Как предотвратить правонарушения в обществе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Убийство девятилетней Елизаветы Киселевой по дороге в школу в Саратове потрясло Россию. Вслед за горожанами, желающими самосуда, политики заговорили об отмене моратория на смертную казнь. Заявления такого рода от политиков сложно расценивать иначе как популизм. Гораздо полезнее обсудить политические и организационные решения, которые могли бы предотвратить такие случаи.

Криминология пока не может предоставить бесспорных доказательств эффективности смертной казни как меры предотвращения тяжких насильственных преступлений. Тяжкие преступления – это в основном спонтанные события. Преступник не ведет себя в таких случаях рационально, а значит, он не успевает подумать о последствиях. Помимо прочего смертная казнь – это дорогостоящий способ наказания. Сюда включается множество дополнительных издержек – в частности, затраты на оспаривание решения суда и иные процессуальные гарантии. Не стоит забывать, что даже при наличии возможности пересмотра дела мы не можем полностью исключить судебную ошибку.

Что касается рецидивной преступности (обвиняемый в убийстве девочки был судим), обзор исследований говорит, что строгие санкции не снижают риск повторных преступлений, который может даже увеличиваться при более строгих наказаниях, например тюремном сроке, в сравнении с менее строгими, например пробацией. Также уровень рецидивизма не снижается при увеличении сроков наказания.

Саратовские власти уже объявили о проверке безопасности школ и подходов к ним. Для этого предлагается создать специальные комиссии из представителей полиции и администрации школ. Почему этого не было сделано в рамках уже имеющегося взаимодействия полиции и работников образования в ходе работы тех же комиссий по делам несовершеннолетних и регулярных совместных рейдов?

Меры административного надзора за обвиняемым в убийстве девочки в данном случае также не имели особого успеха. Он имел непогашенную судимость, а это означает, что представители двух федеральных ведомств – ФСИН и МВД – должны были взаимодействовать с ним на регулярной основе.

Для контроля за освободившимися условно-досрочно (УДО) среди участковых уполномоченных полиции на уровне районного отдела полиции обычно выделяется специализированная позиция. Работа состоит в том, чтобы заблаговременно связаться с представителями ФСИН по всем случаям УДО, помочь собрать материал о месте проживания бывшего осужденного и перспективах трудоустройства. Представитель МВД, так же как представитель инспекции ФСИН, практически не занят повседневным контролем, а выполняет большой объем именно бумажной работы – оформляет дела, ведет переписку – и в лучшем случае встречается с бывшим осужденным раз в год.

А в отношении некоторых групп людей участковый не сможет осуществить полноценный мониторинг, даже если будет посещать их исправно. Так, люди, которые официально признаны медицинской системой психически нездоровыми и социально опасными, должны посещаться участковым не менее двух раз в год. Специальной психологической или медицинской подготовки участковые не получают, и потому если и осуществляют проверки, то формально.

Комплексного подхода к реабилитации лиц, вышедших из мест лишения свободы, не имеют и социальные службы. После освобождения многие бывшие осужденные сталкиваются с проблемами отсутствия жилья и каких-либо сбережений. Не существует системного учета потребностей освобождающихся граждан в социальной поддержке. В России отсутствует единая служба пробации, которая бы оказывала социальную поддержку осужденным. Региональные ГУФСИН и УФСИН сотрудничают с центрами занятости, социальной адаптации и другими органами социальной поддержки, а также с НКО, но их ресурсов не хватает, чтобы помочь всем.

Для работы с бывшими осужденными есть две основные опции: пробация и реабилитационные программы. Реабилитация включает в себя лекции, групповую и индивидуальную психотерапию. Пробация может включать в себя реабилитацию, но она также подразумевает наличие санкций – например, дополнительные штрафы, необходимость отмечаться, посещения инспектора. Реабилитационные программы направлены на развитие чувства ответственности, навыков самоконтроля и прогнозирования последствий противоправного поведения, работу с наркотической и алкогольной зависимостью. В мировой практике существует множество техник такой работы: когнитивно-поведенческая терапия, моделирование, ролевые игры и т. д.

Обзор исследований показал, что реабилитационные программы ведут к уменьшению рецидивизма не меньше чем на 10%. В среднем такие программы сокращают уровень рецидивизма на 20%, что больше среднего эффекта от различных санкций, к которым относятся лишение свободы и УДО с сопровождением.

Такие программы дороги. Поэтому в первую очередь участвовать в них следует лицам с высокой вероятностью совершения нового преступления. Помимо стабильно высокого и стабильно низкого существует динамический риск-фактор, который при определенных обстоятельствах может быть снижен. К динамическим риск-факторам относятся наркотическая и алкогольная зависимость, так как людям, страдающим от этих заболеваний, можно помочь войти в ремиссию.

Применяемые сейчас меры профилактики рецидивной преступности в России работают слабо, а репрессивный подход – ужесточение наказания – не влияет на нее вовсе. Необходимо переосмыслять подход к профилактике. Отрадно, что саратовские власти стремятся решить проблему через уменьшение рисков, связанных с городской средой. Нужно не забыть и про более сложные и комплексные решения по работе с бывшими заключенными.

Авторы — младший научный сотрудник и научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Чтобы предупредить преступность необходимо воздействовать на ее причины, своевременно выявлять лиц, склонных к совершению преступлений и оказывать на них предупредительное исправительное воздействие. Вся история развития человечества показывает, что полностью искоренить преступность невозможно. Ее можно ограничивать, предупреждать, не давая ей захлестнуть все человеческое общество или определенные сферы его жизнедеятельности. Преступность не должна угрожать жизни, здоровью, достоинству, собственности членов общества. Если такая угроза существует, с преступностью надо бороться.

Виды предупреждения преступлений

Отдельно можно выделить предупредительную деятельность, а в предупредительной деятельности несколько автономных направлений. Выделяют 4 основных вида предупредительной деятельности:

  • профилактика – мероприятия, воздействующие на причины преступности и на условия ей способствующие. Здесь оказывается воздействие на те факторы, которые способны породить преступление. Это самый гуманный вид деятельности по предупреждению преступлений, так как на этом этапе не предусмотрены уголовно-правовые меры. Государством и обществом поддерживается и развивается это направление борьбы с преступностью. Профилактические возможности очень широки и применимы в рамках общей концепции противостояния преступности;
  • предотвращение преступлений – мероприятия по недопущению совершения преступных деяний на стадии их планирования и подготовки. Здесь уже предусмотрены меры уголовно-правового воздействия к лицам, планирующим и готовящим преступление. Встречаются случаи, когда человек лишь мысленно разрабатывает преступление, не принимая реальных шагов для воплощения его в жизнь. Об этом становится известно третьему лицу, здесь очень важны своевременные действия по недопущению реализации действий, которые задумываются. В этом и заключается деятельность по предотвращению преступлений;
  • пресечение совершаемых преступлений – мероприятия по недопущению дальнейшего преступного поведения. Лица, которые уже совершают преступление, но их действия пресечены, как правило привлекаются к уголовной ответственности. Но бывают отдельные случаи, оговоренные в законодательстве, когда этого не происходит;
  • исправление осужденных – мероприятия исправительного характера в местах лишения свободы для лиц, совершивших преступления.

Виды предупреждения преступлений

Рисунок 1. Виды предупредительной деятельности

Уровни предотвращения, пресечения и исправления находятся в зависимости от того, насколько эффективна профилактика. Если профилактическая эффективность низка, тогда частыми являются мероприятия по предотвращению, пресечению и исправлению, предпринимаемые правоохранительными органами, общественными организациями, гражданами.

Виды профилактики

Виды профилактики

Рисунок 2. Виды профилактики

Действия по профилактике бывают различного характера.

К ранней профилактике можно отнести деятельность в ситуации созданных внешних условий, которые могут привести к совершению преступления. Необходимо принять меры к устранению таких условий.

Если подросток проживает в неблагополучной семье, следует воздействовать на семью, на условия, которые формируют антиобщественный облик подростка. Если ребенок 4-5 лет воспитывается в неблагонадежной семье, то лишение родителей родительских прав и помещение ребенка в детское учреждение следует относить к сверхранней профилактике.

Еще одним видом профилактики является непосредственная профилактика. Когда за человеком замечены проявления аморального поведения, им допущены правонарушения административного характера. Другими словами, человек находится на грани между правонарушающим и уголовно наказуемым поведением. Чтобы не допустить перехода через эту грань требуются меры непосредственной профилактики.

Воздействие на осужденных при помощи исправительных и воспитательных мер – это индивидуальная профилактика, так как работа направлена на искоренение тех причин, которые заставили встать человека на преступный путь.

Если такая форма профилактических мероприятий проводится во время отбывания наказания, осуществляется предупреждение преступности в местах лишения свободы. В местах заключения проводятся мероприятия и по непосредственной профилактике, и по предотвращению преступлений, когда человек задумывает, вынашивает план преступления и готовится совершить его в самой колонии, тюрьме или следственном изоляторе.

Следует сказать, что в Советском Союзе был накоплен хороший опыт по профилактике преступности. К сожалению, многое утрачено, например профилактика преступлений в быту и на производстве. В СССР была создана разветвленная и продуманная система по предупреждению преступлений и административных правонарушений. В постсоветский период система профилактики преступлений была разрушена. Сегодня система возрождается.

Говоря о профилактике преступлений нужно иметь в виду, что речь идет о преступных деяниях, носящих массовый характер, они совершаются в быту, в сфере досуга, на производстве. Необходимо принимать действенные меры по профилактике хищений на производстве, бороться с детской беспризорностью и безнадзорностью.

Разновидности профилактических мер

Меры профилактики можно разделить на несколько видов в зависимости от их характера и масштаба.

К общесоциальным мерам относят государственные решения в экономической, политической областях, в сфере образования. Эти меры не направлены конкретно на предупреждение преступности, но так как они значимы для общества, они влияют на все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на предупреждение преступности. Это меры по улучшению качества образования, молодежного досуга, повышение зарплат и стипендий и т.д.

К общеспециальным мерам относятся мероприятия, направленные на борьбу с преступностью непосредственно. Например, принятие новых уголовно-правовых норм, совершенствование уже имеющихся норм, реформирование исправительной системы и пр.

К индивидуальным мерам можно отнести меры, адресованные конкретным лицам. В поле зрения прежде всего попадают люди, чей образ жизни и поведение свидетельствуют о том, что они могут быть подвержены преступному влиянию и к ним необходимо принимать индивидуальные меры профилактики. Индивидуальные меры реализуются также в отношении осужденных.

Веками лучшие умы человечества ломали головы над причинами правонарушений в обществе и путями их устранения. Над этим задумывались древнегреческие философы Платон и Аристотель, а несколько столетий спустя
Монтескье, Гегель, Кант, социалисты-утописты Томас Мор, Кампанелла, Фурье, Сен-Симон, юрист Чезаре Беккариа, мыслители и писатели Вольтер и Руссо, основоположники марксистского учения Маркс и Энгельс.
На сегодняшний день эта проблема остается в юридической науке столь же сложной и противоречивой, как и ранее. Анализируя состояние, тенденции и качественные характеристики современной преступности, следует связывать их
не только с происходящими в государстве социально-экономическими реформами, но и с изменениями в общественном сознании, происшедшими в последние годы.
А вы как думаете, можно ли предотвратиь правонарушения в обществе?
Желаете поучаствовать в дискусии? Тогда мы приглашаем вас на форум "Правовое образование"

3 комментария:

С раннего детства человек должен знать, что хорошо, а что плохо, знать не только свои права, но и обязанности. Что любое правонарушение приводит к уголовной или административной ответственности.

Чтобы предотвратить правонарушение в обществе нужно научить своего ребёнка знать, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно, а что нельзя, научить хорошим манерам. Нужно подумать о последствиях правонарушений-к чему приведёт это всё. И быть хорошим человечком.

Я считаю,что для предотвращения правонарушений в обществе нужно ужесточить наказания за преступление и усилить работу правоохранительных органов. Думаю, что после введения такой меры уровень преступности в обществе снизится.

Из года в год значительный удельный вес в общей структуре преступности (более 50 %) занимают повторные преступления, т.е. преступления, совершенные лицами, ранее их уже совершавшими.

В чем причина такого положения дел и как это предотвратить? Что следует знать соответствующей аудитории, чтобы не совершать повторные преступления?

Об этом поговорим с гостем студии - начальником отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов прокуратуры Республики Саха (Якутия) Владимиром Рабиновичем.

Владимир Львович, здравствуйте! Насколько серьёзно стоит вопрос повторной преступности в нашей республике?

В 2020 году в республике совершено 4479 повторных преступлений (+0,7%; 4447), в том числе совершенных ранее судимыми лицами (+3,4%; 2111/2183), из них в период отбывания условного срока наказания (+4%, 372/386), находящимися под административным надзором (+3,7%;132/137).

Произошло снижение количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных ранее судимыми лицами (-12,1%; с 575 до 505),, в том числе убийств.

Уровень повторных преступлений является одним из основных индикаторов эффективности работы правоохранительных органов и иных субъектов системы профилактики. В указанной связи противодействие повторным преступлениям является приоритетным направлением деятельности и правоохранительных органов, и органов прокуратуры.

Каковы основные причины и условия повторных преступлений?

Основными обстоятельствами совершения повторных преступлений остаются бытовая и социальная необустроенность, отсутствие постоянного заработка, алкоголизация. Так, согласно проведенному анализу 71,3% ранее судимых лиц, повторно привлечённых к уголовной ответственности, не имели постоянного источника дохода, более 63,0% на момент совершения преступления находились в состоянии алкогольного опьянения.

Какая в республике проводится работа по профилактики повторной преступности ?

Прокуратурой республики обеспечено взаимодействие с правоохранительными структурами и субъектами системы профилактики по вопросам противодействия повторным преступлениям.

За последние годы проблемные вопросы межведомственного взаимодействия в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, рассмотрены на межведомственных совещаниях, координационном совещании руководителей правоохранительных органах, Координационном Совете по обеспечению правопорядка при Главе РС(Я).

По инициативе прокуратуры республики с участием министерств и ведомств реализуется межведомственный комплексный План совместных профилактических мероприятий по противодействию рецидивной преступности, в том числе направленные на совершенствование механизмов по социальной реабилитации ранее судимых лиц, организацию их занятости, обучения.

Мерами прокурорского реагирования в деятельности органов местного самоуправления, занятости и работодателей устранялись нарушения в сфере квотирования рабочих мест, осуществления административного надзора правоохранительными органами.

При этом надзорная деятельность также направлена на разобщение устойчивых криминальных связей и окружение ранее судимых лиц людьми, положительно на них влияющими. В данной работе привлекаются иные субъекты профилактики в целях вовлечения освободившихся из мест лишения свободы лиц к труду, культурно-спортивным мероприятиям, организации их досуга и занятости.

Какие проблемы имеются при проведении профилактической работы?

Учитывая, что безденежье, отсутствие работы являются одним из основных причин совершения повторных преступлений, прокуратура обращает особое внимание на реализацию мероприятий по обучению осужденных, получению ими востребованных на рынке труда профессий. Органами занятости совместно с УФСИН РФ по РС(Я) на системной основе проводится работа по профессиональной ориентации, переобучению лиц, находящихся в местах лишения свободы и состоящих на учёте в УИИ. Начиная с 2019 года, УФСИН РФ по РС (Я) совместно с министерством образования и науки РС (Я) организовано обучение условно осужденных лиц в профессиональных образовательных организациях.

Хотелось бы, чтоб более шире использовались возможности дистанционного образования осужденных.

Ежегодно из мест лишения свободы освобождается более 800 человек, которые нуждаются в социальной поддержке.

Несмотря на то, что администрациями исправительных учреждений за 6 месяцев до освобождения лиц уведомляются органы местного самоуправления и занятости о предстоящем освобождении, данная работа на сегодняшний день остается низкоэффективной.

В целях устранения причин и условий, способствующих совершению повторных преступлений, необходимо оказать правовую, социальную, психолого-педагогическую, медицинскую и иную помощь, адаптировать их к общественной жизни.

Многие осужденные за время отбывания срока наказания теряют родственные связи, в связи с этим очень актуальным остаётся оказание психологической помощи не только освобождаемому, но и его окружению.

Что необходимо совершенствовать для улучшения состояния профилактики правонарушений?

Требуется совершенствования действующего законодательства в данной сфере. Поскольку отсутствуют подзаконные акты по реализации норм Федерального закона "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", Закона Республики Саха (Якутия) "О профилактике правонарушений в Республике Саха (Якутия)", в том числе по осуществлению информационного обмена о лицах, состоящих на профилактических учетах и нуждающихся в услугах по ресоциализации адаптации.

Возможно ли гражданину предотвратить совершение повторного преступления и что для этого необходимо?

Гражданам, ранее совершавшим преступления, прежде всего, следует знать, что на сегодняшний день в республике услуги по социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, предоставляются министерствами труда и социального развития (единовременная денежная помощь, предоставление временного приюта), по делам молодежи и семейной политике (психологическая помощь), здравоохранения (специализированная медицинская поморщь больным туберкулезом).

Непосредственно после освобождения с целью поиска работы необходимо обратится в центр занятости населения, которые имеются в каждой районной администрации, с целью встать на учет для дальнейшего трудоустройства, а также обучения в случае отсутствия специального образования либо переподготовки.

Граждане, ранее совершавшие преступления, в т.в. освободившиеся из мест лишения свободы, всегда имеют трудности в трудоустройстве по найму. В указанной связи они должны знать не только возможности, которые есть в органах занятости, но также и то, что занятость может быть обеспечена реализацией своего права на осуществление самозанятости, а также предпринимательской деятельности.

Также люди должны знать информацию о вреде алкоголя и его последствиях, как найти работу и постоянный источник дохода, как организовать свой досуг и как достичь успеха в жизни. Не менее важным является возможности получения бесплатной наркологической помощи, сведений об общественных организациях, оказывающих содействие в борьбе с алкоголизмом и злоупотреблением.

Деятельность человека состоит из поступков. Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и плохие, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.

В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные, то есть соответствующие нормам права, требованиям законов. Антиподом правомерного поведения является поведение неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему. Далеко не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий. Один руководствуется здравым смыслом, второй действует интуитивно, третий просто подавляет свои желания. Придерживаясь такой политики, и первый, и второй, и третий в равной степени может преступить закон, даже не подозревая об этом, впоследствии понеся за свое правонарушение юридическую ответственность.

Между тем, совершенно очевидно, что эффективная предупредительно-профилактическая работа возможна лишь при повышении требовательности к любому виду отклоняющегося от общественно признанных форм поведения, к последовательному применению все более жестких мер воздействия по мере увеличения степени отклонения.

Изложенное выше придает актуальность вопросу о необходимости целенаправленного подхода к проблеме борьбы с правонарушениями, не являющимися преступными, а также с теми или иными отклонениями от требований общественной морали, которые являются питательной средой преступности. Таковы пьянство, мелкое хулиганство, наркомания, мелкие хищения, аморальные поступки. Каждое из этих проявлений может быть малозначительным но, когда подобные нарушения следуют одно за другим, когда для определенного лица (или группы лиц) они становятся повседневными, сливаясь в сплошную цепь неправомерного поведения происходит переход количества в качество. Совокупность малозначительных нарушений - явление, которое должно изучаться и учитываться юридической статистикой в масштабе всей страны, чтобы оно могло приниматься в расчет при планировании работы по профилактике преступности. Более того, негативное поведение такого рода должно стать специальным объектом ранней профилактики, а для этого оно должно быть изучено, как самостоятельное явление, сопутствующее и способствующее преступности.

Правонарушение - явление социальное, его социальный характер обусловлен массовостью нарушений требований норм права в обществе, что наносит значительный моральный и материальный вред. В социальном смысле главное в этом поведении - то, что оно противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно причинить вред правам и интересам граждан, коллективов и общества в целом, препятствует поступательному развитию общества. Социальная характеристика правонарушений содержит, по крайней мере, четыре существенных момента:

Правонарушение всегда общественно вредно. Степень общественной вредности деяния может быть различной, но ее наличие обязательно для отнесения его к правонарушениям. Правонарушения посягают на различные стороны общественной жизни. Они наносят ущерб политическим, трудовым, имущественным, личным правам и свободам граждан, экономическим интересам организаций, боеспособности воинских частей и подразделений.

Отношения, подвергаемые правовому регулированию очень многообразны, и соответственно настолько многообразен и вред, причиняемый правонарушением. Вред может быть материальным и моральным, измеряемым и не измеряемым, физическим и духовным, значительным и незначительным, восстановимым и невосстановимым. Формы проявления вреда, стадии его развития многообразны. Поэтому вред общественным отношениям причиняется не только тогда, когда уничтожаются какие-либо материальные ценности, причиняется моральный вред, но и тогда когда, например, сформирована банда, еще не совершившая ни одного преступления, когда изготовлен подложный документ, не используемый пока по своему назначению.

Таким образом, правонарушением является не только противоправное деяние, повлекшее наступление конкретных вредных последствий, но и способное привести к таковым.

Основная причина противоправного поведения человека связана с разнообразными противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида. Обострение этих противоречий вызывает рост правонарушений.

Среди причин, порождающих правонарушения, следует назвать, прежде всего, экономические, политические, социальные и нравственные причины. Они являются питательной средой для различного рода злоупотреблений, хищений, коррупции, взяточничества, посягательств на жизнь и здоровье людей.

Однако никакие внешние обстоятельства не могут привести к правонарушению, пока они не стали движущим мотивом поведения личности, не преобразовались в побуждение его воли. На основе объективных причин и условий формируются субъективные причины и условия правонарушений, представляющих собой определенные элементы социальной психологии, получающее проявление в искаженных потребностях и интересах - именно они выполняют решающую роль при выборе правомерного или противоправного поведения. Итак, правонарушение это противоправное, общественно вредное, виновное деяние дееспособного субъекта.

Современный этап развития российского общества сопровождается нарастанием социальных и экономических проблем, ослаблением института семьи, увеличением количества разводов и неполных семей, насилием в семьях и многих других факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на воспитание детей. В результате растет число безнадзорных и беспризорных детей, в детской и подростковой среде широко распространено употребление наркотиков (за последние десять лет численность наркоманов среди молодежи возросла в 17 раз) и различных психотропных препаратов, алкоголя. Вследствие всех этих факторов возросло количество правонарушений среди несовершеннолетних.

Предупреждение преступности - это стройная многоуровневая система мер государственного и общественного характера, направленных на устранение причин и условий преступности либо их нейтрализацию (ослабление, ограничение) и тем самым способствующих сокращению преступности. Предупреждение преступлений предполагает: осуществление глубоко продуманных и взаимно связанных мероприятий; взаимодействие государственных и общественных мер; проведение мер экономического, воспитательного и культурного характера в сочетании в необходимых случаях с мерами принуждения, играющими вспомогательную роль; ликвидацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений или преступлений; своевременное реагирование общественности на те или иные проступки людей, их аморальное поведение с целью не допустить более глубоких конфликтов с обществом, ведущих к нарушениям закона и правопорядка. Вопросы предупреждения преступности должны находиться в центре внимания общества и государства. Предупреждение преступности может и должно планироваться. Однако планы должны носить не декларативный характер, а конкретный, с учетом материально-технического и кадрового обеспечения правоохранительной системы.

Для успешной работы с правонарушениями необходимо представлять их состояние и тенденции развития. Необходимо также определить и объем усилий как материального, так и нематериального характера, которые должно тратить общество, государство на борьбу с правонарушениями. Одним из методов такой борьбы является юридическая ответственность за совершение правонарушений. Меры ответственности устанавливаются или конкретно за каждое определённое правонарушение или в форме перечня санкций, одна из которых применяется за конкретное правонарушение, с учётом обстоятельства дела.


Борьба с правонарушениями включает в себя два основных направления:

предупреждение совершения правонарушений;
последовательная реализация юридической ответственности за уже совершенные правонарушения.
Для того чтобы предупреждать правонарушения, необходимо воздействовать на их причины. Поскольку последние коренятся в самом обществе, для их устранения необходим комплекс не только специально-юридических (правотворчество, правоприменительная деятельность правоохранительных органов), но и социальных мероприятий. Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.


Основными задачами профилактики правонарушений являются:

формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;
устранение причин и условий совершения правонарушений;
недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.
Государственная система профилактики правонарушений основывается на следующих принципах:

государство и общество доводит до граждан содержание законов об ответственности, касающихся их рода занятий;
развитие личности, общества и государства несовместимы с безразличием граждан и должностных лиц к правонарушениям;
профилактика правонарушений в отношении всех граждан должна сочетаться с предупреждением правонарушения и защитой от него отдельного лица.
Основные направления профилактики правонарушений:

Профилактика правонарушений осуществляется в формах общего и индивидуального воздействия на объекты профилактики правонарушений.


Общая профилактика правонарушений:

Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя:

сбор и анализ сведений о правонарушениях, совершаемых в соответствующей сфере общественных отношений;
анализ применения законодательства Российской Федерации, в том числе оценка причин правонарушений и других, связанных с ними явлений в соответствующей отрасли общественных отношений, внесение предложений по его совершенствованию;
прогнозирование преступности и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;
создание на основе анализа сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);
выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;
осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;
изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;
формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;
обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности, в том числе с использованием технических и иных находящихся в ведении средств, на территориях и объектах субъекта государственной системы профилактики правонарушений;
разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений.
Меры индивидуальной профилактики правонарушений:

профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);
направление информации в государственные органы о причинах и условиях противоправного поведения;
оказание помощи профилактируемому лицу;
осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, на работе);
привлечение родственников, других лиц к воздействию;
другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).

Читайте также: