План нации 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ кратко

Обновлено: 03.07.2024

I I I. ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ


35. ВВЕДЕНИЕ В РЫНОЧНЫЙ ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬХОЗНАЗНАЧЕНИЯ с целью их эффективного использования. Внесение изменений в ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС И ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ.

Оставим шаги, которые касаются налогов и таможни. Налоги – это индикатор состояния производства, они относятся к финансам в структуре экономики, которые выступают в роли измерителя. Поэтому финансы должны оказывать минимальное влияние на объект измерения - производство. Поскольку там огромное число ситуаций и их градаций, то здесь широкое поле деятельности. Следует только отметить, что налоги очень не эффективный регулятор в экономике – большая инерционность. Результат как бы становится известен через несколько лет, когда уже трудно определить, почему так произошло. Тем более что предприниматели всегда просят снизить налоги.

Из рисунка видно, что если экономика будет на платформе А. Смита, то Казахстан по относительному ВВП никогда в обозримой перспективе не сравнится с ОЭСР. Речь идёт о том, что разрыв, который был в 1990 г. ( принят за ноль) сохранится и даже будет нарастать. На платформе В. И. Ленина такое сравнение произойдёт при 7 % в 2025 г., а при 10% в 2021 г. Больше делать выводов из рисунка не будем, и какую платформу следует выбрать Казахстану – это прерогатива Казахской элиты.


11 марта 2015 года Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время своего выдвижения на предстоящие выборы заявил о необходимости проведения в стране институциональных реформ. Коснуться они должны были широкого спектра сфер: от госаппарата до укрепления национальной идентичности.

Уже в мае был обнародован план по их реализации, назвали его План нации "100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ. Как понятно из названия, состоит он из 100 пунктов.

Informburo.kz вместе с МФЦА рассказывают, как в Казахстане проходят институциональные реформы и как они уже повлияли на нашу жизнь.

Что такое План нации?

План нации "100 конкретных шагов" – это комплексный план по претворению в жизнь институциональных реформ. С полным его текстом можно ознакомиться здесь. Направлений реформ пять:

  • формирование профессионального госаппарата;
  • обеспечение верховенства закона;
  • индустриализация и экономический рост;
  • идентичность и единство;
  • формирование подотчётного государства.


“Этим преобразованиям отводится решающая роль. Они прокладывают магистральный путь к решению комплекса исторических задач, которые изменят Казахстан, его экономику, государство и общество. Они сформируют новые достойные условия для развития страны, экономического роста и улучшения жизни всех казахстанцев, которые будут соответствовать стандартам Организации экономического сотрудничества и развития, объединяющей самые развитые государства планеты”, – писал Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в статье “План нации – Путь к казахстанской месте” в январе 2016 года.

В программном тексте отмечалось, что всего за несколько месяцев с момента публикации Плана нации была проделана колоссальная работа по законодательному и организационному обеспечению старта институциональных реформ. По каждому направлению были определены конкретные, а не общие поручения, которые должны быть исполнены государственным аппаратом.

Курирует эту работу специальный орган – Национальная комиссия по модернизации. Она была образована в 2017 году, и в её состав вошли руководство Администрации Президента, министры и акимы регионов, а также представители некоторых общественных объединений.

На последнем её заседании, которое прошло 19 сентября нынешнего года, стало известно, что из 100 шагов Плана нации уже исполнены и сняты с контроля 58.

"Реализация Плана нации находится на личном контроле Елбасы. Глава государства Касым-Жомарт Токаев в Послании народу поручил возобновить работу Национальной комиссии по модернизации. (…) С учётом современных реалий и меняющихся условий мы должны скоординировать все наши усилия, пересмотреть действующие подходы и активизировать работу по реализации шагов Плана нации", – сказал премьер-министр страны Аскар Мамин на заседании комиссии.

Остальные шаги сейчас реализуют министерства экономики, сельского хозяйства, индустрии и инфраструктурного развития, энергетики, финансов, торговли и интеграции, иностранных дел и другие госорганы.

После возобновления заседаний Нацкомиссии МНЭ разработало проект плана её работы, который будет представлен на утверждение президенту страны.

Что уже реализовано?

Многие из реформ, которые проводят в рамках Плана нации, можно действительно назвать масштабными. В их числе, например, развитие местного самоуправления. Жители регионов смогут шире участвовать в процессе принятия решений, а на уровне сельских округов, аулов и городов районного значения создаётся новый уровень бюджета – бюджет местного самоуправления. Последние должны заработать уже с 2020 года.

Уже сейчас можно назвать и другие пункты Плана нации, которые были реализованы. В их числе, например, по 20-му шагу – на всех судебных процессах внедрили аудио- и видеофиксацию заседаний, а по 49-му – заменили устаревшие строительные нормы и правила (СНиП), которые использовались с советского периода, на систему Еврокодов. Последнее, по мнению чиновников, позволит, в первую очередь, устранить барьеры для иностранных инвесторов и обеспечит более высокую безопасность зданий.

Кроме того, постепенно Казахстан переходит к 12-летнему школьному образованию. Это, а также введение подушевого финансирования школ прописано в 76-м шаге. Как недавно сообщил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, ориентир для введения 12-летнего образования – 2021 год. Первоклассники, которые начнут учиться в этот год, по словам министра, уже будут знать, что им предстоит не 11, а 12 лет обучения.

Один из крупнейших проектов плана – МФЦА

В рамках Плана нации был создан международный финансовый центр "Астана".

"Центральным вопросом третьего направления Плана нации является создание международного финансового центра “Астана” с независимой судебной системой, собственной юрисдикцией на принципах британского права с применением английского языка и внедрением принципа инвестиционного резидентства", – говорится в статье Нурсултана Назарбаева.

МФЦА стал одним из крупнейших проектов, поскольку затрагивает сразу пять пунктов, а именно:

  • 24-й шаг – создание Международного арбитражного центра AIFC на примере опыта в Дубае;
  • 70-й шаг – собственно создание международного финансового центра "Астана" (AIFC) на базе инфраструктуры Astana Expo – 2017 с приданием ему специального статуса;
  • 71-й шаг – разработка Стратегии развития финансового центра со специализацией на обслуживании рынков капитала и исламском финансировании; развитие новых видов финансовых услуг;
  • 72-й шаг – введение английского языка в качестве официального на территории финансового центра. Самостоятельное законодательство центра должно составляться и применяться на английском языке;
  • 73-й шаг – обеспечение международной транспортной доступности финансового центра.

Слайд с сайта https://online.zakon.kz/

Все эти направления уже реализованы или находятся в процессе реализации. Первым был принят и вступил в силу Конституционный закон "О международном финансовом центре "Астана", который создал основу для его работы. Сам финцентр был официально открыт в 2018 году, тогда же, в ноябре, начала работу его биржа – Astana International Exchange, или AIX. И первые результаты работы последней широко освещались в СМИ. За это время на торговой площадке прошли листинг три компании: "Казатомпром", Polymetal и Народный банк. Первый, напомним, провёл на AIX своё IPO в рамках программы приватизации.

Кроме того, уже начал работу независимый регулятор МФЦА – AFSA, который занимается законодательной базой финцентра. О его работе Informburo.kz уже писал ранее. Был сформирован суд, действующий на основе английского права, с привлечением десяти профессиональных судей.

С созданием правовой базы началась работа над внедрением новых финансовых услуг, например, private banking и управления активами. О том, что это такое и как это работает, можно прочитать здесь. Первые две компании по управлению активами – из Швейцарии – уже зарегистрировались в МФЦА.

Всё это должно помочь МФЦА закрепиться в качестве финансового хаба для региона, а в будущем способствовать экономическому росту Казахстана и благополучию его граждан.

"Экономические результаты деятельности МФЦА будут выражаться в ускорении роста ВВП в среднем до 1% ежегодно за счёт притока прямых иностранных инвестиций на казахстанские рынки капитала", – писал Первый Президент страны.

По его мнению, благодаря работе финцентра столица Казахстана будет развиваться как деловой, культурный и научный центр Евразии, располагать современной международной транспортно-логистической системой. Сможет ли в действительно МФЦА оказать такое влияние на экономику страны, вопрос пока открытый – для этого нужно время.

Ранее эксперты между тем уже высказывали мнение, что у Плана нации такой потенциал есть. К примеру, бывший министр экономического развития РФ, а ныне президент Сбербанка Герман Греф на Астанинском экономическом форуме в 2015 году говорил следующее:

"Я могу достаточно профессионально оценить этот документ, я много лет занимался этой темой и проблемой. Сейчас я могу сказать, что это один из лучших документов, которые я когда-либо видел. Он всеобъемлющ, очень логично выстроен. (…) Если из этих 100 шагов будет сделано хотя бы 50, будем надеяться, что будет сделано больше, то очевидно, Казахстан будет принципиально другим государством".

Казахстан первым из всех постсоветских стран приступил к формированию нового кадрового корпуса государственных служащих, ввел трехступенчатую систему конкурсного отбора государственных служащих и принципы меритократии.

Суть второй реформы заключается в том, чтобы независимое правосудие и вся правоохранительная система Казахстана были нацелены исключительно на обеспечение прав и свобод граждан, строгое исполнение законов и укрепление правопорядка.

Введена новая система отбора судейских кадров, принят новый Этический кодекс судей, созданы местные полицейские службы, подотчетные местному сообществу.

Большой объем работы связан с третьим реформаторским направлением – комплексом преобразований по обеспечению индустриализации и экономического роста.

Ведется работа, направленная на улучшение налогового и таможенного администрирования.

За счет интеграции налоговой и таможенной систем
до 1 сократится количество документов при таможенном декларировании.

В результате большой работы в антимонопольной сфере и приведению его в соответствие со стандартами Организации экономического сотрудничества и развития в 2016 году Антимонопольный орган Казахстана принят в качестве участника в Комитет по конкуренции ОЭСР.

Для снижения уровня теневой экономики ведется работа по оптимизации действующих налоговых режимов, переходу к всеобщему декларированию доходов и имущества (с 2020 года).

Для обеспечения правовой защищенности и уверенности предпринимателей принят Предпринимательский Кодекс, создан институт бизнес-омбудсмена. Принят Таможенный кодекс ЕАЭС

Для возврата имущества и денег в легальный оборот в 2016 году проведена легализация, в рамках которой легализовано
5,7 трлн. тенге.

Уже упрощена процедура предоставления прав недропользования путем внедрения механизма аукциона, ведется работа по переходу к австралийской модели недропользования, что предусматривает упрощенную методику проведения всех видов геологических работ, включая поиск, оценку и разработку месторождений.

Для формирования условий по привлечению новых источников внешних инвестиций создан международный финансовый центр Астана (МФЦА), в котором будет собственная юрисдикция на принципах английского права.

В настоящее время ведется работа по привлечению транснациональных корпораций в перерабатывающий сектор нашей экономики.

В агропромышленный комплекс для развития сырьевой базы экспорта переработанной продукции привлечены 4 стратегических инвестора для развития производства и переработки молока и мяса из Франции (Lactalis), Китая (Golden Camel Group, Rifa Holding, CITIC Group), из Италии (Cremonini), Саудовской Аравии (Al-Ramiz International) и Германии (Baumann).

Ведется работа по улучшению качества дорог за счет введения платности на дорогах. В целях интеграции Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки функционирует мультимодальный Евразийский трансконтинентальный коридор.

Транспортный коридор будет проходить: первое направление – через территорию Казахстана, Российской Федерации и далее в Европу; второе направление – через территорию Казахстана от Хоргоса до порта Актау, далее по Каспийскому морю в Азербайджан, а затем через Грузию.

В этих целях также создается Сухой порт в г. Москва совместно с РФ.

Завершено расширение Актауского международного морского порта. Ведется работа по строительству паромного комплекса в порту Курык. Запущены контейнерные поезда с Китая в Украину/Турцию через Казахстан.

Принят новый Трудовой кодекс, в котором установлены гибкие механизмы в регулировании трудовых отношений, четко определяющие границы вмешательства государства в сферу трудовых отношений. Установлены минимальные трудовые стандарты, базовые гарантии и компенсации работникам.

В сфере социальной защиты с 1 января 2018 года предусматривается реформирование системы оказания социальной помощи посредством внедрения нового формата адресной социальной помощи, которая будет предоставляться только при условии активного участия в программах содействия занятости и социальной адаптации. В связи с этим создан Фонд социального медицинского страхования, увеличена доля частных поставщиков в 2016 году до 31,5%.

В сфере образования с 1 сентября 2016 года осуществлен переход 1 классов на обучение по обновленному содержанию, ведется апробация подушевого финансирования. Расширена академическая самостоятельность вузов до 65%, магистратуре – до 70%, докторантуре – до 90%.

В рамках пятой реформы, направленной на формирование транспарентного и подотчетного государства, с целью закрепления персональной ответственности первых руководителей государственных органов за результаты деятельности внедрены ключевые целевые индикаторы, оптимизирована система государственного планирования.

Нурсултан Назарбаев в среду, 29 апреля, выступил на церемонии вступления в должность президента Республики Казахстан


Дорогие друзья!

Соратники и единомышленники!

Только что, согласно Конституции страны, я дал присягу моему народу! Её слова я сегодня впервые произнёс накануне самого доброго и светлого праздника - Дня единства народа. Силу единства нашего общества наглядно показали состоявшиеся президентские выборы. Я благодарен всему нашему народу!

Мы продемонстрировали всему миру силу единства и крепкой сплоченности народа. Состоявшиеся выборы войдут в историю, как самые массовые по электоральному участию. Казахстанцы оказали мне великое доверие, ещё раз призвав служить Родине. Мы вместе прошли непростой путь: поверили в себя, обрели Независимость, построили государство, открыли миру новый Казахстан, нашли себя как единую и великую нацию. Ваше доверие всегда вдохновляло меня, давало уверенность и силу. И сейчас хочу со всей ответственностью сказать, что, как и в предыдущие годы, буду верно служить народу, оберегать страну и благополучие всех наших граждан, буду защищать наши высшие общенациональные интересы.

Я назвал важные вехи, которые дают четкое представление о цене нашей государственности. Сейчас всё это хорошо помнит старшее поколение. Но молодые поколения должны знать и помнить цену нынешнего благополучия страны. Именно в те трудные годы проявились лучшие черты характера нашего народа - конструктивность, взвешенность, прагматизм. Верность этим ценностям позволит воплотить нашу мечту о Мәңгілік Ел - построить сильное и эффективное государство на века.

Стратегия - 2050 поставила перед нацией новую амбициозную задачу: войти в число 30 самых развитых государств мира. В начале второго десятилетия ситуация в мире способствовала нашему ускоренному развитию. Но сегодня глобальный мир стал развиваться не по самому благоприятному сценарию. На наших глазах кризисы и конфликты сотрясают все части света. Увеличивается количество несостоявшихся государств, граждане которых прозябают в нищете или гибнут в военных конфликтах. Нестабильность вплотную подошла к границам Центральной Азии.

Последние 2-3 года, видя нарастание глобальных проблем, я думал о том, как укрепить и обезопасить наш Казахстан и не сбиться с пути вхождения в 30 наиболее успешных стран. Я обсуждал ситуацию с лидерами других государств. Со всей ответственностью хочу предупредить нацию. Нашему дальнейшему развитию еще продолжает угрожать 5 новых внешних вызовов.

Первый. Это кризис мирового порядка и нарастание общей неопределенности. Мировая система безопасности испытывается на прочность конфликтами нового типа. На мировой арене появляются новые несистемные игроки, использующие экстремизм и насилие.

Третий. Процесс изменения климата сегодня происходит с непредсказуемыми последствиями, ведет к разным катаклизмам.

Четвертый. Центральная Азия может быть затронута новыми линиями мировых разломов, что также станет вызовом для всего региона.

Пятый вызов - кризис глобального порядка и нестабильность мировой экономики ставят под вопрос международную координацию по борьбе с этими вызовами.

Я вижу стоящие перед страной 5 масштабных внутренних задач.

Во-первых, нам надо увеличить долю среднего класса как опоры нашей стабильности, развить бизнес и помочь стране стать государством с преобладающим количеством жителей среднего достатка. Во-вторых, мы огромная страна. Поэтому нам надо развивать единый внутренний рынок и сбалансированное развитие всех регионов. В-третьих, борьба с коррупцией является одним из главных приоритетов нашей работы. В-четвертых, создание новых рабочих мест, для этого осуществляется индустриальная программа, развивается бизнес. В-пятых, укрепление единства нации на новом витке истории. Всё это вызовы нашей государственности в XXI веке.

Время мировых перемен ставит каждое государство перед выбором: или реформы или деградация. Достойно пройдет через эпоху перемен тот, кто способен на самообновление, значит, на реформы. Перед нами стоит огромная принципиальная задача: сделать непотопляемым наш государственный корабль. Задача предстоящих лет: укрепить Казахстан, и даже несмотря на время мировых бурь уверенно войти в число 30 государств лидеров грядущего мира.

Я предложил 5 институциональных реформ, которые стали моей предвыборной платформой. Результат голосования 26 апреля я воспринимаю как прямой мандат народа на немедленное проведение реформ. И я намерен проявить всю свою волю, решимость, сконцентрировать государственный аппарат и консолидировать усилия общества на выполнение реформ. В самое ближайшее время будет создана Национальная комиссия по модернизации при президенте страны. Её миссия - управление поэтапной реализацией 5 реформ и координация действий государственных органов, бизнес-сектора и гражданского общества.

Я назвал план реформ Планом Нации, потому что реформы требуют непосредственного участия каждого гражданина Казахстана. Реформы - дело народа, а не только государственной машины. Суть реформ - в модернизации нации. Именно качество нации, сила духа народа, способность принять вызовы времени и идти только вперед были и будут определяющим фактором успеха государства.

Я вижу строгую последовательность осуществления реформ.

Первое. Предстоящая реформа системы государственной службы сформирует прозрачную и эффективную модель, при которой, служащие будут уважать права граждан и служить их законным интересам. Госслужба станет прототипом справедливого казахстанского общества, когда всем гражданам без исключения предоставляются равные возможности для самореализации на основе принципа меритократии.

Второе. Реформа сделает судебную систему беспристрастной. Справедливый суд станет доступным для инвесторов и бизнеса. Право частной собственности будет незыблемо. Инвестиционное правосудие и международный арбитражный центр по примеру лучшего международного опыта должны сделать бизнес-климат в стране одним из самых привлекательных в мире.

Пятое. Реформа сделает работу государственного аппарата прозрачной и подотчетной гражданам. Государство должно стать компактным и больше полномочий делегировать негосударственному сектору. План реформ, который я даю нации, позволит, во-первых, обеспечить гражданам безопасность в неспокойном мире, во-вторых, инклюзивную, всеобъемлющую модернизацию.

В первые годы обретения независимости мы строили основы суверенного государства. Это был первый этап нашего государственного строительства. Затем, укрепившись, мы проделали путь к состоявшемуся государству. Это был второй этап. Сейчас, начиная великие реформы, мы прокладываем путь к Мәңгілік Ел. Это будет третий этап нашего государственного строительства.

Успешное выполнение Плана Нации требует благоприятного международного климата. Мы продолжим сотрудничество с нашими стратегическими партнерами - Россией, Китайской Народной Республикой, США, странами Европейского Союза, исламского мира. Мы будем активно работать в международных организациях. Как лидер Центральной Азии, Казахстан будет поддерживать общую архитектуру безопасности и экономическое развитие нашего региона. Особые отношения нас будут связывать с нашими ближайшими партнерами по Евразийскому экономическому союзу - Россией, Беларусью, Кыргызстаном и Арменией. Казахстанская дипломатия будет наращивать усилия по мирному урегулированию острых региональных конфликтов в исламском мире и на постсоветском пространстве.

Мы, возмужавшая нация, делаем решительный шаг в новую эпоху. Пусть будет благословенна вечная земля Казахстана! Пусть будет сильна наша единая нация!

Читайте также: