Как можно объяснить название драмы скупой рыцарь кратко

Обновлено: 02.07.2024

Он переносит действие произведения во Францию, чтобы никто не догадался, что речь идёт о очень близком ему человеке, об отце. Именно он и есть скупердяй. Вот живёт он себе в Париже в окружении 6 сундуков с золотом. Но оттуда он не берёт ни копейки. Откроет, посмотрит и снова закроет.

Сын рыцаря сильный и храбрый человек, он часто выходит победителем на рыцарских турнирах. Он хорош собой и нравится женскому полу. Но он финансово зависим от отца. И тот манипулирует сыном при помощи денег, оскорбляет его самолюбие и честь. Даже у самого сильного человека можно сломить волю. Коммунизм ещё не наступил, и деньги по-прежнему правят миром сейчас, правили и тогда. Поэтому, сын втайне надеется, что убьёт отца и завладеет деньгами.

Герцог прекращает дуэль. Он называет сына извергом. Но барона убивает сама мысль потери денег. Интересно, а что банков ещё в те времена не было? Положил бы деньги под процент и жил бы себе припеваючи. А он, видимо, хранил их дома, вот и трясся над каждой монеткой.

Страсти накалились до бела, и только смерть одной из сторон сможет успокоить дуэлянтов.

Точный и меткий язык пушкинских сравнений и эпитетов позволяет представить скупого рыцаря. Вот он перебирает золотые монеты, в тёмном подвале среди мерцающего света свечей. Его монолог настолько реалистичен, что можно содрогнуться, представляя себе, как злодейство в крови приползает в этот мрачный сырой подвал. И лижет руки рыцарю. Становится страшно и мерзко от представленной картины.

Время действия трагедии – средневековая Франция. Конец, на пороге стоит новый строй – капитализм. Поэтому, скупой рыцарь с одной стороны – рыцарь, а с другой стороны – ростовщик, даёт деньги в долг под проценты. Вот откуда у него такое огромное количество денег.

У каждого своя правда. Сын видит в отце цепного пса, алжирского раба. А отец в сыне видит ветреного юношу, который не своим горбом заработает деньги, а получит их по наследству. Он его называет безумцем, молодым расточителем, который участвует в разгульных пирушках.

Вариант 2

Сын барона сильный юноша, рыцарь. Красивый и смелый он нравиться девушкам, часто участвует в турнирах и побеждает в них. Но материально Альбер зависит от отца. Юноша не может себе позволить приобретение коня, доспех, да и приличной одежды для выхода в свет. Яркая противоположность отца сын добр к людям. Тяжелое материальное положение сломили волю сына. Он мечтает о получении наследства. Человек чести после оскорбления он вызывает барона Филиппа на поединок, желая его смерти.

Еще один персонаж пьесы – герцог. Он выступает судьей конфликта как представитель власти. Осуждая поступок рыцаря, герцог называет его извергом. Само отношение писателя к событиям, происходящим в трагедии, вложено в речи этого героя.

Как и в любой трагедии развязка сюжета классическая - смерть главного героя. Но для Пушкина, который сумел в небольшом произведении отразить суть конфликта, главное показать психологическую зависимость человека от его порока - скупости.

В мире, где не любят и все эгоистичны, отзывчивая и чувствительная Лариса вначале ощущает себя неуютно. Отчетливо видно, как в самом начале, сидя на берегу, она любуется на Волгу

  • научить анализировать драматическое произведение (определять тему, идею, конфликт драмы),
  • дать понятие о драматическом характере;
  • развивать умение работать с текстом литературного произведения(выборочное чтение, выразительное чтение, чтение по ролям, подбор цитат);
  • воспитывать нравственные качества личности.

Взаимоотношения человека и окружающих его людей- родственников, друзей, врагов, единомышленников, случайных знакомых – тема, всегда волновавшая Пушкина, поэтому в своих произведениях он исследует различные людские страсти и их последствия.

Каждая трагедия превращается в философское рассуждение о любви и ненависти, жизни и смерти, о вечности искусства, о жадности, предательстве, об истинном таланте…

1) -Как вы думаете, какой из перечисленных тем посвящена эта драма?

(Тема жадности, власти денег).

Какие проблемы, связанные с деньгами, могут быть у человека?

(Нехватка денег, или, наоборот, слишком большое их количество, неумение распорядиться деньгами, жадность …)

Можно ли по названию этой драмы судить о теме и идее произведения?

К концу 12 века рыцарство начинает восприниматься как носитель этических идеалов. Рыцарский кодекс чести включает в себя такие ценности, как отвага, мужество, верность, защита слабого. Резкое осуждение вызывали предательство, месть, скупость. Существовали особые правила поведения рыцаря в сражении: нельзя было отступать, проявлять неуважение к противнику, запрещалось наносить смертельные удары сзади, убивать безоружного. Рыцари проявляли гуманность к противнику, особенно если он ранен.

Свои победы в бою или на турнирах рыцарь посвящал своей даме сердца, поэтому эпоха рыцарства связана еще и с романтическими чувствами: любовью, влюбленность, самопожертвованием ради любимой.)

(Термин записывается в тетради или языковедческие словарики)

4) - Кого из героев драмы можно назвать скупым рыцарем?

Что мы знаем о Бароне из 1 сцены?

(Учащиеся работают с текстом. Зачитывают цитаты)

Геройству что виною было? – скупость
Да! Заразиться здесь нетрудно ею
Под кровлею одной с моим отцом.

Да ты б ему сказал, что мой отец
Богат и сам, как жид, …

Барон здоров. Бог даст – лет десять, двадцать
И двадцать пять и тридцать проживет…

О! Мой отец не слуг и не друзей
В них видит, а господ;…

5) Чтение Монолога Барона (Сцена 2)

Объясните, откуда взялась скупость у барона? Какая главная черта характера Барона подчиняет себе все остальные? Найдите ключевое слово, ключевой образ.

С кем сравнивает себя Барон?

(С царем, повелевающим своими воинами)

Кем раньше был Барон?

(Воином, рыцарем меча и верности, в молодости он не думал о сундуках с дублонами)

Что изменилось, кем стал он сейчас?

(Ростовщиком)

6) Словарная работа.

7) Анализ сцены 3.

Что говорит Герцог о бароне? Как звали барона, что узнаем мы о нем из его приветствия Герцогу?

(Филипп – имя королей и герцогов. Барон жил при дворе Герцога, был первым среди равных.)

Умер ли рыцарь в бароне?

(Нет. Барон оскорблен сыном в присутствии герцога, и это усиливает его обиду. Он вызывает сына на дуэль)

Почему Барон, бывший настоящим рыцарем, стал ростовщиком?

(Он привык к власти. В дни его молодости власть давалась мечом, рыцарским достоинством, баронскими привилегиями, воинским делом)

Что же изменилось?

Приходит другое время и с ним другое поколение дворян. Чего боится Барон?

(Разорения накопленных богатств)

Что можно сказать о сыне барона – Альбере? Как ему живется? Можно ли назвать его рыцарем?

Что движет Альбером, когда он на турнире удивляет всех своим мужеством?

Сам Альбер – скупец, как его отец?

(Нет. Он отдает последнюю бутылку вина больному кузнецу, он не согласен отравить отца и пойти на преступление ради денег)

Что можно сказать об отношениях отца и сына – Барона и Альбера?

(Барон обвиняет сына в замысле отцеубийства, в стремлении обокрасть его)

8) Чтение по ролям сцены ссоры отца и сына.

Из-за чего произошла ссора?

О чем думает Барон в последние минуты своей жизни?

Прочитайте последние слова Герцога.

Он умер Боже!
Ужасный век, ужасные сердца!

О каком веке говорит Герцог? (О веке денег)

3. Выводы. Заключительная часть урока. (Слово учителя)

В основе любого драматического произведения положен конфликт. Благодаря ему происходит развитие действия. Что же стало причиной трагедии? (Значение терминов записывается в тетради)

Это власть денег, которые правят людьми. Сила денег несет миру великие страдания бедняков, преступления, совершаемые во имя золота. Из-за денег родные, близкие люди становятся врагами, готовы убить друг друга.

Тема скупости, власти денег – одна из вечных тем мирового искусства и литературы. Писатели разных стран посвящали ей свои произведения:

4. Домашнее задание:

История создания

Тема и сюжет

Герои и образы

Барон богат, но скуп. У него шесть сундуков, полных золота, из которых он не берёт ни копейки. Деньги - не слуги и не друзья для него, как для ростовщика Соломона, а господа. Барон не хочет признаться себе в том, что деньги поработили его. Он считает, что благодаря деньгам, спокойно спящим в сундуках, ему подвластно всё: любовь, вдохновение, гений, добродетель, труд, даже злодейство. Барон готов убить всякого, кто покусится на его богатство, даже собственного сына, которого вызывает на дуэль. Дуэли препятствует герцог, но барона убивает сама возможность потери денег. Страсть, которой одержим барон, поглощает его.

Иное отношение к деньгам у Соломона: это способ достижения цели, выживания. Но, как и барон, ради обогащения он не гнушается ничем, предлагая Альберу отравить собственного отца.

Альбер - достойный молодой рыцарь, сильный и храбрый, побеждающий на турнирах и пользующийся благосклонностью дам. Он полностью зависим от отца. Юноше не на что купить шлем и доспехи, платье для пира и коня для турнира, только от безысходности он решается жаловаться герцогу.

Альбер обладает прекрасными душевными качествами, он добрый, отдаёт последнюю бутылку вина больному кузнецу. Но он сломлен обстоятельствами и мечтает о том времени, когда золото перейдёт к нему по наследству. Когда ростовщик Соломон предлагает свести Альбера с аптекарем, продающим яд, чтобы отравить отца, рыцарь с позором его изгоняет. А вскоре Альбер уже принимает вызов барона на поединок, он готов драться насмерть с собственным отцом, оскорбившим его честь. Герцог за этот поступок называет Альбера извергом.

Герцог в трагедии - представитель власти, добровольно взявший на себя это бремя. Свой век и сердца людей герцог называет ужасными. Устами герцога Пушкин говорит и о своём времени.

Проблематика

Основной конфликт внешний: между скупым рыцарем и его сыном, претендующим на свою долю. Барон считает, что богатство нужно выстрадать, чтобы не расточать. Цель барона - сохранить и преумножить, цель Альбера - использовать и насладиться. Конфликт вызван столкновением этих интересов. Он усугубляется участием герцога, которому барон вынужден клеветать на сына. Сила конфликта такова, что только смерть одной из сторон может разрешить его. Страсть разрушает скупого рыцаря, читатель может только догадываться о судьбе его богатств.

Стиль и художественное своеобразие

Сердце мне теснит
Какое-то неведомое чувство.
Нас уверяют медики: есть люди,
В убийстве находящие приятность.
Когда я ключ в замок влагаю, то же
Я чувствую, что чувствовать должны
Они, вонзая в жертву нож: приятно
И страшно вместе.

Пушкин. Скупой рыцарь. Аудиокнига

Как всегда, от одного главного порока рождаются другие. Мы ясно видим это на примере скупого рыцаря. От скупости в нем развилась безжалостность; достаточно вспомнить несчастную вдову с тремя детьми, которая принесла долг мужа и умоляла барона пожалеть ее. Разглядывая горсть золота в своей руке, он вспоминает:

Тут есть дублон старинный. вот он. Нынче
Вдова мне отдала его, но прежде
С тремя детьми полдня перед окном
Она стояла на коленях, воя.
Шел дождь, и перестал, и вновь пошел,
Притворщица не трогалась; я мог бы
Ее прогнать, но что-то мне шептало,
Что мужнин долг она мне принесла
И не захочет завтра быть в тюрьме.

Я свистну, и ко мне послушно, робко
Вползет окровавленное злодейство,
И руку будет мне лизать, и в очи
Смотреть, в них знак моей читая воли.
Мне все послушно, я же – ничему.

О, если б из могилы
Придти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне!

На сына своего рыцарь клевещет, чернит его в глазах герцога только из страха, что тот будет тратить накопленные отцом деньги.

И в то же время барон – живая душа, в нем еще есть человеческие чувства; угрызения совести еще не умерли в нем, он знает их муки:

Совесть,
Когтистый зверь, скребящий сердце, совесть,
Незванный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; эта ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы
Смущаются и мертвых высылают!

Видно много выстрадал барон в борьбе со своей совестью, стараясь заглушить ее голос.

Скупой рыцарь. Картина К. Маковского, 1890-е

Проблематика и поэтика "Маленьких трагедий" А. С. Пушкина. тип трагического героя. "Маленькие трагедии" как цикл.

История создания

Замысел этих произведений вынашивал несколько лет.

Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает,

Но и любовь мелодия…

В прошлое вместе с романтизмом ушли замыслы произведений, в которых сталкиваются человеческие страсти между собой (например, Ромул и Рем, Димитрий и Марина, Курбский и Иван Грозный). В по-прежнему волнующем Пушкина конфликте между человеком и жизненной стихией теперь внимание перенесено на последнюю:

Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

Что ты значишь, скучный шепот?

Укоризна или ропот

Мной утраченного дня?

От меня чего ты хочешь?

Жанровые истоки

Пушкина привлекает лаконичность драматических миниатюр английского поэта (Б.Корнуолла - английского поэта-романтика, друга Байрона).

Для Пушкина характерно стремление к экономии выразительных средств в произведениях, он стремится к предельной простоте . => внимание Пушкина привлекает драматургия Расина, который провозгласил принцип бедного действием сюжета. Ничто не должно отвлекать зрителя или читателя от сути конфликта.

Проблематика

Первая - рыцарь Альбер, бедный, нуждается в деньгах для ремонта доспехов; презирая деньги и ростовщиков, он вынужден просить у жида продлить долг и дать еще взаймы денег. Кульминация действия этой сцены - предложение жида Альберу отравить отца , богатого старого барона. Альбер гневается, то разным мелочам его поведения (быстрой отходчивости) можно судить, что он действительно желает смерти отца.

Вторая сцена целиком посвящена антиподу Альбера - его отцу Барону. Вся сцена представляет собой монолог барона над золотом в подвале. Пушкин показал бездонную сложность скупости как романтической страсти .

Третья сцена - у герцога. Антиподы встречаются. Отец из скупости говорит герцогу, что сын его пытался обокрасть и желал его смерти. Он врёт, но - парадоксально - он точно угадал, о чём мечтает Альбер. Альбер заявляет отцу, что тот его оклеветал, это и правда и неправда одновременно. Разобраться в этом сплетении скупости, зависти, лжи и правды невозможно.

В этом, вероятно, и была цель Пушкина - показать неисчерпаемую противоречивость каждого жизненного факта . Никого из героев невозможно определить однозначно.

В основу трагедии легла рассказанная в газетах в 1826 г. легенда о том, что известный венский композитор Антонио Сальери перед смертью будто бы признался в страшном преступленье: отравлении Моцарта. Пушкин знал эту легенду, и считал Сальери способным на убийство из зависти.

В чём разница между Моцартом и Сальери, в чем суть конфликта?

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию (V, 306)

Итог, главное в трагедии: Пушкину интересно соотношение хорошего и плохого в искусстве. Гений должен нарушать нормы, поэтому он всегда нарушитель, в какой-то мере злодей. Искусство никогда не бывает умильно спокойным, оно всегда борение страстей. В этой трагедии Пушкин рассмотрел это в крайних, чрезмерных воплощениях.

- нет прямого столкновения двух антагонистов . Статуя командора не может быть оценена в качестве равноправного с доном Гуаном персонажа.

Амбивалентность любви и смерти не была неожиданным открытием Пушкина, эта тема уже существовала в литературе, в том числе современной Пушкину.

- не разделена на сцены .

Во всех трагедиях цикла торжествует смерть, но она была каждый раз лишь мигом, в жизни героя.

Именно в добавленных фрагментах сконцентрирован основной философский тезис Пушкина: есть два способа противостояния человека самым тяжелым жизненным испытаниям - самоотверженная любовь и гордое упоение поединком с роком. Первый вариант звучит в песне Мери - она призывает своего возлюбленного после смерти к ней не прикасаться, чтобы не заразиться, то есть он его любит и после своей смерти:

Если рання могила

Суждена моей весне -

Ты, кого я так любила,

Чья любовь отрада мне, -

Я молю: не приближайся

К телу Дженни ты своей,

Уст умерших не касайся,

Следуй издали за ней.

И потом оставь селенье!

Где б ты мог души мученье

Усладить и отдохнуть.

И когда зараза минет,

Посети мой бедный прах;

А Эдмона не покинет

Дженни даже в небесах! (V, С.352-353)

В гимне Вальсингама представлен другой вариант поведения:

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане,

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении Чумы.

Всё, всё, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Бессмертья, может быть, залог!

И счастлив тот, кто средь волненья

Их обретать и ведать мог. (V, С.356)

Принципы худ. единства :

1) оксюморон в названии,

2) главная мысль в виде сентенции обычно содержится в начале пьес, как бы подчёркивая фрагментарность,

3) все трагедии монологичны, то есть буквально выглядят как монолог одного персонажа, прерываемый репликами и вопросами других (рудиментарный остаток поэмы),

4) единая тема - парадоксы гармонии,

Главные и второстепенные герои трагедии А. С. Пушкина Скупой рыцарь

Главные и второстепенные герои

Краткое содержание пьесы Скупой рыцарь

  • Барон. Скуповатый мужчина зрелого возраста, ещё крепкий, раньше был рыцарем. Старательно копит деньги и ценности и в этом видит смысл жизни.
  • Альбер. Молодой человек 20 лет, страдает от скупости отца, потому что тот не выделяет ему денег на безбедное существование.
  • Еврей Соломон. Ростовщик, у которого Альбер часто берёт в долг.
  • Иван. Оруженосец Альбера, его верный слуга. Искусствоведы долго спорили, почему Пушкин выбрал такое русское имя, когда других героев зовут Альбером, Соломоном, Клотильдой, однако так и не пришли к единому мнению.
  • Герцог. Высокопоставленный чиновник, в подчинении которого находятся местные богачи и крестьяне. В конфликте Альбера и его отца выступает судьёй.

Ещё не достигнув преклонных лет, барон сумел накопить 6 сундуков золота. Он не пользуется этими деньгами и не извлекает из них выгоды, в отличие от еврея. Золото поработило бывшего рыцаря, но он не хочет признаться в этом даже себе. Богач уверен, что благодаря огромному состоянию он может приобрести нематериальные блага:

  • труд;
  • злодейство;
  • добродетель;
  • талант;
  • вдохновение;
  • любовь.

Проблематика и конфликт в пьесе Скупой рыцарь

Мысль, что кто-то может покуситься на золото, вызывает у барона приступ ярости. Он не останавливается даже перед тем, чтобы из-за богатства погубить сына. Но судьба распоряжается иначе: поединок не состоялся, потому что вмешался герцог, а барон умер, одержимый страстью к деньгам.

Соломон относится к богатству иначе, деньги для него служат инструментом, позволяющим достичь многих целей. Кроме того, без золота невозможно выжить. Поэтому ради заработка ростовщик готов пойти на многое и даже согласен помочь молодому рыцарю отравить скупого барона.

Композиция, жанр и художественное своеобразие

Молодой человек обладает прекрасными душевными качествами, его нельзя назвать бессердечным. Когда заболевает кузнец, юноша отдаёт ему бутылку вина — последнюю, которая была у него. Но сложные жизненные обстоятельства ослабили дух, и рыцарь стал дожидаться, когда к нему по наследству перейдёт состояние отца. Тем не менее, Альбер не соглашается на предложение Соломона — познакомить его с аптекарем, торгующим ядом. Этот маленький эпизод показывает, что молодой человек не растерял душевные качества, несмотря на бедность.

Когда барон заподозрил сына в том, что тот хочет его обокрасть, Альбер принял вызов и подобрал брошенную перчатку. Герцог, присутствовавший при этой сцене, назвал молодого рыцаря тигрёнком и извергом. Представитель власти показан благородным. Вероятно, он понял, что солидный барон клевещет на сына, а точнее, заблуждается на его счёт. Однако он сокрушается о нравах и сердцах людей, которые из-за денег очерствели и стали ужасными.

Краткое содержание

Главный герой в пьесе Скупой рыцарь

Пьеса начинается с того, что юный рыцарь рассказывает о своих проблемах оруженосцу Ивану. Юноша, принадлежащий к богатому и знатному роду, стеснён в деньгах, и это приводит его в уныние. Во время недавнего поединка он победил противника — графа Делоржа, а тот пробил шлем Альбера копьём. Вместо испорченных доспехов нужны новые, иначе рыцарь не сможет участвовать в турнирах.

Конь юноши тоже пострадал в поединке, а значит, нужен новый. Также молодой дворянин нуждается в платье. Ему нечего надеть на званый ужин, и он сидит в доспехах, а дамам говорит, что оказался здесь случайно. В беседе с оруженосцем Альбер говорит, что к победе его привела скупость отца, а не храбрость. Барон выделяет на содержание крохи, и молодой человек горько сетует на бедность.

Размышления старика о богатстве

Сюжет из пьесы Скупой рыцарь

У каждой золотой монеты, оказавшейся в сундуке, есть своя история. Один старинный дублон принесла вдова. Её муж погиб, а перед этим задолжал. Женщина, растившая троих детей, полдня рыдала под дождём, но так и не сумела разжалобить богача. Ещё одна монета досталась барону от проходимца и плута, который, вероятно, украл её у прохожего. Похожие истории есть и у остальных денег, но старого скрягу это не трогает.

Радость от обладания несметным богатством омрачается предчувствием скорой кончины. Скупой рыцарь понимает: жить ему осталось недолго. Он знает, что после смерти богатство достанется беспечному юноше. Барон всю жизнь терпел лишения, чтобы наполнить сундуки золотыми дублонами, и его гложет мысль о том, что сын пустит добро на ветер. Весёлые приятели, юные красавицы вмиг сделают так, что от богатства не останется и следа.

Смысл перенесенный автором пьесы Скупой рыцарь

Кульминация и развязка

Альбер приходит к герцогу и рассказывает, как стыдно ему за свою бедность. Просьба молодого человека заключается в том, чтобы высокопоставленный господин образумил старого скрягу. Герцог вспоминает дни своей молодости и дружбу деда с бароном, который тогда тоже был молод. Благодаря трогательным моментам, всплывшим в памяти, герцог соглашается помочь молодому человеку.

Во время беседы герцог замечает в окне барона и просит Альбера спрятаться в другой комнате. Отец заходит в покои, и затем события разворачиваются следующим образом:

  • титулованный чиновник и барон обмениваются приветствиями и любезностями;
  • герцог предлагает старому рыцарю, чтобы тот прислал к нему молодого человека;
  • старик отвечает, что это невозможно, ведь Альбер задумал обворовать его;
  • сын не выдерживает такого обвинения и выбегает из комнаты, восклицая, что отец лжёт;
  • скупой рыцарь бросает перчатку, тем самым предлагая юноше поучаствовать в дуэли;
  • молодой человек поднимает её;
  • герцог с изумлением наблюдает за ужасной сценой, понимая, что отец и сын стоят друг друга.

Высокопоставленный господин разгневан, он разнимает ссорящихся и выдворяет их прочь. Сердце барона не выдерживает, и он умирает. Герцог сокрушается об ужасном веке и таких же сердцах.

Проблематика, конфликт и композиция

  • потеря достоинства;
  • деградация личности;
  • утрата чувства стыда.

Анализ пьесы Скупой рыцарь

Скупой барон готов оклеветать сына, только бы не расставаться с накопленным золотом. Основной конфликт разворачивается между сыном и отцом. Старик семьи считает, что богатство не должно доставаться легко, иначе оно будет истрачено впустую. Интересы старшего и младшего членов семьи вступают в противоречие: отец уверен, что богатство нужно приумножать, а сын — что его надо потратить.

Тема произведения — противостояние скупости и бедности, гордыни и благородства, порока и добродетели. Конфликт усиливается, когда его действующим лицом становится герцог. Старый барон, чтобы не потерять состояние, решается оклеветать юношу, и после этого разрешить ситуацию способна только смерть одного из участников. Барон так сильно любит своё золото, что страсть оказывается сильнее жизни.

Композиционно трагедия представляет собой три сцены. Деление на главы отсутствует. В первой сцене говорится о том, что Альбер страдает от бедности. Ему стыдно, что нет денег на предметы, необходимые каждому рыцарю. Во второй сцене перед зрителем предстаёт скупой старик. Он произносит монолог, из которого ясно, что им владеет скупость. Третья сцена — развязка драмы. Герцог честен и справедлив, и ему больно осознавать, как ужасны сердца людей.

Жанр и художественное своеобразие

Краткий пересказ пьесы Скупой рыцарь

Все образы, показанные в трагедии, отражают особенности времени, надолго остаются в памяти и вызывают гамму эмоций. Прочесть это произведение стоит всем, кто ещё успел этого сделать.

Он переносит действие произведения во Францию, чтобы никто не догадался, что речь идёт о очень близком ему человеке, об отце. Именно он и есть скупердяй. Вот живёт он себе в Париже в окружении 6 сундуков с золотом. Но оттуда он не берёт ни копейки. Откроет, посмотрит и снова закроет.

Сын рыцаря сильный и храбрый человек, он часто выходит победителем на рыцарских турнирах. Он хорош собой и нравится женскому полу. Но он финансово зависим от отца. И тот манипулирует сыном при помощи денег, оскорбляет его самолюбие и честь. Даже у самого сильного человека можно сломить волю. Коммунизм ещё не наступил, и деньги по-прежнему правят миром сейчас, правили и тогда. Поэтому, сын втайне надеется, что убьёт отца и завладеет деньгами.

Герцог прекращает дуэль. Он называет сына извергом. Но барона убивает сама мысль потери денег. Интересно, а что банков ещё в те времена не было? Положил бы деньги под процент и жил бы себе припеваючи. А он, видимо, хранил их дома, вот и трясся над каждой монеткой.

Страсти накалились до бела, и только смерть одной из сторон сможет успокоить дуэлянтов.

Точный и меткий язык пушкинских сравнений и эпитетов позволяет представить скупого рыцаря. Вот он перебирает золотые монеты, в тёмном подвале среди мерцающего света свечей. Его монолог настолько реалистичен, что можно содрогнуться, представляя себе, как злодейство в крови приползает в этот мрачный сырой подвал. И лижет руки рыцарю. Становится страшно и мерзко от представленной картины.

Время действия трагедии – средневековая Франция. Конец, на пороге стоит новый строй – капитализм. Поэтому, скупой рыцарь с одной стороны – рыцарь, а с другой стороны – ростовщик, даёт деньги в долг под проценты. Вот откуда у него такое огромное количество денег.

У каждого своя правда. Сын видит в отце цепного пса, алжирского раба. А отец в сыне видит ветреного юношу, который не своим горбом заработает деньги, а получит их по наследству. Он его называет безумцем, молодым расточителем, который участвует в разгульных пирушках.

Главные и второстепенные герои

Краткое содержание пьесы Скупой рыцарь

  • Барон. Скуповатый мужчина зрелого возраста, ещё крепкий, раньше был рыцарем. Старательно копит деньги и ценности и в этом видит смысл жизни.
  • Альбер. Молодой человек 20 лет, страдает от скупости отца, потому что тот не выделяет ему денег на безбедное существование.
  • Еврей Соломон. Ростовщик, у которого Альбер часто берёт в долг.
  • Иван. Оруженосец Альбера, его верный слуга. Искусствоведы долго спорили, почему Пушкин выбрал такое русское имя, когда других героев зовут Альбером, Соломоном, Клотильдой, однако так и не пришли к единому мнению.
  • Герцог. Высокопоставленный чиновник, в подчинении которого находятся местные богачи и крестьяне. В конфликте Альбера и его отца выступает судьёй.

Ещё не достигнув преклонных лет, барон сумел накопить 6 сундуков золота. Он не пользуется этими деньгами и не извлекает из них выгоды, в отличие от еврея. Золото поработило бывшего рыцаря, но он не хочет признаться в этом даже себе. Богач уверен, что благодаря огромному состоянию он может приобрести нематериальные блага:

  • труд;
  • злодейство;
  • добродетель;
  • талант;
  • вдохновение;
  • любовь.

Проблематика и конфликт в пьесе Скупой рыцарь

Мысль, что кто-то может покуситься на золото, вызывает у барона приступ ярости. Он не останавливается даже перед тем, чтобы из-за богатства погубить сына. Но судьба распоряжается иначе: поединок не состоялся, потому что вмешался герцог, а барон умер, одержимый страстью к деньгам.

Соломон относится к богатству иначе, деньги для него служат инструментом, позволяющим достичь многих целей. Кроме того, без золота невозможно выжить. Поэтому ради заработка ростовщик готов пойти на многое и даже согласен помочь молодому рыцарю отравить скупого барона.

Композиция, жанр и художественное своеобразие

Молодой человек обладает прекрасными душевными качествами, его нельзя назвать бессердечным. Когда заболевает кузнец, юноша отдаёт ему бутылку вина — последнюю, которая была у него. Но сложные жизненные обстоятельства ослабили дух, и рыцарь стал дожидаться, когда к нему по наследству перейдёт состояние отца. Тем не менее, Альбер не соглашается на предложение Соломона — познакомить его с аптекарем, торгующим ядом. Этот маленький эпизод показывает, что молодой человек не растерял душевные качества, несмотря на бедность.

Когда барон заподозрил сына в том, что тот хочет его обокрасть, Альбер принял вызов и подобрал брошенную перчатку. Герцог, присутствовавший при этой сцене, назвал молодого рыцаря тигрёнком и извергом. Представитель власти показан благородным. Вероятно, он понял, что солидный барон клевещет на сына, а точнее, заблуждается на его счёт. Однако он сокрушается о нравах и сердцах людей, которые из-за денег очерствели и стали ужасными.

Маленькая трагедия


Выбор сюжета автобиографичен. С юношеских лет у Пушкина сложились трудные финансовые отношения с отцом. Скупость Сергея Львовича не позволила выпускнику Царскосельского лицея определиться в престижный лейб-гвардейский гусарский полк. Позднее в письмах к брату Льву поэт неоднократно жаловался на скудную материальную поддержку от родителя. О бедности Александра упоминает наместник Бессарабии генерал Инзов в депеше министру иностранных дел Иоанну Каподистрию.

Сюжетная линия

События происходят в эпоху феодализма, в середине XV века. Место действия — герцогство Бургундия.

Персонажи пьесы:

  • Герцог, местный правитель.
  • Филипп, французский барон.
  • Альбер, его сын.
  • Соломон, ростовщик.
  • Иван, слуга Альбера.

Сцена 1. Альбер сетует на отсутствие денег, которое не позволяет купить амуницию и коня для участия в рыцарских турнирах. Бедность не даёт возможности обзавестись приличной одеждой, чтобы присутствовать на герцогских пирах. Иван сообщает о приходе Соломона.

Ростовщик отказывается давать в долг 100 червонцев и предлагает юноше отравить отца. Альбер, взбешённый низостью жида, собирается повесить процентщика. Соломон убегает. Молодой рыцарь решает пожаловаться Герцогу на родителя.

Сцена 2. Барон спускается в подвал, где стоят шесть сундуков. Здесь хранятся сокровища старика. Филипп любуется кладом и размышляет о могуществе денег.

Сцена 3. Герцог и Альбер беседуют в за́мке. Завидев приближение отца, юноша уходит. Правитель предлагает старому рыцарю назначить сыну приличное содержание. На это Барон отвечает, что наследник намеревается убить его. Услышав лживое обвинение, Альбер вбегает в комнату. Старик вызывает молодого человека на дуэль. Но поединок не состоялся. Барон умирает от сердечного приступа.

Краткое содержание

Главный герой в пьесе Скупой рыцарь

Пьеса начинается с того, что юный рыцарь рассказывает о своих проблемах оруженосцу Ивану. Юноша, принадлежащий к богатому и знатному роду, стеснён в деньгах, и это приводит его в уныние. Во время недавнего поединка он победил противника — графа Делоржа, а тот пробил шлем Альбера копьём. Вместо испорченных доспехов нужны новые, иначе рыцарь не сможет участвовать в турнирах.

Конь юноши тоже пострадал в поединке, а значит, нужен новый. Также молодой дворянин нуждается в платье. Ему нечего надеть на званый ужин, и он сидит в доспехах, а дамам говорит, что оказался здесь случайно. В беседе с оруженосцем Альбер говорит, что к победе его привела скупость отца, а не храбрость. Барон выделяет на содержание крохи, и молодой человек горько сетует на бедность.

Размышления старика о богатстве

Сюжет из пьесы Скупой рыцарь

У каждой золотой монеты, оказавшейся в сундуке, есть своя история. Один старинный дублон принесла вдова. Её муж погиб, а перед этим задолжал. Женщина, растившая троих детей, полдня рыдала под дождём, но так и не сумела разжалобить богача. Ещё одна монета досталась барону от проходимца и плута, который, вероятно, украл её у прохожего. Похожие истории есть и у остальных денег, но старого скрягу это не трогает.

Радость от обладания несметным богатством омрачается предчувствием скорой кончины. Скупой рыцарь понимает: жить ему осталось недолго. Он знает, что после смерти богатство достанется беспечному юноше. Барон всю жизнь терпел лишения, чтобы наполнить сундуки золотыми дублонами, и его гложет мысль о том, что сын пустит добро на ветер. Весёлые приятели, юные красавицы вмиг сделают так, что от богатства не останется и следа.

Смысл перенесенный автором пьесы Скупой рыцарь

Кульминация и развязка

Альбер приходит к герцогу и рассказывает, как стыдно ему за свою бедность. Просьба молодого человека заключается в том, чтобы высокопоставленный господин образумил старого скрягу. Герцог вспоминает дни своей молодости и дружбу деда с бароном, который тогда тоже был молод. Благодаря трогательным моментам, всплывшим в памяти, герцог соглашается помочь молодому человеку.

Во время беседы герцог замечает в окне барона и просит Альбера спрятаться в другой комнате. Отец заходит в покои, и затем события разворачиваются следующим образом:

  • титулованный чиновник и барон обмениваются приветствиями и любезностями;
  • герцог предлагает старому рыцарю, чтобы тот прислал к нему молодого человека;
  • старик отвечает, что это невозможно, ведь Альбер задумал обворовать его;
  • сын не выдерживает такого обвинения и выбегает из комнаты, восклицая, что отец лжёт;
  • скупой рыцарь бросает перчатку, тем самым предлагая юноше поучаствовать в дуэли;
  • молодой человек поднимает её;
  • герцог с изумлением наблюдает за ужасной сценой, понимая, что отец и сын стоят друг друга.

Высокопоставленный господин разгневан, он разнимает ссорящихся и выдворяет их прочь. Сердце барона не выдерживает, и он умирает. Герцог сокрушается об ужасном веке и таких же сердцах.

Проблематика, конфликт и композиция

  • потеря достоинства;
  • деградация личности;
  • утрата чувства стыда.

Анализ пьесы Скупой рыцарь

Скупой барон готов оклеветать сына, только бы не расставаться с накопленным золотом. Основной конфликт разворачивается между сыном и отцом. Старик семьи считает, что богатство не должно доставаться легко, иначе оно будет истрачено впустую. Интересы старшего и младшего членов семьи вступают в противоречие: отец уверен, что богатство нужно приумножать, а сын — что его надо потратить.

Тема произведения — противостояние скупости и бедности, гордыни и благородства, порока и добродетели. Конфликт усиливается, когда его действующим лицом становится герцог. Старый барон, чтобы не потерять состояние, решается оклеветать юношу, и после этого разрешить ситуацию способна только смерть одного из участников. Барон так сильно любит своё золото, что страсть оказывается сильнее жизни.

Композиционно трагедия представляет собой три сцены. Деление на главы отсутствует. В первой сцене говорится о том, что Альбер страдает от бедности. Ему стыдно, что нет денег на предметы, необходимые каждому рыцарю. Во второй сцене перед зрителем предстаёт скупой старик. Он произносит монолог, из которого ясно, что им владеет скупость. Третья сцена — развязка драмы. Герцог честен и справедлив, и ему больно осознавать, как ужасны сердца людей.

Знакомство с храбрым, но бедным рыцарем

Молодой рыцарь, которого зовут Альбер, собирается на очередной турнир. Он попросил слугу Ивана принести его шлем. Как оказалось, тот пробит насквозь. Причиной этому было предыдущее участие в битве с рыцарем Делоржем. Альберт расстроен. Но Иван пытается утешить своего хозяина, говоря, что не стоит печалиться из-за поврежденного шлема. Ведь молодой Альбер все-таки отплатил обидчику. Противник до сих пор еще не оправился от страшного удара.

Но рыцарь отвечает, что именно поврежденный шлем и придал ему геройства. Именно скупость стала причиной, чтобы окончательно повергнуть противника. Альбер жалуется на свою нищету и скромность, которая не дала ему снять с Делоржа шлем. Он рассказывает слуге, что во время обедов у герцога все рыцари сидят за столом в шикарных нарядах, которые сшиты из дорогих тканей, в то время как Альберу из-за отсутствия денег для покупки новой одежды приходится присутствовать в латах…


Так начинается сама трагедия, и с этого мы начали излагать ее краткое содержание.

Жанр и художественное своеобразие

Краткий пересказ пьесы Скупой рыцарь

Все образы, показанные в трагедии, отражают особенности времени, надолго остаются в памяти и вызывают гамму эмоций. Прочесть это произведение стоит всем, кто ещё успел этого сделать.

О тематике и сюжете произведения

Понятие рыцарской чести деформировалось не только в сознании барона, изменилось и все феодальное общество в целом. Главными качествами стали эгоизм и возвышение собственных интересов над интересами других людей, даже самых близких.

Происхождение истории сюжета автобиографическое. Тяжелые взаимоотношения с отцом способствовали созданию произведения. Александр Сергеевич, сам не раз оказывался без средств к существованию. Находясь в ссылке, автор обращался за помощью к отцу. Но Сергей Львович был равнодушен к просьбам сына, ссылаясь на недостаток благосостояния. При поступлении юного Пушкина в гвардейский полк, выбор был сделан в пользу более бюджетного подразделения, опять же по причине скупости отца.

В истории Пушкин не дает оценку болезненным взаимоотношениям между отцом и сыном. Он очень ярко раскрывает тему власти богатства над человеком и обществом в целом. Заботливое отношение к материальным благам - бережливость, переросшая в личную материальную зависимость, заманивает человека в ловушку, обрекая на неудачи. Когда душу состоятельного человека захватывает скупость, интересы членов семьи и общества, забота о близких и простые человеческие отношения обесцениваются.

Вариант 2

Действие пьесы разворачивается во Франции в эпоху средневековья. В образе барона Филиппа поэт изобразил богатого, но скупого человека. Он владелец шести сундуков, наполненных золотом. Однако он не берет из них ни копейки. Барон Филипп – человек с огромной волей. Главная цель его жизни – это накопление золота. Но барон не признает тот факт, что его поработила любовь к деньгам. Первоначально барон воспринимает деньги как средство обретения полной независимости и свободы. Но затем жажда наживы поглощает этого мужчину, лишая его не только простых человеческих качеств, но и отцовских чувств. Барон воспринимает собственного сына как своего смертельного врага. В тоже время он наивно полагает, что с помощью денег может заполучить все: любовь, доброту, вдохновение. Филипп ради денег готов на все, даже на убийство родного сына, которого впоследствии вызывает на дуэль. Пагубная страсть к деньгам изменила достойного человека. Деньги поработили барона.

Сын барона Альбер – сильный и храбрый юноша, благородный рыцарь. Он нравится девушкам и частенько побеждает на рыцарских турнирах. Однако он финансово зависим от отца. У Альбера нет денег на покупку шлема и доспех, платья для пира и коня для турнира. В отличие от своего отца Альбер – прекрасный душевный человек, щедрый и добрый. Он не жалеет последнюю бутылку вина и отдает ее больному кузнецу. Однако безденежные обстоятельства сломили его и заставили мечтать о том времени, когда он унаследует все золото своего отца. Альбер соглашается на поединок со своим отцом, он готов сражаться насмерть с бароном, оскорбившим его честь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ трагедии Скупой рыцарь

Популярные сегодня темы

Классическими становятся такие произведения, которые раскрывают главные темы в жизни людей. Из подобных повестей, рассказов, стихотворений и романов люди получают опыт по решению различных жизненных проблем

В своем романе Гончаров вводит существенное количество второстепенных персонажей, многие из которых представляют образы простых людей. В частности Анисья является служанкой Обломова

На полотне Алексея Саврасова изображен простой, непримечательный пейзаж русской природы, показанный во время распутицы. В нижней части картины находится фрагмент проселочной дороги размытой дождем

Каждый человек в своей жизни слышал фразу о том, что он должен быть хорошим собеседником. Что он должен учиться правильно общаться, и поддерживать контакты с окружающими его людьми

Читайте также: