Ван дейк автопортрет анализ кратко

Обновлено: 05.07.2024

Антонис ван Дейк (Antoon van Dyck; родился 22 марта 1599 г. — умер 9 декабря 1641 г.) — выдающийся фламандский художник XVII века, непревзойденный мастер парадного придворного портрета. Антонис ван Дейк широко известен картинами на религиозную и мифологическую тематику в стиле барокко. Знаменитый фламандец также оказал большое влияние на развитие рисунка и гравюры, работая в смешанной технике резца и офорта.

Биография Антониса ван Дейка

Солидное состояние отца помогло ван Дейку уже в 1615 году открыть собственную мастерскую, а спустя 3 года его приняли в знаменитое объединение художников Антверпена — гильдию живописцев Святого Луки. В это же время молодой портретист становится учеником самого известного фламандца в искусстве XVII века Рубенса (Pieter Paul Rubens). Под влиянием учителя Антонис раскрыл свой художественный талант не только в портретном, но и в религиозном и мифологическом жанрах.

Но именно благодаря мастерски написанным портретам ван Дейк быстро приобретает известность не только на Родине, но и за ее пределами. В 1620 году по инициативе маркиза Букингемского молодой художник приезжает ко двору короля Англии Якова I. В Лондоне он впервые знакомится с картинами Тициана (Tiziano Vecellio) и шедевры гениального венецианца производят на него большое впечатление. Вернувшись через 4 месяца в родной Антверпен, ван Дейк решает уехать в Италию. Здесь в течение 6 лет он изучает творчество великих мастеров местных школ живописи и упорно совершенствует собственный стиль рисования.

Возвращение в Антверпен в 1627 году было триумфальным. Ван Дейка назначают на должность придворного художника правительницы испанских провинций Нидерландов, постоянно растет количество заказов на написание картин.

В 1632 году живописец получает приглашение поступить на службу ко двору правителя Англии Карла I и принимает его. Последующие 8 лет были самыми счастливыми в жизни мастера. Он создает множество роскошных портретов, женится на фрейлине английской королевы, а монарх благосклонно дарует гениальному иностранцу титул рыцаря.

Обласканный обществом и королем мэтр искусства в конце 1640 года совершает, как оказалось, весьма трагичный шаг — отправляется в Париж, чтобы написать портрет кардинала Ришелье. В столице Франции живописца настигает загадочная болезнь, которая быстро разрушает здоровье еще не старого мужчины.

Больной живописец возвращается в Лондон, где несмотря на старания лучших лекарей короля Англии умирает 9 декабря 1641 года. Потрясенный смертью любимого художника Карл I отдает распоряжение захоронить его в Соборе Святого Павла — усыпальнице самых известных граждан Великой Британии.

Самые известные картины Антониса ван Дейка

Среди самых известных картин Антониса ван Дейка особое место занимают портреты. Именно произведения этого жанра прославили великого фламандца на весь мир. Отметим некоторые из них:

Антонис ван Дейк прожил недолгую, но весьма яркую жизнь. Он рано заслужил славу величайшего портретиста и оставил потомкам множество шедевральных работ.

Посетители портала Very Important Lot всегда могут принять участие в аукционах искусства в режиме онлайн, чтобы приобрести шедевры антиквариата разных эпох. Портал также предоставляет возможность пользователям недорого купить картины напрямую у современных художников.

Одна из лучших картин Эрмитажа, автопортрет Ван Дейка демонстрирует нам художника в творческой, раскованной ипостаси человека, производящего живое впечатление воплощенного искусства, немного бунтарского, выбивающегося из череды образов повседневности, и именно через это особенно привлекательного.

Аристократическая внешность подчеркнута мастерской игрой света, делающей бледность кожи достоинством, присущим воплощению тонкой натуры, чувствительной и потому чувственной, эмоционально возвышенной и потому

Кудрявые волосы, блики в глазах, зачарованно-отрешенная улыбка, восприимчивая поза, открытая для мира и тем слушающая и говорящая – так должен выглядеть человек музы, несущий в мир свое уникальное видение. Скудность цветовой палитры, использованной для картины, компенсируется умелой разницей между четкостью освещения и размытостью линий кожи, что создает реалистический, пейзажный полумрак.

Попытка портретиста, гениально ловящего чужие характерные черты и отображающего на картинах сущность более глубокую, чем внешность, изобразить собственную индивидуальность в его восприятии заслуживает

особого внимания, подобно зеркалу, пытающемуся отразить само себя и показать глубину, скромно не переходящую в бесконечность лишь из формального соблюдения приличий.

Особенный колорит, близкий венецианской школе, сделавший художника одним из самых выдающихся портретистов семнадцатого века, представлен на этой картине в чистейшей сути своей. И именно этот колорит, внесший существенный вклад в развитие английской живописи, стал тем эталоном, который воплотился в традициях основанной Ван Дейком английской портретной школы.

История одного шедевра. Автопортрет. Антонис ван Дейк 1613г. дерево, масло. Размер: 25.8×19.5 см. Музей истории искусств, ВенаВ 1613-м году 14-летний вундеркинд Антонис, сын фламандского

В 1613-м году 14-летний вундеркинд Антонис, сын фламандского торговца шёлком Франса Ван Дейка, написал маслом на дереве небольшой автопортрет и это потрясающая вещь! Дело не только в зрелой технике, в той превосходной степени мастерства, которая не всегда даётся и вдвое старшим художникам. Гораздо сильнее впечатляет выражение лица подростка в нём виден ум, самоуверенность и вызов. Это лицо человека, который уже в в столь юном возрасте знает: ему дано от природы слишком много и он ещё всем покажет! Во взгляде читается и честолюбие, и самоуверенность. Согласитесь, уже видно, что этот мальчик слеплен из особого теста.

Ван Дейк стал величайшим портретистом. Что само по себе феноменально. Так как в этом жанре мало известных имён. По одной простой причине.
Портретист вынужден угождать заказчику. А в таких тисках мало кому удаётся привнести что-то своё. А уж тем более повлиять на развитие живописи.
Ван Дейку удавалось и то, и другое. И заказчики были довольны. И имя он своё прославил на много поколений вперёд. Потому что он поднял планку на следующий уровень.
Теперь уважающий себя художник не имел права изображать неподвижных кукол. Отныне в глазах каждой модели обязан читаться характер. Как это делал гениальный Ван Дейк.


Известный портретист Ван Дейк, картины которого известны многим людям, учился у знаменитого Рубенса. Его работы имели тематику мифов и религии. Они похожи на произведения учителя, но все-таки несут свою индивидуальность. Рубенс отличался своим темпераментом, излишней эмоциональностью, что отражалось в его произведениях, а вот картины Ван Дейка сохранили сдержанность и спокойствие своего автора.

Биография

Антверпен стал местом рождения будущего гения-художника. Его отец был богатым коммерсантом и воспитывал в сыне родовую аристократию. Наверное поэтому многие работы Антониса ван Дейка пронизаны хрупкостью и изысканностью.

Художник мало путешествовал и почти всю жизнь провел в Антверпене. На родной земле он писал портреты своих знакомых и друзей. Причем мужчина старался передавать и создавать произведения с максимальной реалистичностью. Хотя заметно и то, что некоторые модели приобретали свойственный художнику аристократизм. Местная знать полюбила Дейка, и молодой человек получал множество заказов. Картины Антониса ван Дейка становились популярнее с каждым днем.

В 1632 году Антонису пришлось покинуть родной город, так как домой вернулся знаменитый Рубенс. Художник не хотел конкурировать со своим учителем, поэтому перебрался в Англию. Тут его ждала настоящая слава: Дейк стал главным живописцем короля Карла I.

В Англии художнику удалось основать собственную школу портретного искусства. Тут он продолжал писать портреты знаменитых людей. В 1639 году живописец нашел свою любовь, Мэри Ратвен, и женился на ней.

Последние годы своей жизни Антонис занимался крупными проектами и был полностью охвачен вдохновением. Он трудился над циклом шпалер для дворца в Лондоне, работал с галереями Лувра. Но, к сожалению, желаниям Ван Дейка не суждено было сбыться: художник заболел и умер в 1641 году. В завещании он просил о своем захоронении в соборе св. Павла.

Картины Ван Дейка имеют общую черту, которая выделяет их из всего ряда произведений фламандских художников. Но, как уже говорилось ранее, наиболее популярными стали именно портреты.

"Святой Бруно"

картины ван дейка

Описание картины Ван Дейка дать не сложно. Его произведения не замысловаты, и на них все понятно. На холсте, написанном маслом, расположился Святой Бруно. Образ представлен в три четверти и размещен на фоне окна с яркой тканью. Можно разглядеть в окне пейзаж. Мощь Святого Бруно показана ярким светом, который падает сверху. Такое освещение символизирует Христа. Внимание же зрителя сосредоточено на лице и руках Святого Бруно. Никаких больше деталей, которые отвлекали бы от основного замысла, нет.

"Автопортрет"

Это произведение, на котором изображен Ван Дейк. Картины подобной тематики всегда становятся популярными. Антонис создал её после того, как вернулся из Италии. Картина сейчас входит в эрмитажное собрание и является жемчужиной коллекции.

ван дейк картины

"Портрет Джеймса Стюарта"

Картины Ван Дейка с названиями описываются нами. Они известны всему миру. "Портрет Джеймса Стюарта" был написан в 1634-1635 годах. На очередном портрете автор изобразил знаменитого герцога. Молодой человек был кузеном короля, а его внешний вид ярко показывает принадлежность к королевскому роду. Камзол украшен серебряной звездой, которая представляет кавалера ордена Подвязки. Его фигура горделивая, а художник изобразил Стюарта так, что он смотрит словно свысока.

картины антониса ван дейка

Антонис мастерски подчеркнул длинную фигуру Джеймса массой элементов. Тут и зауженная рама, и высокая собака, которая была любимицей герцога. Несмотря на попытки быть строгим и высокомерным, Стюарт привлекает всех своим обаянием и добротой.

"Карл I на охоте"

Картину художник создавал на протяжении трех лет, с 1635 года. На холсте изображен Карл I, который опирается на трость и стоит на краю пропасти. Фигура короля – главная на картине. Её четко видно на фоне светлого неба, а шляпа является контрастным акцентом, подчеркивающим выразительность образа.

описание картины ван дейка

"Автопортрет с сэром Эндимионом Портером"

Картина, написанная в 1635 году, является неким противопоставлением художника и Эндимиона Портера. Последний походил на человека из буржуазной семьи, но достиг уважения и почета среди высоких титулов. Ван Дейк отлично поработал над своим изображением, изобразив себя в выгодном свете, а вот фигура Портера выглядит слишком простой.

картины ван дейка с названиями

О многом может сказать и положение рук героев. Об их дружбе говорит то, что они оба держат руку на камне. Но вот то, что живописец надел перчатку, возможно, говорит о характере дружбы людей. Ведь если присмотреться внимательно, вторая рука Антониса обнажена.

"Портрет Маргариты Лотарингской"

Это очередной портрет, написанный Ван Дейком в 1634 году. На нем мастерски изображена Маргарита. Антонис создал утонченную фигуру девушки, подчеркнув красоту её шеи и рук. На холсте не найти ярких и агрессивных цветов, а вот сдержанность придает молодости и привлекательности.

художник ван дейк картины

"Леди Элизабет Тимбелби и Дороти"

На холсте поместились две сестры-католички – Элизабет и Дороти. Портрет был создан накануне свадьбы одной из них. Картина передает исторический характер событий. Антонис изобразил слева Элизабет сдержанной, что указывало на её замужество. А вот Дороти держит в руках корзину с цветами, которая характеризует приближающуюся свадьбу и искреннюю любовь молодой женщины.

картины ван дейка

"Конный портрет Карла I"

Эта картина написана в 1637-1638 годах, и она отобразила Карла I воинственным и мужественным. Король-воин восседает на коне, на нем рыцарские доспехи, а в руке командный жезл. Его одеяние родом из Гринвича 16 века.

ван дейк картины

Карл I в 1625 году стал королем Великобритании и Ирландии. Когда Ван Дейк стал главным живописцем короля, из-под его кисти начали появляться шедевры. По тем произведениям, что были найдены, известно, что Антонис создал 35 портретов Карла I, из них семь конных.

"Портрет рыцаря с красной повязкой"

Этот шедевр считается лучшим из произведений Антониса ван Дейка. Художник смог создать идеальную композицию. Фигура выглядит словно в движении, от неё исходит сила, энергия и отвага. Скорее всего, успех этого портрета связан с периодом вдохновения в творчестве Ван Дейка. После у живописца были проблемы с деньгами, поэтому объемы работы увеличивались, а вдохновение покидало художника.

картины ван дейка

Главным различием голландского и фламандского искусства по сей день остается то, что в первом преобладало написание натюрмортов, а во втором – портретов. Художник Ван Дейк, картины которого по сей день украшают известные галереи и музеи, стал самым ярким представителем фламандской живописи, принеся в мир парадный портрет.

Читайте также: