Какие формы работы применяет школа в реализации проекта самбо в школу
Обновлено: 28.06.2024
ВСТУПИТЬ В ПРОЕКТ:
- положение о ресурсном центре;
- методические рекомендации по проекту;
Принять решение о вступлении в Проект, согласовав с руководителем организации.
Оформить необходимый пакет документов:
- заявка на вступление в Проект 2022 год;
- соглашение о сотрудничестве 2022 год;
- заявка на ресурсную поддержку (ковер самбо) – при необходимости.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОЕКТА:
- на приобщение школьников к изучению самбо посредством образовательных программ (интеллектуальных, творческих и спортивных);
-на развитие физических способностей, лидерских качеств и высоких моральных принципов;
- на организацию школьного движения самбистов, объединенного в школьную лигу самбо;
- на создание необходимых условий в общеобразовательных организациях для реализации Проекта (материально-технических, кадровых, методических и иных);
- на создание сети школ, реализующих инновационные программы по самбо для отработки новых технологий и содержания обучения, обмена профессиональным педагогическим опытом;
- на реализацию новых форм массовых спортивных мероприятий по самбо, в том числе дистанционных, способствующих развитию мотивации, формированию соревновательного духа и укреплению партнерских взаимоотношений.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование условий для физического, гражданского, патриотического и нравственного воспитания школьников через использование потенциала самбо, как национального достояния России, в рамках общего и дополнительного образования детей и подростков.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Совершенствование содержания и методов общего и дополнительного образования детей и подростков ориентированного на изучение основ самбо, развитие физических способностей, лидерских качеств и высоких моральных принципов;
формирование устойчивого сетевого образовательно-спортивного сообщества (дети, подростки, педагог, тренер, родитель), ориентированного на новые образовательные ценности и самообразование в области физической культуры и спорта, в частности самбо;
совершенствование материально – технических и кадровых условий общеобразовательных организаций;
создание цифровой среды реализации Проекта, с целью внедрения новых образовательных практик, в том числе дистанционных при организации общего и дополнительного образования детей.
Управление Проектом:
Кравцов Сергей Сергеевич - министр просвещения Российской Федерации
руководитель (администратор) Проекта
научный руководитель Проекта
Табаков Сергей Евгеньевич, председатель научно-методической комиссии, Заслуженный тренер России, кандидат педагогических наук, профессор
директор по материально -техническому обеспечению Проекта
Неганов Максим Юрьевич, коммерческий директор Всероссийской федерации самбо
руководитель методического сопровождения
главный специалист PR и СМИ сопровождения
ЧЕМ ПОЛЕЗЕН ПРОЕКТ?
1. Вы решаете несколько приоритетных государственных задач:
- увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом;
- реализация национального компонента;
- патриотическое воспитание обучающихся;
2. Вы совершенствуете физкультурно – спортивные ресурсы:
- мягкое покрытие (ковёр самбо), обеспечивающее безопасность школьников;
- качественная экипировка для участников Проекта;
- информационные и программно - методические материалы.
3. Вам предоставляется возможность бесплатного участия в официальных мероприятиях Проекта:
- программы повышения квалификации и краткосрочные программы по повышению компетенций педагогов;
- соревнования по самбо для школьников (всероссийского и международного уровней);
- конференции и конгрессы с опубликованием статей в научных изданиях;
- участие школьников в оздоровительных и просветительских мероприятиях (конкурсы, фестивали, каникулярные тематические оздоровительные центры и иное).
1. Вы будете сильными, умными, креативными, с устойчивыми лидерскими качествами.
3. Вы сможете участвовать в различных спортивных и творческих конкурсах, соревнованиях, в том числе с применением дистанционных форм.
4. Вы сможете пополнить своё личное портфолио различными наградами (грамоты, сертификаты, медали, сувениры, книги и иное).
5. Вы сможете расширить свой кругозор, выезжая в другие регионы (возможно страны) на интересные мероприятия.
6. Вы сможете знакомиться и общаться с интересными известными людьми.
- обретёт веру в себя и навык к собственной безопасности;
- научится выдержке, самообладанию, самоорганизации и уверенности;
- приобретет устойчивый интерес к саморазвитию (спорт, творчество, интеллект);
- будет уважителен и самодостаточен.
Субъектов РФ — 77
Участников проекта – более 500 000 школьников
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРОЕКТА
2010 год – региональный опыт
Данный опыт дал положительный результат и стимул к дальнейшему развитию.
2015 год – межрегиональный опыт
Под руководством Р.Г. Нургалиева (заместителя секретаря Совета Безопасности РФ) создаётся постояннодействующая межведомственная рабочая группа. В состав рабочей группы вошли представители Минобрнауки России (Каганов В.Ш.), Минспорта России (Паршикова Н.В.), Всероссийской федераций самбо (Елисеев С.В.) и Международной федераций самбо (Шестаков В.Б.) и иные заинтересованные организации.
Первый шаг – разработка программно-методического комплекса (далее – ПМК) по самбо для общеобразовательных организаций.
Данный ПМК апробирован в 26 школах из 3 субъектов Российской Федерации (Республика Карелия, Краснодарский край и Приморский край) с общим количеством участников 2600 человек.
2016 год – всероссийский опыт
- создание условий для патриотического, физического и духовно – нравственного воспитания молодого поколения;
- направлен на обучающихся общеобразовательных организаций возрастной категории от 7 до 18 лет;
- консолидирует усилия органов всех уровней власти, ученых, специалистов, предпринимателей, инвесторов, других заинтересованных организаций и структур для решения необходимых государственных задач.
2017 – 2019 год - общероссийская практика развития Проекта
2020 – 2025 год – инновационность и масштабирование Проекта
Основные задачи Проекта на ближайшую перспективу:
- увеличение количества организаций (школьников) – участников Проекта;
- создание школьной лиги самбо, ориентированной на применение современных образовательных подходов в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования;
- совершенствование материально – технического и программно- методического обеспечения;
- организация и проведение современных образовательных программ для педагогических и административных кадров.
5 ПРИЧИН ВЫБРАТЬ САМБО:
Самбо – способ научиться защищать себя и близких; быстро и правильно принимать решение в нестандартных жизненных ситуациях - от нелепых падений, до сложных чрезвычайных ситуаций.
Самбо – дисциплинированность, уважительность и выдержка, способствующие многогранному развитию личности.
Самбо – успешность, лидерство и конкурентоспособность; начиная от преодоления собственных страхов до уверенных позиций в профессиональной деятельности и личной жизни.
Самбо – это здоровье и физическое состояние, от которого зависит продолжительность и качество нашей жизни.
Самбо – это жизнь:
Школьная лига самбо — это одна из инновационных форм работы в дополнительном образовании. Лига самбо – это движение, объединяющее всех школьников вокруг нашего отечественного вида спорта – самбо!
Это не только возможность получить необходимые специальные навыки, но и возможность показать себя за пределами школы, района, региона.
Это шанс для одаренной и инициативной молодежи участвовать в соревнованиях и мероприятиях высокого уровня, добиваясь высоких спортивных результатов, повышая собственный рейтинг.
Также – это огромная возможность общения с ребятами по всей стране, с интересными и известными людьми, медийными личностями!
Участниками таких мероприятий могут быть классы, члены школьного спортивного клуба, учителя, родители и заинтересованные лица.
творческие конкурсы и мероприятия;
конкурсы знатоков, тематические викторины и интеллектуально-познавательные игры;
посещение музеев и специализированных школ самбо;
встречи со спортсменами, тренерами и др.;
проведение открытых мастер-классов;
праздничные мероприятия и показательные выступления;
просмотр тематических фильмов и др.
Система дополнительного образования:
проведение соревнований, фестивалей.
При необходимости, следует предусмотреть возможность приглашения на мероприятия одного или несколько гостей, имеющих отношение к самбо. Это могут быть спортсмены, представители силовых структур, тренеры и педагоги спортивных школ, представители местной федерации самбо, ветераны самбо и т.п.
Тематическая неделя, посвящённая популяризации и пропаганде самбо, может включать различные формы мероприятий:
проведение конкурсов знатоков, брей-рингов и т.п., посвящённых истории самбо;
проведение открытых уроков, секционных занятий; посещение организаций дополнительного образования, развивающих самбо;
посещение музеев, выставок и т.п.;
конкурс лучших работ, посвящённых самбо (очерки, эссе, репортажи,рисунки, плакаты, фотографии и т.п.);
встречи со спортсменами-самбистами, ветеранами специальных подразделений и т.п.;
посещение спортивных школ, развивающих самбо;
организация и проведение мероприятий спортивной направленности (показательные выступления, посвящение в самбисты, соревнования, эстафеты с элементами самбо, ознакомительные занятия и т.п.);
тематические просмотры фильмов и видеоматериалов.
Начальник отдела воспитания
и дополнительного образования
в управлении общего образования Е.И. Аршинник
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная ш кола № 11 имени Ф.Ф. Ушакова города Кропоткин муниципального образования Кавказский район.
Для занятий самбо имеется борцовский ковер (размер 8мХ8м, цена 131 671 руб.) Дата поставки ковра 21 июля 2020 г.
- в рамках внеурочной деятельности во 2-5 классах занимается 60 человек:
во 2-х классах - 15 человек (пятница 13.40 – 14.20)
в 3-х классах - 15 человек (понедельник 13.40 – 14.20)
в 4-х классах - 15 человек (среда 13.40 – 14.20)
в 5-х классах - 15 человек (вторник 15.15 – 15.55)
в 6-х классах – 78 человек;
в 7-х классах – 72 человека;
Всего в МБОУ СОШ № 11 им. Ф.Ф. Ушакова охвачено в реализации Проекта 261 человек.
- занятия проводятся в отремонтированном спортивном зале на борцовском ковре, отдельного помещения нет.
4. Планируемый результат:
Программа направлена не только на получение детьми образовательных знаний, умений и навыков по борьбе самбо, а обеспечивает организацию содержательного досуга, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности.
Занятия самбо формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Самбо формирует людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину, всесторонне воздействуют на организм человека.
5. Потребности: нет отдельного помещения для занятий самбо, отсутствие формы у учащихся (самбовки, шорты, куртки).
6. Проблематика реализации Проекта: необходимость в штате квалифицированного тренера-преподавателя по самбо.
Цель физического воспитания заключается в обеспечении такого уровня физического развития и физической подготовленности, который способствует становлению и сохранению здоровья, успешному решению задач повседневной жизни, трудовой и оборонной деятельности. Введение в программу физического воспитания Самбо в вариативной форме, даёт возможность творчески использовать программу физической культуры в школе.
Для повышения физической подготовленности школьников нужны новые методы и средства в области физического воспитания школьников. Роль физического воспитания учащихся, особенно в общеобразовательных школах в настоящее время привлекает внимание многих специалистов в связи с низкой физической подготовленностью юношей, будущих воинов, защитников Родины. Поэтому рациональная организация физического воспитания и использование различных средств физического воспитания и спорта в целях укрепления здоровья и улучшение физических кондиций является актуальной задачей как для теории, так и для практики физического воспитания. Необходимо формировать у ребенка интерес к самостоятельному освоению двигательных действий как в учебное, так и вне учебное время с учетом моральных аспектов. В настоящее время акценты в науке о путях развития физической культуры оказались смещенными в сторону спорта высших достижений. Однако в большом спорте небольшое число занимающихся, а многие школьники остаются без должного внимания спортивных педагогов.
К сожалению, физическая культура в условиях общеобразовательной школы не формирует у детей глубоких и полных знаний о своем физическом состоянии и путях его улучшения, не способствуют повышению уровня физической и духовной подготовленности. Единоборство уникально во многом и в первую очередь детально разработанной, своеобразной системой движений, позволяющей владеть телом как гармонически единым организмом, направленно развивать физические качества и контролировать физическую и функциональную подготовленность.
Становление самбо пришлось на 1920—1930-е годы, когда молодое советское государство остро нуждалось в социальном институте, обеспечивающим его защиту, воспитывающим активных членов общества, а также способном стать эффективным инструментом социализации огромного количества беспризорных и безнадзорных детей и подростков.
Самбо — это наука обороны, а не нападения. Самбо не только учит самозащите, но и дает богатый жизненный опыт, формирующий твердый мужской характер, стойкость и выносливость, которые необходимы в работе и общественной деятельности.
Самбо способствует выработке самодисциплины, формирует внутреннюю нравственную опору и сильную личную позицию в достижении жизненных целей. Самбо формирует социальную опору общества, людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину.
Такая система, направленная на поиск всего передового и целесообразного, легла в основу философии самбо - философии постоянного развития, обновления, открытости ко всему лучшему. Вместе с приемами борьбы самбо впитало в себя и нравственные принципы народов, передавших самбо часть своей культуры.
Актуальность данного проекта состоит в том, что САМБО — не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально - волевых качеств, патриотизма и гражданственности будущего поколения.
Причины по которым мною было принято решение о присоединении к данному проекту лежат на поверхности нашей повседневной жизни:
- Сложившаяся повышенная криминогенная обстановка как в нашей стране, так и во всем мире. За последние три десятилетия активизировали свою деятельность террористические группы, а как следствие, возросла опасность совершения ими противоправных действий, направленных против человечества. Но если от действий со стороны террористов мы периодически проходим обучение в виде учебных тренировок, изучения различных правил поведения при обнаружении взрывчатых веществ, проведением учебных эвакуаций, тем самым формируя модель поведения в подобного рода ситуациях, то от действий относящихся ко второй причине никто не застрахован.
- Хулиганские действия, ограбления и правонарушения, к которым порой мы просто не готовы. Эта причина выходит на второй план в связи с тяжелой экономической обстановкой, виной которой стал всемирный экономический кризис. Как показывает статистика количество уличных преступлений значительно выросло, поскольку некоторые люди, оставшиеся безработными и находящиеся в отчаянном состоянии приходят к решению своих проблем путем легкой наживы. чтобы прокормить семью или в поисках развлечений совершают уличные преступления. Мы с вами находимся в постоянной опасности, особенно на пустынной улице в темноте. Преступники в этот момент пользуются фактором неожиданности, вводя пострадавшего в состояние оцепенения и страха, готового в таком состоянии выполнить все требования. Но если взрослый человек может попытаться дать отпор нападающему (как человек с более крепкой психикой), то подросток, как правило, беспрепятственно поддается на угрозы и отдают все свои ценные вещи. Обусловлено это чувством страха перед человеком физически превосходящим подростков, а так же незнанием элементарных правил поведения в данной ситуации, и кроме того, неумением защитить себя.
В процессе учебных занятий я даю методику обучения двигательным действиям и развития физических качеств, которая определяется программой физического воспитания. В спортивных секциях к тренеру ученики приходят добровольно, а к учителю по обязательному расписанию - весь класс. В первую очередь средства и способы применяемые на уроках физкультуры одинаковы для всех возрастов, что, на мой взгляд и снижает интерес школьников к физической культуре. При выполнении программного материала не учитывается индивидуальность и интерес обучаемого, отсутствует деятельное и заинтересованное участие детей в процессе обучения. Переориентация учебного процесса, школьных программ на акцентированное обучение единоборствам с элементами Самбо, бесспорно, является важной и актуальной в работе школы.
Разработанная программа ориентирована на обучающихся у которых, как правило, нет опыта в единоборствах. Ознакомление с базовыми навыками осуществляется посредством спортивных, развивающих игр. Процесс освоения технико-тактических действий, воспитание физических качеств находятся в прямой зависимости от настроения обучающегося и его увлеченности. Поэтому включение в урок подвижных игр, способствует созданию у занимающихся положительных эмоций. При умелом применении игр в процессе занятий интерес к ним сохраняется на протяжении всего урока и изучения блока.
Кроме того, помимо физической составляющей урока с включением блока "Самбо" с обучающимися проводятся беседы по патриотическому воспитанию:
1. Выдающиеся спортсмены России
2. Успехи российских борцов на международной арене
3. Устремлённость к спортивным достижениям во имя Родины.
4. Россия – великая спортивная держава.
5. Выступление российских спортсменов на Олимпиадах.
6. Олимпиада в Сочи – триумф России.
7. Гимн, флаг России для страны и для спортсмена.
8. Беседа о службе в армии.
Самбо – это унифицированная методика обучения и воспитания, состоящая из системы физических, психических и духовных упражнений, которая может использоваться для обучения и воспитания любого человека вне зависимости от его пола, возраста, физического состояния, национальности, вероисповедания.
За первый год обучения достигнуты определенные результаты:
- Юноши 11 класса демонстрируют более развитую силовую выносливость и координационные возможности, нежели обучающиеся 10 класса.
- Юноши 11 класса наиболее успешно осваивают гимнастические упражнения и спортивные игры.
- Обучающиеся стали более эмоционально устойчивыми к неудачам при выполнении элементов борьбы.
- За прошедший учебный год обучающиеся освоили такие приемы как: страховка и самостраховка, защита от ударов руками и ногами, освобождение от различных захватов.
Отличительной чертой борьбы самбо является формирование в ходе занятий у занимающихся единой универсальной двигательной, физической и психологической базы. Которая в дальнейшем будет являться основой для успешных занятий различными видами спорта и любой профессиональной деятельности. Формируемая база включает в себя правильную постановку и развитие элементарных навыков человека – его дыхания, движения, координации, контроля психических состояний, ощущение собственного тела, тела другого человека и т.д. Приобретаемые правильные навыки способствуют слаженному, непротиворечивому взаимодействию всех систем организма человека и тем самым оказывают оздоравливающее воздействие на физическое и психологическое состояние занимающегося.
Техника борьбы в стойке включает следующие элементы:
- выведение из равновесия рывком, скручиванием - главной задачей в любом из единоборств является выведение противника из равновесия;
- освобождение от захватов за руки и одежду - изучение техники самбо начинается с умения быстро освободиться от захвата. Например, загиб руки за спину, если атакующий один, или серия более жестких движений, если обстоятельства требуют быстрой нейтрализации противника;
- техника защиты от ударов руками и ногами;
- техника защиты от нападения с оружием или средством заменяющим его.
Занятия борьбой в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья, всестороннее гармоничное развитие, привитие здорового образа жизни, обеспечение необходимых условий для личностного развития детей, нравственного воспитания, морально-волевых качеств, формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков, создание условий для раскрытия физических и психологических способностей детей, привитие навыков личной и общественной гигиены.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися программы является достижение предметных и метапредметных результатов необходимых для продолжения обучения, жизненной и социальной адаптации. Проверка полученных знаний и умений проходит в форме соревнований, контрольного тестирования, основного и промежуточного оценивания. Основной формой подведения итогов реализации программы является участие в показательных выступлениях; выполнение контрольных нормативов соответствующих возрасту и подготовленности детей данного года обучения; контрольные упражнения по общей и специальной физической подготовке.
И в заключении мне хотелось бы сказать что, занятия самбо формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей. Самбо формирует людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину, всесторонне воздействуют на организм человека, укрепляют его внутренние органы, костно-связочный и мышечный аппараты, сердечно - сосудистую и нервную системы, положительно влияют на обмен веществ. Коллективное выполнение упражнений, разучивание новых трудных приемов, тренировочные схватки, участие в соревнованиях, борьба за спортивную честь коллектива – все это приучает занимающихся к взаимной помощи и выручке, воспитывает характер, волю, мужество и развивает физические качества. А самое главное занятия самбо приносят радость.
В данной презентации предоставлен отчет по внедрению Всероссийского проекта "Самбо в школу" в школе - нормативно-правовая база.
Нормативно-документальное сопровождение реализации проекта в общеобразовательном учреждении. Образовательные программы по самбо общего и дополнительного образования
Рабочей группой составлен план работы по реализации проекта:
Разработали и утвердили локальные акты (должностные инструкций, инструкции по охране труда и технике безопасности, правила поведения для обучающихся).
Практическая часть реализации проекта началась год назад. В школе были изданы приказы :
Реализацию проекта в предметной области проводим с 1 по 11 класс.
Содержание программы строится с учетом материально-технической базы школы и региональных особенностей.
для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 20 сентября 2016 г. № 3/16).
Все необходимые рекомендации на сайте Федерального организационно-методического обеспечения физического воспитания:
Тематическое планирование для учащихся 6 класса по физической культуре
2часа в неделю
Вид программного материала
Количество часов
Основы знаний о физической культуре
Легкая атлетика
В процессе урока
Гимнастика с элементами акробатики. Самбо
Спортивные игры
Тематическое планирование для учащихся 7 класса по физической культуре
Читайте также: