Древние мистерии как основы этических учений кратко

Обновлено: 30.06.2024


Содержание

Историческая справка

Мистерии Древней Греции представляют оригинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих пор являются загадками. Сами древние придавали громадное значение мистериям: лишь посвященные в них, по словам Платона, блаженствуют после смерти, а по утверждению Цицерона — мистерии учили и жить хорошо, и умирать с благими надеждами. Установление их восходит ко временам отдаленной древности; в исторические времена, особенно с VI века до н. э., их число все более и более увеличивалось; в конце IV века до н. э. не быть посвященным в какие-нибудь мистерии являлось признаком неверия или индифферентизма.

Строгая тайна вменялась в обязанность участникам мистерий. Уважение к мистериям было так велико, что в то время как обыкновенные мифы могли безнаказанно подвергаться пародиям в комедиях и т. п., относительно мистерий такие поступки считались кощунством, влекущим за собой тяжкие наказания (ср. Алкивиад). Мистерии были или государственные, происходившие согласно государственным установлениям (например, Элевсинские), или дозволенные исключительно для лиц одного пола (дионисии, фесмофории), или, наконец, незаконные, иногда даже преследуемые (таковы были орфические мистерии, мистерии Котитто, Митры, Кибелы и др.).

Важнейшие мистерии

Элевсинские мистерии

Совершались ежегодно в честь Деметры (богиня плодородия и земледелия) и Коры (Персефоны — богини плодородия и царства мёртвых), в Элевсине; местом происхождения их считают Древний Египет; в Греции они были известны ещё в доисторические времена. Главное содержание их — миф о похищении Персефоны (см. Деметра). Наиболее важные литургические функции предоставлялись древним афинским родам Эвмолпидов и Кириков (см. Эвмолп). Важнейшими лицами при мистериях были иерофант и иерофантида, посвящавшие желающих в мистерии, дадух или факелоносец и дадухуза, иерокерак, произносивший при богослужении молитвы и формулы, и др.

Самофракийские мистерии

Связаны были с культом кабиров. Здесь был особый жрец, очищавший убийц; от посвящаемых требовался род исповедания грехов. Эти мистерии, по верованию древних, предохраняли от опасностей, особенно на море.

Критские мистерии

Мистерии Зевса и куретов основаны были на мифе о воспитании Зевса на Крите у куретов. Они были открыты для всех.

Орфические мистерии



Являлись собраниями замкнутого общества последователей учения, приписывавшегося Орфею. На посвященных налагались разные аскетические обязанности. Орфические мистерии были связаны с мифами о Дионисе.

Последние послужили исходным пунктом и для ряда других мистически-оргиастических празднеств, из которых особенно выдаются вакханалии. Схожи по характеру празднества в честь Котито, Кибелы и др.

Исследования

См. также

Литература

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Мистерии" в других словарях:

Мистерии — в античности тайные культы некоторых божеств. В Мистерии участвовали только посвященные, так называемые мистеристы. Мистерия состояли из ряда последовательных драматизированных действий, которые иллюстрировали мифы, связанные с божествами… … Энциклопедия мифологии

МИСТЕРИИ — (от греческого mysterion тайна, таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные мисты. В Египте мистерии Исиды и Осириса, в Вавилонии мистерии Таммуза, в Греции Элевсинские мистерии (в честь Деметры и ее дочери… … Современная энциклопедия

МИСТЕРИИ — (от греч. mysterion тайна таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные мисты. В Др. Египте мистерии Исиды и Осириса; в Вавилонии мистерии Таммуза; в Др. Греции Элевсинские мистерии, Орфические мистерии,… … Большой Энциклопедический словарь

Мистерии — (от греческого mysterion тайна, таинство), тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные мисты. В Египте мистерии Исиды и Осириса, в Вавилонии мистерии Таммуза, в Греции Элевсинские мистерии (в честь Деметры и ее дочери… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МИСТЕРИИ — 1) у древних греков и римлян таинственный культ богов, состоявший в исполнении различных обрядов и мимических представлений, сюжетом которых служили мифы о жизни богов; 2) в средние века появились под названием м. в Зап. Европе духовн.… … Словарь иностранных слов русского языка

Мистерии — (Musthria, тайное служение) древней Греции представляюторигинальный эпизод в истории религий и во многих отношениях до сих порявляются загадками. Сами древние придавали громадное значение М. : лишьпосвященные в них, по словам Платона,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Мистерии — (франц. mysreres, которое производят или от ministerium всмысле церковной службы, или от mysterium, musthrion таинство) главный вид средневековой религиозной драмы, название которого частораспространяется на весь род этих представлений. На… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

МИСТЕРИИ — см. Мистика. Философский энциклопедический словарь. 2010 … Философская энциклопедия

Важнейшей частью жизни Древней Греции были мистерии. Эти тайные и публичные ритуалы, которые трудно сравнить с современными богослужениями, массовыми праздниками или театральными представлениями. Если уж так хочется проводить аналогии, то можно представить себе некое действо, часть которого проходит далеко от глаз толпы, в кругу посвященных, часть выносится на всеобщее обозрение, часть совершается, вообще, где-то в потустороннем мире.


Миф о Деметре и Персефоне

Одни из самых известных ныне – Элевсинские - мистерии напоминают нам мифы Древней Греции, в которых рассказывается о богине плодородия Деметре и ее дочери – Персефоне, которую похитил властитель ада Аид. Мать требовала ее возвращения и, за время ее траура, на земле не проросло не единое семя. Зевс повелел выпустить Персефону из загробного мира, но муж, перед уходом, дал супруге съесть гранатовое зерно – в залог того, что она вернется назад. С тех пор, дочь Деметры часть года проводит на земле, а другую – под землей.

Значение Элевсинских мистерий

Как не трудно догадаться – этот миф о Деметре и Персефоне отражает цикличность плодородия. Так что Элевсинские мистерии должны были обеспечить хороший урожай. А что может быть важнее для традиционного аграрного общества? – Персефона осенью уходила под землю, как озимая пшеница, чтобы появиться новыми ростками – весной. Кроме того, посвященные убеждались в том, что есть жизнь и после смерти.

Виды Элевсинских мистерий

Малые Элевсинские мистерии проходили весной. Их обрядность можно назвать завершением одного цикла плодородия, и началом следующего – в это время появлялись первые ростки – Персефона выходила из Аида.

Современный Элевсин

Это одна из достопримечательностей Греции – тут можно увидеть и руины храмов, где проводились обряды, археологические находки выставлены в местном музее. Однако сюда стоит ехать в составе организованной экскурсии, так как современный Элевсин – промышленный пригород греческой столицы.

Мистерии Древней Греции

Важнейшей частью жизни Древней Греции были мистерии. Эти тайные и публичные ритуалы, которые трудно сравнить с современными богослужениями, массовыми праздниками или театральными представлениями. Если уж так хочется проводить аналогии, то можно представить себе некое действо, часть которого проходит далеко от глаз толпы, в кругу посвященных, часть выносится на всеобщее обозрение, часть совершается, вообще, где-то в потустороннем мире.


Миф о Деметре и Персефоне

Одни из самых известных ныне – Элевсинские - мистерии напоминают нам мифы Древней Греции, в которых рассказывается о богине плодородия Деметре и ее дочери – Персефоне, которую похитил властитель ада Аид. Мать требовала ее возвращения и, за время ее траура, на земле не проросло не единое семя. Зевс повелел выпустить Персефону из загробного мира, но муж, перед уходом, дал супруге съесть гранатовое зерно – в залог того, что она вернется назад. С тех пор, дочь Деметры часть года проводит на земле, а другую – под землей.




Значение Элевсинских мистерий

Как не трудно догадаться – этот миф о Деметре и Персефоне отражает цикличность плодородия. Так что Элевсинские мистерии должны были обеспечить хороший урожай. А что может быть важнее для традиционного аграрного общества? – Персефона осенью уходила под землю, как озимая пшеница, чтобы появиться новыми ростками – весной. Кроме того, посвященные убеждались в том, что есть жизнь и после смерти.

Виды Элевсинских мистерий

Малые Элевсинские мистерии проходили весной. Их обрядность можно назвать завершением одного цикла плодородия, и началом следующего – в это время появлялись первые ростки – Персефона выходила из Аида.

Современный Элевсин

Это одна из достопримечательностей Греции – тут можно увидеть и руины храмов, где проводились обряды, археологические находки выставлены в местном музее. Однако сюда стоит ехать в составе организованной экскурсии, так как современный Элевсин – промышленный пригород греческой столицы.



Мистерии существовали во многих частях света, но особенно были распространены в Средиземноморье. Инициация основывалась на мифах о божествах, символизирующих смерть и возрождение: вавилонских Иштар и Таммузе, египетских Исиде и Осирисе, греческих Дионисе, Аттисе и Адонисе. Считалось, что опыт смерти и возрождения, переживаемый на этих таинствах, освобождал посвящённых от страха смерти и коренным образом преображал их жизнь.


Самыми знаменитыми и важными из мистерий были Элевсинские таинства, основанные на истории о похищении Персефоны богом подземного царства мертвых Аидом, увлёкшим её в свой подземный мир, и периодических возвращениях Персефоны на землю. Таинства проводились через четыре года на пятый в Элефсисе, городке неподалеку от Афин, на протяжении почти двух тысяч лет, с 1400 г. до н.э. до 395 н.э. Последний император Римской империи Флавий Феодосий своим указом запретил участие в мистериях и всех прочих языческих культах.

Называя Грецию колыбелью европейской цивилизации, историки подчеркивают, что древние греки были необычайно талантливый народ, породивший множество идей, оказавших большое влияние на остальную Европу. Должно быть, роль мистерий — самая тщательно оберегаемая тайна всех времен и народов. Сведения о методах и процедурах, которые использовались в этих таинствах, затерялись в веках.


Обряды, культовые действия держались втайне от непосвящённых, а инициация объединяла человека с богом, вплоть до бессмертия и обладания божественной властью в потустороннем мире. В главном зале храма Деметры одновременно проходили инициацию до трех тысяч неофитов.

Какие методики, изменяющие сознание, использовались в этих тайных обрядах, достоверно неизвестно. Установлено лишь, что участники мистерий употребляли напиток кикеон – содержащий алкалоиды спорыньи, сходный по воздействию с ЛСД, а вино для вакханалий содержало сильнодействующие психоделические ингредиенты.


В различных духовных философских и мистических традициях: веданта, буддизм, даосизм, суфизм, гностицизм, христианский мистицизм, каббала описывались переживания, которые в повседневной жизни мы не осознаем. Многие из духовных систем являются продуктом многовекового изучения человеческой психики и сознания. Эти приемы изменения сознания сыграли важную роль в духовной истории человечества. Различные мистические традиции и великие духовные учения Востока представляют особый интерес для исследователей трансперсональной психологии.


Холотропные состояния были неотъемлемой частью шаманизма, ритуалов и церемоний. Они представляли собой ключевой элемент древних мистерий смерти и возрождения. Важную роль холотропные переживания сыграли в мистических ветвях мировых религий. Эти эзотерические традиции разработали специфические методы усиления таких переживаний. К ним относятся различные формы йоги, буддийская медитация и сосредоточение, многоголосое монотонное пение, кружение дервишей и многие другие методы. Этими системами были разработаны эффективные виды молитв, медитаций, дыхательных гимнастик для введения человека в состояние изменённого сознания.

Основой мистерий смерти и возрождения были мифологические истории, где действовали различные божества, которые умирали и воскресали, либо спускались в подземное царство мёртвых и благополучно оттуда возвращались. Мифы о смерти и возрождении были основой священных мистерий, во время которых неофиты испытывали смерть, возрождение и глубокое духовно-психическое преображение. Переживания, возникающие у посвящаемых, рассматривались в качестве возможности вступить в контакт с божествами.

Существуют также свидетельства, что добровольное вхождение в подобные крайние состояния сознания рассматривалось как защита от потери рассудка.


Об этом свидетельствует древнегреческий миф о Дионисе, который пригласил жителей Фив присоединиться к нему в ритуале, называемом им Малой пляской. Данным термином обозначался восторг вакханалий – обрядов, включавших в себя принятие опьяняющих напитков, дикие танцы и высвобождение сильных эмоций и инстинктивных позывов. Дионис пообещал фиванцам, что Малая пляска перенесёт туда, где они никогда прежде не бывали. Когда же они отвергли его приглашение, Дионис разгневался и наслал на них Большую пляску. В приступе безумия они приняли Диониса за дикого зверя и убили его.

Этот известный миф указывает, что древние греки сознавали необходимость давать в соответствующей обстановке выход опасным мощным силам, таящимся в человеческой психике. Те сильные переживания, которые посвящаемые испытывали во время мистерий, в особенности духовно-психическую смерть и возрождение, имели целительный и преображающий потенциал.


Согласно его свидетельству, дикие пляски под звуки флейт и барабанов, достигающие своей кульминации во взрыве, высвобождении эмоций, приводили к состоянию глубокого расслабления и покоя. Среди наиболее древних мистерий смерти и возрождения – вавилонские и ассирийские обряды, связанные с Иштар и Таммузом. Миф, лежащий в основе ритуального действа – это история богини — матери Иштар и ее нисхождения в подземный мир, где правила её сестра, богиня Эрешкигаль. Иштар спустилась в царство мёртвых в поисках священного эликсира, который мог бы вернуть к жизни ее мертвого сына и мужа, бога растительности Таммуза.

В друидических мистериях Британии, граница между символической и физиологической смертью была весьма зыбкой. Посвящаемого помещали заживо в гроб, укладывали в открытую лодку и сталкивали в море, изображая, таким образом, смерть бога Солнца. В этом необычном и тяжелом испытании гибли многие посвящаемые. К тем, кто переживал этот суровый ритуал, относились как к заново рожденным.


Я в Храме Нефертари. Абу-Симбел. 30 октября 2014

Степень важности мистерий для культуры древнего мира и их значение для развития европейской цивилизации очевидно, поскольку среди прошедших посвящение было множество знаменитых людей древности. В Элевсинские таинства были посвящены Платон, Аристотель, Еврипид, Софокл, Марк Аврелий.


Мистерии. Фрагмент фриза с изображением посвящения в Дионисийские мистерии. Вилла Мистерий. Помпеи. Ок. 2–1 вв. до н. э.

МИСТЕ́РИИ (от греч. μυστήριον – та­ин­ст­во), в ан­тич­но­сти тай­ные куль­ты не­ко­то­рых бо­жеств. В М. уча­ст­во­ва­ли толь­ко по­свя­щён­ные, т. н. мис­ты. М. со­стоя­ли из ря­да по­сле­до­ва­тель­ных дра­ма­ти­зи­ро­ван­ных дей­ст­вий, ко­то­рые ил­лю­ст­ри­ро­ва­ли ми­фы, свя­зан­ные с бо­же­ст­ва­ми – объ­ек­та­ми куль­та. Эти дей­ст­вия со­про­во­ж­да­лись оп­ре­де­лён­ным ри­туа­лом и обыч­но про­цес­сия­ми, за­кли­на­ния­ми, ор­гия­ми и т. д. Воз­ник­ли М. на поч­ве куль­тов древ­ней­ших бо­жеств, оли­це­тво­ряв­ших уми­раю­щую и ожи­ваю­щую при­ро­ду. Не­ко­то­рые из этих куль­тов обо­со­би­лись от офиц. ре­ли­гии и при­ня­ли ха­рак­тер тай­ных М. Пер­вые М. вос­хо­дят к др.-вост. об­ря­дам (куль­ты Оси­ри­са и Иси­ды в Егип­те, Там­му­за в Ва­ви­ло­нии). В Древ­ней Гре­ции М. за­сви­де­тель­ст­во­ва­ны с 7 в. до н. э. Из ран­них М. наи­бо­лее из­вест­ны Элев­син­ские мис­те­рии (в честь бо­гини пло­до­ро­дия Де­мет­ры и её до­че­ри Пер­се­фо­ны–Ко­ры), Ор­фи­че­ские М. (ос­но­ван­ные, со­глас­но тра­ди­ции, ми­фич. пев­цом из Фра­кии Ор­фе­ем ), Са­моф­ра­кий­ские М. (в честь по­кро­ви­те­лей мо­ре­ход­ст­ва Дио­ску­ров–Ка­би­ров). В Ита­лии М., прив­не­сён­ные с вос­то­ка (Иси­ды, Ат­ти­са, Ки­бе­лы, Мит­ры и др.), за­сви­де­тель­ст­во­ва­ны со 2 в. до н. э. Око­ло Пом­пей об­на­ру­же­на Вил­ла Мис­те­рий, в центр. по­ме­ще­нии ко­то­рой со­хра­ни­лись уни­каль­ные изо­бра­же­ния сцен мис­те­рий.

Читайте также: