схоластика обозначала пробуждение самостоятельного мышления, желание охватить мыслью все бесконечное разнообразие мировых явлений, познать их в виде единого логического целого, так и в области юриспруденции схоластический метод был первым опытом философского понимания права . Пытаясь представить всю совокупность правовых норм также в виде единого логического целого, дедуктивно выводимого из универсальных принципов, комментаторы этим самым в значительной степени положили основание нашей нынешней юриспруденции как науки. И в этом заключается большой шаг вперед, сделанный комментаторами по сравнению с их предшественниками.

С этим было связано еще одно явление в истории юридической мысли, отличающее комментаторов от глоссаторов. Сведение юридических норм к известным общим принципам сопровождалось у юристов этой эпохи представлением об универсальном, абсолютном значении этих общих принципов , и, таким образом, в их учениях возрождалась вера в отошедшее при глоссаторах на второй план естественное право , jus naturale. Идея естественного права как некоторого вечного, разумом из природы вещей выводимого права, лежала в основе всех их учений.

С установлением нового метода Болонья теряет свое прежнее первенствующее положение, хотя главным очагом школы комментаторов все еще остается Италия. Виднейшими из комментаторов являются Бартол [ус ] (Бартоло де Саксоферрато ) и Бальд [ус ] (Дельи Убальди Бальдо ). Бартол родился в 1314 г. в Сассоферато, штудировал юриспруденцию в Перудже и Болонье, с 1339 г. был профессором в Пизе, а потом в Перудже, где приобрел как преподаватель мировую известность; умер в 1357 г. После его смерти его комментарии пользовались в судах чрезвычайным авторитетом; в Испании и Португалии они были переведены и даже считались для судов обязательными. — Бальд родился в 1327 г. в Перудже и был учеником Бартола; говорят, что уже 15–летним юношей он ставил своего учителя своими возражениями нередко в тупик. Потом он был профессором в разных университетах Италии (Болонье, Флоренции, Падуе, Перудже), занимал различные судебные должности и умер в 1400 г. Вместе с Бартолом Бальд считается авторитетнейшим представителем комментаторства.

После них схоластическое направление заметно изживает само себя: светлые стороны его делаются слабее, темные — сильнее. Из времени упадка заслуживает упоминания Ясон Майн [ус ] (Дель Майно Джасоне ) (1435–1519), бывший профессором в Павии, Падуе и Пизе: в своих сочинениях он соединил почти всю литературу комментаторов и в этом отношении до некоторой степени является Аккурзием постглоссаторов.

Васильев Антон Александрович, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Алтайского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье раскрываются вопросы преподавания римского права в Средние века в Европе. Предлагается определение глоссаторов. Определяется порядок создания и функционирования первых университетов. Освещаются взгляды глоссаторов, касающиеся соотношения права и справедливости.

Ключевые слова: глоссатор, закон, справедливость, университет, диспут, римское право.

Doctrine of glossators as a source of law in medieval Europe A. A. Vasil’ev

The article reveals the issues of teaching of Roman Law in the Middle Ages in Europe, proposes definition of glossators, determines the procedure of creation and functioning of first universities, describes the viewpoints of glossators related to correlation of law and justice.

Key words: glossator, law, justice, university, dispute, Roman Law.

Преподаватели составляли особую организацию, обладавшую правом принятия экзаменов, взимать плату за обучение и принимать кандидатов на докторскую степень . ——————————— Подробнее о статутах европейских университетов см.: Антология мировой юридической мысли: В 5 т. Т. II: V — XVII вв. М.: Мысль, 1999. С. 354 — 358.

Как отмечается в литературе, широкие полномочия студенческих корпораций, включая право бойкотирования лекций некомпетентных профессоров, имеют экономическую подоплеку. Городу и его жителям было выгодно предоставлять самоуправление студенчеству, поскольку местные жители содержали столовые и общежития. По болонскому типу были организованы университеты в других европейских городах — Падуе, Перудже, Пизе, Саламанке, Монпелье, Орлеане, Праге, Вене, Кракове, Гейдельберге. Университеты же к северу от Альп были основаны по парижской модели, при которой все четыре факультета (богословский, юридический, медицинский, свободных искусств) находились в единой организации и подчинялись одному главе . ——————————— Берман Г. Дж. Указ. соч. С. 130 — 131.

4. Метод работы глоссаторов с юридическими текстами был подчинен процессу преподавания римского права студентам. Преподавание было неотъемлемой частью научного исследования. Учитель права читал вслух Дигесты Юстиниана, а студенты следили за чтением по арендованным или купленным книгам. Такая форма занятия называлась lectio — чтение. Неясные и противоречивые места преподаватель, а вслед за ним студенты толковали, т. е. объясняли их смысл в виде пометок на полях или между строк. Пометки, или глоссы, делились на notabilia — краткие выдержки из Дигест, brocardica — изложение общих норм. Кроме того, профессора применяли классификации — distinctiones, т. е. деление общего понятия на подчиненные виды, а также ставили quaestiones — спорные вопросы для проверки учения на конкретной ситуации. Помимо лекций использовались диспуты — disputatio, при которых под руководством преподавателя студенты должны были с разных сторон разрешить на основе Дигест Юстиниана спорную юридическую проблему. Решение по спору принимал преподаватель, взвешивая все приведенные оппонентами аргументы . ——————————— Берман Г. Дж. Указ. соч. С. 133 — 134.

Система права, сложившаяся в древнем, классическом Риме, не окончила своего исторического существования вместе с падением Римской империи. Новые государства в Европе создавались на исторической основе римских политических и правовых институтов, и значительная часть населения в них продолжала жить по традициям римского права и судопроизводства. Римское право обладало особыми внутренними качествами: высокой юридической техникой, разработанностью почти всех сторон правоотношений тогдашнего общества, развитым индивидуализмом, который выше прочих ценностей ставил охрану законности частных прав и личных интересов. Этим было предопределено, что в разных странах в разные века значительным будет интерес к использованию, применению римского права для регулирования новых общественных отношений. Особое отношение к древнему римскому праву было взаимосвязано с вообще почтительным отношением культуры Средневековья к древности, к праву великой Империи. Римское право стало представляться завершенным Разумом Права, своего рода всеобщей философией и практикой права. Такое историческое перенимание, рецепция (от receptio – усваиваю) – римского права стало важной частью формирования нового национального права в странах феодальной Европы. Рецепция римского права была общеевропейским явлением, но в разных государствах она протекала по-своему.

Римское право в варварских королевствах

Сформировавшиеся на землях бывших римских провинций в V – VI в. варварские королевства (см. § 22) не могли игнорировать традиционное римское право: основная часть населения жила по его правилам. Обычаи и право самих варварских германских племен были еще очень неразвиты, чтобы стать полноценным и совершенным государственным правом. В результате стал происходить особый исторический синтез разных правовых систем. Новые памятники права стремились воспроизвести переработанное римское право и приспособить его к новым условиям. Римское право тем самым как бы продолжило свою жизнь, но это было уже не вполне классическое римское право.

В королевстве Остготов правила римского частного права сохранились в полной силе для римлян. В провинциальном судоустройстве остались римские процессуальные порядки экстраординарного и искового процесса. Некоторое применение имели нормы римского права и в случаях конфликтов варваров с римлянами. Созданный при короле Теодорихе сводный эдикт-кодекс воспроизвел систему доказательств, применяемую в судах, целиком основанную на римском праве. Юридическая практика засвидетельствовала применение правил, содержащихся в Кодексе Феодосия – одном из первых сводов императорских конституций Рима, распространенном в Европе до кодификации Юстиниана.

В Лангобардском королевстве римское право также сохранило свое действие. Традиционную римскую юстицию варвары упразднили, и суды стали происходить по собственным лангобардским порядкам, зафиксированным, в частности, в систематизации под названием Эдикта Ротари (643 г.). Но уже в законах короля Луитпранда (VII в.) многие институты и термины (стипуляция, формы залога имуществ, основания для расторжения сделок и т. д.) были прямо заимствованы из источников римского права. Семейные и наследственные права римлян, а также детей от смешанных браков (которые, в общем, не поощрялись в королевстве) регулировались исключительно этими переработанными римскими правилами.

С середины VI в. было разрешено применять римское право к римскому населению и во Франкском королевстве. В 788 г. по указу Карла Великого была опубликована новая редакция Бревиария Алариха II.

Возрождение римского права. Глоссаторы

Общее оживление городской жизни в XI – XII вв. в Европе повысило интерес к культурным традициям. Практические потребности юстиции, особенно в гражданских отношениях, обратили внимание к изучению правового опыта прошлого. Древние памятники римского права стали вновь входить в обиход благодаря их сохранению в научной среде.

Центрами возрождения применения римского права стали Южная Франция и Северная Италия – не только наиболее социально и культурно развитые области тогдашней Западной Европы, но и в большей степени сохранившие наследие римской культуры вообще.

Чисто римская по своим традициям, сложилась школа практической и теоретической юриспруденции в Равенне. Однако самой известной стала школа Болонского университета.

Глоссаторы занялись скрупулезным изучением древних текстов: в их представлениях, рукописные свидетельства не могли быть ничем опровергнуты, кроме самих же текстов. Стремясь к непротиворечивости, они комбинировали разные тексты разных древних авторов и памятников, создавая собственные краткие определения и выводы. Большое значение имел общий схоластический метод – сравнение всех текстов вместе. В анализе этих текстов, их подразделении на основные и второстепенные понятия глоссаторы достигли высокого формального мастерства. Свои наблюдения последователи школы излагали в виде особых сумм (предварительного истолкования части Юстинианового Свода) или сокращений – сборников юридических правил для конкретного случая.

Комментаторы (постглоссаторы)

Одним из самых знаменитых комментаторов был итальянский профессор Бартоло де Сассоферрато (XIV в.). Ему принадлежит обобщающий труд по комментированию с новых позиций всего Юстинианова Свода. Его идеям, в частности, обязан один из важнейших принципов европейского обязательственного права, согласно которому содержание соглашения определяется не столько формальными требованиями к сделке, но законами места исполнения, платежа и т. д. Это значительно упростило денежные и другие взыскания, заставило внимательнее относиться к местным узаконениям и судебным порядкам. Другим известнейшим из постглоссаторов был профессор Балдус де Убалдис (XIV в.), ученик Бартоло и один из видных судей в городах Северной Италии.

Римское право на пороге Нового времени

Еще одной особенностью и одновременно изъяном применения римского права в Европе было то, что глоссаторы своими трудами заслонили подлинное классическое право. Содержание глосс признавалось чуть ли не за Священное писание юриспруденции, заключение глоссатора признавалось важнее текста. А любая критика разбивалась о вопрос: не думаешь ли ты, что глосса не знала текста или не умела его анализировать так же хорошо? Авторитет глоссаторов подменил собою авторитет римского права. То, что не было в свое время зафиксировано в глоссах, объявлялось несуществующим и недействующим.

Особое развитие получила рецепция римского права в Голландии. Здесь сложилась так называемая элегантная школа теоретической и практической юриспруденции (XVII в.). Через голландскую практику правила римского права повлияли на формирование права в Новом Свете, особенно – на морское, международное право.

Римское право в рецепированном виде стало важнейшим первоначальным источником формирования новых национальных систем права в Западной Европе. Но оно же явилось причиной значительных деформаций этих систем, с самого начала находившихся под мощным влиянием древней юридической системы – высокой по технике, но принадлежавшей другому обществу и почти другой цивилизации.

Читайте также: