Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни детей в школе

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация: Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни очень актуальны в связи резким снижением процента здоровых детей, увеличения числа имеющих хронические заболевания. Причины такого состояния - нарушение экологии, нервно-психические нагрузки, незнания своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.

Ключевые слова: Здоровый образ жизни, школьный возраст, система школьного обучения. .

Снижение состояния здоровья обучающихся - серьезная проблема, которая вызывает беспокойство у педагогов. С каждым годом повышаеться число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобожденных от занятий физической культурой, увеличиваеться количество выпускников, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья. Реформа школы предусматривает решение многих вопросов, направленных на охрану здоровья детей. Одной из важнейших задач школьного образования является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников - будущего нации. Школьный возраст наиболее благоприятный для формирования навыков здорового образа жизни. У школьников воспитывается ответственное отношение к своему здоровью, формируется умение понимать и принимать ценные для здоровья решения. Школа должна взять на себя главную роль в формировании здорового образа жизни обучающихся. Главными ее направлениями следует считать общегигиеническое, физкультурно-оздоровительное, реабилитационно-профилактическое, экологическое и культурно-просветительное. (Воронова Е. А., 2015).

Сегодняшнее состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу.

В течение всего урока дети занимаються практически без движения. За партами при письме они находятся в напряженно-неестественной позе. При традиционной дидактике ученик является принимающим устройством, в закрытом помещении и ограниченном пространстве. Стандартные столы с горизонтальной поверхностью, мигающие лампы, большая нагрузка для детей, и мы получаем идеальные условия для возникновения неврозов, деградации здоровья (Елжова Н.В., 2016).

Здоровый образ жизни – это оптимальная система ежедневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровье сбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте педагог-медицинский работник-ученик, физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся (Безруких М.М., 2016).

Основные направления здорового образа жизни ребенка следующие:

1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.

2. Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.

3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

Формирование здорового образа жизни школьника представляет собой социально-педагогический феномен, необходимость которого вызвана реальной потребностью личности и общества в здоровье как основополагающем, жизненно необходимым ресурсе саморазвития и развития.

Здоровый образ жизни личности представляет собой интегративную биосоциальную характеристику, которая включает в себя знания и представления о здоровье как жизненной ценности человека, о здоровом образе жизни, сформированные привычки и мотивацию своего поведения как здорового человека, умения и навыки здравосозидающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек, что позволяет вести здоровый стиль жизни и быть физически и социально активным, здоровым человеком в обществе (Баль Л.В.. 2014).

Здоровый образ жизни обучающегося является фактором не только здоровьесохраняющего поведения, но и здоровьесозидающего.

Наиболее адекватная реализация организационно-педагогических условий формирования здорового образа жизни школьника возможна посредством построения модели организации процесса. Данная модель, которая обеспечивает формирование здорового образа жизни у школьника, включает в себя цель, принципы, педагогические условия, направления формирования здорового образа жизни, методики и технологии формирования здорового образа жизни, формы физкультурной деятельности, ожидаемые результаты. Она концептуально объединяет все содержательные характеристики формирования здорового образа жизни.

Основными условиями формирования здорового образа жизни у обучающихся, выделенными на основе понимания здорового образа жизни как основного фактора здравосозидающего поведения, и создаваемыми в учебном процессе являются:

- формирование знаний о здоровье, о собственном здоровье, о здоровых и вредных привычках растущего человека, о нормальном нравственном и отклоняющемся поведении детей и подростков;

- организованная двигательная активность обучающихся в условиях использования специально разработанных методик и технологий формирования здорового образа жизни;

- формирование ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни;

- формирование здоровых навыков и привычек.

Данные условия позволяют реализовать целевую установку, принципы, структурные компоненты и критерии оценки эффективности формирования здорового образа жизни обучающихся (Денисов Л.А., 2015).

Однако исследования последних лет показывают, что около 30-35 % детей приходит в первый класс с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья. Среди выпускников школ уже более 80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. Напрашивается вывод, что образовательные учреждения здоровье детям не прибавляют, а даже наоборот. Конечно, проблема охраны здоровья детей и подростков - проблема комплексная, и сводить все аспекты ее только к учебному заведению было бы неправильно. Но в то же время анализ структуры заболеваемости учащихся убедительно показывает, что по мере обучения в школе растет число болезней дыхательных путей, патологий органов пищеварения, нарушение осанки, заболеваний глаз, пограничных нервно-психических расстройств. Подобные состояния здоровья не только результат длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических и экологических факторов, но и ряда таких педагогических факторов, как:

- стрессовая тактика авторитарной педагогики;

- интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки);

- раннее начало дошкольного систематического обучения;

- несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка; о - массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; опр - существенные недостатки в действующей системе физического воспитания и в работе медицинских служб.

В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.

Основными направлениями охраны и укрепления здоровья учащихся является:

- формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения;

- нормализация учебной нагрузки;

- подготовка и повышение квалификации педагогических кадров;

- разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие;

- создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющие ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;

- создание системы и механизмов совместной деятельности школы и семьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов (Кучма В.Р., 2015).

С целью оптимизации образовательно-воспитательного процесса и условий обучения детей Государственный Комитет Российской Федерации по санитарно-эпидемиологическому надзору утвердил Санитарные правила и нормы.

Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на валеологизацию образовательной среды и формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

Сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с таем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баль, Л. В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни [Текст] / Л. В. Баль, А. Н. Михайлов, И. А. Гундаров // Гигиена и санитария. 2014. Том 93, № 4. С. 70-71. …………………………………

2. Безруких, М. М . Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении [Текст] / М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. - М. : Просвещение, 2016. 128 c.

3. Болотов, Б. В. Здоровье человека в нездоровом мире [Текст] / Б. В. Болотов. - СПб.: Питер, 2018. 112 c. …………………………….

4.Воронова, Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе[Текст] : Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - М. : Феникс, 2015. 179 c.

5. Денисов, Л. А. Инновационный кластер по формированию здорового образа жизни среди учащихся всех ступеней образования [Текст] / Л. А. Денисов, Н. М. Савичева, А. В. Федорович // Санитарный врач. 2015. № 1. С. 35-40.

6. Елжова, Н. В. Здоровый образ жизни в образовательном учреждении [Текст] / Н. В. Елжова. - М.: Феникс, 2016. 224с. …

7.Кучма, В. Р. Формирование здорового образа жизни детей и единого профилактического пространства в образовательных организациях: проблемы и пути решения [Текст] / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2015. Том 94, № 6. 250 с.

8.Яковлева, Т. В. Проблемы формирования здорового образа жизни у детей и учащейся молодежи [Текст] / Т. В. Яковлева, А. А. Иванова, Р. Н. Терлецкая // Казанский медицинский журнал. 2012. Т. 93, № 5. С. 792-795.

Не могут быть дети успешными, а школа – лучшей, если в ней не решается главная задача: сохранение здоровья. Деятельность общеобразовательных учреждений по охране здоровья обучающихся, воспитанников становится одним из ведущих направлений работы школы.

В современных условиях особенно актуально оказание комплексной психолого-педагогической медико-социальной помощи детям и, как следствие, комплексное междисциплинарное сопровождение процесса их обучения и воспитания. В рамках данного направления производится психолого-педагогическое сопровождение учащихся в школе через практические занятия, проведение цикла классных часов, выступление на родительских собраниях, индивидуальные консультации по вопросам здорового образа жизни.

ВложениеРазмер
uspeshnoe_razvitie_uchashchikhsya_cherez.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

Успешное развитие учащихся через формирование здорового образа жизни в психолого-педагогическом сопровождении.

Не могут быть дети успешными, а школа – лучшей, если в ней не решается главная задача: сохранение здоровья. Деятельность общеобразовательных учреждений по охране здоровья обучающихся, воспитанников становится одним из ведущих направлений работы школы.

В современных условиях особенно актуально оказание комплексной психолого-педагогической медико-социальной помощи детям и, как следствие, комплексное междисциплинарное сопровождение процесса их обучения и воспитания. В рамках данного направления производится психолого-педагогическое сопровождение учащихся в школе через практические занятия, проведение цикла классных часов, выступление на родительских собраниях, индивидуальные консультации по вопросам здорового образа жизни.

Растрачивать наше здоровье мы начинаем еще в юности, с безумной щедростью расплачиваясь им за неверный образ жизни – ненужные переутомления, отсутствие должного режима учебы, труда, отдыха, вредные привычки. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека только на 10% определяется медицинской помощью, в то время как 40% задаются наследственностью, 50% – образом жизни и экологической ситуацией. Счастье как здоровье, если оно есть, его не замечаешь.

По данным Минздравсоцразвития России (доклад Широковой В.И.) состояние здоровья детей и подростков в Российской Федерации характеризуется следующими показателями: из 13,4 миллионов детей школьного возраста более половины (53 %) имеют ослабленное здоровье; две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания; лишь 10 % выпускников общеобразовательных учреждений могут быть отнесены к категории здоровых; общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 %, а юношей и девушек в возрасте 15-18 лет – на 18 %; продолжается рост показателей болезней органов дыхания, сердечно-сосудистой, нервной системы, крови и кроветворных органов, врожденных аномалий и анемий. Проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и исследования показали, что количество детей в возрасте 6-7 лет, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 %.

Численность школьников, жалующихся на состояние здоровья более, чем один раз в неделю, составляет:

  • в Австрии – 17 % девочек и 12 % мальчиков;
  • в Португалии – 29 и 16 %,
  • в Исландии – 29 и 26 %,
  • во Франции – 41 и 31 %,
  • в России – 41 и 32 %,
  • в Турции – 68 и 53 % соответственно.

Одним из направлений работы педагога-психолога является формирование у школьников потребности к ведению здорового образа жизни, умению передавать позитивные установки окружающим.

Вопросы социально-ответственного отношения к своему здоровью, воспитание уважения человека к человеку, окружающему миру, развитие социальной ответственности за свое поведение поднимаются как в групповой, так и в индивидуальной работе через дискуссию, обсуждение, беседу, обыгрывание ситуаций, тренинговые упражнения. Изучению личности способствует диагностика, по результатам которой проводится работа по укреплению устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.

Наше здоровье в наших руках. Уметь себе помочь в той или иной ситуации – долг каждого уважающего себя человека. Дыхание – эта единственная функция в организме человека, которой мы можем управлять. Представьте ситуацию: вы разволновались, рассердились, разозлились. Весь организм в напряжении, это чревато различными неблагоприятными последствиями: от испорченного настроения к повышению давления, изменению работы сердца, нервной системы и связанными с ними различными нарушениями. Как помочь себе?

Данный метод является наиболее эффективным в ситуации, требующей снятия психического напряжения, и основан на достижении покоя, освобождении от гнетущей и ненужной информации, что автоматически ведет к расслаблению, «очищению разума и накоплению энергии.

Техники могут применяться как в групповой работе, так и индивидуально в моменты непродолжительного отдыха (например, на переменах, в транспорте)

1. Положите одну руку на грудь, а другую на живот.

2. Вначале сделайте медленный вдох через нос.

3. Вдыхая, заполните воздухом нижние отделы легких. Ваша диафрагма будет заставлять живот выпячиваться. Чтобы освободить месть для воздуха, и рука, лежащая на животе, будет подниматься. Продолжайте вдыхать и ощутите, как расширяется средняя часть легких по мере того, как нижние ребра и грудная клетка слегка расправляются кпереди, чтобы вместить в себя воздух. Наконец, ощутите расширение верхних отделов легких, в то время как поднимается ваша грудная клетка, поднимаются плечи и вы чувствуете, как поднимается ваша рука, лежащая под ключицей. Слегка втяните живот, чтобы помочь легким. Этот медленный глубокий вдох можно выполнить за несколько секунд как одно плавное, непрерывное вдыхание.

4. Теперь на несколько секунд задержите дыхание.

5. Постепенно вдыхая через рот, слегка втяните живот и медленно поджимайте его по мере опустошения легких. Выдохнув полностью, расслабьте живот и грудную клетку. Расслабьте плечи.

6.В конце фазы вдоха слегка поднимите плечи и ключицы так, чтобы легкие можно было вновь до самых верхушек наполнить воздухом.

II. Концентрация на медитативном дыхании (дыхательная техника).

Цель: полное расслабление, ритмизация дыхательного процесса, повышение внутренней стабильности, достижение гармонии эмоциональных реакций.

После регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации увеличиваются.

Примечание: несмотря на элементарность, это упражнение является одной из самых эффективных дыхательных техник.

Цель: трансформация негативных переживаний в положительные, настройка всего организма на благоприятное восприятие предстоящего события.

Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

Необходимое время: 3 с. Процедура: выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты знаешь о здоровье, как ты помогаешь своему здоровью, помоги полюбить спорт, заняться интересным делом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описывается личный опыт и практика комплексного психолого-педагогического сопровождения учащихся по профилактике вредных привычек и сохранения здоровья подростков на основе использования в практической деятельности психолога современных информационных компьютерных технологий.

Муниципальное автономное учреждение

ХМАО-Югра, г. Когалым

Профилактическая программа

психолого-педагогического сопровождения учащихся и родителей

Педагог-психолог Орлова Н.Т.

1. Обоснование проблемной ситуации и вид программы …………………………4

3. Обоснование актуальности программы, цели и задачи, гипотеза………………4

3. Потенциальные участники программы ………………………………………. 5

4. Научное, методическое обоснование …………………………………………….5

5. Обоснование необходимости реализации данной программы,

сроки программы…………………………………………………………………….. 6 6.Структура и содержание программы по формированию социальных установок


Краткая аннотация.

Программа включает тематику презентаций в составе занятий, призванных поэтапно формировать у подростков, родителей, учителей установку на здоровье как главную ценность.

Содержание программы имеет форму поэтапного погружения в информационное поле, которые можно использовать для учащихся, учителей и родителей. Представлены презентации учеников из тьюторской группы по пропаганде здорового стиля жизни, как наглядный результат работы.

1.Обоснование проблемной ситуации и вид программы

Недостаточность знаний родителей, учителей и учащихся о сложности и многогранности психологии наркозависимости, о психологии здоровья, недооценка влияния деструктивных отношений в семье на формирование психологических комплексов, ведущих к позиции

избегания жизненных трудностей через различные формы адикции, неспособность принятия решения в меняющемся мире – это вопросы, которые сегодня надо решать.

Пути решения этих проблем в рамках психолого-педагогического сопровождения – это проведение психологической, просветительской и профилактической работы по вопросам здоровья детей и подростков. С помощью наглядного материала и практических заданий происходит формирование осознанного отношения подростков к своему здоровью. Работа проводится непосредственно как с подростками, так и с их родителями, просвещая семью в ходе родительского лектория, с учителями проводятся беседы и лекции, тренинги здоровья.

Отвечая современным требованиям, данная программа является образовательной, так как в большей степени направлена на развитие личностного потенциала всех участников учебно-воспитательного процесса. В программе предусмотрен современный подход в решении вопросов воспитания через проектную деятельность с учениками, учителями.

Поэтому программа является комплексной, и проблема решается через систему просветительских и профилактических мероприятий со всеми, кто воспитывает подростков,

2.Обоснование актуальности программы, цели и задачи.

Использование компьютерных технологий – это современная, мобильная и удобная форма общения.

Компьютер стал необходимым средством в работе педагога-психолога. Введение современных технологий обучения и развития детей, позволяет более полно реализовывать личностный потенциал каждого ребенка. Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности и в практической деятельности учащихся и педагога-психолога. Подготовленные тематические занятия можно легко и быстро изменить, использовать в профилактической работе с учащимися, родителями и учителями. Помимо существующего компьютерного инструментария мы самостоятельно попробовали составлять несложные игры-игрушки, творческие дети сами создавали презентации.

3. Сроки программы

1этап – организация (2016-17 уч.г.),

2 этап- адаптация (2017-18 уч.г.),

4 этап – внедрение и развитие (2020-2021 уч.г.)

Программа направлена на решение следующих целей и задач.

Цель- формирование осознанных установок своему здоровью через активную деятельность и повышение знаний учащихся, учителей и родителей о психологическом здоровье.

1.Повысить качество психолого - педагогического сопровождения по проблеме сохранения здоровья.

2. Организовать интерактивные формы профилактиктической и просветительской работы с учащимися, родителями и учителями, направленные на формирование установки осознанного отношения к своему здоровью.

3. Интегрировать информационные технологии в процесс психологического сопровождения как дополнительного средства в работе психолога по профилактике, коррекции и развитию учащихся.

4.Создать банк презентаций.

Использование информационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении обеспечат условия для эффективной работы психолога по формированию здорового образа жизни школьников, их адаптации и развития.

4. Потенциальные участники программы.

имеющими трудности в социальной и интеллектуально-познавательной адаптации, а также

Участниками проекта были учителя и родители школы. Реализация программы возможна была при активном участии врача школы, классных руководителей при поддержке администрации школы, Совета школы.

Потенциальными участниками программы могут быть как в профилактической работе, так и в коррекцинно - развивающей работе все учащиеся, представители общественности, решающие вопросы сопровождения здоровья детей. Примером тому является проведённый городской семинар по здоровьесберегающим технологиям, на котором была представлена работа по программе и получена положительная оценка.

4. Научное, методическое обоснование.

Программа сохранения психологического здоровья построена по модели целостной информационной и практической деятельности психолога со всеми субъектами образовательного процесса, что соответствует трём основным взаимосвязанным компонентам по М.Р. Битяновой:

1). Систематическое отслеживание статуса ребёнка.

2). Создание социально-психологических условий для развития личности ребёнка.

3). Создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии.

Использование презентаций на одну и ту же тему с учётом возраста является специальным условием, которое органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности организации взаимодействия психолога со всеми участниками образовательного процесса. Даёт возможность одновременно формировать установки здоровья у всх членов школьного коллектива и в семье.

Как показала практика, общий объем использования ИКТ в работе с различными субъектами образовательного процесса, приблизительно, распределяется следующим образом:

1) с учащимися (профилактическая работа, психодиагностика, развивающая и коррекционная работа, психологическое просвещение, групповое консультирование) - 50% от общего использования ИКТ в работе;

2) с педагогами (психодиагностика, сопровождение профессионального развития педагога, психологическое просвещение, групповое консультирование) - 30%;

3) с родителями (психологическое просвещение, групповое консультирование) -20%.

Этими цифрами подтверждается факт эффективности и востребованности

использования средств ИКТ в профилактической, просветительской и коррекционной работе психолога. Что этому способствует? Первое и немаловажное условие - это огромный интерес детей и подростков заниматься всем, что связано с компьютерами; второе и тоже важное – это широкие мультимедийные возможности (хорошая графика, качественный звук, трехмерное изображение, динамика, лучше моделируют живую реальность, обусловливая более полное восприятие информации); третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка (например: индивидуальный темп деятельности, ведущую репрезентативную систему, интересы и т.д.); четвертое – интерактивность компьютерных программ.

Компьютерные программы – это уникальное соединение техники, развлечения, психологии и педагогики. Использование этих программ способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших когнитивных функций; повышению эффективности обучения учащихся, повышению их учебной мотивации, развитию их интеллектуальных и творческих возможностей и др.

6. Обоснование необходимости реализации данной программы.

Сегодня эффективно говорить с подростком на языке информационных технологий, потому что на новом уровне можно осветить знакомую тему, но по-прежнему очень важную, так как здоровье напрямую связно с успехом в карьере и в личной жизни. Как показала практика, интерактивная форма наиболее эффективна, так как изменяет изнутри личностные установки.

7. Структура и содержание программы по формированию сознательных установок на здоровый образ жизни.

Программа состоит из 7 разделов. Содержание программы для родителей, учащихся и учителей, включает 12 занятий, призванных поэтапно формировать у старшеклассников позитивные социальные установки по отношению к компонентам здорового образа жизни, помогает реализовать себя в полезном деле. Родителям и учителям даются знания, которые помогут общаться с подростком без конфликтов, предусматривать сложные ситуации, распознавать состояние подростков и помогать им в сложных ситуациях, предостеречь от необдуманных поступков, направлять инициативу подростков на развитие положительных выборов, грамотно использовать воспитательный потенциал семьи, среды и информации. В программе уделяется внимание и здоровью учителя.


Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, учебной, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, осуществляемых в оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Здоровый образ жизни является предпосылкой для достижения личностью активного долголетия.

На эту тему ежегодно издаются тысячи книг самого разного уровня и объема, проводятся сотни научных конференций, принимаются нормативные акты и декларации, создаются программы и проекты, организуются центры и клубы, где активно пропагандируются те или иные оздоровительные методики. По актуальной тематике выпускается множество газет и журналов, ведутся постоянные передачи на радио и телевидении.

Компонентами воздействия М. С. Юрченко называет мотивационно-личностный (для чего мне это?), теоретический (знаю), практический (делаю), оценочно-рефлексивный (оцениваю). По мнению автора модели на этапе дошкольного обучения формирование здорового образа жизни осуществляет воспитатель и семья, на этапе школьного — учитель и семья. Критериями сформированности представлений о здоровом образе жизни М. С. Юрченко считает знания и умения по вопросам ЗОЖ, выбор способов оздоровительной деятельности, личностно-мотивационную направленность на ЗОЖ, улучшение показателей здоровья и развития [8, с. 108].

Свою работу мы распределили на этапы. На первом была организована лекция, в ходе которой, помимо информации по искомой теме, был продиктован список литературы, предназначенный для самообразования. На втором этапе организованы семинары и практикумы, позволяющие закрепить теоретические знания воспитателей и учителей применительно к условиям образовательного комплекса. На третьем этапе они приступили к созданию теоретической и методической базы для проведения работы по данному направлению: они систематизировали практические и наглядные материалы, разработки тематических планов.

Четвертый этап был посвящен совершенствованию здоровьесберегающего пространства образовательного комплекса. Помимо выполнения требований, регламентированных нормами СанПиН (поддержание комфортной температуры, регулярное проветривание помещения группы), воспитатели и учителя приступили к проектированию зимнего сада, который предложено размещать в прозрачной галерее. Цель создания зимнего сада — формирование эмоционального отношения к миру природы.

Здоровьесбережение также предполагает создание эмоционально комфортной среды, что означает снятие у детей повышенной утомляемости, наличие условий для эмоциональной разрядки (во время игр, физкультурных пауз, в творческой деятельности).

Перейдем к описанию такого направления работы, как взаимодействие с родителями. Деятельность также была распределена на несколько этапов. В ходе первого было проведено родительское собрание, в ходе которого была обоснована необходимость проведения дополнительной работы по расширению у детей представлений о здоровом образе жизни, выработано совместное решение о предъявлении единых требований к соблюдению режима дня и гигиенических процедур.

Они касаются организации полезного питания детей в домашних условиях, проведении совместного досуга, поведения в природе, чтения рекомендованной литературы по направлению работы, демонстрировании детям осознанного поведения к сохранению здоровья. На следующем этапе были организованы различные виды мероприятий с детьми и их родителями: тренинги, походы выходного дня, экскурсии, турниры, спортивные и досуговые праздники, турниры. В Приложении 2 представлено календарно-тематическое планирование перечисленных мероприятий. Параллельно этой работе были проведены индивидуальные беседы и консультации с родителями.

Далее перечислим перечень мероприятий, направленных на обучение детей навыкам здорового образа жизни: это проведение проблемных бесед, дидактических и подвижных игр, спортивных праздников и турниров. В ходе напомнили об соблюдении режима дня и основах гигиены. Для формирования эмоционального отношения к здоровью были использованы стихи отечественных поэтов: В. В. Маяковского, Э. Э. Мошковской, А. Л. Барто. В Приложении 1 представим систему мероприятий, направленных на расширение представлений дошкольников о здоровом образе жизни.

Актуальность и проблемы
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни и благополучия человека, основой для самореализации и самовыражения личности. На фундаменте физического базируется здоровье психическое, на психическом – нравственное и социальное.
Статистика показывает, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема укрепления здоровья детского и подросткового населения возникла в результате взаимодействия огромного количества факторов риска, порождённых неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными и экономическими условиями. Актуальность проблемы здоровьесбережения в современных условиях связана также со школьными перегрузками, с тем, что не учитываются психофизические особенностями развития учащихся. Решать данную проблему можно только на научной основе в рамках государственной политики по данному вопросу. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010г., одной из основных характеристик качества школьного образования является соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья учащихся.
Известно, что объективными факторами, влияющими на здоровье учащихся, являются следующие: организация учебно-воспитательного процесса, соблюдение санитарных норм и правил, гигиенических требований к условиям обучения, психологическое обеспечение учебного процесса, организация режима учебного дня, двигательная активность, требования к организации медицинского обслуживания и питания. Кроме них существует ряд субъективных факторов. Главный из них – низкий уровень сформированности культуры здоровья. Осознание необходимости заботы о собственном здоровье не стало убеждением большинства людей. Таким образом, создание активной среды, в которой обучение ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, является актуальнейшей задачей.

Сфера использования: общеобразовательные школы

Цели и задачи, решаемые в результате проекта

Цель: создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся и системы мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Задачи:

  • развитие активной здоровьесберегающей среды;
  • создание системы мотивации учащихся, родителей и учителей школы на сохранение и укрепление здоровья;
  • освоение основ культуры здоровья;
  • расширение физического потенциала учащихся, укрепление психического и нравственного здоровья школьников;
  • внедрение современных методов мониторинга физического развития учащихся;
  • использование педагогами методов и технологий деятельности, сберегающих здоровье учащихся.

Новизна разработки

Уровень проработанности проекта: экспериментальный этап.

I ступень.
Требования к уровню подготовки (образованности) обучающегося (выпускника)
Предметно-информационная составляющая образованности:

  • представление о культуре здоровья и путях ее развития;

-знание уровня своей физической подготовленности и повышение его с помощью самостоятельных занятий;
- представление о строении организма, функциях органов и условиях его гигиены;
-знание необходимых и достаточных условий для занятий физическими упражнениями, в том числе и правил техники безопасности;
-знание характера влияния двигательной активности на человеческий организм;
-знание приемов самоконтроля.
Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:
-овладение музыкально-ритмическими и танцевальными умениями, простейшими способами плавания, ходьбы на лыжах, катания на коньках, участие в подвижных спортивных играх, освоение элементов акробатики, легкой атлетики, различных видов физкультурной активности, туризма;
-освоение комплексов упражнений основной, гигиенической и дыхательной гимнастики, музыкально-ритмических комплексов;
-освоение народных игр и нетрадиционных методов укрепления здоровья, к которым можно отнести элементы точечного массажа, пальцевую гимнастику, солнечные, воздушные ванны, водные процедуры;

  • умение беречь свое здоровье, здоровье близких людей;

-соблюдение основных правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности в быту, на улице.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • освоение основ культуры физического здоровья;
  • овладение основами самоорганизации здорового образа жизни;

-становление интереса к физкультурно-оздоровительным и физкультурно-спортивным занятиям;
-понимание значения гигиены и закаливания, формирование доступных понятий о физическом развитии, влиянии физических упражнений на работу сердечно-сосудистой системы;
-развитие основ самоконтроля, понимание влияния вредных привычек на здоровье человека.

II ступень.
Требования к уровню подготовки (образованности) обучающегося (выпускника)
Предметно-информационная составляющая образованности:
-знание основ здоровья и физической культуры;
-знание одной из оздоровительных систем для решения личностных проблем;
-знание составляющих здоровья, здорового образа жизни, факторов, определяющих здоровье.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- осознанное владение знанием основ культуры здоровья и физической культуры;
-владение одной из оздоровительных систем для решения личностных проблем;
-расширение и применение знаний, умений и навыков физической культуры в практической деятельности;
-умение самостоятельно готовиться к занятиям и упражнениям, освоение разнообразных двигательных действий;

  • применение специальных упражнений с целью профилактики простудных заболеваний;

-самоопределение в способах достижения здоровья, самоорганизация с целью освоения здорового образа жизни.
Средства:
Комплексы основной, гигиенической и других видов гимнастики, легкоатлетические упражнения, подвижные, народные и спортивные игры, танцы, элементы спортивных единоборств, плавание, передвижения на лыжах, велосипеде, коньках, другие виды двигательной деятельности, туризм, использование гигиенических процедур и гигиенических факторов.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
-формирование потребности освоения ценностей культуры здоровья, физической культуры;
-гармоничное развитие физических качеств и связанных с ними способностей;
-отношение к здоровью как ценности, условию самореализации, самовыражения и социальной адаптации
-ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

III ступень
Требования к уровню подготовки (образованности) обучающегося (выпускника)
Предметно-информационная составляющая образованности:

  • понимание человека как саморегулирующейся системы;
  • понимание принципов и ценностей культуры здоровья;
  • знание о единстве и особенностях физического, психического, социального и духовного здоровья и путей его сохранения;
  • системные знания в области физкультурного образования;
  • знание особенностей различных оздоровительных систем и их влияния на здоровье.

Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности:

  • владение способами физического развития человека, самооздоровления, выживания в экстремальных ситуациях;
  • умение использовать знания о своих индивидуальных особенностях и склонностях для углубленного освоения избранного вида физических упражнений и спорта, оздоровительной системы;
  • самостоятельное построение тренировочного, оздоровительного или профилактического занятия, решение поставленных задач с учетом своих возможностей и жизненных планов;
  • умение корректировать и дать оценку эффективности своей деятельности; контролировать физические и умственные нагрузки, основываясь на показателях функционирования систем организма и индивидуальных особенностях;
  • применение приемов психосаморегуляции как в экстремальных ситуациях, так и в обыденной жизни;
  • умение противостоять физической и психической агрессии;
  • организация своего досуга, и досуга окружающих людей с помощью средств физической культуры;
  • умение организовывать активный отдых, используя различные спортивные, народные игры, туризм и т.д., формирование здорового образа жизни;
  • рациональное регулирование мышечных напряжений и расслаблений, точное выполнение движений в пространстве и времени;
  • умение составлять индивидуальные комплексы и программы занятий для поддержания хорошего физического состояния.

Средства:
Комплексы общеразвивающих физических упражнений, виды спорта по выбору, ритмическая и атлетическая гимнастика, танцы; туризм, средства закаливания, гигиенические факторы, профессионально-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка, различные виды единоборств, аутогенная и психорегулирующая тренировка и др.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • осознание персональной ответственности за свое здоровье, уважение и соблюдение прав других людей на здоровье, здоровый образ жизни;
  • признание ценности гармоничных отношений между людьми;

- формирование осознанной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни, становление активной жизненной позиции.
Основополагающим элементом в создании механизма здоровьесберегающей среды является проведение мониторинга здоровья: соматического, физического, психического состояния и функциональных возможностей организма человека.
Таким образом, создание комплексной стратегии улучшения здоровья учащихся, разработка системы мер по сохранению здоровья детей, выработка навыков, которыми должен овладеть школьник, является основой формирования здоровьесберегающей среды школы.

Сроки реализации проекта

2 этап - основной (2007-2009 учебный год)
Реализация проекта в соответствии с основными направлениями и требованиями к обучению и оцениванию достижений учащихся.

3 этап – обобщающий (2009 – 2010 учебный год)
Проведение анализа реализации проекта в разрезе направлений. Обобщение результатов деятельности.

Основные мероприятия по реализации проекта представлены в приложении №3
Схемы организации работы по проекту представлены в приложении 4
Управление реализацией проекта
Руководство проектом осуществляет координационный совет, в состав которого входят: руководитель проекта, члены координационного совета из числа администрации, педагоги школы, педагоги-психологи, учителя-логопеды, врач-педиатр и узкие специалисты школы. В функции координационного совета входит планирование мероприятий, контроль за их реализацией, анализ выполнения.

Кадровое обеспечение:

1. Руководитель проекта
2. Психологи
3. специалисты-медицинские работники
-специалист – физиолог компьютерной системы контроля
-специалист – терапевт
-специалист – физиотерапевт
-специалист – стоматолог
-специалист – массажист
-специалист – старшая медицинская сестра
-специалист – медсестра бассейна
4. логопеды
5. социальный педагог
6. специалист ЛФК
7. специалист для реализации программы БОС

Методическое обеспечение:

1.Создание банка здоровьесберегающих технологий.

2.Подготовка методических рекомендаций, дидактического материала по вопросам здоровьесбережения.

3.Включение в план методической работы школы мероприятий по проблеме здоровьесбережения.

4.Пополнение школьной библиотеки пособиями и литературой, направленными на формирование здорового образа жизни.

Возможности распространения
Опыт работы может быть использован любой общеобразовательной школой, планирующей введение здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса при условии понимания:
-из каких элементов состоит система здоровьесберегающего образования;
-как эти элементы можно качественно и количественно оценить при анализе эффективности этого инновационного педагогического подхода.
Возможно, распространение опыта возможно через СМИ, обмен опытом по здоровьесбережению учащихся на уровне города и округа.

Социальный эффект от реализации проекта
Настоящий целевой проект направлен на улучшение здоровья школьников. Реализация проекта основывается на системном подходе, включающем согласованную деятельность всех участников образовательного процесса. Здоровьесберегающее сопровождение учебно-воспитательного процесса удовлетворяет широким образовательным запросам учащихся, родителей и общества, соответствует правовым требованиям со стороны государства, позволяет сделать процесс развития учащихся более социально ориентированным и направленным на решение значимых для общества проблем. Целевой проект способствует целостному развитию личности, её успешной социализации в обществе.

Образцы заданий по формированию мотивации учащихся на здоровый образ жизни представлены в приложении №6.

Читайте также: